ямщик — ЯМЩИК, а, м Человек, профессия которого поездки на ямских лошадях, перевозка людей и грузов на любых лошадях. В переводе на современный лад: ямщики – это вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками. Промысел этот был настолько труден, опасен и важен, что ямщики получали государево жалованье и освобождались, говоря современным языком, от налогов. Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЯМЩИК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках.
Когда я на почте служил ямщиком…
Эта служба была поручена именно казакам по той причине, что ямская гоньба по степным трактам была крайне сложным и опасным делом, и найти нужное количество благонадежным вольнонаемных ямщиков было очень непросто. Поэтому войсковая администрация вынуждена была взять на своё попечение 179 почтовых станций с 1830 почтовыми лошадьми. За эту непростую службу казаки получали солдатский провиант и жалование, полагавшееся нижним чинам. Само же войско из земского и ясачного сбора получало за ямскую гоньбу ежегодно по 64 240 рублей.
В 1865 году Александр II освободил сибирское казачество от казенной ямщины. Вскоре после начала Русско-Шведской войны 7 октября 1788 года по образцу донских казачьих полков был создан Ямской казачий полк. Основу нового сформировали ямщики, обслуживающие коммуникации Московской, Тверской, Новгородской, Псковской, Ярославской, Вологодской и Костромской губерний, офицерский состав был набран из донских казаков.
После интенсивной боевой подготовки полк был направлен на границу с Финляндией, чтобы обеспечивать прикрытие Санкт-Петербурга. Исследователь С.
Полезно показать, что обобщающее слово и однородные члены являются одним и тем же членом предложения. После того как дети научаться видеть знаки на правило, объяснять их постановку, можно переходить к новому виду упражнений — расстановке пропущенных знаков.
Например: перепишите, ставя нужные знаки препинания. Начинать нужно с примеров, в которых пропущены только изучаемые в данный момент знаки препинания. Всюду вверху и внизу пели жаворонки. И все это и река и прутья верболаза и этот мальчишка напоминало мне далекие дни детства.
Две девушки доярка Маша и трактористка Настя вели беседу. Бричка бежит, а Егорушка видит все одно и то же небо, равнину холмы. Затем даются предложения, требующие применения правил, изученных ранее. Знаки препинания не проставлены.
Вот показалось солнце и залило всю окрестность ярким светом. Вдруг вспыхнула молния и осветила окрестность. Ветер засвистал и поднялась страшная буря. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птенцы.
Данные методические рекомендации апробированы мною в течение ряда лет на уроках русского языка. Большой лингвострановедческий словарь. Чернявская, К. Милославская, Е.
Ростова, О.
Люди состоятельные брали лихачей, у которых были сытые и красивые лошади плюс весьма удобные коляски. Лихачи оценивали свой труд уже в 3 рубля. Кроме частников работали и городские извозчики — «голубчики», или «резвые». Их легко было узнать по форменной одежде и номерному знаку. Заказать городского извозчика можно было на специальной бирже. Такая поездка редко обходилась дороже рубля. В уездном городе Чернь Тульской губернии ямщики жили на Казацкой слободе. В фондах Чернского музея хранится фотография с надписью: ямщик Пётр Александрович Шадский г. Чернь Казачья слобода 1918 год.
Горькова Ольга Фотография из фондов Чернского музея.
Применительно к ямскому делу, «ямскими бобылями» обычно называли неких приблудных «пришлых» людей, не нанятых общиной, не имевших, как следствие, своего надела выти в ямской слободе, не имевших и семьи как минимум, на момент прихода в слободу. В ямской слободе бобыли обычно исполняли роль наймитов, обрабатывавших землю охотников и, возможно, ямских приказчиков. Кто-то из них занимался разными промыслами, а кто-то —и«черной работой».
Жили ямские бобыли и своими дворами видимо, занимая дворы беглых ямщиков или просто опустелые охотничьи дворы ,ив домах ямских охотников очевидно, заплату или какие-то услуги. За право жить подданные Вышневолоцкому яму бобыли, селившиеся вновь на землях старого Выдропусского яма 67; например, бобыли на ямской земле, подданные владимирскому яму, бобыли на костромской ямской земли, подданные яму ит. Однако в целом «до конца 16 века быть ямским охотником не могло представлять серьезных выгод, по крайней мере, таких, благодаря которым состав ямских слобод делался бы более или менее устойчивым»[7, с. Нельзя тут, правда, исключать итого, что кто-то из бобылей со временем приобретал статус «ямского охотника», но Гурлянд явным образом таких «сюжетов» не описывал.
Помимо жизни в слободе, некоторые бобыли, сохраняя статус «ямских», отправлялись на заработки в город.
Считалась ли профессия ямщика престижной и денежной?
Ямщик - это... Значение и происхождение слова "ямщик" | Изначально ямщик — житель яма (почтовой станции), обязанный на своем транспорте и своими силами доставлять в назначенное место казенные послания, грузы, должностных лиц. |
Когда я на почте служил ямщиком… | Существует много мифов и неточных представлений о работе почты, ямщиков и всей системы транспорта дореволюционной России. |
Кто такой ямщик | Что такое ЯМЩИК? Человек, перевозящий почту и/или пассажиров на почтовых (станционных) лошадях (см. лошадь*).Слово ямщик образовано от существительного тюркского происхождения ям, имеющего значение ‘почтовая станция, на которой меняют лошадей’. |
Ямщик сообщение о профессии | За исключением "казённых ямщиков", поскольку однодворцы пользовались свободой выбора своего жизненного занятия, а ямщицкие сёла обязаны были обслуживать тракты. |
Почтовые станции и станционные смотрители: ru_oldrussia — LiveJournal | 1. Возница на почтовых, ямских лошадях. |
Разбираемся, что такое ямщик
Из дневников Пушкина до нас дошел комичный случай: как-то раз князь Потемкин отправил своего курьера в царский дворец с ямщиком. Тот гнал лошадей так, что шпага курьера отстукивала ритм по верстовым столбам, как по забору. Кроме того, в обязательные умения ямщика входила и самооборона. Лихие люди часто выбирали своей целью ямщицкие экипажи, поскольку в них порой находилось немало ценного. С приходом Петра I ямщики получили почтовые рожки, которыми должны были сигналить о прибытии. Однако закаленные на трактах ямщики новинку не оценили: им было удобнее орать и свистеть. И только к концу XVIII века ямщики наконец нашли интересное для себя сигнальное новшество: специальные колокольчики, называвшиеся по месту крепления поддужными.
Например, в 1547 году невесту для Ивана IV выбирали «всем миром», девушек из княжеских и боярских родов в Москву свозили на смотрины со всех концов страны — согласно царскому указу, который был развезен гонцами. В конце указа адресаты читали: «Грамоту пересылайте между собой сами, не задерживая ни часу». В 1552 году москвичи узнали о том, что войска Ивана IV взяли Казань, на четвертые сутки, еще через три дня эта весть достигла Новгорода — как раз благодаря работе почты того времени. Сама система почтовых станций позволяла передвигаться с большой скоростью, меняя по дороге лошадей и получая провиант. Даже в межсезонье и распутицу гонцы умудрялись проезжать за сутки до 200 км. Хотя в современном представлении нормальных дорог тогда еще не было, это вовсе не означало, что об их состоянии не заботились. От «ямы» до «ямы», то есть от одной почтовой станции до другой, местное население должно было заботиться о состоянии дороги и ремонтировать ее, обеспечивая проезжее состояние. С «техническим регламентом» для ремонта дорог того времени можно ознакомиться в Судебнике от 1589 года, созданном при сыне Ивана IV, царе Федоре Иоанновиче 1557—1598. Ширина дороги определялась в 3,2 м: «а по лесам дорогу частить поперег полторы сажени, и выскиди бурелом и поперечный лес высекати. А на ручьях мосты мостити поперег полторы сажени. А где на проезжей дороге заворы косогоры , и тут бы были отворы удобные спуски и подъемы ». Государственная повинность предполагала также и ремонт мостов: «Куда были преж сего дороги, и ныне бы те дороги были чисты, и через реки перевозы, а через ручьи мосты вново добрые». По усовершенствованной таким образом дороге верховой гонец или сани в зимнее время действительно могли передвигаться очень быстро. Вспомните: «В той степи глухой умирал ямщик», «Ямщик, не гони лошадей», «Дремля, смолкнул мой ямщик» — перечислять упоминания об этих почтовых тружениках прошлого придется долго. Все потому, что сама ямщичья служба овеяна, как сказали бы сейчас, ореолом романтики: была опасна и уважаема. Русские дороги с непредсказуемым климатом изначально были небезопасны даже для самых опытных гонцов. В дороге все могло случиться — от нападения диких зверей, которыми славились наши леса, до снежных буранов. А если напали разбойники или конь захромал либо, того хуже, пал? Так что в ямщики добровольно никого силой не принуждали шли люди крепкого физического сложения, умеющие за себя постоять, и часто с авантюрной жилкой. Кстати, чтобы быть принятым на государеву службу, нужно было еще доказать, что пользуешься доверием общества и известен как человек честный, не запойный, надежный. Работа ямщиков и оплачивалась соответственно — им полагалось немалое жалованье и многие льготы, например, они не исполняли земских повинностей. Ямщиков нельзя было записать в крепостные, они могли заниматься торговлей, ремеслами, собственным извозом и жили отдельными слободами, которых в Москве уже к концу XVI века было шесть. В названиях московских улиц еще сохранилась память об этих служивых людях — это Тверские-Ямские улицы и переулки. По документам 1628 года известно, как одевались ямщики: зипун лазорев астрадинный 2,5 руб. Итого 6,4 руб. На почтовую службу в Московском государстве собирали специальный налог — ямские деньги. Они шли как на оплату труда ямщиков, так и на содержание почтовых станций. Как писал немецкий дипломат и путешественник Адам Олеарий, побывавший в Москве в 1633 и в 1635—1639 годах, многие крестьяне старались попасть на ямщичью службу. Самым обустроенным трактом был тракт Москва — Казань, а самым загруженным — от Москвы к Пскову и Новгороду.
Они и разруливали все "ямские" дела, подчиняясь при этом напрямую Москве, они же устанавливали количество "охотников" — исходя из сложившейся конъюнктуры. Всего в слободе по данным Троицкого прихода за 1731 год насчитывалось 134 жилых двора: 86 ямских, 45 бобыльских и 3 двора нищих. Несмотря на то, что по указу царя Алексея Михайловича от 1643 года ямщикам запрещалось записываться в купцы, казанские ямщики активно торговали: будучи свободными от податей и обладая свободой передвижения, они даже составляли известную конкуренцию тяглым людям — лавки и даже кузницы! В силу специфики своей работы ямщики особенно предпочитали меновую торговлю, привозя изделия, чаще всего металлические, из Москвы, Нижнего Новгорода и других городов и выменивая их на меха и кожевенные изделия у местных тем самым нарушая государственную монополию на "мягкую рухлядь" — за эту статью дохода они постоянно боролись с купцами. При всем этом ямщики продолжали оставаться людьми государственными, и им полагалось жалованье, фактический размер которого в разные исторические эпохи мог разниться, как разнились и условия их службы — скажем, наши казанские ямщики получали денег не меньше своих московских собратьев, а вот "гонять" им приходилось раз эдак в пять реже. Вместе с тем не следует относиться к ямщицкому ремеслу пренебрежительно и легкомысленно дескать, укатил — да и поминай как звали, ни забот тебе, ни хлопот, да еще и жалованье платят , как раз наоборот — то был тяжелейший, изматывающий труд, требовавший крепких нервов и недюжинного здоровья. Если даже сегодня, проехав каких-то пару сотен километров на автомобиле, мы основательно выматываемся, что уж говорить о тех временах, когда в салоне не было кондиционера как не было и салона , а вместо дороги часто существовало лишь направление, которое легко можно было потерять, особенно в метель. Так что совершенно не случайно, что особенно много "жалестных" песен сложено в народе именно о ямщиках: Кони мчат-несут. Степь все вдаль бежит;Вьюга снежная на степи гудит. Снег да снег кругом;Сердце грусть берет;Про заволжскуюСтепь ямщик поет... Как простор степной широко-велик;Как в степи глухой умирал ямщик;Как в последний свойПередсмертный часОн товарищу отдавал приказ:"Вижу, смерть меняЗдесь, в степи, сразит —Не попомни, друг, злых моих обид. Злых моих обид да и глупостей,Неразумных слов,Прежней грубости. Схорони меня здесь, в степи глухой;Вороных коней отведи домой. Отведи домой, сдай их батюшке;Отнеси поклон старой матушке.
При них останавливались гонцы, которые занимались доставкой почты. Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой». Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой. После освобождения территорий служба использовалась для доставки государственной корреспонденции. Перевозить пассажиров и частную корреспонденцию ямская гоньба начала только в конце XVII века. Значение ямщиков в тот временной период сложно переоценить. Зимой для перемещения ямщики использовали сани, отчего скорость доставки почты значительно увеличивалась. Потому многие купцы предпочитали отправлять грузы именно в зимний период. Скорость передачи грузов ямской гоньбой значительно превышала скорость европейских курьеров. Вначале ямщики использовали свист или почтовый рожок для уведомления о своем прибытии. Скоро популярными стали колокольчики.
Ямаши: ямщик, не гони лошадей!
Со второй половины XVII в. Традиционные для России ямские дворы стали теперь называться почтовыми станциями, позднее — почтами. В обиходе осталось лишь слово ямщик. С открытием в России первых железных дорог потребность в услугах ямщиков стала уменьшаться, по своему положению они стали все более приближаться к государственным крестьянам. Тем не менее, ямщиков России сохранялись до начала XX в. Занятие извозом на российских дорогах иногда было рискованным: сбившись с дороги зимней см.
Тропинина и московских художников его времени, Москва Абрам Архипов. Рязанский ямщик. Васнецовых, Киров Константин Савицкий. Больная лошадь. В метель. XIX век Вятский областной художественный музей им. Васнецовых, Киров Василий Бакшеев. Возвращение домой.
Вплоть до широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важное значение для экономики России. Ямская повинность Подробнее по этой теме см. Ямская повинность. Это была повинность тяглового сельского и городского населения для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов. Ямские казачьи полки Вскоре после начала русско-шведской войны 7 октября 1788 года по образцу донских казачьих полков был создан Ямской казачий полк. Основу нового сформировали ямщики, обслуживающие коммуникации Московской, Тверской, Новгородской, Псковской, Ярославской, Вологодской и Костромской губерний, офицерский состав был набран из донских казаков. После интенсивной боевой подготовки полк был направлен на границу с Финляндией, чтобы обеспечивать прикрытие Санкт-Петербурга. Исследователь С. Балмасов пишет о службе ямщиков в Ямском казачьем полку: Каждому выплачивалось немалое ежемесячное жалование, было выдано оружие, обмундирование и провиант, но в бой ямщики шли, как и природные казаки, на своих конях. Казаки-ямщики, часто действуя вместе с донскими и оренбургскими казаками, отбили неоднократные попытки врага приблизиться по суше к Санкт-Петербургу и перешли к активным наступательным действиям. По окончании боевых действий Императрица Екатерина II оставила полк на службе, наградив казаков-ямщиков. Они были удостоены не только боевых наград, но и получили денежные компенсации за потерянных коней, пенсии увечным воинам. После того, как 19 декабря 1797 года Павел I расформировал полк, ямщики вернулись к своему привычному занятию.
И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух». Больше века назад на смену гужевому транспорту — курьерским и фельдъегерским тройкам, кибиткам, каретам и разным другим повозкам вплоть до почтового дилижанса пришли автомобили, поезда, самолёты. В нынешнее время они развозят пассажиров, почту, разные грузы по всем российским дорогам. А тройка, та самая птица-тройка осталась символом России. Не случайны у современных скорых поездов имена: Сапсан, Ласточка, Стриж. Никакого сравнения по скоростям и комфорту не то, чтобы со старинной ямской, но даже если лет на 15 или того меньше, назад оглянуться. Название старинного городка свидетельствует о его достойной родословной — ямской слободе и удалых ямщиках. Музей ямщика Добрались до Гаврилова-Яма? Вот и славно! Гостей-школьников радушно встречают ямщик Гаврила и супруга его, как раньше говорили, «ямщичка» Дуняша. Здесь они будто у себя в доме, — экскурсоводы. Как заговорили, да заокали по-волжски, по-местному, так и приворожили своими легендами и ямщицкими побывальщинами. Как ни как, за плечами русских ямщиков чуть ли не семь веков жизни России! Уместились экспонаты и богатые коллекции в небольших двух музейных домиках, поставленных по легенде, рассказанной Гаврилой, на пересечении старинных ямских трактов «Ярославль — Суздаль» и «Ярославль — Москва». Присоединяемся к экскурсии и вместе с ребятами заходим в каретный двор. Смотрят с любопытством: «Вот бы покататься! Он также молчалив, осанист и степенен. В синем зипуне и красном матерчатом кушаке. Согласно распоряжению московской городской управы, все извозчики должны были носить форменный костюм: старомодный длиннополый синий кафтан с двумя сборками сзади и поярковую шапку. Извозчики на старинных фотографиях и картинах выглядят очень крупными, но дело тут не только и не столько в телосложении, сколько в том, что они всегда подбивали свои кафтаны очень толстым слоем ваты. Извозчик в трактире. Борис Кустодиев И всё же у ямщика другая судьба. Чуть отдохнул от дальней дороги и — пора в обратный путь. По городам и весям. От «ямы» до «ямы». Если путник подвернётся, то — с новым седоком, и всё та же дальняя зимняя тоскливая дорога, Как у Пушкина Александра Сергеевича: «Сквозь волнистые туманы На печальные поляны Льёт печально свет она.
«Ямщик, не гони лошадей…». Когда почта еще не была электронной
Ямщик, не гони лошадей. Остановка в якутском селе Синск. Изначально ямщик — житель яма (почтовой станции), обязанный на своем транспорте и своими силами доставлять в назначенное место казенные послания, грузы, должностных лиц. В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня. ямщик, ямщики, ямщика, ямщиков, ямщику, ямщикам, ямщика, ямщиков, ямщиком, ямщиками, ямщике, ямщиках. Что такое ямщик для державы в 16-17 веках? Разбираемся, что такое ямщик. Ямщик — Это название возницы заимствовано из тюркских языков, где словом ямчы. Постепенно ямщики превратились в особое сословие наподобие стрельцов, они совмещали ведение своего хозяйства с выполнением обязанностей перед государством.
Разбираемся, что такое ямщик
Ямщик - это... Значение и происхождение слова "ямщик" | проводник), которые должны были держать по 3 лошади, телегу, сани и полную сб. |
Почтовые станции и станционные смотрители | Между прочим, наша Ямская слобода была когда-то крупнейшей в государстве — как по своим размерам, так и по количеству охотников-ямщиков. |
Ямщик, не гони... | Ямщики Управляли почтовыми ямскими лошадьми, находились на казённой службе, выполняли ямскую повинность (вид личной повинности), установленную в Московском государстве в XVII в. для удовлетворения преимущественно казённых интересов. |
Происхождение слова Ямщик
Что такое ЯМЩИК? Человек, перевозящий почту и/или пассажиров на почтовых (станционных) лошадях (см. лошадь*).Слово ямщик образовано от существительного тюркского происхождения ям, имеющего значение ‘почтовая станция, на которой меняют лошадей’. Для возки почт предназначались ямщики; платеж им жалования был прекращен, но они были освобождены от податей и рекрутской повинности и получали за свою гоньбу прогоны. Доставив путника на точку, ямщик возвращал коней обратно. У слова "ямщик" корень "ям", и это такой человек, который раньше занимался, как перевозкой людей, так и грузов на гужевом транспорте. Сделано было такое распоряжение, чтобы ямщики были люди благонадежные из выборных и целовавших крест.
Слово Ямщик
Итак, ямщик – это не просто транспортный работник, это культурный и исторический символ, связующее звено между прошлым и настоящим. Впоследствии на ямщиков была возложена обязанность поддержания почтовой связи (ямской гоньбы). А сегодня преемниками ямщиков можно считать работников почты и курьеров, которые с 1994 года отмечают профессиональный праздник во второе воскресенье июля. В переводе на современный лад: ямщики – это вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками. Ямщик занимался междугородней перевозкой, его услугами могли воспользоваться во время поездок из одного города в другой. А знаете ли вы, как появились на Руси ямщики? Историки утверждают, что в 1516 году московский князь Василий Иванович учредил Ямской приказ, отвечавший за поч.
Ямщик — значение и сущность этой профессии
Значение слова «Ямщик» | У слова "ямщик" корень "ям", и это такой человек, который раньше занимался, как перевозкой людей, так и грузов на гужевом транспорте. |
История о ямщиках и почтовых трактах | За свой труд ямщики получали от государства жалование, а также земельные наделы и покосы. |
Губной целовальник, офеня, шорник и другие популярные на Руси профессии, которые ушли в небытие | Ямщик обычно работает на свежем воздухе, что может быть приятным, но также требует учета погодных условий. |
Считалась ли профессия ямщика престижной и денежной?
Согласно указу государя, в ямщики следовало брать «людей добрых, лучших, семьянистых». Смотреть что такое «Ямщик» в других словарях: Ямщик: особая каста среди русских. 1. Возница на почтовых, ямских лошадях. Разбираемся, что такое ямщик. Ямщик — Это название возницы заимствовано из тюркских языков, где словом ямчы. Для возки почт предназначались ямщики; платеж им жалования был прекращен, но они были освобождены от податей и рекрутской повинности и получали за свою гоньбу прогоны.