Иноагентами объявлены писательница Людмила Улицкая*, режиссер Илья Хржановский* и публицист Сергей Медведев*. В реестр иноагентов попал и режиссер Илья Хржановский, распространявший недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти Российской Федерации решениях и проводимой ими политике. Министерство культуры России отказалось выдать прокатное удостоверение четырем из десяти эпизодов многосерийного фильма «Дау» режиссера Ильи Хржановского. Российскому режиссеру Илье Хржановскому запретили восстанавливать Берлинскую стену городские власти. Berlinale режиссёр Илья Хржановский представил свой скандальный проект "Дау".
«Толерантность к чепухе». Что за проект «Дау» и что пишут видевшие его
— режиссёр Илья Хржановский*. Наш рассказ — о том, как биография физика Льва Ландау взбудоражила режиссера Илью Хржановского и это изменило жизнь Харькова, а также стало сенсацией в Париже. Писательницу Людмилу Улицкую* и режиссёра Илью Хржановского* включили в реестр иностранных агентов.
Минюст обновил списки иноагентов. В реестре — знаменитая писательница, режиссер и экс-депутат
В Париже состоялся трехнедельный марафон проекта Ильи Хржановского «Дау», который был задуман как байопик физика Льва Ландау, а превратился в огромное и дорогое авторское высказывание. Российскому режиссеру Илье Хржановскому запретили восстанавливать Берлинскую стену городские власти. В Париже закончилась трехнедельная демонстрация проекта «Дау» режиссера Ильи Хржановского. журналистом Михаилом Зыгарем* и режиссёром Ильёй Хржановским*.
Режиссёра «Дау» Илью Хржановского признали иноагентом
биография Биография В конце февраля 2020-го режиссер Илья Хржановский прервал 10-летнее молчание, начал часто общаться с журналистами и. Одной из самых неординарных личностей российского кино можно смело считать режиссёра по имени Илья Хржановский. Режиссера Илью Хржановского, получившего всемирную известность после скандального фильма «Дау», теперь обвиняют чуть ли не в пытках детей.
Режиссёра «Дау» Илью Хржановского признали иноагентом
Российский режиссёр Илья Хржановский в рамках цикла мероприятий под лозунгом «Свобода, равенство, братство» заново возведёт и разрушит Берлинскую стену. Режиссера Илью Хржановского, получившего всемирную известность после скандального фильма «Дау», теперь обвиняют чуть ли не в пытках детей. Британский журналист рассказал о своих впечатлениях от проекта отечественного режиссёра Ильи Хржановского «Дау», который никогда не выйдет в России, и мнение автора с другими кинокритиками поясняет почему. Минкультуры РФ отказал в выдаче прокатного удостоверения фильмам режиссёра Ильи Хржановского "Дау" в связи с тем, что они "содержит материалы, пропагандирующие порнографию", сообщили в пресс-службе ведомства. Российский режиссёр Илья Хржановский в рамках цикла мероприятий под лозунгом «Свобода, равенство, братство» заново возведёт и разрушит Берлинскую стену.
Писательницу Людмилу Улицкую* и режиссёра Илью Хржановского* внесли в реестр иноагентов
Сотрудник КГБ настоящий, бывший профессионал пыток. Женщина тоже настоящая, ее отобрали во время кастинга на рынке в Харькове, где разворачивается действие фильма. В этом заключалась идея Хржановского: все должно быть настоящим — любовь, секс и боль. В 2018 году Хржановский вместе со своим «проектом Дау» хотел приехать в Берлин, воссоздать здесь часть стены и выстроить параллельный тоталитарный мир — как до этого на Украине. Многие политики воодушевились, известные представители киноискусства от Тома Тыквера до Ларса Айдингера непременно хотели, чтобы «Дау» приехал в Германию. Но в конце концов от идеи отказались из соображений безопасности. Затем высказались и многие другие, в том числе и мужчины.
Они описывали отношения в ходе проекта как сектантские и манипулятивные, многие говорили о посягательствах и сексуальном унижении исполнителей. Мы предоставляем слово одной женщине. Ее имя известно редакции, но из-за документа о неразглашении по проекту опубликовать его мы не можем. Я думала, что он может помочь моей карьере, была впечатлена рядом известных имен — Марина Абрамович, Юрген Юргес — оператор Фассбиндера, Ромео Кастелуччи и т. Атмосфера была напряженной. Нам приходилось очень много работать, чаще всего до глубокой ночи или до самого утра, так что я потеряла контакт с внешним миром.
Все говорили об Илье, режиссере, будто о боге. Когда он входил в помещение, все сразу бы менялись, немели и любой ценой пытались привлечь к себе его внимание. Все хотели ему нравиться. Они испытывали страх и благоговение. Меня это сбивало с толку. Когда мне предстояло познакомиться с Ильей, некоторые предостерегали меня, говорили: будь осторожна.
Встреча проходила в баре, все было нормально. Мне он показался обаятельным и симпатичным. Много говорили обо мне, о том, чего я хочу, чего я ожидаю от проекта, какой я могу внести вклад. Чувство, что должна пройти через это Потом все стало иначе. Больше личных встреч. Время никогда не было известно заранее.
Внезапно сообщалось: сегодня ты встречаешься с режиссером. Всегда по требованию, это был постоянный стресс.
Одно дело — вы руководите, говорите: «Ты мучаешь ее...
Мне кажется, от этого зависит, в том числе, и мой личный ответ, мое личное отношение к тому, что я вижу. Как мне говорили: «Это не кино» или «Это кино». А кто определяет, кино это или нет?
Вот это актер, а это не актер. Как вы определите? Чем это определяется?
Вот человек мучается или не мучается? Можно ли испытывать сильные эмоции? И можно ли — внутри договора?
А это вопрос сговора. Даже есть такое понятие в режиссуре, когда говорят про работу с актером, — сговариваться. Вы с ним сговариваетесь об определенных правилах, внутри этих правил актеры всегда идут далеко в эмоциональном плане.
Чем лучше и бесстрашнее актер, тем дальше он идет в эмоциях. Если мы не говорим про театр «Но» или театр «Кабуки», в которых другие правила. Если говорим про театр или кино психологическое, буквальное, предельное.
Здесь, мне кажется, лучше бы люди, включая киноведов и кинокритиков, и других деятелей культуры, переживали не о продуктах художественных, а о том, как они общаются, как живут свою жизнь. Мы же мучаем людей в жизни намного больше. Так устроены люди.
Мы вступаем с ними в отношения, на кого-то обижаемся, переживаем. За этим очень сложно следить. Очень сложно отрефлексировать собственную жизнь.
Но очень легко, как выясняется, отрефлексировать жизнь чужую, особенно жизнь в художественном продукте. И здесь, мне кажется, важно разделять жизнь и искусство и не забывать, что это предмет искусства и культуры, этот проект является фактом этого мира, а не другого. Что это значит?
Что законы, по которым он создается, другие. Что такое процесс съемки на кинопленку, как он устроен? Кинопленка означает, что есть грим, костюмы, есть камера, у нее заканчивается кассета, ее меняют, есть фокус-пуллер, есть оператор.
Камера находится близко, двигается, шумит, шуршит. То есть некий очень сложный технологический процесс, который не совсем имеет отношения к реальности, хотя он фиксирует вот эту построенную субреальность. И пускай снимался он на пленку, но снимался совершенно иначе, это не то что «камера, мотор, поехали».
Это же технологический процесс, ну как, я всегда был на площадке. За территорией института были построены комнаты, группа передвигалась по периметру. В этих комнатах стоял плейбэк, работала группа, сидели гримеры, ассистенты, лоудеры и так далее.
Через секретные двери мы могли входить внутрь территории и передвигаться. Кстати, как правильнее их называть? Но актеры — лучше.
Они всегда знали, что камера включена? Знали, когда они попадают в кадр? Мы разговаривали в Париже с Юргеном Юргесом, и он говорил, что в его карьере прежде не было подобного метода съемки.
Поэтому то, что я видел на съемочных площадках, явно отличалось от вашего метода. Один — это метод работы с актером, со светом, с камерой. Они, конечно, абсолютно другие.
Не такие, как в стандартном кино. Если говорить о том, как устроено кино как таковое, то есть на уровне вашего вопроса не про метод, а про выяснение этических норм, то разговор будет не профессиональный, а этический. Он не будет иметь прямого отношения к профессии в кино.
Я поэтому к такому разговору не иду. Неужели я буду вам рассказывать, как Юрген Юргес изобрел другую систему расстановки света? Это не значит, что разговор, который мы ведем, не должен быть, просто в нем другие правила.
Вот как мы говорим, что одни правила в мире, в котором существовал «Дау» в Париже, и другие правила здесь. В Берлине есть правило, которое заключается в том, что если фильм в конкурсе, нужно давать пресс-конференции и интервью, и я очень законопослушный человек, я по этим правилам действую — даю интервью, например. Когда мы рассказываем про этику, есть одна вещь, связанная с тем, что перемешано понимание реальности и художественного процесса.
И этики в реальности и в художественном процессе. Дальше, естественно, возникает вопрос про этику как таковую, этику современную. Но здесь, мне кажется, я вам по одной части ответил.
А если говорить о том, насколько эмоционально можно говорить с людьми... Мы всегда на собеседовании говорили про смерть, про секс, про любовь, про страдания, то есть заходили, исходя из новой парадигмы, в общем, на личную территорию. Но искусство и занимается территорий личной, которая часто намного более интимна, территория души, чем территория тела.
И она, конечно, очень хрупкая эта территория. Потому что все, что я знал и что я думал о «Дау», сводилось к тому, что его идея — смешать искусство с жизнью. Чтобы жизнь перетекала в искусство, чтобы они перестали отделяться друг от друга.
Мы говорим на разных уровнях, как бы находясь на разных этажах. Есть этаж профессиональный, где мы можем говорить о тех уникальных кинематографических, профессиональных открытиях а это факт , которые мы сделали с этим проектом. Есть этаж, где мы обсуждаем этику, то есть что можно делать, что нельзя на территории искусства и территории жизни.
Третий этаж — что такое жизнь и что такое искусство в более высоком, сложном смысле, где эти границы.
Берлинские власти решили не предоставлять художнику необходимые разрешения, прикрывшись недостаточной уверенностью в безопасности инсталляций. Проект "Дау. Свобода" должен был стартовать 12 октября рядом с Дворцом кронпринцев на бульваре Унтер-ден-Линден, где состоялось подписание договора об объединении западной и восточной частей города. А 9 ноября художник задумал символический снос фрагмента Берлинской стены.
Механизмов для осознания этого не было. И проект "Дау" стал для меня одним из таких механизмов. Это была попытка осознать, что нет отдельно хороших и плохих людей. И я верю, что всегда есть выбор. Я не живу в России какое-то количество лет, и мне не нужно было совершать этот выбор 24 февраля. Но некоторые люди сделали этот выбор и уехали. И Запад не принял их: им не дали визы, не обеспечили работой. Эти люди оказались вытолкнутыми назад. Это огромная ошибка. Было намерение всех принять, и это намерение не было реализовано. Начинался в 2006 году как полнометражный художественный фильм о жизни гения в тоталитарную эпоху, сюжет которого был вдохновлён биографией советского физика Льва Ландау. Главную роль сыграл дирижёр Теодор Курентзис. В 2009 году, после постройки в Харькове самой большой в Европе съёмочной локации "Институт", площадью 12 тысяч квадратных метров, процесс съёмок превратился в "тотальный перформанс". В съёмках участвовало около 300 человек, среди них учёные, художники, музыканты, философы, религиозные деятели, мистики, наряду с поварами, официантами, уборщиками, медсёстрами, парикмахерами и сотрудниками органов безопасности. Длительность отснятого материала составила 700 часов. Смонтированные из этого объёма 13 фильмов различных жанров были представлены на премьере проекта в Париже в 2019 году. Главный фильм, где в фокусе судьба самого Дау и куда остальной материал входит как часть, находится на 2023 год в процессе производства, как и некоторые другие фильмы и сериалы проекта. Теодор Курентзис в проекте "Дау" Премьера "Дау" должна была стать ритуалом по уничтожению Советского Союза и советской идеи. Этот проект — это не повторение травмы, это вопрос того, что ты выводишь событие или какое-то переживание на тот уровень осознания и проживания, в котором ты можешь от этого избавиться. Это должен быть светлый и очистительный опыт. Проект "Дау" показывает, через какие механизмы возникает зло в каждом из нас и как ты можешь от этого избавляться. Ты можешь почувствовать, что это такое, и уловить те симптомы, из которых происходят страшные вещи.
Минюст РФ внёс в реестр иноагентов Людмилу Улицкую* и Илью Хржановского*
Ранее сообщалось, что Улицкая призналась в том, что направляет средства с продаж книг на Украину. Также она добавила, что украинские спецслужбы имеют право на организацию терактов против российских журналистов.
Живущий с 2006 года в Германии и являющийся гражданином этой страны Хржановский также подчеркнул, что не считает корректным работать на Украине и не жить там. По мнению арт-деятеля, опыт его команды, которой «многое удалось сделать», пригодится в будущем. Кроме того, он попросил прощения у всех тех, кого факт его пребывания в Украине и его деятельность раздражала. Я делал свою работу честно и ответственно, с уважением к памяти павших в Бабьем Яру.
Это место, считает Хржановский, должно стать не местом скорби, но и местом любви, «местом той радости, которая выше страданий». Широкое внимание к фильму Сергея Лозницы «Бабий Яр.
Контекст» Хржановский объясняет тем, что «Лозница — великий документалист и вытащил оттуда самую актуальную историю. Он десять лет работает над фильмом о Бабьем Яре, художественным.
Фильмография Ильи на сегодня состоит более чем из 10 разножанровых киноработ. Илья является достаточно разносторонней личностью. В 1994 году в 19 лет снялся в качестве актёра в короткометражной ленте «Выходец из метро». Ко всем своим картинам режиссёр также сам пишет сценарии. Также Илья является продюсером четырёх кинопроектов. С 2005 года является соучредителем компании «Феномен-Филмз». В 2011 году подобную компанию создали в Великобритании.
На сегодняшний день Илья осуществляет монтаж и продюсирование различных проектов: полнометражных фильмов, сериалов и т. В качестве кинорежиссёра Илья дебютировал в 1998 году, когда снял короткометражную ленту «Остановка». Молодой человек снимал картину совместно с режиссёром Артёмом Михалковым. Проект имеет много призов и наград на разных кинофестивалях. Следующей работой режиссёра стала комедия «Четыре», премьера которого состоялась осенью 2005 года. Одну из главных ролей в фильме сыграл известный и скандальный артист Сергей Шнуров. В 2009 году Илья начал снимать арт-хаусный драматический проект «Дау», состоящий из 16 фильмов. Проект находился в производстве долгие десять лет. Изначально в работе рассказывалась биография известного советского учёного-физика, Нобелевского лауреата Льва Ландау.
Но в итоге, основной темой картины стало повествование о насилии в период тоталитарной эпохи.
Режиссер Илья Хржановский ушел с поста худрука мемориального центра «Бабий Яр» в Киеве
Родился в Москве. На данный момент живет в Израиле. Его самая известная работа — скандальный киноартпроект «Дау», который снимался более 15 лет. Что получилось в итоге? Несколько фильмов, инсталляций, книжек и перфомансов про кошмарную Совдепию. Другого и не ждали.
Часть команды мемориального комплекса после прихода режиссера уволилась. Однако Илья Хржановский настаивает: музей — это место, где ты можешь что-то пережить и прожить, чтобы лучше узнать себя и других. Дата создания: 18.
Живущий с 2006 года в Германии и являющийся гражданином этой страны Хржановский также подчеркнул, что не считает корректным работать на Украине и не жить там. По мнению арт-деятеля, опыт его команды, которой «многое удалось сделать», пригодится в будущем. Кроме того, он попросил прощения у всех тех, кого факт его пребывания в Украине и его деятельность раздражала. Я делал свою работу честно и ответственно, с уважением к памяти павших в Бабьем Яру.
Следующие два года прошли в активной подготовке к съемкам. Когда режиссер отчаялся найти актеров в кинобазе России, люди Хржановского вышли на улицы с фотоаппаратами и отобрали 4500 человек для массовых сцен из 300 тысяч горожан. Отовсюду на съемочную площадку свозили ковры, одежду, мебель, антиквариат — харьковчане и сами приносили старые вещи на специальные пункты приема. Клуб ретротехники предоставил коллекцию советских автомобилей, оборудованных старыми деталями. Историки копались в архивах, добывая информацию о всех бытовых подробностях того времени — для Хржановского важна была любая мелочь, вплоть до звука, с которым вода стекает по канализационным трубам. Десятки тысяч костюмов, 500 предметов мебели, модель гигантского самолета К-7 и многие другие детали, включая бутылки из-под молока советского периода, ковры и спичечные коробки. Текучка кадров была сумасшедшая — с наемной силой особенно не церемонились.
Брали без опыта, жалованье обещали приличное, оплачивали билеты и уговаривали бросить все дела и ехать в Харьков. Молодые специалисты надеялись, что примут участие в том самом интригующем проекте, но оказывались в жерновах бюрократической машины под психологическим давлением режиссера, разгневанных харьковчан и оставшихся без денег рабочих — экономили на всем и совершенно не стеснялись разводить работников на деньги. Слабые отсеивались за пару дней и отправлялись домой без денег в кармане, оставшихся начинали эксплуатировать с еще большим размахом. Самой популярной разменной монетой становились администраторы проекта. Должностью награждали любого человека, более-менее справляющегося с давлением и нагрузками. Находить жилье для съемочной группы, общаться с чиновниками, выслушивать жалобы местных жителей, планировать логистику, заказывать оборудование, отправлять с денежными вопросами куда-подальше, обеспечивать комфорт Илье Хржановскому и выполнять любые его поручения — вот краткий список обязанностей администратора. Стоит ли говорить, что редкий человек оставался дольше, чем на месяц.
Постоянные рокировки специалистов добавляли хаоса в общий котел, тормозили работу, сжигали последние деньги. Классическая ситуация на съемочной площадке: никто ничего не знает, никто ни за что не отвечает. Главным оператором-постановщиком стал немец Юрген Юргес, сотрудничавший с Рейнером Вернером Фассбиндером, Вимом Вендерсом и Роландом Кликом — он ушел из проекта в 2010, когда у Хржановского начали заканчиваться деньги. Увольняли и штрафовали за любую оплошность, часто было достаточно косого взгляда Хржановского и человек выбывал из команды. Режиссер не только воплощал в реальность антиутопичный проект «дивного нового мира», но и лично отыгрывал роль диктатора. Мой мир — мои правила. Недовольных просили с вещами на выход.
Никаких исключений, даже для иностранных рабочих, привыкших к соблюдению трудового законодательства. Илья Хржановский не вдавался в подробности, он понимал, что всегда найдутся еще сотни людей, которые захотят принять участие в создании настолько амбициозного проекта. Кажется, он специально нагнетал обстановку на съемочной площадке, чтобы даже сотрудники по ту сторону стен Института ощущали эмоциональное давление, теряли связь с реальностью и начинали играть по правилам Хржановского. Но стоит помнить, что каждый шел на это по собственному согласию, с возможностью в любой момент покинуть проект. Харьковские власти оказались лояльны к проекту Хржановского, неразрешенным остался только вопрос локации. Старые корпусы УФТИ на улице Чайковского были строго-охраняемым режимным объектом, да и выглядели они блекло-устаревшими даже по меркам исторического фильма. Было решено построить гигантскую декорацию, суммирующую образы советских НИИ.
Пространство, в котором сотни людей могли жить на протяжении нескольких лет, и которое бы удовлетворяло всем фантазиям режиссера. Изначально съемочный процесс планировали завершить за 63 дня, но грандиозная локация открывала новые творческие перспективы. Еще рано было говорить о судьбе проекта "Дау", но Хржановский уже обеспечил себе место в истории как создатель Института. Такое здание могло существовать только в альтернативной художественной реальности Ильи Хржановского. Общая площадь сооружения — 6000 квадратных метров, главным украшением Института стали три огромные металлические руки, сжимающие молот, серп и человеческий мозг. Системы отопления и вентиляции не было, что особо чувствовалось зимой. Художники-декораторы в один голос заявляли, что такая временная конструкция не выдержит и обрушится, поэтому к работе привлекли настоящих строителей.
Над зданием выделяется наблюдательный пункт, похожий на сторожевую вышку начальника охраны — кабинет режиссера, откуда хорошо просматривался внутренний двор. Советская реальность времен Ландау в Институте воссоздана до мелочей. Рубли, еда, передачи по радиоприемнику, одежда и мебель, мода, прически, сигаретные пачки, пропагандистские плакаты и многое другое. Сюжет фильма охватывал период с 1935 по 1968, поэтому даже время текло иначе — один месяц съемок соответствовал году советской жизни. За 33 года в мире успевает изменится многое, так и за переменами в Институте следили тщательно: менялся дизайн спичечных коробков, развивался внутренний сленг, стены перекрашивались, чтобы имитировать выгорание на солнце. Внутри действовали правила и законы, установленные Хржановским, за нарушение которых полагался штраф. Некоторые касались вполне рабочих вопросов — опоздание на смену, отсутствие пропуска.
Другие помогали режиссеру воссоздать атмосферу сталинских репрессий. Так Хржановский запретил использовать современный лексикон, проносить на съемочную площадку мобильные телефоны, обсуждать социальные сети и жизнь за пределами Института. Но на этом он не остановился. И вскоре воссозданная советская реальность стала восприниматься актерами как вполне настоящая. В Институте постоянно жили полсотни человек обслуживающего персонала. Другие актеры ночевали по съемным квартирам в городе, но стоило им преодолеть отделяющий Харьков от Института предбанник, как съемочная площадка становилась единственной объективной реальностью. Жизнь внутри продолжалась вне зависимости от расписания съемок: на месте бассейна работала настоящая лаборатория, физики ставили опыты на институтском оборудовании, а для научных опытов разводили мышей и свиней.
Все участники отыгрывали здесь роли самих себя — даже работа в Институте соответствовала реальной профессии человека за пределами проекта. Только три человека, чьи имена были слегка изменены, имели реальные прототипы в первоначальной истории. В роль Дау вжился греческий дирижер Теодор Курентзис, который внешне очень походил на советского физика. Хржановский заставил ее год проработать на шоколадной фабрике и набрать десять килограмм веса. Директором Института Крупицей стал режиссер Анатолий Васильев. Остальные 300 человек были набраны из числа студентов, сотрудников органов безопасности, ученых, священников, раввинов, зеков, чекистов, безработных, бездомных, проституток и многих других. В этом проявляется отличительный метод работы Хржановского с актерами — зачем искать кого-то подходящего?
Пускай люди просто живут в искусственно созданных условиях. Любые взаимодействия, будь-то пьяная драка или любовные интриги, только поощрялись. Институт был нашпигован скрытыми камерами и подслушивающими устройствами, съемочная группа незамедлительно появлялась в нужное время, в нужном месте.
Хржановский покинул пост худрука мемориала «Бабий Яр» в Киеве
Минюст признал иноагентами Улицкую и Хржановского | В Париже состоялся трехнедельный марафон проекта Ильи Хржановского «Дау», который был задуман как байопик физика Льва Ландау, а превратился в огромное и дорогое авторское высказывание. |
Людмилу Улицкую и Илью Хржановского признали иноагентами - 1 марта 2024 - 161.ру | Режиссёр является сыном мультипликатора Андрея Хржановского и с 2007 года проживает за пределами России. |
Илья Хржановский | Фото: РИА Новости / Евгения Новоженина. Писательница Людмила Улицкая* и режиссер Илья Хржановский* внесены в реестр иноагентов. |
Илья Хржановский режиссёр | Осенью 2019 года режиссер Илья Хржановский был назначен художественным руководителем мемориального центра «Бабий Яр», созданного для увековечивания памяти жертв нацистских преступлений в Киеве в годы Великой Отечественной войны. |
Улицкая* и Хржановский* — иноагенты
Проект находился в производстве долгие десять лет. Изначально в работе рассказывалась биография известного советского учёного-физика, Нобелевского лауреата Льва Ландау. Но в итоге, основной темой картины стало повествование о насилии в период тоталитарной эпохи. Илья считает, что суть фильма заключается в поисках главного героя, который знает, что он гений, счастья в работе, дружбе и любви. Ведущие роли в фильме сыграли Теодор Курентзис и Радмила Щёголева. Только через десять лет состоялась кинопремьера работы. В 2020 году фильм получил Гран-при на Берлинском кинофестивале за лучшую операторскую работу. Картина вызвала большой резонанс в обществе, так как отличалась скандальным и провокационным сюжетом фильма. В Украине картина вызвала скандал в связи со съёмкой детей в сценах медицинских опытов.
Также открылось два уголовных дела по статьям пытки и пропаганда жестокости. В России некоторые части проекта «Дау» запрещены для всеобщего показа в кино. Кинорежиссёр опровергает все обвинения в свой адрес. Илья является членом Европейской академии киноискусств, а также членом гильдии кинорежиссёров России. С 2019 года кинорежиссёр является художественным руководителем Мемориального центра «Бабий Яр». Личная жизнь и интересные факты Илья в разводе. Режиссёр был женат два раза. Его первой супругой была актриса Александра Куликова.
Место действия - Институт, его построили в Харькове в 2008 году на месте открытого бассейна "Динамо". Действие происходит с 1938 по 1968, авторы детально воссоздали советский быт. Участники проекта не могли выходить за пределы съемочной площадки. Люди просто жили под прицелом десятков камер. В фильм вошли и самые интимные, и самые жестокие сцены без цензуры. В западной прессе "Дау" уже назвали "Шоу Трумана Сталинской эпохи". На съемочную площадку приезжали гости, бизнесмены и художники. Они принимали условия эксперимента: переодевались и оставались жить в институте на какое-то время. Это было иммерсивное шоу создающее эффект присутствия, погружения с фильмами, перформансами, инсталляциями, детально воспроизводящими советскую жизнь.
Илья Хржановский на съёмочной площадке фильма «Дау» В прессе вас называли чуть ли не «доктором Менгеле человеческих душ».
Может, подходом к человеку как к материалу? Жизнь — вот материал, частью которого мы все являемся. И дело в том, как мы её воспринимаем, что с ней делаем, готовы ли смотреть жизни и её обстоятельствам в лицо. Я стараюсь это делать, и это довольно сложный опыт. Когда ты говоришь про сложные вещи, к примеру, про чудовищную тоталитарную советскую систему, которая по-прежнему живет в наших душах, то это всегда непростой и подчас очень жёсткий разговор. Кадр из фильма проекта «Дау» Тогда, вероятно, не стоит удивляться, что жёсткий разговор вызвал такую болезненную ответную реакцию, в том числе и уголовные дела на Украине? Ведь и в Европе на вас ополчилась пресса, а в России вас и вовсе обвинили в распространении порнографии. К примеру, фильмы проекта «Дау» входят в топ-20 фильмов года, по мнению газеты The Guardian. Пресса высказывала своё мнение относительно творческого проекта и его организации. И критики могут говорить что угодно.
Но Украина для меня — не чужая страна. Я люблю её, и мне жаль, что потом этим людям, которые бездоказательно обвиняют меня, будет стыдно — тем, во всяком случае, у кого есть совесть. То, что люди, не разбираясь, верят во всякую белиберду, показывает, как функционируют тоталитарные механизмы, как возникает ненависть. Как, кстати, эти уголовные дела повлияли на проект создания мемориального центра в Бабьем Яру, художественным руководителем которого вы с недавнего времени стали? Кадр из фильма проекта «Дау» Как вы себе представляете концепцию этого мемориального центра? И вдруг эта огромная часть мира была уничтожена — и будущее всего этого города, да и всей страны поменялось. Мы не знаем, в каком мире мы бы жили, если бы все эти люди остались живы. Для меня важно создать в «Бабьем Яру» такое эмоциональное место, где можно будет что-то почувствовать и про этот потерянный мир, и про самого себя. Задуматься, как рождаются, происходят и переживаются трагедии. Вот это «проживание» — самый важный аспект.
Ведь можно прийти в музей и, несмотря на все цифры и факты, ничего не почувствовать. Поэтому, как мне кажется, в «Бабий Яр» и пригласили именно меня, а не классического музейного деятеля. Нужно создать такое пространство, в котором бы человек понимал, что вещи — происходящие, происходившие и могущие происходить — это не абстрактные вещи. Близость и возможность мгновенного повторения ада нужно всегда осознавать. Эта история вовсе не так далека от нас сегодняшних, и к ней причастны намного больше людей, чем может показаться. Ещё до карантина мы проводили уборку в Бабьем Яру и находили черепа и кости — они просто валяются там везде. Очень важная задача — связать прошлое с настоящим, осознать их связанность. Инициатива о переименовании станции «Дорогожичи» даже встретила неприятие.
И люди возмущались, как только что-то дорожало. Я говорил: «А почему вы не возмущаетесь, когда так дешевеет? Это что-то, что тебя в какой-то момент выводит потенциально в состояние, из которого ты можешь чувствовать нечто другое. Тебе нужно «вынуться» из нормального, ежедневного бытия, в котором ты приходишь на такое событие или на другое. Сейчас уже их бесконечное количество, бесконечное разнообразие замечательных событий. Но внутри них ты понимаешь код, через который переживаешь. Мне было важно, чтобы человек, находясь на премьере в Париже, был выбит из стандартного типа восприятия, чтобы он начал внутри этого мира как-то находить свое место. Наташа» вы выбрали для участия в конкурсе Берлинале? Это был совместный выбор с дирекцией фестиваля — и «Дау. Наташа», и «Дау. Мне кажется, эти фильмы важны для Берлина и для немецкой публики. Потому что все упирается в территорию, где вы находитесь. Берлинале — это зрительский фестиваль, настолько зрительский, что на «Дау» билеты были раскуплены меньше, чем за полминуты. Но факт в том, что есть какие-то части истории, в которых предполагается связь с моментом времени и места. Вот эти две истории — «Дау. Дегенерация», — мне кажется, здесь вполне связаны. Дегенерация» рассказывает о том, как крайне правые силы и через какие механизмы приходят к власти. Мне кажется, для Германии, как и для многих европейских стран, это очень актуально. Некоторые фильмы я никогда не показывал даже в материале или показывал совсем куски, и они будут еще выходить в течение этого года. И на фестивалях, и в прокате. То есть составляющие проекта будут заполнять те ниши, в которых располагаются художественные продукты. В частности, будет несколько книг — сейчас они издаются западными ведущими издательствами, — связанных в «Дау», выходят музыкальные диски, будут выставки. То есть все существующие как бы зоны, в которых живет искусство, в них проект будет жить. И в частности, фильмы будут жить на фестивалях и в прокате. Наташа» были связаны и заочные, и очные вопросы и претензии к проекту. Они видят, что Владимир Ажиппо, реальный экс-сотрудник спецслужб, действительно мучает женщину в кадре, она правда мучается, и это идет в полнейший разрез с новой этикой мира. Например, столько раз упоминаемая сцена с бутылкой — если смотреть, там нет факта «вхождения» бутылки. Но эмоционально все, что происходит в проекте, является правдой всегда. Правдой в неком условном мире. Если это для зрителей страшнее и они могут что-то почувствовать, то это замечательно. Это значит, что и моя работа, и работа тех, кто в проекте принимал участие, — актеров и Владимира Ажиппы, к сожалению, ныне покойного, и Наташи, и других людей, — что все имеет смысл. Например, в Париже к Наташе подошла Моника Белуччи, поцеловала ей руку, сказав, что она выдающаяся, ее любимая актриса, она была абсолютно потрясена ее игрой, просто нет ни одной актрисы в мире, которая могла бы это сделать. Находились ли вы на площадке? Одно дело — вы руководите, говорите: «Ты мучаешь ее... Мне кажется, от этого зависит, в том числе, и мой личный ответ, мое личное отношение к тому, что я вижу. Как мне говорили: «Это не кино» или «Это кино». А кто определяет, кино это или нет? Вот это актер, а это не актер. Как вы определите? Чем это определяется? Вот человек мучается или не мучается? Можно ли испытывать сильные эмоции? И можно ли — внутри договора? А это вопрос сговора. Даже есть такое понятие в режиссуре, когда говорят про работу с актером, — сговариваться. Вы с ним сговариваетесь об определенных правилах, внутри этих правил актеры всегда идут далеко в эмоциональном плане. Чем лучше и бесстрашнее актер, тем дальше он идет в эмоциях. Если мы не говорим про театр «Но» или театр «Кабуки», в которых другие правила. Если говорим про театр или кино психологическое, буквальное, предельное. Здесь, мне кажется, лучше бы люди, включая киноведов и кинокритиков, и других деятелей культуры, переживали не о продуктах художественных, а о том, как они общаются, как живут свою жизнь. Мы же мучаем людей в жизни намного больше. Так устроены люди. Мы вступаем с ними в отношения, на кого-то обижаемся, переживаем. За этим очень сложно следить. Очень сложно отрефлексировать собственную жизнь. Но очень легко, как выясняется, отрефлексировать жизнь чужую, особенно жизнь в художественном продукте. И здесь, мне кажется, важно разделять жизнь и искусство и не забывать, что это предмет искусства и культуры, этот проект является фактом этого мира, а не другого. Что это значит? Что законы, по которым он создается, другие. Что такое процесс съемки на кинопленку, как он устроен? Кинопленка означает, что есть грим, костюмы, есть камера, у нее заканчивается кассета, ее меняют, есть фокус-пуллер, есть оператор. Камера находится близко, двигается, шумит, шуршит. То есть некий очень сложный технологический процесс, который не совсем имеет отношения к реальности, хотя он фиксирует вот эту построенную субреальность. И пускай снимался он на пленку, но снимался совершенно иначе, это не то что «камера, мотор, поехали». Это же технологический процесс, ну как, я всегда был на площадке.