6 или 7 января: Рождество Христово 2024 является одним из двух главных православных праздников 24-го календарного года, уступая по значимости только Пасхе Христовой. Рождество Христово — это один из главных христианских праздников, который по значимости уступает только Пасхе. В 337 году Римский папа Юлий I утвердил датой Рождества Христова 25 декабря.
С первой звездой: история и традиции Рождества
В эту же ночь к Иисусу пришли волхвы, которых привел свет яркой звезды. Они принесли Христу подарки. Ученые выяснили, что христиане начали отмечать Рождество в IV веке. До этого о рождении Сына Божьего говорили в день Богоявления. В IV веке праздники разделили и сегодня Рождество считается вторым по значимости праздником после Пасхи. Подготовка к празднику Рождества начинается за 40 дней — это время, когда верующие соблюдают Рождественский пост. Он называется Рождественский сочельник. В этот день не вкушают пищу до самого вечера, пока на небе не станут видны звезды. Последний вечер перед Рождеством называют Святым.
К этому моменту хозяйки уже должны успеть приготовить праздничный стол. На ужин принято ставить на стол двенадцать постных блюд скоромную пищу разрешено вкушать лишь на следующий день. Число 12 также является символическим. Это и 12 апостолов Христа, и 12 месяцев года, и 12 главных праздников Церкви. Главное блюдо стола в этот вечер — кутья. Это кушанье из зерен, чаще пшеничных, с медом, орехами, маком и изюмом. Под тарелку с кутьей помещали небольшой клочок сена как напоминание о месте рождения Христа. Каждое из 12 блюд необходимо хотя бы чуть-чуть попробовать — ни одно из них не должно остаться нетронутым.
Они описывают, как Иосиф со своей женой Марией пошли в Вифлеем для участия в переписи. Поскольку мест в гостиницах не оказалось, они были вынуждены переночевать в пещере — её использовали в качестве хлева для укрытия скота от непогоды. Здесь Мария и родила сына. Кстати, с историей земной жизни Иисуса и Девы Марии связан другой праздник — Рождество Пресвятой Богородицы, которое в 2023 году отмечается 21 сентября.
Появление Мессии в Вифлееме за семь веков до великого события предсказал пророк Михей. А праздник был установлен уже во времена апостолов — учеников Христа. По «старому стилю» это 25 декабря. Хотя вовсе не означает, что Иисус родился в этот день.
Просто так сложилась многовековая традиция. Таким образом, по православной традиции, Рождество должно открывать праздничный цикл, а Новый год закрывать. Но в 1918 году страна перешла на григорианский календарь, и дата сместилась на 7 января. После появления СССР в календарях еще некоторое время была дата 25 декабря, она то переносилась, то возвращалась.
Запретили не только сам праздник, но и рождественскую елку, которую стали считать «поповским» обычаем. Традицию официального празднования на государственном уровне возродили в 1991 году. С этого периода власти объявили 7 января нерабочим днем. Все эти годы, как и в предстоящем 2023-м, эта дата остается единственной, когда вся страна отмечает Рождество Христово.
Таким образом, разница в датах объясняется исключительно разными системами летоисчисления григорианский и юлианский календари. Как и называть 25 декабря католическим Рождеством. Вместе с нами его готовятся отметить в январе еще три из пятнадцати православных церквей — Грузинская, Иерусалимская и Сербская.
А ранее звёзды были семиконечными и символизировали ту самую звезду, которая, согласно Евангелию, привела к только что родившемуся младенцу Христу волхвов. Приблизительно то же самое произошло и с праздниками — Новым годом и Рождеством. Если до 1918 года Рождество отмечалось повсеместно, а Новый год был гораздо менее значимым праздником, то при советской власти они поменялись местами. Советский Союз оказался единственной страной в мире, где Новый год впитал в себя рождественские атрибуты, оставаясь при этом вполне советским праздником.
После распада Советского Союза обратной трансформации не произошло — Новый год так и остался традиционным семейным праздником, в то время, как праздновать Рождество начала лишь часть населения страны, преимущественно православные верующие.
А так как григорианский и юлианский календари расходятся на 13 дней, то и день празднования Рождества отличается теперь на это же количество суток: 7 января — это и есть 25 декабря по старому стилю. Рождество Христово — один из главных праздников церковного года.
Как сказал Афанасий Александрийский, «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом». Накануне, в Сочельник, в храме перед царскими вратами зажигается свеча как символ появившейся на небе Вифлеемской звезды. И хор вместе с верующими поет рождественский тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума…».
Но, что удивительно, в первые века христианства Рождество не праздновали.
Православное Рождество: история и традиции праздника
Рождество Христово в России ежегодно приходится на один и тот же день — 7 января, в 2024 году это воскресенье. Поэтому 12 дней между Рождеством и Крещением не означают ничего, кроме естественного хода событий. Рождество Христово — один из основных христианских праздников, который по значимости превосходит только Пасха. Рождество Христово — один из основных христианских праздников, который по значимости превосходит только Пасха. Со следующего после Рождества дня, то есть с 8 января, оно уже совершается», — рассказал протоиерей Игорь Фомин.
Приметы на Рождество Христово в 2024 году — чего нельзя делать
Константинополь Но у раскола есть и множество других предпосылок, не все из которых имеют отношение к религии. Были на то и политические, и культурные причины. Рим и Константинополь жили слишком по-разному и при этом мало взаимодействовали. Разница в культуре и менталитете западного и восточного мира, помноженная на отсутствие диалога, все больше отдаляла друг от друга два центра христианского мира. Масла в огонь подливали и политические разногласия, борьба за власть. Все это привело к тому, что в начале второго тысячелетия представители двух спорящих сторон рассорились окончательно и предали друг друга анафеме.
В 1054 году никто и представить не мог, что все это так затянется. Разница в традициях Разделившись, две христианские церкви стали укреплять и множить разногласия и разночтения, превращая небольшую трещину между западным и восточным миром в огромную пропасть. Рождественская месса в Вифлеемской церкви Рождества Христова, 1992 год Помимо разного подхода к учению о Святой Троице, католики и православные спорят и о многом другом. Папа Римский непогрешим и никогда и ни в чем не может ошибаться, патриарх в православии такими привилегиями не обладает. У католиков есть Чистилище, у православных его нет.
В Католической церкви все духовенство должно быть неженатым, у православных есть священнослужители-монахи, но есть и женатые. Католики категорически против любых противозачаточных средств, православные смотрят на контрацепцию менее строго. Католикам разводы запрещены, православные допускают их при определенных обстоятельствах.
К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. К подобным же выводам приводит и богатое гомилетическое наследие как западных, так и восточных проповедников.
Так, например, рождественская проповедь приписывается папе Либерию, понтификат которого — 352—366 — приходится именно на означенный период. Северная Африка, один из величайших оплотов византийской культуры, стала местом творчества великих христианских проповедников и богословов, которые не обошли своим вниманием и рассматриваемый праздник. Оптат Милевийский Нумидия произнес 25 декабря 362 или 363 года проповедь на Рождество — самую раннюю из известных рождественских слов. По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение. Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее.
В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина. Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря. Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами. Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами. Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния 22 декабря , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца sol invictus , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 году.
Интересны в связи с вышесказанным размышления М. Скабаллановича: «Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем Непобедимого dies Invicti , то есть днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер.
Вышесказанное можно предварительно резюмировать следующим образом: празднование 6 января хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории — с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в шестой день, так и Христос — новый Адам — в шестой день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. Указанные хронологические метки органично вписываются в систему византийских новолетий: 1 января, 1 марта, 1 сентября. Наиболее торжественно отмечались январские календы 1 января — через несколько дней после языческого праздника солнца. Означенное новолетие праздновалось в Византии не только язычниками, но и христианами.
Начало времени, годового цикла, которое могло связываться с началом мира, с днем творения, в то же самое время оказывалось тождественным времени пришествия в мир Спасителя, Солнца правды, Христа. Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств. Несомненно, что к римским календам восходят рождественские колядки. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV—V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению. Андрей Рублев.
Рождестиво Христово Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви. Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение. Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386—388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления. В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников».
В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV столетия. Александрийская Церковь, как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века. Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора. Павел, епископ Эмесский, проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви. Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного».
Но даже не упоминал о Крещении. Иначе говоря, празднование 25 декабря было установлено в Александрии между 418 и 432 годами. Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376—377 годов, в конце 370-х годов — в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее — в Александрийской в начале 430-х гг. Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения. Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника.
И Рождество в России, перешедшей на новый календарь, стали отмечать на 13 дней позже, чем в большей части христианского мира, — 25 декабря по старому стилю, но 7 января по новому стилю. История раскола Несмотря на разницу почти в две недели, и католики, и православные отмечают, по сути, один и тот же праздник, и верят, если не вдаваться в детали, практически в одно и то же. Но в христианском мире нет единства, и нет его уже очень и очень давно. Официально датой раскола христианской церкви на Католическую с центром в Риме и Православную с центром в Константинополе принято считать 1054 год. Но корни этого события уходят еще глубже.
Самым большим религиозным спором между представителями двух противоборствующих сторон является различие в учении о Святой Троице. Западные церковные отцы считают, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Восточные — что только от Отца. При этом каждый, конечно же, считает, что его точка зрения абсолютно верна, а оппонент заблуждается. Константинополь Но у раскола есть и множество других предпосылок, не все из которых имеют отношение к религии.
Были на то и политические, и культурные причины. Рим и Константинополь жили слишком по-разному и при этом мало взаимодействовали. Разница в культуре и менталитете западного и восточного мира, помноженная на отсутствие диалога, все больше отдаляла друг от друга два центра христианского мира. Масла в огонь подливали и политические разногласия, борьба за власть.
При этом он выразил уверенность, что период нынешних испытаний, которые переживает Украинская православная церковь, непременно останется позади, и "по прошествии какого-то времени многие будут с иронией, а может быть, просто с улыбкой вспоминать эти жалкие потуги разрушить каноническую Православную церковь на Украине".
В общей сложности торжественные богослужения проходят более чем в 500 православных храмах Москвы и в десятках тысяч церквей Московского патриархата по всему миру. Родившегося Спасителя 7 января по юлианскому календарю славят не только в Русской церкви, но также в Иерусалимской, Сербской, Грузинской и Польской православных церквях.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Рождество объединяло все слои общества, ведь Христос пришел в наш мир для всех. Рождественская неделя была временем благотворительности. В мемуарах князя Феликса Юсупова находим: "Матушка еще за месяц до праздника спрашивала людей, кому что подарить". Дочь чаеторговца Василия Сабашникова Маргарита с ностальгией описывала: "Мама участвовала в проведении праздников для детей нашего квартала, а мы с друзьями помогали. В снятом для этого мрачном помещении рядом с пользовавшейся дурной славой рыночной "Сухаревской" площадью собирались дети бедняков. После популярной в народе игры с Петрушкой… зажигали свечи на большой елке.
В соседней комнате раздавали подарки. Каждый ребенок получал ситец на платье или косоворотку, игрушку и большой пакет с пряниками. Друг моего брата, раздававший подарки, очаровал всех, позволяя ребенку выбирать то, что ему нравится". Библейской истиной "Да не оскудевает рука дающего" руководствовались не только богатые. Художник Кузьма Петров-Водкин вспоминал, как некий сапожник Иван Маркелыч "месяца за полтора до Рождества начал приготовления к вечеру-елке, который должен был состояться в одной из городских гостиниц.
Для детей помимо грошовых подарков готовили спектакль, заранее распределив роли и репетируя". И всё это с любовью и радостью - пришло время отдавать, делиться! Колесников 1879 - 1955 гг. С приближением Рождества и подготовка к празднику становилась напряженнее. Кто побогаче - белугу, осетрину, судачка, наважку; победней - селедку, сомовину, леща...
Зато на Рождество - свинину, все. В мясных, бывало, до потолка навалят, словно бревна, - мороженые свиньи. Окорока обрублены, к засолу. Так и лежат, рядами, - разводы розовые видно, снежком запорошило". Из Сибири - рябчик, тетерка, глухарь…Торговля шла широко, щедро: без весов, на глаз!
Нищий подберет, - удивлялся Иван Шмелев. А раньше говорили: "У голыша то есть у нищего та же душа, ему тоже радость нужна.
В поздних русских иконах центральный мотив Рождества Христова может дополняться сценами «Убиение Захарии» икона конца 16 в. Гринберг Мария Владимировна В западноевропейском искусстве 6—8 вв. Он сохраняется в искусстве «Каролингского возрождения» и «Оттоновского возрождения» , дополняясь сценами «Поклонение пастухов» и «Благовестие пастухам», а также «Омовение Младенца», в него проникают архитектурные элементы древнеримского происхождения навеса — базилики , стен Вифлеема в виде римского каструма сторожевой башни пастухов.
В романский период восточная схема упрощается: в ней остаются Младенец в яслях, животные, ангел и Мария с Иосифом. Под влиянием богослужения вводится новая форма яслей — алтарь. Сцена Рождества Христова становится частью цикла детства Христа или прообразовательного цикла витраж Шартрского собора, 1215. В Италии 13—14 вв. Под влиянием «Золотой легенды» Якова Ворагинского и францисканской мистики появляются более эмоциональные варианты сцены, где Мария проявляет заботу о Младенце — отдёргивает завесу у яслей, чтобы увидеть его, или берёт на руки и ласкает рельеф кафедры Пизанского собора, до 1311, Джованни Пизано.
С конца 14 в. Этот тип, получивший название «Humilitas» «Смирение» , был рекомендован художникам в начале Контрреформации взамен восточного. Под влиянием религиозного театра и проповедей в сцены Рождества Христова вводятся многие житейские подробности: изображения Иосифа с кастрюлей каши, кипятящего воду, сушащего пелёнки и т. Нидервильдунгенский алтарь К. Восходящее к «Евангелию от Псевдо-Матфея» и присутствующее у святой Биргитты и других мистиков упоминание о сиянии, исходящем от Младенца, нашло отражение в иконографии «ночного Рождества» картина Гертгена тот Синт-Янса , около 1484—1490, Национальная галерея , Лондон , которое бытует со 2-й половины 15 в.
Дополняющие Рождество Христово сцены «Благовестие пастухам» и «Поклонение пастухов» с середины 15 в.
Илья Ефимович Репин. Рождество Христово. В связи с этим получилось так, что часть христианского мира, куда вошли не только Русская, но и Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, а так же Украинская Греко-Католическая Церковь также отмечает этот день 25 декабря, но еще по старому стилю - по Юлианскому. Смена юлианского календаря в XVI веке вначале затронула католические страны, позже - протестантские. В России же григорианское летоисчисление было введено после революции 1917 года, а именно - 14 февраля 1918 года. Однако Русская Православная церковь, сохранив традиции, продолжает жить и отмечать христианские праздники по юлианскому календарю. Развитие иконографии Рождества Христова Стремление человека изображать главные события своей жизни берет свои истоки от первобытных племен.
Поэтому такое событие как рождение Спасителя было важной вехой в жизни людей. В первых христианских изображениях Рождество Христово выглядело обычным рисунком, где изображали ясли с Младенцем и склоненную над ним Богородицей, а так же праведного Иосифа и ангелов, пастухов и волхвов, ослика и вола или корову. Саркофаг из Мантуи. Древнейшие археологические артефакты, найденные в христианских саркофагах, в виде первых иконографий на серебряных ампулах, в которые наливалось освященное в Палестине масло, являются тому подтверждением. Византийская иконография Рождества Христова включала в себя три плана: верх - «небо», центр - «соединение неба и земли», и низ - «землю». Древнерусская иконография, многие века следовавшая византийской традиции, а в XVII столетии заимствовала манеру западноевропейской живописи. Андрей Рублёв. Благовещенский собор Московского Кремля.
Значение некоторых символов в иконографии Рождества Христова Рождество Христово.
В Рождество Христово церковная служба Божественная литургия начинается с ночи шестого января и соединена с всенощным бдением. С 8 по 18 января продолжаются Святки - дни особой радости и ликования по случаю прихода в мир Спасителя.
Рождество Христово 2024: точная дата и светлые традиции православного великого праздника
Рассказываем, почему Рождество празднуется в разные даты на Западе и в России празднуется в разные даты, и когда российские православные отмечают этот праздник. Традиции Рождества Христова начали возрождаться лишь в 90-х годах ХХ века. Один из самых важных праздников для верующих — Рождество Христово — католики празднуют в ночь с 24 на 25 декабря. В ночь с 24 на 25 декабря на Землю приходит "первое" Рождество Христово, которое в эти даты отмечают Католическая Церковь, протестанты, а также живущие по григорианскому календарю Поместные Православные Церкви, которых сегодня большинство. Рождество Христово – важный праздник для всех христиан.
15 фактов о Рождестве: история, традиции, приметы
Дата рождения Иисуса Христа 7 января была установлена во второй половине второго века, когда церковь культурно была в основном греческой. Статья автора «РЕН ТВ» в Дзене: Рождество Христово отмечают 7 января. Есть еще третья дата, в которую празднуется Рождество.
Православные верующие празднуют Рождество
По традиции, в этот день православные не едят до первой звезды. Богослужения Празднование Рождества Христова совершается в ночь на 7 января. Ровно в полночь в храмах начинается богослужение. Около храмов и церквей устанавливаются рождественские вертепы с фигурками Святого Семейства, а также ангелов, волхвов и животных. В этот день читается молитва "Царю Небесный". Эта молитва не читается только в период от Пасхи до Пятидесятницы и ей открываются многие богослужения, а не только праздничные. Далее идет ектенья и гимн "С нами Бог". Этот гимн напоминает нам о пророке Исайе, который за 700 лет до Рождества Христова возвестил о пришествии Спасителя мира, рожденного от Девы.
Он описал события Его земной жизни, смерть и воскрешение", — сообщается на портале "Правмир". Далее идет песнь Симеона Богоприимца, которая говорит о принесении Христа в Иерусалимский храм, которое традиционно совершалось на 40-й день жизни. Кроме того, на праздничном богослужении в Рождество поется ирмос — заголовок Рождественского канона. В каноне девять песен, начало девятой песни ирмос — это нить, связывающая Ветхий Зовет с Новым Заветом. Многие проповедники не могут подобрать слов, чтобы передать суть тайны Рождения Христа. Богослужение проходит на церковно славянском-языке. Гимнография Древней Руси и Византии огромна.
Как мы знаем, все богослужения идут по суточному кругу. Накануне праздников утреннее и вечернее богослужение сливается в одно "всенощное бдение". Такие богослужения бывают всего лишь дважды в году — на Рождество и на Пасху. В Русской Православной Церкви проходит Патриаршее рождественское богослужение, когда Предстоятель Русской Православной Церкви обращается к пастве", — сказано в материале. Утреня Рождества поется ночью. Верующие считают, что в эту ночь слышно Ангельскую песнь: "Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение". Христиане благодарят Бога за спасение.
Звучит также полиелей, стихи из этих псалмов прославляют милость Господа. Далее идет величие — краткое песнопение, славящее Бога. Антифоны подражают хору Ангелов, славящему Господа. Названия обращаются к способу исполнения этих песнопений. Так Антифоны поются попеременно. Далее идет прокимен, предшествующий чтению отрывка из Писания, посвященного Рождеству Христову.
И тогда Младенец сам протянул к ней руку. Еще одним важным символом Рождества считается Вифлеемская звезда. Она взошла на небо, чтобы возвестить миру о рождении Спасителя. Лучи этой яркой звезды указали путь к пещере волхвам. С тех пор Вифлеемская звезда изображается на многих иконах, а в домах ей украшают верхушку рождественской ели. На Руси символами Рождества также были сочиво и кутья — блюда из пропаренных злаков с медом. Без них рождественский стол в то время был немыслим. Традиции Рождества — что нужно делать в праздник Перед праздником Рождества верующие соблюдают строгий пост, который продолжается 40 дней. В Сочельник 6 января принято готовить сочиво из риса или вареной пшеницы с медом. По традиции, в этот день православные не едят до первой звезды. Празднование Рождества Христова совершается в ночь на 7 января. Ровно в полночь в храмах начинается богослужение. Около храмов и церквей устанавливаются рождественские вертепы с фигурками Святого Семейства, а также ангелов, волхвов и животных. После торжественного богослужения христиане всей семьей собираются за большим и пышным столом. Как правило, на Рождество также подают 12 постных блюд — по числу апостолов. Праздник не обходится и без мясных и рыбных блюд. Традиционно украшением стола считается запеченная птица: курица, гусь или утка. Во время Святок люди ходят друг к другу в гости, а также помогают нуждающимся. Эта традиция зародилась еще в древней Руси. В ночь перед Рождеством дети наряжались в пастухов или ангелов, ходили по деревне и поздравляли соседей рождественскими песнями — колядками. В ответ добрый хозяин должен был отблагодарить их угощением или подарком. Что нельзя делать на Рождество Рождество — великий и значимый праздник для всех христиан.
Считается, что произошло это событие 2021 год назад - от него ведется летоисчисление во многих странах. В 360 году римский епископ Либерий упоминал праздник Рождества, а во II веке о рождении Христа говорили в день Богоявления, отмечая сразу три события, - рождение Иисуса, принесение даров и Крещение. В тот год император велел провести перепись населения. Евреи следовали обычаю вести народные переписи по коленам, племенам и родам, каждое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, поэтому Мария и Иосиф, происходившие от рода Давидова, отправились в Вифлеем город Давида. Считается, что в городских гостиницах по дороге в Вифлеем места Марии и Иосифу не нашлось, поэтому Иисус появился на свет рядом со стойлом, а его первыми яслями стала кормушка. Как гласит Евангелие от Луки, о свершившемся чуде первыми узнали пастухи, охранявшие неподалеку свои стада. К ним явился Ангел, чтобы возвестить - «ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель». Они принесли младенцу свои дары: золото, ладан и смирну - знаки царской власти, священства и того, что Иисусу предстоит умереть и воскреснуть смирна - пряное благовоние, которым умащивали тела усопших. Как объясняет «Православие и мир», христиане верят, что через вочеловечение бог открыл людям пути спасения.
Церковь росла. Для человека не иудейской культуры день его рождения был календарным праздником. Именно тогда Церковь впервые задалась вопросом о дате Рождества Христова. И поскольку точных данных не было - стало ясно, что дата эта будет выбрана условно. Важен был не факт, а сама идея. Первые попытки «привязать» праздник Рождества Христова к какому-то конкретному дню предпринимаются уже во II веке христианами Египта. В египетской Александрии был распространён культ бога солнца, который праздновался 6 января. Именно в этот день александрийские христиане решили праздновать день Рождества Христова. Тем самым они предлагали своим соотечественникам поклоняться не небесному светилу, а истинному Творцу всего мира, в том числе и солнца — Христу. В другой крупнейшей Церкви того времени — в Риме — христиане взяли за основу иную дату, которая также как в Александрии была связана с популярным в народе культом солнца. Со времен императора Аврелиана 25 декабря - в день зимнего солнцестояния - римляне справляли праздник Рождества Непобедимого Солнца.
Даты Рождества
В 1935 году произошел перелом в госполитике и рождественские традиции были восстановлены как часть светского празднования Нового года 1 января , хотя и с некоторыми правками. Подарки, посещения Деда Мороза стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации. А на новогодней елке в 1937 году, которая состоялась в Москве в Колонном зале Дома союзов, на самом дереве вместо золотой Вифлеемской звезды появилась красная. С тех пор "рождественская" елка воспринимается как "новогодняя". На государственном уровне празднование Рождества вернули в 1991 году, тогда 7 января было объявлено выходным днем. Сейчас Рождество является частью общих выходных, которые начинаются с Нового года. Как принято праздновать 5 Перед Рождеством верующие соблюдают строгий сорокадневный пост, он продолжается шесть недель, с 28 ноября по 6 января включительно. В день накануне праздника сочельник принято готовить традиционное блюдо из вареной пшеницы или риса с медом — сочиво. По традиции верующие воздерживаются от другой пищи вплоть до наступления Рождества. Празднование самого Рождества совершается в ночь на 7 января — ровно в полночь в храмах начинается торжественное богослужение.
Возле храмов устанавливаются вертепы с фигурками Святого Семейства, трех волхвов, ангелов, животных. После торжественного богослужения верующие собираются за рождественским столом. В современной России традиция дарить друг другу подарки больше относится к Новому году, однако в последние годы некоторые поздравляют близких и с Рождеством. Период с 7 января до Крещенского сочельника 18 января называется Святки.
Этот день издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам. Предположительно, этот праздник, как и Крещение Господне, появился на Руси в конце X века. И с той поры он собрал вокруг себя великое множество народных традиций, атрибутов и примет. Согласно церковной истории, праведные Мария и Иосиф отправились в Вифлеем, Мария была в положении: она ждала ребенка. В городе супругам негде было переночевать, и они остановились в пещере, в которой пастухи держали скот, когда была непогода.
Тут Мария и родила. Колыбелью для Христа стали ясли. В русской православной традиции до Рождества верующие держали 40-дневный пост, чтобы покаяться и отдать дань Господу. Наши предки Рождественский пост старались проводить в молитве и покаянии.
Суббота 3-й седмицы Великого поста. Великий пост 20 день отварная овощная и фруктовая еда с добавлением масла. Великий пост 21 день отварная овощная и фруктовая еда с добавлением масла. Великий пост 22 день сухоядение. Великий пост 23 день вареные, тушеные овощи и фрукты без масла. Великий пост 24 день сухоядение. Великий пост 25 день вареные, тушеные овощи и фрукты без масла. Великий пост 26 день сухоядение. Суббота 4-й седмицы Великого поста. Великий пост 27 день обработанная теплом вегетарианская пища с растительным маслом. Великий пост 28 день обработанная теплом вегетарианская пища с растительным маслом. Великий пост 29 день сухофрукты, свежие овощи и фрукты, черный хлеб. Великий пост 30 день вареные, тушеные овощи и фрукты без масла. Великий пост 31 день сухофрукты, свежие овощи и фрукты, черный хлеб. Великий пост 32 день вареные, тушеные овощи и фрукты без масла. Великий пост 33 день сухофрукты, свежие овощи и фрукты, черный хлеб. Великий пост 34 день вареные, тушеные овощи и фрукты с маслом. Великий пост 35 день вареные, тушеные овощи и фрукты с маслом. Великий пост 36 день сухоядение. Великий пост 37 день вареные, тушеные овощи и фрукты без масла. Великий пост 38 день сухоядение. Великий пост 39 день вареные, тушеные овощи и фрукты без масла. Великий пост 40 день сухоядение, можно немного рыбы.
Однако для верующих рождественские обычаи наполнены особым смыслом и значением. Рождеству предшествует пост, строгий и долгий — он начинается 28 ноября и заканчивается в Сочельник , 6 января, накануне праздника. Несмотря на то, что праздничным днем является 7 января, отмечают Рождество Христово в ночь с шестого на седьмое. После службы верующие возвращаются домой и садятся за праздничный стол. Что едят на Рождество? На 6 января в православных семьях готовят праздничный ужин, в котором должно быть 12 постных блюд — поскольку именно 12 апостолов присутствовало на Тайной Вечере. Сам ужин начинается только после появления на небе первой звезды, означающей Рождение Иисуса Христа. Начинают застолье в Сочельник с кутьи — каши из пшеницы или риса с добавлением мака, сухофруктов, орехов, меда.