Первые цветные советские телевизоры в СССР выпуск которых был налажен в 1967 лоду. Когда появился первый советский телеприемник?
Цветное телевидение появилось в СССР на рубеже 1950–1960-х годов
В выборе системы "СЕКАМ" Советский Союз был поддержан всеми социалистическими странами-членами СЭВ, которые на заседании Международного консультативного комитета по радиосвязи (МККР) в Вене в 1965 году выступили с единой точкой зрения в поддержку системы. Первый советский цветной телевизор «Радуга» был аналогом устаревшей к тому времени американской модели, но с развитием цветного телевещания перестраивались и советские радиозаводы. Цветное телевидение появилось в конце 1952 года. Поэтому первой официальной цветной передачей советского телевидения стала трансляция парада на Красной Площади 7 ноября. Ровно 70 лет назад появилось советское малострочное электромеханическое телевидение.
Советский инженер первым задумался о цветном телевидении: что было потом
Первые цветные телевизоры в Советском Союзе начали выпускать 60 лет назад. В Советском Союзе уже в 1939 году появилось полноценное ТВ. Цветное советское телевидение стали тестировать в Москве на третьем метровом канале с Московской опытной станции цветного телевидения в 1955 году. Советское телевидение начало свою деятельность в 1931 году, именно тогда впервые прошла телевизионная трансляция. Первые цветные телевизоры в Советском Союзе начали выпускать 60 лет назад.
Цветное телевидение появилось в СССР на рубеже 1950–1960-х годов
Телевидение в СССР появилось в 1931 году и было государственным средством массовой информации. К концу 1980-х годов включало четыре всесоюзных канала. 29 апреля 1931 года в Советском Союзе была проведена первая опытная телепередача, а осуществить это удалось при помощи радио. Ровно 70 лет назад появилось советское малострочное электромеханическое телевидение. Цветное советское телевидение стали тестировать в Москве на третьем метровом канале с Московской опытной станции цветного телевидения в 1955 году. В выборе системы "СЕКАМ" Советский Союз был поддержан всеми социалистическими странами-членами СЭВ, которые на заседании Международного консультативного комитета по радиосвязи (МККР) в Вене в 1965 году выступили с единой точкой зрения в поддержку системы.
Система цветного телевидения — История создания, понимание цвета
Гонку за европейский приоритет в цветном вещании СССР и Франция проиграли, отстав на 3 месяца от Англии и на месяц с небольшим от ФРГ. Цветное советское телевидение стали тестировать в Москве на третьем метровом канале с Московской опытной станции цветного телевидения в 1955 году. С распадом Советского Союза, 27 декабря 1991 года, закончило свое существование и Центральное телевидение. Когда появилось цветное телевидение. Поделиться. Читать нас в. В 1967 г. произошли два важных события в истории советского телевидения: был сдан в эксплуатацию новый Останкинский телевизионный центр (к празднику 50-й годовщины Октября) и началось регулярное цветное ТВ-вещание.
Вы точно человек?
Потом уже в студию приглашали известнейших актеров - Москвина, Ильинского, Михоэлса, а во время международного шахматного турнира обладатели телевизоров могли созерцать чемпионов мира Капабланку и Ласкера. Лица выступающих тогда мазали зеленой краской! Когда же на точность цветового решения не обращали должного внимания, телекамера жестоко мстила - на экране появлялись какие-то полосы, пятна, на женских лицах «вырастали» бороды, появлялись другие оптические «шутки». Первая реклама — за 9 долларов Первая телереклама стоила всего... Целых 10 секунд американские телезрители созерцали на таблице настройки часы фирмы «Булова». Это было 1 июля 1941 года. Во Франции в 60-е годы запрещалось рекламировать кинофильмы, грампластинки, детские игрушки и любые способы проведения досуга, не говоря уже об алкоголе и сигаретах. Первая зарубежная реклама, которую увидели советские телезрители, - ролик «Пепси-Колы» с Майклом Джексоном. Случилась эта радость в мае 1988 года.
Кавалеристы скакали по телерадиомосту «Первая конная» - так называлась одна из первых советских телепередач. Это было нечто среднее между «От всей души» и «Жди меня». Создатели передачи разыскали бывшего адъютанта Буденного, Городовикова, которого все считали погибшим. В середине передачи он неожиданно появился в студии! Передачу одновременно транслировали и по радио - телевизоров тогда, в 39-м, было очень мало. В студии установили микрофоны и поддерживали связь с радиостудиями Ленинграда, Киева, Одессы - там собрались бывшие бойцы Первой Конной, которые делились эмоциями и воспоминаниями. Ни дать ни взять - телемост, как у Познера с Донахью! Первыми передачами парижской студии телевидения в 30-е годы были номера кабаре и цирка.
А после войны эфир здесь открыли спектаклем «Танец в перьях». Сейчас этот выбор называют причиной упадка и нашей, и французской телевизионной промышленности - более удобной оказалась немецкая система PAL. Микки Маус спрятался на семь лет Когда началась вторая мировая война, английские власти решили, что телеантенны Би-би-си могут стать ориентирами для немецкой авиации. Компании дали 10 минут, чтобы прекратить передачи. В это время показывали мультфильм про Микки-Мауса, и последним, что услышали зрители, было слова мышонка: «Ну, кажется, всем пора по домам». После этого передач не было 7 лет... Во Франции же во время войны передачи показывали для раненых солдат вермахта, лечившихся в парижских госпиталях. А потом передатчики на Эйфелевой башне аннексировали американские военные.
План торговцам сделала английская королева В Великобритании многие семьи приобрели телевизоры для того, чтобы посмотреть прямую трансляцию коронации Елизаветы II. Было это в 1953 году. Видели это событие и во Франции что считается началом истории Евровидения. За одну июньскую неделю вдохновленные французы купили 5 тысяч телевизоров! А первую прямую трансляцию из Москвы европейцы увидели в 1961 году - это был репортаж о встрече первого космонавта Юрия Гагарина. Надоел телевизор? Езжайте в Бурунди! Статистика подсчитала: самые активные телезрители - японцы.
В среднем они проводят перед экраном по 4 часа в сутки.
Я не понимаю смысла таких вопросов, все это есть в интернете. Любой посмотрел и написал. Я инженер телевидения и вещания и то знаю ответ только примерно, давно это было, мы не участники тех событий, так что помнить все эти даты не вижу смысла.
Начало цветного телевизионного вещания было приурочено к 50-летию Октябрьской революции. Его открыли в студии Московского телецентра на Шаболовке. Первой цветной передачей на советском телевидении стал парад на Красной Площади в Москве, а первыми цветными телевизорами, которые начали выпускать серийно в СССР, были "Рубин-401" и "Рубин-714".
Что касается содержания программ советского телевидения, то здесь все проходило, как и в других СМИ, — в русле указаний партии и правительства.
История общественно-политических и новостных телепрограмм 1960—1970-х во многом соответствует истории пропагандистских кампаний. Для подтверждения последнего ТВ предоставляло жителям «картинки» технического прогресса, прежде всего в космической области. Вообще, космическая тема была одной из основных в 1960-х гг. Еще 19 августа 1960 г. А вот трансляция о встрече Гагарина 14 апреля 1961 г. После этого все достижения советской программы освоения космоса подробно показывали зрителю: в 1962 г. Вторая половина 1960-х гг. Страна готовилась «к двум крупнейшим историческим датам» — 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции и столетию со дня рождения В. Количество передач и фильмов о революции и Ленине было ошеломляющим.
Готовились и к празднованию 20-летия Победы: появились передачи нового формата — минута молчания, первый телесериал «Вызываем огонь на себя», по сути, ставший авангардом в теории и практике отечественного ТВ. После чехословацких событий 1968 г. В то же время 1960-е гг. В 1960 г. С ноября 1961 г. С 1962 г. В тот же год по субботам стала выходить передача «Голубой огонек» до этого несколько раз переименованная , позже ее специальные выпуски стали выходить и в официальные праздники, а с 1964 г. С 1968 г. Это была любимая юмористическая передача зрителей: действие происходит в польском кафе, паны и пани — актеры московского Театра сатиры — наряжены по моде и под фонограмму поют песни зарубежной эстрады только социалистических государств.
История телевидения: от зарождения до наших дней
В этот период возникла необходимость создания системы поэтапного цветного телевидения. Советом Министров в 1957 году издается Постановление по разработке этой системы и с поручением начать в 1958 году опытное вещание. Опытные партии цветных телевизоров выпускались Ленинградским заводом им. Козицкого и Московским радиозаводом. Но они не продавались. Тогда было принято решение о сотрудничестве в области цветного телевидения между Францией и СССР, и в 1965 году вступило в силу соглашение в области цветного телевидения о переходе на советско-французскую систему SECAM. В 1967 году прошла первая цветная телепередача. Первые цветные телевизоры были из Франции марка KFT. Первым цветным телевизором был «Рубин-401» выпущенный в 1967 году.
Затем в 1976 году «Рубин-714», который был самым массовым цветным телевизором. В итоге к концу 70-х годов возросло производство пока только черно-белых телевизоров, которые уже были в каждой советской семье, но это уже был не показатель. Страна шагнула вперед — это был переход на цветное телевидение. И к концу 80-х годов цветной телевизор был в каждой третье семье. Сейчас в мире существую тысячи современных моделей телевизоров. Их стараются выполнить для прекрасного дополнения к интерьеру, это воплощение самых передовых идей технического творчества. Если раньше это были механические и кинескопные телевизоры, то в настоящее время это уже новые типы — жидкокристаллические, плазменные, проекционные, светодиодные. Они могут быть и стационарными и переносными с разным звуковым звучанием.
А возможно скоро появится телевидение с высокой четкостью.
Козицкого новую «Радугу» и в Москве —. Всего их было выпущено около 4500 штук, но в открытую продажу они не поступали, а устанавливались в телеателье для коллективного просмотра или распределялись среди номенклатуры. Первая широковещательная цветная телепередача по этому стандарту в СССР состоялась 7 ноября 1967 года. Для приёма цветного изображения в 1967 году начат выпуск телевизоров «Рубин-401» Московский телевизионный , «Радуга-4» и «Радуга-5» завод имени Козицкого , в 1970 году — «Рекорд-101» Александровский радиозавод на основе советских масочных кинескопов[26]. Средняя цена цветного телевизора в СССР составляла 700 рублей, примерно втрое превышая стоимость чёрно-белого приёмника[17].
С 1978 года Витебский телевизионный завод приступил к выпуску телеприёмников собственной марки «Витязь». С 1982 года Саранский телевизионный завод выпускал телевизоры «Спектр». Перешли на цветные модели и производители чёрно-белых телевизоров. В 1986 году был введён в строй в Воронеже. В конце 1980-х годов в СССР у населения имелось уже более 50 млн цветных телевизоров[17]. За 1976—1985 годы выпуска было произведено 1 миллион 443 тысячи телевизоров.
Когда и где появился первый цветной телевизор Впервые о цветных телевизорах задумывались еще при создании механических устройств. Первые разработки принадлежат Ованесу Адамяну, он в 1909 г. Нужно сказать и о Джоне Бреде, создателю этого механического телевизора. Он первый в 1929 г. Однако это являлось лишь попытками. Прорыв в сфере цветного телевидения случился после завершения Великой Отечественной войны.
Тогда все силы бросили на гражданскую промышленность, это неизбежно привело к прогрессу в телевизионной сфере. Так и произошло в Америке. Дополнительной подоплекой являлось применение дециметровых волн для показа картинки. Так, в 1941 г. Она отличалась тем, что здесь находились 3 кинескопа с разными цветами. Горизонт Ц-355 А это устройство было в особом дефиците.
Дело в том, что этот телевизор был оснащен японским кинескопом Toshiba. Изображение на устройстве не нужно было настраивать, а качество работы приемника было гораздо лучше тех моделей, у которых стояли отечественные детали. Когда появился первый цветной телевизор в СССР Что относительно советских стран, то такие же технические устройства появились лишь в 1951 г.
История создания Споры о том, кто и когда изобрел телевизор, продолжаются и сегодня. Объясняется это тем, что в основе было 2 технологии и шли они независимо друг от друга. Первая — механический ТВ, вторая — электронный. Механический телевизор Немецкий инженер П. Нипков в 1884 году придумал устройство механического сканирования.
Это был диск, имеющий спиральные отверстия, за счет которых картинка раскладывалась на отдельные элементы. В ходе вращения диск пропускал свет, в результате чего последовательно формировалось изображение. Изобретателю из Шотландии Д. Бэрду приглянулся «диск Нипкова». Он взял его как основу, развил и создал полноценный механический ТВ. Возможностей усилить сигнал в то время уже было достаточно, и в 1925 году Бэрд продемонстрировал динамическую картинку. В 1926 он начал передавать сигнал по радио с последующей демонстрацией изображения на экранной поверхности. Это событие стало считаться первой телевизионной связью, первой телепередачей.
Механический телевизор. Электронный телевизор Первым в этом направлении был российский ученый Б. Механический принцип работы он сразу отмел как бесперспективный. Он занимался исследованием безинерционного электронного луча. У созданного им телеприемника отсутствовала механическая передача, и такой прибор стал прототипом привычного всем ТВ. На этом изыскания не закончились — в 1911 году он разработал кинескоп. Также к электронному устройству причастен ученый А. Арчибальд, который занимался теоретическими изысканиями.
В 1908 году, публикуясь в издании «Nature», он обосновал ограниченность механики. Его интересовала технология ЭЛТ. Впоследствии была разработана схема, но она была идентична созданной Рогозиным. Выделился и японский ученый Т. Кэндзиро, который в одном устройстве скрестил ЭЛТ и диск Нипкова. В 1920 году он представил ТВ, имеющее разрешение 40 строк. На этом работы не закончились, и уже в 1927 было представлено устройство, транслирующее 100 строк, вместе с чем повысилось качество изображения. Ученый из Америки Ф.
Тэйлор тоже пытался усовершенствовать систему передачи сигнала. Он создал электронный аналог диска Нипкова. Устройство делило картинку на совокупность электросигналов. Зворыкин видел перспективу в ЭЛТ с электростатической фокусировкой.
Продавать цветные телевизоры начали в тот же день. Однако все без исключения передачи Центрального телевидения стали цветными лишь к 1977 году. Первое время цветные программы не были сильно востребованы из-за того, что подходящая техника была слишком дорогой для многих. Широкое распространение цветные телевизоры получили уже ближе к 80-ым.
«Есть сигнал!» Как к нам пришло телевидение
Читайте также: Сергей Костелянец: "Зеленая точка" запустит новую платформу интерактивного ТВ в 2020 году С окончанием войны производство телевизоров возобновилось. Ещё в 1944 году был разработан новый стандарт разложение телевизионного изображения на 625 строк, использующийся до сегодняшнего дня[16]. Геништа , а на заводе им. Козицкого — «Ленинград Т-1» разработчики Д. Хейфец и С. Мазиков уже по новому стандарту. С 1948 года завод перешел на модель «Ленинград Т-2». Аппарат стоил 1200 дореформенных рублей, и был вполне доступным для обеспеченных семей, примерно соответствуя двум средним зарплатам[17]. Московский телевизионный с 2003 года закрыт после небольших опытных партий телевизоров «Север» и «Север-2» 1 октября 1953 года начал серийный выпуск телевизоров «Север-3»[18].
Этим же заводом в 1965 году был выпущен первый советский лампово-полупроводниковый телевизор «Вечер»[22]. Самые массовые телевизоры: «Рекорд В-312» 1975. Выпускался до середины 80-х годов на воронежском. Их было выпущено около 8 миллионов. В 1957 году количество телевизоров у населения превысило один миллион. В 1960-м был произведен 1 млн телевизоров, в 1970-м — 6 млн[1]. На него были возложены функции по повышению качества, стандартизации и разработке новых базовых моделей отечественных телевизоров. В Москве, на Шаболовке была построена Опытная станция цветного телевидения ОСЦТ-1 , работавшая с 5 ноября 1953-го по 5 декабря 1955 года.
Для приёма сигнала выпускались телевизоры «Радуга» с кинескопом диаметром 18 сантиметров, перед которым с частотой 1500 оборотов в минуту вращался диск с тремя парами цветных светофильтров[24][25]. В 1955 году система была признана устаревшей, и выпуск телевизоров для неё прекращён[8]. Телевизоры выпускали два завода: в Ленинграде завод им. Козицкого новую «Радугу» и в Москве —. Всего их было выпущено около 4500 штук, но в открытую продажу они не поступали, а устанавливались в телеателье для коллективного просмотра или распределялись среди номенклатуры. Первая широковещательная цветная телепередача по этому стандарту в СССР состоялась 7 ноября 1967 года. Для приёма цветного изображения в 1967 году начат выпуск телевизоров «Рубин-401» Московский телевизионный , «Радуга-4» и «Радуга-5» завод имени Козицкого , в 1970 году — «Рекорд-101» Александровский радиозавод на основе советских масочных кинескопов[26]. Средняя цена цветного телевизора в СССР составляла 700 рублей, примерно втрое превышая стоимость чёрно-белого приёмника[17].
С 1978 года Витебский телевизионный завод приступил к выпуску телеприёмников собственной марки «Витязь».
Хотя экспериментальные разработки начались гораздо раньше, а тестовые телевизоры были продемонстрированы в 1951 году. Краски были блеклые, и посмотреть трансляцию можно было в затемненном помещении. Но со временем размеры экрана заметно увеличились, а также улучшились показатели четкости и контрастности. Первый цветной телевизор Все началось с производства простых агрегатов. Советские конструкторы завода Комитерн представили тестовый черно-белый вариант Б 2. Приемник был оборудован специальной пластиковой линзой. Он был механическим. Это было компактное изделие, и размер любой из сторон не превышал 14 см.
В Америке такая техника не сразу стала популярной. Многое зависело от того сколько стоил телевизор, так как первые разработчики хотели очень дорого продать свое изобретение. Советский Союз старался ни в чем не уступать Штатам. И поэтому появление новой техники в двух странах происходило практически одновременно. Этапы производства цветных телевизоров: В 1950 году был придуман кинескоп с электронными пушками, которые располагались под определенным углом по отношению друг к другу. Прибор был оснащен электронной вариацией развертки. Из пушки появлялись три луча и накапливались в маске. Затем они проникали на экран, где и светились разными цветами. Из 500 аппаратов было продано всего лишь 30, так как цена была достаточно большой — 1295 долларов.
Серийное производство в Штатах запустили в 1954 году. Было распродано 5 тыс. Затем появились экраны, 15, 19 и 20 дюймов. В 1965 году создали модели Темп и Радуга. Выпуск в больших масштабах продолжался с 1933 до 36 года. Изначально это был не обычный прибор, а приставка, которая соединялась со специальным радио, работающим в диапазоне средних волн. В конце 30 — х годов в СССР применяли и американские технологии. Несколько моделей пытались создать по лицензии Штатов.
Перешли на цветные модели и производители чёрно-белых телевизоров. В 1986 году был введён в строй в Воронеже.
В конце 1980-х годов в СССР у населения имелось уже более 50 млн цветных телевизоров[17]. За 1976—1985 годы выпуска было произведено 1 миллион 443 тысячи телевизоров. Когда и где появился первый цветной телевизор Впервые о цветных телевизорах задумывались еще при создании механических устройств. Первые разработки принадлежат Ованесу Адамяну, он в 1909 г. Нужно сказать и о Джоне Бреде, создателю этого механического телевизора. Он первый в 1929 г. Однако это являлось лишь попытками. Прорыв в сфере цветного телевидения случился после завершения Великой Отечественной войны. Тогда все силы бросили на гражданскую промышленность, это неизбежно привело к прогрессу в телевизионной сфере. Так и произошло в Америке.
Дополнительной подоплекой являлось применение дециметровых волн для показа картинки. Так, в 1941 г. Она отличалась тем, что здесь находились 3 кинескопа с разными цветами. Горизонт Ц-355 А это устройство было в особом дефиците. Дело в том, что этот телевизор был оснащен японским кинескопом Toshiba. Изображение на устройстве не нужно было настраивать, а качество работы приемника было гораздо лучше тех моделей, у которых стояли отечественные детали. Когда появился первый цветной телевизор в СССР Что относительно советских стран, то такие же технические устройства появились лишь в 1951 г. Однако на следующий год зрители смогли посмотреть первое цветное телевещание. В 80-х гг. СССР тоже не было исключением, но нужно сказать: цветные приемники были в Советском Союзе дефицитными почти до начала 90-х гг.
Он отличался среди остальных устройств того времени самым качественным изображением, надежностью в эксплуатации, привлекательным внешним видом и небольшим потреблением электроэнергии. В частности, за счет популярности этого телевизора, каждое 4 устройство в Советском Союзе в 80-х гг. Завод и сегодня изготавливает эти устройства под своим брендом. Но их популярность уже не такая, как была во время СССР.
Ленинградское телевидение отключалось во время блокады, а Московский телецентр прерывал эфир на полгода в 1948-1949 годах в связи с реконструкцией.
Программа телепередач Советское телевидение практически не использовало распространенный ныне термин "канал". Вместо них советский зритель мог переключаться между "программами". Богатый выбор До середины 50-х Центральное Телевидение ограничивалось одной программой. В 1956 году появилась "Вторая программа", в 1965-м - образовательная "Третья", а спустя два с половиной года - "Четвёртая". Впоследствии использовалось восемь каналов - на них шли дублеры основных программ с поправкой на местное время других часовых поясов.
Рекламная пауза Реклама существовала на советском телевидении и до появления ее в привычном виде в середине 80-х годов. Только шла она не в перерывах программ, а в качестве самостоятельных передач, которые назывались "Реклама" или "Больше хороших товаров" и чем-то напоминали "Магазины на диване".
Появление телевидения
- Первое цветное телевидение
- Советский инженер первым задумался о цветном телевидении: что было потом
- Эпоха цветного телевидения
- Телевидение в XX веке. Необычные факты из истории
- Долгий путь: сколько лет цветному телевизору?
- Как в СССР появилось цветное телевидение
Все краски разрядки напряженности
Принято считать, что одни из первых работ в этом направлении в 1860-х годах проводил итальянец Джованни Казелли, изобретатель устройства под названием пантелеграф. Этот прибор позволял передавать статичную картинку по проводам, благодаря чему его также называют предвестником современных факсов. Принцип работы диска Нипкова Но еще более значимый прорыв был связан с появлением диска Нипкова — технологии, разработанной в 1884 году немцем Паулем Готлибом Нипковым. Его идея заключалась в создании вращающегося диска с отверстиями, расположенными по спирали. Если, хорошенько раскрутив диск, разместить за ним объект, то этот объект останется различимым. Добавляем фотоэлемент — и вот перед нами примитивная система сканирования изображения. Соединяем этот диск с другим таким же, где вместо фотоэлемента установлена лампа источник света , — и видим, как восстанавливается аналогичное изображение. По сути, примерно так работали первые так называемые механические телевизоры, история развития которых, правда, была относительно недолгой. И тем не менее именно на основе диска Нипкова шотландец Джон Лоуги Бэрд разработал первый механический телевизор. В 1925 году ему удалось показать первое динамическое изображение. Джон Лоуги Бэрд «Википедия» уточняет: «2 октября 1925 года в своей лаборатории Джон Бэрд достиг успеха в передаче черно-белого в градациях серого изображения куклы чревовещателя».
А еще говорят, что в редакции газеты Daily Express, куда пришли рассказать про открытие, изобретателю просто не поверили. Легенда гласит, что редактор издания тогда сказал своим подчиненным: «Ради бога, спуститесь в приемную и избавьтесь от безумца, ожидающего там. Он говорит, что изобрел машину, чтобы видеть через радио! Будьте аккуратнее, он может быть вооружен». Но звание самого успешного «первопроходца» принадлежит все же Бэрду. Первые серийные телевизоры Американская компания Western Television в конце 1920-х годов выпускает модель механического ТВ Visionette на базе диска Нипкова с экраном диаметром около 18 дюймов. Всего таких моделей произвели порядка 300 штук. Коммерческое устройство изобретателя Бэрда назвали совсем просто — Televisor. Девайс выпускался в Великобритании в 1930—1933 годах. В серию пошло около тысячи штук.
Televisor слева и советский Б-2 В СССР дело с выпуском коммерческих как назвали бы их сегодня, хотя простому гражданину купить такие было, мягко говоря, затруднительно телевизоров задержалось, но не надолго. Первые экспериментальные телепередачи стартовали в 1931 году, более регулярно трансляции начали вестись в 1934-м. Тогда применялся немецкий стандарт связи 30 строк, частота — 12,5 кадра в секунду при соотношении сторон картинки 4:3. Выше продемонстрирован один из первых серийных советских ТВ — Б-2. Устройство выпускалось с 1933 по 1936 год и стоило баснословные 235 рублей. Интересно, что для просмотра телепередач его нужно было подключать к одному радиоприемнику, а чтобы попутно слушать звук — к другому.
В итоге их оказалось 130! К концу пятидесятых годов стало ясно, что мощностей телецентра на Шаболовке недостаточно для создания необходимого числа программ. А вот расширять этот телецентр было невозможно, поскольку по воззрениям того времени программный комплекс, радиопередающая станция и башня должны располагаться рядом. На Шаболовке это было невозможно - слишком много пришлось бы снести домов, чтобы создать необходимую защитную зону для высокой антенной опоры. Вместе с тем, телевидение - это такая отрасль, где крайне важна позиция руководителя, поэтому я благодарен Вам за эту часть вопроса. В свое время мы заинтересовались, почему из 170 областей страны в 50 не было местного телевидения. В Пскове местный телецентр был, в Новгороде - нет! В Ярославле был, в Калинине, Костроме - нет! В Курске - да, в Тамбове и Белгороде - нет! Мы пытались отследить закономерности - и не смогли найти их. Пока не осенило: дело в личности руководителя. Если первое лицо области понимало силу и значение телевидения - появлялся телецентр. По случаю вспоминаю эпизод десятилетней давности, когда неожиданно разрешили построить телецентр в Рязани. Надо сказать, что в это время действовал, и достаточно долго, запрет на развитие местного телевидения. Даже многие уже действующие телецентры были закрыты. Пробил брешь в этом запрете конкретный человек. Он с удивлением обнаружил, что в области нет местного телевидения. Ничего не зная о запрете, он пошел к Е. Последний неожиданно легко дал согласие. Мы зацепились за этот прецедент и внесли предложение о создании телецентров в 47 регионах бывшего Союза. Должен сказать, что сейчас в каждом регионе России существует местное телевидение, и не только государственное. Помнится, место под новый телецентр достаточно побродило по столице. Это так. Проект телецентра много раз пересматривался. Его хотели сначала разместить на Ленинских горах, на самой высокой точке города. Но помешала уже забытая идея построить там Пантеон и Дворец Советов, так и не реализованная! Затем его привязали к Новым Черемушкам. Длительное время об этом напоминала существовавшая там улица Телевидения. Против этой точки резко возразили внуковские авиаторы, ведь траектории захода самолетов на посадку затрагивали южные участки Москвы. Высокая башня могла стать опасной для полетов. В итоге башню вместе с телецентром "сослали" в Останкино, где нашли и подходящие грунты, и достаточно свободного места для защитной зоны. Однако замечу, что не все в таком решении было удачно - телецентр слишком, особенно по тому времени, был удален от традиционных культурных центров города. Это очень осложняло нашу работу! Не могу судить насколько, но вероятно, ТТЦ стоил очень дорого государству, которому всегда не хватало денег даже на насущное? Вы правы, создание такого большого программного комплекса потребовало мобилизации всех ресурсов огромной страны. По официальным данным тех лет смета на строительство и оснащение составила 200 млн. Полагаю, столько же стоили и разработки нового поколения аппаратуры. Это, в частности, привело к тому, что с 1965 г. Все ресурсы ушли на строительство технической базы Центрального телевидения, а потом на реконструкцию действующих республиканских телецентров. Каков же был ТТЦ 1970 г. Какие цели преследовало его создание? Тогда считалось, что существует наш особый советский путь в телевидении. Этот путь предусматривал использование в большей части 70... Даже кинофильмы составляли ничтожную часть вещания. В этом смысле, можно считать, и была реализована идея С. Новаковского о фабрике программ. Если смотреть со стороны центрального подъезда, то левая часть корпуса, по сути, и стала фабрикой программ, где были оборудованы четыре большие студии: три из них по 600 кв. Это были студии производства фильмов с аппаратурой многокамерной киносъемки. Предполагалось, что правая часть корпуса обеспечит оперативные потребности вещания и, в частности, новости и другую срочную информацию. Интересно, что основную задачу левой части комплекса проектировщики видели в создании телесериалов - вот как далеко удалось заглянуть! По проекту мощности производства перекрывали все возможности тогдашнего большого кинематографа. Они были рассчитаны на 200 часов игровых и 3000 часов неигровых телефильмов в год. Техника тех лет уже была готова к подобной работе, но фабрика программ не вписалась в экономику! По ходу сдаточных испытаний я уговорил съемочную группу фильма "Записные книжки Чехова" пойти на рекорд. Тщательно подготовившись, мы сняли часовой фильм за три съемочных дня вместо нескольких месяцев. Собственно, мы вели съемки так и в таком темпе, как сейчас за рубежом снимают телесериалы. Увы, аккордные работы и их соответствующая оплата на телевидении тогда были вне закона. В итоге съемочной группе заплатили жалкие копейки. Естественно, последователей у такого "эксперимента" не оказалась, а я до сих пор прячу глаза при встрече с этими ребятами, наказанными за энтузиазм. Начало регулярных передач из ТТЦ, как водится, сопровождалось шумной раздачей наград, грамот и премий. Когда улеглась пыль торжеств, в главных кавалерах орденов и других наград оказались далеко не те, кто действительно проектировал, строил, вел монтаж. Может ли страна, хотя бы сейчас, узнать имена подлинных героев этой великой стройки? Мне очень трудно отвечать на такой вопрос. На стройке работало много замечательных людей. Большая часть из них, к сожалению, в лучшем из миров. Назвать десяток человек - это обидеть сотни, перечислить сотни - это погубить материал скучным перечислением. При этом должен заметить, что никакой "шумной раздачи наград" по поводу вступления в строй телецентра не было. Помню, то было время "личной скромности". Например, орден за стройку "нашел меня" только в 1975 г. Однако, возвращаясь к уже поднятой теме о влиянии личностей, я хотел бы упомянуть лишь о нескольких, кто играл решающую роль в реализации самого проекта. Прежде всего назову Николая Николаевича Месяцева. Тогда он был председателем Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете министров СССР - в течение всех шести лет, когда строился комплекс. Тратились огромные деньги, которых, как всегда, не хватало. Без постоянного участия министра, конечно же, эта работа вряд ли была бы успешной. Обязан назвать и заместителя председателя Комитета Леонида Семеновича Максакова, по профессии строителя. Он ведал всей "интендантской" частью советского телевидения и радио. На огромной стройке Л. Максаков был главной пружиной, невидимой, но непреклонной силой. Он не был сведущ в тонкостях телевизионной техники, но хорошо знал жизнь и людей. Я не помню ни одного случая, когда Леонид Семенович, разбирая споры специалистов, принял ошибочное решение. За шесть лет был построен и оснащен гигантский комплекс - самое большое в то время гражданское сооружение на континенте. И в том, что все было сделано быстро и хорошо - главная заслуга Максакова. Вместе с директором телецентра Д. Квоком они составляли удивительно мощный тандем, сокрушавший все финансовые, организационные и строительные преграды. Хочу сказать еще об одном человеке, игравшем решающую роль в этой стройке. Насколько знаю, о нем еще никто не говорил в такой связи. Я имею в виду Александра Николаевича Яковлева. В те времена ни одно крупное дело не проходили мимо ЦК. Уверен, что именно его поддержка, его постоянное внимание защитили нас от попыток мелочной экономии и позволили сделать основной корпус ТТЦ просторным и хорошо оборудованным. У нас было несколько попыток достичь мирового уровня в телевизионной технике. Именно те времена были, считаю, ознаменованы наиболее удачной попыткой. Телевизионная техника, которая была создана для Останкино, по крайней мере его первых очередей, была, безусловно, на мировом уровне. Мне хотелось бы назвать здесь сотни фамилий специалистов, внесших заметный вклад в это дело. Однако ограничусь одной. Это И. Росселевич, главный конструктор профессиональной телевизионной аппаратуры. Он многие годы был директором ВНИИ Телевидения и многое сделал для развития материально-технической базы телевизионного вещания страны. В те годы был сделан действительно очень мощный рывок, когда мы получили технику мирового уровня. Игорь Александрович сделал для этого очень многое. И мне жаль, что наша большая страна оказалась недостаточно богатой, чтобы удержаться на достигнутом тогда уровне. ТТЦ принадлежит исключительная роль в развитии телевизионного вещания в России. Легла ли в основу проекта Центра концепция Центрального вещания или она была подогнана под уже имеющуюся базу Останкинского комплекса? Сразу же скажу, что какой-то серьезной концепции Центрального вещания в то время не было. Вообще я не помню ни одного удачного программного прогноза. Никто, например, не предвидел вещания Центральных программ со сдвигом во времени. Что это нужно делать, стало ясно по ходу дела, когда программы шагнули за Урал и в марте 1971 г. Жизнь, как правило, ломала все теоретические конструкции. Что-то похожее на правду присутствовало в научно-технических прогнозах, но они грешили технократией.
Тем не менее, проблем с реализацией Б-2 не было, телевизоры быстро раскупались. В середине 30-х годов началось активное развитие электронного телевидения. На смену электромеханическим системам постепенно пришли электронно-лучевые трубки. Конструкция первой отечественной электронно-лучевой трубки была предложена в 1933 году ученым Семеном Катаевым. А еще через три года инженеры П. Тимофеев и П. Шмаков получили свидетельство на электронно-лучевую трубку с переносом изображения. Патент по сути стал большим шагом в развитии телевидения. Тимофеев слева внес большой вклад в развитие электронного телевидения Источник изображения Успехи телевидения потребовали определенной упорядоченности своей работы, поэтому в 1938 году в Москве и Ленинграде были созданы первые телевизионные центры. Это также позволило повысить качество передаваемой картинки. Так, разрешение изображения в Москве составляло 343 строки, а в Ленинграде — 240. Вместе с разрешением увеличилось частота кадров — теперь она составляла 25 кадров в секунду вместо прежних 12,5. В том же 1938 году начался серийный выпуск консольных приемников на 343 строки под названием ТК-1, которые пришли на смену модели Б-2. ТК-1 производился на мощностях все того же ленинградского завода имени Козицкого, однако он был не собственной разработкой и выпускался по лицензии американской компании RCA. Так же, как и корпус Б-2, ТК-1 был полностью выполнен из дерева и предназначался для установки на пол. Особое внимание привлекало зеркало, установленное на верхней части корпуса. Оно было необходимо для просмотра изображения, поскольку сам экран «смотрел вверх». Такое расположение экрана было вынужденной мерой: производитель стремился увеличить размеры отображаемой картинки у ТК-1 они равнялись 14х18 см , а это, в свою очередь, привело к тому, что кинескоп телевизора получился очень длинным. Его пришлось поместить в корпус вертикально, а для просмотра использовать зеркало. Внутри телевизора располагались 33 радиолампы, а чтобы его правильно настроить, требовались определенные навыки. По этой причине ТК-1 чаще всего обслуживались инженерами телецентров. Окончательный переход от механического телевидения к электронному ознаменовало создание нового телецентра на улице Шаболовке. В марте 1939 года с его помощью было налажено регулярное телевещание. Первой телепередачей нового центра стал документальный фильм об открытии XVIII съезда Всесоюзной коммунистической партии большевиков. В дальнейшем вещание осуществлялось четыре раза в неделю по два часа. Однако в 1941 году в связи с началом Великой Отечественной войны телевидение было отключено. Трансляции возобновились лишь в 1945 году. Развитие телевидения в послевоенное время Советский Союз стал первой страной, которая возобновила телевещание в послевоенное время. Телецентр на Шаболовке заработал в тестовом режиме уже 7 мая 1945 года, а регулярные трансляции телепередач начались 15 декабря того же года. Стоит отметить, что в СССР очень серьезно относились к развитию телевидения — даже в трудное послевоенное время. Например, телевизионные центры упоминались в Законе «О плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на период 1946—1950 гг. В частности, там говорилось: «Восстановить и технически переоборудовать Телевизионный центр в Москве и построить новые телевизионные центры в Ленинграде, Киеве, Свердловске…» Помимо этого, в том же 1946 году был утвержден новый стандарт телевизионного разложения с разрешением 625 строк, который значительно улучшил качество передаваемого изображения. Первым телевизором, поддерживающим новый стандарт, стал Москвич-Т1. Он был выпущен в 1946 году. Конструкция телевизора включала в себя встроенный УКВ-ЧМ приемник, который позволял принимать радиовещательные программы с частотной модуляцией. Также он имел гнездо для подключения адаптера для проигрывания граммофонных пластинок. Тем не менее, Москвич-Т1 так и не прижился в советских домах. Причина этого кроется в очень высокой стоимости телевизора, а также его ненадежности. Например, кинескоп выходил из строя уже через 4-5 месяцев после начала эксплуатации. Производство телевизора было свернуто в начале 1949 года. Производился телевизор силами Александровского завода, а несколько позже выпуск был налажен на многих других советских заводах, расположенных в разных уголках страны. В сравнении с Москвичом-Т1 конструкция КВН-49 была намного проще: в нем использовались всего 16 радиоламп. КВН-49 был рассчитан на прием трех ТВ-каналов. Размеры экрана телевизора составляли скромные 105х140 мм, поэтому для увеличения изображения выпускалась отдельная приставная увеличительная стеклянная линза, которая наполнялась дистиллированной водой и устанавливалась перед экраном. Подавляющее большинство выпущенных телевизоров были отремонтированы в гарантийный период, в связи с чем в простонародье аббревиатуру КВН начали расшифровывать как «Купил-Включил-Не работает». Также телевизор «отличался» низким качеством звука. Тем не менее, это не помешало телевизору стать поистине народным. Телевизор КВН-49 Источник изображения Что касается телевещания, то 22 марта 1951 года была создана Центральная студия телевидения.
Было проведено тестирование обеих систем с учетом возможностей советских радиорелейных линий. Это обеспечило бы заказами французскую электронную промышленность. Как раз в 1965 году генерал де Голль объявил об отказе использования доллара в международных расчётах и о переходе на единый золотой стандарт. А в феврале 1966 года Франция вышла из военной организации НАТО, а штаб-квартира организации была срочно переведена из Парижа в Брюссель. Это были явные реверансы в сторону СССР. Как бы то ни было 22 марта 1965г. В этот день состоялась первая внестудийная цветная передача с Красной площади, при помощи трёхтрубочных передающих камер «Спектр-7» отечественной разработки. Для приёма цветного изображения в том же году начат выпуск телевизоров «Рубин-401», «Радуга-403» и «Рекорд-101», на основе советских масочных кинескопов. Надо отметить отсутствие отставания от стран Западной Европы. С 1 января 1977 года все передачи Центрального телевидения СССР стали передаваться в цвете, а к 1987 году то есть через двадцать лет после начала цветного вещания цветное оборудование получили все региональные телецентры. Например Рубин 714 стоил 680 рублей 10 процентов от нового легкового автомобиля , а с приемником ДМВ 715 рублей. При этом он имел вполне достойную, даже по нынешним временам, диагональ 61 см. И впечатляющий вес 60 кг.