Новости происхождение праздника пасха

Божественной славе Воскресшего Господа и величию светлого праздника Пасхи соответствует высокая и особенная торжественность, которой сопровождаются богослужения в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу. Когда отмечают праздник Святой Пасхи, история происхождения праздника, значение для христиан. русский православный богослов, заслуженный профессор Московской. Пасха, или Воскресение Христово, — главный праздник православного календаря, установленный в память о воскресении Сына Божьего Иисуса Христа.

Праздник Светлой Пасхи: история, обычаи и символы

Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня 13 июня в 2014 году — в память о сорока днях пребывания Христа на земле после Его Воскресения. Священнослужители снимают субботние белые и надевают праздничные красные пасхальные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон — благовест — возвещает о приближении Воскресения Христова. Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах священнослужители в алтаре негромко поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». После этого отодвигается завеса занавес за Царскими Вратами со стороны алтаря , и священнослужители снова поют ту же стихиру, но уже громко. Открываются Царские Врата, и стихира, ещё более высоким голосом, поётся духовенством в третий раз до середины, а хор храма поёт окончание. Священники выходят из алтаря и вместе с народом, подобно жёнам-мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры. Крестный ход Крестный ход означает шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот жизнь даровав!

Великий пяток пятница — крестная смерть Иисуса Христа, погибель Иуды. Последний суд над Иисусом Христом у Пилата, бичевание Спасителя. Евреи принимают на себя и на своё потомство ответственность за смерть Господа. Спаситель с крестом идёт к Голгофе. Распятие Господа в 12 часов дня.

Тьма на всей земле с 12 до 3 часов. В 3 часа — крестная смерть Иисуса Христа. Воин пронзает копьём ребро Спасителя. Иосиф снимает тело Христа и обёртывает его в плащаницу. Погребение Спасителя в пещере.

В Великую пятницу литургии не бывает, т. На вечерне священнослужители поднимают плащаницу т. Это совершается в воспоминание снятия с креста тела Христа и погребения его. В этот день обязательно надо прийти к Святой плащанице всей семьёй, с детьми и внуками, приложить даже самых маленьких к этой святыне. И в молитве возблагодарить Спасителя, принявшего на себя грехи всего рода человеческого, а значит, и каждого из нас!

Великая суббота — день воспоминания пребывания тела Господа Иисуса Христа во гробе, где оно было положено снявшими Спасителя с Креста, Иосифом и Никодимом. Получение благодатного огня с древних времён до наших дней Иерусалимским Патриархом при огромном стечении верующих является одним из зримых свидетельств истинности христианской веры и евангельской истории. Для верующих день Великой субботы — это время приготовления к встрече величайшего праздника Светлого Христова Воскресения. Обычно в этот день после утреннего богослужения в храмах начинается освящение пасхальных куличей, пасох и яиц для разговления в день Пасхи. Обычно освящение совершается так: верующие ставят свои приношения уложенные в сумку, тарелку или небольшую корзинку на особом столике в храме, вставив в кулич зажигаемую перед началом освящения свечу.

Священник читает особую молитву и окропляет приношения святой водой. В полночь при пении стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе» совершается крестный ход вокруг храма. Затем при затворённых дверях начинается пасхальная утреня, и наконец духовенство и молящиеся заходят в храм. Радостные возгласы: «Христос воскресе! Царские врата главного алтаря будут открыты в продолжение всей следующей недели, в память того, что когда Господь воскрес — солнце не заходило целую неделю, равно как и небо отворено будет ещё семь дней.

Вот как о Пасхе сказал преподобный Феодор Студит: «Почему же мы с таким нетерпением ждём Пасхи, которая приходит и уходит? Не праздновали ли мы её множество раз и раньше? И эта придёт и уйдёт — в настоящем веке нет ничего постоянного, но дни наши проходят как тень, и жизнь бежит подобно тому, как скачет гонец.

Снятие со Креста и погребение Господа было совершено вечером в пятницу. Поскольку суббота была у иудеев днем покоя, женщины, сопровождавшие Господа и учеников из Галилеи, бывшие свидетелями Его страданий и смерти, пришли ко Гробу Господню только через день, на рассвете того дня, который мы теперь называем воскресным. Они несли благовония, которые по обычаю того времени возливали на тело умершего человека. По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Исуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал.

Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Исус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Исус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» Мф. Библиотека Русской веры Читать онлайн Празднование Пасхи в истории. Почему воскресенье называется воскресеньем?

От христианского праздника Пасхи происходит и современное название дня недели — воскресенье. Каждое воскресенье недели на протяжении всего года христиане особенно отмечают молитвой и торжественной службой в храме. Воскресенье еще называют «малой Пасхой». Воскресенье называется воскресеньем в честь воскресшего в третий день после распятия Исуса Христа. И хотя Воскресение Господне христиане вспоминают еженедельно, но особенно торжественно отмечается это событие один раз в году — на праздник Пасхи. В первые века христианства существовало разделение на Пасху крестную и Пасху воскресную. Упоминания об этом содержатся в творениях ранних отцов Церкви: послании святителя Иринея Лионского ок. Пасха крестная — воспоминания страданий и смерти Спасителя отмечалась особым постом и совпадала с иудейской Пасхой в память о том, что Господь был распят во время этого ветхозаветного праздника.

Первые христиане молились и строго постились до самой Пасхи воскресной — радостного воспоминания Воскресения Христова. В настоящее время нет деления на Пасху крестную и воскресную, хотя содержание сохранилось в богослужебном Уставе: строгие и скорбные службы Великих Четвертка, Пятка и Субботы завершаются радостным и ликующим Пасхальным богослужением. Собственно и сама Пасхальная ночная служба начинается скорбной полунощницей, на которой читается канон Великой Субботы. В это время посреди храма еще стоит аналой с Плащаницей — шитой или писанной иконой, изображающей положение Господа во гроб. Какого числа Пасха у православных? Общины первых христиан праздновали Пасху в разное время. Одни вместе с иудеями, как пишет блаженный Иероним, другие — в первое воскресенье после иудеев, поскольку Христос был распят в день Песаха и воскрес наутро после субботы. Постепенно различие пасхальных традиций поместных Церквей становилось все более заметным, возник так называемый «пасхальный спор» между восточными и западными христианскими общинами, возникла угроза единству Церкви.

На Первом Вселенском Соборе , созванном императором Константином в 325 году в Никее, рассматривался вопрос о едином для всех праздновании Пасхи. По словам церковного историка Евсевия Кесарийского, все епископы не только приняли Символ Веры, но и условились праздновать Пасху всем в один день: Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс Константин Великий сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу. С того времени все поместные Церкви стали праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия. Если же в это воскресенье выпадает Пасха иудейская, то христиане переносят празднование на следующее воскресенье, поскольку еще в правилах святых Апостолов , согласно 7-му правилу, запрещено христианам праздновать Пасху вместе с иудеями. Как рассчитать дату Пасхи? Для расчета Пасхи нужно знать не только солнечный равноденствие , но и лунный календарь полнолуние.

Поскольку лучшие знатоки лунного и солнечного календаря жили в то время в Египте, честь вычисления православной пасхалии была предоставлена Александрийскому епископу. Он должен был ежегодно извещать все поместные Церкви о дне Пасхи. Со временем была создана Пасхалия на 532 года. Она основана на периодичности юлианского календаря, в котором календарные показатели расчета Пасхи — круг Солнца 28 лет и круг Луны 19 лет — повторяются через 532 года. Этот период называется «великим индиктионом». Начало первого «великого индиктиона» совпадает с началом эры «от сотворения мира». Текущий, 15 великий индиктион, начался в 1941 году. На Руси пасхальные таблицы включали в состав богослужебных книг, например, Следованную Псалтырь.

В них содержатся не только Пасхалия на 532 года, но и таблицы для расчета даты Пасхи по руке, так называемая Пятиперстная Пасхалия или «рука Дамаскина». Рука Дамаскина из рукописи Великий миротворный круг Стоит отметить, что в старообрядчестве до настоящего времени сохранились знания, как рассчитать по руке дату Пасхи, любого подвижного праздника, умение определить, в какой день недели приходится тот или иной праздник, продолжительности Петрова поста и другие важные сведения, необходимые для совершения богослужения. Православная пасхальная служба Всю Страстную седмицу, предшествующую Пасхе, каждый из дней которой называется Великим, православные христиане совершают службы и вспоминают Страсти Христовы, последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие, смерть на Кресте, погребение, схождение во ад и Воскресение. Для христиан это особо почитаемая неделя, время особо строгого поста, подготовки к встрече главного христианского праздника. Перед началом праздничной службы в храме читаются Деяния апостолов. Пасхальная служба, как и в древности, совершается ночью. Богослужение начинается за два часа до полуночи Воскресной полунощницей, во время которой читают канон Великой субботы «Волною морскою». На 9-й песни канона, когда поется ирмос «Не рыдай Мене, Мати», после каждения, Плащаница уносится в алтарь.

У старообрядцев-безпоповцев после третьей песни канона и седальна читается слово Епифания Кипрского «Что се безмолвие». После полунощницы начинается подготовка к Крестному ходу. Священнослужители в блестящих ризах, с крестом, Евангелием и иконами выходят из храма, за ними следуют молящиеся с горящими свечами; трижды обходят храм посолонь по солнцу, по часовой стрелке с пением стихеры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистыми сердцы Тебе славити». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц глубоким утром ко гробу, чтобы помазать Тело Исуса Христа. Крестный ход останавливается у западных дверей, которые бывают затворены: это напоминает снова мироносиц, получивших первую весть о воскресении Господа у дверей гроба. Крестный ход на Пасху у старообрядцев Священник, покадив иконы и присутствующих, начинает светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице».

Раскрывается значение обмена подарками на Пасху и связь с христианскими обрядами. Работа включает анализ источников и интерпретацию информации о православном празднике. Тип: research Объект исследования: История и традиции православной Пасхи Предмет исследования: Традиции приготовления пасхальных блюд и подарков Методы исследования: Исторический анализ, анкетирование, интервьюирование Научная новизна: Анализ актуальных тенденций обмена подарками на Пасху Цель проекта: Изучить и систематизировать информацию о православной Пасхе, ее традициях и обычаях, и представить результаты исследования в курсовой работе. Задачи проекта: Исследовать историю возникновения традиций Пасхи, анализировать кулинарные рецепты праздничных блюд, изучить связь обмена подарками на Пасху с христианскими обрядами Продукт: Аналитический обзор традиций и кулинарных особенностей православной Пасхи Введение Описание темы работы, актуальности, целей, задач, тем содержашихся внутри работы. Контент доступен только автору оплаченного проекта История возникновения пасхального кулича и крашеных яиц Исследование происхождения традиции пасхального кулича и крашеных яиц, связь с христианскими обрядами и исторические факты, подтверждающие их появление.

Пасхальная неделя в 2024 году

  • Самое популярное
  • Пасха 2024. Какого числа, дата Пасхи | Правмир
  • Пасха 2024: Почему у католиков 31 марта, а у православных 5 мая
  • Содержание
  • Пасха: суть праздника и традиции. Какого числа будет Пасха в 2024?
  • Пасха: история, богослужение, традиции

Пасхальные традиции на Руси и в современной России

В последние семь дней перед Пасхой начинается Страстная неделя, Расскажем, какие традиции следует соблюдать в седмицу до праздника и во время него, а также кратко опишем историю каждого дня Страстной седмицы. Поэтому в дни празднования Пасхи, а праздник длится целую неделю («Светлая седмица»), в храмах совершаются торжественные пасхальные богослужения, прославляющие победу Христа над смертью. Евреи отмечают свой праздник Песах, который связан с Пасхой нашего времени. Празднование Пасхи — переходящее, и вычисляется Пасхалия (методика расчета даты Пасхи) следующим образом: отмечается Светлое Христово Воскресение после первого весеннего полнолуния — это первое полнолуние, наступившее не раньше дня весеннего равноденствия.

Пасха: история, традиции и кулинарные рецепты

Календарную реформу Папы Григория XIII критикуют как раз за то, что при использовании этой системы летосчисления происходит нарушение канонического правила празднования Пасхи Христианской не ранее иудейской. Так, с 1851 по 1950 г. Так происходит и в 2024 году, когда католики отмечают Пасху 31 марта, а Песах отмечается еврейским народом 23 апреля. В православии считается, что подобные нарушения не просто "календарная формальность". Точное воспроизведение исторических событий Страстной недели и Воскресения Христова позволяет войти в духовную историю событий, произошедших два тысячелетия назад. Это духовная история человечества, которую верующие должны пережить. Для исчисления точного дня Пасхи по поручению Александрийского Патриархата была создана методика подсчета точного дня празднования, так называемая Пасхалия, которая имеет свои математические формулы и свой цикл размером в 532 года.

Задача Пасхалии совместить две системы исчисления времени, которые разнятся изначально: систему отсчета, принятую при жизни Иисуса, и нашу. Они действительно различные - у иудеев, даже ночь, например, делилась не на 12 часов, а на так называемые "стражи", у них был лунно-солнечный календарь. У христиан солнечный календарь, основанный на движении Солнца, в котором стремились согласовать между собой сутки и год. А календарь иудеев, принятый при жизни Христа, лунно-солнечный, в нем делается попытка согласовать между собой все три единицы времени: сутки, месяц и год. В основе христианской пасхалии системы правил и поправок для вычисления даты празднования Пасхи на каждый год лежит еврейский лунно-солнечный календарь. Совмещение даты Пасхи по лунно-солнечному календарю и по солнечному приводит к тому, что каждый год этот праздник выпадает на разные даты.

Но при этом, если мы пользуемся юлианским летоисчислением, введенным верховным языческим жрецом Рима Юлием Цезарем, то признак историчности не нарушается. А вот при следовании календарной реформе, которую в 1582 году провел папа Римский Григорий XIII григорианский календарь , принцип исторической последовательности важнейших христианских событий может быть нарушен - как это и произошло в 2024 году.

Множество людей постилали перед ним свои одежды, а другие срезали ветви с деревьев и укладывали на пути Иисуса. Иерусалим встретил его при входе зеленеющими ветвями и криками «Осанна! И сегодня православные во время заутрени в Вербное воскресенье стоят с вербой и со свечами. Христиане прославляют Господа словами: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне! Церковь предлагает прихожанам поменьше думать в это время о благах телесных и больше о духовных. Неделю перед Пасхой называют Страстной седмицей неделей. Каждый день седмицы связан с событиями последних дней из земной жизни Христа.

Великий понедельник и Великий вторник — воспоминание последних бесед Иисуса Христа с народом и учениками. В эти дни на Руси убирают в домах, пекут куличи и приготавливают яйца. Великая среда. Один из двенадцати апостолов Христовых, Иуда Искариотский, будучи жадным к деньгам, пришёл к первосвященникам и сказал: «Что вы дадите мне, если я вам предам Иисуса? С того времени Иуда ищет удобного случая, чтобы предать Иисуса Христа не при народе. Великий четверг — установление таинства святого причащения, предательство Иуды. В четверг Страстной седмицы вспоминается в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство святого причащения. В Чистый четверг, когда куличи уже испечены, дома порядок и ничто земное нас уже не отвлекает, православные люди идут причаститься Святых Христовых Тайн за утренней литургией, в воспоминание того самого первого Причастия, которое было установлено Спасителем на Тайной вечери в Иерусалиме. Чистый четверг не потому Чистый четверг, что в этот день ходят в баню или протирают мебель от пыли, а потому, что люди приходят в храм исповедаться и причаститься. Великий пяток пятница — крестная смерть Иисуса Христа, погибель Иуды.

Последний суд над Иисусом Христом у Пилата, бичевание Спасителя. Евреи принимают на себя и на своё потомство ответственность за смерть Господа. Спаситель с крестом идёт к Голгофе. Распятие Господа в 12 часов дня. Тьма на всей земле с 12 до 3 часов. В 3 часа — крестная смерть Иисуса Христа. Воин пронзает копьём ребро Спасителя. Иосиф снимает тело Христа и обёртывает его в плащаницу. Погребение Спасителя в пещере. В Великую пятницу литургии не бывает, т.

Первоначально Новозаветная Пасха посвящалась воспоминанию о смерти Спасителя. Во II веке время и чин праздника устанавливается в Христианской Церкви. И только к V веку Церковь разработала правила и сроки празднования Пасхи, упорядочила обряды и каноны и окончательно утвердила их на своих Вселенских соборах на все времена. Было установлено, что христианская Пасха - это праздник Воскресения Христова и празднуется отдельно от иудейской в первое воскресенье после полнолуния, следующего за мартовским равноденствием. Поэтому Пасха - праздник переходящий, исчисляемый на каждый год. Прейдя на Русь из Византии, христианство принесло и празднование Пасхи.

Праздник Пасхи стал самым торжественным и получил название Велик день. Вся неделя, предшествующая этому дню, называется Великой, или Страстной неделей... После Тайной Вечери Христос с учениками идет в Гефсиманский сад и, оставив их, один молится перед страданиями и крестной смертью. Здесь он был схвачен стражниками, предан суду и принял крестную смерть.

Празднование Воскрешения Господня в России имеет свои многовековые традиции и обычаи. Пасху люди ждут с особым нетерпением и внутренним трепетом, потому что это двойная радость: воскрешение Спасителя людского рода, распятого на кресте, и приход весны, символизирующий обновление всего живого. Празднование Пасхи в России отличается огромным числом интересных традиций, обычаев, ритуалов, сохранившихся по сей день с давних времен. Несмотря на то, что Пасха — праздник христианский, своими корнями она уходит в глубокое прошлое, связанное с языческими верованиями наших предков. В нашей славянской культуре и раньше был особенный день — праздник прихода весны, зарождения жизни, который встречали в конце марта или в начале апреля, когда природа начинала пробуждаться после зимы. Были и свои ритуалы. Среди мужчин было принято разжигать огромные костры, дабы задобрить Солнце и получить его благосклонность. А женщины избирали наиболее красивую девушку, раздев ее, поливали родниковой водой, украшали травами, в волосы вплетали цветы, этот ритуал заканчивался тем, что «весенняя богиня» обходила с плугом всю деревню, таким образом, наделяя землю плодородием, побуждая к жизни растительность. Праздновать Пасху на Руси стали сразу после того, как князь Владимир Красное Солнышко крестился сам и крестил наш народ. Мы знаем, что не все русские люди с восторгом приняли новую религию, они некоторое время боролись за свое право остаться язычниками и продолжали праздновать народные праздники, но со временем они прониклись христианством. Хотя, празднование Пасхи, как и многие другие праздники христианства, зачастую сопровождаются языческими обрядами, ритуалами, сохранившимися с далеких дней, которые с истинной верой не имеют ничего общего. Но, история праздника Пасхи в рамках всего мира, имеет еще более глубокие корни. О тех событиях можно прочитать в книге Ветхого Завета. Праздник Песах отмечали в древности представители еврейского народа, после того, как Моисей вывел их из Египта. Если дословно перевести название праздника с древнееврейского языка, это означает «Избавление». Конечно, тот христианский праздник не стоит напрямую связывать с освобождением иудеев. История, традиции Пасхи католиков, протестантов, православных связаны с событиями Нового Завета и основным смыслом является — торжество жизни над смертью, что подтвердилось бессмертием Иисуса Христа, который воскрес после распятия. В католических и протестантских странах празднуют Пасху чуть раньше, чем в России, потому что в православии время отсчитывается по григорианскому календарю, а точкой отсчета служит весеннее равноденствие. Пасха приходится на первое воскресенье, наступившее за первым полнолунием после дня весеннего равноденствия. День празднования Пасхи — плавающий, без конкретной даты. Поэтому, чтобы знать, когда в этом году будет отмечаться Пасха, верующие смотрят православные календари. Чтобы соблюсти все традиции праздника Пасхи составляют пасхалии. Все знают, что последняя неделя, наступающая перед Пасхой, называется «Страстной», она посвящена тем страданиям, которые Иисус Христос претерпел за людской род. На нее приходятся самые строгие дни поста, во время которых, верующие питаются только хлебом и водой, не веселятся, не развлекаются, а лишь молятся о прощении их грехов. Вместе с отказом от радостей жизни и животной пищи, люди готовятся к величайшему церковному празднику. В Страстную неделю по традиции принято убирать дома, выбрасывать все лишнее, отдавать бедным вещи, которые вы уже не носите. В Чистый четверг обязательно проводится генеральная уборка, причем как физическая, так и духовная. В четверг христиане мылись на рассвете в ручье, чтобы смыть все грехи, накопленные за год.

Пасха - история праздника

Позднее Пасха заняла место центрального праздника в христианском календаре и стала ассоциироваться с воскресением Христа. Пасха в 2021 году: когда отмечается, даты празднования православной пасхи в 2021 году. Празднование Пасхи. Пасхальное богослужение. Когда в 2024 году православные верующие отмечают Пасху, каковы традиции, символы и приметы праздника — в материале «Вечерней Москвы».

Как празднуют Пасху в России (история и традиции)

И хотя большинство из нас почти не зависит от природного цикла, мы, как и наши предки, продолжаем совершать знакомые с детства действия-ритуалы — «по традиции». Эти самые действия вписываются в годичную рутину так же естественно, как утренний кофе или книга перед сном — в наши ежедневные привычки. Несмотря на то что у городского человека связь с природой практически стерлась, превратившись в номинальную, даже жители мегаполисов, сами того не замечая, продолжают жить по народному календарю. Пекут шарлотку в конце августа, хотя яблоки доступны круглый год, наряжают елку непременно в конце декабря, складывают кружевными стопками блины в феврале и красят яйца на рубеже апреля и мая. Древняя календарная спираль раз за разом приводит нас в знакомые точки. Похожие действия проделывали люди столетия назад, но тогда каждое из этих действий имело определенный смысл и выверенную логику. Сегодня мы нечасто задумываемся, что именно скрывается за вуалью традиции, но в наших силах эту вуаль приподнять. Пасха — значимая точка в нашей календарной спирали, причем важна она как для верующих, так и для тех, кто рассматривает церковь исключительно как социально-культурный институт, потому что нередко традиции залегают глубже, чем осознанная религиозность.

И не зря, повод действительно значительный, ведь возрождение, то есть победа в битве с самым страшным человеческим противником — смертью, заслуживает и внимания, и пышности. Однако христианская Пасха — не только торжество жизни, это торжество доброты и справедливости, поскольку воскресает тот, кто по своей воле принес себя в жертву ради всего человечества. Собор окончательно отделил христианство от иудаизма, а вот название праздника осталось. Первый Никейский собор. Бухарестский Ставропольский монастырь, Румыния Но и происхождение слова «пасха» древнее, чем может показаться на первый взгляд. Зачастую его появление связывают с ветхозаветным исходом иудеев из Египта и освобождением от рабства, ведь с древнееврейского «песах» переводится как «прохождение». И действительно, в иудаизме Пасха несомненно занимает важное место.

Правда, культурологи копают еще глубже и вспоминают о семитских скотоводческих племенах, которые отмечали весенний отел скота, отдавая в жертву первенцев отелившихся животных. Эта традиция отзывается в библейском описании 10 египетских казней, где самой страшной была смерть первенцев. При переходе этих племен к оседлости праздник стал отмечать начало жатвы, прочно связав его с аграрной традицией. Из собрания Британской библиотеки. Сцена из Исхода. Вверху: Десятая казнь — смерть первенцев. Внизу: Израильтяне покидают Египет Чтобы жить… нужно умереть: проводы зимы и кто такая Морена Интересная схожесть древних праздников весны и Пасхи состоит в том, что оба эти события знаменуют одновременно и смерть, и возрождение, ведь без одного не может быть другого.

Следуя календарной логике, чтобы наступила весна, сперва необходимо проводить зиму. И у зимы когда-то было имя — Морена-Мара. В русских сказках мы не встречаем ее саму, но в имени Марьи Моревны — богатырши и возлюбленной Ивана-царевича — находим корень «мор». Прекрасная невеста сказочного героя приходится родственницей древней богине.

Это же случилось и с первенцами их скота.

И лишь после этой казни фараон отпустил евреев. Но прежде, чем это произошло: «Сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд.

Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; как установление вечное празднуйте его» Исх. Так повелением Божиим была установлена ветхозаветная Пасха, прообразующая собой святую христианскую Пасху. Ибо как там кровь пасхального агнца, помазанная на домах евреев, избавляла их от гнева Божия и наказания, предназначенного египтянам, так и ныне «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» 1 Ин.

Значение слова Поэтому само слово «пасха» производят от еврейского слова «пасах», что означает «миновать, пройти мимо». Ибо благодаря крови пасхального агнца карающий ангел проходил мимо домов евреев, поражая египтян. Так и нас, православных христиан, как уже было сказано, благодаря Крови Агнца Божия Иисуса Христа, минует гнев Божий и наказание за наши грехи. И как там ветхозаветная Пасха была началом избавления от плена египетского, так и ныне Святая Пасха есть праздник нашего избавления от плена и работы диаволу. Кое, то есть это избавление совершилось искуплением нас Крестной Жертвой Христовой.

Посему и ветхозаветный агнец был прообразом Агнца Божия. Полезные материалы Но здесь надобно более подробно рассказать о христианском догмате Искупления суть которого сводится к тому, что мы спасаемся не нашими добрыми делами, не делами закона, как об этом многократно сказано в Священном Писании, особенно в Посланиях апостола Павла. Нет, мы искуплены, оправданы и спасены Крестной Жертвой Христовой, а уже от веры в нее, веры в Искупителя и происходят добрые дела, точнее, добродетели. Собственно, это и показала история человечества. До Креста Христова она явила множество весьма добродетельных праведников и святых, но… души всех их по смерти шли в ад.

Умер на Кресте Спаситель — и уверовавший в Него, как Искупителя, разбойник первый попадает в рай. А затем по Своем Воскресении Господь изводит из ада души всех праведников и всех тех, кто поверил Его проповеди в аду. Воскресение Христово Что, собственно, и изображено на канонической иконе Воскресения Христова. На сей иконе Господь, сокрушив вереи адские, изводит из ада души людей, держа правой рукой за руку праотца Адама, а за ним следуют другие мужи; левую же руку Спаситель простирает к праматери Еве, изводя за ней и души остальных жен. Поэтому, повторяю, мы спасаемся не чрез делание абстрактных добродетелей, мня, что они даруют нам спасение.

Нет, мы спасаемся верой в Искупителя, в то, что Он спас нас на Кресте. А уже отсюда проистекают истинные добродетели. Как произошло Воскресение Исуса Христа Господь и два разбойника с Ним были распяты в пятницу, накануне великой для иудеев субботы, поскольку в эту субботу была иудейская пасха. Поэтому они лицемерно просили Пилата не оставлять тела на крестах Ин. Лицемерно же они просили потому, что не считали только что совершенное богоубийство нарушением закона, а вот такую мелочь, как оставить тела на крестах, — считали!

Но как бы там ни было, Пилат разрешил снять тела, и, чтобы не оставлять осужденных в живых, им перебили голени Ин. Это мучительная, но быстрая смерть, все же значительно лучше такого же мучительного, но гораздо более длительного умирания на кресте, которое могло продолжаться и несколько дней. Этим также исполнилось пророчество Спасителя благоразумному разбойнику о том, что сегодня же он будет с Ним в раю Лк. Пророчество потому, что, как уже было сказано, крестные мучения могли продолжаться достаточно долго. Кстати говоря, мы привыкли говорить, что благоразумный разбойник пошел в рай, а неразумный — в ад.

Это верно, но и судьба последнего доподлинно неизвестна. Да, он пошел в ад, но… тогда, когда там уже проповедовал Христос. И вполне возможно, что и он под влиянием сей проповеди уверовал во Спасителя, был изведен Им из ада в день Воскресения, и так спасся. Это тем более вероятно, что сей разбойник был свидетелем исполнения пророчества Христова над своим благоразумным сотоварищем, что и могло укрепить его веру. Впрочем, как уже сказано, доподлинно нам это неизвестно.

Но вот когда воины хотели перебить голени у Христа, то, видя, что Он уже умер, не сделали сего. Что святой апостол Иоанн Богослов особо подчеркивает Ин. Разумея здесь, что иудейский пасхальный агнец, кости которого по закону Моисееву не должны были сокрушаться ср. Тогда праведный Иосиф Аримафейский, бывший до этого тайным учеником Христовым, дерзнул прийти к Пилату и попросить у него Тело Иисусово. На что сей правитель дал свое разрешение Мф.

Затем, по погребальным иудейским обычаям, Иосиф и, пришедший к нему другой тайный ученик Христов Никодим, помазали Тело Спасителя специальными благовониями и повили погребальными пеленами Ин. А затем, поздно вечером в пятницу, погребли Его в новом гробе. В котором, и это снова особо подчёркивает Богослов, «еще никто не был положен» Ин. А подчеркивает он это для того, чтобы пресечь возможную лицемерную, фарисейскую ложь иудеев. Ведь если бы до этого какой-то другой мертвец, какой-нибудь «Мойша» уже был бы погребён в сем гробе, то иудеи по своей злонамеренности объявили бы, что воскрес не Христос, а именно сей условный «Мойша» — будь он хоть самым заклятым злодеем!

По этой своей злонамеренности иудеи упросили Пилата и поставили стражу у гроба, а также приложили печать к гробному камню. Якобы для того, «чтобы ученики не украли Тело своего Учителя» Мф. Что, впрочем, после Воскресения Христова послужило к обличению самих иудеев, отрицающих оное. Итак, Тело Христово пребывало во гробе в покое всю субботу, а душей Господь был во аде, где и проповедовал душам умерших. И очень рано, в следующий после субботы день, который позднее в христианском календаре был назван воскресением, Господь Воскрес и изошёл из гроба.

Не только не отвалив камень от него, но даже не нарушив при этом гробных печатей.

Неудачная форма куличей считалась плохой приметой, а если внутри готового кулича оказывались пустоты, это предвещало смерть одному из членов семьи. При изготовлении кулича принято было тщательно запирать двери, чтобы на процесс не смотрели чужие, иначе хлеб может не удасться. Кусочки кулича после Пасхи сушили и также использовали как обереги. В страстную субботу куличи и пасхальные яйца освящали. Яйца освящали не все, что успели покрасить, а только одно, три или пять. Именно этими яйцами семья разговлялась в пасхальное утро, их хранили как обереги и совершали с ними разного рода ритуалы, а остальные яйца просто ели, играли с ними или раздаривали. В страстную субботу раньше жгли костры возле церквей — в память о схождении благодатного огня. Огонь при этом принято было добывать трением. В дальнейшем это пламя разносили по домам в качестве «нового» огня в печи или очаге, предварительно погасив «старый» огонь.

Освящать в церкви пасхальную еду и приносить в дом «новый» огонь обычно поручали детям. Фото: Livejournal. По народным представлениям, если спать в эту ночь, то весь год проспишь, а у маленьких детей из-за этого, наоборот, будет бессонница. Тех, кто проспал всенощную службу в церкви, обливали водой. Воскресение Иисуса Христа из мертвых ассоциировалось у людей с всеобщим «пробуждением» и «бодростью», поэтому на Пасху «будили» трясли даже не плодоносящие фруктовые деревья. Пасха считалась, прежде всего, семейным праздником, поэтому утром светлого воскресенья все члены семьи обязательно должны были собраться вместе за завтраком. Перед трапезой тщательно запирали все двери и ворота. В гости в этот день ходить было не принято — во всяком случае, не с утра. За завтраком члены семьи разговлялись освященными яйцами и куличом. Одно яйцо при этом могли разделить на маленькие кусочки между всеми домашними — это символизировало единство семьи.

Таким же образом делили и кулич, причем его старались не резать, а разламывать. Кулич нужно было съесть в кругу семьи, посторонних им не угощали — для этого дополнительно пекли ещё несколько маленьких куличей. Александр Маковский «Пасхальный стол» 1915—1916. Отчасти это делали для душ предков, которые в это время незримо присутствовали среди живых, а отчасти ради того, чтобы иметь сытую жизнь. Славяне верили, что Пасха определяет весь дальнейший год — говорили, что в пасхальную ночь Бог счастье делит. На Великдень люди одевались в новое платье и старались «обновить» домашние иконы, прибавив к ним новый образ. Считалось, что в ночь перед светлым воскресеньем происходят чудеса. Говорили, что в Пасху на восходе солнце «играет» — переливается разными цветами и прыгает, как молодой барашек. Умершие в Пасху, согласно народным представлениям, сразу отправлялись в рай. Нечистая сила, разгулявшаяся во время Страстной недели, в пасхальную ночь теряла свою силу — рассказывали, будто во время всенощной службы даже слышно, как черти стонут.

Во время пасхальной службы можно было распознать, кто из односельчанок ведьма — например, такая женщина во время крестного хода обходила церковь только один раз, а не три.

Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII. Православная церковь определяет дату празднования Пасхи по Александрийской пасхалии: праздник должен быть обязательно в воскресение после иудейской пасхи, после полнолуния и после весеннего равноденствия. Церковное празднование Пасхи С древних времён пасхальное богослужение происходит ночью.

Подобно избранному Богом народу — израильтянам, бодрствовавшим в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане не спят в священную предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице полотну с изображением снятого с креста тела Иисуса Христа и относят её в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня 13 июня в 2014 году — в память о сорока днях пребывания Христа на земле после Его Воскресения. Священнослужители снимают субботние белые и надевают праздничные красные пасхальные облачения.

Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон — благовест — возвещает о приближении Воскресения Христова. Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах священнослужители в алтаре негромко поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». После этого отодвигается завеса занавес за Царскими Вратами со стороны алтаря , и священнослужители снова поют ту же стихиру, но уже громко. Открываются Царские Врата, и стихира, ещё более высоким голосом, поётся духовенством в третий раз до середины, а хор храма поёт окончание.

Как рассказать детям об истории возникновения праздника Пасхи

Простыми словами расскажем, что такое Пасха, откуда пошло празднование, что происходит в пасхальную ночь и чем в Христово Воскресение заниматься точно нельзя. Согласно православному обычаю, перед этим праздником начинается Великий пост (ВП), который продолжается 40 дней и заканчивается в день Пасхи. Традиции же праздника Пасха возникли не в один день и не сразу за воскрешением Христа.

Православный праздник Пасха

Чтобы самостоятельно рассчитать, в какой день будет Пасха в этом году, можно воспользоваться пасхалией — системой определения дня святого праздника. Наш праздник Пасха на поверку оказался не таким уже и христианским, а скорее наоборот – вовсе не христианским. Евреи отмечают свой праздник Песах, который связан с Пасхой нашего времени. Христианская же Пасха стала праздником Воскресения Христова — великого торжества после Страстной недели и распятия. Поэтому в дни празднования Пасхи, а праздник длится целую неделю («Светлая седмица»), в храмах совершаются торжественные пасхальные богослужения, прославляющие победу Христа над смертью. Для христиан этот праздник означает переход от смерти к вечной жизни со Христом — от земли к небу, что возглашают и пасхальные песнопения: «Пасха, Господня Пасха!

История возникновения и значение праздника Пасхи, традиции и обычаи в России

Как рассказать детям об истории возникновения праздника Пасхи В христианской религии праздник Пасхи определяется следующим образом: «Пасха, день Воскресения Христова — самый главный праздник Православной Церкви.
Светлое Воскресенье. 10 малоизвестных фактов о Пасхе | АиФ Санкт-Петербург Пасха, день Воскресения Христова — самый главный праздник Православной Церкви.
Православный праздник Пасха: история и традиции — Щи.ру Существует несколько версий происхождения слова «Пасха».
Пасха, Светлое Христово Воскресение — суть праздника, история, традиции, приметы Существует несколько версий происхождения слова «Пасха».

Пасха: история, богослужение, традиции

Празднование Пасхи в 2024 году: суть праздника, история возникновения и значение для православных. Когда именно произошел переход от иудейского праздника Песах к христианскому празднику Пасхи — неизвестно. Кулич стал символом праздника Пасхи, традиционным блюдом Пасхальной седмицы, которое готовят православные христиане. После этих событий появился праздник Песах, он же Пасха, что дословно переводится с иврита как «миновавший, прошедший мимо». Когда в 2024 году православные верующие отмечают Пасху, каковы традиции, символы и приметы праздника — в материале «Вечерней Москвы». Пасха является центральным праздником в христианском календаре, и вместе с тем, самым радостным и торжественным днем в жизни верующих людей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий