На выставке «Россия» на ВДНХ представили гигантский пуховый платок площадью 17 млн км², сшитый на фабрике в Оренбурге.
В Дагестане открылась выставка, посвященная оренбургскому пуховому платку
Пуховую нить для прочности платка необходимо разбавлять хлопчатобумажной тканью. Первомайская центральная районная детская библиотека представила мастер-класс по вязанию пухового платка от Натальи Помятун, жительницы п. Володарского. Фотография Пуховые платки Легендарные из России, Москва — Кислякова Алина Валериевна.
Оренбургские пуховые платки
Декоративные элементы. узорная вязка. Легендарные пуховые платки. Платок пуховый ажурный/LP629. ДИКИЕ СКИДКИ. 84 оценки. Работа, связанная с вязанием пуховых платков очень трудоёмка и кропотлива, занимает много времени и усилий, требует особых навыков и умений. В конце прошлого года в галерее «Оренбургский пуховый платок» прошла выставка «Радость души», посвященная 75-летию Миннур Гизятовны Ишмухаметовой. История создания Оренбургского пухового платка от 18 века до наших дней. Оренбургский пуховой платок история и происхождение, старинные традиции изготовления платков и паутинок из шерсти и козьего пуха народные промыслы. Добротный простоволосый урюпинский платок похож на звериную шкуру: пуховые пряди ниспадают локонами, иногда кучерявятся мелким кольцом.
ЛЕГЕНДАРНЫЕ ПУХОВЫЕ ПЛАТКИ
Однако особенность пухового платка в том, что на 100% из пуха его связать нельзя: изделие в этом случае «скатывается» и служит весьма непродолжительный срок. В результате коллективного опыта сложилась художественная система промысла, и оренбургский пуховый платок стал таким, каким мы его знаем. Оренбургский пуховый платок получил широкую известность из-за своих уникальных качеств.
ТОЛЬКО НАСТОЯЩИЕ ОРЕНБУРГСКИЕ ПУХОВЫЕ ПЛАТКИ
Уже потом платки стали одеждой для бедных, которую, если и увидишь, так на древних старушках в Оренбуржье до сих пор живет своими ажурными шалями. О том, как легендарный Оренбургский пуховый платок стал визитной карточкой нашего края и смог покорить весь мир своей невероятной красотой. Добротный простоволосый урюпинский платок похож на звериную шкуру: пуховые пряди ниспадают локонами, иногда кучерявятся мелким кольцом. Пуховые платки покорили сердца миллионов россиян прежде всего своими согревающими свойствами.
Производитель легендарных пуховых платков на грани банкротства
Легендарные пуховые платки Пуховый платок Дарина. Выставка «Оренбургский пуховый платок – душа России» открылась в художественном отделе Вологодского музея-заповедника. 26 platok В областном художественном музейно-выставочном центре открылась выставка, посвящённая истории легендарного Оренбургского пухового платка. Учащимся раскрыли секреты изготовления пуховых изделий и рассказали, почему они получили известность по всему миру. Оренбургский пуховый платок бывает нескольких видов: простой пуховый — шаль, паутинка и палантин. Вязать пуховые платки начали еще при Петре I, но всероссийскую известность они получили после заседания Вольного экономического общества 1770 года, где подвижница промысла госпожа Тучкова была отмечена золотой медалью за особые заслуги.
Облако тепла: почему так ценят Оренбургский платок и как его создают
При этом используется не птичий, а козий пух — особый подшерсток у коз, который получают, как правило, вычесыванием козы «причеши козу — получи пух». Козий пух обладает особыми свойствами и ценится намного выше, чем обычная шерсть. Миф 6. Бывает, что люди, купившие пуховый платок и обнаружившие в нем вискозу, шелк или хлопчатобумажные нити, возмущаются, начинают утверждать, что это подделка, состоящая из синтетики. Чтобы этого не произошло, пряжа должна состоять не только из пуховых нитей, но и из «основы», то есть хлопчатобумажных, шелковых или вискозных нитей — в этом случае платок прослужит долго: основа придает изделию прочность, пух — тепло и изящность. Однако доля основы должна быть относительно небольшой. Миф 7.
Оренбургские платки — только из пуха оренбургских пуховых коз. Действительно полтора века назад оренбургские пуховые изделия вязались исключительно из пуха коз оренбургской породы. Данный пух является, возможно, лучшим в мире и аналогов не имеет: иностранцы пробовали вывозить оренбургских коз и в Европу, и в Южную Америку, но наши козы, оказываясь вне уральского морозного климата, сразу теряют все свои лучшие свойства. Поэтому Оренбургский регион — фактически единственно возможная для них среда обитания. Особенность пуха — в его изумительной нежности. Другие виды пуха например, волгоградский имеют иные качества и также используются оренбургскими пуховязальщицами — как правило, теплые платки вяжутся с помощью него.
Также используется ангорка происхождение ангорки покрыто мраком: кто утверждает, что это козий пух, кто — овечий или кроличий, некоторые вязальщицы говорят, что это не пух, а шерсть. Однако неверно то, что волгоградский пуховый платок и оренбургский пуховый платок, связанный из волгоградского пуха, — одно и то же. Особенность оренбургского платка — в самом вязании. Веками вяжут оренбургские вязальщицы пуховые изделия, и тонкость и качество пуховязания, а также сложность узоров — отличительные признаки оренбургского пуховязального промысла. Миф 8. Все оренбургские пуховые платки — исключительно ручной работы.
Среди мастеров цехов были вязальщицы с известных «пуховых» деревень, привнесшие лучшие качества в фабричное вязание изделий.
Пуховые платки, конечно, вяжут и в Пензе, и в Воронеже, но никто до сих пор не может затмить славу и величие оренбургского пухового платка! Женщинам и старикам было не под силу заниматься пахотными работами, да и казачьи поселения к востоку от Оренбурга находились на скудных и порой не возможных для земледелия землях. И у женщин было достаточно времени для занятия рукоделием. Именно здесь на восточных землях, в поселениях и станицах, расположенных меж Губерлинских гор, и возникло оренбургское пуховязание. Женщины, умеющие вязать из шерсти и знакомые с кружевоплетением, нашли здесь прекрасное сырье для нового рукоделия — уникальный оренбургский пух местной породы коз. Особенность этого пуха позволили спрясть из него тончайшую нить и связать необычный платок — полупрозрачный, воздушный с ажурными узорами, словно паутинка, прилетевшая из бабьего лета. Так платок в Оренбургском крае стал называться «паутинкой». Овечья шерсть, лен, конопля никогда не обладали подобной податливостью и нежностью при традиционной обработке, как козий пух.
В те времена из года в год численность женского населения превышало мужское, и большая часть вязальщиц были казачьими вдовы в возрасте 30-35 лет. И женщины для обеспечения себя и своих детей, чтобы не допустить нищеты, брали в руки спицы, пух и вязали пуховые платки для продажи. Из поколения в поколение женщины накапливали опыт пуховязания, осваивали новые способы прядения и вязания оренбургского пухового платка; и вскоре пуховязание оказалось настолько выгодным и востребованным, что стало доходным делом, кормившее семью. В результате сложилась технология и приемы вязания, которые и составили основу оренбургского пухового платка. Возможно «паутинка» и не так грела, как связанный из толстой шерсти платок, но она была модна в те времена, как и кашмирский платок. Жители, проживающие рядом с казачьим населением, создавало очень мало пуховых платков. Особенно мало вязало башкирское население, которое и держало достаточно коз, но даже не знало, как это делается. Киркизы в то время так называли казахов , привыкшие вычесывать козий пух, не использовали его, а весь пух продавали соседям - оренбургским казачкам для создания платка. Объяснение всему этому одно - местное население в основном занималось земледелием, не имея времени на развитие промысла, а казачьи семьи занимались военной службой и не были заняты обработкой земель.
Вязание было широко распространено среди русского населения, эти традиции переселенцы и привезли с собой в Оренбургскую губернию.
Рычков был награждён золотой медалью «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха». За рубежом оренбургские пуховые платки впервые были представлены на первой Лондонской международной выставке 1851 года [3] [ уточнить ], что позволило им выйти на международный уровень и получить там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской империи. Изделия были настолько популярны внутри страны, что в 1884 году английский предприниматель Генри Родс запустил у себя на родине производство «оренбургских» платков с целью продажи их в Россию. Описание[ править править код ] Пух оренбургских коз — самый тонкий в мире: его толщина 16-18 мкм для сравнения, знаменитый пух ангорских коз мохер имеет толщину 22-24 мкм. Поэтому связанные из него шали и паутинки особенно нежные и мягкие.
Суровые морозные зимы со снегом, метелями и буранами, рацион питания, состоящий из трав и кустарников горных степей Урала — основные причины, по которым оренбургские козы имеют такой качественный пух. Вместе с тем он очень прочный — прочнее шерсти. Существует распространенный миф о попытке вывоза оренбургских коз в XIX веке, однако источники свидетельствуют, что французская экспедиция вывозила коз из других мест, причём интерес представляла кашмирская, а не оренбургская порода [5]. Наименование места происхождения товара[ править править код ] По состоянию на 2023 год наименование места происхождения товара «Оренбургский пуховый платок» закреплено за пятью организациями. Виды платков[ править править код ] Оренбургские платки бывают нескольких видов: простой пуховый платок шаль — наиболее тёплый, серый редко белый , толстый. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел.
В Оренбурге сшили пуховый платок, который накроет всю Россию 10 дек. Полгода напряжённой работы сотен ткачих вылились в создание уникального предмета, который позволяет накрыть всю территорию России. Создательницы отмечают, что работали не покладая рук не для славы и рекорда, а с целью сохранения русских духовных ценностей от иностранных интервентов.
Оренбургский платок и китайскую каллиграфию представили на выставке в Благовещенске
Это исконно русское изделие народного промысла, о котором знают не только в пределах нашей страны, но и за рубежом. Нигде в мире еще не изготовили такие изделия, которые смогли бы по своим свойствам сравниться с платками и шалями вязальщиц Оренбурга. Считается, что оренбургский платок — это платок, связанный исключительно из местного козьего пуха. Уникален он тем, что очень тонок тоньше в мире нет. Его толщина 16-18 микрон. Для примера — толщина ангорской шерсти или мохера составляет 22-24 микрон.
Именно из-за такой тонкости пуха удается получать тонкие и легкие изделия, которые при этом очень теплые. Но стоит заметить, что такой пух получают лишь с коз, разведением которых занимаются в Оренбургской области и нигде более. Считается, что «причина» уникальности пуха кроется в местном климате, а также особом питании.
История возникновения Клубки для вязания платка Древний Оренбургский промысел вязания пуховых платков и шалей появился более двухсот лет назад. Переселившиеся на Урал казаки обратили внимание на верхнюю войлочную одежду местных калмыков и казахов. Известные скотоводы и кочевники в лютый мороз рассекали верхом, одетые в тонкую на вид одежду из козьих шкур и войлока, а защищали их зимней стужи, как потом узнали наши предки, пуховые нижние поддевки и повязанные вокруг поясницы шарфы. Теплые и прочные изделия были связаны «вглухую», то есть без особых изысков и не отличались особой красотой, зато были очень теплыми и практичными. Русские казачки, владевшие секретами вышивки ажурных и затейливых узоров и умевшие ткать кружева, быстро освоили и усовершенствовали технологию вязания платков и шалей из шерсти местных овец, явив на свет настоящее произведение русского искусства — оренбургский пуховый платок, который был воспет заслуженной народной артисткой СССР Людмилой Зыкиной в 60-х годах прошлого века.
Красота и нежность теплого оренбургского платка вдохновили поэта-песенника В. Бокова и композитора Г. Пономаренко на создание пронзительно нежной и лирической композиции, воспевающей любовь к матери, при исполнении которой на глазах и слушателей и исполнителей наворачивались слезы.
Фотографии знаменитых животных и инструменты, которыми пользовались пуховязальщицы прошлого века, показаны в витринах выставки. Сегодня, как и два с половиной столетия назад, все операции по изготовлению платка выполняются вручную. Женщины чешут гребнем козу, прядут нить на веретене и вяжут на спицах сам платок. На выставке вологжане оценят работы оренбуржских пуховязальщиц Ольги Фёдоровой, Розы Гумеровой, Венеры Масалимовой и других.
В каждом из пуховых полотен можно проследить руку мастерицы, а где-то и ее имя. Так, если приглядеться, то становятся заметны подписи на работах Лейлы Губайдуллиной. А на ажурном платке мастерицы Миннур Ишмухаметовой есть особая пометка о том, что он побывал в космосе. Платок провел в невесомости 204 суток, а в 2020 году космонавт Олег Кононенко торжественно передал его Оренбургскому областному музею изобразительных искусств. Есть на выставке и уникальные исторические платки 50-70-х годов неизвестных авторов. Один из них побывал на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, где оренбургские пуховязальщицы получили за свои изделия Большую серебряную медаль.
А рассказ библиотекаря об этапах создания паутинки сопровождался громкими чтениями книги Ольги Фёдоровой «Как вяжут платки в Оренбурге». Демонстрируя зрителям пуховые платки и паутинки, библиотекарь обратила внимание детей на то, что в основу их узоров легли мотивы оренбургской природы. Бескрайняя снежная оренбургская степь, морозная роспись на окнах, гроздья рябины, нежные снежинки — всё это можно и сегодня увидеть на тончайших паутинках, созданных руками современных мастериц, которые перенимают мастерство от бабушек и мам. Мастерица показала, как нужно готовить козий пух к работе, продемонстрировала начальную стадию изготовления платка, наглядно пояснила, как вывязывать ажурную кайму, которая является главным украшением платка и паутинки.
В заключение беседы состоялось дефиле, где уж дети, выступая в роли моделей, продемонстрировали красоту и невесомость оренбургских паутинок.
Оренбургским школьникам раскрыли секрет создания легендарного пухового платка.
Более двух веков насчитывает история оренбургского платка. Сложно найти регион, где пуховязальные традиции были настолько велики. Благодаря русским казачкам платок обрел главные свои свойства: легкость и тонкость. За счет же усилий вязальщиц татарских районов Оренбургской области изделие вознеслось до еще больших высот, обретая новые очертания. Так, казалось бы недавно, всего полвека назад, связанные зубчики стали уже обязательным атрибутом для всех изделий ручной работы. Оренбургский регион, находясь на стыке культур, дал возможность промыслу вобрать в себя знания и умения разных народов. Есть ли в России промысел, который бы приносил международные награды простым деревенским жителям? Как ни странно, именно оренбургский промысел является таковым. Еще 1-2 века назад оренбургские изделия удостаивались не только высоких российских, но и международных наград, что и по тем временам казалось из ряда вон выходящим явлением. Orenburg Lace Shawl.
Оренбургские изделия — фактически единственный российский промысел, который известен широкому кругу вязальщиц за рубежом. Это классика. Во всем мире встречаются книги по вязанию, где даны схемы вязания оренбургского платка. И иной раз совершенно удивительно увидеть где-нибудь в Мельбурне связанный платок с до боли знакомым узором. Слава оренбургского платка была огромной еще в царские времена.
Все дело в местной породе коз. Их пух - самый тонкий в мире и очень прочный.
Оренбургские козы разводятся только в этом регионе, а платки из их шерсти производят сегодня две мануфактуры, причем платки вяжут вручную, как и 300 лет назад, или частично вручную, выполняя определенные узоры на вязальной машинке. А так выглядит оренбургская коза. Конечно, самыми красивыми получаются платки, сделанные вручную из нитей с добавлением шелка. Машинная вязка делает платок более грубым. Мануфактура появилась здесь еще в конце 18 века. Рисунки павлопосадские платков очень яркие и узнаваемые: огромные розы и георгины на красном, черном или белом фоне, которые распускаются на углах шерстяной ткани. Узоры симметричные, правильной формы.
Такие платки стоят недорого 1500-4000 рублей , хорошо защищают от холода и всегда современно выглядят. Служат они долгие годы.
Производство выглядит очень просто, но на самом деле это тяжёлый и кропотливый путь. Это композиция рождается в голове у вязальщицы по мере вязания. То есть она не рисует, она сразу создаёт изделие.
Платок создаётся петелька за петелькой в зависимости от настроения и погоды. На изготовление одного платка, начиная от грязного сырья до готового изделия, уходит около 480 часов работы — это колоссальный труд. Вязание — процесс не быстрый. Для каждого изделия мы придумываем что-то необычное, чтобы потребителю было интересно. Это технически очень сложно.
Всегда добавляем изюминку, к примеру, платок с ввязанным жемчугом, или с кристаллами Swarovski. При правильном освещении ажурные платки сверкают очень ярко, — говорит Альбина. Из самых необычных работ она выделяет платок с картой России. Цена на пуховые изделия в фирменных магазинах начинается от 2,5 тысяч рублей. Всё зависит от сорта пряжи, размеров и сложности вязки.
Мы дорожим каждым нашим подписчиком и читателем, поэтому, пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с рекомендациями при комментировании. Фото автора.
Фабрика Оренбургских пуховых платков как образцовое предприятие в своей видеопрезентации продемонстрировала, как положительный опыт государственной поддержки, эффективные инвестиции успешно влияют на развитие народных художественных промыслов. Фабрика активно участвовала в международном проекте «Экспедиция НХП», который проходил при поддержке Минпромторга России. Мы одними из первых представили Министру Мантурову Денису Валентиновичу новую «итальянскую» коллекцию Оренбургских пуховых платков, на основе эскизов студентов-дизайнеров из Италии, которые были в гостях в Оренбурге.
К сожалению, оборотной стороной успеха Фабрики Оренбургских пуховых платков стало активное развитие контрафакта и низкопробных подделок. К 2018 г. И вместе с этим 2018 г. Фабрика смогла выиграть более 10 судов с общим объёмом удовлетворённых исков на сумму более 1,5 млн руб. Мы расчистили соцсети от откровенного контрафакта. В самом Оренбурге закрылись многие контрафактные магазины с платками.
Фабрика приняла самое активное участие в Международном форуме «Антиконтрафакт-2018». В рамках форума Фабрика рассказала о своем исключительном опыте защиты бренда «Оренбургский пуховый платок» и борьбы с контрафактом. В числе наших главных инициатив - усиление и ужесточение ответственности за торговлю контрафактным товаром. Все наши идеи вошли в резолюцию по итогам форума «Антиконтрафакт-2018». Более 500 гостей собралось 25 ноября 2019 г.
Как выбрать оренбургский платок
Фото: Оренбургский музей изобразительных искусств В Республике Дагестан открылась выставка, посвященная оренбургскому пуховому платку. Экспозиция на протяжении месяца будет работать в музейном комплексе «Домик Петра I в Дербенте. Платки выполнены в единственном экземпляре. Фото: Оренбургский музей изобразительных искусств Торжественное открытие выставки «Оренбургский пуховой платок — Душа России» состоялось 7 июля. Проект реализуется Оренбургским областным музеем изобразительных искусств и рассказывает об одном из главных символов Оренбуржья и России в целом. Платок Петр I на стене - изюминка выставки.
На презентации вы сможете познакомиться с архивными материалами, рассказывающими о событиях 1958 года, услышите рассказ о семье, в которой хранили платок, увидите и оцените красоту того самого исторического платка, который связан с легендарными событиями. Вы станете свидетелями передачи ценного экспоната в коллекцию Оренбургского областного музея изобразительных искусств. Перед зрителями выступит фольклорный ансамбль казачьей песни «Раздолье». Куратор: И.
Выставка рассказывает о зарождении пуховязального промысла в Оренбуржье, уникальности пуха губерлинских коз. О том, как легендарный Оренбургский пуховый платок стал визитной карточкой нашего края и смог покорить весь мир своей невероятной красотой.
Ученый и предложил организовать пуховязальный промысел в крае.
Было это в 1766 году. А в Лондоне оренбургская казачка Мария Ускова за шали из козьего пуха получила золотую медаль. Главный секрет оренбургского платка — уникальный пух.
Самый тонкий в мире: 16 микрон, притом что у знаменитых ангорских коз — 22—24. Не хватило парнокопытным выходцам из Поволжья суровости в мягком климате. Пух оренбургских коз — отдельная статья экспорта Российской империи.