Анатолий Дмитриевич Папанов родился 30 октября 1922 года (по другим источникам — 31 октября) в городе Вязьма. Первая роль с именем Анатолию Папанову досталась только в 1952 году, когда ему было 29 лет. это история простого русского человека и замечательного артиста.
КИНОИГРА: Анатолий Дмитриевич Папанов
Специально для «МК» об Анатолии Папанове рассказывает президент Московского театра сатиры Александр Ширвиндт. Анатолий Папанов биография. Анатолий Дмитриевич Папанов родился 30 или 31 октября 1922 года в Вязьме Смоленской губернии. 41 год Анатолий Папанов отдал любимой актерской работе, сыграв десятки ролей в театре и кино.
Анатолий Папанов: фото, фильмография, биография, причина смерти актера
Анатолия Папанова многие считали комическим артистом, при этом в душе он всегда оставался трагиком. Первая роль с именем Анатолию Папанову досталась только в 1952 году, когда ему было 29 лет. Анатолий Папанов мог еще так много успеть, но скончался от сердечного приступа в возрасте 64 лет. 31 октября исполняется 100 лет со дня рождения Анатолия Папанова. Анатолий Дмитриевич Папанов родился 30 или 31 октября 1922 года в Вязьме Смоленской губернии.
Папанов Анатолий Дмитриевич
Анатолий Папанов играет шофера, намного старше остальных членов бригады и поэтому годящегося им в отцы. Доктор Бондаренко в исполнении Анатолия Папанова (в центре) — главный врач одного из родильных домов, который бескорыстно и самоотверженно воспитывает отказников, получая за это прозвище «Дон Кихот». Биография Анатолия Папанова знакома телезрителям не так хорошо, как его творчество. Анатолий Дмитриевич Папанов родился 31 октября 1922 года в Вязьме Смоленской губернии. Лучшие фильмы, фото, интересные факты и биографию Анатолий Папанов можно посмотреть на Иви. советский актер театра и кино, Народный артист СССР.
Анатолию Папанову - 100 лет! Ранние роли, военный трибунал и одна любовь на всю жизнь
Великолепный советский актер Анатолий Папанов запомнился большинству зрителей по роли легендарного Лелика из «Бриллиантовой руки», а также благодаря озвучиванию Волка из «Ну, погоди!». Советский актер Анатолий Папанов сыграл множество запоминающихся ролей. АНАТОЛИЙ ПАПАНОВ В ГОДЫ ВОЙНЫ В период военных действий Анатолий Папанов в качестве старшего сержанта руководил артиллерийским взводом. Анатолий Папанов прочёл стихотворения, сыграл что-то из репертуара своего самодеятельного коллектива, созданного на войне, и поразил директора вуза профессионализмом.
Анатолий Папанов: биография и личная жизнь
Окончил вуз в 1946 г. Работа в театре В 1946-1948 гг. Вел кружок художественной самодеятельности в одной из клайпедских школ. В 1948 г. В общей сложности сыграл в Театре сатиры около 50 ролей.
В 1987 г. Кинематографическую известность ему принесла роль комбрига Федора Серпилина в военной драме "Живые и мертвые" по роману Константина Симонова 1964, Александр Столпер. Актер воплощал на экране как драматические, так и комедийные образы. В общей сложности актер исполнил роли в более чем 60 кинокартинах.
Анатолий Папанов принимал участие в озвучивании более 80 мультипликационных фильмов. Наиболее известным из персонажей, разговаривающих его голосом, является Волк - герой мультсериала "Ну, погоди!
Война с оружием в руках для него окончилась. Могучим усилием воли Папанов впоследствии избавился от трости и хромоты. Но с болью от травмы он жил до конца. Военный трибунал Анатолий Дмитриевич Папанов и его близкий товарищ Абрам Наумович Рафаевич, также известный как Алик Рафаевич, были осуждены военным трибуналом на 6 лет за самовольную отлучку. С 1 января 1942 года красноармеец Папанов за самоволку попал в 13-ю запасную стрелковую бригаду в Чкалов ныне Оренбург. Самоволка — это отсутствие военнослужащего до 10 суток без разрешения и без умысла уклонения от дальнейшей воинской службы. Куда точно ходил Папанов, неизвестно.
Впервые в кино он снялся в 1937 году, исполнив эпизодическую роль в картине «Ленин в Октябре».
На войну был призван 12 августа 1941 года, спустя четыре месяца, в декабре 1941-го, был осуждён военным трибуналом на шесть лет за самовольное оставление части, но позже Папанова отправили на фронт. В марте 1942-го он получил тяжёлое ранение ноги и стал инвалидом третьей группы. Первую значимую роль получил в фильме Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», но широкая популярность пришла к Папанову после того, как он сыграл в экранизации романа Константина Симонова «Живые и мёртвые» генерала Серпилина.
Когда началась война ушёл на фронт, где был тяжело ранен в ногу на Юго-западном фронте. После чего был демобилизован и осенью 1942 года прибыл инвалидом третьей группы домой, в Москву к родителям. Поступил в Государственный институт театрального искусства имени А. Луначарского, на актёрский факультет. В 1946 году, после окончания института, вместе со своим курсом отправился создавать новый театр в Клайпеде, где им была сыграна первая театральная роль Сергея Тюленина в поставленном к тридцатилетию годовщины Октября, спектакле "Молодая гвардия".
Анатолий Папанов — Биография / История
Отец его был русским, а мать — полькой, перешедшей из католичества в православие ради того, чтобы выйти замуж за возлюбленного. Соцсети В молодости Папанов чуть не сел в тюрьму из-за кражи рабочих деталей на заводе. Это произошло еще до войны, когда будущий актер устроился на литейный завод в Москве. Всю бригаду арестовали и отправили в Бутырку. К счастью, следователь разобрался — несмотря на суровые сталинские времена, Папанова отпустили. Когда нужны были актеры-дети на небольшие роли, мальчик часто выходил на сцену. Когда Папанову исполнилось 18 лет, он ушел на фронт. Война наложила неизгладимый отпечаток на его судьбу.
В 1977 г.
В 1982 г. В 1984 г. В 1985 г. В 1986 г. В начале 1987 г. Летом 1987 г. В столице стояла жаркая погода, и Анатолий Дмитриевич решил принять душ. Из-за планового отключения горячей воды, из крана текла только холодная вода, однако это не остановило артиста.
Больное сердце замечательного человека не выдержало резкого перепада температур, и он скончался от сердечного приступа. Родные обнаружили бездыханное тело в ванне под струями ледяной воды. Через несколько дней Папанова похоронили на Новодевичьем кладбище. После смерти актера на экраны вышел его последний фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…». Анатолий Дмитриевич не успел закончить несколько сцен, поэтому его персонажа озвучил другой актер — Игорь Ефимов. В 1989 г. В 1992 г. Народицкий и архитектор Ю.
Воскресенский установили на могиле артиста новый памятник. В 2013 г. В фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…» Личная жизнь Был много лет женат на артистке Надежде Каратаевой. С женой Надеждой В 1954 г. Актриса подарила знаменитым родителям внучек Марию и Надежду. С дочерью Еленой Надежда Каратаева пережила своего мужа на 32 года и скончалась в 2019 г. Актриса до глубокой старости работала в Театре сатиры, ее последний спектакль состоялся в 2014 г.
Казалось бы, отныне Папанова должны были звать исключительно на роли военачальников, но Рязанов, у которого было звериное чутье на актеров, опять смешал карты. Только что приступивший к съемкам комедии «Берегись автомобиля», Рязанов не раздумывая позвал на роль колоритного обывателя только что снявшего генеральскую шинель Папанова. Его дуэт с Андреем Мироновым, игравшим зятя этого обывателя, Васильича, настолько виртуозен, что его до сих пор цитируют: «посодют, а ты не воруй» весьма актуально, кстати.
Наконец-то: по поводу Папанова ни у кого не остается ни малейших сомнений — понятно, что это большой артист, великолепно чувствующий любой жанр. Пришло его время - время великих ролей и ярких экспериментов. Да и в театре решили не отставать - Валентин Плучек зовет Папанова и на Городничего, и на генерала Хлудова, теперь он может играть и Фамусова, и Гаева. А в кино следом за обаятельным врачом Бондаренко в «Детях Дон-Кихота» появляется всепобеждающий «грядущий» хам Лёлик из «Бриллиантовой руки», следом - скромный бухгалтер Дубинский в «Белорусском вокзале», батька Ангел в «Адъютанте его превосходительства» и водитель Скорой Борис Иванович в «Делах сердечных». В камерной психологической драме Юлия Райзмана «Время желаний» Папанов появился в роли простого служащего, вдовца, которому энергия его новой жены, направленная на вечные поиски «дефицита», уже не по силам. Папанов играет усталого человека, Алентова — молодую мещанку, стремящуюся украсить нашу убогую советскую жизнь, хотя чем украсишь это медленное прозябание, помилуйте… Ну и завершающий гениальный аккорд — несломленный, мужественный Николай Павлович в «Холодном лете 53 года» Александра Прошкина. Последнюю фразу героя - «как хочется ещё пожить» - запомнила вся страна.
Дмитрий Филиппович участвовал в самодеятельности и периодически вводил сына на небольшие роли в спектаклях.
В 1930 г. Отец стал работать на стройке, мать - строгальщицей на заводе. Закончив десятый класс вечерней школы, Анатолий Папанов работал токарем в ремонтных мастерских 2-го Московского шарикоподшипникового завода. Увлекался самодеятельностью, принимал участие в постановках театральной студии при заводе "Каучук". В 1940 г. После начала Великой Отечественной войны был направлен на Юго-Западный фронт. Сражался на харьковском направлении, в звании старшего сержанта командовал взводом зенитной артиллерии. В начале 1942 г.
Перенес несколько операций, лишился двух пальцев на ноге. Получив инвалидность третьей степени, был демобилизован и вернулся в Москву.
95 лет Анатолию ПапановуАнатолий Папанов, биография, новости, фото - узнай вce!
Он был не только невероятно талантливым, но и очень скромным, поэтому говорить о себе не любил, и его личная жизнь всегда оставалась за кадром. Тем не менее Time Out сумел найти несколько интересных фактов о нем, которыми готов поделится с вами. Отец Анатолия Папанова мечтал стать актером Фото: legion-media. Его отец Дмитрий Филиппович был человеком военным и служил в охране, мама Елена Болеславовна занималась женскими шляпками и шитьем. Впервые на театральную сцену Анатолий Папанов вышел довольно рано, еще в детстве. Его дебют не был для семьи чем-то экстраординарным, скорее, это был естественный ход событий: отец будущего актера был ярым поклонником театра и звездой местной любительской труппы, поэтому он часто брал своих детей за кулисы и поощрял их участие в постановках. Вот что рассказывала об этом дочь Анатолия Папанова, Елена. Это была мечта его жизни. Где бы он ни служил, всегда старался участвовать в театральных кружках. Играли очень много…». Правда, мама Анатолия Папанова была не в восторге от того, что ее детей тянут на сцену.
Время от времени она пыталась спорить со своим мужем, а однажды и вовсе устроила серьезный скандал. Впрочем, причиной той ссоры стали не только маленькие актеры.
Известность же и народную любовь ему принесла роль в комедии «Берегись автомобиля» 1966 г. За ней последовала «Бриллиантовая рука» 1968 год , «Джентльмены удачи» 1971 г. Отметился он и мультипликации, озвучив Волка в «Ну, погоди! Кроме комедийных ролей, удавались Папанову и серьезные роли, в которых он мог раскрыть свой талант драматического актёра. Такими ролями он отметился в «Живых и мертвых» 1964-1966 года , «Возмездии» 1969 г.
Это, казалось бы, обычное житейское событие сыграло в биографии Анатолия Папанова едва не самую главную роль. Так, прогуливаясь по столице, актер случайно встречает молодого режиссера Андрея Гончарова, с которым они были знакомы еще со студенческих времен, обучаясь в одном учебном заведении. В то время А. Гончаров работал в Театре сатиры. Молодые дарования поговорили между собой примерно около часа, после чего Андрей Александрович сделал Папанову неожиданное предложение: «Переходи с женой ко мне». Семья Папановых согласилась. Театр В театр Папанов был принят, однако его постоянно обделяли главными ролями. Жаловаться на судьбу актер не любил и довольно стойко относился к происходящему.
Годы шли. Ничего не менялось. Анатолию Дмитриевичу по-прежнему давали только эпизодические роли. Все это привело бывшего фронтовика к отчаянию. Папанов начал злоупотреблять алкоголем. Перелом в его судьбе случился только в середине 50-х. В этот период у него рождается дочь, а спустя еще несколько недель после этого радостного события он получает серьезную работу — роль в спектакле «Поцелуй феи». Эта постановка смогла все перевернуть в жизни актера.
В него поверили. Почувствовав перемены, Анатолий Папанов сразу же отказался от алкоголя. За всю свою карьеру артист очень много играл в Театре сатиры. Самыми запоминающимися спектаклями с участием Папанова были: «Двенадцать стульев», «Доходное место», «Последний парад». Фильмография В кинематографе судьба нашего героя, как и на театральном поприще, складывалась не менее тяжело. Свою первую маленькую роль он сыграл в картине «Композитор Глинка» 1951. После этого Папанов не получал ролей аж четыре года. Только в 1955 году актера замечает Эльдар Рязанов и приглашает его пройти пробы на роль Огурцова «Карнавальная ночь».
Тогда Папанову не удалось впечатлить режиссера. Актер проваливает пробы и роль достается другому артисту — Игорю Ильинскому.
Папанов прекрасно знал, что творилось на фронте в 1941 году.
Анатолию блистательно удалось изобразить настоящую войну. Он показал на экране боль поражения, отчаянную веру в победу, которая заставляет идти вперед, не замечая никаких препятствий. Анатолий Папанов был задействован в еще одной картине Столпера — «Возмездие».
Другой режиссер, Андрей Смирнов, взял актера на роль в своем фильме «Белорусский Вокзал». Творческий расцвет Актер Анатолий Папанов оказался на пике популярности на рубеже 1960-70-х годов. Он состоялся как гениальный актер второго плана.
Фильмы с Анатолием Папановым запоминались зрителями мгновенно. Его появление в эпизоде стоило большой роли. Один крупный план актера — и советский человек все понимал про его героя.
В «Бриллиантовой руке» Анатолий рычал про кофе и какаву с чаем, и всем становилось ясно, что этот жулик недавно отсидел и скоро снова окажется в тюрьме. В «Берегись автомобиля» артист настойчиво воспитывал пройдоху-зятя, копался в своих шести сотках, и зрители узнавали в его герое близкого родственника или соседа. Анатолий Папанов и Андрей Миронов, творческий дуэт которых приобрел множество преданных поклонников, были великолепны.
Мультфильм "Ну, погоди! Эта роль появилась у Папанова случайно. Александр Котеночкин, много лет снимавший легендарный мультфильм, мечтал, чтобы Волк говорил голосом Владимира Высоцкого.
Эта идея не понравилась руководству. Лауреат Государственной премии Анатолий Папанов справился с задачей ничуть не хуже. Его сипение, рычание и другие характерные возгласы сделали Волка всеобщим любимцем.
Даже начальство было покорено. Волку прощали драки, ненормативное рычание, папиросы и алкоголь. Актеру приходили письма от ребятишек, на которые Папанов отвечал, защищая своего героя.
Мол, если раньше Заяц действительно подвергался опасности со стороны Волка, то теперь в поведении мохнатого хулигана появились признаки некоторого благородства. Последняя роль В 80-е годы Анатолий почти не снимался. Работа в театре занимала все его время.
В 1986 году актер получил приглашение сняться в картине «Холодное лето 53-го» в одной из главных ролей. Образ Копалыча оказался последней работой замечательного артиста. Премьера фильма состоялась через год после смерти Анатолия Папанова.
Его герой погибал, спасая деревню от уголовников. Предсмертная фраза Копалыча воспринималась зрителями, как завещание умершего актера. Так хочется пожить по-человечески.
И работать». Эту роль Анатолий Дмитриевич озвучить не успел. Его герой говорит в фильме голосом другого замечательного артиста, Игоря Ефимова.
Уход из жизни Анатолий Папанов вернулся в Москву из Петрозаводска сразу после съемок в «Холодном лете…». С дороги он решил принять душ. Но в доме была выключена горячая вода, поэтому артист решил вымыться в холодной.
Через несколько дней обеспокоенные родственники нашли Папанова в ванной.
Видел, как люди седели за одну ночь
- "Бриллиантовая рука"
- Папанов Анатолий Дмитриевич - Драмматический актер - Биография
- Биография Анатолия Папанова – читайте об авторе на Литрес
- Анатолий Папанов — Биография / История на ☕
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Анатолий Папанов: от комедии до драмы | Пикабу
Папанов Анатолий Дмитриевич Чтобы Помнили ! (Ушедшие Эпохи)
В результате, позднее ему начали доверять главные роли, которые принесли ему еще большую популярность. Вместе с тем, Папанов также снимался и в большом кино. На экране его впервые увидели в 1937 г. После этого парень успешно снимался в массовках. Первая заметная роль досталась Анатолию Папанову в комедии «Человек идет ниоткуда», экранизированной в 1961 г. После этого он сыграл основных персонажей в фильмах «Приходите завтра…», «Яблоко раздора» и «Живые и мертвые». Последняя картина принесла Папанову всесоюзную известность. Ему удалось настолько мастерски преобразиться в генерал-майора Серпилина, что его фото в данном амплуа попало на обложку журнала «Советский экран» и на почтовую марку СССР 1966 г.
Далее зрители увидели Анатолия Дмитриевича в ряде нашумевших кинолент, включая «Дайте жалобную книгу», «Возмездие» и культовую комедию Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Многие реплики из комедии, сказанные героем Папанова, прочно вошли в народ: «Тебя посадят, а ты не воруй! Анатолий Папанов снялся в культовых лентах «Бриллиантовая рука» и «Золотой теленок». В 70-е годы он запомнился зрителю по таким картинам, как «Белорусский вокзал», «12 стульев» и «По семейным обстоятельствам». Многие фразы из этих фильмов, сказанные персонажами актера, также стали крылатыми. Кадр из фильма «Холодное лето 53-го» Последней кинолентой в творческой биографии Папанова оказалась драма «Холодное лето пятьдесят третьего…», где он сыграл политзаключенного Копалыча. За свою карьеру Анатолий Папанов озвучил сотни мультфильмов.
Театр В театр Папанов был принят, однако его постоянно обделяли главными ролями. Жаловаться на судьбу актер не любил и довольно стойко относился к происходящему. Годы шли. Ничего не менялось. Анатолию Дмитриевичу по-прежнему давали только эпизодические роли. Все это привело бывшего фронтовика к отчаянию. Папанов начал злоупотреблять алкоголем. Перелом в его судьбе случился только в середине 50-х.
В этот период у него рождается дочь, а спустя еще несколько недель после этого радостного события он получает серьезную работу — роль в спектакле «Поцелуй феи». Эта постановка смогла все перевернуть в жизни актера. В него поверили. Почувствовав перемены, Анатолий Папанов сразу же отказался от алкоголя. За всю свою карьеру артист очень много играл в Театре сатиры. Самыми запоминающимися спектаклями с участием Папанова были: «Двенадцать стульев», «Доходное место», «Последний парад». Фильмография В кинематографе судьба нашего героя, как и на театральном поприще, складывалась не менее тяжело. Свою первую маленькую роль он сыграл в картине «Композитор Глинка» 1951.
После этого Папанов не получал ролей аж четыре года. Только в 1955 году актера замечает Эльдар Рязанов и приглашает его пройти пробы на роль Огурцова «Карнавальная ночь». Тогда Папанову не удалось впечатлить режиссера. Актер проваливает пробы и роль достается другому артисту — Игорю Ильинскому. Все это обернулось для нашего героя новой душевной травмой. Спустя пять лет судьба снова сводит артиста с Эльдаром Рязановым. На тот момент Анатолий Дмитриевич уже полюбился театральному зрителю, особенно после роли боксера в спектакле «Дамоклов меч». После просмотра этой постановки Рязанов понял, что несколько лет назад допустил грубую ошибку, когда не взял Папанова на роль в своей киноленте.
Режиссер долго уговаривал артиста сняться в его новой работе «Человек ниоткуда», однако тот, уже уверовавший в свою «некиногеничность», наотрез отказывался от этого предложения. К счастью, актера все же удалось убедить.
Вечером того же дня Папанов уехал в Москву. Анатолий Дмитриевич скончался 5 августа 1987 года в своей московской квартире от остановки сердца, принимая холодный душ. Дочь — актриса Елена Папанова род. Подробнее на Кино-Театр.
Почти сутки пролежал, почитай, на том свете. На него чудом наткнулись солдаты похоронной команды из другой части. Уже в госпитале Папанов узнал: после взрыва бомбы только один он из отделения и остался в живых.
Но вот что примечательно, и о фронтовых своих заслугах Анатолий Дмитриевич рассказывал как-то стеснительно и робко. Клещами порой из него приходилось вытаскивать боевые подробности и детали, добыть которые я считал тогда своим долгом военного журналиста. Скажу откровенно, ни с кем из множества своих героев-фронтовиков я не испытывал подобных затруднений.
Может, потому что на своей шкуре испытав все ужасы войны, он, так же как и Твардовский, мучился и переживал от того, что ему повезло остаться в живых. А вот другие полегли на полях сражений. И, вроде бы, он не виноват ни в чем, но все же, все же...
В то же время о других эпизодах своей биографии артист рассказывал всегда живо и интересно. О его детских годах, например, в моем блокноте есть такая запись: "На нашей улице стояли небольшие деревянные домики. Невдалеке были заросшие пруды, где мы с пацанами ловили карасей, купались, катались зимой на коньках.
После войны там выстроили знаменитые «Лужники». Чуть в стороне находился Новодевичий монастырь, каждый закуток которого я на пузе излазил. Улица моя имела неописуемо-прелестный запах - запах свежевыпеченного хлеба.
Рядом с моим домом стоял хлебозавод, где мама трудилась простой рабочей. В госпитале под Махачкалой я ночами просыпался иногда оттого, что вдруг начинал пронзительно ощущать этот родной запах. И так щемило сердце, так жгуче хотелось увидеть свой двор, весь в зелени, старую церковь возле него, что, казалось, на крыльях бы туда полетел...
Да, воевал, да, был ранен и тяжело ранен, но подвиги? Одна пахота была», - обыкновенно отнекивался, не пускаясь в длинные рассуждения. На довольно обширной библиографии о творчестве Папанова есть смысл остановиться подробнее, поскольку её недостатки - как бы продолжение достоинств артиста.
Мне поставили задачу написать о его гастролях. С молодеческими апломбом и самонадеянностью я взялся за её решение, подготовив опрос-анкеты для всех артистов, включая главрежа Валентина Плучека. Разумеется, столичные гастролеры дружно проигнорировали мое обращение.
Кроме Папанова. Он добросовестно ответил на неуклюжие вопросы, позвонил в редакцию, и мы встретились. Тогда и завязались наши отношения.
Во всяком случае, приехав в столицу, я зашел в его гримуборную как к старому знакомцу и, именно в таком качестве, он меня и встретил. Коньяк выставил, я - свой. Потом еще поднялись в буфет и ему девочки налили в долг, но для нас двоих.
Я помог ему добраться до дома. Так еще и там выпили. С его-то здоровьем...
Анатолий Дмитриевич не умел отказывать нашему брату-газетчику. Этой его "слабостью" пользовались очень многие, включая и автора сих строк, и потому практически во всех центральных партийных а других-то не существовало изданиях косяком шли выступления народного артиста СССР Папанова, интервью с ним по самым разным так называемым «актуальным проблемам» культурной, общественной жизни. Он «поддерживал и одобрял» решения каждого очередного съезда партии, пафосно, иной раз даже выспренно так за него писали призывал коллег по цеху «претворять в жизнь мудрые начертания», озвучивал нескончаемые призывы партийно-государственного истеблишмента к деятелям искусства и культуры.
Однако в подавляющем большинстве публикаций его собственных мыслей, чувств и эмоций содержалось до обидного мало, или их почти не было. Это тем более удивительно, что ведь мягким, податливым воском по жизни и творчеству Анатолий Дмитриевич никогда не был, не рассматривал социалистическое наше бытие сквозь розовые очки и, если хотите, даже в те хмурые идеологические времена умел оставаться человеком достаточно независимых взглядов. Немногим, верно, известно, как его настойчиво звали, даже понуждали вступить в ряды КПСС, однако артист оставался непреклонным и умер беспартийным.
Когда «эпохальное» произведение дряхлеющего Генсека про «Малую землю» изучалось и конспектировалось везде, в том числе и в театрах, я впервые услышал от Анатолия Дмитриевича анекдот. Уезжающего за границу артиста спрашивают члены идеологической комиссии: «Вы воевали на Малой земле или отсиживались в окопах Сталинграда?