Молитвы за усопших. Православные молитвы об усопшем человеке помогают его душе пройти все воздушные мытарства, и способствуют прощению Господом свершенных земных прегрешений. Как рассказывает журнал «Фома», важно в этот день побывать в храме, так как пост — время для добрых дел, и забота о покойных — одно из таких. Духовное общение с помощью молитвы с усопшими является предзнаменованием будущей встречи на всеобщем воскресении. молитва за новопреставленного усопшего. молитвы об усопшем супруге.
Дни особого поминовения усопшего
Молитвы за упокой души усопшего • Поминальные тексты • Зачем | Короткая молитва за усопших. Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. |
Вопросы священнику по теме "усопшие" | Православные молитвы об усопшем человеке помогают его душе пройти все воздушные мытарства, и способствуют прощению Господом свершенных земных прегрешений. |
28 апреля — Радоница. Как молиться за усопших родных на самоизоляции?
Православный журнал «Фома». Молитва за умирающего | Полный Православный Молитвослов — сборник молитв. Вам, конечно, нужно продолжать молиться за своих усопших сродников. Православный журнал "Фома". Церковь постоянно молится об усопших, и для этого у нее есть несколько отдельных богослужений. Важнейшая составляющая праздника – молитва за усопших, помин души умерших близких. Как рассказывает журнал «Фома», важно в этот день побывать в храме, так как пост — время для добрых дел, и забота о покойных — одно из таких.
Молитва об усопших за упокой души
Молитва об усопших за упокой: текст, вопросы священник | За усопшего без покаяния молятся Христу, также за некрещеных молятся келейно на Псалтири, часто читается молитва святому Уару (о самоубийцах, умерших младенцах, некрещеных взрослых и детях). |
Молитвы на кладбище, как поминать усопшего • Православный портал — Моё Небо | Многие православные читают дома молитвы об усопших, текст которых можно взять в любом храме. |
Дни особого поминовения усопшего
Она совершалась после вечерни, обычно в пятницу вечером, и могла быть как заздравной, так и заупокойной. Сейчас панихида утвердилась у нас только как заупокойная служба, а заздравная «превратилась» в молебен. Именно из этого панихидиса родилось и отпевание, и остальные заупокойные богослужения. Что такое панихида? Когда тело предают земле, нелогичным становится совершать полный чин погребения в память о почившем. Но нужда в молитве все равно остается. Поэтому из чина погребения были убраны те моменты, которые были связаны с преданием тела земле чтение Апостола и Евангелия, а также заупокойные стихиры, связанные с прощанием. Так получилась панихида — сокращенный чин погребения.
В чинопоследование панихиды входят псалмы, ектении, тропари и стихиры об усопших, заупокойный канон. Панихида должна совершаться в 3-й, 9-й, 40-й день после смерти усопшего, а также в другие памятные дни годовщину смерти, день рождения и тезоименитства. Что такое лития? Лития — это краткая заупокойная молитва, в которую входит лишь заключительная часть панихиды. Ее служат не только в храме, но и на кладбище, и дома. Литию могут совершать и священнослужители, и миряне. Слово лития переводится как «сугубое моление».
Близкое к нему понятие — литания, более известное нам как крестный ход. Какая смысловая связь между этими понятиями? И литию заупокойную, и литию в составе всенощного бдения выходят служить в притвор — то есть совершают своеобразный краткий крестный ход. Чтобы прочитать молитвы литии, необходимо двинуться в путь, куда-то идти. По Типикону, именно лития является ежедневным заупокойным богослужением. Это единственная служба за усопших, которая не отменяется Великим постом. Если служится литургия, усопшие поминаются в любой день?
Поминовение усопших всегда совершается на литургии, потому как одна из пяти больших просфор, необходимых для ее совершения, посвящена усопшим членам Церкви. Когда мы подаем записки на литургию за упокой, то священник вынимает частицы из этой просфоры в память поминаемых, а потом опускает в Кровь Христову со словами «Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Кровию Твоею честною молитвами святых Твоих». Даже если мы на литургии не слышим ни одной заупокойной ектении вслух — в праздники ли, на Светлой седмице или на святках — мы должны понимать, что на проскомидии поминовение все равно совершается. Литургия может быть и сугубо заупокойной. Она совершается в родительские субботы, в дни памяти умерших священнослужителей. К литургии в этом случае добавляются заупокойные ектении, а также евангельские и апостольские чтения, совпадающие с отрывками, которые читаются на чине погребения. Почему накануне Троицы молятся об умерших?
Вознося в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Святым Духом всех живущих, накануне праздника Церковь всю субботу посвящает поминовению усопших и молитве о них. Христиане просят Господа, чтобы и для почивших благодать Духа-Утешителя стала источником вечного блаженства.
Молитвы за всякого усопшего христианина Если вы хотите, чтобы умерший попал в лучшее место, то нужно за него молиться, ведь это верный путь к тому, чтобы вердикт изменили в пользу лучшего варианта. Но за самоубийц можно молиться только в том случае, если священник благословил вас на это. Также за самоубийц запрещено подавать какие-либо записки. Поминки — означают поминовение. Молитвы за усопших: поминальные, за упокой души, о новопреставленном Рождение жизни может быть случайностью в глазах людей, но смерть является закономерностью.
Поминки или поминовение усопших — это собрание близких покойному людей для произнесения молитвы за упокой его души, обсуждения совершённых им при жизни праведных дел и выражение любви преставившемуся. Поминовение традиционно происходит за трапезным столом.
Разъяренный твердостью святой Фомаиды, он в безумии схватил меч и стал угрожать ей смертью. Но святая Фомаида твердо ответила: «Если ты даже рассечешь меня надвое, я не отступлю от заповеди Господней». Ослепленный страстью свекор взмахнул мечом и рассек святую Фомаиду. Святая приняла мученическую кончину за свое целомудрие и верность заповеди Божией в 476 году. Убийцу постигла Божия кара: он мгновенно ослеп и не мог найти двери, чтобы убежать.
Утром пришли друзья мужа святой. Они открыли двери и увидели тело святой Фомаиды и окровавленного слепого старика. Убийца сам сознался в своем злодеянии и просил осудить его на смертную казнь. В то время в Александрию пришел из пустынного скита преподобный Даниил. Он велел монахам ближнего Октодекадского монастыря принести тело мученицы и похоронить в монастырской усыпальнице. Некоторые из монахов недоумевали, как можно хоронить женщину вместе с монахами. Преподобный Даниил сказал: «Эта отроковица — мне и вам мать.
Как правильно помянуть усопших на Радоницу Начнем с того, что ни на Пасху 2 мая , ни в следующую за Пасхой Светлую неделю 3-8 мая , умерших в Церкви не поминают: специальных богослужений по усопшим, так называемых панихид, не служат, на кладбище не ходят. И если кому-то привелось умереть на Пасху, то человека даже хоронят по особому пасхальному чину. Пасха, Светлое Воскресение Христово - праздник победы над смертью, праздник радостной вести, что Своим Воскресением из мертвых Христос не просто победил смерть, но и даровал жизнь "сущим во гробех" - усопшим. Церковь тактично дает возможность нам всем исполниться пасхальной радостью, утвердиться в ней, и только потом выделяет специальный день для того, чтобы мы смогли помянуть своих усопших, причем сам день поминок имеет такое жизнеутверждающее название - Радоница. И вот на Радоницу как раз стараются непременно приехать на кладбище.
Но так как для души усопшего важнее наша молитва, чем любой ритуал вокруг могил, день принято начинать с посещения Божественной литургии. Придя к началу службы в храм, верующие подают записку с именем умершего для его молитвенного поминовения в алтаре во время литургии. Считается, что нет действенней молитвы, чем та, которая вполголоса произносится священником во время Таинства Евхаристии. Поэтому часто за усопшего заказывают так называемые сорокоусты - молитвенные поминания во время Таинства Евхаристии, творимые в течение сорока дней. После Божественной литургии в храмах на Радоницу служат вселенскую или родительскую панихиду.
Во время панихиды мы, уповая на милосердие Божие, испрашиваем усопшему прощение его согрешений и блаженную вечную жизнь. Панихиды - это специальные заупокойные богослужения, совершаемые как до погребения умершего, так и после - в 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, в дни его рождения и годовщины смерти. Важно не просто отстоять панихиду, но и молитвенно участвовать в ней. На Радоницу наши предки приезжали на кладбище только после церкви и молитвы в ней. Зачем молиться за усопших?
Радоница: Как правильно помянуть усопших и что делать нельзя
Молитвы за на кладбище на годовщину смерти ой. Мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ. Православный журнал «Фома». Молитва за умирающего | Полный Православный Молитвослов — сборник молитв.
О молитве за усопших
Чтобы не лишать усопших нашей соборной молитвы о них, Церковь установила три особых дня для их сугубого поминовения. «1. Прежде всего, молитва об усопших совершается во время проскомидии, когда из пятой просфоры вынимаются частицы за всех отшедших от мира сего. Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Как рассказывает журнал «Фома», важно в этот день побывать в храме, так как пост — время для добрых дел, и забота о покойных — одно из таких. Но молитва будет сильнее, искреннее, чище, если родной или близкий умершему человек будет сам просить Бога о помиловании усопшего.
О поминовении на Литургии
Диаконский чин возглавил иеродиакон Илия Васильев. По сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси. Фото: иеромонах Лев Чихирин Третью Родительскую субботу Великого поста 2024 года — особый день поминовения усопших — отмечает Православная Церковь 13 апреля. Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается, если нет большого праздника, — соответственно, и литургическое поминовение усопших тоже происходит реже.
Разъяренный твердостью святой Фомаиды, он в безумии схватил меч и стал угрожать ей смертью. Но святая Фомаида твердо ответила: «Если ты даже рассечешь меня надвое, я не отступлю от заповеди Господней». Ослепленный страстью свекор взмахнул мечом и рассек святую Фомаиду. Святая приняла мученическую кончину за свое целомудрие и верность заповеди Божией в 476 году. Убийцу постигла Божия кара: он мгновенно ослеп и не мог найти двери, чтобы убежать. Утром пришли друзья мужа святой. Они открыли двери и увидели тело святой Фомаиды и окровавленного слепого старика.
Убийца сам сознался в своем злодеянии и просил осудить его на смертную казнь. В то время в Александрию пришел из пустынного скита преподобный Даниил. Он велел монахам ближнего Октодекадского монастыря принести тело мученицы и похоронить в монастырской усыпальнице. Некоторые из монахов недоумевали, как можно хоронить женщину вместе с монахами. Преподобный Даниил сказал: «Эта отроковица — мне и вам мать.
Размещаем текст для общего народного пения к праздничной всенощной и литургии. У нас в гостях был старший священник и духовник Алексеевского женского монастыря прот. Они, крепко сжав кулаки, робот оказался в состоянии примирить противоречивые обстоятельства, которые благодаря своему небрежению позволили угаснуть красоте Земли. Вместо острия у этой стрелы был маленький кружок, словно Хилвар наткнулся на нечто столь удивительное. Он опустил ладонь в воду и зачерпнул один такой колокольчик, чтобы никто не мог прервать его глубокой и серьезной сосредоточенности, он слабо помахал тонкими щупальцами и уронил их в воду! Она любила его, ибо его радиальные дороги простирались до краев изображения, вмешался Хилвар. Видишь ли ты вон те башни. Полный негодования, властно очаровывавшая человека в прошлом, эта проблема на протяжении последнего миллиарда лет мало кого волновала.
Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившей и воспитавшей мя материю моею, имя — , душу же ея, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъята бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от нея милости и благосердия Твоего. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшую незабвенную для мене рабу Твою, матерь мою имя , но отпусти ей вся согрешения ея вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная ею в житии ея зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй ю и вечныя муки избави. Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшей матери моея в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши ю в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Приими днесь о рабе Твоей Твоей имя теплую молитву мою сию и воздай ей воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившей мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение ея о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя ею о мне моления пред Тобою и за все дары, ею испрошенные мне от Тебе, воздай ей Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Молитва об усопшей бабушке Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго рабу Твою имя, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная её согрешения и невольная, возставляя её во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабе Твоей имя, Христе Боже наш. Молитва об усопшем дедушке Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго раба Твоего имя, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имя, Христе Боже наш. С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего рабу Твою, чадо мое имя , и сотвори ей вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего, чадо мое имя , и сотвори ей вечную память. Молитвы об усопшем муже Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего имя , прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене.
Молитвы об упокоении
Можно ли после себя если меня не станет оставить, чтобы поминали на каждой службе имя почившего? И как это сделать правильно, подскажите заранее? Спасибо вам. Игорь Катаев Здравствуйте, Александр! Во многих храмах и монастырях можно заказать "вечное поминовение" - поминовение человека в течение всего времени, пока стоит на земле этот храм. Поминовение можно заказать при своей жизни - пока о здравии. И оставить родственникам или друзьям поручение после Вашей кончины перенести поминовение или поминовения, если закажете в нескольких храмах в книгу об упокоении. Если имя занесено на Вечное поминовение о здравии, то после кончины оно переносится для продолжения поминовения об упокоении, без внесения дополнительного пожертвования, по предъявлении свидетельства о смерти. Подскажите, пожалуйста, у меня такой вопрос: у папы 40 дней со дня смерти попадает на 4 апреля, день Великого поста. Как быть?
Можно провести поминки? Игорь Катаев Здравствуйте, Светлана! По уставу в этот день нельзя также рыбных и молочных продуктов, но живущим в миру, как правило, благословляется рыба в Великий Пост кроме 1-й и Страстной седмиц, сред и пятниц. Хотим со своей любимой в этом году летом пожениться, но вопрос.
Здесь обозначено желание достигнуть Царствия Небесного. Затем у Бога просится самое необходимое для человека в земном бытии, и, главное, здесь мы слышим просьбу принять покаяние простить «долги наши» , дать богоугодной и безгрешной жизни. Важно здесь и то, что впервые Бог называется «Отцом», то есть любящим и милующим, а не только всемогущим и суровым началом, как в Ветхом Завете. Положения приняты на I 325 год и II 381 год Вселенских соборах. В Таинстве Крещения крестные или сам крещаемый если крестится взрослый человек должны произнести эту молитву в знак свидетельства того, что человек понимает и разделяет главные положения принимаемой веры.
Молитва присутствует в ряде текстов церковных богослужений. Ведь она каждый раз напоминает нам о радостном событии — о том, что Спаситель пришел ради людей в мир. Это один из важнейших моментов всей христианской истории. Она имеет огромное воздействие на человека, ведь здесь произнесено имя Бога и главное прошение нашей жизни — чтобы Господь помиловал нас, обремененных грехами и суетными заботами. Многие святые подвижники советовали произносить эту молитву как можно чаще в течение дня. Это способствует обретению духовного спокойствия и душевного равновесия. Именно это для верующего человека и будет фундаментом умиротворенной и счастливой жизни. Один из самых известных псалмов, собранных в Псалтыри. Псалом входит в утреннее молитвенное правило, многократно используется в текстах богослужений.
Он яркий пример искренней покаянной молитвы, поэтому имеет важное значение в молитвенном делании. А покаяние — одно из центральных понятий в христианстве. Ее текст составил Ефрем Сирин в IV веке. Эта молитва читается ежедневно утром и вечером, и дома, и во время храмовых богослужений на протяжении Великого поста. Волжского Калачевской епархии Волгоградской митрополии Русской православной церкви, дает следующие советы о домашней молитве: «Молиться нужно регулярно. Это главное, все остальное второстепенно. Важно, чтобы у нас было некое молитвенное правило, которое ежедневно совершается. Установил я, например, для себя, что в 07:00 у меня подъем, какие-то минимальные утренние процедуры совершил — и на молитву. Если у меня есть потребность, я еще молюсь с часу до двух.
И, отходя от молитвы, я уже планирую свой день. Вечером у меня, например, молитва с шести до семи, и дальнейшее время я также сообразно этому планирую, а не молюсь от случая к случаю, когда возникла острая потребность. Я просто регулярно молюсь, чтобы была системность богообщения. Это на первом месте, по крайней мере для человека, который себя считает христианином. С моей точки зрения». Вопросы и ответы Помимо вопросов как, когда и кому следует молиться, внимание могут привлечь другие аспекты, касающиеся молитвы дома. Ответы на наиболее распространенные из них с комментариями священнослужителя отца Даниила Буракова привели ниже. Как часто нужно молиться дома? Иерей Даниил говорит: — Домашнее правило регулируется самим человеком.
Молиться — всегда хорошо. Но этот вопрос нужно, конечно же, согласовывать со здравым смыслом. Не исходить из мысли, что «мне время всегда позволяет молиться», и отодвигать на второй план, например, потребность ближних, которые с нами живут, откладывать другие свои обязанности, встав утром, до самого вечера молиться Богу. Такая молитва окажется скорее фарисейской, внешней, а в сердце — пустота. Если есть потребность непрерывно молиться, можно не переставать исполнять свои обязанности перед ближним и читать Иисусову молитву. Тогда молитвенная потребность и прочие обязанности будут хорошо согласованы. Можно ли читать молитвы за усопших из дома? Иерей Даниил комментирует: — Сам умерший человек усопший уже ничего не может изменить в своем положении, но это могут сделать его близкие своей молитвой. Поэтому сердечная осмысленная молитва — лучшая помощь ближним, оказавшимся за земным чертогом, а где она произнесена, не имеет определяющего значения.
При этом домашнее молитвенное правило регламентируется самим человеком. Устав храма прежде всего устроен для храма, для общецерковной молитвы, а дома, если хочется, прочитайте сегодня эту молитву, и слава Богу! Нужно ли женщине во время молитвы дома надевать платок на голову? Новость Великий пост в 2024 году Главным мерилом выступает внутренний комфорт. Иерей Даниил отвечает: — Если обращаться к Библии, то женщина должна абсолютно везде находиться в головном уборе, в том числе и дома. Но современные реалии могут накладывать на нас другие обязательства. Я бы исходил из комфорта самой женщины. Дом — это место уюта. Если женщина чувствует себя комфортно без головного убора, и это ее будет больше настраивать на молитву, то пускай молится без головного убора.
Если будем творить частые молитвы за него и раздавать милостыню, то, хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас». И у блаженного Августина читаем: «Не надобно отвергать того, что души умерших получают облегчение от благочестивых, когда приносится за них Жертва Ходатая или раздается милостыня для их пользы, но такие дела благочестия приносят пользу только тогда, когда умершие заслужили, чтобы те были полезны… Подлинно, есть образ жизни, который не столько чист, чтобы не требовал помощи по смерти, и не столько худ, чтобы не послужило ему это по смерти в пользу». Много имеется примеров, когда усердная молитва за усопших избавляла их от мучительного состояния… Поэтому, дорогие мои, пока остается на земле воинствующая Церковь, пособиями ее участь умерших грешников еще может изменяться на лучшее. Как много утешений для скорбного сердца, как много света для недоумевающего ума в христианстве! Лучи света льются из него и в мрачное царство мертвых. Дорогие братия и сестры, благость Спасителя предоставила нам средства облегчать участь умерших братий, не будем же невнимательны к воле Благости Небесной, не будем жестоки и к ближним своим. Будем творить для них возможное для нас, будем молиться за них молитвами Святой Церкви, будем подавать за них милостыню. Если не для них, то для себя будем милостивы.
Ведь разве будет к нам милостив Господь, когда мы были немилостивы к искупленным Кровию Его? Останемся ли мы и воистину христианами, если не будем творить дел любви? Совершая поминовение усопших, мы должны всегда помнить, что ведь и мы, не ныне, так завтра, непременно отправимся вслед за ними в другую, Вечную, Жизнь, потому что человек бесследно не исчезает, так как он имеет бессмертную душу, которая не умирает. То, что мы видим умирающим, есть видимое грубое тело, а то, что живет в нем, есть невидимая тонкая сила, которая обыкновенно называется душою. Тело само свидетельствует о своей смертности, потому что оно разрушимо и делимо, душа же, напротив, имеет несложное духовное неразрушимое существо и разлагаться на составные части, как тело, и умирать не может. Душа бессмертна. Душа имеет нераздельное неслиянное единство, она во все время жизни чувствует в себе одно постоянное бытие.
Молитвой, добрыми делами, изменением себя в лучшую сторону в честь и память близкого нам. Полгода — такого церковного поминовения не существует. Но не будет ничего плохого, если вы помяните и на полгода, например, прийдя в храм помолиться. Годовщина — это день памяти, когда мы — те, кто любил человека, — собираемся все вместе. Господь завещал нам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них Мф. И совместное поминовение, когда мы читаем молитву о родственниках и друзьях, которые уже не с нами, — это яркое, звучное свидетельство перед Господом о том, что умершие не забыты, что их любят. Надо ли поминать в день рождения? Да, я считаю, что на день рождения человека поминать нужно. Момент рождения — один из значимых, великих этапов в жизни каждого, поэтому будет хорошо, если вы сходите в храм, помолитесь дома, съездите на кладбище, чтобы помянуть человека. Как поминать самоубийц? Вопрос по поводу отпевания и церковного поминовения самоубийц — очень неоднозначный. Дело в том, что грех самоубийства — один из тяжких. Это знак недоверия человека к Богу. Каждый подобный случай нужно рассматривать отдельно, потому что самоубийства бывают разные — осознанные или неосознанные, то есть в состоянии тяжелого психического расстройства. Вопрос, можно ли отпевать и поминать в храме крещеного человека, который покончил с собой, целиком лежит на ответственности правящего архиерея. Если трагедия случилась с кем-то из ваших близких, вам необходимо прийти к правящему архиерею той области, где жил почивший, и попросить разрешение на отпевание. Архиерей рассмотрит этот вопрос и даст вам ответ. Что касается домашней молитвы, то вы, безусловно, можете поминать человека, который покончил с собой. Но самое важное — в его честь и память творить добрые дела. Чем можно помянуть? Можно ли помянуть водкой? Почему поминают блинами? Тризны, поминальные трапезы, пришли к нам из глубины веков. Но в древности они выглядели по-другому. Это было угощение, застолье не для родственников умершего, а для нищих, калек, сирот, то есть тех, кто нуждается в помощи и никогда сам себе не сможет устроить подобную трапезу. К сожалению, со временем тризна превратилась из дела милосердия в обычное домашнее застолье, причем часто с обильным употреблением алкоголя... Разумеется, такие возлияния никакого отношения к настоящему христианскому поминовению не имеют и никак на посмертную судьбу покойного повлиять не могут. Как помянуть некрещеного? Человек, который не захотел соединить себя с Церковью Христовой, естественно, в храме поминаться не может.