Кто хочет окунуться в эпоху того времени, тому интересна будет книга «Павел Петрович Бажов в воспоминаниях». Интересные факты из биографии Павла Бажова. Павел Бажов родился 27 января 1879 год в семье рабочего горного мастера Петра. 5. В 1930-х годах Бажова дважды исключали из ВКП(б), но потом вновь восстанавливали.
10 интересных фактов о жизни Павла Петровича Бажова: невероятные открытия
Краткая биография п Бажова. Небольшая биография Бажова. Пять фактов о Бажове. Павел Петрович Бажов - родился 27 января 1879. Павел Петрович Бажов краткая биография.
П П Бажов биография для 4 класса. Бажов творчество. Жизнь и творчество п п Бажова. Сообщение о п.
Бажове 4. Бажов биография интересные факты для 4 класса. Сообщение о п п Бажове. Бажов в годы гражданской войны.
География Павел Петрович Бажов. Паспорт писателя Бажова. Павел Петрович Бажов 27 января 1879. Бажов Павел братья и сестры.
Ариадна Павловна Бажова дочь Павла Бажова. Павел Бажов отец. Семья Бажова кратко. П П Бажов биография.
Бажов Павел Петрович биография. Информация о творчестве Бажова. Проект по литературе 5 класс Павел Петрович Бажов. План по литературе 5 Бажов Павел Петрович.
Краткая биография Бажова. Павел Петрович Бажов Екатеринбург. Бажов Павел Петрович революция. Екатеринбург писателями Бажов.
Жизнь Павла Петровича Бажова. П Бажов биография. Павел Петрович Бажов краткое сведение. Творчество п п Бажова.
Интересные факты из жизни Павла Бажова. Интересные факты о Павле Петровиче Бажове. Интересные факты о писателе Бажове. Произведения п Бажова.
Павел Петрович Бажов произведения. Произведения п п Бажова для 4 класса. Рассказ о Бажове. Презентация о Бажове 5 класс биография.
Биология Бажова Павла Петровича.
В 1924 г. Из недавнего быта Сысертских заводов". В 1926 г. В 1930 г. В 1936 г.
К истории Камышловского 254-го 29-й дивизии полка". В 1937 г. Он опротестовал это решение и через год был восстановлен в ВКП б. В 1939 г. В том же году он опубликовал сборник сказов "Малахитовая шкатулка". Книга принесла автору широкую известность.
Первоначально она включала в себя 14 сказов, но при последующих изданиях неоднократно пополнялась. Произведения были частично основаны на уральских "тайных сказах" - устных преданиях горнорабочих и старателей.
Он мечтал о счастье для своего многострадального народа и эту свою мечту старался донести в своих произведениях до читателя. От этого брака у Ариадны родился сын, названный Егором, ставший затем политическим деятелем. Таким образом, Павел Бажов был дедом Егора Гайдара. Любимец детворы В воспоминаниях о своём любимом отце дочь писателя Ариадна Бажова-Гайдар пишет о том, что Павел Бажов очень любил детей, и они отвечали ему такой же преданной любовью.
Писатель разговаривал с детьми безо всякого сюсюканья, как с взрослыми людьми, так как был опытным и наблюдательным педагогом. Он всегда с должным пониманием относился к ребячьим проблемам и хотел видеть их счастливыми. На его столе как знак особого детского доверия лежал пионерский галстук, который ему вручили пионеры первой железнодорожной школы. В период с 1938 по 1945 годы им были написаны специально для детей целый ряд произведений. Среди них Серебряное копытце, Золотой волос, Голубая змейка. Исключение из партии Великая мечта о счастье не только для детей, но и для взрослых сопровождала Бажова всю его жизнь.
Осуществлял писатель эту мечту вместе с народом, в общем с ним труде. В 1918 году Бажова приняли в партию. В 1937 году он написал книгу «Формирование на ходу», посвящённую победам власти Советов, за которую потом его исключили по доносу Михаила Кашеварова из партии.
RU» Создатель Свердловского театра музыкальной комедии Сергей Дыбчо был одноклассником артиста Леонида Утесова: до конца жизни они дружили и иногда встречались, называя друг друга «Леда» и «Сереня». Благодаря Дыбчо в Свердловске появился театр музыкальной комедии — он привез сюда артистов из Украины. В 1943 году он снялся в первом фильме Свердловской киностудии «Сильва», который стал очень популярным. Но Сталинскую премию он получил не за него, а за спектакль «Табачный капитан» — первую в СССР постановку, за которую артистам легкого жанра дали столь высокие награды: режиссеру, актеру, двум актрисам. Дыбчо был одинок, но за его могилой по сей день следят друзья из музкомедии. RU Академик, доставший советскую платину Захороненный возле центральной аллеи академик Алексей Барабошкин научил Советский Союз аффинировать платину. Но перед революцией металл вывозили из России, по факту страна экспортировала свою же платину, — рассказывает Татьяна Мосунова. Недавно комплекс у могилы Барабошкиных реконструировали на средства завода по обработке цветных металлов». RU Врата польского костела на могиле неизвестного До 1965 года в Свердловске существовал католический храм — «польский костел». Он стоял на «шайбе» перед Центральной гостиницей сейчас там огромная клумба. Костел закрыли в 1933 году — отдали под дом совпросвещения, затем здание много раз меняло свое назначение одно время в нем хранились коллекции из Эрмитажа. В последние годы в нем был автовокзал, а когда построили новый, костел снесли. RU Перед ним стояли каменные ворота, и одну стелу от этих ворот кто-то перевез на Ивановское кладбище и поставили как надгробие. Но выяснить, чья это могила, пока не удается: не сохранилось ни табличек, ни записей». RU Старец Константин На горке, возле памятника Бажову, находится могила старца Константина: в советские времена к нему ехали люди со всей страны. Остались две дочери, у одной из которых, Раисы, он и жил, — рассказывает экскурсовод. Но он со многими имел беседу и отдавал им свои последние вещи. После кончины старца его жизнь стала подвигом смирения для многих. На его могилу приходят, молятся и просят о помощи». RU Участник расстрела царской семьи Рабочий Верх-Исетского завода Петр Ермаков попал в число расстрельщиков царской семьи после ранения. Если бы он не получил на фронте пулю в живот, возможно, не участвовал бы в расстреле. Но это было не первое его преступление. А следующее не считая боевых действий — убийство царя. Те, кто участвовал в нем, вспоминали, что именно Ермаков с особой жестокостью докалывал расстрелянных штыком». RU По словам историка, Ермаков не отличался какими-то способностями. Болтал, где не нужно, пил накануне и, по рассказам очевидцев, после сокрытия тел в шахте им пришлось возвращаться, вынимать тела и перевозить их», — рассказывает Татьяна Мосунова. В отличие от остальных расстрельщиков, Ермаков остался жить в Свердловске, не сделав никакой партийной карьеры. К концу жизни много пил, но денег на все не хватало, и он готов был рассказать подробности, как убивал царя, за кружку пива», — говорит историк. Но Щипачев уехал в Москву и стал во второй раз лауреатом премии , а Ликстанов с Бажовым жили в Свердловске, — рассказывает историк Мосунова.
На Урале забыли про Бажова: в год писателя разруха даже на его могиле
Двойственная позиция Бажова объяснялась тем, что в советской фольклористике на какое-то время были утрачены критерии, позволяющие четко отличать произведения фольклора от литературы. Его жизнь полна интересных фактов, связанных не только с работой, но и личной жизнью. Тегифакты павел бажов, павел бажов интересные факты, факты о писателе бажове, родители бажова павла.
Биография Бажова: творчество и личная жизнь писателя
Павел Бажов очень любил детей, и они отвечали ему такой же преданной любовью. Писатель разговаривал с детьми безо всякого сюсюканья, как с взрослыми людьми, так как был опытным и наблюдательным педагогом. Москве есть улица Бажова, рядом с которой располагается улица Малахитовая, названная так в честь его сказки «Малахитовая шкатулка». В честь писателя был назвал курсирующий во реке Волга теплоход «Павел Бажов».
Видя в магазинах колбасные нарезки и наблюдая, как все хозяйки, словно сговорившись... Его ум, казалось, не имел границ, а творческая способность... Ниже вы можете ознакомиться с особенностями биографии Беридзе и... Надо сказать, что кроме человека никакое... В биографии Теслы мы рассказывали о жизни величайшего...
Биографы отмечают, что Александр оказал большое влияние на... А ведь это очень емкое слово, которое может помочь вам не только демонстрировать свою образованность, но и изящно... Основная часть... Во время Второй мировой войны он добровольно отправился в концентрационный лагерь,... Страна привлекает множество туристов своими пляжами и...
Такие подборки интересны тем, что не приходится долго и нудно читать большой текст. В любой... Снегири обладают ярким окрасом, по которому их не сложно отличить... Нам интересен наш язык, поэтому мы рассмотрим 14 речевых ошибок,... Любой человек,...
Автор цикла философских рубаи. Хайям повлиял на развитие алгебры построением... Некоторых из них вы... Также она известна тем, что являлась супругой артиста Игоря... Он внес огромный вклад в развитие...
Это живые, яркие очерки о жизни рабочих до революции, скорее, напоминающие рассказы Мамина-Сибиряка. Разумеется, эти «воспоминания» далеки от мемуаров. Их цель совершенно ясна: показать «вот, что было в прежние годы, когда не было свободы».
Личная интонация здесь не только не нужна, но и неуместна, «Уральские были» — это высокохудожественная агитка, таковой она и была. Но самое главное в них — то удовольствие, которое неожиданно для себя испытал Бажов, казалось бы, за столько лет поточной работы приучивший себя выдавать столько текстов, сколько надо, работавший в газете, как в забое. Следующие книги — «За Советскую правду», «Пять ступеней коллективизации» и т.
Но никаких сказов, никакой демонологии нет и в помине. Сказка считалась чем-то избыточным, подозрительным, вредным. Сам Бажов вспоминал: демонологию вполне могли приравнять к религиозному дурману.
Поп в книге мог быть только глупым, жадным и хитрым. Религиозные воззрения — вредным и тупым пережитком. Между прочим, Горький, которому в Сорренто попались в руки очерки Бажова, написал автору, чтобы тот перестал размениваться на журналистскую поденщину и занимался уже своим прямым делом — литературой.
Иллюстрация к сказке Малахитовая шкатулка Летом 1930 года в газете произошли определенные перемены, отдел Бажова упразднили, а сам он был назначен цензором в Облит. Ни одна книга, брошюра или плакат не проходили мимо него, требовали его одобрения. Еще через два года он был переведен в качестве полит.
Михаил Степанович Кашеваров, участник боев Гражданской войны, работавший сперва милиционером, а потом поступивший в Шадринский архив, представил рукопись «История Шадрина». Бажов, прочитав рукопись, «не согласился на выпуск его густо-черносотенной «Истории Шадрина» и вообще протестовал против издания там политически безграмотных краеведческих сборников». Михаил Степанович дважды писал на Бажова доносы, и дважды Бажов был по их результатам ошельмован, вычищен из партии и уволен с занимаемой должности.
По данным исследовательницы Нины Кузнецовой, уничтожением одного только Бажова Кашеваров не ограничивался, донося и на других людей — и на организации. Сам же Кашеваров напечатал пару статей в журнале «Уральский следопыт», был отмечен как составитель сборника «Песни уральского революционного подполья» и, по результатам работы в Шадринском архиве, составил описание Далматовского боя 11 июля 1918 года. В 1947 году Кашеваров сам был репрессирован.
Но в 1933 году он обвинил Бажова в махинациях с партийным стажем. Членом партии Бажов стал лишь в 1918 году, но партийной работой занимался существенно раньше — с Февральской революции, о чем и было указано в его партбилете. Кашеваров в своем доносе подверг критике и сомнению этот факт.
Доносу был дан ход: начиналось время чисток. Бажов был снят со всех своих должностей, изгнан из партии и фактически ошельмован. Через некоторое время, впрочем, его восстановили, ограничившись строгим выговором и снятием дореволюционного стажа.
Для Павла Петровича это было глубоким ударом. Но худшее было впереди. В 1935 году Бажову было поручено написать книгу об истории Камышловского полка 29-й дивизии, в которой он и состоял как редактор «Окопных известий».
Материалом для нее послужили опубликованные воспоминания, роль Бажова сводилась к литературной их обработке, общему сведению и проверке фактов. Он был выбран, потому что был, как говорят, «в материале». К тому времени, когда книга была написана, история опять оказалась пересмотрена.
Теперь бывшие герои, руководители 29-й дивизии М. Васильев и В. Грушецкий, и другие деятели этого периода оказались разоблаченными и изобличенными врагами-троцкистами, прославлять их было ни в коем разе нельзя — и весь труд Бажова тоже оказывался чрезвычайно антисоветским, троцкистским и вредным.
Очевидно, М. Кашеваров пристально следил за своим обидчиком, удар был нанесен исключительно вовремя. Бажов опять остался без работы и без партбилета, который у него буквально вырвали из рук; он был выброшен отовсюду, несмотря на славное революционное прошлое а может, и благодаря ему.
Такой подарок под новый, 1938 год припасла ему судьба. В 1938 году Бажов вспомнил, как «проветривали» его отца. Работы для него не было.
Из дома он старался не выходить, да и к Бажовым гости теперь не заглядывали. Вся немалая семья жила на скромную зарплату библиотекаря — сестры Валентины Александровны, да на то, что приносил огород, вскопанный и перекопанный хозяином. Как и его отец, он почел за лучшее не пытаться добиваться справедливости, привлекать к себе внимание, пытаться доказать, что он ни в чем не виноват.
Возможно, это было наилучшей стратегией. Бажов уже видел, как раскручивается маховик репрессий, и понимал, что лучше всего не делать ничего. В этот год он, махнув на все рукой, занимался хозяйством и писал сказы.
Так появилась на свет «Малахитовая шкатулка». Говор дедушки Слышко, рассказывавшего сказки и бывальщины сысертским ребятишкам между прочим, реальный дедушка Слышко, Василий Хмелинин, приходился Бажову троюродным дедом , зазвучал в полную силу. Еще до этого Бажов попробовал было перейти от бытописательных очерков и полуприключенческих повестей из собственной жизни и затронуть пласт фольклора.
Собирал он свою «коллекцию народных сокровищ» с детства — еще Смородинцев приучил его относиться к этому «даровому золоту» с уважением и вниманием. К сожалению, все наработки и карточки с диалектными словами, над которыми он работал, еще будучи учителем, погибли в Гражданскую, и теперь приходилось все начинать снова. Да он и сам был плотью от плоти этих удивительных мастеров, творцов каменной красоты, истории и легенды эти хранил в себе.
И не только Сысерть, Полевая — Алтай тоже подарил ему своё золото. Урал, Сибирь, Алтай гармонично дополняли друг друга. В 1934 году на Первом Всесоюзном съезде советских писателей провозгласили, что фольклор — — часть литературы и перед ним стоят те же задачи, что и перед литературой, а значит, можно и нужно руководить фольклорным процессом.
Сам М. Горький призвал собирать, изучать и пропагандировать фольклор народов СССР, поскольку после революции малые народы обрели все условия для подлинного творчества. Начался настоящий фольклорный бум.
Как вспоминал Бажов, в Свердловске как к тому времени уже назывался Екатеринбург к печати готовился сборник «Дореволюционный фольклор на Урале», и тут литредактор Елизавета Максимовна Блинова «поставила вопрос: почему же нет рабочего фольклора? Владимир Павлович [Бирюков, ураловед, фольклорист, исследователь] ответил, что он его нигде не может найти. Меня это просто задело: как так, рабочего фольклора нет?
Я сам сколько угодно этого рабочего фольклора слыхал, слыхал целые сказы. И я в виде образца принес им «Дорогое имячко». Сказ не вошел в сборник, поскольку Блинова посчитала его уж слишком авторским, а вскоре Блинова и Бирюков рассорились окончательно — Елизавета Максимовна уволилась из издательства, и второй предполагавшийся том так и не вышел.
Но начало сказам было положено, а вскоре «Дорогое имячко» и ряд других появились в печати — в журнале «Красная новь». Художник Детгиза Вл. Лебедев, прочитавший их в рукописи, был буквально очарован — и увез их в Москву.
Бажов был в литературе все еще персоной нон грата, так что сказы были опубликованы под псевдонимом П. Вокруг сказов разгорелся литературный скандал: что это — «фэйк-лор» или попытка «зачерпнуть из народного источника» и получить гонорар? И вот во время своего вынужденного затворничества Бажов, без оглядки на кого бы то ни было, писал свои сказы так, как душа велела.
Первое чтение «Хозяйки Медной горы» прошло дома, под зацветшей липой, 16 июля. Это была серебряная свадьба Бажовых — и вечером, за скромным праздничным столом, чуть конфузясь, Павел Петрович принес тетрадку и прочитал своим домашним сказ, посвятив его жене. Всего в этом своем «великом сидении» Бажов написал 14 сказов.
Это был совершенно другой, ни на что не похожий Урал. Здесь рядом с людьми постоянно присутствовали добрые или неблагие хранители мест, горные хозяева, сторожи кладов и вся та порою кромешная жуть, порою — покровители и защитники, превращающие Урал в место силы. Здесь тяжелейший барский гнет ничего не мог поделать с изначальной внутренней свободой гения, а веселые мастера ни в чем не уступали бессмертным духам Урала.
В легендах оживала и другая, альтернативная история этих мест, «стары люди», разбрасывающие золотые слитки, казацкий атаман Ермак и его лебедушка-невеста, запертая в горе красавица, вечно оплакивающая своего мертвого жениха, в ожидании, пока родится поколение, свободное от жажды наживы… «Малахитовая шкатулка» открывала для людей такую родину, за которую не жаль было и умереть. В сущности, воссоздавая народный, насквозь пронизанный чудесным и при этом абсолютно естественный мир — мир былин, легенд, Бажов подарил нам сказку для взрослых, в которой оставалась высшая справедливость, где уважения был достоин не знатный или богатый, а достойный, и можно было в самой отчаянной ситуации обрести внезапное спасение, где потусторонние силы вставали на твою сторону, если ты был этого достоин. И, конечно, в сказах, не сказках этих вставала сырая, неотразимо притягательная, опасная и прекрасная магия — и самой сильной магией была верность, красота и любовь.
Маятник потянуло в обратную сторону — и «перегибы на местах» было велено исправлять. Бажова восстановили в партии поскольку под молот попали те, кто его карал , а сказы «Малахитовой шкатулки» пошли в печать, появляясь в различных журналах и даже газетах. Они имели феноменальный успех, вскоре была издана отдельная книга — притом вопрос, подлинно ли народное это творчество — или все же авторское, оставался.
Так, Демьян Бедный, генералиссимус советской поэзии, был свято убежден, что Бажов выступает всего лишь как литературный обработчик, а раз так, то, отдавая должное его искусству, особенно церемониться тут нечего. И на протяжении почти двух лет, пока сохранялась интрига, он бережно, насколько мог, сохраняя обороты бажовской речи, перекладывал его сказы в довольно неуклюжие вирши. Получалось нечто в этом роде: Мастеров знали мраморских все: А работа у них по красе Где еще поискать-то на свете на белом?
Только все ж в Полевой Были тож мастера с головой, Шла молва и об их мастерстве знаменитом — Вся различка от мраморских та, что они Обращались не с мрамором, а с малахитом. А Фомич между ними — ни с кем не сравни: Если речь шла о новом о чем, не избитом, Знали все, что работа, мол, та по плечу Одному Фомичу. Зачем он это делал — бог весть, потому что мог и полагал, что имеет право.
Демьянова убежденность оказала Бажову хорошую услугу: в крайне иерархичной структуре советской литературы Д. Бедный был барином-покровителем. Но и более высокое покровительство не заставило себя ждать.
После тяжелого испытания бедностью, заброшенностью и одиночеством Бажова ждал совершенно оглушительный успех, а немного спустя орден Ленина и Вторая Сталинская премия. Тем не менее шестидесятилетний автор внезапного бестселлера был уже слишком стар, мудр и опытен, чтобы резко менять свою жизнь. Все в его жизни осталось как было, за исключением того, что теперь можно было не экономить каждую копейку — и в его дом опять зачастили посетители.
Шуму прибавилось. Теперь, внезапно став литературным достоянием Урала и главой Свердловской писательской организации, он должен был присутствовать на различных съездах, пленумах, заседаниях. Когда началась война, Бажову исполнилось 62 года.
Он работал не покладая рук: устраивал как мог не только своих, свердловских, но и эвакуированных писателей, отвечал на письма, шедшие к нему со всех концов страны, писал «Сказы о немцах», чтобы поддержать в солдатах боевой дух. В сказах этих талантливые, веселые и лукавые мастера от души потешались над недалекими и жадными пузатыми конкурентами, неизменно одерживая верх над «немчурой». Зачем во время войны были нужны эти беллетризированные анекдоты?
Да примерно затем же, зачем Маршак писал «Двенадцать месяцев». Для того чтобы победа пришла, требовалось не только нагнетать силу гнева и ненависти. После войны Бажов, уже совсем старик, был избран депутатом Верховного совета — и это был по-настоящему народный депутат.
Ни власть, ни деньги его не интересовали. Только люди. Умер Бажов в 1950 году от рака легких — в московской больнице.
Например, огневушка-поскакушка из сказа Бажова близка образу Золотой Бабы из древних поверий сибирских народов. Что же касается Хозяйки медной горы, малахитницы, она олицетворяет собой языческий дух хранителя богатств Урала, помогает рудокопам и вершит суд над всеми, кто оказался в ее владениях. Хозяйку нельзя назвать положительным персонажем, «худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало». Скульптура Хозяйки медной горы в городе Березовском у шахты "Южная" Соблюдая полученный от заказчиков запрет на включение в сказы религиозных элементов, Бажов отразил куда более древние, глубинные представления уральцев об устройстве мира — поклонение могущественным силам природы, обожествление их. Но главная идея сказов— прославление мастера, его умелых и талантливых рук, его работы.
Она соответствовала политической обстановке советской эпохи, но и ценности Бажова отражала в полной мере. Служение своему делу — пример не только отцовской жизни, но и собственной, нельзя не признать, что в литературе Бажов был настоящим мастером, что и было причиной его признания читателем. Кадр из фильма "Каменный цветок" Сказы получили настоящее признание, в уральских городах нет-нет, да и встретишь скульптурное изображение Хозяйки медной горы, а по мотивам книг созданы и мультфильмы, и полнометражные фильмы. Фольклор — или фейклор — Бажова пережил и самого создателя, и советскую власть, для службы которой он создавался. Вполне возможно, спустя столетия уральские сказы станут по-настоящему народными, заслужив-таки статус народного эпоса.
Павел Петрович Бажов
О сказах Бажова критики сразу начали спорить: это он сам придумал или русский народ? Бажов Павел Петрович (1879-1950) – русский писатель, фольклорист, журналист, публицист, революционер. При написании сказов Бажов руководствовался определенными установками, в ряде случаев отступая от исторических фактов. Сказочник Павел Бажов и его ученица: Кем на самом деле была Хозяйка медной горы.
57 интересных фактов о Бажове Павле Петровиче, авторе «Хозяйки медной горы»
Интересные факты о бажове П бажов краткий рассказ о писателе. Пермскую духовную семинарию. Первая писательская деятельность Павла Петровича Бажова пришлась на годы Гражданской войны. Писатель Павел Петрович Бажов оставил после себя богатое литературное наследие в виде замечательных сказов. Факт 2. В биографии Павла Бажова отмечается, что он проучился в духовной семинарии целых шесть лет.
Бажов, Павел Петрович
Откройте для себя необычные, удивительные и интересные факты о Павле Петровиче Бажове, русском писателе, фольклористе и журналисте, известном своими очаровательными уральскими сказами. Павел Бажов — на странице автора вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, а также отзывы читателей. Пермскую духовную семинарию. 57. Наследие Павла Бажова живет до сих пор, а к составлению биографии приложила руку его дочь Ариадна, рассказав о неизвестных фактах, характеризующих его удивительным и многогранным человеком.
Интересные факты о жизни Павла Бажова, биография, семья, творчество
Посему, думается, читателями так достоверно и воспринимался волшебный фон его сказов, что сказовая манера повествования никогда не заслоняла в них реального, основанного на глубоком знании жизни содержания, черпаемого Павлом Петровичем из хорошо, даже досконально изученной им уральской мастеровой среды, где творили его излюбленные «каменных дел мастера» — гранильщики и камнерезы. Те самые мастера, которые из малахита и яшмы талантливо, артистически, с любовью к своему непростому делу, вытачивали каменные фигурки, становившиеся прообразами для героев его произведений, воспевавших, как известно, беспокойную пытливость рабочего человека. Ну а в сам волшебный мир уральских сказ Бажов погружал уже живых русских людей, наделенных земной недюжинной силой, способной побеждать условность сказочной волшебности. Собственно, именно так, как, помнится, земная любовь простой русской девушки однажды победила волшебную силу хозяйки Медной горы. Долгие годы Бажов занимался народным фольклором, сбором легенд, сказов и других устных народных творений, передавшихся на Урале из поколения в поколение. И придавал Павел Петрович этой деятельности огромное значение. Либо это его желания, мечты, либо отзвук каких-то давно прошедших событий, либо попытка по-своему объяснить недоступные ему тайны природы, а иногда все вместе. Дело литератора, фольклориста — отыскать это зерно, правильно понять, объяснить его. Сказки не для одной забавы складывались.
В настоящей, нефальсифицированной, сказке обязательно есть народная мудрость и скрытый смысл, по-ученому — подтекст». Подробно изучал он и известную Азов-гору, всегда занимавшую видное место в устном народном творчестве Урала. В старину именно через Азов шла тропа в Сибирь. А во временна Грозного этот путь связывал Сибирь с Уфой. По этой тропе двигалась и камско-чусовская вольница. Несомненно, что видимый издалека профиль Азова был приметным пунктом на этом историческом пути через завоеванные, но не освоенные еще земли, покрытые дремучими лесами и таившие на каждом шагу немало опасностей. Вероятно, на Азове некоторые из удальцов находили себе и временный приют. Все это в результате и порождало новые сказания и легенды об этой знаковой горе.
Работая в газетах, Бажов использовал целый ряд псевдонимов. Так как его фамилия родственна диалектному глаголу «бажить», имеющему значение «колдовать», он придумал псевдоним Колдунков. Псевдоним Чипонев означал «читатель поневоле». Использовались также фамилии Хмелинин, Осинцев и Старозаводский.
Как вспоминает Ярослав Голованов, нож для разрезания бумаг у Бажова был сделан из малахита. Сказы «Солнечный камень», «Богатырева рукавица» и «Орлиное перо» посвящены В.
Сюжеты семи сказов Бажова разворачивались в топонимике Южного Урала. Это «Иванко Крылатко» о мастере златоустовского украшенного оружия Иване Бушуеве, «Чугунная бабушка» о каслинских художниках-литейщиках, «Золотой волос», действие которого происходило на озере Иткуль.
Еще сказы о Южном Урале — «Веселухин ложок», сюжет вертится вокруг художников-узорщиков по оружию, «Старых гор подаренье», «Коренная тайность» — о секретах булатной стали, «Солнечный камень» — о Ленине. Благодаря сказу «Золотой волос» можно высчитать длину Великого Полоза. Так Бажов называет мифического змея, охраняющего подземное золото. Согласно тексту сказа, Полоз обернулся вокруг озера Иткуль тройным кольцом.
Окружность озера фиксированная, следовательно, умножив ее на три, получим длину Великого Полоза. В начале XX века на Среднем Урале работало четыре мощных предприятия медной металлургии, одним из которых был Карабашский медеплавильный завод. Карабаш с его залежами медной руды упоминается в рассказе Бажова «Медная доля»: «Карабаш-гору поглядел довольно. Добрых хозяев, понятно, нигде не нашел, а на горы пожаловаться не могу.
Везде богатства положено: с закатного боку медь, с восходного — железо». В Златоусте по сей день сохранились потрясающие рыцарские доспехи, сделанные тем самым Иванко Крылатко — мастером Иваном Бушуевым. Он делал их для царевича — сына императора Николая I. Это был заказ царя для сына, но за четыре года, что мастер трудился над латами, царевич вырос и уже не смог их надеть.
Сегодня доспехи можно увидеть в краеведческом музее города.
Это было также его детское прозвище. Во время оккупации белой гвардией города Усть-Каменогорска Бажов организовывал работу подполья совместно с партизанами. Павла Петровича два раза исключали из коммунистической партии по доносам недоброжелателей, но потом восстанавливали.
На любом посту он проявлял себя ответственным, добросовестным работником. Советский народ дважды избирал Бажова депутатом Верховного Совета в 1946 и 1950 годах. Павел Бажов женился на своей бывшей ученице. Бажов руководил комиссариатом просвещения, был редактором газет.
После войны у Павла Бажова стало резко слабеть зрение, но он все же продолжал и редакторскую работу, и собирание сказок, и творческое использование фольклора. Их сын Егор Гайдар стал выдающимся политическим и государственным деятелем, который руководил экономическими реформами начала 1990-х годов. К 120-летию со дня рождения писателя в Екатеринбурге учредили ежегодную литературную Премию имени П. Во многих городах Урала имеются памятники Павлу Петровичу.
Именем любимого писателя назван волжский теплоход «Павел Бажов». Его имя присвоено улицам по всей стране. В Москве рядом с улицей Бажова есть также и Малахитовая в память о сказе «Малахитовая шкатулка». На необъятных просторах Выставки достижений народного хозяйства в Москве есть фонтан под названием Каменный цветок, установленный в 1954 году.
Биография Бажова: творчество и личная жизнь писателя
Интересные факты из жизни известного советского писателя Павла Бажова. Бажова отличало уважение к поэзии (особенно высоко он ценил поэму Ершова «Конёк-горбунок»), любил Мельникова-Печерского и недолюбливал Лескова. 10 Интересных фактов Павел Петрович Бажов.