Новости песах что такое

Песах 2024: какого числа и как его отмечают, история и традиции. Главный раввин России Берл Лазар поздравил еврейскую общину с праздником Песах, напомнив о том, что в праздник нужно понять важность обретения внутренней свободы. Самый значимый праздник для еврейского народа – Песах – в 2023 году начнут отмечать с заходом солнца в среду, 5 апреля, а закончится празднование с наступлением ночи в четверг, 13 апреля. Чтобы узнать, на какие даты выпадает Песах в текущем году и какие праздничные мероприятия запланированы в петербургской еврейской общине, перейдите на еврейский календарь.

Что известно о Песахе, и как этот праздник связан с Пасхой

Еврейская пасха (Песах) в 2024 году Когда празднуют Песах. Еврейский праздник Песах начинают праздновать в сумерках 14 Нисана (первый месяц у евреев).
Песах: даты и традиции еврейской Пасхи Главный раввин России Берл Лазар поздравил еврейскую общину с праздником Песах, напомнив о том, что в праздник нужно понять важность обретения внутренней свободы.
Песах — еврейская Пасха - Еврейский праздник Песах наступает вечером 5 апреля. И будет отмечаться до вечера 13 апреля.

Что такое Песах: суть праздника

  • Казни египетские
  • Еврейская Пасха (Песах) в 2024 году: история и традиции праздника
  • Значение слова ПЕСАХ. Что такое ПЕСАХ?
  • Песах 2024: чем «иудейская Пасха» отличается от христианской

Песах: как иудеи празднуют "день рождения еврейского народа"

Также Тора Пятикнижие повелевает есть в эти дни мацу опресноки. Песах, наряду с Суккот и Шавуот, — один из трёх «праздников паломничества» «Шлошет hа-регалим». В эти праздники в эпоху существования Иерусалимского храма иудеи поднимались в Иерусалим. В Израиле Песах — семидневный праздник, первый и последний дни которого — полноценные праздники и нерабочие дни. За пределами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два — полноценные праздники.

Первый и последний дни праздников считаются нерабочими для евреев. Остальная неделя называется "праздничными буднями". Праздничный ужин — седер — наиболее торжественный обряд из всех существующих в иудаизме.

Его проводят в первый и второй дни Песаха. На него приглашают родственников и тех, кто на время праздника остался один. На столе помимо мацы обязательно должно быть шесть блюд: зроа — кусочек жареного мяса на кости, марор — горькая трава и карпас — любая зелень с огорода, харосет — микс из перетертых яблок и орехов, хазерет — тертый хрен и бейца — вареные яйца. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время исхода. Считается, что еврей должен выпить четыре бокала вина или виноградного сока. Это символизирует четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: "И выведу вас из-под ига египтян…"; "И избавлю вас…"; "И спасу вас…"; "И приму вас…".

Песах начинают отмечать на 14-й день весеннего месяца под названием «нисан». В еврейском календаре это соответствует периоду марта-апреля григорианского исчисления. Празднование длится 7 дней, первый и последний из которых — выходные. В этом году Песах выпал на период с вечера 5 апреля до ночи 13 апреля.

В первый и последний день праздника запрещена любая работа. Песах по-другому называют Праздником Свободы. С иврита данное слово переводится как «прошёл». Это относится к последним столетиям эры Бронзового века пр. XIII век до н. Согласно древним источникам, фараон отказался отпустить евреев из рабства. За это Бог наслал на Египет «десять казней», едва не погубивших всё царство. Страну охватили страшные бедствия. Последней стала смерть первенцев в каждой египетской семье. Но наказание Божье не коснулось самих евреев, не затронуло их народ.

Будучи в ужасе от увиденного, египетский фараон всё же согласился отпустить бывших рабов.

Он длится 7 дней и начинается с заходом солнца в 14-й день месяца нисана, а заканчивается на 21-й день. Поскольку в Израиле принят солнечно-лунный календарь, то даты начала праздника не совпадают с григорианским календарём, и каждый год выпадают на разные дни. В 2023 году Песах начался 5 апреля, а в 2024 году Песах начнется 22 апреля, в понедельник. Полноценными праздниками являются только первый и седьмой дни еврейской Пасхи.

В Израиле в это время никто не работает, не ходит общественный транспорт. В эти дни не работают только школы. Некоторые работодатели предоставляют частично оплачиваемые отпуска сотрудникам на период Холь ха-Моэд. Обычно «праздничные будни» посвящают отдыху в кругу семьи, выездам на природу, экскурсиям. История и смысл праздника История событий, которые легли в основу праздника еврейской Пасхи, описывается в Торе, в 12-й главе книги Исхода.

Фараон, имени которого не называется, обратил всех живущих в Египте евреев в рабство. Он был крайне недоволен тем, что численность евреев в Египте слишком быстро увеличивается, и повелел убить всех младенцев-первенцев. Такая участь должна была постичь и будущего пророка Моисея, но мать положила его в корзину и отправила вниз по течению реки Нил. Там его нашла дочь фараона и воспитала при дворе. Однажды Моисей увидел, как надсмотрщик избивает раба, и убил его.

Опасаясь наказания, он сбежал в пустыню к мадианитянам — кочевому народу, жившему на Синайском полуострове.

Песах 2024: точная дата, история, традиции, запреты и важные дела

Песах — еврейская Пасха | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру Еврейский праздник Песах в 2024 году начинается вечером 22 апреля. Расскажем, что он означает, о его истории, что едят, что нельзя есть и делать, как празднуют Песах и чем он отличается от Пасхи.
Еврейский праздник Песах: значение, традиции - Российская газета Интересно, что в канун Песаха (утром и днём 14-го нисана) запрещено есть даже мацу: это делается для того, чтобы не смешивать ту мацу, которую евреи едят в обычные дни, от особенной мацы седера.
Песах 2023: традиции и обычаи в иудаизме массовый исход евреев-рабов из Египта. В XIII в до н.э. после 400 лет угнетения и невыносимой жизни евреи пошли за пророком Моисеем в землю обетованную.

Еврейская Пасха (Песах) в 2024 году: история и традиции праздника

Евреи сумели пронести традиции древнего Песаха через много веков, причём сегодня этот праздник практически не изменился в сравнении с тем, как отмечали его наши далекие предки. Еврейские праздники образуют годовой цикл и тесно связаны друг с другом в символическом плане. Так, через месяц с небольшим после Песаха в еврейском календаре следует 26 Ияра — День Спасения и Освобождения. День Победы — 9 мая 1945 года — выпал на 26 Ияра 5705 года, и именно эта дата была выбрана дня нового праздника.

В этом году 26 Ияра отмечается 3 июня. Этому самому молодому иудейскому празднику уже 12 лет, он символизирует спасение еврейского народа Красной армией от полного уничтожения в Холокосте, а также последовавшее через три года после Победы создание еврейского государства. Очевидна взаимосвязь между Песахом и 26 Ияра: в Песах евреи находились в рабстве и под угрозой уничтожения со стороны египтян, а в середине ХХ века — со стороны нацистов.

Песах, так же как Суккот и Шавуот , — это праздник паломничества в Иерусалим для жертвоприношений. Празднование начинается 14 нисана вечером, когда вся семья и гости, пришедшие в дом, собираются за праздничным столом и читают Пасхальную Агаду — историю Исхода евреев из Египта. Эта трапеза называется «седер» «порядок» на иврите и является важнейшей частью праздника. Пасхальный седер проводится в определенном, строго установленном порядке, где каждому действию отведено свое место и свое время. Праздничная трапеза в миллионах еврейских семей во всех странах мира на протяжении веков, с соблюдением одних и тех же обычаев — это удивительное явление, помогающее понять, как удалось евреям остаться единым народом в условиях многовекового рассеяния.

День, следующий за пасхальным седером, — это первый день праздника. Для религиозных людей — это день молитвы и отдыха, когда запрещена всякая работа. Для светской части населения Израиля это выходной день, который принято проводить с семьей, друзьями, близкими. Далее следуют пять дней, так называемых полупраздников, когда часть учреждений работает полдня, а часть — не работает вовсе. И завершает пасхальную неделю еще один праздничный день.

Во многих сефардских общинах евреи обращаются в этот день друг к другу с особым приветствием: Шабот га-гадоль ме-вурах — «Благословенна Великая суббота! В большой речи он дает им наставления и предписания как общего характера, так и практические, объясняет предпасхальные законы очищения посуды, уничтожения хамеца и изготовления мацы — чтобы жители города, не дай Б-г, не допустили какой-нибудь ошибки, поскольку после наступления Песаха никакая, даже ничтожная примесь запрещенного хамеца не может быть аннулирована. Принято включать в это выступление различные увлекательные истории, связанные с Великой субботой и Песахом. Если Великая суббота приходится на какун праздника Песах, в некоторых общинах переносят выступление мудреца на предыдущую субботу, поскольку законы, о которых он рассказывает, должны быть применены в ходе подготовки к празднику. В случае, когда Великая суббота непосредственно предшествуют Песаху, все приготовления к празднику завершаются до ее наступления. Другой древний обычай: накануне Великой субботы из муки, заготовленной для изготовления мацы, пекут немного квасного хлеба — то есть хамец. Этот хлеб называют «хала бедняка» по аналогии с другим названием мацы — «хлеб бедняка» или «хала синагоги» и делят между бедняками. Люди побогаче пекут больше, победнее — меньше. Один из наших мудрецов писал: «Когда этим обычаем начали пренебрегать, на урожай пало проклятие».

Магаршаль из Люблина дал такое указание: «Каждый еврей должен съесть до наступления Песаха немного хлеба, изготовленного из муки, предназначенной для печения мацы. Чтобы можно было предположить, что даже если в муку попало небольшое количество хамеца, он был сосредоточен именно в той ее части, которая была съедена до Песах». В таком случае вся остальная часть муки полностью пригодна для употребления в Песах, и из нее можно смело печь мацу. Существует мнение, что обычай печь «халу бедняка» связан с соображением, о котором учил Магаршаль. Эту халу делили между бедными для того, чтобы исполнить заповедь помощи нуждающимся, и заслуга выполнения этой важнейшей заповеди помогала справиться с труднейшей задачей истребления хамеца и подготовкой к Песаху. В ашкеназской общине Иерусалима и многих других общинах было принято исключать из вечерней молитвы, произносимой на исходе Великой субботы, отрывок, начинающийся словами Виги ноам — «Да будет милость Г-спода Б-га нашего на нас» Тегилим, 90, 17 , даже если первый день Песаха приходится на следующую субботу. Дело в том, что этот отрывок принято читать, только если за завершившейся субботой следуют шесть полных рабочих дней. В этих общинах принято запрещать многие виды работ в канун Песаха, так что между Великой субботой и Песахом никак не может быть шести рабочих дней. Другие события, происшедшие в этот день, связываются исключительно ним.

В конце 39-го года пребывания евреев в пустыне после Исхода из Египта именно 10-го Нисана умерла праведная сестра Моше Мирьям. Израиль лишился одного из трех своих замечательных лидеров, руководивших им в пустыне двое других — это Моше и Агарон. Почему еврейская традиция назвала их товим — «замечательными» а не выбрала какой-либо иной эпитет? Потому что за их заслуги Всевышний дал Израилю три замечательных подарка: ман — манну — за заслуги Моше, Облака Славы — за заслуги Агарона и движущийся колодец или источник — за заслуги Мирьям. Сразу же после смерти Мирьям источник, сопровождавший Израиль в его странствованиях, исчез. В Торе рассказывается: «И пришли все сыны Израиля, вся община, в пустыню Цин в первый месяц [года], и остановился народ в Кадеше и умерла там Мирьям, и там же была погребена. И не было воды для общины, и собрались они против Моше и Агарона» Бемидбар, 20,1. В день 10-го Нисана во все времена устраивался «пост праведников» — в память о смерти Мирьям. Ровно через год, в тот же день, произошло другое великое событие, на этот раз радостное — воды Иордана расступились, стали стеной, и еврейский народ посуху перешел разлившуюся реку.

В этот день наши праотцы в том числе и многие выходцы из Египта: колено Леви, дети и старики, принадлежавшие всем коленам, а также многие женщины — все те, на кого не распространялся приговор Всевышнего — «Они умрут в этой пустыне» , перейдя Иордан, впервые ступили на Святую землю для того, чтобы завладеть ею, как сказано в Книге Йегошуа: «И народ вышел из Иордана в десятый день первого месяца, и расположился станом в Гилгале, у восточного края Йерихо» Йегошуа, 4,19. Наши мудрецы в книге Ялкут Йегошуа, 15 учат, что мужественное поведение евреев в Египте, где они на глазах египтян выбрали себе ягнят для пасхальной жертвы, и было той заслугой, за которую Всевышний совершил для них новое чудо, остановив воды Иордана — на это указывает сходство вышеприведенного фрагмента из Книги Йегошуа и фрагмента из Торы, рассказывающего о событиях Великой субботы: «В десятый день этого месяца пусть возьмут себе каждый по ягненку на каждое семейство, по ягненку на дом» Шмот, 12,3. Прежде всего потому, что мы считаем трех первых руководителей еврейского народа — Моше, Агарона и Мирьям — своими непосредственными руководителями и покровителями во все времена. Во всех поколениях они сопровождают Израиль, и день их смерти каждый год становится днем траура — как если бы они действительно умерли в этом году. Некоторые другие события, происшедшие в давние времена, также отмечаются каждый год в определенный день всеми последующими поколениями. Это относится к дню, когда был воздвигнут Мишкан 1-е Нисана , дню, когда умер последний из тех выходцев из Египта, которые были приговорены Всевышним к смерти в пустыне 15-е Ава , и некоторым другим дням, разумеется, не считая праздничных дней, прямо указанных Торой. Все эти события оказывают воздействие на жизнь всех поколений еврейского народа. Необходимо отметить, что и в более поздние времена не только в эпоху Исхода были люди и события, навечно вошедшие в нашу историю и сопровождающие нас из года в год в определенный день — годовщину этого события. Более того, в этот день само событие как бы повторяется в нашей жизни.

С другой стороны, целый ряд великих людей и событий, память о которых сохраняется во всех поколениях, сопровождают нас по сей день — однако с ними не связан никакой определенный день года. Поскольку мы не отмечаем их память в определенный день года, даже годовщина этих событий не связывается с ними больше, чем все остальные дни. На вопрос — какие из важнейших событий нашей истории мы празднуем в установленный день года, а какие не празднуем, но просто помним о них, могут ответить только величайшие мудрецы, исчисляющие сроки, и пророки, провидящие будущее вплоть до конца времен. Только они способны распознать, какие события во все времена сияют первозданным блеском — таким же, как и в самый первый год — и объявить их праздниками, и, с другой стороны, свет каких событий равномерно распространяется по всем дням года — и не объявляют их праздниками. День 10-го Нисана, несмотря на обилие важнейших событий, произошедших в этот день — смерть Мирьям и исчезновение источника, пересечение Иордана и вступление в Эрец Исраэль — мы отмечаем лишь постом в память первого из них. Все остальные события мы в этот день не отмечаем. Некоторые законоучители утверждают, что именно поэтому память о чудесах, происшедших в Египте, отмечается не 10-го Нисана, а в Великую субботу — чтобы никто не мог подумать, что этот день стал праздничным прежде всего из-за того, что в него евреи пересекли Иордан. Перенос праздника на субботу ясно показал, что отмечаются именно чудеса, происшедшие в Египте — ведь пересечение Иордана произошло в будний день. Тот, кто смешал с водой муку, произведенную из одного из пяти основных видов злаков, и не испек полученное таким образом тесто в течение установленного времени, — создал хамец согласно определению Торы.

О каких пяти видах злаков идет речь? О хита пшенице , кусемет полбе , сеора ячмене , шиболет-шуалъ овсе и шифон ржи. Следует помнить, что кусемет — вид пшеницы, а шиболет-шуаль и шифон — виды ячменя. Наши мудрецы установили, что время, необходимое, чтобы тесто превратилось в хамец, составляет 18 минут, если тесто замешано обычным образом. Если в течение 18 минут после того, как в муку была добавлена вода, они стояли без дела то есть не подвергались обработке , перед нами бесспорный хамец. Время замешивания теста и прочих рабочих процедур в счет 18 минут не идет. Однако если в ходе кулинарных процедур тесто нагрелось, его не оставляют даже на самое короткое время — если не хотят, чтобы оно превратилось в хамец. Однако тесто, замешанное не на воде, а на фруктовых соках, или даже на воде при условии, что оно было положено в печь до того, как истекли установленные 18 минут, хамецем не становится. Тем не менее, запрещается замешивать тесто в Песах даже таким образом, поскольку существует опасение, что в него попадет хоть немного воды, или же по какой-либо причине произойдет задержка, тесто не попадет в печь вовремя и таким образом превратится в хамец, а его хозяин нарушит заповеди Торы.

Пресный пасхальный хлеб — маца. Эта круглая маца — ручной выпечки. Именно такую мацу многие считают предпочтительной для Седер Песах Запрещается не только есть хамец в Песах, но и пить его размоченным в любой жидкости. Запрещен он и для любого иного употребления. Обнаруженный в Песах хамец должен быть сожжен или полностью уничтожен каким-нибудь другим способом. Любое, даже сколь угодно малое количество хамеца запрещено в Песах. Более того, запрещена любая его примесь: даже если ничтожно малое количество его смешается в Песах с тысячу или в миллион раз большим количеством разрешенного вещества, хамец не аннулируется, и вся смесь окажется запрещенной. Однако, если некоторое количество хамеца смешается с иным веществом до Песаха, то есть в то время, когда хамец разрешен к употреблению, он аннулируется, если объем иного вещества в 60 раз превосходит объем хамеца. В таком случае эта смесь разрешена к использованию в Песах при условии, что хамец «растворился» в разрешенном веществе и стал невидимым и неразличимым.

Запрещено употреблять в пищу хамец начиная с полудня то есть с седьмого солнечного часа 14-го Нисана. Тот, кто делает это даже до наступления Песаха , преступает заповедь Торы, в которой сказано: «Не ешьте при этом квасного» Дварим, 16,3. Это значит, что хамец запрещен уже тогда, когда приносится пасхальная жертва. Еврейская традиция формулирует этот запрет так: запрет накладывается на хамец с того момента, когда можно приносить пасхальную жертву, то есть с полудня начала седьмого солнечного часа 14-го Нисана. Но это еще не все. Наши мудрецы запретили есть хамец с начала шестого часа для того, чтобы никто не мог по ошибке затянуть трапезу и нарушить запрет Торы. Поэтому уже с начала шестого часа запрещено не только есть хамец, но и использовать его каким бы то ни было образом — в течение шестого часа из-за постановления мудрецов, а затем — из-за запрета Торы. На пятый солнечный час наложено более слабое ограничение: в него уже не едят хамец, но еще можно использовать его иным образом. Это ограничение введено потому, что в облачный день можно спутать пятый час с шестым.

Мы уже подчеркивали, что речь идет не об обычных часах, состоящих из 60 минут, а о солнечных часах, продолжительность которых зависит от длины солнечного дня. Тот, кто преднамеренно съедает кезайит хамеца в Песах — начиная с вечера 15-го Нисана и до конца дня 21-го Нисана, — подлежит тягчайшему наказанию — карету духовному смертному приговору, вынесенному Небесами — исключению души провинившегося из еврейской общины. Об этом прямо сказано в Торе: «Всякий, кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из среды Израиля» Шмот, 12,15. Хамец, «переживший» Песах во владении еврея, запрещен к любому использованию навсегда. Этот «штраф» наложен нашими мудрецами на тех, кто нарушил заповеди Торы «да не будет видно» и «да не будет находиться». Он накладывается и на тех, кто оставил неуничтоженный или непроданный хамец по ошибке или по не зависящим от него причинам — чтобы никому не пришло в голову оставить в своем владении хамец в Песах для того, чтобы воспользоваться им после праздника. Она наложила на него особые запреты «да не будет видно» и «да не будет находиться», запретила не только есть хамец, но и использовать его любым другим способом, а того, кто ест его в Песах, наказывает каретом. Кроме того, наши мудрецы наложили запрет на любое, сколь угодно малое количество или долю хамеца не распространяющийся на другие запрещенные продукты. Поэтому еврейский народ, трепетно исполняющий заповеди, наложил на себя дополнительные запреты в Песах для того, чтобы избежать любого намека или подозрения на хамец.

Не следует пренебрегать дополнительными запретами, связанными с законами праздника Песах, которые накладывает на себя та или иная еврейская община, даже если эти запреты не относятся непосредственно к запрещенному Торой хамецу, поскольку еврейский обычай — это неотъемлемая часть Торы. Даже если кто-то наложит лично на себя особые ограничения, связанные с Песах, к этому следует относиться с уважением. Необходимо позволить таким людям исполнять свои обычаи, даже если вытекающие из них ограничения весьма далеки от того, чтобы предотвратить реальное нарушение заповеди. Несмотря на то, что наши мудрецы заповедали нам любовь к ближнему, как самое высокое человеческое качество, и учат, что нет благословения тому, кто лишает своего ближнего малейшей радости, в Песах многие замечательные люди ведут себя как бы вразрез с этими правилами. Они устраивают каждый для себя отдельные трапезы, едят отдельно друг от друга и даже не обмениваются посудой — несмотря на то, что все они Б-гобоязненные люди, тщательно исполняющие заповеди. Наши мудрецы постановили, что не следует осуждать тех, кто ведет себя таким образом в Песах, ибо они поступают так не из высокомерия. Почему наши мудрецы столь снисходительны? Из-за особой строгости запретов, связанных с законами праздника Песах. Великий Ари писал, что каждому, кому удастся избежать наималейшего нарушения, связанного с ничтожнейшим количеством или долей хамеца в Песах, Небеса обещают, что он избежит и всех других грехов в течение всего года.

Но заповеди, относящиеся к Песаху, Тора определила так, что они накладывают на нас определенные обязательства и до, и после праздника. Какая именно заповедь, относящаяся к Песах, должна быть исполнена до наступления праздника, а связанный с ней запрет действует и после его окончания? Это заповедь об уничтожении хамеца. Даже если еврей выполнит все остальные пасхальные законы и предписания, принесет в Храме пасхальную жертву 14-го Нисана и съест свою долю ее с мацой и марором горькими овощами , расскажет в пасхальную ночь об Исходе из Египта, благословит и прославит освобождение, не будет есть в Песах запрещенный хамец, воздержится от работы в первый и седьмой день праздника и так далее, — если он при этом не уничтожил весь имевшийся в его распоряжении хамец перед наступлением праздника, он наружил множество заповедей и предупреждений, содержащихся в Торе, и его ждет суровое наказание. Более того, даже после окончания праздника хамец, переживший Песах, запрещен к какому-либо употреблению. Он должен быть уничтожен, чтобы кто-нибудь не воспользовался им по ошибке. К уничтожению — биюр — хамеца приступают за тридцать дней до наступления праздника. Последнего срока для этого уничтожения нет и быть не может — «уцелевший» и переживший Песах хамец должен быть уничтожен, когда бы он ни был обнаружен. Однако основной, установленный мудрецами срок уничтожения хамеца, который обязывает каждого из нас — это конец дня 13-го Нисана.

Еще точнее: за полчаса до появления звезд в ночь 14-го Нисана мы обязаны оставить любое занятие, любую работу, даже изучение Торы, и приступить к бдикат хамец — поиску хамеца в доме с тем, чтобы затем его уничтожить. Запрещено не только есть его или использовать любым другим образом. Кроме того, Тора обязала нас уничтожить хамец, находящийся во владении всех евреев, — так, чтобы они вообще не видели его в своем доме, так, чтобы он не находился в их владении. В Торе сказано: «Семь дней не должна находиться закваска в домах ваших» Шмот, 12,19. Там же говорится: «Да не будет видно у тебя квасного, и да не будет видно у тебя закваски во всех пределах твоих» Шмот, 13,7. Оба эти предупреждения — отдельные запретительные заповеди, обязывающие уничтожать хамец, — дополняют «позитивную» заповедь, сформулированную Торой: «В первый же день устраните закваску из домов ваших» Шмот, 12,15. Таким образом, уничтожение хамеца предписано нам одной «позитивной» заповедью и двумя запретительными. Таким образом, каждый еврей должен до полудня 14-го Нисана аннулировать весь хамец, находящийся в доме или просто ему принадлежащий но находящийся в другом месте. Тот, кто не уничтожил хамец в своем доме или в любом другом месте, не выполнил «позитивную» заповедь Торы.

Начиная с полудня 14-го Нисана и до конца праздника Песах тот, кто не ликвидирует и не уничтожает принадлежащий ему хамец, каждое мгновение не выполняет «позитивную» заповедь Торы об «устранении» хамеца и одновременно нарушает два запрета Торы: «да не будет видно у тебя закваски…» и «не должна находиться у тебя закваска». Правда, большинство еврейских мудрецов считает, что нарушение этих запретов наступает позже, чем невыполнение заповеди об «устранении» хамеца: нарушение запретов начинается только после наступления праздника, то есть в ночь на 15-е Нисана, в то время, как «позитивная» заповедь должна быть исполнена до полудня 14-го Нисана, и тот, кто не ликвидирует хамец к этому моменту, виновен в нарушении «позитивной» заповеди. Этот срок определен словами Торы «В первый же день устраните закваску из домов ваших». Еврейская традиция установила, что этот «первый день» — 14-е Нисана, названный так потому, что он непосредственно предшествует семи дням праздника Песах. Доказательство тому содержится в других словах Торы: «Не изливай при квасном кровь жертвы Моей» Шмот, 34,25 , означающих, что пасхальная жертва не может быть принесена до тех пор, пока хамец полностью не ликвидирован — а ведь она приносится после полудня 14-го Нисана! Что называет Тора аннулированием хамеца? Аннулирование — это бесповоротное решение о полном отказе от хамеца, приравнивающее его к обычной пыли. Тот, кто принимает это решение, постановляет, что отныне в его владении вообще нет хамеца, а если он случайно и остался, то представляет собой простую пыль, не приносящую никакой пользы. Наши мудрецы обязали нас искать хамец даже в самых сокрытых местах и щелях и ликвидировать весь хамец, найденный в своих владениях.

Они постановили также, что поиски хамеца — бдикат хамец — и аннулирование — битуль хамец — осуществляются вечером. Эти процедуры начинаются в самом конце дня 13-го Нисана и заканчиваются уже 14-го Нисана и производятся при свете свечи, — потому что по вечерам все люди возвращаются домой, а свет свечи благоприятствует поискам. Поэтому не назначают никаких встреч на послеполуденные часы 13-го Нисана, и даже выдающиеся раввины не выступают в это время в синагогах — из опасения, что выступление затянется и слушатели пропустят время поисков хамеца Рамбам. Как было указано выше, человек, мысленно аннулировавший весь принадлежащий ему хамец и приравнявший его к пыли, которая никому не принадлежит, выполнил тем самым позитивную заповедь об «устранении» хамеца и более не нарушает запреты «да не будет видно» и «да не будет находиться» — даже если хамец все еще физически находится в его доме. Дело в том, что запрет Торы «видеть» и «владеть» относится только к принадлежащему нам хамецу, поскольку именно так следует понимать слова «да не будет видно у тебя квасного» — то есть запрещено видеть свой хамец, но нет никакого запрета видеть чужой или никому не принадлежащий хамец. Но если это так, для чего мудрецы обязали нас специально разыскивать хамец даже в самых скрытых щелях? На то существуют две причины. Первая состоит в том, что аннулирование хамеца, сознательный отказ от него совершается мысленно, а не физически. Оно должно носить абсолютный характер, характер абсолютного отказа.

Однако разные люди мыслят по-разному и можно предположить, что некоторые из них отнесутся к мысленному аннулированию без достаточной серьезности, или их отказ от хамеца не будет абсолютным. Поэтому мудрецы и постановили, что мысленное аннулирование не будет признаваться действенным до тех пор, пока хамец не устранен физически. Другая причина: в течение всего года мы непрерывно пользуемся хамецем и привыкаем к нему; в силу привычки мы можем забыть о запрете и воспользоваться аннулированным хамецем, если физически он будет находится в дни Песаха в нашем доме. Поэтому мы обязаны тщательнейшим образом искать хамец во всех своих владениях и ликвидировать его физически до того, как наступит момент, когда его запрещено будет есть. Однако несмотря на то, что мудрецы обязали нас искать и устранять хамец из всех своих владений, они не освободили нас от обязанности аннулировать его. Поэтому после окончания поисков мы должны произвести аннулирование — на случай, если искали недостаточно тщательно, и в доме остался батон хлеба, из-за которого мы можем нарушить законы Песаха, или же, напротив, небольшое количество хамеца, о котором мы забыли и потому не уничтожили. Мы опасаемся, что хамец обнаружится в праздничную субботу или в йом-тов, когда мы не сможем его сжечь, или даже просто того, что, обнаружив его в хол гамоэд, мы не сразу его уничтожим и таким образом в течение какого-то времени будем нарушать заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться». Хотя, как уже было отмечено, поиск и физическое уничтожение хамеца — постановление еврейских мудрецов, решивших не полагаться на мысленное аннулирование, которого, согласно Торе, обычно вполне достаточно, в некоторых случаях мы непосредственно по требованию Торы обязаны искать и уничтожать его, поскольку в этих случаях даже самого абсолютного аннулирования недостаточно. В каких именно случаях?

Если мы по не зависящей от нас причине или просто по забывчивости не уничтожили хамец до полудня 14-го Нисана — потому что после этого момента мысленное аннулирование уже не действует. Дело в том, что с этого момента хамец уже запрещен для какого бы то ни было использования и, таким образом, нам уже не принадлежит — поэтому мы уже не можем от него отказаться,» как не можем отказаться от чужой вещи. Точнее, хамец уже настолько не наш, что мы не можем его аннулировать, однако Тора считает его нашим настолько, что, сохраняя его, мы нарушаем заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться» — до тех пор, пока не уничтожим его физически. Поэтому в таком случае у нас нет другого способа «ликвидировать» хамец и прекратить нарушать заповеди, кроме как найти его и физически уничтожить. А поскольку днем свеча дает очень слабый свет, было решено производить эти поиски вечером. Поэтому поиски откладываются вплоть до момента появления звезд, и к ним не относится правило «праведники не откладывают исполнение заповедей» — их не начинают сразу же после захода солнца. Однако сразу же после появления звезд необходимо приступить к поискам, потому что в это время дневной свет еще не полностью поблек; запрещено откладывать их на более позднее время. Уже за полчаса до появления звезд, вскоре после захода солнца 13-го Нисана, следует закончить все дела и не приступать к новым вплоть до завершения поисков. Даже если на этот час назначен постоянный урок Торы, он должен быть отложен.

Даже если человек приступил к изучению Торы или к работе раньше, в дозволенное время, он должен прервать то, чем занимается. Принято присоединяться к ранней вечерней молитве Маарив в синагоге из опасения, что в более поздний час там не соберется миньян, и завершать ее до начала поисков, исходя из общего правила: часто исполняемая заповедь предшествует редко исполняемой. Поскольку молитва совершается ежедневно, а поиски хамеца — раз в год, молитва в миньяне предшествует поискам. Однако тот, кто намеревается молиться в одиночестве, должен сначала произвести поиски хамеца, поскольку ежедневная молитва является привычной частью его жизни и нет опасения, что из-за поисков он забудет о ней. Тот, кто по какой-либо причине не произвел поиски в установленное время, то есть вечером 14-го Нисана, должен сделать это днем 14-го Нисана, однако и в этом случае искать хамец следует при свете свечи, а не при солнечном свете. Если комната, в которой происходят поиски, днем ярко освещена например, если это веранда, имеющая только три стены , разрешается искать и при солнечном свете. Это же относится и к другим комнатам, имеющим большие окна и хороший доступ света. В таких комнатах территория, примыкающая к окнам, изучается при солнечном свете — однако лишь при условии, что все окна распахнуты настежь и не покрыты даже стеклом. Тот, кто не произвел поиски днем 14-го Нисана вплоть до момента, когда уже запрещается есть хамец, то есть до полудня, должен произвести их позже, когда владение хамецем уже запрещено, или даже непосредственно праздничным вечером при свете свечи.

Весь найденный хамец в таком случае должен быть уничтожен и аннулирован. Тот, кто не произвел поиски до Песах или в Песах, должен сделать это после окончания праздника; весь хамец, оставшийся с предпасхального времени, должен быть сожжен или уничтожен другим способом, чтобы ни один человек не мог использовать его каким бы то ни было образом — поскольку любое использование хамеца, «пережившего» Песах, запрещено. Тот, кто отправляется в далекое плавание или путешествие, не планируя вернуться до окончания праздника Песах и не оставив дома никого, кто мог бы произвести поиски хамеца, должен произвести их сам при свете свечи в вечер, предшествующий отъезду, — если этот отъезд состоится менее, чем за 30 дней до Песаха. Если отъезд происходит более, чем за 30 дней до Песаха, он не обязан искать хамец. Если он планирует вернуться до Песаха, то обязан произвести поиски хамеца даже если уезжает более, чем за 30 дней до начала праздника, поскольку существует опасение, что он вернется незадолго до его начала, и у него не будет времени произвести поиски. Если же он не планирует вернуться до конца праздника, то если он уезжает более, чем за 30 дней до него, он не обязан производить поиски — хотя по мнению некоторых законоучителей он все-таки обязан уничтожить хамец, о существовании которого в доме ему известно. Тот, кто съезжает с квартиры менее, чем за 30 дней до Песаха, и не убежден, что в эту квартиру еще до Песаха вселится другой еврей, который произведет поиски хамеца, должен произвести их сам накануне отъезда. Естественно спросить, почему поиски хамеца ограничены сроком в 30 дней до начала праздника? Галаха утверждает: «Уяснение законов Песаха начинается за 30 дней до праздника».

Поэтому заповедь искать хамец обязывает нас именно с этого момента. Если 14-е Нисана приходится на субботу, поиски хамеца сдвигаются на день раньше — на ранний вечер 13-го Нисана. Потому что невозможно ввести факел в узкую щель; кроме того, использование факела может стать причиной пожара, и тот, кто ищет хамец при его свете, будет более всего опасаться пожара и потому искать менее тщательно. Поэтому тот, кто все-таки искал хамец при свете факела, должен еще раз произвести поиски при свете свечи, но уже без благословения. Поиски не производятся при свете сальной свечи, поскольку в таком случае ищущий боится капнуть салом на кашерную посуду сало, скорее всего, некашерно , равно как и при свете жировой свечи — из-за опасения капнуть жиром на молочную посуду, или при свете масляного светильника — из-за опасения запачкать одежду. Это опасение может помешать произвести тщательные поиски кроме того, невозможно подобраться с такими свечами к узким щелям и отверстиям. Поэтому поиски следует осуществлять при свете восковой или парафиновой свечи, дающей яркий свет. Воск или парафин, капающий с такой свечи, не пачкает и не портит вещи. Однако тот, кто произвел поиски при свете сальной, жировой или масляной свечи, не должен начинать все сначала.

Тот, у кого нет восковой или парафиновой свечи, должен производить поиски при помощи той свечи, которая у него есть — но ни в коем случае не при помощи факела. Масляный светильник с несколькими фитилями приравнивается к факелу.

Седер — главная традиция праздника Песах Праздничный ужин — седер — наиболее торжественный обряд из всех существующих в иудаизме. Это особый установленный порядок действий, чтения молитв, еды и питья за праздничным столом. Седер устраивается в первый вечер праздника, а в странах диаспоры — в первые два вечера. На него собирается обычно вся семья, стол накрывают после захода солнца, вернувшись из синагоги. На ужин приглашают родственников и тех, кто на время праздника остался один. Прежде всего на столе появляется главное блюдо, причем это именно тарелка на иврите "кеара" для седера.

На ней — шесть продуктов и маца. У каждой части кеары свой символизм и значение. Главные продукты на праздничном столе Зроа. Голень ягненка на тарелке символизирует пасхального агнца, чьей жертвенной кровью были помечены двери израильтян, чтобы Бог прошел мимо их дома и не поразил "язвой губительной". В некоторых общинах вместо ягненка на кеару выкладывают запеченные кусочки курицы, чаще всего крылышко или горлышко. Слово "зроа" означает "рука", и считается, что эта часть тарелки символизируют руку Бога. Зроа есть нельзя, слишком велика смысловая нагрузка этого кушанья. Яйцо, сваренное вкрутую — символ праздничной жертвы "хагига", которую приносили в Храме, а также знак траура по разрушенному Иерусалимскому Храму.

По другой версии яйцо — символ круговорота жизни рождение — жизнь — смерть или просто надежда на новую счастливую жизнь. Яйца отваривают, охлаждают и иногда, не очищая, кладут на газовую конфорку, чтобы на скорлупе появились небольшие пятнышки. По традиции каждый съедает яйцо, предварительно окунув его в подсоленную воду. Соленая вода олицетворяет слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода. Свежая зелень или ботва корнеплодов, иногда и они сами сельдерей, вареный картофель, репчатый лук, свекла — символ надежды и обновления. Зелень также окунают в соленую воду перед тем как съесть. От слова "мар", в переводе с иврита — "горький". Это горькие травы, символизирующие жестокость, с которой обращались с евреями, когда они были рабами в Египте.

Часто используется кресс-салат, свежие листья которого обладают приятным терпким и острым вкусом, напоминающим хрен или редьку; эндивий и все разновидности салата латука с чуть горьковатым вкусом — конкретный вид определяется местной традицией. На иврите это слово означает "хрен". Обычно его измельчают или натирают на терке. Он олицетворяет раствор, скреплявший блоки при строительстве пирамид.

Песах – как евреи отмечают свою «Пасху»?

Песах — еврейская Пасха Смотри видео Доброе утро онлайн бесплатно на RUTUBE.
Традиции еврейского праздника Песах шени: как поздравить с торжеством 5 мая 2023 года Песах в этом году с вечера 22 апреля до ночи 30 апреля. Это первый Песах после резни 7 октября 2023 года, и первый со времени Войны за Независимость, который Израиль будет отмечать в состоянии войны.
Еврейская Пасха (Песах) в 2024 году: история и традиции еврейского праздника Часто Песах называют еврейской Пасхой, однако это совсем разные и никак не связанные друг с другом праздники.

Традиции еврейского праздника Песах шени: как поздравить с торжеством 5 мая 2023 года

В 2022 году на период с вечера 15 апреля до ночи 23 апреля выпадают праздничные дни еврейского праздника Песах. Песах в этом году с вечера 22 апреля до ночи 30 апреля. Это первый Песах после резни 7 октября 2023 года, и первый со времени Войны за Независимость, который Израиль будет отмечать в состоянии войны. С началом празднования Песаха российских евреев поздравил президент России Владимир Путин, пишет Федеральное агентство новостей. פִּסְחָא писха; по-русски — песах) — центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта, один из трёх паломнических праздников. С началом празднования Песаха российских евреев поздравил президент России Владимир Путин, пишет Федеральное агентство новостей. это праздник надежды на избавление даже от самых мрачных событий в истории, праздник победы над смертью.

Что такое Песах, в чем суть праздника и когда его будут отмечать в 2021 году

В других странах, где живут еврейские диаспоры, Песах увеличивается еще на сутки. Что такое Исход евреев из Египта. главный еврейский праздник, символизирующий исход еврейского народа из египетского рабства. В 2024 году Песах в Израиле празднуют с 23 по 29 апреля. Еврейский праздник Песах наступает вечером 5 апреля. И будет отмечаться до вечера 13 апреля.

Суть праздника: чем Песах отличается от Пасхи

  • Пасха 2024. Какого числа, дата Пасхи | Правмир
  • История Песаха
  • Лента новостей
  • Традиции еврейского праздника Песах шени: как поздравить с торжеством 5 мая 2023 года

Традиции еврейского праздника Песах шени: как поздравить с торжеством 5 мая 2023 года

Песах или Еврейская Пасха — один из самых значимых иудейских праздников. В 2022 году Песах будет праздноваться, начиная с захода солнца 15 апреля до н. Чтобы узнать, на какие даты выпадает Песах в текущем году и какие праздничные мероприятия запланированы в петербургской еврейской общине, перейдите на еврейский календарь. Что такое Песах: суть праздника. Название главного иудейского праздника происходит от глагола «пасах», что означает миновать, пройти мимо. Еврейский праздник Песах в 2024 году начинается вечером 22 апреля. Расскажем, что он означает, о его истории, что едят, что нельзя есть и делать, как празднуют Песах и чем он отличается от Пасхи. Важно сказать, что есть и запрет на определенную пищу в Песах. В других странах, где живут еврейские диаспоры, Песах увеличивается еще на сутки. Что такое Исход евреев из Египта.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий