Каждый год на базе Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа мы празднуем традиционный праздник обских угров «Вороний день». «Вороний день». 20 лет назад он впервые был проведен в музее под открытым небом, и по сей день, не изменяя традициям. В праздновании «Вороньего дня» приняли участие творческие коллективы и гости с разных уголков нашего округа и с соседних регионов: г. Ханты –Мансийск, г. Лянтор, д. Русскинская, г.
«Вороний день»
ФедералПресс рассказал, как в Нефтеюганском районе отметили древний праздник Вурна хатл или Вороний день. Отметим, главным организатором праздника стала Нижневартовская городская общественная организация «Центр коренных народов Севера «ТОР – НАЙ», которая получила Грант. Символика Вороньего дня связана с рождением детей и семейным благополучием. В Ханты-Мансийске отпразднуют окружной фольклорный праздник коренных малочисленных народов Севера «Вороний день».
9 апреля на Комсомольском озере в Нижневартовске отметят «Вороний день»
8 апреля в историко-культурном центре состоялся самый почитаемый праздник у ханты и манси «Вороний день». Сегодня, 7 апреля, на территории молодежно-подросткового клуба «Факел» прошёл традиционный праздник коренных народов Севера "Вороний день". В Вороний день поутру мужчины достают со священных лабазов или нарт скульптуры духов – покровителей, приносят им дары, угощение, обряжаются в новые одежды. 5 апреля сотрудники музейно-этнографического и экологического парка «Югра» провели для юных воспитанников детского сада «Умка» музейное интерактивное занятие «Вороний день». «Вороний день» в Тюмени собрал гостей со всех уголков мира.
Путешествуй по России в ЭТНОМИРе
- «К нам ворона весну приносит»: в Сургуте отметили «Вороний день»
- Вороний день — 2022
- «Вороний день» в парке!
- «Вороний День» - один из самых почитаемых праздников народов ханты и манси.
- Новости Советского района
Творческий конкурс «Вороний день»
Когда еще лежит снег и бывают заморозки, своим криком она пробуждает природу и кажется, приносит саму жизнь. У народов ханты и манси к этим пернатым особое отношение. О вороне сложена красивая легенда, ребята с интересом её послушали, а ещё отгадывали загадки о весне и птицах; в игровой форме проверили свои знания о северной природе; узнали приметы, связанные с вороной, например, если в день Вороны, 7 апреля, ветер с севера, то сорок утренников пройдет до тепла, то есть сорок дней сохранится холодная погода. Этно-встреча завершилась сладким угощением и красивым обрядом повязывания цветных ленточек на ветки дерева с загадыванием желаний в сопровождении песни «Анки» на национальном языке.
Этот момент всегда на таких мероприятиях проходит оживлённо, дети выполняют обряд с интересом, и он конечно, им запомнится. А мероприятие поможет расширить знания о родном крае, самобытной культуре коренных народов, с которыми мы живём на одной земле. Светлана Бронникова, заведующая библиотекой Вороний день В начале апреля коренные народы Севера отмечают весенний хантыйский праздник «Ворна хатл» - «Вороний день».
Чеускинская поселенческая библиотека для учащихся начальной школы провела час краеведения, посвященный этому празднику.
Если ворона сидит на сухих ветвях дерева, то быть холодному и дождливому лету, а если села на живую ветку — лето будет жарким и солнечным. По количеству снега в этот день определяли, урожайным ли будет год на рыбу, ягоду, кедровые орехи. Празднование Вороньего дня Вороний день считается женским, поскольку его символика направлена на женскую сферу деятельности — рождение, семейное благополучие, любовь и т. В этот сакральный день проводятся различные ритуальные действия, связанные с женским началом.
Считается, что все дети до полового созревания находятся под их покровительством и защитой, поэтому в традиционном воспитании обских угров не принято ругать и обижать детей. Детям же не разрешается копаться в земле, чтобы не причинить боль своей главной матери — Земле. Именно поэтому главными участниками Вороньего дня являются женщины и дети. Не случайно сегодня неотъемлемой частью празднования стало чествование новорождённых детей из семей коренных малочисленных народов Севера. Калтащ называют матерью, которая «одной рукой даёт детей, другой — назад забирает».
Для того чтобы угодить ей, необходимо тщательно соблюдать все предписания и обряды, связанные с ней. Считается, что каждый должен хотя бы раз в своей жизни побывать с жертвоприношением на её святилище в деревне Калтасьяны, что находится в Октябрьском районе. Раньше сюда приезжали издалека, преодолевая огромные расстояния. А те же, кто не мог, передавали паломникам от себя дары и угощения богине Калтащ. В старину к этому дню готовились заранее.
Накануне выпекали хлеб и различные мучные изделия. Специально оставляли хороший кусок мяса для каши-саламат. Заготавливали разноцветные полоски материи, к одному из концов которой привязывалась серебряная монетка. Вечером молодые женщины с детьми делали из сена, тонких прутиков гнёзда, в который помещали комочки снега в виде яйца, а затем прятали. Считалось, что чем больше изготовишь гнёзд, тем добрее будет ворона, а значит, больше народится детей.
В день празднования родители рано будят детей со словами: «Вставайте скорей, бегите на улицу — прилетела Ворона и принесла вам подарки». Выйдя, дети видят, что на ветках берёзы, ели висят калачи, баранки. Матери обращаются к дочерям, которые вот-вот станут девушками: «И вам Ворона принесла подарки — связку калачей и лоскут красного сукна». В этот день женщины и дети наряжаются. Затем дети идут искать гнёзда и собирать «яйца», считается, чем больше найдёшь сейчас, тем больше найдёшь и летом.
По тому, как быстро собирал ребёнок «яйца», судили и о том, каким он будет и в жизни — расторопным или медлительным. Затем днём участники празднования собирались на южной стороне селения, принося с собой еду. В этот день было принято готовить только на улице, на костре. Женщины в разных котлах варили мясо, отдельно для взрослых и детей. Затем на мясном бульоне готовят традиционную кашу из крупы — «Саламат».
Считается, что пища, приготовленная из отдельных зёрен, означает ростки новой жизни.
Для них сотрудники библиотеки представили информацию, связанную с историей и приметами этого праздника. Дети с удовольствием играли в национальные игры. Желающие фотографировались с вороной, которая своим прилетом принесла нам весну, смотрели книги, в которых рассказывается об обычаях народов ханты и манси. Приняли участие в мастер-классе «Ворона — вестник весны», где своими руками смастерили открытку с изображением вороны.
Междуреченский прошел праздник «Вороний день».
Тарханова провели для детей и взрослых познавательно-игровую программу «Вороний праздник». Все пришедшие на праздник окунулись в виртуальное путешествие, посвященное культуре и традициям обских угров. Для них сотрудники библиотеки представили информацию, связанную с историей и приметами этого праздника.
Праздник зарождения новой жизни. «Вороний день» в Тюмени собрал гостей со всех уголков мира
Зрители посмотрели театрализованное представление «Вурна хатл» Вороний День. В программе принял участие национальный хантыйский коллектив «Тор-Най» и вокальные, хореографические коллективы ЦНК. Многочисленные зрители активно участвовали в развлекательно-игровой программе, танцевали вместе с артистами хантыйский танец «Куреньку» и приняли участие в играх северного многоборья.
Позднее он стал отмечаться 7 апреля, на Благовещенье, что связано с христианизацией югорской земли. Сотрудники отдела экологического просвещения заповедника «Малая Сосьва» на базе Центральной детской библиотеки г.
Много интересного дети узнали про ворону — это небольшая птица из рода воронов, обладает блестящим умом и сообразительностью, предпочитает жить по соседству с человеком.
Знакомить детей с традициями этого народа», — поделилась воспитатель детского сада «Василек» Наталья Бугачук. Ежегодно на праздник ханты и манси «Вороний день» в Старый Сургут приходят сотни человек, рассказывают организаторы. Не стал исключением и этот год. И вот уже отдавая уважение и зная эту культуру, мы уже достаточно в нее погружены.
Вне зависимости от национальности к нам ежегодно приходят сотни людей. Прошедшим праздником сургутяне остались довольны. Но несмотря на теплый прием жителей города, весна в Сургуте, кажется, пока не готова полноценно вступить в свои права. По крайней мере погода на этой неделе, будет холодной и снежной.
И был тот день седьмым от начала твёрдого наста — хант. Другая легенда гласит, что раньше ворона была белой, но провинилась перед человеком и стала серой. Ворона была домашней птицей, жила с людьми. Но настали для человека тяжёлые голодные времена. Они прогнали ворону, и та полетела искать пропитание.
Птица покружила и увидела падаль. Наклевалась вдоволь и полетела обратно к людям. Тут же оперение вороны стало серым. Люди прогнали птицу, крича ей в след: «Как бы ты не бедствовала, но до такой низости нельзя было опускаться». Прогнали люди ворону, но она всё равно возвращалась с первыми весенними ветрами. И как бы не сердились люди на изгнанницу, а рады, что с её прилётом приходит весна. Приметы и поверья, связанные с вороной Обские угры считают, что именно ворона на своём хвосте приносит весну, время года, которое ассоциируется с началом нового жизненного цикла в природе. Это представление связано и с особенностями поведения этих птиц. С её прилётом в лесу оживает жизнь, они начинают шумно вить гнёзда, громко каркая, тем самым как бы пробуждают природу.
Именно поэтому обские угры — ханты и манси — считают эту птицу покровительницей женщин и детей. Чтобы с ребёнком не случилось несчастья, женщины ханты и манси строго следят за детскими вещами и предметами, даже за теми, которые уже не нужны ребёнку. Весной под влиянием тёплых солнечных лучей таловые кучки начинают тлеть и становятся тёплыми. Считается, якобы именно это место становится первым пристанищем для прилетевших с юга ворон. Сидя на них, птицы отогревают замёрзшие лапки. Именно поэтому в вороньих песнях поётся: «С моим прилётом пусть девочки и мальчики рождаются. На ямку с таловыми стружками я присяду, замёрзшие лапки свои отогрею. В благодарность я дарую долгую жизнь родившимся детям». В другой мансийской песне поётся: «…За много дней до моего появления, за много дней до моего перелёта, счастливые женщины счастливых сыновей-дочек заимеют, пусть в колыбелях качают.
На кучки приземлюсь. С дальних мест шедшие ручки-ножки отогрею». По обычаю эти кучки нельзя сжигать, чтобы не обожглись дети. В Вороний день ханты и манси внимательно наблюдали за изменениями в природе и поведением самой птицы. Если в этот день дул северный ветер, то ещё больше месяца простоит холодная погода. Если ворона сядет на самую верхушку дерева, то быть наводнению, а если на ветвях, то уровень воды будет небольшим. Если ворона сидит на сухих ветвях дерева, то быть холодному и дождливому лету, а если села на живую ветку — лето будет жарким и солнечным.
«Бессмертный полк» в Югре пройдет онлайн
- В Югре отметили «Вороний день» | Культура | Окружная телерадиокомпания Югра
- «Вороний день» отметили в селе Лопаево - Вести Урал
- Вороний день
- Вороний день - Муниципальные новости - Новости, объявления, события - Сельское поселение Шеркалы
- В ХМАО отметили праздник коренных народов Вороний день
- С весной на крыльях
Россия – общий дом: как манси отмечают Вороний день
Один из самых почитаемых традиционных праздников у верхнеобских угров – Вороний день, символизирующий приход весны. В Надыме встретили вороний день. Раньше «Вороний день» отмечали целую неделю, сегодня фестиваль укладывается в один день, но зато проходит он очень ярко.