365 дней ТВ представляет | Женщины в русской истории | Выпуск № 29Антонина Васильевна Нежданова#365днейТВ #История #ЖенщиныВРусскойИстории #ИсторияРоссии #Ве.
Нежданова, Антонина Васильевна
Заметив недоумение Неждановой, антрепренер пояснил, что выступавшая в партии Лакмэ незадолго до Неждановой певица невероятно мучилась, когда пела эту сложную арию; он решил, что Антонина Васильевна спела упрощенный вариант, поскольку ее пение было очень. Нежданова Антонина Васильевна. Родилась 17 (29) июля 1873 года в Балка, близ Одессы, Херсонская губерния, Российская империя, ныне в черте г. Одесса, Украина. Заметив недоумение Неждановой, антрепренер пояснил, что выступавшая в партии Лакмэ незадолго до Неждановой певица невероятно мучилась, когда пела эту сложную арию; он решил, что Антонина Васильевна спела упрощенный вариант. Антонина Васильевна Нежданова — чем известна, биография, достижения и успехи в музыке — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Он был совершенно сражен талантом и красотой Антонины Васильевны Неждановой, прежде всего, конечно, ее музыкальным талантом.
День одного исполнителя. Антонина Васильевна Нежданова
16 июня 1873 года в селе Кривая Балка близ Одессы в семье сельских учителей родилась оперная и камерная певица Антонина Нежданова. Новости часа: Собянин принял решение о комплексном развитии части промзоны Калибр. В центре столицы отремонтируют дом, в котором жила оперная певица Антонина Нежданова. Об Антонине Васильевне Неждановой написано много литературы, найти которую в библиотеках или в сети не сложно. И Нежданова сполна воплотила и развила всё это в своём творчестве.
16 июня – 150 лет со дня рождения Антонины Неждановой
Когда Нежданова поступила в консерваторию, ее музыкальный диапазон был невелик, но благодаря ежедневным упражнениям с Мазетти она смогла его расширить. Педагог учил и бережному отношению к голосу. Он увлекал своих студентов эмоциональной передачей музыкального текста, темпераментом, артистизмом, требовал осмысленного пения. И Нежданова сполна воплотила и развила все это в своем творчестве. Она стала первой ученицей консерватории, ей аккомпанировал преподававший там Александр Скрябин, который очень любил ее голос. Любил его и Сергей Рахманинов. Позднее он посвятил Неждановой свой гениальный «Вокализ», и на вопрос певицы, почему в нем нет слов, он сказал: «Ваш голос выразит все лучше, чем слова». В 1902 году Нежданова с золотой медалью окончила консерваторию. Тогда же она попробовала получить место в Большом театре.
На прослушивании Нежданова исполнила арию Антониды из «Ивана Сусанина».
Продельная художественная правда искусства Неждановой помогла ей взволновать и потрясти душу русского крестьянина. В этой правде — основа эстетики русского сценического реализма — от Щепкина и Мочалова до Шаляпина и Станиславского.
Как перекликаются с этими словами великого русского критика высказывания Неждановой о своих сценических переживаниях. Казалось, что мы, действительно, оба по-настоящему были влюблены друг в друга. В «Лакме», спасая любимого Джеральда, я горела искренним самопожертвованием.
В «Травиате», безумно любя Альфреда, горячо оплакивала несбывшиеся мечты и надежды. В «Лоэнгрине» страдала глубоко, переживая все чувства несчастной Эльзы». Но Антонина Васильевна подчеркивает не раз, что «переживания при неумелой технике не достигают цели.
Натурализм должен уступить место искусству перевоплощения». И Фигнер, и Шаляпин, и Ермолова учили не только переживать самой, но и «уметь внешне передавать пережитое, заражать своим настроением зрителей». Нужно отметить связь передовых творческих стремлений Неждановой с ее общественным обликом, морально-эстетическими принципами, мировоззрением.
Народное учительство, в среде которого выросла Нежданова, составляло одну из передовых групп русского общества. В народные учителя шли многие талантливые, энергичные, образованные люди, стремившиеся облегчить крестьянскую долю, поднять культурный уровень народа. Одним из таких людей был и Насилий Павлович Нежданов.
Антонина Васильевна, посвящая своему отцу строки любви и преклонения, характеризует его, как человека передовых идей и лаконично рассказывает о друзьях и знакомых семьи. По этим строкам можно представить окружение Неждановых. Антонина Васильевна упоминает о «политически неблагонадежных» студентах, которые укрывались в их доме от преследований полиции.
Это были не случайные в доме люди. Некоторые студенты были постоянными участниками деревенского хора, руководимого Василием Павловичем. Круг знакомых Неждановых — семьи народных учителей, педагогов высших учебных заведений, профессоров университета.
О принадлежности Василия Павловича к прогрессивным кругам русской демократической интеллигенции свидетельствует его многолетняя дружба с В. Фармаковским директором Народных училищ. До своего переселения в Одессу, Фармаковский жил в Симбирске, где работал в дирекции Народных училищ, возглавляемой И.
Ульяновым — отцом В. Семья Фарма-ковского была близка с семьей Ульяновых, и их дети росли в тесном общении друг с другом. Естественно, что быстро возраставшая популярность В.
Ленина среди передовых русских кругов была предметом гордости всех Фармаковских, и его имя часто звучало в их семье. Через Фармаковских Антонина Васильевна совсем юной девушкой вошла в среду передовой интеллигенции. Встречи и общение с такими людьми, как профессора Успенский, Зелинский, Умов и другие выдающиеся деятели русской культуры и науки, явились своеобразным университетом для Неждановой, оказав огромное влияние на формирование ее мировоззрения.
Дружба с семьей Сеченовых ввела артистку в передовую московскую среду и дала новую, обильную пищу ее впечатлительному уму. Сам Иван Михайлович Сеченов и его жена одна из первых русских женщин-врачей, окончившая университет в одно время с Софьей Ковалевской были страстными почитателями искусства, и особенно музыки. Верное художественное чутье помогло им почувствовать огромный талант ученицы Московской консерватории, выступившей в одном из студенческих концертов.
Сеченовы выразили восхищение безукоризненным исполнением Неждановой старых итальянских мастеров. Это положило начало их тесной дружбе с молодой певицей. В доме Сеченовых она встречала таких людей, как К.
Тимирязев, Н. Зелинский, Н. Стороженко п другие.
Страницы воспоминаний Антонины Васильевны о нравственном влиянии на нее Сеченовых характеризуют кристальную чистоту души этих замечательных русских людей, как и самой артистки. Сеченовы помогли утвердиться прогрессивным взглядам Неждановой на искусство, на отношение к людям, развивали присущие ей оптимизм, выдержку, такт. Особенно они внушали необходимость постоянного совершенствования, работы над собой.
Главное же, что воспитала окружающая среда в Неждановой,— это то, что она никогда не мыслила себя жрицей «чистого искусства». Понимание своего артистического долга, как долга общественного, искусства, как средства служения народу и родине, всегда отличало Нежданову. Поэтому материальные расчеты, погоня за громкой славой никогда не имели места в артистической жизни Неждановой.
Поэтому она всегда отклоняла самые лестные предложения заграничных антреприз, оставаясь верной русской сцене. Поэтому, как и ее ближайший соратник по сцене Л. Собинов, Нежданова с радостью и полным бескорыстием принимает широкое участие во всех благотворительных мероприятиях, в концертах для неимущих студентов и т.
С первых же дней своей артистической жизни Антонина Васильевна была избрана почетным шефом Высших женских курсов и университета Шанявского, ежегодно давая в их пользу свои концерты. Об этом же говорят многие другие письма и телеграммы, сохранившиеся в архиве певицы. В годы первой империалистической войны Нежданова, одна из первых артисток-патриоток, стремилась оказать помощь русским солдатам.
Наряду с Г. Федотовой, Н. Никулиной, А.
Южиным и другими деятелями русского театра Антонина Васильевна у себя дома принимала пожертвования в пользу армии. Газеты того времени часто пишут об активной деятельности Неждановой в этой области. Даже по небольшим газетным заметкам можно составить представление о том, в какой среде и у какого слушателя наиболее почиталась Нежданова.
Это была не аристократия, не буржуазия. Пришлось подписать массу фотографий и удовлетворить наивное любопытство поклонников и поклонниц, интересовавшихся обстановкой, в которой живет артистка». Редкая скромность Неждановой говорит о том, что все это она делала от чистого сердца, а не в поисках популярности.
Истинный патриотизм великой артистки раскрылся с особой яркостью в революционную эпоху. Несмотря на настойчивые советы некоторых «доброжелателей» уехать за границу, Антонина Васильевна осталась, как всегда, верной своей Родине, народу и русскому искусству. Именно в эти годы с особой наглядностью выявляются ее передовые устремления.
С первых же месяцев революции Антонина Васильевна начинает активную общественную деятельность, часто выступает на концертах-митингах. Она принимает участие в первом открытом концерте в пользу Красной Армии, состоявшемся 10 апреля 1918 года. Сохранилась письменная благодарность Антонине Васильевне от Штаба Красной Тяжелой Артиллерии МВО за участие в этом концерте, «успех которого,— как гласит благодарность,— находился в тесной зависимости от Вашего выступления...
Голованов много рассказывал мне о совместных с Антониной Васильевной шефских поездках в трудные годы гражданской войны — в части Красной Армии, героически отстаивавшей молодую Советскую республику. Они выступали перед бойцами в Ростове, Смоленске, в Нижнем Новгороде и в других городах, ставших бастионами революции. И часто речи большевиков-трибунов, вдохновлявшие бойцов на борьбу с врагами Родины, сопровождались чарующими песнями Неждановой.
В эти же годы Антонина Васильевна восстанавливает свою дружбу с А. Горьким, по просьбе которого она принимает участие в апреле 1920 года в концерте-митинге, в котором выступает с пламенной речью В. Здесь и происходит встреча Антонины Васильевны с Ильичем, отнесшимся к артистке с исключительным вниманием и теплотой.
Советские годы — это годы всестороннего раскрытия творческой натуры Неждановой, расцвета ее общественной деятельности. Невозможно представить на протяжении более тридцати лет почти ни одного крупного события в области музыки без участия Неждановой. Она входила во многие правительственные комиссии по вопросам искусства, ее всегда можно было увидеть в президиуме торжественных заседаний, среди членов жюри музыкальных конкурсов и олимпиад самодеятельного искусства, участников вокальных конференций и т.
В студии Большого театра, затем в оперной студии им. Станиславского Нежданова начинает педагогическую деятельность. Мужественно проявляет себя Нежданова в период Великой Отечественной войны.
Ни фашистские бомбы, ни зарево приближающейся войны не заставили Антонину Васильевну покинуть любимую Москву. Ее воспоминания этих лет обнаруживают исключительную твердость духа и глубину переживаний артистки за любимую родину.
С ноября 1885 до начала 1886 года обучалась игре на фортепиано в музыкальных классах при Императорском русском музыкальном обществе ныне — Одесская национальная музыкальная академия имени А. Её музыкальной наставницей была С. Рубинштейн [2]. После окончания гимназии работала учительницей русского и немецкого языка в Одесском городском женском училище. Посещала спектакли с участием гастролировавших в Одессе русских и итальянских певцов М.
Фигнер , М. Баттистини , Джакомо Гальвани , пела главным образом народные песни на любительских вечерах, в благотворительных концертах. В 1902 году окончила Московскую консерваторию по классу У. Мазетти , и вскоре была приглашена солисткой в Большой театр , где служила более тридцати лет, исполняя главные партии в операх русских и зарубежных композиторов. Наибольшую известность певицы принесли роли Антониды в опере М. Глинки « Жизнь за царя » и Марфы в « Царской невесте » Н. В 1912 году единственный раз в своей карьере выступила в Европе — в Парижской опере спела партию Джильды в опере « Риголетто » Дж.
Могила Неждановой на Новодевичьем кладбище Москвы. Помимо оперных партий также исполняла камерные вокальные сочинения, часто выступая в ансамбле с мужем Н. В обширный репертуар свыше 700 произведений певицы входили произведения С. Рахманинова , П.
Примечательно, что новости о старте работ появились в день 50-летия со дня открытия музея-квартиры Николая Голованова, композитора и главного дирижера Большого театра. Он был верным спутником и любимым мужем Неждановой, а квартиры супругов находились в одном доме. Реставрационные работы стартуют совсем скоро, специалисты намерены полностью восстановить исторический интерьер, чтобы посетители смогли оказаться в обстановке, которую любила и ценила оперная дива. В квартире будут представлены письма народной артистки СССР, концертные афиши, которыми в то время пестрела вся Москва. А еще появятся фотографии из личного архива знаменитой хозяйки.
ООО "НОВОРОС-АУДИТ"
Антонина Нежданова Антонина Нежданова российская и советская певица и музыкальный педагог. Она по праву считается одной из самых прославленных оперных певиц XX века. Читайте полезные материалы по теме Нежданова, Антонина Васильевна на портале «». И Нежданова сполна воплотила и развила всё это в своём творчестве. Биография Нежданова Антонина Васильевна в архиве мемориала ПомниПро.
Грандиозная овация: 8 апреля 1925 года в Краснодаре выступала великая певица Антонина Нежданова
Римского-Корсакова, М. Глинки, А. Рубинштейна, романсы и русские народные песни. Как всегда в концертах Неждановой, главным номером в программе была песня А. Алябьева «Соловей». Следующее выступление певицы — 2-е и оно же последнее, было дано 8 апреля.
Джиоев отметил, что в рамках работ были отремонтированы фасад, крыша и подвал здания и заменены инженерные системы. При этом в ходе капремонта были задействованы отечественные материалы. Дом в Большом Кисловском переулке был построен в 1913 году, проект разработал архитектор Н.
Окончив консерваторию в 1902 году, дебютировала в Большом театре в партии Антониды в опере Глинки "Жизнь за царя". В 1912 года с успехом гастролировала в Парижской опере. Среди постоянных сценических партнеров Неждановой были крупнейшие певцы, в том числе Ф. Шаляпин и Л. Вместе с ними она нередко выступала и в концертах, причем в ряде случаев в роли аккомпаниатора фигурировал С. Рахманинов очень высоко ценивший певицу и посвятивший ей свой знаменитый "Вокализ" , а позже супруг Неждановой - дирижер Н. Голованов; она выступала также в ансамбле с А.
Когда умер отец, Антонина училась в седьмом классе. Ей неожиданно пришлось стать опорой семьи. Именно Фармаковский помог девушке внести плату за восьмой класс гимназии. Окончив его, Нежданова была зачислена на свободную вакансию учительницы в Одесском городском девичьем училище. Несмотря на тяготы жизни, девушка находит время на посещение одесских театров. Ее поразил певец Фигнер, его умное пение произвело потрясающее впечатление на Нежданову. Девушка грезила о творчестве, часто посещала театр, а также оперу, пела в гостях. Не всегда эти выступления доставляли Неждановой удовольствие.
По воспоминаниям Антонины Васильевны, однажды у знакомых, где был один из приезжих московских артистов, девушка спела какой-то романс и была сильно огорчена, услышав от него, что голос у нее отличный, но петь Нежданова не умеет. Антонина Нежданова Будущая знаменитость могла бы проработать в этом училище всю жизнь, если бы не поездка в Санкт-Петербург. Ее знакомые ехали туда и предложили Антонине присоединиться к ним. Ради интереса там Нежданова выступила перед одной преподавательницей, но та, как писала в своих воспоминаниях будущая звезда, сочла ее голос небольшим по силе, учиться пению ей не рекомендовала. В итоге педагог дала совет продолжать работу в училище, а также петь, как умеет, лишь для своего удовольствия. Антонина начинает заниматься в Одессе с преподавательницей пения С. Одесские друзья поддержали Нежданову и посоветовали ей ехать в столицу, чтобы поступить в консерваторию. Мысли об учебе в одной из столичных консерваторий приходят все чаще и настойчивее.
Благодаря помощи доктора М. Бурда девушка едет в Петербург поступать в консерваторию. Здесь ее ждет неудача. Зато счастье улыбнулось Неждановой в Москве. Учебный год в Московской консерватории уже начался, но Нежданову прослушали директор консерватории В. Сафонов и профессор пения Умберто Мазетти. Ее пение понравилось.
Нежданова Антонина – биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.
- Антонина Васильевна Нежданова
- Творческий путь Антонины Неждановой
- 150 лет назад родилась Антонина Нежданова - русская оперная и камерная певица, колоратурное сопрано
- Путь в Большой: пять солисток главного театра России начала XX века
Путь в Большой: пять солисток главного театра России начала XX века
Она одна из тех, кто начал выступать перед солдатами с самого начала войны. В 1941 году, джаз-оркестр с участием Шульженко становится фронтовым джаз-ансамблем. А чуть позже родилась знаменитая композиция "Синий платочек", ставшая одной из главных во фронтовое время. Клавидия Ивановна добровольно гастролировала на протяжении четырех лет. Только во время 900-дневней блокады Ленинграда Клавдия вместе с ансамблем дала более ста концертов как в самом. Трудно поверить, что 12 июля 1942 года ей даже удалось спеть на сцене Ленинградского Дома Красной Армии после этого выступления ей вручили медаль "За оборону Ленинграда". Некоторые музыкальные критики, впоследствии анализировавшие творчество Шульженко, утверждали, что именно в годы войны она сформировалась как артистка. В ее репертуаре больше не было места "случайным" песням. Голос Клавдии стал целебным бальзамом для всех тех, кто бился за победу. Клавдия Шульженко. Любовь Петровну отличала аристократическая внешность и невероятно мелодичный голос.
Многие помнили ее по музыкальным комедии, как "Веселые ребята", "Цирк", "Волга, Волга". Свои потрясающие вокальные данные звезда с успехом перенесла не только на экраны, но и в жизнь. В годы войны Орлову, как и Шульженко, не остановил страх перед лицом смертельной опасности. Она гастролировала по стране и успела выступить под Москвой, Киевом, Курском и не только. Поговаривают, что Орлова настолько вселяла уверенность в бойцов, что это стало поводом для недовольств в фашистских кругах. Немцам казалось удивительно странным, что, несмотря на шедшие бои, фронтовики все равно отправлялись на "полевые" концерты. Говорят, что нацисты пытались убить Орлову: после одного из выступлений артистке вручили букет белых роз с отравленными шипами. В итоге у звезды началось заражение крови, и ее лишь чудом удалось спасти — благодаря вмешательству Сталина, который затребовал лучших советских и европейских медиков. И хоть война шла семимильными шагами и не жалела никого, артистка самоотверженно продолжала заниматься любимым делом, в 1941-42 годах даже успевала периодически появляться на съемках на "Мосфильме". Любовь Орлова Лидия Андреевна Русланова Лидия Русланова — еще одна женщина, вклад которой в годы войны вряд ли может быть переоценен.
Трудно представить, как Лидии Андреевне вместе с остальным коллективом удалось дать более тысячи концертов за четыре года войны. Она появлялась не только на фронте, но и в тылу — в первую очередь, в госпиталях. Люди также своими силами сооружали "концертные" площадки, куда все, у кого была возможность, могли приходить и подпевать Руслановой. В такие моменты казалось, что победа уже близко, а, может, что и не было войны вовсе. Мама во время войны не вылезала буквально с фронта. Она даже на лыжах передвигалась из одной части в другую, чтобы дать концерт.
В 1912 году единственный раз в своей карьере выступила в Европе — в Парижской опере спела партию Джильды в опере « Риголетто » Дж. Могила Неждановой на Новодевичьем кладбище Москвы. Помимо оперных партий также исполняла камерные вокальные сочинения, часто выступая в ансамбле с мужем Н. В обширный репертуар свыше 700 произведений певицы входили произведения С. Рахманинова , П. Чайковского , Л. Шуберта , И. Стравинского и др. Участвовала в Исторических концертах С. Концертировала за рубежом 1922 и в городах СССР. По отзывам критики, голос певицы отличался прозрачностью, верностью интонации и непревзойдённой техникой колоратуры. Не обладая большим, тем более красивым от рождения голосом, певица, по мнению исследователей, в результате упорных занятий значительно расширила диапазон своего голоса, достигла полноты звучания во всех регистрах, широкой кантилены, блестящей виртуозности. В разные годы партнёрами певицы на сцене были П. Словцов , Л. Собинов , Ф.
Всех её героинь объединяет обаяние женственности, трепетное ожидание счастья и любви. С 1936 года, используя свой богатейший опыт оперной и камерной певицы, репертуар которой включал свыше 700 романсов, песен, арий, дуэтов, Антонина Васильевна начала преподавать в Оперной студии К. В этом же году она была удостоена звания народной артистки СССР. А в 1943 — стала профессором Московской консерватории. Начиная с 1919 года, постоянным концертным спутником Антонины Васильевны был Николай Семёнович Голованов. Певица обратила внимание на талантливого дирижёра при первой же встрече. Она говорила, что когда увидела Голованова, он «уколол ей глаз».
Алябьева «Соловей». Следующее выступление певицы — 2-е и оно же последнее, было дано 8 апреля. Впоследствии те, кому посчастливилось побывать на её концерте, так будут вспоминать этот день: «Концерт окончился поздно. Улица имени Гоголя была полна людьми. Зрители нетерпеливо ожидали появления А. Когда же она вышла вместе с дирижером Большого театра Н.
Антонина Васильевна Нежданова
- Листки из семейного альбома
- Антонина Нежданова
- Награды и звания
- Листки из семейного альбома | Музыкальная жизнь
Голос отличный, но петь не умеет
- Творческий путь Антонины Неждановой
- Листки из семейного альбома
- MARC-запись (RUSMARC)
- Поделиться
- Нежданова антонина васильевна личная жизнь дети > Человек и здоровье