Новости аэропорт приштина 1999 год операция

Летом 1999 года мир оказался в шаге от новой войны, когда британскому генералу Джексону поручили выбить российских десантников, занявших аэропорт в Косово. Нынешний президент России Владимир Путин во время работы на постах директора ФСБ и секретаря Совета безопасности России в 1999 году «благословил» российских военных на проведение операции по захвату аэродрома Слатина в косовской Приштине. Глава Ингушетии, участник операции в аэропорту Слатина — о событиях в Югославии в 1999 году и об их последствиях.

Тот летний рейд. Бросок на Приштину, 1999

До этого шла кропотливая подготовка к проведению операции. Ввод же войск НАТО планировался 12 июня, то есть российские десантники должны были до этого срока захватить аэропорт. Группа из 18 десантников скрытно проникла на территорию Косово, а затем и аэропорта. Окружающие албанцы и сербы не в курсе были, как проводилась операция, но она завершилась успешно. К 15-ю ставшего легендарным марш-броска Как они это совершили до сих пор не известно и засекречено. Российские десантники быстро в Косово были не заметны, что привело к успеху, оставалось лишь дождаться поддержки Уже 10 июня поступил приказ перебросить отряды ВДВ, численностью 200 человек из Боснии на территорию аэропорта. Войска НАТО не знали про данный маневр и думали, что всё у них под контролем.

Передовой отряд, в состав которого входили БТР, машины и личный состав были подготовлены в кратчайшие сроки. Самое интересно, что личный состав до самого последнего момента не знал куда им придется отправиться. Прошли её они без проблем. Особенно это ярко выражалось, когда войска вошли на территорию Сербии. Армию встречали как своих спасителей, которых ждали очень долго. Танки и боевые машины забрасывали цветами, солдатам передавали еду и питье.

Из-за этого движение колоны несущественно замедлилось. Но в скором времени оказались десантники в Приштине.

Для обеспечения скрытности комплексы ПВО минимизировали использование радаров и старались чаще менять дислокацию, чтобы увеличить свою выживаемость. Гористая местность во многих районах Югославии, а также неблагоприятная погода, господствовавшая до конца весны, давали дополнительное преимущество югославским военным. Однако общее технологическое превосходство войск НАТО было подавляющим и делало их военно-воздушные силы практически неуязвимыми, по крайней мере на больших высотах. Начало боевых действий В результате операции «Орлиный глаз» в 1998—1999 гг. Чтобы избежать потерь от средств ПВО, всем самолётам альянса был установлен нижний предел высоты — 4572 м 15 000 футов.

Принимались другие специальные меры, чтобы минимизировать риски для экипажей и избежать поражения гражданских объектов. Авиабаза Фэрфорд графство Глостершир, Великобритания. Национальное управление архивов и документации, Вашингтон. Были нанесены первые удары с воздуха. Первоначальные цели включали главным образом объекты военной инфраструктуры: пункты управления и связи, систему ПВО и аэродромы. Среди прочих объектов были разрушены или сильно пострадали Варадинский мост в Нови-Саде 1 апреля , нефтеперерабатывающий завод в Панчеве 4, 12—13, 16 апреля , химический завод «Милан Благоевич» в Лучанах 5—7, 24 апреля , автомобильный завод «Застава» в Крагуеваце 9, 12 апреля , железнодорожный мост в Грделице 12 апреля. При бомбардировке аэропорта Батайница вблизи Белграда 17 апреля несколько кассетных бомб упало на дома местных жителей, от одной из них погибла трёхлетняя Милица Ракич.

Под ударами с воздуха гибли мирные жители, включая албанских беженцев. Разрушение промышленных объектов приводило к сильным пожарам и выбросам в атмосферу вредоносных веществ. Софийская набережная, Москва. Одновременно с началом операции интенсифицировались боевые действия в Косове между югославской армией и ОАК. Исход албанских беженцев с территории Косова приобрёл массовый характер. Вице-премьер В. Драшкович высказался о готовности к переговорам с косовскими албанцами.

Однако столкновения в крае продолжались. Авиаудары НАТО не отличались высокой эффективностью. Интенсивность бомбардировок в несколько раз уступала уровню операции «Буря в пустыне» 1991 , проведённой против Ирака. Нанесение ударов с больших высот приводило к ошибкам в определении целей и поражению гражданских объектов и мирных жителей. На этом этапе не было никаких признаков снижения интенсивности боевых операций югославской армии в Косове. Уже к середине апреля генерал У. Кларк стал требовать включить в круг целей более простые для поражения объекты и увеличить военно-воздушные силы в его распоряжении.

На вопрос - зачем, он ответил: "Ясно, что нам придется оттуда когда-то уйти, но будет, чем торговаться". Квашнин "не рискнул это согласовывать с высшими должностными лицами, в том числе в Минобороны, но это было сделано". Марш-бросок на Приштину - операцию сводного батальона российских ВДВ, входившего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине город Углевик , в город Приштина Косово был осуществлен 12 июня 1999 года.

Участники знаменитого марш-броска сегодня получат правительственные награды и вылетят спецрейсом на родину. В Косово остаются сотни российских десантников. Командующий миротворцами в Косово Майк Джексон считает, что русские десантники знают, чего хотят и поэтому у них все получится.

1999 год.Как Российский батальон захватил аэропорт в столице Косово Приштине

Десантники в кратчайшие сроки захватили все помещения аэропорта «Слатина», заняли круговую оборону, организовали блокпосты и приготовились к появлению первых НАТОвских колонн, которые уже находились в пути. Задача по захвату «Слатины» была выполнена к 7 часам утра 12 июня 1999 года, а через двадцать минут туда подошли и подразделения других иностранных армий. Это были британские джипы. С другой стороны к аэродрому приближались английские танки. Обе колонны остановились перед российскими блокпостами. В небе появились десантные вертолёты. Пилоты британских вертолётов предприняли несколько попыток приземлиться на аэродром, однако эти попытки были пресечены экипажами российских БТРов. Как только вертолёт заходил на посадку, к нему сразу же устремлялся БТР, препятствуя таким образом его маневру.

Потерпев неудачу, британские пилоты улетели.

Инцидент Ранним утром 11 июня 1999 г. Колонна из примерно 30 российских бронетранспортеров с 250 российскими военнослужащими, входившими в состав международных миротворческих сил в Боснии, двинулась в Сербию. Затем Кларк временно приказал перебросить на вертолете контингент британских и французских парашютистов для захвата аэропорта силой. Штабные офицеры серьезно опасались, что сербские силы могут обстрелять вертолеты и что вход в Косово до согласованного времени может привести к выходу сербов из соглашения.

Если бы воздушно-десантные силы попали в беду, было бы очень трудно добраться до них по суше через горную местность, где мосты и туннели, как известно, были подготовлены к сносу. Поскольку эта операция выходила за рамки недавно подписанного соглашения о вводе сил НАТО в Косово на следующий день, национальные правительства имели право вывести свои войска, а французское правительство вывело свой батальон. Британские парашютисты просидели у вертолетов «Чинук» на раскаленном кукурузном поле большую часть дня, прежде чем встать, чтобы подготовиться к переезду на следующий день в Косово. В 5 часов утра 12 июня Британская 5-я воздушно-десантная бригада начала вылет в Косово из Скопье, чтобы захватить 10-мильное ущелье Качаник , чтобы 4-я бронетанковая бригада могла пройти к Приштине. Оттуда ведущим разведывательным отрядом в гонке на Приштину командовал британский капитан Джеймс Блант.

Солдаты ФСК первыми вошли в контакт с российскими войсками в аэропорту и доложили о происходящем генералу Джексону. Вечером Джексон вылетел на вертолете в Приштину для проведения пресс-конференции, а затем отправился на встречу с генералом Виктором Заварзиным , который командовал небольшим российским отрядом.

На тот момент мы все определились, что будем биться там до последнего, это реально, в прямом смысле этого слова. Командующий их группировки приехал на машине руководства под прикрытием спецназа. Он очень удивился нашему присутствию, после чего начал кричать, размахивая руками. Я понял, что это серьезный руководитель. Он оборачивается спиной ко мне, идет в мою сторону спиной и показывает танкисту: "Tanks can go" от автора: "танки могут ехать".

На себя вытаскивает танки, разворачивается и показывает — вперед. Я подхожу со спины к нему и говорю: "Если еще раз ты сейчас скажешь слово, здесь и ляжешь". Языка русского командующий группировкой сил НАТО на Балканах британский генерал Майкл Дэвид Джексон не понял, отчего продолжил яро зазывать танкистов к выполнению боевой задачи по взятию аэропорта. Танки двинулись вперёд. Командир взвода старший лейтенант Николай Яцыков приказал бойцу спрыгнуть с брони и расчехлить гранатомет, направив в сторону танков. Те остановились и сдали назад. Генерал еще озверел после этого больше, настолько, что он не понял, что происходит, танк назад все равно движется.

Многим из них в Косово понравилось и улетать домой они не хотят. Под открытым небом десантники устроили прощальный концерт. Западные журналисты расстроились, что российское командование не предусмотрело по такому случаю праздничный стол и водку. Музыку десантники организовали своими силами.

Приштинский рубеж генерала Заварзина

Марш-бросок на Приштину стал единственной победой страны в 90-х. Аэропорт Приштины всё ещё контролировали русские, но разрешалось через него перебрасывать силы и грузы НАТО. 24 марта 1999 года наш самолёт российский с Примаковым развернулся над океаном. 20 лет назад российские миротворцы совершили молниеносный рейд из Боснии на Приштину, заняв единственный в Косово аэропорт «Слатина» и затем отбивая попытки сил НАТО вторгнуться на его территорию. Марш-бросок на Приштину — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Марш-бросок на Приштину Война НАТО против Югославии, Косовская война Медаль «Участнику марш-броска 12 июня 1999 г. Босния-Косово» Дата 12 июня 1999 года. Начавшаяся в июне 1999 года лихим марш-броском наших десантников косовская эпопея завершилась.

Лёха-гранатометчик против НАТО. История броска на Приштину

Если бы воздушно-десантные силы попали в беду, было бы очень трудно добраться до них по суше через горную местность, где мосты и туннели, как известно, были подготовлены к сносу. Поскольку эта операция выходила за рамки недавно подписанного соглашения о вводе сил НАТО в Косово на следующий день, национальные правительства имели право вывести свои войска, а французское правительство вывело свой батальон. Британские парашютисты просидели у вертолетов «Чинук» на раскаленном кукурузном поле большую часть дня, прежде чем встать, чтобы подготовиться к переезду на следующий день в Косово. В 5 часов утра 12 июня Британская 5-я воздушно-десантная бригада начала вылет в Косово из Скопье, чтобы захватить 10-мильное ущелье Качаник , чтобы 4-я бронетанковая бригада могла пройти к Приштине. Оттуда ведущим разведывательным отрядом в гонке на Приштину командовал британский капитан Джеймс Блант. Солдаты ФСК первыми вошли в контакт с российскими войсками в аэропорту и доложили о происходящем генералу Джексону. Вечером Джексон вылетел на вертолете в Приштину для проведения пресс-конференции, а затем отправился на встречу с генералом Виктором Заварзиным , который командовал небольшим российским отрядом. Согласно другим источникам, был еще один русский человек по имени «полковник Баранов», который на самом деле был командиром подразделения спецназа , контролировавшего авиабазу и всю миссию. Этот человек постоянно носивший маску , также известный под кодовым именем Волкодав рус. Офицер неоднократно наблюдался во время первоочередных российских миссий по всему миру, хотя его настоящая личность остается неизвестной.

Укрывшись от проливного дождя в разрушенном терминале аэропорта, Джексон поделился с Заварзиным фляжкой виски, что привело к потеплению отношений, хотя «полковник Баранов» категорически отказался участвовать в разговоре.

Как это сделать двум сотням парней на легкой бронетехнике и с несколькими десятками единиц противотанкового вооружения, никто не объяснял. Тот самый Леха-гранатометчик. Сейчас он не герой, он обычный рабочий на горнодобывающем предприятии в маленьком городке Железногорске Курской области. До сих пор при воспоминании об этом у Лехи на глазах наворачиваются слезы. Он вспоминает, как стоял плечом к плечу со своим командиром перед танковой колонной, держа на плече гранатомет и готовый в любую секунду нажать на спуск. Из люков на него смотрели ошеломленные британские генералы и офицеры.

Потом люки захлопнулись. А Алексей с командиром продолжали стоять, не зная, что делать дальше. О том, что творилось в этот момент в зашифрованном радиоэфире НАТО, гранатометчик узнал лишь в 2015 году, когда давал интервью федеральному каналу. Британский генерал Майкл Джексон, командовавший силами НАТО на Балканах, уже получал нагоняй от американского генерала Уэсли Кларка, возглавлявшего силы альянса в Европе, за то, что русские его опередили. Американец приказывал британцу подавить российскую группу. И едва ли не в последний раз за новейшую историю бывшая метрополия ослушалась свою же бывшую колонию. Генерал Джексон ответил, что не позволит своим солдатам развязать Третью мировую войну и дал отбой атаке, приказав просто окружить аэродром.

Победа, обернувшаяся поражением На следующий день в захваченном аэропорте должны были приземлиться несколько бортов из России с тяжелой техникой и двумя полками ВДВ.

Квашнин "не рискнул это согласовывать с высшими должностными лицами, в том числе в Минобороны, но это было сделано". Марш-бросок на Приштину - операцию сводного батальона российских ВДВ, входившего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине город Углевик , в город Приштина Косово был осуществлен 12 июня 1999 года. Целью операции было взятие под контроль аэропорта Слатина, являвшегося британским подразделением миротворцев НАТО.

Осмелюсь спросить: а если противник явится в большом числе и полном порядке, как его встретить? Отвечаю: захвати первым то, что ему дорого. Если захватишь, он будет послушен тебе. Буквально за ночь десантники оборудовали блокпосты, заняли круговую оборону и к 7 часам утра 12 июня уже были готовы к появлению НАТОвских войск. В это время колонны потенциального противника, состоящие из танков, бронемашин и иных автомобилей, уже полным ходом двигались к аэропорту. Честь первыми принять аэропорт выдалась англичанам, однако по прибытии на место стало ясно, что первыми им уже не быть. Колонны англичан упёрлись в российские блокпосты, отечественный БТР перекрыл дорогу могучим зарубежным танкам. Ситуация повисла в воздухе, обстановка накалилась до предела. В первый же день мы схлестнулись с англичанами. Они были очень серьезно настроены. Шли танковой колонной, а там наш БТР стоит, путь загораживает. Ну, британцы посмотрели и дальше внаглую полезли.

Марш-бросок на Приштину

24 марта 1999 года на территории Югославии разорвались первые бомбы и ракеты, сброшенные с самолётов НАТО. Фотокорреспондент и военный обозреватель «АиФ» вспоминает о том, как осуществлялась операция в Косове в июне 1999 года. Аэропорт Слатина как важный стратегический пункт в любой операции был предназначен для войск НАТО, но контролировался англичанами. В 1999 году — начальник штаба ВДВ, в 1993-1998 годах был заместителем командующего ВДВ по миротворческим операциям.

Инцидент в аэропорту Приштины - Incident at Pristina airport

Первый - воздушные бомбардировки военных и стратегических гражданских объектов Югославии, второй - ввод на территорию Косова полицейских сил НАТО. России, как исторического союзника сербов, в этих планах не было. Ее тогда вообще всерьез никто не воспринимал, так как страна была сильно ослаблена, и внутренне, и внешне после хаоса 90-х годов. Российские десантники на сооруженных за ночь блокпостах Слатины Бомбардировки начались в марте 1999 года и продолжались 78 дней. Авиация НАТО совершила 35 219 вылетов, было сброшено и выпущено более 23 000 бомб и ракет.

Вторжение сухопутных войск НАТО было запланировано на 12 июня 1999 года. В качестве главного стратегического объекта для захвата был выбран международный аэропорт «Слатина», в городе Приштина, столице Косово. Это единственный аэропорт в регионе способной принимать тяжёлые военно-транспортные самолеты. С целью поддержки союзников Президентом России Б.

Ельциным было принято решение о занятии аэропорта «Слатина» и вводе на территорию Косова и Метохии российского миротворческого контингента. Борис Николаевич, несмотря на все свои недостатки, был вполне способен на решительные действия в сложных ситуациях. Операция готовилась в условиях глубокой конспирации, в первую очередь, в связи с недоверием к собственным политикам и части генералитета России. Сторонников Запада, несмотря на явное пренебрежение с их стороны интересами России, в политике того времени было много.

Узнав о планах помощи сербам эти люди вполне могли "сдать" план операции "западным партнерам". Первым задачу по подготовке плацдарма для захвата получил майор Юнус-бек Евкуров, нынешний глава Ингушетии, а тогда офицер ГРУ находящийся в составе миротворческого контингенте в Боснии и Герцеговине. Задача стояла так: "В составе группы из 18 военнослужащих подразделения специального назначения ГРУ ГШ ВС России скрытно проникнуть на территорию Косова и Метохии и взять под контроль стратегический объект — аэропорт «Слатина» и подготовиться к прибытию основных сил Российского контингента". Евкуровым поставленная задача была выполнена.

Его группа, действуя под различными легендами, тайно для окружающих сербов и албанцев в конце мая 1999 года взяла под контроль аэропорт «Слатина». Кстати детали данной операции до сих пор засекречены. Получив информацию о получении контроля над аэропортом, командование Российских подразделений миротворческих сил в Боснии и Герцеговине, отдало приказ подготовить механизированную колонну и передовой отряд численностью 200 человек к марш-броску, каждому бойцу была сделана гравировка армейского жетона.

По дороге батальон очень тепло встретили в Приштине — но восторженная толпа, закидывавшая броню цветами, еще и тормозила марш.

Однако в целом все прошло гладко. Уже на территории Сербии командование батальоном принял генерал-лейтенант Заварзин. Батальон пронесся через всю Югославию и в предрассветных сумерках вышел к Слатине. Сербы передали аэродром русским и покинули позицию.

Около 11 часов к Приштине со стороны Македонии подошли английские роты и французский батальон. Британцы попытались посадить на аэродроме вертолеты, но на полосу выехали БТР и помешали приземлению. Я не мог его за это винить, но знал, что мы, к счастью, не стоим на пороге третьей мировой войны", — замечал позднее президент США Билл Клинтон. Генерал Майкл Джексон, командовавший подразделениями НАТО, сам вышел вперед и начал жестами показывать танкистам, чтобы они продолжали движение.

Переводчик, старший лейтенант Николай Яцыков сказал, что если генерал продолжит в том же духе, это будет иметь скверные последствия, а солдаты наставили гранатометы на британские танки, командир одного из которых отказался выполнять приказ. Гранатометчик с чисто русской фамилией Иванов на глазах у британцев зарядил РПГ-7 и направил его под башню. Это была типичная смелость, берущая города — разгромить батальон натовцы, в принципе, могли. Но настоящий бой значил бы войну ядерных держав.

И не все англичане ушли бы с аэродрома живыми.

Российский президент Владимир Путин считает, что операция военных РФ по захвату аэропорта Приштины во время событий в Югославии в 1999 году не была дерзкой, и ей не придает такого большого значения, как отдельные наблюдатели. В июне 1999-го вооруженные силы России совершили марш-бросок и взяли под контроль аэропорт "Слатина" военный аэродром вблизи Приштины. Это было сделано за несколько часов до того, как на него рассчитывали войти силы НАТО. И, честно говоря, не придаю этому такого большого значения, как некоторые наблюдатели", — сказал Путин в интервью в фильме "Белград", который был показан на телеканале "Россия 1".

Путин рассказал о решении по броску для взятия аэропорта Приштины Википедия Читать 360 в В июне 1999 года, во время операции НАТО в Югославии, аэропорт Слатина в столице Косова Приштине занял сводный батальон российских воздушно-десантных войск. Это была единственная воздушная гавань, которая могла принимать военные самолеты. С конца мая его удерживала группа из 18 бойцов спецназа. Президент России Владимир Путин рассказал, как принималось это решение для взятия аэропорта. Реклама «Я был тогда секретарем Совета безопасности.

Путин раскрыл нюансы захвата российской армией аэропорта в Косово в 1999 году

Картина снята по мотивам реальной истории – захвата аэропорта Приштины в ходе военных действий в бывшей Югославии в 1999 году. 20 лет назад российские миротворцы совершили молниеносный рейд из Боснии на Приштину, заняв единственный в Косово аэропорт «Слатина» и затем отбивая попытки сил НАТО вторгнуться на его территорию. Ровно 20 лет назад российские миротворческие силы провели одну из самых дерзких военных операций девяностых — бросок из Боснии на Приштину — и заняли единств. 20 лет назад, в ночь с 11 на 12 июня 1999 года, весь мир потряс марш-бросок русских десантников из состава миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине на Приштину. Прощались с Косово российские десантники прямо на поле Приштинского аэродрома Слатина.

Бросок на Приштину: «И тогда я доложил командованию, что у меня нет связи с батальоном»

Марш-бросок на Приштину — операция сводного батальона ВДВ ВС России, входящего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине (город Углевик), в город Приштина (Косово), целью которой было взятие под контроль аэропорта «Слатина». В марте-июне 1999 года натовские войска вели бомбардировки военных и гражданских объектов, рассчитывая помочь косовским сепаратистам выйти из-под контроля Белграда. В июне 1999 года, во время операции НАТО в Югославии, аэропорт Слатина в столице Косова Приштине занял сводный батальон российских воздушно-десантных войск. С середины октября 1999 года аэропорт «Слатина» снова стал принимать и отправлять пассажирские рейсы. Колонна российских десантников прибыла в Приштину примерно в 2 часа ночи 12 июня 1999 года. Принято считать, что батальон ВДВ первый занял аэропорт в Слатине (Приштина,Югославия) 12.06.1999.

Приштинский десант. Марш-бросок в историю

Рунов, С. При рассмотрении вопроса сделан акцент на захват аэропорта как ключевого пункта коммуникаций для любого военного контингента, который разместился бы в Косово. Ключевые слова: российские десантники, миротворческий контингент, марш-бросок в Приштину, аэропорт «Слатина». Югославия, являясь одной из крупнейших европейских стран, всегда считалась общим домом для сербов, хорватов, боснийцев и других народов, как христиан, так и мусульман. Но в 1990-е годы она была ввергнута в острейший межнациональный конфликт, в результате которого федерация распалась на ряд независимых государств, которые долго вооружённым путём устанавливали свои границы и состав.

При проведении масштабных операций миротворческих сил всегда требуется организовать их непрерывное снабжение всем необходимым: боеприпасами, продуктами питания, питьевой водой и т. В приморских районах это можно делать через морской порт, а при проведении таких операций вдали от побережья в наши дни в основном используется снабжение по воздуху, а для этого необходимо иметь в своём распоряжении аэропорты. И о контроле над ними необходимо задумываться ещё на этапе планирования миротворческих операций. Одним из примеров борьбы за аэродромы, как ключевые объекты при снабжении своих миротворческих группировок, может служить марш-бросок российских десантников на приштинский аэродром «Слатина» в июне 1999 года.

В начале 1999 года блок НАТО потребовал вывести сербские войска из автономной области Косово и Метохия, населённой как сербами, так и этническими албанцами, а также разместить войска НАТО на территории этой области, то есть на территории собственно Союзной Республики Югославии состоящей на тот момент из Сербии и Черногории. Югославия не выполнила ультиматум. Операция проводилась в течение марта-июня 1999 года. Основная часть этой операции состояла в ракетных и авиационных ударах по стратегическим военным и гражданским объектам на территории Сербии [2, с.

Первой и важнейшей целью в Косово для войск НАТО был выбран международный аэропорт «Слатина», так как он единственный в регионе обладал взлётно-посадочной полосой, способной принимать любые типы самолётов, в том числе тяжёлые военно-транспортные. После захвата аэропорта именно через него планировалось произвести переброску большого количества сил НАТО, а в дальнейшем снабжать введённые войска всем необходимым [2, с. Для России в Косово места не нашлось. И это несмотря на то, что российский контингент, наравне с другими, давно уже участвовал в миротворческих операциях на территории бывшей СФРЮ, и успешно справлялся со всеми поставленными задачами.

Тогда для обозначения Россией своего присутствия в мировой политике, а также для обеспечения собственных геополитических интересов в Балканском регионе, высшим политическим и военным руководством России, во главе с Президентом России Б. Ельциным, было принято секретное решение о захвате аэропорта «Слатина» и вводе на территорию Косова и Метохии российского миротворческого контингента.

США и их союзники оказывали давление на Белград с целью добиться уступок в пользу косовоалбанских сепаратистов. Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1199 , призывавшую стороны к прекращению огня. Президент СРЮ С. Милошевич согласился на перемирие, отвод войск из края и размещение там представителей ОБСЕ , однако продолжение внешнего вмешательства не позволило остановить кровопролитие. В начале 1999 г. Уокер охарактеризовал эту инсценировку как расправу над мирным населением, ведущие западные СМИ широко осветили случившееся, хотя никаких доказательств представлено не было. В феврале — марте при посредничестве Контактной группы прошли переговоры в замке Рамбуйе близ Парижа между югославской и албанской сторонами, которые не привели к подписанию двухстороннего соглашения.

Косовские албанцы настаивали на независимости Косова. Белград готов был предоставить широкую автономию краю, но категорически отказывался от размещения иностранных войск на его территории, остававшейся частью СРЮ. Отказ югославской стороны от дальнейших переговоров послужил поводом для НАТО силой принудить Белград уступить в косовском вопросе. Примаков , направляясь на переговоры в Вашингтон, узнал о принятом решении и экстренно вернулся в Россию. Возможности для мирного урегулирования конфликта оказались исчерпаны ввиду позиции США и их союзников. Первоначально было задействовано 430 самолётов в дальнейшем их число возросло в 2,5 раза. Планировалось ограничить боевые действия авиаударами без проведения наземных операций. Поддержку оказывала морская группировка альянса 3 авианосца, 6 подводных лодок, 2 крейсера, 7 эсминцев, 13 фрегатов и др. Армия СРЮ готовилась к противостоянию и консультировалась с военными Ирака, имевшими опыт противодействия воздушным ударам в ходе американо-британской операции «Лиса в пустыне» в 1998 г.

Войска были рассредоточены, а тяжёлая техника замаскирована. Для обеспечения скрытности комплексы ПВО минимизировали использование радаров и старались чаще менять дислокацию, чтобы увеличить свою выживаемость. Гористая местность во многих районах Югославии, а также неблагоприятная погода, господствовавшая до конца весны, давали дополнительное преимущество югославским военным. Однако общее технологическое превосходство войск НАТО было подавляющим и делало их военно-воздушные силы практически неуязвимыми, по крайней мере на больших высотах. Начало боевых действий В результате операции «Орлиный глаз» в 1998—1999 гг. Чтобы избежать потерь от средств ПВО, всем самолётам альянса был установлен нижний предел высоты — 4572 м 15 000 футов. Принимались другие специальные меры, чтобы минимизировать риски для экипажей и избежать поражения гражданских объектов. Авиабаза Фэрфорд графство Глостершир, Великобритания. Национальное управление архивов и документации, Вашингтон.

Были нанесены первые удары с воздуха.

Находившийся на блокпосту гвардии старший лейтенант, командир взвода Николай Яцыков потребовал от генерала Джексона прекратить эти действия под угрозой применения оружия, заявив: «Если ещё раз ты сейчас скажешь слово, здесь и ляжешь. Яцыков, в свою очередь, приказал солдату спрыгнуть с брони и расчехлить ручной гранатомёт, направив в сторону танков.

Таким образом была показана серьёзность намерений российской стороны. Британские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта. Хотя командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал британскому генералу Майклу Джексону захватить аэродром раньше российской армии, британец ответил, что не собирается начинать третью мировую войну.

Впоследствии известный британский певец Джеймс Блант, служивший в 1999 году в группировке НАТО, свидетельствовал о приказе генерала Кларка отбить аэродром у российских десантников. Блант заявил, что не стал бы стрелять в русских даже под угрозой трибунала. Кларк использовал необычные для нас выражения.

Для захвата аэродрома были политические причины. Но практическим следствием стало бы нападение на русских».

Правда, пара энергичных виражей наших БТР по летному полю заставили пилотов отказаться от посадки. Тогда генерал Майкл Джексон, командовавший группировкой сил НАТО на Балканах, лично возглавил продвижение английской танковой колонны, довел её до аэродрома. Не обращая внимание на российских военных, он начал было подавать команды своим танкистам, пытался регулировать движение. В ответ наши десантники расчехлили гранатометы. Танки остановились, как вкопанные… Позже Майкл Джексон оправдывался: я не хотел, мол, начинать третью мировую войну. По мнению же генерал-полковника Леонида Ивашова, «одной из причин отказа НАТО от наземной операции стало категорическое возражение всех европейских членов альянса против действий в первом эшелоне». Единственное, на что хватило духу у натовцев, — это занять позиции в безопасной для них близости от аэродрома. Кроме того, страны НАТО заблокировали воздушные коридоры для пролета российских воздушных судов на аэродром.

Сюда планировалось оперативно перебросить дополнительные силы десантников, ведь один на один со всем альянсом оказались тогда всего две с небольшим сотни россиян. Сегодня известно, что свое воздушное пространство для наших самолетов перекрыла и Украина. Стоит напомнить: то был 1999 год, никакими майданами еще и не пахло. Просто назло, во вред, из гадости и подлости.

Марш-бросок батальона ВДВ РФ изменил историю Югославской войны

Столкновение между российскими войсками и силами НАТО из-за международного аэропорта Приштины произошло 12 июня 1999 года, сразу после войны в Косово. Картина снята по мотивам реальной истории – захвата аэропорта Приштины в ходе военных действий в бывшей Югославии в 1999 году. Предполагалось, что колонна направлялась в Приштину и международный аэропорт Приштины перед прибытием войск НАТО. Российский президент Владимир Путин считает, что операция военных РФ по захвату аэропорта Приштины во время событий в Югославии в 1999 году не была дерзкой, и ей не придает такого большого значения, как отдельные наблюдатели. И когда маршалу Сергееву доложили, что батальон прибыл в Приштину и занял стратегический аэропорт Слатина, господин Тэлботт был очень сильно разочарован и стал звонить Клинтону. Летом 1999 года мир оказался в шаге от новой войны, когда британскому генералу Джексону поручили выбить российских десантников, занявших аэропорт в Косово.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий