Актер Леонид Броневой в роли Мюллера в фильме режиссера Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны". После просмотра «Семнадцати мгновений весны» Брежнев потребовал присвоить полковнику Исаеву звание Героя Советского Союза. 50 лет назад состоялась премьера фильма «Семнадцать мгновений весны», основанного на книге Юлиана Семенова.
Штирлиц, Мюллер и компания. Как снимали «Семнадцать мгновений весны»
Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» / 1973 год. Фильму «Семнадцать мгновений весны» исполнилось 50 лет: почему всенародно любимого Штирлица хоронили в долг в чужом костюме. Снижение числа преступлений в дни телепремьеры "Семнадцати мгновений весны" было официально зафиксировано в милицейских сводках. «17 мгновений» считаются самым дорогим советским сериалом, хотя реальный бюджет картины — тайна, покрытая мраком.
К 50-летию легендарного фильма: Первый канал запускает показ «Семнадцати мгновений весны»
Источник фото: кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны". Премьера «Семнадцати мгновений весны» шла с 11 по 24 августа 1973 года. Однако в "Семнадцати мгновениях весны" Штирлиц описан как красавец-мужчина арийского типа внешности.
Закулисные тайны и ошеломительный успех: слухи и факты о фильме «Семнадцать мгновений весны»
Первая реакция режиссера, Татьяны Лиозновой, на предложение "раскрасить" "Семнадцать мгновений" была категоричной – нет! «Семнадцать мгновений весны» — телеcериал Татьяны Лиозновой, в основу сюжета которого лёг одноимённый роман Юлиана Семёнова. «17 мгновений весны» сегодня исполнилось 50 лет: почему всенародно любимого Штирлица хоронили в долг в чужом костюме. Создательница «Семнадцати мгновений весны» и «Трех тополей на Плющихе» Татьяна Лиознова на всех производила впечатление железной леди. Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» / 1973 год. "Семнадцать мгновений весны": как снимали легендарный фильм.
11 фактов о сериале «Семнадцать мгновений весны»
"Семнадцать мгновений весны" вошёл в историю кинематографа и давно не нуждается в представлении и рекомендациях. «17 мгновений» считаются самым дорогим советским сериалом, хотя реальный бюджет картины — тайна, покрытая мраком. Автор сценария «Семнадцати мгновений весны» Юлиан Семенов хотел, чтобы роль советского разведчика исполнил актер Арчил Гомиашвили, известный зрителям по роли Остапа Бендера в «12 стульях» Гайдая. 11 августа 1973 года в Советском Союзе, на центральном телевидении начался показ многосерийного художественного телефильма «Семнадцать мгновений весны». «Семнадцать мгновений весны» — телеcериал Татьяны Лиозновой, в основу сюжета которого лёг одноимённый роман Юлиана Семёнова. Фильму «Семнадцать мгновений весны» исполнилось 50 лет: почему всенародно любимого Штирлица хоронили в долг в чужом костюме.
Совершенно несекретно: смешные и курьёзные факты о съёмках сериала "Семнадцать мгновений весны"
Берлин снимали в настоящем Берлине, эпизоды с пастором Шлагом и швейцарской границей — в Тбилиси и Боржоми, явка разведчика была провалена на улице Яуниела в Риге, Штирлиц ждал Бормана в Ленинградском зоопарке, агента Клауса убили в подмосковном лесу. Бывало так, что одну короткую сцену снимали в разных городах. Так профессор Плейшнер шел по немецкому городу Майнцу, затем смотрел на медвежат в Тбилиси, доходил до Цветочной улицы и выбрасывался из окна конспиративной квартиры уже в Риге… Сейчас около дома с «конспиративной квартирой» по улице Яуниела открыт отель «Юстас» с прилегающим рестораном «Алекс». Лиознова Съёмки убийства Клауса, которого играл Лев Дуров , пришлось проводить в Подмосковье не просто так.
Актёра не выпустили за границу по результатам собеседования с парткомкомиссией! Лев Дуров отличался вспыльчивым характером и отменным чувством юмора и всё это продемонстрировал комиссии. Вопрос «Опишите советский флаг» показался ему настолько глупым, что он описал пиратский флаг Весёлый Роджер.
Комиссия удивилась, но продолжила задавать вопросы. Дуров решил, что хуже уже не будет и в ответ нёс полную ерунду: называл Малаховку и Тамбов союзными республиками и говорил, что не знает ни одного члена Политбюро, так как в нём не состоит. Режиссёру оскорблённый расспросами актёр сказал, что у нее два выхода — брать другого актёра или убивать Клауса в советских лесах, а лично он больше ни на какую выездную комиссию не пойдет.
Лиознова Сцена встречи Штирлица с женой в кафе «Элефант» сначала планировалась ещё пронзительней. Вячеслав Тихонов предложил показать разведчику не только жену, но и их ребёнка. Идея была хорошей, но режиссёр боялась, что ребёнок может отвлечь внимание зрителя, а ей хотелось бы показать силу женских чувств.
Жену Штирлица рвалась сыграть Светлана Светличная.
Однако "Семнадцать мгновений весны" сразу получил в огромной стране огромную популярность. Улицы и дворы пустели — потому что все бежали к голубым экранам, едва услышав написанную для фильма музыку Микаэла Таривердиева. Старые и молодые зрители с одинаковым энтузиазмом следили за приключениями штандартенфюрера Макса Отто фон Штирлица — советского разведчика Максима Исаева — который вступил в смертельно опасный поединок с нацистскими спецслужбами, срывая сепаратные переговоры между Третьим Рейхом и западными союзниками. Чему учит классика советского киноЕсть популярное суждение, что с годами старые советские фильмы становятся только лучше. И дело не только в "выдержке" Во время первого показа сериал посмотрели около 80 миллионов человек, что считается одним из лучших показателей в истории советского телевидения. А повтор фильма стартовал уже через три месяца, после целого вала писем, что было лучшим свидетельством царящего вокруг картины ажиотажа. Ведь когда картина вышла, она совершенно не рекламировалась. И с первого же дня началось то, что началось.
Ну, вы знаете, что улицы пустели, а в магазинах можно было купить все что угодно, потому что почти не было покупателей. Потом поступили статистические данные, в частности, о том, что Мосэнерго пришлось запускать дополнительные мощности, потому что потребление электричества во время показа сильно возрастало. А потом был последний аккорд — письма.
Мы отыскали 17 интересных фактов о картине и задействованных в ней актерах. Кто последний на Штирлица? Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» Представить себе Штирлица в исполнении кого-то кроме Вячеслава Тихонова сейчас просто невозможно, однако поначалу его кандидатура не рассматривалась. Автор сценария «Семнадцати мгновений весны» Юлиан Семенов хотел, чтобы роль советского разведчика исполнил актер Арчил Гомиашвили, известный зрителям по роли Остапа Бендера в «12 стульях» Гайдая. Также рассматривалась кандидатура Олега Стриженова, однако тот не захотел оставить игру во МХАТе на три года ради съемок в кино именно столько снимались «Семнадцать мгновений весны».
Сам же Тихонов попал в фильм случайно — его кандидатуру предложил кто-то из ассистентов режиссера Татьяны Лиозновой. На пробах, когда Тихонова загримировали и прилепили ему огромные пушистые усы, Лиознова, едва взглянув на него, чуть не отказалась от нового Штирлица, однако после прослушивания изменила свое решение. Загадочный Брайтенбах Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» Штирлиц никогда не существовал в реальности — этого персонажа придумал писатель и киносценарист Юлиан Семенов. Однако есть легенда, что прототипом его был заместитель шефа немецкой разведки Вилли Леман кличка Брайтенбах, кодовый номер - А201. Леман работал на СССР по собственной инициативе, его никто не вербовал. Любопытно, что Леман долгое время числился на хорошем счету у Гитлера, за что был награжден портретом фюрера с автографом. Следы Лемана в истории теряются в 1942 году, когда его арестовало гестапо без формулировки обвинения. Конечно, скорее всего, Вилли Леман погиб, но Татьяна Лиознова все же оставила финал «Семнадцати мгновений весны открытым», предоставив зрителю самому решить, что же случилось со Штирлицем.
Жена появилась вдруг Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» Жена Штирлица появилась в фильме только лишь благодаря инициативе Вячеслава Тихонова — сценарий ее появления не предполагал. Знакомый Тихонова, некий разведчик КГБ, рассказал актеру, что иногда тем, кто работал под прикрытием за пределами СССР, привозили родных для свидания, и актер поделился с Лиозновой идеей. Режиссер согласилась, посчитав, что так в картине будет больше драматизма. Несостоявшаяся роль Светланы Светличной Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» Пробы на роль жены полковника Исаева проходили певица Мария Пахоменко и актриса Светлана Светличная, однако Татьяна Лиознова посчитала их кандидатуры неудачными. И хотя Светличная в конце концов прошла на роль влюбленной в Штирлица немки Габи, она долгое время жалела, что ей не удалось получить именно ту заветную роль.
Но, разумеется, отомстили не самому виновнику, а его персонажу. Хватало на съемках и других киношных уловок. Например, детей радистки Кэт играли сразу шестеро младенцев дети же очень быстро растут , а на эпизодах со Штирлицем за рулем раскачивали автомобиль, чем постоянно смешили серьезного разведчика. Кроме того, в некоторых сценах Тихонова приходилось заменять дублером. И дело было не в опасных для жизни трюках: просто в молодости актер набил на руке татуировку со своим именем. Так что в эпизодах, где руки Штирлица показывали крупным планом, зрители на самом деле видели руки художника телесериала Феликса Ростоцкого. Он же заменял и Евгения Евстигнеева, когда его персонаж писал шифровки. У артиста оказался слишком неразборчивый почерк, который, наверное, больше подошел бы профессору Преображенскому, нежели профессору Вернеру Плейшнеру. Что до съемок с самим Тихоновым, то у Лиозновой к нему не было никаких претензий. У них сложился прекрасный творческий тандем. Работал актер плодотворно и практически без нареканий. Как признавалась постановщица, Вячеслав снимался каждый день и лишь однажды не выучил слов. Лиознова была, мягко говоря, шокирована, но ругать Тихонова не стала. Актеры вошли, Тихонов сразу заметил, что рельсы направлены не в его сторону. Прозвучала команда «Мотор! Начали съемку с Плятта. Тихонов по листочку роль читает, а я делаю вид, что не замечаю. Но такой случай был единственный за всю картину. Все остальное Тихонов отработал добросовестно», — поделилась Лиознова. Музыкальное сопровождение — еще одно бесспорное украшение сериала. Оно не просто органично дополнило «Семнадцать мгновений весны», но стало его определяющим элементом, без которого культовый сериал невозможно представить. Работа Микаэла Таривердиева и съемочный процесс протекали одновременно. Для композитора этот опыт стал уникальным, поскольку написание саундтрека для телесериала и для полного метра — совершенно разные вызовы. В задачу маэстро входило объединение многосерийного полотна в цельную музыкальную структуру, и в итоге он создал цикл из 12 песен на стихи Роберта Рождественского отдельно на каждый эпизод.
Дети о Штирлице
- 50 лет началу показа фильма "Семнадцать мгновений весны"
- «Он жил на даче на копейки»
- Как снимали «Семнадцать мгновений весны»
- Постановщица Татьяна Лиознова поссорилась со сценаристом
Полвека исполняется легендарному советскому фильму «Семнадцать мгновений весны»
Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. Почта: mosmed m24.
За прошедшие годы и режиссер, и актеры всенародно любимого кино рассказали о съемках множество подробностей. В разных интервью в разные годы создатели картины и люди, принимавшие участие в съемках, выдавали совершенно непохожую информацию. Например, во многих статьях о сериале упоминалось, что автор сценария Юлиан Семенов активно «продвигал» на роль Штирлица актера Арчила Гомиашвили, но режиссер Татьяна Лиознова категорически отвергла данную кандидатуру и долго перебирала других артистов, в числе которых были Олег Стриженов, Юрий Соломин и Иннокентий Смоктуновский.
Однако многие соратники Лиозновой упоминали, что с Гомиашвили у нее был роман, и именно она, а не Семенов, «продвигала» его на роль. В одном из интервью Татьяна Михайлова подтвердила, что с Арчилом их связывали близкие отношения. В другом — сообщила, что по решению «высших инстанций» отказала ему в роли, из-за чего они поссорились на многие годы.
В третьем интервью Лиозновой можно прочитать, что Гомиашвили сам очень сильно хотел «стать Штирлицем» и буквально преследовал съемочную группу, надеясь получить эту роль, но сама Татьяна Михайловна видела Штирлица совершенно другим, и у Гомиашвили просто не было шансов. Один факт, судя по всему, полностью соответствует действительности. Выбор Лиозновой пал на Вячеслава Тихонова потому, что, во-первых, он был совершенно свободен для съемок, на которые было «отведено» целых два года, а во-вторых, понравился режиссеру своей сдержанностью и умением смотреть «вглубь себя».
Как создавали музыку и песни к фильму «Семнадцать мгновений весны» Микаэл Таривердиев, который написал весь музыкальный материал для сериала, не сразу согласился на эту работу. До этого он уже писал музыкальное сопровождение для фильма о разведчиках — «Ошибка резидента», и предложение от Лиозновой сначала отверг, так как не хотел «повторяться». Однако после прочтения сценария все-таки дал свое согласие.
И опять различные источники дают самые разные сведения о том, сколько песен и мелодий Таривердиев написал для «Семнадцати мгновений весны». Где-то можно прочитать, что песен было восемь или даже двенадцать, но, когда их попытались вставить в фильм — «получилась мешанина», и в окончательный вариант вошли только две — «Мгновения» и «Где-то далеко…». В некоторых статьях упоминается целых восемнадцать музыкальных композиций, из которых использовали лишь малую часть.
А вот Татьяна Лиознова в одном из интервью заявила, что песен изначально было всего две, а остальное — слухи, которые распустили поклонники фильма и близкие Таривердиеву люди. С поиском исполнителя песен, кстати, возникли некоторые сложности. Одним из первых вокалистов был выбран Муслим Магомаев — но, на взгляд Лиозновой, он пел слишком «душевно», а ведь у разведчика должен быть сдержанный или даже холодный темперамент.
Менять темперамент Магомаев отказался, и в итоге исполнять песни пригласили Иосифа Кобзона, которому режиссер посоветовала петь так, чтобы его не узнали.
Тот написал на «Ленфильм», что отзывает сценарий и передает его на киностудию имени Горького, где фильм по нему будет снимать Лиознова. И вернул уже выплаченные ему деньги. Однако режиссер Татьяна Лиознова посчитала его кандидатуру неподходящей. Факт 5 — оператор умер на рабочем месте Оператором фильма был Петр Катаев, сын писателя Евгения Петрова, написавшего вместе с Ильей Ильфом «Двенадцать стульев» и «Золотого теленка». Петр Катаев снял вместе с Лиозновой шесть фильмов и умер в 1986 году во время работы над седьмым — детективом «Конец света с последующим симпозиумом». Он скончался прямо на площадке… Факт 6 — Раневская играть отказалась Чтобы сделать образ Штирлица более живым и теплым, Лиознова решила увеличить количество женских персонажей, окружающих главного героя. Так, специально для кино была придумана фрау Заурих.
Татьяна Михайловна хотела, чтобы эту старую немку сыграла Фаина Раневская. Лиознова попросила Юлиана Семенова написать несколько сцен. Юлиан Семенович выполнил просьбу нехотя, результат был далек от совершенства. Когда сценарий показали Раневской, она от участия в съемках наотрез отказалась. Так фрау Заурих стала Эмилия Мильтон. Сцены с нею переписывали практически на съемочной площадке, а актриса охотно импровизировала. Факт 7 — Светличная могла сыграть жену Штирлица Среди кандидаток на роль жены Исаева-Штирлица были одна из самых известных певиц тех лет Мария Пахоменко и одна из самых ярких актрис Светлана Светличная , в итоге сыгравшая Габи. Факт 8 — магия между «Штирлицем» и его «женой» Фото: кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» Жену Исаева сыграла актриса театра имени Вахтангова — Элеонора Шашкова, которая к тому моменту уже появилась на экране в роли жены разведчика в популярных фильмах «Ошибка резидента» 1968 и «Судьба резидента» 1970.
Ее и Вячеслава Тихонова снимали по отдельности. Актрисе приходилось играть, не видя перед собой партнера, и передать нужное состояние никак не получалось. Смотрела просто на камеру, на второго режиссера — не то. На Лиознову — опять не то. У Тихонова же в тот день был первый за полгода выходной — но вдруг он появился на площадке!
Например, когда на съемках подбежал пес к актеру Вячеславу Тихонову. Знаменитая немая сцена встречи Штирлица с женой в кафе была предложена самим Тихоновым. Иннокентий Смоктуновский или Олег Стриженов могли сыграть Штирлица, но режиссер выбрала того, кто был на тот момент «совершенно свободен».
Факт 2 — идею подсказал Андропов
- Картина «17 мгновений весны» разрушила семью режиссера Татьяны Лиозновой
- «Семнадцать мгновений весны» не покажут в России из-за запрета голландского правообладателя
- Картина «17 мгновений весны» разрушила семью режиссера Татьяны Лиозновой
- Факт 2 — идею подсказал Андропов
- Премьера фильма «Семнадцать мгновений весны» состоялась 50 лет назад
- Штирлиц погиб в застенках гестапо? Что осталось за кадром знаменитого фильма | evrasia
История создания фильма "Семнадцать мгновений весны"
- "Тайны кино": "Семнадцать мгновений весны"
- 11 фактов о сериале «Семнадцать мгновений весны»
- Абрам Рейтблат: «Философия — это не наука»
- Четыре секретных консультанта
- С юбилеем, герр Штирлиц! К 40-летию премьеры фильма "17 мгновений весны" | Правмир