Новости что значит каждый день масленица

Каждый из семи (а до 17 века четырнадцати) дней масленицы имел своё название. свое значение, которое раскрывает всю суть праздника. Каждый день Масленицы имеет свое название и свое содержание.

Масленица-2023: когда и как её будут отмечать. Традиции и приметы праздника

Каждый день в масленичную неделю имеет свое название и проходит по определенному ритуалу. Масленица по дням недели: у каждого дня Масленицы есть свое особенное название, традиции и правила: церковные и народные. Масленица 2023: что категорически нельзя делать в праздничную неделю, чтобы год был счастливым. Дни масленичной недели: что значат и как называются.

Когда и как празднуют Масленицу в 2022 году

Все дни сырной (масленичной) недели имели свои особые названия и значение: встреча — понедельник, заигрыши — вторник, лакомки — среда, разгул — четверг, тещины вечерни — пятница, золовкины посиделки — суббота, а завершал празднества целовальник, прощеный. А языческая Масленица, считается, длилась две недели: она начиналась за неделю до весеннего равноденствия (21 марта) и заканчивалась через неделю после него. У Масленицы «плавающие» даты — каждый год она празднуется в разные дни. Каждый день в масленичную неделю имеет свое название и проходит по определенному ритуалу. Начало Масленичной недели. Значение дней Масленицы.

Как отметить Масленицу так, чтобы не было стыдно за блинное обжорство

Со вторника можно начинать Масленицу зазывать, проговаривая слова: «У нас горы снежные готовы, да блины напечены — просим жаловать! Для массовых гуляний уже все должно быть готово: карусели, качели, горки ледяные и др. Среда — лакомка Зять приходит к теще на блины. Кроме зятя хозяйка приглашает к себе друзей, родных и соседей. Стол ломится от угощений: блинов, пирогов, медовых пряников, сбитней и др. Начиняют блины исходя из своего достатка: от икры до картофеля с луковым припеком.

Напомню, что мясо уже кушать нельзя. По средам народ начинает соревноваться в ловкости, силе. На улице под небольшими навесами продают сбитни, напитки из меда, пряностей и воды, пряники, каленые орехи. Часто во дворах стоят самовары, где кипятится вода для того, что приготовить и раздать горячий чай прохожим людям и нуждающимся. В среду начинают открываться ярмарки, начинают работать карусели.

Молодежь запрягает лошадей и катается на тройках с бубенцами. Широкий четверг Широкий разгульный четверг или разгуляй — начало широкой Масленицы. Этот день один из самых захватывающих среди прочих. Все домашние дела должны быть прекращены. Народ собирается для торжественных проводов зимы, встречи весны.

Игнорировать массовые гулянья — к горестям, неудачам. Люди проводят самые разнообразные игры: от обычных игр в снежки до кулачных боев, перетягивания каната. Занятие хозяйством в четверг Масленичной недели считают дурной приметой. Люди должны отпустить обиды, урегулировать спорные вопросы, а то старое не уступит дорогу новому счастью. Отсюда и традиция прыгать через костер.

Разгул, приходится на четверг Этот праздничный день не просто так получил название "разгул", ведь он был настоящим переломных днем в праздновании масленицы. В вечернее время мужчины собирались толпой и начинали сражение "стенка на стенку". Разгоряченные мужчины могли поучаствовать в кулачных боях между собой, а по правилам боя нельзя было наносить удары в область затылка и бить соперника ниже пояса. Если же соперник упал, то он обязательно получал пощаду, выигравшего угощали пирогами и блинами, на такие гулянья собирались и взрослые, и дети. Тёщин вечерок, приходится на пятницу Множество из традиций масленицы направлена на то, чтобы ускорить женитьбу молодого человека и юной девушки, но и это еще не все, ведь некоторые обычаи также касались и совсем молодых супружеских пар, которые живут вместе не так долго. В этот день сам зять должен пригласить к себе в дом тещу, чтобы поздравить её с масленицей, а также угостить различными яствами. К приходу тещи молодые должны были приготовить не только вкусности, но и медовые блинчики , а родители невесты приносили с собой подарки.

Вероятно, с самого зарождения язычества на Руси праздновали смену сезонов, особенно радуясь приходу тепла. По одной из версий, Масленицу до конца XV века отмечали в марте — в день весеннего равноденствия, тогда же славяне встречали и Новый год. Важную роль в обрядах имела любовная тематика и продолжение рода. Во время масленичных гуляний пары целовались и в обнимку катались по земле. Некоторые историки пишут, что Велесов день позже стал Власьевым днем в честь святого Власия Севастийского. Даже сохранилась такая поговорка, которая говорит о подношениях Велесу-Власию: «У Власия борода в масле». Практически любые обрядовые игры были направлены «на урожай». Даже усопших поминали в праздничные дни блинами в надежде, что они из другого мира пошлют живым богатый урожай. Евгений Штыров — «Масленица.

Ее нужно было достойно встретить, избавиться от всего ненужного, отмершего. Съедали всю праздничную еду и даже бросали ее в костер, меняли утварь. Сжигали чучело Марены — божества зимы, смерти и рождения, — облаченное в старые одежды. С приходом тепла славяне постепенно переходили на новый рацион: отказывались от мяса в пользу фруктов и овощей. В православной традиции это время превратилось в Великий пост. Люди продолжали печь блины, водить хороводы и сжигать чучело. В церковной традиции Масленая неделя она же Сырная седмица, Мясопуст, Блинщина и так далее стала частью подготовки к Великому посту, который длится более 40 дней. Церковь напоминала людям, что наступает время не веселья, а покаяния, размышлений, очищения души и тела. Одним из условий правильного поведения в эти дни до сих пор считается отказ от мяса в пользу других продуктов животного происхождения — молока, яиц, сыра.

Некоторые историки говорят, что блины являлись блюдом поминальным, ими было принято угощать людей, чтобы вместе помянуть усопших.

Приглашение отсылали заранее. Если теща не получала приглашение, то это считалось оскорблением на всю жизнь, и загладить свою вину зять уже никак не мог. Накануне теща отсылала всю нужную для готовки блинов утварь, а тесть — продукты. Суббота — золовкины посиделки. Молодая невестка приглашала в гости всех родных, а те придирчиво приглядывались: «Ну-ка покажи, какая ты хозяйка». Неженатые парни и девушки строили снежные города и отвоевывали их друг у друга. Воскресенье — Прощеное воскресенье, «заговенье», последний день Масленицы, когда разрешалось пить спиртное и веселиться до упаду.

Славянский Праздник Масленица

В субботу, на золовкины посиделки золовка - сестра мужа молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками. Интересно, что само слово "золовка", как считалось, происходит от слова "зло", так как сестры мужа относились к невестке "пришедшей невесть откуда" недоверчиво и настороженно - вспомним, хотя бы русские народные сказки. Седьмой день Масленицы. Прощёное воскресенье. В последний день Масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума - полотенце, для кумы - кусок мыла. В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями - "на богатый урожай".

Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги.

А сейчас, на Масленицу, нам дано время для того, чтобы мы могли проявить себя как "человеки": кормили, поили, призывали под свой кров, сострадали, делились всем без сожаления и сами благодарно разделяли чужое. Дело ведь не в том, что на Масленицу мы не едим мясо, зато едим много блинов, ходим по гостям и зовем на угощенье к себе.

Главное - Церковь тактично побуждает человека к любви и щедрости, дает время на то, чтобы мы ощутили радость от того, что щедры и умеем любить! Фото: iStock Так воспитывается человек. Так пестуется душа народа. И уж точно неслучайно Масленица неизбежно заканчивается Прощеным воскресеньем 17 марта. Сблизившись, обновив отношения, ощутив свою общность с родными, близкими и даже самыми дальними - причем общность не только на бытовом уровне, но и в иной плоскости бытия, человек не может не почувствовать, что не всегда бывает правым, что, кроме его требовательного "Я", есть еще и другие люди.

И есть Бог, который видит все, даже сердце человеческое. Потому логично, что последний день Масленицы становится днем, когда мы обращаемся к нашим ближним со словами: "Простите меня! И слышим в ответ: "Бог простит! И я прощаю! Мы просим прощения, мы сами прощаем, и это нам дает силу вступить в Великий пост.

Так традиция лелеяла и взращивала лучшее в сердце каждого, в душе народа.

Женщины приглашали в гости родственниц мужа. Особое внимание уделялось его сестрам. Воскресенье — «Проводы».

Последний день Масленицы совпадает с Прощеным воскресеньем. Славяне извинялись за былые ошибки и «смывали» с себя грехи в бане. Вечером, под конец торжества, они сжигали чучело и таким образом прощались с зимой. Пепел рассеивали над полями.

По поверью, это способствовало богатому урожаю. Какие традиции есть на Масленицу Масленица считается подходящим временем для того, чтобы навестить родственников, поскольку издавна привечание весны сопровождалось семейными посиделками. Масленичная традиция — приготовление блинов. Академик Борис Рыбакова распространил поверье, будто блин является славянским символом солнца.

Но это не совсем так. Блюдо и действительно имело ритуальное значение, но далеко не «солнечное», а поминальное. Готовя блины на Масленицу, славяне отдавали дань памяти усопшим родственникам.

Те, в свою очередь, накрывали стол и угощали гостей блинами. Четверг — «Разгуляй». В этот день начиналась так называемая широкая Масленица. Бытовые дела оставались в стороне, уступая место веселью и играм.

Гуляния сопровождались хороводами, кулачными боями, игрой в снежки, прыжками через костер и другими забавами. Пятница — «Тещины вечерки». Теща приходила к зятю домой. Тот должен был встретить ее с почтением и обходительностью. Суббота — «Золовкины посиделки». Женщины приглашали в гости родственниц мужа. Особое внимание уделялось его сестрам.

Воскресенье — «Проводы». Последний день Масленицы совпадает с Прощеным воскресеньем. Славяне извинялись за былые ошибки и «смывали» с себя грехи в бане.

Масленица: как ее провести правильно, что можно делать, что нельзя

В широкую Масленицу нужно отдаться празднованиям, встречаться с друзьями, а в кульминационный день — воскресенье — сжигать чучело. В 2024-м она выпала на 11, 12 и 13 марта. Чем отличаются две части масленой седмицы? В понедельник — среду на Масленицу можно прибираться в доме, разбирать старые вещи, избавляться от всего, что испорчено. Наши предки считали, что таким нехитрым способом можно привлечь обновления в жизнь.

Почему говорят "широкая Масленица"? Широкой Масленицей называют остальные дни блинной недели — с четверга по воскресенье в 2024-м — с 14 по 17 марта. Главные гулянья проходят как раз в этот период, когда нужно забыть про домашние заботы и дела. Кульминацией праздника станет последний день Масленицы, 17 марта, совпадающий с православным Прощёным воскресеньем.

Что означает каждый день Масленичной недели? У каждого дня весёлого праздника Масленицы своё значение и чёткие традиции, которые передались нам от древних славян. Дело в том, что у праздника, который отмечали ещё древние славяне, есть чёткие традиции. Безусловно, сейчас они не соблюдаются в полной мере, но значение дней Масленицы народ хранит, передаёт из поколения в поколение.

Что делают в понедельник Масленицы? Понедельник — первый день Масленой недели — называют Встречей, в него принято делать горки изо льда. Согласно примете, чем дальше сани покатятся при спуске с горки, тем лучше будет качество урожая. Конечно же, в понедельник Масленицы начинается приготовление блинчиков.

Первый нужно обязательно отдать бездомному. Ещё сегодня важно смастерить и выставить на улицу чучело Масленицы, которое сжигают в воскресенье.

Воскресенье считается последним днем богатых застолий, после него начинается Великий пост. По этой причине приготовленную к празднику еду необходимо доесть или раздать гостям. Дать остаткам пропасть считается плохой приметой. Также до наших дней дошла традиция сжигания чучела Масленицы — обряд до сих пор проводят в некоторых городах и селах. Жители собираются на площади и наблюдают за сожжением.

Эта традиция символизирует проводы зимы и встречу весны, которая наступит уже совсем скоро. Что можно и нельзя делать на Масленицу Масленица — пора гуляний, веселья и теплых посиделок, поэтому особых ограничений на времяпровождение и застолье нет. Однако из рациона лучше исключить мясную пищу, есть блины с рыбными и сладкими начинками. А из развлечений нужно исключить охоту и рыбалку. Не стоит в дни праздников ругаться с близкими, злословить и осуществлять дурные намерения.

Эта версия, на первый взгляд, видится вполне подходящей для принятия ее за основную. Однако, подробное изучение вопроса показывает некоторую несостоятельность этой версии, поскольку до 15 в. Нет и упоминаний о культе этой богини. Об этом пишет сербский филолог, этнолингвист, литературовед, фольклорист Деян Айдачич в своей работе «Морана в представлениях славянский исследователей мифологии и некоторых славянских писателей». Марцаны нет между бронзовыми идолами полабских славян, изготовленных ювелиром Якобом Шпонхольцeм в XVIII веке, и потому ее нет также в книге Андреаса Готлиба Маша о якобы найденных статуэтках Ретры — прильвицких идолах. В списках кумиров и идолов, которых уничтожали, согласно летописям восточных славян, нет упоминаний о Море, Маре или Морене как о богинях, которым поклонялись язычники». Впервые богиня с созвучным именем Марзана упомянута в хронике Яна Длугоша «Анналы, или хроники великих королей Польши», написанной в 1460 г. Длугош отождествляет Марзану с древнеримской Цецерой древнегреческой Деметрой , богиней урожая, плодородия и жатвы. Это сильно разнится с образом Мораны как богини смерти. Таковой она становится в 18 в. Позже Вацлав Ганка, чешский славист, поэт и деятель Чешского возрождения, в подделке «Краледворской рукописи», опубликованной в 1819 году, указывает Морену в некоторых местах — Морану как богиню смерти. Во второй половине 19 века подделки Ганки были разоблачены, но именно благодаря его патриотическим фантазиям польская форма Марзана Марцана была вытеснена чешским Морена Морана. Так это закрепилось и в переводах на русский язык, также на Ганку ссылались русские исследователи. Русский фольклорист Александр Афанасьев в трехтомнике «Поэтические воззрения славян на природу» 1865-1869 также напрямую связывает богиню смерти со сжиганием чучела на Масленицу, при этом полагает, что вместо имени забытой богини используется название народного праздника. Интересно, что у западных славян чучела Мораны не сжигали, а в основном топили в близлежащем болоте или другом водоеме. Примечательно, что Длугош, не ассоциируя Морану со смертью и увяданием, а, наоборот, отождествляя ее с плодородием и урожаем, отмечает, что поляки топили чучело в дни Великого поста. Русский публицист, поэт и филолог Андрей Кайсаров в своем труде «Мифология славянская и российская», увидевшем свет в начале 19 в. Тут Зивония, она же Зевана, согласно Длугошу — богиня охоты, которую он ассоциирует с римской Дианой. Получается довольно интересный обряд — через потопление чучел богинь плодородия и охоты люди пытались избавиться от болезней и смерти. Возможно, отчасти в этом и кроется поздняя трансформация Морены из богини плодородия в богиню смерти. А с дней Великого поста обряд перекочевал в дни, ему предшествующие — Масленицу. Тем не менее, как было отмечено выше, древние славяне не знали культа Морены, и вся эта обрядность, вероятно, возникла в средневековье. Возможно, тому были предпосылки в более ранних культах языческих богов, но в каких именно вряд ли сейчас возможно доподлинно установить. Каковым бы не было происхождение первого упоминания Морены у Длугоша, версия со сжиганием на Масленицу чучела богини смерти прочно укрепилась в обществе благодаря трудам разных авторов, некоторые из них перечислены выше. Версия эта нашла свой отклик и в современности. Она чрезвычайно популярна у славянских неоязычников, почитающих Морену как богиню смерти. Не лишним будет сказать, что в России обрядность, связанная со сжиганием чучела вовсе не обязательно ассоциированное с Мореной на Масленицу, довольно разнообразна и разнится в зависимости от местности. Вплоть до того, что местами чучело отсутствует совершенно, а вместо него жгут костры. Так происходило, например, в Новгородской губернии в конце 19 — начале 20 века, где костры были основной формой проводов Масленицы, чучело же использовали эпизодически. При этом в соседних Ярославской и Тверской губерниях доминировала форма сжигания чучела. В Воронежской же губернии жгли и костры и чучела. В целом разжигание огня на Масленицу и сжигание в нем чего-либо — повсеместно распространенный обычай. Могли сжигать наряженное в ветхие одежды чучело или просто бросать в костер старые вещи. Подобные ритуальные костры разжигали и тюрки-язычники на праздник Новруз — день весеннего равноденствия. Эта традиция сохранилась у тюркских народов до сих пор, а Новруз, как и Масленица превратился из религиозного в народный праздник. Другим, не менее популярным, масленичным обрядом является выпекание блинов. С подачи Александра Афанасьева в конце 19 века утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце. Афанасьев полагал, что само название «Масленица» происходит от «масло», которое раннее звучало как «мазало», то есть то, чем мазали блин. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Масло в данном случае служило символом достатка, сулило богатый и сытый новый год. Эта версия выглядит не слишком убедительной, поскольку традиционные русские блины в большинстве областей несколько отличались от тех блинов, что есть сейчас. Блины пекли не из пшеничной муки, поэтому они были темными и размером были меньше, приблизительно как оладьи. Размер был обусловлен тем, что пекли блины в печи, а не жарили на сковороде, как это делают сейчас. Маленькие и темные блины вряд ли можно назвать достойным олицетворением Ярилы. А те блины, что мы знаем, появились в России гораздо позже, вероятно в петровскую эпоху или позже, и именовались блинами на немецкий манер. Есть другая версия появления блинов на масленичном столе, которая выглядит более достоверной. Одной из обрядовых сторон Масленицы было почитание духов предков и поминовение умерших. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом — в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. В Масленице наблюдается определенный пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои, скачки и т. Считалось, что поедание большого количества поминальных яств приносит определенную помощь умершим в потустороннем мире. Пятая часть всех блюд на столе посвящалась умершим, а первый испеченный на праздник блин клали на чердачное слуховое окошко — «угостить покойников». Но блины были не повсеместной традицией. Где-то их не было вовсе, а где-то они были основным блюдом на столе. Интересно, что и сейчас блины считаются одним из главных поминальных блюд в некоторых областях России, а кое-где блином даже закрывают лицо усопшего. По мнению некоторых исследователей, язычники на Масленицу заключали помолвки, а в более древнюю эпоху — браки. Это также относят к культу плодородия, который таким образом распространялся не только на землю и животных, но и на людей. С появлением христианства Масленица начала терять свою языческую сакрализацию. Православная Церковь усердно боролось с язычеством и для этого пошла проверенным путем, христианизировав Масленицу. Поскольку время празднования 21 марта выпадало на Великий пост, а веселые гуляния и объедение никак не согласовывались с пониманием поста, то Масленицу перенесли на Сырную седмицу — последнюю подготовительную неделю перед началом поста. Употребление на Сырной седмице любой скоромной пищи, кроме мясной, вполне согласовывалось с поеданием блинов и других яств праздничного стола. Была уменьшена также и продолжительность праздника до одной недели. Тогда же, вероятно, утвердились «тематические» дни недели масленичной недели в той форме, что дошли до нас: встреча, заигрыши, лакомка, разгуляй, тещины вечерки, золовкины посиделки, проводы. Неделю была разделена на узкую с понедельника по среду и широкую с четверга по воскресенье Масленицу, что, предположительно, является отголосками двухнедельного празднования. Масленица христианская. Христианская версия происхождения Масленицы не рассматривает ее как христианизированный языческий праздник, и определяет Масленицу как чисто христианскую традицию подготовки к Великому посту. Масленица отождествляется с Сырной седмицей мясопустом — последней подготовительной неделей перед началом Великого поста. Сырной она именуется потому, что, согласно уставу, на этой неделе уже не вкушается мясная пища, но дозволяются молоко, яйца и рыба. Следует особо рассмотреть саму традицию подготовки к Великому посту. Для этого необходимо проследить историю развития самого Великого поста. Первоначально Пасхальный пост длился всего один или два дня, был установлен апостолами по заповеди Христа о посте в тот день, когда отнимется Жених Мф. О таком посте писал священномученик Ириней Лионский: «По мнению одних, следует поститься один день, по мнению других — два дня, по мнению третьих — даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи».

Четверг — Разгуляй, Широкая Масленица Это день развлечений. Прекращалась уборка и все хозяйственные дела и начинались катания на санях, кулачные бои, прыжки через костер и другое веселье. Пятница — Тещины вечерки В этот день теща должна ехать с визитом к зятю. Но ехала она не одна, а с подругами и родственниками. Блины, конечно, зять не готовил — это делала его супруга — но весь вечер должен был всячески потакать теще и гостям. Суббота — Золовкины посиделки Замужние женщины приглашали в гости сестер мужа, угощали их блинами и вручали подарки. Также вместе гадали на будущее. Воскресенье — Проводы Масляницы Этот воскресенье еще называют Прощеным. В этот день заканчивали праздновать, просили друг у друга прощения за совершенные обиды и сами прощали обидчиков. По традиции, встретившись, люди говорили друг другу: «Прости меня», а в ответ слышали: «Бог тебя простит». Также в этот день поминали усопших и сжигали чучело Масленицы. Масленица 2023 — приметы на удачу, любовь и деньги На Масленицу есть и свои приметы.

Праздник Масленица: обычаи и традиции 🥞

В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое.

Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей!

А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю.

А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике?

Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов.

Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи.

Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в.

Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование». Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение.

Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства. Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством. Дело в том, что в ХV столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России. Вследствие продолжительного соседства с русскими, эти финны обрусели, переняли русский язык и в значительной мере русский уклад жизни; но свою языческую веру они удержали.

Вот их то и обличали митрополит Симон прямо называет новопросвещенными , и архиепископы новгородские Макарий и Феодосий». Таким образом, вплоть до середины 18 в. Логичным будет предположить, что если Масленица и является христианской традицией подготовки к Великому посту, то в определенной степени сдобренной языческими вкраплениями, которые разнятся от местности. Церковь с ними боролась, но многие из них устранить окончательно не удалось, а исконно языческие праздники все еще продолжали отмечаться в конце 19 столетия Комоедица, о которой было сказано выше. Это предположение усугубляется особым уставным настроем Сырной седмицы, который не предполагает празднования в течение целой недели, а указывает на заговение на мясо в Неделю мясопустную воскресение перед началом Сырной седмицы и на заговение на Великий пост в Неделю сыропустную Прощеное воскресение как на особые дни гастрономической подготовки к Великому посту.

Строго говоря, Сырная седмица и не является ни праздником, ни праздничной неделей в православном календаре. Вероятно, будет правильным назвать Масленицу не христианской, а народной традицией подготовки к Великому посту, к которой местами примешивались различные верования, берущие свое начало еще в дохристианскую, языческую эпоху. Современность Празднование Масленицы с различным размахом сохранялось вплоть до революции 1917 года. Поначалу советские власти, борясь с религиозными праздниками, попробовали придать новый вид старому празднику. Так, в газете «Известия» 14 декабря 1923 года появилась заметка о том, что «в противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта».

Но попытки придать Масленице коммунистический окрас быстро сошли на нет, и «Красная масленица» исчезает из официального праздничного календаря уже к середине 1920-х годов. Вспомнили о Масленице уже в начале 1960-х годов в рамках разработки «безрелигиозных» сезонных мероприятий. Старый праздник получил новое название — проводы русской зимы. Получился некий синтез из политической пропаганды и «возвращения народу его праздников», «очищенных» от религиозной мистики. Здесь, наряду с руководством населенного пункта, выступавшем на митинге, предваряющим собой культурную часть, участниками праздника становились Дед Мороз, скоморохи, три богатыря и сказочные персонажи.

Название Масленица начинает возвращаться в обиход с конца 1960-х годов. Масленица становится массовым городским праздником, который организуют работники культуры, пользующиеся готовыми утверждёнными методическими материалами. Праздник становится стандартизованным по всей стране. Что делать православному на Масленицу? Как же, на самом деле, православный христианин должен проводить Масленицу?

В первую очередь нужно помнить, что это Сырная седмица — подготовительная неделя к Великому посту. Добрым делом будет участие в богослужениях среды и пятницы, когда совершаются первые земные поклоны с чтением молитвы прп. Ефрема Сирина. При невозможности посещения храма в эти дни можно совершить поклоны дома. Конечно же, стоит приложить усилия, чтобы попасть в храм на Чин прощения в Прощеное воскресение.

Стоит воздержаться от мясной пищи на Сырной седмице.

По сей день, чтобы встретить пост с чистой душой, люди просят прощения, сами прощают обиды и посещают могилы родственников. Фото: pixabay. Оно напрямую связано с маслом — не только животного происхождения, но и растительного, из конопли и льна. Именно растительное масло было распространено у восточных славян и имело универсальное применение. По другой версии, праздник стали так называть из-за православного запрета на мясо и разрешения есть масленую и молочную пищу.

Некоторые считают, что само слово отражает традицию выпекания блинов, которые символизировали солнце. Таким образом люди просили солнце смилостивиться и поскорее согреть землю. Фото: taynoe. Одна из них рассказывает о том, как в лютую стужу крестьянин встретил в лесу девочку, которую звали Масленица. Он хотел отвести ее к родителям, но та ответила, что ее отец — сам Мороз и она знает дорогу домой. Видя, как продрог крестьянин, девочка пообещала ему, что холода скоро отступят, если он вместе со всей деревней приготовит угощения и будет ждать ее прихода.

Явилась Масленица в деревню румяною бабой, а с ее приходом наступила весна. Вот как были расписаны масленичные дни. Понедельник — «Встреча». Принято готовить блины, ходить в гости и собираться за большим столом с семьей и друзьями. Вторник — «Заигрыш». День, когда каждый должен веселиться от души: играть в снежки, лепить снеговиков, петь, плясать, кататься с горок, гулять на ярмарке и покупать яркие наряды и свистульки в виде птиц.

Холостяки присматривают невест. Фото: novokuznetsk.

Но в честь названия этого торжества хозяйки обычно пекут круглые мучные кушанья и приправляют их маслом. История праздника — как появилась Масленица? Историки до сих пор спорят, какой бог был «главным» в Масленицу: Ярило, повелевавший энергией Солнца и приносящий весну, или Велес, способствующий плодородию скота. Но если принять главенствующий вариант исторического толкования, то все-таки праздник этот приходился на неделю до и после весеннего равноденствия 21-22 марта. Верования говорили, что чем лучше отметить его, больше веселиться, эффектнее сжечь чучело, тем лучше будет урожай. С приходом христианства, сначала настороженно относящегося к языческому обряду, праздник все равно продолжали отмечать. И к началу 17-го века он уже стал православным, начинался за 56 дней до Великого поста и длился уже неделю.

Также праздник стал еще более веселым и радостным. Интересный факт: Петр Первый ездил по улицам нового столичного града на запряженном лошадьми корабле. Елизавета Петровна, его дочь, съедала на Масленицу по две дюжины блинов. А Екатерина Вторая устраивала массовые костюмированные шествия, в которых принимало участие по 200-400 человек. Так что размах празднования был велик. Гулять на славу на Руси в этот праздник продолжали, и сегодня традиция продолжает жить. А еще с XIX века появилась традиция кулачных боев. Она пошла от языческих верований о связи Масленицы и будущего урожая. По легенде, сила участников противостояний переходила к пшенице.

В хороводах участвовали только статные парни, и это способствовало по поверью росту льна. А бражничанье в данный период времени увеличивало приплод скотины. Так что это праздник, в котором тесно сплелись многие народные русские верования. Что можно и чего нельзя делать на масленицу? Забавы и особенности Масленицы.

При этом, по православным традициям, в эти дни мясо уже под запретом. У каждого дня Масленицы свое название и традиции. Понедельник - встреча. В этот день принято ходить в гости и выпекать первый праздничный блин, который раньше отдавали беднякам - за поминовение душ усопших.

Вторник - заигрыши. В этот день устраивали сватовство и смотрины. При этом в Великий Пост свадьбы играть нельзя, а вот после Пасхи, на Красную горку - традиционное время для свадеб. Среда - лакомка. В этот день тёща должна печь блины и угощать ими зятя. При этом чем богаче стол, тем больше теща уважает мужа дочери.

Смысл и традиции Масленицы

Рассказываем про обряды Масленой недели по дням, но сначала выясним, когда она начинается. Каждый день Масленицы носит свое название и имеет свои традиции. Итак, дни масленичной недели. В 2023 году Масленичная неделя начинается 20 февраля, а заканчивается 26-го числа, когда православные отмечают Прощеное воскресенье. Масленица: что за праздник и как его отмечать.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий