В Московском царстве партесное пение начало распространятся после присоединения Украины в 1654 году. Партесное пение появилось в русских православных храмах в XVIII веке под влиянием католического запада, прежде всего итальянской музыки. Одним из центров партесного пения стал и Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, в котором находилась личная резиденция Патриарха Никона.
Храмовое пение
Партесное пение может быть частью различных жанров музыки, таких как классическая музыка, фольклорные песни, народные песни или джаз. Оно также может быть использовано в разных культурах для передачи исторических, религиозных, социальных или эмоциональных идей и сообщений. Партесное пение — это форма музыкальной выразительности, где разные голоса соединяются в прекрасное гармоническое единство, создавая уникальный музыкальный опыт и привнося радость и вдохновение слушателям. Понятие партесного пения Истоки партесного пения уходят в глубокую историю человечества. В древности люди использовали партесное пение в религиозных церемониях и ритуалах, а также в обрядах и традиционных праздниках. Это пение позволяло создавать особую атмосферу и передавать эмоции и настроение с помощью гармоничного сочетания голосов разных исполнителей. С течением времени партесное пение стало частью музыкальной культуры разных народов и развивалось в разных направлениях. Читайте также: Где заправить газовый баллон в СПб для дачи Лучшие пункты заправки газовых баллонов В различных культурах были разработаны свои техники и правила исполнения партесного пения. Например, в некоторых традициях исполнители могут использовать декоративные элементы в своих партиях, такие как трели, эффекты использования голоса или даже имитацию инструментов. Особенности партесного пения зависят от стиля музыки и традиций исполнения, и поэтому в каждой культуре можно найти своеобразное понимание и практику партесного пения. Основным преимуществом партесного пения является возможность создания гармонической полифонии с помощью нескольких исполнителей.
Каждая партия при этом имеет свою индивидуальность и привносит свою эмоциональную нагрузку в общее исполнение. Также партесное пение способствует развитию слуха и музыкального чувства у исполнителей, так как требует точной координации и гармоничного взаимодействия между партиями. Однако партесное пение имеет и свои недостатки. Во-первых, техника партесного пения требует достаточно высокого уровня музыкальной подготовки и способности слушать и приспосабливаться к звучанию других исполнителей. Во-вторых, в некоторых жанрах музыки или конкретных композициях партесное пение может создавать ощущение перегруженности или соперничества между исполнителями. В таких случаях необходимо уметь балансировать и находить компромисс между партиями, чтобы сохранить гармонию в исполнении. История партесного пения История партесного пения уходит корнями в глубокую древность. Уже в древних цивилизациях, таких как Египет и Древняя Греция, партесное пение было широко распространено и имело свои особенности. В Древнем Египте партесным пением называли специальный вид музыки, в которой одновременно звучали две и более мелодии, исполняемые разными исполнителями или голосами. Это пение использовалось при особенных ритуалах и церемониях, а также в храмах и на празднествах.
Древнегреческое партесное пение было основано на использовании гармонии нескольких голосов. Этот вид пения также применялся на религиозных церемониях и театральных представлениях.
Протопопов характеризует ранний партес как «постоянное многоголосие». Авторы новых песнопений были воспитаны в духе древнего богослужебного пения и это сказалось на их осмыслении богослужения и самого музыкально-певческого стиля. Благодаря этому в раннепартесных песнопениях сохранилась присущая богослужению строгость и чистота. Стиль партеса следующей эпохи был под мощным влиянием итальянского барокко, где количество партий могло быть от 3 до 48, а в среднем ограничивалось 12 голосами. Партесное пение упорно насаждалось в Церкви, занимая главенствующую позицию в русской певческой практике. Несмотря на протесты таких виднейших иерархов как патриарх Гермоген[6] и патриарх Иосиф. Искусственно насаждаемая иностранная музыка, её гармония, стиль и совершенно светские формы исполнения, чуждые русскому восприятию, нанесли богослужебному пению огромный урон. Светская музыка, напротив, претерпела небывалый подъём благодаря русскому таланту, вследствие чего появились выдающиеся композиторы XIX-XX вв.
Современное нам положение богослужебного пения сохраняет партесную традицию, за исключением монастырей и некоторых храмов, где поют, используя либо знаменный или валаамский напевы, либо византийский или некий умеренный вариант обиходного исполнения песнопений. Все эти исключения могут иметь место вследствие личной заинтересованности или, по меньшей мере, благосклонного отношения настоятеля. Обзор взглядов о характере пения за богослужением. Постараемся определить «ценность» нынешнего повсеместного употребления партеса c точки зрения видных богословов, компетентных исследователей и святых Православной Церкви. В противоположность партесу стоит более древнее мелодическое одноголосье. Поёт ли всего один человек или много, «голос, — как пишет свт. Иоанн Златоуст, — словно исходит из одних уст»[10]. Климент Александрийский в III веке оставил свои замечания о богослужебном пении: «Мелодии же должны мы выбирать проникнутые бесстрастностью и целомудрием… мелодиями же строгими и серьезными бесстыдство и дикое пьянство предупреждаются в самом зародыше «... Амвросий Медиоланский в своей речи против сторонника арианства Авксентия, проводит параллель между хоровым единогласным унисонным пением и единством Пресвятой Троицы: «В этом [пении] есть великое очарование, с которым ничто не может сравниться в могуществе. Ибо что могущественнее исповедания Троицы, которое каждый день воспевается единогласно устами всего народа?
Критика партесного исполения. Отец известного во всем православном мире певчего К.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Добрый день! Она так прижилась, что сложно от нее сразу отказаться, но есть немало храмов, в которых постоянно или время от времени практикуют именно знаменное пение. Да, когда есть певчие, которые прошли школу партесного пения, бывает, что в храме нет сил и возможностей искать других певчих или переучивать тех, которые есть. Кроме того, есть очень много людей, которым нравится именно пение партесное. А уж как его исполняют, очень зависит от регента и певчих. Можно и знаменным распевом петь так, что слушать не захочешь, а можно партии для партесного пения подобрать насколько вдумчиво и аккуратно, что никакого диссонанса возникать не будет.
Все зависит от людей, в конечно счете. О том, что можно с этим сделать, напишу в конце ответа, а теперь скажу о другом. Каким бы ни было пение, в конечно счете то, насколько человек сконцентрируется на богослужении, все равно зависит от человека.
Тогда ты начинаешь себя в нее включать. А пока просто слушаешь — получаешь наркотик в малых дозах.
Когда исполняешь или хотя бы приходишь на живой концерт, восприятие совсем другое. А внутренний ритм человека… Ну, положите руку на пульс — вот он ваш внутренний ритм. Есть понятие внутреннего лада, когда ритм дыхания, движения, пульса, эмоции пребывают в гармонии. Я как-то прочел, что бег вреден. Собака или лошадь бегает — это нормально.
Человек — нет. Человек бежит в двух случаях: или он за кем-то гонится, или от кого-то убегает. В этих случаях его физическое и эмоциональное состояние совпадают и не разрушают человека. Но если ты бежишь, а эмоциональное состояние на нуле — в этот момент идет гигантская нагрузка на организм. Пение и пляска, например, гармонизируют внутренние ритмы.
Имея опыт пения и пляски, человек своими ритмами очень хорошо управляет. Если бы мы жили в конце XVII века, разговор о партесе был бы актуален. Какая у нас последняя книга, переведенная на знамена? Да потому что это всем было понятно. К 7 годам у ребенка вся интонационная система была на «ушах».
Вот эта попевка вот этим значком записывается, и все. Это и был подход через реальную церковную жизнь. А сегодня мы пытаемся прийти искусственным путем к тому, что тогда было естественным. Поэтому появляются дурацкие проблемы противостояния наречного и наонного пения в знаменном распеве.
ЗНАМЕННЫЙ РОСПЕВ
Т.е. партесное пение исполняет хор в два, три, ть голосов. Знаменный распев был запрещен патриархом Никоном и введено партесное пение Родина партесного пения католическая Италия. ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ. род многоголосной богослужебной и духовной (внебогослужебной) музыки для хора или вокального ансамбля.
Виды церковного пения
Партесное пение включает в себя исполнение текста с музыкальным сопровождением, обычно органом или хором. Парте́сное пе́ние — род русской и украинской церковной и концертной музыки, многоголосное хоровое пение, которое используется в униатском и в православном богослужении у русских. Обосновывается необходимость формирования у певцов в процессе обучения партесному пению как гармонического, так знаменно-попевочного мышления. Партесное пение — это вид многоголосного вокального исполнения музыкальных произведений, при котором каждому голосу дается своя мелодическая линия.
Знаменный распев и Партесное пение
Ведель 1767—1806 , С. Азеев р. Партес партесное пение --стиль многоголосного церковного пения. В России партесное пение начало распространяться с середины 17 века через певцов украинского и польского происхождения. Этот род многоголосия противостоял как одноголосной традиции, так и знаменному многоголосному пению. Для партесного пения нормой является четырёхголосие, хотя число голосов может достигать 16, 24 и даже 48 предполагается группировка по четыре.
Пробьется ли древняя певческая традиция в РПЦ? Читателям «Русской веры» о знаменном распеве известно хорошо. Лучше, чем верующему русскому обществу в целом, которому еще рассказывать и рассказывать о знаменном пении и его непреходящем значении для русской культуры. Не так давно древнерусская богослужебная музыкальная традиция стала главной темой нашего сайта, а снятый силами редакции ролик о древлеправославном пении на Ютуб собрал уже более 40 тысяч просмотров.
Тем не менее, хотелось бы вновь поговорить о положении дел с этой драгоценной частью церковной культуры. И о его положении в РПЦ. В какой-то период византийские невмы, которыми записывались мелодии песнопений, видоизменились и получили на Руси название «крюков», или «знамен». После реформ, начатых патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем и повлекших за собой церковный раскол, в Российскую церковь было привнесено многоголосие партес , источником которого была западная светская музыка, получившая распространение в западнорусских малороссийских церквях. Вскоре традиционное знаменное пение было вытеснено из практики церкви, и прежняя богослужебно-певческая традиция более чем на 300 лет сохранялась и развивалась в основном в среде старообрядчества. Причем наиболее консервативными оказались старообрядцы беспоповских согласий, а поповцы творчески меняли древние традиции, сохраняя верность общему стилю пения. Впрочем, будет большой ошибкой утверждать, что новообрядчество совершенно «забыло» знаменный распев. Это не так. Одноголосно пели псаломщики практически по всей России, несколько крупных монастырей хранили эту традицию, не говоря о сотнях единоверческих приходов.
В крупных городских соборах доминировали, конечно, авторские сочинения и малороссийские традиции, и в богослужении «новообрядцев» знаменное пение постепенно вытеснялось на периферию, но не исчезало вовсе. Окончательное же вытеснение знаменного распева в «единоверческую резервацию» состоялось уже в советское время, после разгрома РПЦ и физического уничтожения огромного числа представителей клира, причта и простых верующих — носителей дореволюционной церковной традиции. До 1917-го можно было говорить об осторожном сосуществовании староверы настаивают, что оно не было «равноправным», и абсолютно правы древнерусской культурной традиции и богослужебного искусства нового времени: наряду с партесными нотами издавались синодальные сборники древних распевов, причем знаменный официально признавался основным, базовым для русской традиции. И вот здесь хотелось бы заострить внимание на текущем моменте развития церковно-певческой ситуации. Определяющими для нее стали программные слова Патриарха Кирилла о знаменном пении, произнесенные на Архиерейском Соборе 2013 года. Тогда же Патриарх Кирилл дал установку — «сохранять и развивать все лучшее в нашей многовековой, многообразной церковно-певческой традиции». С тех пор никакой эволюции этого взгляда не было — судя по речи Патриарха Кирилла на I Международном съезде регентов и певчих Русской Православной Церкви в 2016-м году, сосуществовать должны и знаменная традиция «Не нужно, думаю, ломать знаменный распев, он тоже пришел к нам из истории, это историческое сокровище», — сказал Святейший , и, как основа, дореволюционный российский обиход, и всевозможные распевы Западной России, и композиторские опусы, и, как вишенка на торте, традиции иных православных народов, в первую очередь, греков. Патриарх РПЦ Кирилл Гундяев Тем не менее, Патриарх мягко призвал «подумать о систематизации церковно-певческой практики», особо оговорившись, что речь не об унификации, а о сохранении многих певческих традиций. На втором певческом съезде в 2019 году Патриарх уже говорил о знаменном пении лишь в контексте «замечательных гармонизаций» Чеснокова, «благодаря которым начал возрождаться интерес к исконно русской певческой традиции».
Таким образом, процесс ангельского пения складывается из двух нераздельных, одновременно осуществляемых действий: из созерцания Первоначального Блага и из возвещения о Первоначальном Благе всей твари... Когда соединится пред престолом Божиим вся разумная тварь, то первым движением ея мысли и чувства будет слово благодарения Богу. Григорий Синаит: "Тем, кто не знает молитвы не испытывал ее силы и действия , которая, по св. Другими словами, когда мы поем правильно - знаменным созерцательным роспевом - мы через это внешнее делание можем прийти в состояние созерцания, из которого и рождается знаменный роспев обратная связь - прим.
Приведем пояснение свт. Господь, желая, чтобы мелодия слов была символом духовной гармонии души, назначил петь псалмы мерно и читать их нараспев... Хорошо поющий настраивает свою душу и как бы из неровности приводит ее в ровность". Немецкий хронобиолог X.
Фельц проанализировал музыкальный ритм произведений классиков. В этом мы убедились в 80-х гг. Амплитудный частотный фрагмент партесного пения «Аз зрех Господи» из Великого славословия Струмского. Усеченный временной музыкальный период около 5 секунд ибо их психофизиологическая основа сверхмедленной ритмической организации выражает усеченный временной период 2-7 сек.
Человек с "партесным" сознанием, исполняя знаменный роспев, делает его более усеченным с 7-8 секундным временным музыкальным периодом. Мельников: «Обряд есть плоть живая, тело всякого священнодействия. Нет ни одного таинства церковного, ни одного священнодействия, ни одного церковного богослужения, которые можно было бы совершить без обряда, без видимого проявления, без формы, вернее - без тела... Как можно совершить миропомазание без самого миро, без вещества, из которого оно состоит?
То же можно спросить и обо всех церковных таинствах. Разве может быть святое крещение без воды, без купели, без крещения и без крестителя? Самая благодать Святаго Духа преподается через видимое вещество, через плоть или тело, видимое, осязаемое, воспринимаемое нашими телесными чувствами. Сам Сын Божий не мог явиться людям без плоти и крови, без воплощения.
Бог Отец также проявлял Себя в видимой и слышимой форме - в виде облака, горящего куста, голоса человеческого, необычайного осияния и т. В этом и есть сущность таинства - в соединении Божёства с плотию - в проявлении Его через обряд, видимую и осязаемую форму или вещество, материю... Знаменитый богослов А. Хомяков говорит об обрядах: "Видимое есть всегда только оболочка внутренней мысли.
Существует мнение, что форма является границей между миром видимым и невидимым. МДА А. Это, в свою очередь, означает, что православные богослужебные формы знаменное пение, иконы, чин и пр. Человек молится уже не благодаря иконе, а не смотря на нее.
То же можно сказать и о партесном пении, которое не способствует молитвенному деланию, а только мешает ему, и мешает еще больше, потому что пение как и музыка вообще более активно действует на душу человека, чем изобразительное искусство. Академик А. Ухтомский: «Пестрота, отсутствие ровности и спокойствия в церковном художестве является какою-то роковою чертою новообрядческих храмов... Влаяние настроений и воли нарушает владычествование ума, отводит душу от того, где "ум имеет свою цель и любимое им" Макарий Великий.
Именно имея в виду обуздание влаяния, отцы предписывали всегда соблюдать раз принятый и всегда одинаковый чин и правило. Авва Фаласий: "Наложив на себя законы правило , не изменяй себе, софистически криво истолковывая их потом, ибо кто сим образом отводит себя от них, тот сам себя прельщает сам себе диавол " Добротолюбие. Но именно влаяние, постоянное рассеивание внимания искусственными партесными - B. Искусство призвано передавать, внушать людям те или иные чувства, настроения воли, идеи - в тех случаях, когда простая логическая речь не может передавать и внушить их с достаточной силой и яркостью.
Великая сила и могущество искусства - во внушении - в незаметном овладевании человеком...
В богослужебное употребление партесное пение введено в 1668 году с согласия восточных патриархов. Ритм церковных песнопений был несимметричен и всецело подчинялся ритмике распеваемого текста. Начало XVII века на Руси стало рубежом в истории развития церковного пения — эпохи гармонического, или партесного пения.
Его родина Юго-Западная Русь, которая в борьбе с унией и католичеством противопоставила католическому «органному гудению» свои православные «многоголосные составления мусикийские» как одно из средств удержания православных от совращения в латинство. Инициаторами и организаторами их были юго-западные братства, открывавшие школы при православных монастырях с обязательным обучением церковному пению и заводившие хоры при церквях. Репертуар этих хоров состоял из местных, киевских одноголосных напевов, подвергавшихся специальной хоровой обработке по западноевропейской гармонической системе. Несмотря на успех новой церковной полифонии, уния теснила православных, и многие южнорусские певцы, «не хотя своея христианския веры порушити», покидали родину и переселялись в Московское государство, принося туда с собой совершенно своеобразное, никогда не слышанное на Руси хоровое партесное пение.
Москва к началу XVII века имела свои демественные партитуры строчного безлинейного пения на два, три и четыре голоса. И хотя маловероятно, чтобы строчное пение было известно за пределами Москвы, оно стало подготовительной ступенью в освоении южнорусского партесного пения и своей естествогласностью выгодно подчеркивало и оттеняло совершенство партесной формы. В православной массе, свыкшейся с многовековой культурой строгого церковного унисона, многоголосное пение насаждалось и прививалось не без борьбы. Со стороны православных по отношению к нововведению на первый план выдвигался вероисповедный критерий: православно или неправославно новое пение?
Одного факта, что пение это шло на Русь не с традиционного Востока, а с латинского Запада, было достаточно, чтобы считать его еретическим. Первая пора увлечения Православными новым певческим искусством выразилась сначала в том, что, еще не умея объединить в одну форму свое и чужое, они целиком принимали в свою собственность польские католические «канты» и «псальмы» почти без изменения их напева и текста, а иногда, придавая католическому тексту только более православный вид, переносили их на церковный клирос. Но вскоре стали появляться и самостоятельные опыты в смысле приспособления к новому стилю своих произведений. Наиболее удобным материалом для них были мелодии тех кратких и позднейших напевов, которые особенно отступали от знаменных, то есть «произвольные» напевы.
И хотя многоголосное церковное пение никогда не воспрещалось в Православной Церкви и на Руси, оно было введено в богослужебное употребление с согласия восточных патриархов 1668 , но не имело высокой музыкальной ценности и представляло собой всего отпрыск и сколок итальянского католического хорового стиля. Со второй половины XVIII века польское влияние на наше церковное пение уступило свое место итальянскому влиянию. В 1735 году по приглашению русского двора в Петербург прибыл с большой оперной труппой итальянский композитор Франческо Арайя 1709-ок. После него в должности придворных капельмейстеров служили Галуппи 1706-1785 , Сарти 1729-1802 и другие итальянские маэстро.
Все они благодаря своим блестящим дарованиям, учености и прочному придворному положению пользовались авторитетом корифеев музыкально-певческого искусства в России. Занимаясь преимущественно оперной музыкой, они в то же время писали и духовную. И так как самобытный дух и характер исконно православного распевного фольклора им был далек и чужд, то их творчество в области церковного пения заключалось лишь в составлении музыки на слова священных песнопений, и почти единственной формой для произведений такого характера были концерты. Так было положено начало новому, слащавому, сентиментально-игривому, оперно-концертному итальянскому стилю в православном церковном пении, который не изжит у нас и до сего дня.
Однако итальянцы воспитали музыкально и много серьезных последователей, в полной мере раскрывших свои таланты в церковном композиторстве. У Сарти учились А. Ведель 1767-1806 , С. Дегтярев 1766-1813 С.
Давыдов 1777-1825 , И. Турчанинов 1779-1856 ; Д. Бортнянский 1751-1825 был учеником Б.
Почему в храме необходимо пение
Понимание русского партесного пения немыслимо вне знания его западных истоков, а также путей его проникновения в Московское государство. многокрасочное, открыто эмоциональное хоровое пение на несколько голосов - открыл простор для становления авторской индивидуальности. Как уже было сказано, партесное пение, родившись в римокатоличестве, способствует развитию ложной молитвы, приводящей человека к прелести. Многоголосье Партесное пение предполагает использование множества голосов, что делает звучание более многоголосым и глубоким. Партесное пение (лат. partes – голоса) – тип церковного пения, в основе которого положено многоголосное хоровое исполнение композиции. Да по правде говоря, партесное пение сегодня находится в упадке, попросту эстетически устарело и плохо сочетается с древнерусским стилем, постепенно, в течение ХХ века и далее возобладавшим в иконописи и архитектуре.