Из них только 18% соблюдают пост — причем именно Великий, остальные не так всех постов он самый древний. Многие верующие задумываются, стоит ли детям соблюдать пост, насколько это безопасно и есть ли особые правила Великого поста для детей. Можно ли отмечать Новый год, если соблюдаешь пост? Также и пост – борьба со страстями должна всегда сопрягаться со стремлением к добродетели.
Пост в Рамадан: все о запретах и особенностях
И обязательно нужно следить, чтобы питание ребёнка было сбалансировано, даже если он решил соблюдать пост. Нужно понимать, что столь длительный и строгий пост не всем под силу, поэтому нужно ориентироваться на самочувствие и состояние здоровья. В 2022 году Великий пост начнется 7 марта и закончится 23 апреля, и далее будут приведены некоторые особенности его соблюдения, а также дан ответ, обязательно ли поститься верующему человеку и что будет, если нарушить пост. Пост обязательно должен сопровождаться борьбой со страстями: гневом, унынием, гордыней и другими грехами. Поэтому возникают вопросы, можно ли на Светлой седмице причащаться и надо ли соблюдать пост перед Причастием. Православные стараются соблюдать все предписанные меры поста, однако, бывают такие случаи, при которых пост может быть либо ослаблен, либо вовсе отменен.
Можно ли пить, курить и заниматься сексом в пост: неожиданные ответы священника
Главное условие для вступления в пост дано в Евангелии. Если прощаете людям согрешения, простит вам и Отец ваш Небесныи согрешения ваша Мф. Это абсолютное условие прощения наших грехов. Бог не требует умерщвления плоти, сверхъестественных дел, но требует простить. Простить не значит просто сказать: «Прости» — «Бог простит». Но действительно в сердце простить и из сердца изгладить всякую месть, злобу. И самому испросить прощения. Мы много согрешаем пред Богом и людьми. Накануне поста попросим прощения за наши грехи и долги: детей перед родителями, родителей перед детьми, супруга перед супругом и т. И будем сохранять мир со всеми во время поста и всю жизнь. Преподобный Ефрем Сирин так и сказал: Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой …Бог не примет тебя.
У нас в приходе принято в Прощеное воскресение просить друг у друга прощения. Первым это делает настоятель, обращаясь к людям после проповеди, прося прощения за всякое свое согрешение словом и делом и помышлением. Затем и христиане друг у друга просят прощение. В этот день в храме бывает много народа, как на большой праздник. Знаю, что во многих приходах молятся всю первую неделю Великого поста. Мы молимся только понедельник и вторник. На большее не хватает сил, некому читать и петь. Но мы молимся в храме каждый день Великую павечерницу с покаянным каноном святого Андрея Критского. Назначаем ее на 18:00, чтобы всякий работающий человек мог успеть прийти помолиться. Многие первую неделю говеют и готовятся к исповеди.
Иерей Иоанн Севастьянов: Мне совсем недавно попались слова святителя Иоанна Златоуста о том, что не следует ни убавлять свой личный подвиг и труд, ни прибавлять, а соблюдать постоянство и меру. В отношении подготовки к Великому посту это как нельзя более подходит. К посту нужно готовиться так, как велит Устав. И по возможности этот Устав соблюдать. И в отношении молитвы, и в отношении пищи. Пост сам есть наша подготовка. Не стоит готовиться к подготовке. В пост лучше входить открытым сердцем и ждать, что же в этот раз Господь со мной сделает. Думаю, каждый, кто постился хотя бы несколько постов, замечал, что каждый раз после поста мы получаем разные результаты, разные состояния души, хотя постимся одинаково. Поэтому мы знаем, что результат поста — это то, что нам посылает Господь.
А Он посылает нам дары по Его благой милости. И, конечно же, не стоит весь год копить гнев и обиды, чтобы в Прощеное воскресенье было о чем просить прощение. Просите прощение тогда, когда возникает конфликт и неприязнь, а не тогда, когда все это делают ради красного словца. Церковный устав предписывает воздержание от еды в первые дни поста, а в остальные дни — сухоядение. Что это означает и насколько обязательно исполнение этих требований мирянами? Иерей Иоанн Курбацкий: Святые отцы в один голос говорят о посте с рассуждением. Это значит, что надо брать подвиг по силам, так, чтобы были силы молиться и трудиться. Важно выдержать весь пост.
То есть мы должны помнить, что дух, конечно, важнее буквы.
Поэтому если что-то мы съели в несоответствии с постом, то значит, на следующий день и последующие дни мы пытаемся вновь вернуться. Поэтому ничего страшного. И все-таки мы должны помнить, что надо исходить из необходимости этого всегда. И тогда наши действия будут спокойными, более ли менее свободными и совершенными», — сказал отец Николай.
На период Великого поста запрещено употреблять в пищу мясо, птицу, молочные продукты, яйца, а также сдобу, кондитерские изделия, сливочные соусы, колбасу и алкоголь кроме вина в определенные дни. Информационный пост «Пост — это не только про еду. Душевный пост также необходим, особенно в наши дни, когда человек все время находится в информационном шуме», — заявил наставник «Православной службы милосердия». Протоиерей Евгений Попиченко уверен, что на время Великого поста стоит оградить себя от ненужной информации: использовать интернет и соцсети только для работы, а в кругу семьи уделить время друг другу, перестать жить чужой жизнью и обратить внимание на свою. Также Евгений Попиченко посоветовал невоцерковленным жителям попробовать посетить службу в первые четыре дня Великого поста, когда будет читаться Великий канон святого Андрея Критского. Протоиерей уверен, что покаянный канон позволит даже неверующим проникнуться к церкви и Богу.
Если чувствуете себя плохо — не терпите, обратитесь к врачу. В конце концов, пост — это не только диета, и соблюдение других условий гораздо важнее. Не думайте о еде. Чтобы легче было переносить тяготы временного воздержания, старайтесь думать о более возвышенных вещах, читать духовные книги, всячески просвещаться и самообразовываться. Человеколюбие без человекоугодия. Любить ближнего — не означает, что нужно исполнять все его просьбы. Иногда нужно и отказать, даже если это очень хороший человек. Идти за Христом. Следовать учению Христа нужно искренне, по велению души, а не по принуждению либо желанию кому-то угодить. Делайте добро. Добрые дела всегда возвращаются. Главное — совершать такие поступки с чистыми помыслами, не ожидая ничего взамен. Что будет, если нарушить или не соблюдать Великий пост перед Пасхой Самый главный христианский праздник — Пасха. В этот день даже грешникам посылается Божья благодать. В праздничных и церковных службах рассказывается о человеколюбии Господа, его лишениях и мужестве. По возвращении из церкви люди празднуют воскресение Господне, помня о жертве, которую он принес. Чтобы попасть в Рай, смертным тоже нужно принести жертву — добровольно отказаться от потакания своим низменным желаниям, потребностям и помыслам, что, собственно, и должно происходить во время Поста. Но реальность вносит свои коррективы, и человек может поддаться искушению сойти со стези. Читайте также Полный календарь праздников в апреле 2022 года в России и мире на каждый день Каких только праздничных событий не бывает в году. Так, помимо каких-то личных торжественных поводов есть еще профессиональные, военные и церковные, а также дни всякой всячины, вроде яблочного… Что делать, если нарушил пост случайно По мнению священнослужителей, Бог любит нас и понимает, что мы бываем слабы перед своими страстями и искушениями лукавого. Поэтому случайное нарушение поста не так страшно, как его игнорирование. Главное — помнить, для чего вы приняли решение поститься. Временные и добровольные лишения — это лишь способ духовного исцеления. Такой мерой верующий исцеляет свою душу, избавляется от низменных пороков и приближается к Богу. В пост принято не только ограничивать себя в еде, но и молиться, ведь истинный его посыл сводится к очищению собственных мыслей и единению с Господом. Поэтому при нарушениях аскезы важно: вовремя остановиться; помолиться о спасении своей души, попросить у Господа сил и смирения; продолжать соблюдать пост, вернувшись на стезю даже спустя какое-то время. Крайне важно замечать свои грехи, ведь только осознав их, можно усмирить свою гордыню, тщеславие и другие пороки.
Значение Великого поста
- Ответ на вопрос: Обязательно ли соблюдать Петров пост, если человек соблюдал Великий? .
- Можно ли в месяц Рамадан заниматься любовью и целоваться
- Тема страданий в Библии
- Великий пост в 2024 году: когда начинается и заканчивается, смысл и как правильно поститься
Зачем соблюдать Великий пост?
- О посте в Рамадан для новичков |
- Великий пост: всем ли нужно 40 дней придерживаться календаря питания
- 10 целей для поста
- Великий пост — как правильно поститься?
- 10 целей для поста
- Можно ли соблюдать Великий пост неверующим
Можно ли соблюдать Великий пост неверующим
Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле | 360° | Должны ли христиане поститься 3 раза в неделю? |
Нужно ли соблюдать Великий Пост? | Разбираемся, когда лучше всего постить в соцсетях и нужно ли искать специальное время. |
Рамазан-2024: что можно и нельзя делать во время поста | Когда можно кушать, можно ли заниматься сексом — главное о том, что нарушает пост в Рамадан 2024. |
Великий пост в Православии — что будет если не держать или нарушить до окончания
В решении вопроса о том, строже надо поститься или, наоборот, либеральнее, все упирается в меру сил и здоровья конкретного человека. Есть люди, обладающие необходимым здоровьем для того, чтобы поститься без масла и даже вкушать неприготовленную пищу, кто-то может есть однажды в день, кто-то — раз в два дня, но это редко. Чаще всего современный человек настолько физически и психологически слаб, что, если он будет буквально придерживаться Типикона, то, скорее всего, не сможет пост провести до конца. Или же он не сможет ходить на богослужения, или не будет понимать того, что там читается и поется просто потому, что его мозг, не получая необходимого питания, будет угнетен. Поэтому каждый должен ориентироваться не на то, долго ли он ходит в храм и хорошо ли знает церковную жизнь, а на то, что конкретно для него в рамках устава о посте может быть и не чрезмерным, и не слишком малым, а именно реальным трудом. Конечно, если человек постится в первый раз, он не может знать, что для него посильно, а что нет. Поэтому, на мой взгляд, приступая к подвигу поста, нужно советоваться по всем сопряженным с этим вопросам со священником, у которого человек обычно исповедуется и который, соответственно, знает особенности его здоровья, образа жизни, опыт церковной жизни. C этим же священником человек может и скорректировать меру поста, если через какое-то время почувствует, что взял на себя подвиг не по силам или, наоборот, слишком легкий труд, который даже не ощущает. Более того, советоваться по этому поводу со священником естественно, потому что поститься, находясь вне Церкви, практически бессмысленно, ведь пост — это церковное установление, и служит он тому, чтобы человек более глубоко в церковную жизнь вошел.
Это некое объединение с жизнью Церкви, а если его не происходит, то тогда это просто диета получается, не более того. Бывает так, что человек, который уже давно находится в Церкви, на первых порах старался поститься строго и, может быть, даже повредил своему здоровью, и поэтому потом происходит некий откат назад — возникает страх перед постом. Должен быть разумный подход. Например, у многих святых, у того же преподобного аввы Дорофея, можно встретить такое наставление о посте: отмерь для себя, сколько тебе пищи необходимо, чуть-чуть от этого отними, и вот твой пост. Фото: azbyka. В среде воцерковленных людей бытует мнение, что поскольку устав поста был писан для монахов, то нужно составить другой, особый — для мирян. Но дело в том, что у нас действительно существует единый церковный устав, основанный на Типиконе, который естественно рождался в монашеской среде. Нужен ли отдельный устав о посте для мирян, так же как и устав приходского богослужения, я не знаю.
Вопрос достаточно сложный и многосторонний. С одной стороны, в этом есть смысл и некое рациональное зерно. С другой стороны — мы в Типиконе видим своего рода икону подвижнической жизни, идеальный образ, к которому человек должен стремиться. Это задает тот уровень, который для нас оказывается во многом недостижимым, но к которому мы, тем не менее, тянемся.
При константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле на соборе 1166 года было положено всем христианам хранить пост перед великим праздником Рождества Христова сорок дней. Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 28 - по новому стилю ноября и продолжается до 25 декабря 7 января , длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Рождественский пост, считают священнослужители, установлен для того, чтобы ко дню Рождества Христова православные люди очистили себя покаянием, молитвою и воздержанием, чтобы благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и принести Ему в дар чистое сердце и желание следовать Его учению. Лев Великий в V веке писал: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий». По словам другого святого отца Симеона Фессалоникийского: «Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих.
А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». С того момента, как Церковь получила свободу и стала господствующей в Римской империи, упоминание о празднике Рождества Христова появляется во всей Вселенской Церкви. Азбука Рождественского поста Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов: «Все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен еды, пищи , не как от скверных да не будет сего , а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов». Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста церковным уставом запрещены рыба, вино и елей, дозволяется принимать пищу без масла сухоядение только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается по субботам и воскресеньям и в великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. От 20 декабря до 25 декабря старого стиля пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем, именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и православным христианам приходится быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста. Постясь телесно, человек должен соблюдать и духовный пост.
Только пост телесный ничего бесполезен для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается мыслью о собственном превосходстве от сознания того, что он постится. Поэтому кощунственно отождествлять святой пост с диетою, дабы избавиться от живота обременяющего. Истинный пост связан с молитвой, покаянием и воздержанием. Пост — это смирение плоти и очищение от грехов, а без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Как я уже сказал, христианские посты ведут свою историю еще от пророка Моисея, который 40 дней постился в пустыне. Но такой же подвиг совершил Иисус Христос. По Священному Писанию, он «возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей…» Соблюдая посты, христиане стремятся показать свою готовность сопротивляться искушениям. Только Православие из всех христианских конфессий сохранило обязательность соблюдения постов для прихожан. Великий пост У православных самым значительным постом стал Великий пост, который длится 7 недель и приходится на март-апрель. Я убежден, что Великий пост полезен телу не меньше, чем душе.
Если организм очищен, и подготовлен — витамины свежей зелени, по весне и лету хорошо усваиваются и перевариваются. В древности в Великий пост разрешалось вкушать только хлеб, сушеные фрукты и овощи, да и то только один раз в сутки — вечером.
Все же: что это за упомянутые мною Уставы, по которым жили монахи? Это, прежде всего, Устав монастыря св. Феодора Студийского, или, как принято говорить, Студийский Устав. Этот монастырь обладал большим авторитетом, назывался Лаврой, то есть великим монастырем. Трудами преподобного Феодора в этом монастыре был разработан Устав монашеской жизни и богослужения.
Одна из тем Устава — пост. Согласно Студийскому Уставу, в Великом посту дозволялось есть один раз в день, в 3 часа пополудни. Это время окончания церковной службы. В праздничные дни, субботы и воскресенья ели дважды в день, причем в эти дни дозволялось оливковое масло и вино. Наиболее строгий пост соблюдался в первую и четвертую Крестопоклонную недели; разрешалось лишь сухоядение. В пищу употреблялись сушеные и неразваренные плоды, притом без масла. Вино принимать запрещалось, вместо него пили так называемое благосмешение из перца, тмина и аниса.
В Страстную седмицу, что может показаться удивительным, был нестрогий пост, а в Великую субботу, в которую нынешний Устав предписывает полное воздержание от пищи, в 5 часов пополудни полагалось разговение: иноки вкушали сыр, яйца и испивали по три чаши вина. Студийский Устав был принят основателем иночества на Руси, игумном Киево-Печерского монастыря, преподобным Феодосием Печерским. Именно на него в отношении постов ориентировались древнерусские духовники, определявшие норму пощения для верующих. Еще раз повторюсь, что русским духовником не было понято, что это именно монашеский Устав и во всем объеме применять его к мирянам нецелесообразно. Причем, что уж совсем странно, подобный пост на Руси стали предписывать не только взрослым, но и детям. Если в Греции дети практически не воздерживались от еды, на Руси сначала стали учить, что ребенок с двух лет должен воздерживаться от молочной пищи, а затем этот срок понизили до года. Некоторые не по уму ревностные русские духовники стали учить, что ребенок может сосать материнское молоко только в один пост, а на третий должен поститься.
Под постами тут стали понимать вообще все многодневные посты года, а их 4 в то время было 3, Успенский пост появился на Руси с XIV столетия. Соответственно младенца требовали отнимать от груди и раньше года. Однако с XIV в. Теперь, если ребенок рождался в июне, то, согласно прежним правилам, его следовало полностью переводить на постную пищу уже к августу». Но одновременно с этими неудобовразумительными строгостями рыба не считалась скоромным блюдом и ее можно было вкушать мирянам во все посты. В течение 13—14 вв. Со Студийского русские монастыри перешли на Иерусалимский.
А этот Устав был еще более строгим. Мы помним из рассказа Эгерии о неких евдамадариях, которые во многие дни поста вообще не вкушали пищи. Вот эта тенденция — полного воздержания от пищи в особые дни — и пришла на Русь вместе с Иерусалимским Уставом. Вот его пищевые требования. Рыба разрешается только в праздник Благовещения если он не совпадал со Страстной седмицей и в Вербное воскресенье, а в иные дни не позволяется не только рыба, но и растительное масло. В первую неделю поста Иерусалимский Устав так же, как и Студийский, предписываетл мирянам сухоядение без масла однажды в день, время принятия пищи — 3-й час пополудни. Монахи же с понедельника до среды первой недели должны проводить без пищи.
В среду на трапезе разрешается хлеб с теплой водой. Остальные дни — четверг и пятница — проводятся также без пищи. Для больных разрешается хлеб с водой, а тяжелобольным дозволяется по захождении солнца вкушать пищу ежедневно. В остальные недели пять дней инокам предписывается сухоядение, а в понедельник, среду и пятницу всех недель пост еще строже. На Страстной седмице и миряне, и иноки могут лишь есть хлеб, «зелие неварено» и пить воду с воздержанием. В Великий четверг разрешается вареная пища, но без масла. Великий пяток предписывается проводить без пищи, а в Великую субботу — поститься до 9 часов вечера, после чего разрешается вкушать хлеб.
В субботы и воскресенья мирянам и инокам предписывается масло и вино. В соблюдении поста мирянам так же, как и инокам, следовало руководствоваться рассуждением своего духовного отца. Эти предписания были настолько строгими и неподъемными для жителей нашего климата, что многие епископы своими циркулярами смягчали их. В монастырях также существовали свои особые правила. Вот, например, Устав о посте Соловецкого монастыря в квадратных скобках перевод малопонятных слов : «На 1-й неделе в понедельник, среду и пяток, трапезы не поставляют. Во вторник, четверг на братию хлебы белыя, взвар с медом, ягоды морошка, капуста соленая, да толокно мешеное. В субботу шти белыя [щи из белой капусты], лапша гороховая, каша соковая [пюре из ягод] — все с маслом.
В воскресенье ко штям пласти [кушанье из мороженой рыбы], да каша. На прочих же неделях, в понедельник, среду и пяток ко штям [к горячим щам] две ествы студеныя [два холодных блюда], во вторник же и четверг шти борщовыя с соком, да сухари, да ества студеная, другая горячая». Нетрудно заметить, что это вполне реальная и даже вкусная постная дисциплина. Миряне могли следовать монашескому Уставу, но могли поститься и более щадяще. Вот какое предписание о посте на 1-й недели Великого поста дает, например, Домострой, известный памятник русской литературы и благочестия XVI в. Таким образом, и в самый строгий пост за столом богатого горожанина можно было увидеть более 30 различных кушаний, в том числе рыбных. В монастырях, а в иных особенно, постились очень строго.
Иностранцы были поражены таким строгим соблюдением поста русскими людьми. По этой причине мы испытывали неописуемую муку… Как часто мы вздыхали и горевали по кушаньям нашей родины и заклинали, чтоб никто впредь [в Сирии] не жаловался на пост». Такая дисциплина — для монахов строгий пост, для мирян послабление — дошла и до нашего времени. Другое дело, что это должно быть свободным, а не принудительным решением. Совершенно непонятно, почему некоторые пастыри предписывают мирянам строгие монашеские правила поста. Я как священник устаю давать благословения «на послабление», причем часто верующие требуют даже не послабления на рыбу или молочное, но на подсолнечное масло. Какие конкретные рекомендации относительно пищевого поста автор считает приемлемыми для современного человека?
Автор считает, что сегодня мы должны требовать от верующих людей поститься лишь в Великий пост да пост среды и пятницы. Можно повысить эти требования до того, что предписывать верующим людям поститься еще по одной неделе в посты Успенский, Рождественский и Петровский. Вопрос об этих последних многократно обсуждался. Несмотря на появление в Уставе этих постов, они никогда не адресовались мирянам. В лучшем случае рекомендовалась неделя поста. Известный канонист Востока патриарх Вальсамон XII век , приводя 69-е Апостольское Правило «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен» , комментирует его так: «Заметь, из настоящего правила, что собственно существует один пост, сорокадневный, пред Пасхою… Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как то: в пост св. В другом месте Вальсамон ссылается на решение Константинопольского патриаршего Синода при патриархе Николае III 1084—1111 , который определил, что перед праздниками следует поститься только семь дней Вальсамон заключает: «Впрочем, для желающих поститься перед упомянутыми праздниками более семи дней, или для тех, кому эти посты прописаны ктиторским Уставом, предоставляется полная свобода».
На этой же точке зрения стоит канонист XIX века епископ Никодим Милаш , чей фундаментальный труд по опубликованию и комментированию канонов много раз переиздавался и в последнее время. Многие русские иерархи на Поместном соборе 1917-1918 года настаивали именно на таких предписаниях: требовать поста в среду, пятницу и в Великий пост, а от остальных просто оставить только неделю. Кстати сказать, по Студийскому Уставу, по которому жила Русь, мирянам разрешалось во все многодневные посты, кроме Великого, вкушать молочное, яйца и рыбу. Когда на смену Студийскому Уставу пришел Иерусалимский, требования стали строже. Итак, вернусь к тому, что я думаю про соблюдение поста сегодня: Великий пост, а также среда и пятница в течение года — святая обязанность. Весь Великий пост проводить без мясного и молочного. Первую и Крестопоклонную седмицы поста, да Страстную проводить без рыбы.
В остальные недели рыба, икра, морепродукты разрешаются. Не следить за нюансами Устава относительно масла, сухоядения и проч. Подросткам и студентам, кроме Первой, Крестопоклонной седмиц поста и Страстной, разрешить употребление кисломолочных продуктов. О детях речь будет ниже. Постные сладости и лакомства разрешаются только в субботы и воскресенья. Кажется, причина ничтожная, а между тем сколько она делает вреда для чистоты нашей…» Дневник св. Иоанна Кронштадтского.
Желательно на весь пост воздержаться: от алкоголя за исключением особых праздничных дней , телевизора, посещения увеселений и проч. Рассказываю жене, что отец Александр Шмеман вспоминал, что ощущал в детстве наступление поста по тому, что в семье зачехляли фортепиано. Десятилетняя дочь: «Ух ты! Мама, нам тоже надо такую традицию ввести! И учебники по математике, по русскому, тоже хорошо бы убрать…» И еще. Пост — это не только «переход с мясомолочной пищи на растительную», как пишут при начале поста в светских газетах, но и ограничение себя в еде. Можно объесться постной картошкой, можно проводить долгие часы на кухне, готовя вкусный и разнообразный постный стол, но все это как раз не соответствует подлинному пониманию поста.
Однажды это реальный случай, который я услышал от одного отца протодиакона некий протодиакон лег на операцию по удалению жира. И вот врачи его спрашивают: «Вы нас, конечно, простите, батюшка, но ведь есть у вас там какие-то посты… Как вы питаетесь-то? Протодиакон с улыбкой: «Ну, есть посты. А как питаюсь? Два батона, кочан капусты да кастрюля картошки…» Все святые отцы отмечают, что пост — это время, когда не отягченный жирной и обильной пищей ум бодрствует и готов к молитве, богомыслию. Игнатий Брянчанинов. Если мы утучнили себя хоть бы даже и постной пищей, то ум наш опять попадает в дремотное состояние, душа теряет бодрость.
Поэтому будем не только в роде пищи, но и в ее количестве соблюдать меру. Или вот это, из святителя Иоанна Златоуста: «Пост возводит любящих его на небеса, поставляет их пред Христом и вводит в общение со святыми… Прекрасен труд поста, потому что он облегчает душу от тяжестей грехов и легким делает бремя заповедей Христовых». Или известное мнение отцов, что пост — «прогонитель демонов». В чем механизм поста? Как смена одного рода пищи на другой может доставить все это человеку? Или, может быть, это все лишь благочестивые обороты речи? Поймем мы это, если перестанем мыслить пост в категории смены рода пищи, а будем воспринимать пост как время вообще воздержания и ограничения себя.
Один человек рассказывал мне, что ощутил подлинную легкость и смысл поста «тут-то я и понял механизм поста» , когда стал в дни Великого поста отказываться от еды по средам и пятницам. Совершенно отказываться от еды необязательно, но ограничение себя, еда не до сытости, не до отяжеления желудка — все это поможет ощутить легкость в теле. Затем мы почувствуем бодренность и возвышенность души. Далее придет доверие Богу и беспопечительность — мир сей как бы перестанет путами своими держать человека. Освободившись от пут желаний мира сего, мы ощутим близость к Богу. А теперь, если мы попробуем в таком состоянии молиться, молитва наша, в таком состоянии воссылаемая к Небу, обретет крылья. В этом отношении замечательны слова святителя Игнатия Брянчанинова : «Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух.
Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость». Святитель Игнатий очень точно сформулировал, что происходит с душой, если тело наше нами сознательно ограничено в обильной пище. Об этом же говорит другой признанный эксперт в области ведения души человеческой, святитель Феофан Затворник: «Основа страстей в плоти. Когда измождена плоть, тогда словно подкоп подведен под страсти, и крепость их рушится. Без поста же одолеть страсти — было бы чудом… У того, кто свободно удовлетворяет плоть свою пищей, сном и покоем, как держаться чему-нибудь духовному во внимании и намерениях? Ему так же трудно отрешиться от земли и войти в созерцание невидимых вещей и стремиться к ним, как одряхлевшей птице подняться от земли». Что такое страсть в святоотческом понимании?
Это извращенное чувство. В силу своей греховности, человек склонен практически любое данное Богом чувство извратить. Вместо довольства пищей, поддерживающей бытие организма, человек предается пресыщению, вместо умеренного употребления алкоголя — предается пьянству, вместо правильного пользования эротической энергией в браке — предается блуду и проч. Естественно, что страсти парализуют душу, не пускают ее к Небесам. У больших грешников редко увидишь и саму эту человеческую, богоподобную душу. Такой человек становится похожим на скотину. Но христианин редко оказывается пьяницей, блудником, драчуном.
А вот вкусная и обильная пища, ставшая привычкой, присуща многим из нас. А ведь это тоже страсть, причем не безопасная 7. И она тоже не пускает душу к Небесам, тормозит на пути к Богу. Вот пост и позволяет, через лишение себя обильной пищи, победить страсть чревоугодия, а значит, и возвысить душу. Если еще не приобрели такого опыта подлинного поста, возвышающего душу, — поспешим. Так устроен человек, что ему легче принять какие-то запреты например, пищевые , то есть идти от негативного, нежели думать над тем, что надо делать, какой труд над душою надо предпринимать, то есть выбрать позитивную позицию. Так же произошло и с постами.
Сегодня очень часто верующие люди пост сводят к более или менее строгой диете. И как-то выпускается из виду, что пост — это, прежде всего, некое делание, некий духовно-нравственный подъем, движение вверх. И такой подход к посту тоже в немалой мере обусловлен тем, что мы пользуемся монашеским Уставом. Разные главы Устава регламентируют разные стороны жизни монаха. Там указано, сколько времени монах должен проводить в молитве, сколько — в чтении духовной литературы, какие богослужения должен посещать… Для нас, мирян, выполнить это никогда не представлялось возможным. Да это и не нужно. Задачи монаха и мирянина — разные.
Монах — прежде всего, молитвенник за себя, за мир , мирянин — трудится в Божьем мире для того, чтобы мир пришел к Богу, исправился, стал лучше. Естественно, что Устав этих мирских забот и вопросов не касается, это сфера не его интересов! Таким образом и получается, что в Уставе для нас актуальны именно пищевые запреты. А о других сторонах поста и о тех подвигах, которые мирянин должен в дни поста предпринять, он должен узнавать из советов приходского пастыря, из чтения духовной литературы, из проповедей. Вот об этом немного сейчас и скажем. Оно становится менее торжественным, но более назидательным. Много чтений псалмы, тексты из Ветхого Завета и проч.
Однако христианин должен в дни поста больше времени уделять именно церковной молитве. Правда, многое из того, что читается в храме, нами не понимается. Повинны и дикция чтеца, и гулкость самого храма, и, прежде всего, конечно, сложность церковнославянского языка, на котором происходит богослужение. Но никто не мешает нам найти в том же Интернете тексты богослужения и распечатать их себе. В качестве курьеза: прихожанка перед Великим постом: «Батюшка, я нашла в Интернете семь переводов канона Андрея Критского! Каким благословите пользоваться? На конкретно поставленный вопрос: «Как, батюшка, благословите посещать храм во время Великого поста?
Этот же канон совершается вечером в среду на 5-й неделе поста; — поклонитесь Кресту Христову в неделю Крестопоклонную 4-я неделя поста ; — в пятницу 5-й недели поста посетите вечернее богослужение с Акафистом Божией Матери; — найдите время, чтобы помолиться за литургией Преждеосвященных Даров совершаются в посту по средам и пятницам ; — особое внимание уделите богослужениям Страстной недели начиная с вечера среды. Еще раз напомню, что, по моему мнению, желательно подходить к богослужениям осмысленно. То есть прочитать что-нибудь о службе, в идеале иметь перед собой перевод основных и наиболее важных текстов канона Андрея Критского, служб Страстной недели. Помню, как протодиакон Казанского собора, в котором я служил диаконом, на службу 12 Страстных Евангелий всегда приносил книжечку карманного формата в бархатном переплете. Это был перевод всех 12 Евангелий, издание еще дореволюционное. Сегодня подготовить себе подборку текстов в переводе на русский язык, особенно имея Интернет, несложно. Итак, в посту мы должны серьезнее отнестись к посещению храма, и это будет наше второе постное усилие первое — отказ от скоромной и обильной пищи.
Есть дела радио, преподавание, статьи, книги и др. Как выйти из положения? Решил в дни поста сделать акцент именно на молитву. В другие дни в отношении молитвы позволяю себе послабления, но не в дни поста. Когда люди спрашивают, как молиться в посту, рекомендую взять себе в молитвенное правило какие-нибудь дополнительные тексты: каноны, акафисты келейно в дни поста акафисты читаются , псалмы и т. Причем подумайте сами, что реально вы можете подъять, а не спрашивайте вечно занятого и спешащего вашего батюшку. Он может одобрить или не одобрить ваш выбор, но решить за вас не может.
Возьмите себе за правило ежедневно прочитывать жития святых этого дня. Или все тексты богослужения, положенного на этот день. Можно дисциплинировать себя ежеутренним чтением, по одной главе, Евангелия на другой год — Апостола и целый день размышлять над прочитанным. Запретить себе на пост блуждание мыслей: в вагоне метро читать рекламу, слушать в автомобиле радио, дома проводить время у телевизора. Пусть это будет духовное чтение или прослушивание духовных передач. Об этом же прекрасно пишет протопресвитер Александр Шмеман: «Надо понять, что невозможно делить нашу жизнь между великопостной светлой печалью и переживанием модного фильма или спектакля. Эти два переживания несовместимы, и одно из них окончательно уничтожает другое.
Однако очень вероятно, что последний модный фильм скорее одолевает светлую печаль; обратное может произойти только с приложением особых усилий.
За праздниками следует Страстная неделя — время "сугубого поста", когда действует ещё больше ограничений. Поэтому мирянам следует соизмерять силы. Монахи в пост придерживаются строгих ограничений. По понедельникам, средам и пятницам у них сухоядение, по вторникам и четвергам — горячая пища без масла. А по выходным — горячая пища с растительным маслом. Под запрет подпадают любое мясо, яйца, молоко и молочные продукты, рыба.
Рыбу можно отведать только один раз за всё время поста — в Вербное воскресенье, а в Лазареву субботу полагается есть икру. Но то монахи. Они всё же не работают, как миряне, на опасных производствах, не водят поезда и самолёты, не оперируют людей и не ищут пропавших в тайге. Мирянам на всё это нужны силы. Поэтому им, как правило, разрешается в пост есть растительное масло независимо от дня недели. Нездоровым людям разрешают пить молоко и есть рыбу. Однако на послабления обязательно следует просить благословения священника.
Разрешается не поститься воинам и путешествующим не в отпуск , то есть тем, кому нужны силы для выполнения долга. Это не рыба, а значит, такие продукты вполне позволительны. Мирянам дважды в пост можно выпить по рюмке вина — в Лазареву субботу и Вербное воскресенье. Монахи такой возможности лишены.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
В чем заключается основная суть Великого поста, как к нему нужно правильно подготовиться, соблюдая все заповеди, а также что можно и нельзя есть во время главного православного поста, установленного в честь 40-дневного постничества Иисуса Христа. намерение поститься, избегать факторов, нарушающих пост, а также женщины не должны быть в состоянии хайда и нифаса. В чем заключается основная суть Великого поста, как к нему нужно правильно подготовиться, соблюдая все заповеди, а также что можно и нельзя есть во время главного православного поста, установленного в честь 40-дневного постничества Иисуса Христа.
Рамазан-2024: что можно и нельзя делать во время поста
Поэтому каждый должен ориентироваться не на то, долго ли он ходит в храм и хорошо ли знает церковную жизнь, а на то, что конкретно для него в рамках устава о посте может быть и не чрезмерным, и не слишком малым, а именно реальным трудом. 2. Не обязателен пост для ребенка, не достигшего половой зрелости. Старый Оскол Новости Новости религииСвященник об Успенском посте: нужно ли поститься сегодня? К примеру, нужно ли поститься детям и подросткам? В чем заключается основная суть Великого поста, как к нему нужно правильно подготовиться, соблюдая все заповеди, а также что можно и нельзя есть во время главного православного поста, установленного в честь 40-дневного постничества Иисуса Христа.
Обязательно ли соблюдать Петров пост, если человек соблюдал Великий?
Настоятель Петропавловской церкви в селе Обуховка священник Николай Бабкин рассказывает о том, зачем человеку пост и можно ли обойтись без него и быть верующим. Николай беседует с подписчиками Instagram. Николо-Угрешский монастырь. Фото: Петропавловской церкви в селе Обуховка.
Почему православные так много постятся? Многие считают, что вера и религия не связаны между собой. Часто можно услышать, что можно верить в душе и не ходить в храм, не соблюдать посты и быть православным.
Библия учит иначе: дьявол изгоняется только молитвой и постом Мф. Одной веры недостаточно, чтобы изменить свои привычки и пристрастия, для этого потребуется нечто большее, чем просто уверенность в существовании Бога — духовная работа над собой. Святитель Феофан очень точно обозначил пост как всестороннюю защиту от зла, а молитву — всестороннее оружие.
Вместе — и пост, и молитва - помогают изменить привычный образ жизни, освободить человека от пристрастий и вредных привычек. Например, от курения или злоупотребления алкоголем, от игромании, азартных игр, даже от лени и апатии. У одной моей знакомой супруг после работы частенько покупал водку и садился играть в «танчики», у другой муж любил проводить свободное время у телевизора с пивом.
Пост ведь не сводится только к ограничениям в еде. Это не диета. Ограничения в пище должны помогать душе и духу расправить крылья, чтобы дух главенствовал над телом, а не наоборот. Другое дело, что на сытое брюхо и молитва не идет.
Когда у тебя все в жизни хорошо, ты сыт и доволен, тебе не молиться хочется, а спать. А вот когда у нас что-то болит, случается горе, тогда мы и вспоминаем о Боге. Самая искренняя молитва у человека бывает, когда с ним случается беда. Зачем же дожидаться этого?
Сегодня, в информационный век, у нас, вроде бы, много чего за день происходит, но если проанализировать, то в основном это события не нашей жизни, а чужой, — и создается ощущение, что наша собственная жизнь пролетает стремительно, причем мимо. Чтобы найти время для самопознания, покаяния, молитвы, надо найти в себе силы остановиться, никуда не спешить, постепенно менять свою жизнь. Не мечтать сразу стать великим молитвенником, а начать с небольшого правила, но делать это вдумчиво и постоянно. Если ты просто пробегаешь глазами строчки, а сам витаешь в своих мыслях — такая молитва никому не нужна, тем более Богу.
Утреннее и вечернее правила даны нам как пример для подражания. Можно сказать, там собраны лучшие художественные произведения, созданные святыми людьми, показывающие нам, как можно обращаться к Богу. В «Отче наш», молитве, которую нам заповедал Христос, мы сначала пять раз восхваляем Господа и только четыре раза просим. А когда мы начинаем молиться своими словами, то вся наша молитва часто сводится к одному эгоистичному требованию «Дай!
Спасо-Преображенский кафедральный собор Могилева.
А на дворе был пост. Задорнов и спрашивает священника: - Батюшка, на дворе же пост, а вы свинину едите? Тот не растерялся, посмотрел на кусок мяса, который был насажен на вилку, и произнёс заклинание: - Боже!
Преврати парося в карася, - и дальше стал кушать запрещённый в пост продукт. Да, чуть не забыл: в пост нельзя употреблять алкоголь. Ну что, будем всех отлучать? Останутся одни язвенники, так как трезвенников в наш век практически нет.
Ну а если учесть, что в пост нельзя курить и жить интимной жизнью, то кто же останется? Правильно, бабульки и дедульки, которым в этой жизни ничего этого уже не надо или нельзя. Так же в православном катехизисе говорится, что "пост есть сильное оружие в борьбе с сатаной" и ссылка на евангелие от Матфея 17:21 20 Иисус же сказал им:........ А это значит, что этот текст просто дописали те, кто хотел продвинуть идею важности поста для христиан.
Но не стоит забывать, что демоны - тоже великие "постники", они вообще ничего не едят. А разве можно бороться с врагом, пытаясь ему подражать? Но, напротив, Бог ясно говорит: Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение. И тут приводят довод в защиту этого обычая: мол, и Моисей, и Иисус постились тоже сорок дней, подав нам пример.
Видите разницу? Вам так слабо поголодать хотя бы раз в жизни? Ведь если бы Бог хотел, чтобы христиане соблюдали такие длинные и долгие посты, то разве он не дал бы чёткого повеления через своих служителей? Но на самом деле 40-дневный пост в первой половине года обычно соблюдали древние вавилоняне, египтяне и греки.
И раз в Библии нет даже упоминания о надобности каждый год соблюдать этот пост, то очевидно, что он был перенят у язычников. Впрочем, как и многие другие обычаи. В Библии же есть всего одно повеление в отношении поста, который евреям нужно было обязательно соблюдать: И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте,.... Один, а не двести пятьдесят.
Она огромна. Так в чём мудрость тех, кто наложил на свою паству эту непосильную ношу, которая вредна людям и не нужна Богу?
Евреи, находившиеся под Моисеевым законом, должны были исполнять эту заповедь. Однако от христиан не требуется придерживаться Моисеева закона Римлянам 10:4; Колоссянам 2:14. Хотя Иисус Христос соблюдал пост, когда это требовалось по Закону, он не был известен тем, что постоянно постился.
Иисус советовал ученикам, что делать, если они решат поститься, однако он никогда не говорил о посте как о заповеди Матфея 6:16—18; 9:14. Как-то Иисус сказал, что его ученики будут поститься после его смерти Матфея 9:15. Но эти слова нельзя назвать заповедью. Они просто означали, что ученики Иисуса после его смерти будут так глубоко скорбеть, что утратят желание есть.
Нужно ли соблюдать Великий Пост?
Ешь, не обижай людей! А по отдельности - пожалуйста. Многие православные скрупулезно изучают состав, скажем, на пачке чипсов: вдруг там мясной ароматизатор действительно сделан из мяса? Хочется спросить по совести: а для чего Вы берете себе чипсы с мясным вкусом? Не для того ли, чтобы получить удовольствие от вкуса?
Тогда какая разница, что там в составе? Это чистое фарисейство: я ощущаю желаемый вкус, получаю от этого удовольствие, а пост не нарушаю. Разочарую: по факту это излишество ради удовольствия, так что перед Богом это не работает. Так что если изобрести абсолютно постную колбасу, в которой нет ни грамма животной пищи, но по вкусу и консистенции она не отличается от мясной, то это уже не постный продукт, а лукавая попытка обойти правило.
Еще стоит сказать о морепродуктах. Различные креветки, кальмары, мидии и так далее также считаются постными, поскольку исторически бедные рыбаки, скажем, в Греции, мало что могли себе позволить, кроме как выловить себе на обед такую живность. Но опять же обратитесь к своей христианской совести: если Вы будете вкушать ресторанное блюдо с королевским крабом и соусом гуакамоле, стоимостью в пять тысяч рублей точную цену не знаю, в ресторанах не питаемся , то это пост или излишнее наслаждение? И последнее.
Есть очень спорный вопрос о супружеском воздержании в пост. На самом деле все просто. Недопустимо, чтобы один из супругов строил из себя святого постника-монаха, а другой от биологического желания искушался на грех. Об этом писал апостол Павел: 1 Кор 7:4-5 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Вывод из всего вышесказанного прост. Церковь или Бог никого не заставляют поститься. Мы не обязаны.
Мы должны быть истинными христианами и поститься из любви к Богу, ради приносимого Ему подвига, это нужно в первую очередь нам самим. Если же воспринимать пост, как навязанное церковными правилами обязательство, то можно и всю жизнь прожить в регулярной унылой голодовке, не приближаясь ко спасению. Желаю, чтобы каждый мог искренне сказать сам себе: "я не обязан поститься, но я хочу поститься".
Чтобы ущемив себя в чем-то, что-то приобрести. Ведь для того, чтобы что-то приобрести, нужно чего-то лишиться, и хорошо, если это будет что-то самое приятное и вкусное. Постная пища должна быть простой, незамысловатой, на приготовление которой человек не тратил бы много времени. Вместо сложного фруктового салата с обилием семян и специй можно просто съесть одно яблоко и в этом будет заключаться самый настоящий пост. С учетом медицинских рекомендаций Если человек по здоровью вынужден соблюдать специальную диету, рекомендуемую врачом, то меру поста и его послабления необходимо выбирать с учетом этих нюансов. Необходимо есть мясо? Попробовать употреблять только белое, отказавшись от красного.
Разрешена рыба? Тогда исключить из рациона морепродукты. Как вариант, можно соблюдать пост лишь по средам и пятницам. Вряд ли такие ограничения смогут сильно навредить здоровью. Когда есть желание себя дисциплинировать, продвинуться вперед в своем духовном развитии, то человек будет относиться к себе требовательно, не жалея, не оправдывая, осознавая, для чего ему это нужно. Если ограничить себя в пище никак нельзя, то имеет смысл поговорить с духовником и ограничить себя в другом плане, например, перестать смотреть телевизор, включать компьютер.
А в этом году, например, РПЦ разрешила военнослужащим, участвующим в спецоперации, поститься по облегченной программе или вовсе не поститься, написал ТАСС. РИА «Новости» Верующие перед постом часто просят у священнослужителей благословения на то, чтобы соблюдать ограничения не так строго. Например, поститься только в первую и последнюю недели. Но вообще-то даже в самой церкви утверждают, что такие вещи можно решить самостоятельно, исходя из разумных соображений. И уж точно не стоит слепо соблюдать все ограничения, если поститесь впервые. В Православной церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности стремиться все верующие. Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян не существует. Но к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. Русская православная церковь В целом ограничивать себя в еде — не первоочередная задача во время поста, рассказал «360» первый зампред учебного комитета при Священном синоде РПЦ, настоятель храма Преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной Максим Козлов. По его словам, строго поститься могут те, кто и так регулярно молится, но в этот период важнее не телесные ограничения, а духовность. И уж точно дело не в диете. Нужно стараться не «есть» людей, не испытывать вражды и ненависти, хранить в душе мир с окружающими, с совестью и с Богом. А все остальное абсолютно вторично.
Как подготовиться к посту? Это ответственное мероприятие, оно больше не про тело, а про очищение души. Как выходить из поста? Постепенно вводить продукты, которые были запрещены во время поста. Первыми на вашем столе должны появиться морепродукты и рыба. Затем постепенно вводите белковые продукты, белое мясо, курицу и красное мясо. На третьем месте яйца. Самыми последними в рацион возвращаются молочные продукты. Очень важно на пасхальном столе не налегать сразу на еду, чтобы не нагружать желудочно-кишечный тракт. Это может быть вредно для здоровья. Поэтому пускай это будет история с заботой о себе, то есть постепенное вхождение. Чтобы не сорваться, нужно во время поста выполнять правила и знать некоторые тонкости и моменты для того, чтобы себе не навредить, не ввести организм в состояние стресса. Какие сладости можно в пост? И мы, специалисты по питанию, очень радуемся этому. Какие сладкие продукты можно?
Великий пост 2024: что категорически нельзя делать
Также и пост – борьба со страстями должна всегда сопрягаться со стремлением к добродетели. Разбираемся, когда лучше всего постить в соцсетях и нужно ли искать специальное время. Когда можно кушать, можно ли заниматься сексом — главное о том, что нарушает пост в Рамадан 2024.