Эта точка зрения Достоевского во всей своей полноте раскрывается в романе «Преступление и наказание». С чего начать чтение Достоевского: «Преступление и наказание» или «Братья Карамазовы»? Представляем рейтинг, в который вошли 12 лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского – к их прочтению можно возвращаться сколько угодно раз и открывать для себя заново что-то новое. Это ранний труд «начинающего таланта», как сказал о Достоевском великий литературовед и критик Белинский. Если вы только начинаете знакомство с творчеством Достоевского, рекомендуется начать с его самых известных и значимых произведений.
Пушкину пора на пенсию? Преподаватели — о том, действительно ли нужны уроки литературы в школе
НА По своему опыту могу сказать, что начинать читать Достоевского лучше с «Преступления и наказания», это очень мощный во всех смыслах роман, и он многое открывает в его творчестве. Если вы хотите начать читать произведения Федора Достоевского, но не знаете, с какой книги начать, вам предлагается несколько вариантов. Актуальные новости. порциями, Достоевского - залпом». Читать его легко, а история, рассказанная Достоевским, весьма жизненная и актуальная. В этой статье представлен список всех произведений Достоевского в хронологическом порядке (таблица).
Произведения Достоевского, которые читали не все
Опыты Монтеня, Божественную комедию и Достоевского прочла, но говорить о них просто не с кем, не уверена, что надо прочесть все остальное. Как читать Достоевского: с чего начать. Затем я бы начал читать книгу «Мальчики» из «Братьев Карамазовых». 41 Федор Достоевский — Братья Карамазовы Последний роман Достоевского, поднимающий проблемы алчности, любви, почитания родителей, сострадания и милосердия, борьбы Божественного и Дьявольского в душе человека.
С какого произведения начать читать Достоевского
Почему он назвал своим именем Федьку Каторжного «Бесы»? А имя Федора Павловича Карамазова?.. Отвечать на подобные вопросы призван каждый читатель, который причастен к Вселенной Достоевского. Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Из письма М.
У меня свой особый взгляд на действительность в искусстве , и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного.
В процессе ожидания учитель сходит с ума. Иван Тургенев, «Дым».
Молодой помещик Григорий Литвинов проводит время в Баден-Бадене, дожидаясь приезда своей невесты. Там он встречает свою первую любовь — и ради неё готов всё бросить. Иван Гончаров, «Обрыв».
Светский человек после десяти лет жизни в столице уезжает в деревню насладиться тишиной и здоровым воздухом. Но влюбляется там в свою молодую кузину и становится третьим лишним в любовном треугольнике. Для тех, кому нравятся истории покороче Александр Грибоедов, «Горе от ума».
Молодой дворянин уезжает за границу — и через три года возвращается, чтобы жениться на своей возлюбленной. Получает отказ и ссорится с её родственниками и друзьями. Снова уезжает.
Когда прочитаете, узнаете, откуда все эти крылатые выражения вроде «счастливые часов не наблюдают» и «а судьи кто». Лев Толстой, «Отец Сергий». Повесть о поисках предназначения в жизни.
Успешный военный собирается жениться на фрейлине императрицы, но уходит со службы и становится монахом. Действие происходит во времена Николая Первого. Антон Чехов, «Чёрный монах».
Философ и любитель психологии едет в деревню, чтобы подлечить нервы. Но вместо этого много курит, пьёт вино и мало спит — в результате заводит воображаемого друга и сходит с ума. Михаил Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь».
Сатирическая сказка о том, как прожить до ста лет. Главный герой тщательно скрывается на дне реки и из своей норы выползает только по ночам, а всё потому, что не хочет попасть в суп или стать обедом для другой рыбы. Александр Грин, «Зелёная лампа».
Богач задумал подшутить над нищим юношей: дал ему денег и попросил снять квартиру в центре Лондона. По вечерам юноша должен был зажигать на окне лампу и ждать, когда разбогатеет.
Он мечется в агонии по залитой кровью квартире и понимает, что все происходит не так, как планировалось… Ну, а дальше наступает длинный и непростой путь Раскольникова после преступления, исполненный мук и душевных метаний. Ему предстоит познакомиться со многими необычными людьми — пьяницей Мармеладовым, его женой Катериной Ивановной, жертвенной Сонечкой, ставшей на путь проституции ради спасения семьи, подлым помещиком Свидригайловым и, конечно же, следователем Порфирием Петровичем — главным оппонентом, мучителем и гласом совести Раскольникова-преступника. В то же время Федор Михайлович очень любил это произведение, ведь оно в большей мере отображало его нравственно-философские взгляды в период 60-х. Главный герой Лев Николаевич Мышкин 26 лет от роду — необыкновенный человек. Он добр душой и своими помыслами, его природе не знакомы ложь, предательство, коварство, жажда наживы — словом, он чистейшей воды идиот, как его и называют за глаза. Несколько лет князь Мышкин провел в санатории в Швейцарии, лечась от падучей болезни эпилепсии.
У него нет должного образования, но читать и писать он, безусловно, умеет. Но самое главное, что Лев Николаевич не приучен к жизни в том злом и жестоком мире, частью которого он, увы, является. Главному герою предстоит познакомиться с Аглаей Епанчиной, своенравной, капризной и прогрессивной особой, с холодной красавицей Настасьей Филипповной, чья жизнь сломилась раньше, чем успела начаться, с жестоким и скрытным Парфеном Рогодиным и многими другими людьми и их пороками. Как бы не пытался Мышкин прижиться в этом вражеском мире, тот его не принимает и в буквальном смысле слова сводит с ума. В литературоведении за романом также закрепились определения — роман-предупреждение, роман-предсказание, ведь автор в самом деле предсказал грядущие социальные катастрофы — вскормленные человеческой кровью русская революция, режимы Гитлера и Сталина.
Доброселова — дворянка по происхождению.
Когда ей было 14 лет, умер ее отец, оставив множество долгов. Чтобы рассчитаться с кредиторами, вдове пришлось распродать имущество. Семья оказалась на улице. Вареньку с матерью приютила дальняя родственница Анна Федоровна. У нее в доме 15-летняя Варенька встречает свою первую любовь — домашнего учителя, бедного студента Покровского. Но их счастье не было долгим, вскоре студент умер от туберкулеза.
А через какое-то время уходит из жизни и мать Вареньки. Жадная и беспринципная Анна Федоровна сводит несчастную сироту со своим приятелем Быковым, который соблазняет девушку и навсегда губит ее репутацию. Варенька сбегает из дома, где ей пришлось пережить столько страданий, на съемную квартиру и начинает зарабатывать на жизнь шитьем. Скрытые смыслы романа «Мастер и Маргарита» Булгакова: почему вдова писателя считала роман пророческим, откуда взялся Воланд и причем тут Данте 15 мая 2021 года Россия будет отмечать 130-летие со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова. Узнать подробности Но старая сводня не оставляет сироту в покое, пытаясь сначала возобновить ее связь с Быковым, а когда девушка отказывается — пристроить ее в содержанки другому богатому негодяю. От всего пережитого Варенька заболевает и не может работать.
Верный Макар Алексеевич спасает положение, продав новый вицмундир и беря на службе жалование за несколько месяцев вперед. У романа открытый финал: соблазнитель Вареньки Быков делает ей предложение, которое девушка принимает после долгих колебаний и прощается с Макаром Алексеевичем. Дальнейшая судьба героев неизвестна, но вряд ли Варенька будет счастлива с таким мужем. Девушкин же, скорее всего, сопьется в одиночестве… Цитата: «Несчастие — заразительная болезнь. Несчастным и бедным нужно сторониться друг от друга , чтоб еще более не заразиться». Интересный факт: «Бедные люди» — единственный роман Достоевского, который ни разу не экранизировался.
Роман «Униженные и оскорбленные» 1861 : сюжет Главные герои: начинающий писатель Иван Петрович, дворянин Николай Ихменев, его дочь Наташа, князь Петр Валковский, его сын Алексей, внучка разорившегося фабриканта Нелли Смит. Роман «Униженные и оскорбленные». Издательство: Азбука Сюжет: 24-летний петербургский литератор Иван Петрович встречает на улице нищего старика, который умирает у него на глазах. Молодой человек узнает, где жил несчастный, носивший английскую фамилию Смит и оказавшийся разорившимся фабрикантом. Иван поселяется в бывшей квартире старика под крышей многоэтажного дома. Писатель, осиротевший в детстве, воспитывался в доме помещика Николая Сергеича Ихменева и был влюблен его дочь Наташу.
Та отвечала ему взаимностью, дело шло к свадьбе, но отец невесты предложил подождать год, пока Иван не начнет зарабатывать литературным трудом. Однако за это время брак расстраивается. Наташа отдает свое сердце Алеше, сыну князя Петра Александровича Валковского, у которого Ихменев служил управляющим. Алексей влюбился в Наташу за четыре года до описываемых событий. Его отец отчего-то решил, что ни в чем не повинный Ихменев намеренно пытается свести молодых людей, устроил страшный скандал, обвинил управляющего в воровстве и подал на него в суд. Ихменевы, оставшись без средств, были вынуждены переехать в Петербург, где их позже нашел Алексей Валковский.
Он очаровывает Наташу так, что она отказывает Ивану, и уходит с Алешей из дому и живет с ним невенчанной. Старик Ихменев проклинает дочь. Тем временем Иван, поселившийся в квартире умершего старика Смита, знакомится с его внучкой, 13-летней Нелли, живущей у злой мещанки Бубновой, постоянно обижающей девочку. А чуть позже узнает историю бедняжки. Мать девочки, которую тоже звали Нелли, сбежала из дому по великой любви с каким-то молодым человеком, чего Смит не смог простить единственной дочери. После того, как любовник бросил Нелли, она родила ребенка и пыталась вернуться домой, но отец, уже разорившийся, ее не принял.
Судьба женщины оказалась незавидной, она вынуждена была просить милостыню, заболела чахоткой и умерла, оставив маленькую Нелли сиротой. Писатель или философ? Публицист или лётчик? Или же просто человек, который бесконечно любит жизнь и рассказывает о ней в своих книгах? Его романы воздействуют на читателя изнутри и пробуждают в нём самые светлые чувства и желание изменить себя и мир, в котором он живёт. Узнать подробности Иван понимает, что такая же участь теперь грозит его бывшей невесте.
Тем более, что мужчина, соблазнивший когда-то дочь фабриканта — никто иной, как князь Валковский, а Нелли-младшая — его незаконнорожденная дочь. Судя по всему, и Алексей весь пошел в отца… Цитата: «На свете очень много добрых людей. Только твоя-то беда, что ты их не встречала и не встретила, когда было надо». Повесть «Записки из Мертвого дома» 1860 : воспоминания о каторге Главный герой: бывший дворянин Александр Горянчиков. Повесть «Записки из Мертвого дома». Издательство: Эксмо Сюжет: В основу повести легли воспоминания Достоевского о годах, проведенных на каторге.
Рассказчик повествует о своем знакомстве с бывшим дворянином Александром Петровичем Дворянчиковым, который был осужден на 10 лет каторги за убийство жены. Он совершил преступление из ревности, сам сдался полиции. Отбыв срок, не стал возвращаться в родной город, а остался на поселении в маленьком сибирском городке, где занялся репетиторством. Через три месяца после знакомства с автором Дворянчиков умер. В руки рассказчику попал его дневник, свидетельствующий о тяжелой и беспросветной жизни заключенного в остроге, названном «Мертвым домом». Лучшие выставки в Москве Выставки Москвы — раздел, который поможет сориентироваться в огромном мире московских музеев и выставочных площадок.
Главные романы Ф. М. Достоевского
Если вы только начинаете знакомство с творчеством Достоевского, может быть лучше начать с его менее объемных романов, таких как «Преступление и наказание» или «Идиот». Затем я бы начал читать книгу «Мальчики» из «Братьев Карамазовых». Поэтому читать боговдохновенные тексты следует с особым усердием и внимательностью. Гайд по творчеству Достоевского, в котором рекомендуют начать с Преступления и наказания.
Блог издательства Delibri
Чермака — одном из лучших в Москве. В семье любили читать, выписывали журнал "Библиотека для чтения", который давал возможность знакомиться с новейшей иностранной литературой. Из русских авторов любили Карамзина, Жуковского, Пушкина. Мать, натура религиозная, с малого возраста познакомила детей с Евангелием, возила на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. Тяжело пережив смерть матери 1837 , Достоевский по решению отца поступил в Петербургское военно-инженерное училище — одно из лучших учебных заведений того времени.
Новая жизнь давалась ему с великим напряжением сил, нервов, честолюбия. Но была и другая жизнь — внутренняя, сокровенная, неизвестная окружающим. В 1839 неожиданно умирает отец. Это известие потрясло Достоевского и спровоцировало тяжелый нервный припадок — предвестие будущей эпилепсии, к которой у него была наследственная предрасположенность.
Окончил училище в 1843 и был зачислен на службу в чертежную инженерного департамента. Через год вышел в отставку, убежденный, что его призвание — литература. Первый роман Достоевского "Бедные люди" был написан в 1845, опубликован Некрасовым в "Петербургском сборнике" 1846. Белинский провозгласил "появление...
Трудно найти фабулу проще, но интеллектуальное и душевное потрясение, которое производит роман, — неизгладимо. В чем здесь загадка? Кроме простого и очевидного ответа — «в гениальности Достоевского» — возможно, существует как минимум еще один: «проклятые» вопросы не имеют простых и положительных ответов. Нищета, собственные страдания и страдания близких всегда ставили и будут ставить человека перед выбором: имею ли я право преступить любой нравственный закон, чтобы потом стать спасителем униженных и утешителем слабых; должен ли я сперва возлюбить себя, а только потом, став сильным, возлюбить ближнего своего?
Но и для того чтобы осуществить это а я знаю, что деятельность Натальи Тарасовой, одного из ведущих сотрудников группы Владимира Захарова, отнюдь не ограничивается названным участком , автору пришлось изучить мельчайшие особенности почерка Достоевского, орфографические, фонетические, морфологические, синтаксические, пунктуационные нормы того времени, текстологическую историю издания произведений Достоевского и современных ему русских классиков, я уж не говорю о доскональном знании и осмыслении всего творческого наследия писателя, исторического, общественного, литературного контекста эпохи. В итоге — сотни исправленных и восстановленных слов, словосочетаний, фраз, знаков препинания а Достоевский придавал этим знакам большое значение, порой перенос запятой — в соответствии с официально принятыми правилами или из-за ошибки наборщика — кардинально менял смысл написанного им , заново прочитанные тексты, составленные из фрагментов, ранее публиковавшихся обособленно. Особо следует выделить восстановленные с помощью современной техники, но одна лишь техника не дала бы здесь результатов строки, зачеркнутые в рукописи Достоевским знаю, что существуют сомнения — надо ли сие делать; на мой взгляд, надо, но обязательно с учетом того, что прочитанные теперь строки вычеркнуты автором. Автор "Преступления и наказания" — всюду. Фото Владимира Захарина Как справедливо пишет в предисловии Игорь Волгин, автор в настоящем случае «в одиночку выполнила работу, которая под силу целой текстологической группе». Причем в большинстве своем и исправления, и новые прочтения веско аргументированы и обоснованы. Пишу «в большинстве», потому что порой — это касается в основном последнего, то есть обнаружения связи между разбросанными тут и там фрагментами одного «сюжета», — предлагаемое прочтение носит характер научной гипотезы основательной, как и все в книге Тарасовой , чего автор не скрывает; порой хочется предложить иное толкование например, говоря о цифре 153 рядом с размышлениями о науке, социализме и христианстве, автор ищет страницу некоего источника, который мог послужить отправной точкой для Достоевского, мне же думается, что писатель имел в виду число рыб, выловленных апостолами по указанию Христа при Его третьем явлении им после Воскресения.
В 1966 году он предпринял попытку написать книгу, объясняющую основные запросы к литературоведам: как формируется читательская любовь к той или иной книге и как за текстом научиться видеть больше, чем текст? Фостер основное внимание уделяет деталям в литературе: как научиться видеть символы, аллюзии и мотивы и понимать, что вообще они обозначают. Каждый блок книги преподавателя литературы одного из американских университетов выстроен как диалог с собственными студентами: очень живо и довольно просто. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг», «Удивительные приключения рыбы-лоцмана: 150 000 слов о литературе» Галины Юзефович Многие больше все же прислушиваются к конкретным советам: а что читать? И на что обратить внимание в этом прочитанном? В таком случае можно смело искать рецензии или даже целые сборники с ними. Например, у одного из самых популярных российских литературных критиков, обозревателя «Медузы» Галины Юзефович уже выходил сборник рецензий и рекомендаций по книгам «Удивительные приключения рыбы-лоцмана». В новой книге «Таинственная карта» собраны рецензии по абсолютно, казалось бы, разножанровым произведениям, выходившим в последние годы: начиная от всеми известного Пелевина, романам которого отведена аж целая глава, и заканчивая современной фантастикой и переводной литературой малоизвестных у нас, но от этого ничуть не менее интересных авторов Йон Линдквист, Джон Краули и другие. Рассказ про каждого писателя содержит ответ на главный вопрос: «Как современная литература отражает наше время сегодня? Если вы хотите как-то обобщить предыдущий читательский опыт, объяснить многие подмечаемые вами сюжетные закономерности, то Кэмпбелл пишет именно об этом. Ведь большинство мифов и сказаний имеют в своей основе схожие истории и «путешествия» в них, по сути, одних и тех же героев. Подобное явление он назвал «мономифом», а все путешествие героя расписал поэтапно, тем самым подарив миру учебник, объединяющий в себе многие психологические Фрейд, Юнг и этнографические Фрэзер, Боас исследования. Тем, кому Кэмпбелл может показаться немного устаревшим, лучше начать с Воглера. Ведь именно вдохновившись «Тысячеликим героем» американский продюсер Кристофер Воглер написал свою «методичку» для сценаристов и писателей.
Произведения Достоевского, которые читали не все
Для человека, принявшего это за истину, «всё позволено». Но совершив преступление, Раскольников в своей теории разочаровывается. Мысли ещё сильнее терзают его. И только в христианской вере, любви, покаянии герой находит ответы. Раскольников перерождается, читая на каторге в сибирском остроге Евангелие.
Майкову Достоевский рассказал о замысле этого романа: «Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из неё сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю её. Идея эта — изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно». Стремления князя Льва Мышкина, главного героя, направлены на то, чтобы сделать других счастливыми.
Однако, вмешиваясь в судьбы людей, оказываясь втянутым в их жизни, в их страсти, он становится жертвой и в финале сходит с ума.
Рассказываем, что нужно знать о русской классике Что такое классическая литература Классикой становятся произведения художественной литературы. Причины могут быть разными: например, древность или авторитет в глазах просвещённых людей. А ещё классическим может стать произведение, которое задало тон для определённого жанра: сентиментализма, романтизма, модернизма, русского романа и так далее. Классические произведения считаются образцом — им подражают, их ставят в пример и изучают. В мировой литературе первыми классическими авторами принято считать античных писателей.
Например, Гомера, который создал «Илиаду» и «Одиссею». В русской литературе на это звание претендует протопоп Аввакум — опальный священник, который творил во второй половине 17 века. Считается, что он написал 43 сочинения, самое известное — «Житие протопопа Аввакума». Но его произведения относят к древнерусской литературе, а классическими называют те, что написаны в 18—19 веках и позднее. Эпоха российского Просвещения Так называют вторую половину 18 века. В это время петровские реформы привели к активному взаимодействию с наукой и культурой европейских стран.
Это повлияло на русский литературный язык и способствовало его развитию. Церковную литературу заменила светская. Поэты и писатели стали концентрироваться на личности человека, а не просто описывать события из жизни. Тогда сформировалось первое самостоятельное литературное направление — классицизм. Его герои ценят гражданский долг и поэтому часто подавляют в себе чувства, которые с этим долгом расходятся. Они статичны и не развиваются — отсюда строгое деление на положительных и отрицательных персонажей.
Кроме того, классицисты пропагандировали идеи патриотизма, просвещения и открыто поучали читателя. К концу 18 века в русской литературе сформировалось другое литературное направление — сентиментализм. Оно возникло как протест против классицизма: писатели-сентименталисты считали, что герои классицистических произведений оторваны от жизни, и наделяли своих персонажей большей чувствительностью. Эти персонажи часто излишне идеализированы — как и их переживания, стремления и обстановка вокруг. Яркий пример — «Бедная Лиза» Николая Карамзина. Золотой век русской литературы 19 век — отсюда родом все именитые классики, которых мы помним со школьных уроков литературы: Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский.
В первое двадцатилетие 19 века в литературе развивался романтизм. Его главная дилемма — «я и Вселенная».
Даля и мелкие брошюрки «для народа». Будучи сам одарённым журналистом, Достоевский очень внимательно следил за литературной критикой, участвовал в дискуссиях, писал рецензии, и даже сам издавал журналы. Вначале совместно с братом Михаилом «Время» и «Эпоха», 1861-1864 , потом в качестве главного редактора «Гражданин», 1873-74 , и наконец, в качестве уникального автора-издателя «Дневник писателя», 1876-77, 1880-81. Эта деятельность требовала глубокого понимания литературы, так что Достоевский не только мог полагаться на себя в выборе книг, но и служил признанным авторитетом для других.
Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное», — советовал он начинающей писательнице А. Согласитесь, звучит и сегодня весьма актуально. Творчеством каких авторов Достоевский вдохновлялся и восторгался? Были ли у него такие кумиры? Будучи чрезвычайно начитанным человеком, с одной стороны, и весьма увлекающейся, эмоциональной натурой — с другой, Достоевский восторгался многими авторами, как классиками, так и современниками.
Безусловно, выше всех для него стоял А. Пушкин — ему писатель посвятил своё последнее публицистическое произведение «Речь о Пушкине», ради которой специально прервал работу над романом «Братья Карамазовы» и выпустил единственный номер «Дневника писателя» за 1880 г. Он разом, самым метким, самым прозорливым образом отметил самую глубь нашей сути», — считал Достоевский. Не меньше восторга вызывал у него Гоголь: «Взгляни на Пушкина, на Гоголя. Написали немного, а оба ждут монументов.
История любви двух «маленьких людей», которые из-за своей нищеты не могут быть вместе и ищут утешения в полных нежности письмах. Именно этот роман открыл Достоевского для литературных кругов, и читатели, и уважаемые критики не могли поверить, что молодой на момент написания книги Фёдору было всего 24 года писатель мог так глубоко разобраться в характерах «маленьких людей».
Романтическая история любви с грустным финалом. Главный герой повести, робкий и одинокий мечтатель, одной белой ночью знакомится на улице с девушкой и влюбляется в неё с первого взгляда. Настенька же видит в герое родную душу. Пока пара гуляет по улочкам и каналам Петербурга, девушка рассказывает свою грустную историю. Роман написан легко и увлекательно, поскольку задуман в первую очередь для увеличения тиражей выпускаемого братьями Достоевскими журнала «Время». По этой же причине каждая публикуемая в журнале часть обрывалась на самом интересном месте. Ваня, главный герой романа, влюблён в Наташу, дочку своего воспитателя.
Осознав, что его возлюбленная любит другого, Ваня берётся устроить чужое счастье. Порядок чтения Великого Пятикнижия Достоевского «Подросток». Девятнадцатилетний Аркадий Долгорукий приезжает в Петербург после окончания гимназии. В столице юноша оказывается вовлечён в череду интриг и отношений с родными и окружающими. Сам Аркадий пытается воплотить в жизнь «идею Ротшильда»: главное в жизни не материальное богатство, а могущество. Современникам «Подросток» не понравился за его «бесформенность» и «хаотичность», а вот современные литературоведы называют роман одним из самых недооценённых произведений автора. Главный герой романа, чистый помыслами и желаниями князь Мышкин, возвращается в Петербург после нескольких лет в Швейцарии.
В Мышкине Достоевский пытался отобразить максимально положительного героя, и оказалось, что в современном автору обществе да и не только ему настолько положительный персонаж будет восприниматься окружающими чужеродным элементом, этаким идиотом, которым можно воспользоваться в корыстных целях. В основу сюжета легла реальная история — политическое убийство, совершённое революционером Нечаевым. Современники восприняли роман как призыв к революционерам и террористам прекратить насилие, но в то же время — это ещё и история о многогранности человека, которого нельзя однозначно причислить ни к хорошим, ни к плохим.
«Хочу понимать литературу»: с чего начать?
Роман печатался частями и в каждом номере заканчивался на самом интересном месте. Всё-таки это хоть и лёгкий, но Достоевский, и его изюминка — в содержательных монологах героев. Влюблённый в дочь своего воспитателя Наташу рассказчик Ваня понимает: его избранница любит другого. Он готов на всё, лишь бы Наташе было хорошо.
Ваня с готовностью берёт на себя роль «куратора» чужой любви, пытаясь решить проблемы, мешающие счастью любимой женщины с другим. Но проблем всё больше, и в этом романе жалко всех, в разной мере «униженных и оскорблённых». Идиот Время «пятикнижия» так называют пять главных романов Достоевского пришло.
Но начинать советуем опять же не по хронологии, а с самого отзывающегося в душе романа «Идиот». Текст зрит в самый корень: почему люди с завышенной духовной планкой выглядят такими чужеродными в нашем мире? Князя Мышкина с его чистыми помыслами и желанием спасти своим именем демоническую Настасью Филипповну так и хочется погладить по голове, пожалеть.
Но вот быть таким? После прочтения можно дать честный ответ на этот вопрос — хотя бы только себе. Бесы Хотя «Бесы» были прочитаны современниками как политический роман, да и сам Достоевский не скрывал, что это его призыв к революционерам прекратить насилие, всё-таки это роман о многогранности человека.
И взахлёб мы его сейчас читаем из-за главного героя Ставрогина, к которому никак не можем сформировать однозначное отношение. Мы готовы убить его за девочку Матрёшу из главы «У Тихона» и зауважать за женитьбу на хромой Марье Лебядкиной. В те моменты, когда этот злодей несчастен, очень хочется его приласкать и пожалеть.
А как относиться к тому, что он оттаскал за нос помещика Гаганова, укусил за ухо губернатора и публично поцеловал чужую жену — с восхищением или с неодобрением? Да что там, он и сам этого не знает, поэтому не живёт, а мучается. Главный вывод, который мы сделаем, — вовсе не про политические уроки, а про то, как трудно жить умной, но мятущейся душе.
Братья Карамазовы Да, именно так. Оставляем напоследок «Преступление и наказание» школьная травма и либо окончательно влюбляемся в Достоевского после прочтения «Братьев Карамазовых», либо — если не идёт — оставляем всё как есть. Эту главную для себя книгу Фёдор Михайлович писал, когда впервые в жизни у него было всё «как у людей»: любящая жена, дети, хоть какая-то финансовая свобода и даже дача в Старой Руссе, первый его собственный дом.
Кстати, в провинциальном городке Скотопригоньевске, где происходит действие «Братьев Карамазовых», угадываются черты Старой Руссы. Но книга не об этом. А о чём?
Она, кстати, с ним действительно однажды случилась… Идея романа родилась, когда Фёдор Михайлович был за границей. Работа над произведением длилась 2 года. Достоевский хотел показать главного персонажа как чистоту, даже детскую наивность, потерянную обществом, но постепенно смывающую налёт злости и алчности с действующих лиц. Чувствительность к окружающим, их горю, умение сострадать и сохранять собственный баланс — всё это умеет только действительно искренний человек, воплощённый в Мышкине.
Однако другие персонажи тоже прописаны автором невероятно тонко, да так, что забыть их просто невозможно — образы прочно закрепляются в памяти и перепутать их в ходе прочтения четырёх книг, составляющих роман, невозможно. Многие современные читатели в России и других странах после знакомства с романом оборачиваются на собственную жизнь и часто меняют те черты своего характера, которые нарочито выделились в сознании через отражение действующих героев. Униженные и оскорбленные 1861 г. В произведении выделена проблема расслоения общества на примере семьи князя Валковского, циничного философа и прототипа для сознания более поздних героев Достоевского Раскольникова, Свидригайлова и других , и бедных людей, воплощённых семьёйпомещика Ихменёва.
Так называемые высшие и низшие слои, несмотря на кажущуюся отдалённость, неизбежно взаимодействуют, а решение детей семейств связать свои судьбы без благословения родителей вообще кажется невозможным для того времени. Кроме социального расслоения Фёдор Михайлович показывает проблему эгоизма, слепого и гордого, которую демонстрирует Валковский. Достоевский работал над романом сразу после возвращения из ссылки, продлившейся несколько лет. Возможно, это сказалось на качестве произведения — «Униженные и оскорблённые» написаны особенно интересно и разнопланово, как умеет это делать русский классик пера.
Бесы 1870-1872 гг. Много политики, вплетение завуалированных известных деятелей и мыслителей того времени, предчувствие разложения интеллигентного общества на террористические и радикальные группировки характеризуют роман и самого Достоевского как провидца предстоящих через десятилетия событий. Толчком к написанию политического романа стало убийство студента, организованное революционно-террористической группой под предводительством Сергея Нечаева. Этот студент стал прототипом книжного революционера, поменявшего вектор и задумавшего «сдать» всю компанию.
Событие было столь резонансным, абсурдным и жестоким для тех времён, что Достоевский счёл необходимым обратить на это внимание читателей. По словам Фёдора Михайловича из письма, адресованного критику и философу Николаю Страхову, роман «Бесы» - это попытка донести несколько мыслей насчёт зарождающихся революционных течений, и от этого пострадала художественность изложения. И правда, читать его не так просто, в частности из-за усложнения сюжета из-за полемики героев-идеологов. Записки из подполья 1864 г.
Превосходя своё положение, проявляя мужество, он обращается к своей Душе и совести, ведь его политическая и социальная деятельность не вторит нормам нравственности даже того времени. Герой постоянно испытывает чувство вины за свою неспособность навести порядок во вверенной ему действительности. Здесь-то и происходит постановка вопросов о предназначении человека параллельно с отрицанием добра, научного прогресса и всего, что происходит позитивное в мире. Предшествует всему представление ранних лет чиновника, где прослеживаются зародыши будущих страхов и душевных метаний.
Фёдор Михайлович романом «Записки из подполья» положил начало экзистенциализму в мировой литературе — в этом направлении работали писатели до середины XX века. Однажды Ницше признался, что Достоевский стал единственным психологом, у которого немецкий мыслитель смог хоть чему-то научиться.
В головах людей оседают постоянно повторяющие девизы революционера и дабы скрепить свой «кружок», Верховенский задумывает убить Ивана Шатова Иван Иванов — бывшего революционера, взгляды которого, совершенно не совпадали с идеями «нечаевцев».
В центре сюжета, уже, вполне, взрослый мужчина, 19 лет Аркадий Долгорукий. Не смотря на то, что книга называется «Подросток», сам Аркадий в корне не согласен с таким мнением Федора Михайловича. Все время он задает вопрос окружающим «Какой подросток?
Разве после 19-ти еще растут? Аркадий — незаконнорожденный сын помещика. И когда, с одной стороны, он мечтает о богатстве, статусе и беззаботной жизни, то с другой, на него давит клеймо «недосына».
Между борьбой с самим собой, в романе «Подросток» Достоевский поднимает и тему отношений между отцом и сыном. Последняя книга в пятикнижии — «Братья Карамазовы» — роман, сюжет которого акцентирован на семье и внутренних взаимоотношениях.
Ставрогин любил девушку-калеку, сам Федор Михайлович любил втайне евреев и поляков, которых нещадно распекал. От любви до ненависти один шаг. И это биение между любовью и ненавистью, возвращение от одного чувства к другому часто дает энергию русскому человеку и тем более русскому писателю. Достоевский пробовал исторгнуть из себя «маленького Гоголя», законопатить его в бочку и пустить на волю волн. Но сразу не получилось. А в более поздние годы слог, манера и стиль Достоевского так окрепли, что Гоголь отошел на второй план и тихо встал на книжной полке. Достоевский разыграл пьесу Мольера «Тартюф», но совершено на русский манер. Главный герой — деспот и приживала Фома Фомич Опискин.
Его имя стало нарицательным и обозначает человека, севшего на шею своим благодетелям. АМ Роднит Гоголя с Достоевским и неповторимая своеобычность языка… БЕ Учитывая особенности своего стиля: повторы, нагромождение психологических подробностей именно подробностей, а не веских деталей просто длинноты, — Достоевский не раз пытался заставить себя изменить манеру повествования. Набрасывая план одного из ненаписанных своих произведений, он замечает: «Рассказ вроде пушкинского. Краткий, без объяснений, психологически откровенный и простодушный». К нашему счастью, Федору Михайловичу не удалось себя «выправить». Поэтому «неправильности» Достоевского в тысячу раз для нас ценней, чем «правильные» и безликие грамматические конструкции наших образцово-комсомольских и преданно-монархических писателей. И как вам кажется, почему многие произведения Достоевского «написаны на крови»? Кровь — единственное, что позволяет выйти на ветхозаветное и новозаветное, или столкнуть их друг с другом? БЕ Достоевский довольно рано отделил библейское «Око за око» от Христова «Кто ударит тебя в правую щеку — обрати к нему и другую». Да и кровь в «Преступлении и наказании» — не главное.
Это западная мысль, сделавшая убийство одной из любимых «философских» категорий, так трактует убийство. Главный и сакраментальный вопрос «Преступления и наказания», от которого у ангелов волосы встают дыбом: «Тварь я дрожащая или право имею? И ведь здесь не только «право на убийство»! Это право на милосердие, это право на прощение и право на «алетейю», то есть незабвение. А заповедь «не убий» отвергается именно теми, для кого убийство стало смыслом и движущей силой их существования. К сожалению, борьба между «не убий» и «уничтожь его» — это та динамика жизни, без которой сама жизнь могла бы исчезнуть. Это совсем не значит, что нужно бесконечно длить историю Каина и Авеля. Новые времена, когда человечество станет тонкотелесным а это произойдет обязательно лишат смысла дилемму «убить — не убить». Примерно так я описал современных Авеля и Каина в своем последнем по времени романе «Очевидец грядущего». Вопросы эти даны там именно в «окрасе» и динамике нашего времени, которое имея значительное сходство, все же отличается от библейских времен: своей стремительной быстротечностью, вымыванием из нутра человек одних качеств и заменой их на другие, отнюдь не апокалиптические… АМ Какое ваше самое любимое произведение Достоевского?
БЕ «Братья Карамазовы». В кабинете Толстого в Ясной Поляне, под стеклянным колпаком лежит книга «Братья Карамазовы», которую он читал в ночь перед тем, как навсегда покинуть свой дом. Роман открыт все на той же странице, на которой закончил чтение Лев Николаевич. Мне всегда казалось: над этой страницей затеваются тихие и едва заметные шевеления вечности. Даже само название романа волнует меня бесконечно. То есть, связанные с чернотой и чертом. Так что же? Ни братской любви, ни человеческой приязни Достоевский, прекрасно работавший с опережающим отражением действительности, в своем романе дать не сумел? Совсем наоборот. И любовь, и приязнь ярче проступают на фоне чертовых каверз и лютой ненависти.
Недаром в роман введена одна из лучших частей — кое-кому казавшаяся излишней — «Мальчики». Эта часть словно говорит нам: будет новая жизнь, новое небо и новое слово. Судьба Достоевского изломана и часто неудобна, как и его романы. Но благостность нужна только авторам ЖЗЛ. Не лучше ли вглядеться в реальную жизнь прозы Достоевского? Она давно живет, кровоточит, заживляет раны и обмахивает нас крыльями. Две жизни — жизнь человека и жизнь прозаика — рождают третью: жизнь вне времен, но зато в собственном неповторимом и полном чудес пространстве… «Достоевский не написал ни одной пьесы, но его проза необыкновенно театральна» Афанасий Мамедов Одно из несомненных преимуществ Достоевского заключается в том, что его по-прежнему читают, он ни в коей мере не «мертвый классик».
Книга 2 – “Идиот” (1868-69)
- Ответы : С какой книги начать Достоевского?)
- 2. «Братья Карамазовы»
- Начать чтение Федора Достоевского
- Правильно читать Достоевского / Non-fiction / Независимая газета
С какого произведения начать читать Достоевского
Грибоедова — Нельзя сказать, что она нужна. Но литература предоставляет маленькому человеку крупную социальную скидку, которая раскрывает свои преимущества на длительной жизненной дистанции, — сказал он. Но отказываться от книг полностью всё же не стоит. К обсуждению вопроса также присоединилась кандидат филологических наук, преподаватель литературы Светлана Царегородцева. Педагог считает, что литература — способ художественного освоения мира. И этот метод, по ее мнению, гораздо интереснее, чем научный. Светлана Сергеевна Царегородцева — российский филолог, кандидат наук, доцент Московского университета имени А. Грибоедова, педагог. Автор научных публикаций — Естественно, у литературы есть свои функции.
Но самая главная из них — гедонистическая. Хорошая книга приносит удовольствие, — рассказала эксперт. Он потянется к тому, от чего мы как раз хотим его отвлечь. Пора отказаться от Пушкина? Вопрос «обветшавшего памятника» Пушкина и его устаревших для современных реалий произведений всё еще остается открытым. Филолог Царегородцева считает, что проблема заключается не столько в устаревших классиках, сколько в том, что некоторые произведения могут оказаться просто «не по зубам» школьникам. Те произведения, которые мы сейчас преподаем в школе, могут быть не по силам нашей молодежи. Может быть, вместо «Котлована» Платонова надо дать «Песчаную учительницу»?
У романа открытый финал: соблазнитель Вареньки Быков делает ей предложение, которое девушка принимает после долгих колебаний и прощается с Макаром Алексеевичем. Дальнейшая судьба героев неизвестна, но вряд ли Варенька будет счастлива с таким мужем. Девушкин же, скорее всего, сопьется в одиночестве… Цитата: «Несчастие — заразительная болезнь. Несчастным и бедным нужно сторониться друг от друга , чтоб еще более не заразиться». Интересный факт: «Бедные люди» — единственный роман Достоевского, который ни разу не экранизировался. Роман «Униженные и оскорбленные» 1861 : сюжет Главные герои: начинающий писатель Иван Петрович, дворянин Николай Ихменев, его дочь Наташа, князь Петр Валковский, его сын Алексей, внучка разорившегося фабриканта Нелли Смит. Роман «Униженные и оскорбленные». Издательство: Азбука Сюжет: 24-летний петербургский литератор Иван Петрович встречает на улице нищего старика, который умирает у него на глазах.
Молодой человек узнает, где жил несчастный, носивший английскую фамилию Смит и оказавшийся разорившимся фабрикантом. Иван поселяется в бывшей квартире старика под крышей многоэтажного дома. Писатель, осиротевший в детстве, воспитывался в доме помещика Николая Сергеича Ихменева и был влюблен его дочь Наташу. Та отвечала ему взаимностью, дело шло к свадьбе, но отец невесты предложил подождать год, пока Иван не начнет зарабатывать литературным трудом. Однако за это время брак расстраивается. Наташа отдает свое сердце Алеше, сыну князя Петра Александровича Валковского, у которого Ихменев служил управляющим. Алексей влюбился в Наташу за четыре года до описываемых событий. Его отец отчего-то решил, что ни в чем не повинный Ихменев намеренно пытается свести молодых людей, устроил страшный скандал, обвинил управляющего в воровстве и подал на него в суд.
Ихменевы, оставшись без средств, были вынуждены переехать в Петербург, где их позже нашел Алексей Валковский. Он очаровывает Наташу так, что она отказывает Ивану, и уходит с Алешей из дому и живет с ним невенчанной. Старик Ихменев проклинает дочь. Тем временем Иван, поселившийся в квартире умершего старика Смита, знакомится с его внучкой, 13-летней Нелли, живущей у злой мещанки Бубновой, постоянно обижающей девочку. А чуть позже узнает историю бедняжки. Мать девочки, которую тоже звали Нелли, сбежала из дому по великой любви с каким-то молодым человеком, чего Смит не смог простить единственной дочери. После того, как любовник бросил Нелли, она родила ребенка и пыталась вернуться домой, но отец, уже разорившийся, ее не принял. Судьба женщины оказалась незавидной, она вынуждена была просить милостыню, заболела чахоткой и умерла, оставив маленькую Нелли сиротой.
Писатель или философ? Публицист или лётчик? Или же просто человек, который бесконечно любит жизнь и рассказывает о ней в своих книгах? Его романы воздействуют на читателя изнутри и пробуждают в нём самые светлые чувства и желание изменить себя и мир, в котором он живёт. Узнать подробности Иван понимает, что такая же участь теперь грозит его бывшей невесте. Тем более, что мужчина, соблазнивший когда-то дочь фабриканта — никто иной, как князь Валковский, а Нелли-младшая — его незаконнорожденная дочь. Судя по всему, и Алексей весь пошел в отца… Цитата: «На свете очень много добрых людей. Только твоя-то беда, что ты их не встречала и не встретила, когда было надо».
Повесть «Записки из Мертвого дома» 1860 : воспоминания о каторге Главный герой: бывший дворянин Александр Горянчиков. Повесть «Записки из Мертвого дома». Издательство: Эксмо Сюжет: В основу повести легли воспоминания Достоевского о годах, проведенных на каторге. Рассказчик повествует о своем знакомстве с бывшим дворянином Александром Петровичем Дворянчиковым, который был осужден на 10 лет каторги за убийство жены. Он совершил преступление из ревности, сам сдался полиции. Отбыв срок, не стал возвращаться в родной город, а остался на поселении в маленьком сибирском городке, где занялся репетиторством. Через три месяца после знакомства с автором Дворянчиков умер. В руки рассказчику попал его дневник, свидетельствующий о тяжелой и беспросветной жизни заключенного в остроге, названном «Мертвым домом».
Лучшие выставки в Москве Выставки Москвы — раздел, который поможет сориентироваться в огромном мире московских музеев и выставочных площадок. Обозреватели Афиши-КП рекомендуют лучшие выставки недели. Выбрать выставку Цитата: «Человек есть существо, ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее его определение». Интересный факт: Это произведение писателя считается первым образцом русской лагерной прозы. Повесть: «Белые ночи» 1848 : сняли 24 фильма Главные герои: безымянный мечтатель, красавица-петербурженка Настенька. Повесть «Белые ночи». Издательство: Эксмо Сюжет: Лирическая повесть о пяти белых петербургских ночах, которые не может забыть рассказчик, одинокий небогатый молодой человек, живущий в съемной квартире у Екатерининского канала. В первую ночь он знакомится на улице с прекрасной девушкой, спасая ее от приставаний пьяницы.
Герой провожает ее до дома и успевает улечься ею, умоляя о следующей встрече. Незнакомка, чувствуя в нем родственную душу, соглашается на свидание, но предупреждает, что между ними не может быть ничего, кроме дружбы. Во вторую ночь девушка, назвавшаяся Настенькой, рассказывает герою историю своей любви. Год назад в их доме, где они живут со старенькой слепой бабушкой, поселился постоялец, симпатичный молодой человек. Он приобщил девушку к хорошим книгам, водил ее и бабушку в театр. А когда собрался съезжать из комнаты, между ним и Настенькой произошло объяснение в любви. Молодой человек обещал вернуться через год, когда он подзаработает немного денег.
Гайды по творчеству писателей — есть ли в них смысл? Гайд по творчеству Достоевского, в котором рекомендуют начать с Преступления и наказания Недавно на Пинтерест наткнулась на огромное количеству гайдов по творчеству писателей, в котором рекомендуют читать книги в определенном порядке. Прикреплю самые интересные из них.
И когда, с одной стороны, он мечтает о богатстве, статусе и беззаботной жизни, то с другой, на него давит клеймо «недосына». Между борьбой с самим собой, в романе «Подросток» Достоевский поднимает и тему отношений между отцом и сыном. Последняя книга в пятикнижии — «Братья Карамазовы» — роман, сюжет которого акцентирован на семье и внутренних взаимоотношениях. Убит глава семейства Федор Карамазов. Как описывает его сам Достоевский — мерзкий, жадный и гнусный старик. Неожиданно, в обычном семейном романе переплетаются философские мысли и детективное расследование. В ходе раскрытия событий, выясняется, что между, еще живым Федором и его сыном случился конфликт из-за женщины. Никто и не мог догадаться, но казалось бы, незначительные события могут привести к неожиданным последствиям, особенно, если они имеют за собой скрытые мотивы. Все вышеперечисленные произведения есть в фонде Государственной библиотеки Югры в отделе обслуживания, читайте и будьте счастливы!