Аркадий Райкин учился в Ленинградском техникуме сценических искусств и параллельно брал уроки у артиста жанра музыкальной эксцентрики Михаила Савоярова.
Аркадий Райкин (миниатюры)
100 лет со дня рождения Аркадия Райкина: ВИДЕО лучших миниатюр. Аркадий Райкин в нашем сознании чётко связан с культом еды. В 1981 году Константин Райкин перешел в Театр миниатюр под руководством Аркадия Райкина, а в 1987 году, когда не стало великого артиста, возглавил театр, незадолго до этого получивший название «Сатирикон». Главная» Новости» Выступление аркадия райкина.
Войти на сайт
Аркадий Райкин на сцене Ленинградского театра эстрады и миниатюр в спектакле "Светофор". Автор: © Мирослав Муразов/РИА Новости. За его заслуги Аркадия Райкина назначили художественным руководителем Ленинградского театра миниатюр. За его заслуги Аркадия Райкина назначили художественным руководителем Ленинградского театра миниатюр. Миниатюры "Химчистка", "Мебельный магазин", "В поликлинике" из телепередачи "Народный артист СССР Аркадий Райкин". ВКонтакте – универсальное средство для общения и поиска друзей и одноклассников, которым ежедневно пользуются десятки миллионов человек. Мы хотим, чтобы друзья, однокурсники, одноклассники, соседи и коллеги всегда оставались в контакте.
Войти на сайт
Могила Аркадия Райкина на Новодевичьем кладбище Москвы я знаю только команду Ленинградского Государственного театра миниатюр под руководством [ ]. Евгений Петросян постарался максимально отразить все многообразие таланта поистине великого артиста, показав не только знакомые, уже ставшие классикой жанра номера в исполнении Аркадия Райкина и артистов его театра миниатюр. Карьера в кино Аркадия Райкина получилась менее удачна, чем театральная, особенно поначалу. Аркадий Райкин, Владимир Ляховицкий и Герман Новиков (1962). Двоюродный брат — Бруно Райкин (1912—2005), южноафриканский пианист и музыкальный педагог, с которым Аркадий Райкин встречался лишь однажды при посещении Лондона в 1964 году; аккомпаниатор Поля Робсона[26]. Смотрите видео на тему «встреча с учительницей 2ч аркадий райкин» в TikTok (тикток).
К 105-летию Аркадия Райкина: 5 уморительных монологов артиста
Биография и видео выступлений Аркадия Райкина на В 1981 году перешёл в Ленинградский театр миниатюр под руководством Аркадия Райкина [7]. В Москве артисты театра Аркадия Райкина, а также и сам юморист продолжили выступления, а в 1987 году Государственный театр миниатюр получил звучное имя «Сатирикон». В спектаклях Ленинградского театра миниатюр Аркадий Райкин сыграл добрую сотню ролей. Евгений Петросян постарался максимально отразить все многообразие таланта поистине великого артиста, показав не только знакомые, уже ставшие классикой жанра номера в исполнении Аркадия Райкина и артистов его театра миниатюр. Видео: Семь лучших миниатюр Аркадия Райкина. Выступление Райкина на нефтеперерабатывающем заводе (синхронно).
Когда двум гениям тесно: за что Райкин выгнал Жванецкого из театра?
В ранний период Петросян больше специализировался на комедии наблюдений и курьезов, а во время перестройки переключился на злободневные темы. Юморист со сцены с особым рвением критиковал власть, депутатов, чиновников и милицию, а также одним из первых артистов открыто осуждал войну в Афганистане. Ограниченный контингент ограничил 19 годами тысячи жизней наших парней», — говорил Евгений Ваганович в одном из своих выступлений. Впрочем, не стоит думать, что Петросян тогда был исключительно серьезным: в то же самое время ему ничего не мешало выступать в надувном костюме телефона или ярком наряде груши. В 1990-х юморист вел программу «Смехопанорама», где еще оставались злободневные отголоски, но с приходом нулевых все изменилось. Петросян перестал негативно отзываться о власти, отказался от политических тем и создал передачу «Кривое зеркало», где начал упражняться в более приземленном юморе позже его назовут «петросянщиной». В этот же период Петросян заработал себе статус злодея эстрады, в основном за постоянный плагиат чужого материала. Сейчас он продолжает в том же духе и не отстает от жизни — на своих недавних выступлениях сатирик зачитывает шутки буквально из твиттера, как будто бы так и надо. Геннадий Хазанов 1967 — настоящее время Карьера Хазанова начиналась ни шатко ни валко: в театральный не взяли, в эстрадно-цирковое с подачи Ширвиндта удалось поступить лишь со второй попытки, а после училища молодой артист сидел без работы.
Выручил его Леонид Утесов: взял в оркестр в качестве конферансье. Набравшись опыта, Хазанов пошел в «Москонцерт», где выступал в качестве пародиста: юморист изображал Луи де Фюнеса, Льва Лещенко, Леонида Брежнева и прочих знаменитостей. Всесоюзная популярность к Хазанову пришла в 1975 году, когда по телевидению показали монолог студента кулинарного техникума — скромняги-неудачника, у которого ничего не получается и вечно опускаются руки. Студент в дальнейшем стал ключевым персонажем в репертуаре Хазанова: монолог стал серийным, а зрители требовали его от артиста десятки лет подряд. Потом, слава Богу, его попугай подвинул», — говорил Хазанов в интервью «Комсомольской правде», ссылаясь на попугая Кешу из мультфильма «Возвращение блудного попугая». Помимо студента, у юмориста были и другие монологи, ушедшие в народ: к примеру, про деревню Гадюкино и радиоприемник. Материал Хазанову писали другие артисты: от классиков советского юмора вроде Аркадия Хайта и Лиона Измайлова до более молодых и прогрессивных на тот момент авторов вроде Виктора Шендеровича. Весь этот разношерстный материал объединяла сценическая манера Хазанова: он играл невротичных, неуемных, мягкотелых людей, как будто бы всегда находящихся на грани нервного срыва.
В 1990-е Хазанов перестал активно выступать: изменилась страна, изменилась эстрадная сатира, а комики, которые держались в авангарде официальной советской идеологии, оказались не у дел. Без работы Хазанов не остался: в 1997 году он возглавил Московский театр эстрады, чем занимается и сейчас. При этом Хазанов все еще иногда выступает в разговорном жанре: видео с недавних выступлений можно найти на его YouTube-канале. В передаче «Вокруг смеха» с юмористическими монологами порой выступали артистки вроде Рины Зеленой и Любови Полищук , но целиком этой деятельности они себя не посвящали. Чуть ли не единственной женщиной-сатириком на советской сцене была Клара Новикова — уроженка Киева, которая выбралась из-под влияния отца-тирана и отправилась покорять сцену. Юмор Новиковой был нарочито гендерным. Артистка часто смеялась как над инфантильными женщинами, так и над бесхребетными мужчинами, не щадя никого. Ее сценический образ тоже был подчеркнуто «женственным»: она рассказывала монологи тараторя, постоянно сбиваясь и обязательно высоким голосом хотя ее разговорный голос значительно ниже.
Апогеем ее советского периода можно считать « Не пойдем сегодня на пляж » — эмоциональный и болезненный номер, в котором Новикова чрезмерно переигрывает и чуть ли не рыдает прямо перед микрофоном. В 1990-х у Новиковой появляется хитовый персонаж — взбалмошная тетя Соня , собирательный образ одесситок в возрасте, которые постоянно жалуются на жизнь и которым до всего есть дело.
Сегодня исполнилось 110 лет со дня рождения неповторимого мастера перевоплощения.
Вспоминаем его лучшие миниатюры. Цитата: Только разложился, газетку постелил, вахтерша прицепилась: - В Греческом зале, в Греческом зале, как вам не стыдно! Аж пенсне раскалилось.
Я ей так тихо возражаю: - Чего орешь, ты, мышь белая? Цитата: Здравствуй, дорогой! Заходи ко мне вечером.
За уникальный дар перевоплощения его называли «человеком с тысячью лиц». В разговоре с Анатолием Малкиным близкие, коллеги и друзья артиста расскажут о том, как мальчик из простой рабочей семьи смог вопреки воле отца стать выдающимся артистом; как выживал и успешно существовал на эстраде в то время, когда можно было сесть за шутку; как помог Михаилу Зощенко, когда писатель был в опале; почему у его жанра нет продолжателей, и остался ли Аркадий Райкин актуальным и понятным новому поколению.
Райкин Родился 11 24 октября 1911 года в Риге в еврейской семье.
Отец — портовый бракёр строительного леса Исаак Ицик-Янкель Давидович Райкин 1877—1942 , умер при эвакуации из блокадного Ленинграда [5] [6] , мать — Лея Елизавета Борисовна Райкина урождённая Гуревич; 1878—1966 [7] , акушерка. Родители оформили брак за год до рождения первенца [8]. В семье росли также младшие сёстры Белла 1916—2009 и Софья, и брат Макс 1927—1999.
Семья отца его родители Давид Абрамович, купеческий сын, и Эйдл Янкелевна происходила из Полоцка Витебской губернии , предки по материнской линии были потомственными рижанами. Дед по материнской линии был провизором , владел аптекой. Семья переехала в Рыбинск , к месту новой работы отца.
Ребёнком посещал хедер , владел идишем [11] [12]. Во время учёбы в школе, увлёкшись театром, занимался в драмкружке. В 1922 году семья переехала в Петроград.
В 1929 году устроился лаборантом на Охтинский химический завод. В 1935 году окончил Ленинградский техникум сценических искусств ныне Российский государственный институт сценических искусств [14] [15] , куда подал документы вопреки желанию родителей. Первоначально поступал на курс к Л.
Траубергу и Г. Козинцеву , однако по результату экзаменов был определён в мастерскую ближайшего помощника Вс. Мейерхольда в 1910-е годы В.
Соловьёва , режиссёра и учёного, знатока итальянской комедии дель арте и театра Мольера. Одновременно с обучением в техникуме брал частные уроки пантомимы и сценического движения у известного артиста жанра музыкальной эксцентрики , «короля юмора» 1910-х годов, М. Савоярова , встретил у него сочувственное отношение и поддержку [16].
Специфика савояровского сценического стиля нашла своё воплощение в первых эстрадных номерах артиста, которые были поставлены в танцевально-мимическом жанре, без единого слова. После окончания техникума работал в Ленинградском ТРАМе , который вскоре был преобразован в Театр имени Ленинского комсомола ныне театр « Балтийский дом ». Одновременно с игрой в театре снимался в двух фильмах: «Огненные годы» и «Доктор Калюжный» оба сняты в 1939 году.
Аркадий Райкин
Райкина и других. В 2013 году в Москве открыт Центр имени Аркадия Райкина. В 2014 году в программе «Обыкновенный концерт с Эдуардом Эфировым» были показаны архивные записи выступлений А. В программе «Смехоностальгия» неоднократно показывались фрагменты различных выступлений А.
Райкина и многих других, а один выпуск был посвящен исключительно творчеству артиста. Горького, где он выступал, установлены мемориальные доски. Двоюродный брат - Бруно Литманович Райкин 1912-2005 , известный южноафриканский пианист и музыкальный педагог, с которым Аркадий Райкин встречался лишь однажды при посещении Лондона в 1964 году; аккомпаниатор Поля Робсона.
Жена - Руфь Марковна Иоффе домашнее имя - Рома, 1915-1989 , актриса. Дочь - Екатерина Райкина род. Внук - Алексей Яковлев род.
Сын - актер Константин Райкин род. Руководитель театра «Сатирикон». Народный артист РФ 1992.
Она называется «Какчество» и немного созвучна теме затянувшегося бездомья «Сатирикона» и нашим надеждам на возвращение в достроенный театр. Во всяком случае, сегодня вместе с Аркадием Исааковичем мы попробуем посмотреть на ситуацию с юмором. Запись была сделана в 1964 году в передаче «Голубой огонёк». Выходил в эфир еженедельно по субботам на Первом канале Центрального телевидения с 1962 года, был любим и ожидаем зрителями. Невозможно было представить «Огонек» без юмористических миниатюр. И главным участником этой передачи, сегодня бы сказали фронтменом жанра, был, конечно, Аркадий Райкин, «главный сатирик страны», как часто именовали Аркадия Исааковича.
Сборник миниатюр! Аркадий Райкин 1974 See more Люди и манекены. В главной роли - Аркадий Райкин 1974 See more Адрес: театр.
Сценки на злободневные темы.
Рома пережила своего великого мужа на два года. Но самая невероятная история Константин Райкин публично рассказывает ее впервые - это история семьи Пастуховых. Аркадий Исаакович получил письмо, где маленький мальчик делился с ним своим горем - его мама серьезно болела. Подпись: Саша Пастухов. Райкин с женой плакали, читая это письмо, и сразу решили помочь мальчику и его маме. Они пригласили Наталью Пастухову в Москву, поселили у себя в квартире, устроили к лучшим врачам столицы. Домой в маленький город Уральск Наталья вернулась здоровой счастливой женщиной.
Авторы фильма разыскали семью Пастуховых. Они бережно хранят фотографии, подаренные им Райкиными. На одной из них написано рукой Константина: «Дорогой Саша, надеюсь, мы все-таки встретимся! И они встретятся. Только не в 1980- х, а в 2011 году. Последние годы Аркадия Райкина - это тема, о которой раньше говорили мало. Райкин умер в годы перестройки. На редких кадрах - совсем уже пожилой Райкин.
За сценой, перед спектаклем видим уставшего, больного человека. И тем не менее он выходил на сцену и играл до самого конца. Об этом времени родные артиста и молодые актеры, пришедшие в его театр - Марина Голуб, Михаил Ширвиндт, Сергей Урсуляк - рассказывают с болью. Король и шут страны Советов», 23 октября, 12.
Когда двум гениям тесно: за что Райкин выгнал Жванецкого из театра?
Голубой огонек 1969 8 месяцев назад Миниатюра "За здоровье женщины". Исполняют Райкин, Райкина-Иоффе, Горшенина и др. Монолог "Борьба с проклятой" 1967 8 месяцев назад Раритетная сценка.
В 1974 году на советских экранах появилась четырехсерийная комедия «Люди и манекены», в которой Райкин выступал не только как главный герой, но как режиссер и один из сценаристов. Кинолента была построена как рассказ о рабочем дне таксиста, на протяжении которого зрители постепенно знакомятся с заурядными персонажами и их заурядными проблемами. Во многом советскую комедию можно сравнить с произведениями Чехова о маленьком человеке, однако вместо насмешки в фильме чувствуется умиление и доброе отношение к героям. Советские зрители еще долго вспоминали сатирический эпизод о «незаменимом» начальстве из фильма «Люди и манекены». Во время загрузки произошла ошибка. В «Люди и манекены» вошли лучшие миниатюры из спектаклей Райкина и его коллег по Ленинградскому театру: «Холостяк», «Маски», «Смеяться, право, не грешно», «Многоберидзе», «Париж». Еще один яркий образ, который воплотил в картине Райкин, — это хулиган и тунеядец Ошлепкин, над которым рабочий коллектив совершает товарищеский суд.
Автор сценария:.
Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. Почта: mosmed m24.
Комната смеха: как противник революции Аркадий Райкин добился расположения Иосифа Сталина
Он был явлением, породившим целое направление в эстраде, у него учились, ему подражали. Многие российские юмористы пользуются наработками мэтра советской эстрады до сих пор. Аркадий Инин ближе познакомит зрителя с героем программы, и, конечно, напомнит о самых ярких эстрадных номерах Аркадия Райкина — "О дефиците", "Монолог о женщинах", "Пьяница в музее", которые до сих пор набирают невероятное количество просмотров в интернете.
Привлекал молодого Райкина и кинематограф.
На экраны обе картины вышли в 1939 году, но особого успеха не имели. Позже Аркадий Райкин полностью сосредоточился на эстраде. Он постоянно выступал в домах культуры, дворцах пионеров, вел конферанс.
К 1939 году у него было два авторских танцевально-мимических номера — «Чаплин» и «Мишка». Он продемонстрировал их на Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве и заработал первое признание аудитории и звание лауреата второй премии конкурса. Почти сразу Райкина пригласили в труппу нового Ленинградского театра эстрады и миниатюр, а через три года артист стал его руководителем.
Во время Великой Отечественной войны Райкин сочинял сатирические миниатюры. Коллектив театра выступал для солдат на полевых аэродромах, артиллерийских позициях, палубах боевых кораблей, за что в 1945 году артиста наградили орденом Отечественной войны II степени. Послевоенные выступления Аркадия Райкина на радио и телевидении, а также роли в кино публика принимала очень тепло.
Зрители оценили талант артиста в картине Михаила Калатозова «Валерий Чкалов» и фильме Михаила Слуцкого «Концерт фронту», в которых он снялся еще во время войны. Позднее вышли ленты с его участием — «Мы с вами где-то встречались» и «Концерт артистов». В Театре миниатюр вместе с сатириком Владимиром Поляковым Райкин создал новые успешные театральные программы.
На его сцене выступали многие признанные артисты эпохи, в том числе Леонид Утесов и Клавдия Шульженко. В 1961-м Райкин сыграл первую интермедию Жванецкого «Разговор по поводу». Через три года они вместе создали новую театральную программу «Светофор», где сатирик исполнил знаменитые миниатюры «Авас», «Дефицит», «Век техники», «В греческом зале».
Но в начале 1970-х судьба сыграла с артистом злую шутку. Очередной спектакль «Плюс-минус» по текстам Леонида Лиходеева и Михаила Жванецкого зрители, как всегда, приняли восторженно. Однако в правительственных кругах он вызвал резкую критику, и спектакль грозились закрыть.
Например, артист приходил на репетицию, не зная текста. А когда что-то не устраивало Аркадия Исааковича во время спектакля, он начинал ходить за кулисами по сцене и щелкать пальцами, давая нам понять, что что-то не так. Однажды во время исполнения миниатюры "Школа" я стоял на помосте в кулисе и ждал своего выхода на сцену. Реплику, на которую я должен был выходить, повторили уже трижды, но в тот момент я, видимо, задумался или отвлекся и не слышал. И вдруг подходит Аркадий Исаакович и говорит: "Саша, а что ты здесь? Тебе же надо выходить". Когда я отыграл и вернулся за кулисы, он на меня смотрел, качал головой и ничего не говорил. Душа моя уходила в пятки.
Мне казалось, что я краснею и бледнею. Было так стыдно. Глаза смеются, весь в улыбке, еле себя сдерживает. И это на сцене, во время исполнения номера. А выйдя со сцены, он расслаблялся. Становился тихим, спокойным. Садился на стульчик в кулисе или уходил к себе в гримерку и ложился на свой диванчик. Так он отдыхал между миниатюрами, приходил в себя и набирал энергию, которую отдал на сцене.
Затем преображался и выбегал, да-да, именно выбегал, на следующий номер — энергичный, обаятельный, улыбающийся. И зал отвечал ему взаимностью. Зал взрывался! Зритель хохотал, плакал, аплодировал. Его костюмер и "телохранитель" как мы ее называли — знаменитая Зина Зайцева — была очень крупной женщиной. Во время антракта она вставала в дверях его артистической, и никто проникнуть туда не мог. Однажды Зина не пустила к нему министра культуры, который пришел в антракте поблагодарить Райкина. Сказала: "Сейчас нельзя, Аркадий Исаакович отдыхает" "Он один и навсегда, как и его юмор" Конечно, может появиться другой человек, который будет таким же или более талантливым.
Но это будет не Райкин.
У нас его не купили. А как языковой барьер? Вы сказали: он учил языки? Константин Райкин: Он не учил языки в буквальном смысле. Не зная языков, он выступал на десяти языках мира, выучивая текст наизусть.
Но это же исключало всякую импровизацию! Константин Райкин: Вопрос в том, что называть импровизацией. Для него это не изменение текста или рисунка мизансцен. Это самочувствие, которое позволяет каждый раз все делать заново. Вот партнер чуть сменил интонацию - и он сразу реагирует. Он был очень живой партнер.
За границей многие из его миниатюр были бы непонятны. Константин Райкин: Он выбирал такое, что могло оказаться там близким. В Англии у него две миниатюры даже запретили. Ему сказали: мы что, не понимаем, что это вы про нас? Он там тоже боятся сатиры? Мы-то думали, запреты - чисто советское свойство.
Константин Райкин: Это международное свойство. Мистика театра Мне кажется, что такой актер, как Григорий Сиятвинда, и его игра в спектакле "Квартет" без Райкина просто не могли бы состояться. Константин Райкин: Это вещь мистическая. Ставя "Квартет" с Сиятвиндой, я не имел в виду делать реверанс в сторону папы. Просто хотел Мольера сыграть минимальным числом артистов. У Мольера много однокрасочных персонажей: злой, хитрый, жадный...
По одному артисту на каждого - получится неинтересно. И возникла идея поручить все это одному. Вот такая идея - наверное, потому что я сын своего папы. А почему "Шантеклер"? Ведь я не знал, что это был первый спектакль, им увиденный в жизни! И "Кьоджинские перепалки" - я не знал, ставя этот спектакль, что он когда-то в нем играл!
И только когда мы стали "Квартет" репетировать, я осознал, что это, по папиной терминологии, трансформация - переодевания. И тогда понял, что здесь есть какая-то мистическая связь. Наверное, в этих стенах живет дух Аркадия Райкина, глубинная, не всегда нами осознаваемая традиция. Принято считать, что карьеры многих ныне известных людей впрямую связаны с Райкиным. Начиная с Жванецкого. Он их искал или они сами к нему стекались?
Константин Райкин: Ему писали очень многие, несли свои тексты. Думаю, и с Жванецким так было. На гастролях в Одессе появился молодой человек, что-то показал с помощью Ромы и Вити Карцева и Ильченко - видимо, как-то так. Он был очень чуток к талантам. Он вмешивался в эти тексты? Константин Райкин: Ох, вмешивался!
Часто обидно для авторов. Более того, иногда он авторов смешивал, забывая про авторское самолюбие. И я понимаю Мишу Жванецкого , который обижался. С папой было непросто. Поработав с ним шесть лет, я это ощутил на своей шкуре. Любой другой на моем месте просто сломал бы жизнь свою.
Я-то еще пользовался какими-то степенями свободы, мог сказать: папа, ты что, с ума сошел? Ты что, забыл? Потому что он мог увлечься - и тут же переувлечься, и забыть про человека, который уже всю жизнь перестроил, ведь папа пообещал ему золотые горы. Но через день с трудом его узнал, забыл все, что говорил. Не потому что он такой коварный, а - просто был уже другим увлечен. Так и со мной: я к папе пришел уже очень успешным артистом театра "Современник" - в какой-то момент понял, что должен заниматься другим делом, осуществить идею театра, которого пока нет в природе.
Мне его хотелось создать своими руками. И я понял, что могу это сделать на территории отца. Если с ним договорюсь. И я с ним договорился. Очень подробно. Что уйду из "Современника", приведу артистов и начну с ними делать дело.
Все это он с большим вниманием выслушал, и мы заключили соглашение. Но через неделю, когда я заговорил с ним о новом спектакле, он спросил: "Каком спектакле? А зачем он нашему театру? Это я буду делать спектакль, а ты в нем играть! Вы же понимаете: любой другой на моем месте схватил бы инфаркт. Я стал ему снова объяснять: мы же договорились, я только на этих условиях ушел из "Современника"!
Я это говорил еще раз тридцать. Потому что он то и дело спрашивал: а это кто такие? И это было не возрастное? Константин Райкин: Это к возрасту не имело никакого отношения. Это был характер. Он мог искренне увлечься артистом и уже через пару дней не знал, что с ним делать.
Так было с Иваном Дыховичным. Он был в восторге от Вани и взял к себе. Через полгода Ваня с его роскошным обаянием и мощной индивидуальностью оказался не у дел. А почему ушли Карцев, Ильченко, Жванецкий? Я не посвящен в подробности, но понимаю: ушли они правильно. Человеку, который претендовал на собственный голос, рядом с ним было почти невозможно.
Аркадий Райкин (миниатюры)
Через год ситуация усугубилась из-за сплетни с антисемитским подтекстом — мол, юморист якобы отправил в Израиль гроб с останками матери и спрятал в нем драгоценности. В своих кругах слух разнесся по всей стране, а Райкин снова оказался в больнице, пропустив гастроли. На популярность сатирика это нисколько не повлияло он успешно выступал и позже , но здоровье пошатнулось — как считает дочь Екатерина Райкина, все эти скандалы стоили ему десятка лет жизни. Райкин умер в 1987 году от последствий ревмокардита — ему было 76 лет. Михаил Жванецкий середина 1950-х — 2020 Сложно представить, но первоначально Михаил Жванецкий работал инженером в порту: никакого литературного образования у него не было.
В этот период он увлекся самодеятельностью и позже начал писать сценки для студенческого театра «Парнас-2». В 1963-м на гастролях в Одессе его заприметил Аркадий Райкин и позвал к себе в Ленинградский театр миниатюр, включив его произведения в репертуар. Жванецкий был, наверное, самым востребованным автором в советском юморе. Он отметился одним из самых известных монологов Райкина про дефицит , помогал с материалом Сергею Юрскому, писал сценарии для «Фитиля» и сделал около 300 номеров для дуэта Карцева и Ильченко.
Самостоятельно Жванецкий начал выступать в 1970-х и сразу же в своем фирменном стиле: зачитывая материал с листочков, которые доставал из потрепанного кожаного портфеля. Юмор Жванецкого был максимально одесским — в этом городе юморист провел свои ранние годы, и сценки из жизни одесситов занимали важное место в его творчестве. По сути, Жванецкий походил скорее на мыслителя и философа, чем на обычного комедианта: он рассказывал даже не шутки, а афоризмы, непременно язвительные и трагикомические. Сатирик остался популярным и после советского периода, причем ни капли не изменяя своему фирменному стилю.
Он был ведущим передачи «Дежурный по стране», где обсуждал события в России и мире, и активно давал концерты — в той же самой манере и с похожим материалом. В октябре 2020-го Жванецкий объявил о том, что уходит со сцены в силу возраста и болезней, — через месяц его не стало. В разное время на сцене блистали Рудаков и Нечаев, Штепсель и Тарапунька, Маврикиевна и Никитична, которые либо пели песни, либо дурачились , либо переодевались в женщин. На таком фоне заметно выделялись Ширвиндт и Державин — хотя бы потому, что с первого взгляда в них не было ничего особенного.
Познакомились эти двое юмористов еще в школе, а их дружба продлилась 72 года, вплоть до смерти Державина в 2018 году. Выступать на эстраде они начали еще в конце 1950-х и достигли пика популярности в 1980-х благодаря легендарной передаче «Утренняя почта». Крутясь в театральных и киношных кругах, Ширвиндт и Державин в какой-то момент получили прозвище «королей капустников» — настолько сильно их любили на творческих посиделках. Это хорошо видно в этом отрывке из передачи «Кинопанорама»: зрительский зал, до отказа набитый советскими актрисами и актерами, просто искрится от каждой шутки дуэта.
При этом сам репертуар Ширвиндта и Державина сейчас кажется довольно спокойным, саркастичным и «сухим». Двое в меру харизматичных мужчин разговаривают о чем-то между собой, безэмоционально рассказывают анекдоты или прикидываются незамысловатыми персонажами, делая это все с уставшими серьезными лицами без доли улыбки. Вместе со слегка абсурдными сюжетами шуток работает такой формат безотказно: многие их выступления смотрятся свежо даже через призму современного юмора. Роман Карцев 1960—2018 Роман Аншелевич Кац родился в 1939 году в столице советского юмора — городе Одессе.
Отучившись на наладчика швейных машин, он попал в театр, а позже перешел в большую лигу советского юмора — Театр миниатюр Аркадия Райкина. Там и родился его псевдоним: мол, по мнению Райкина, фамилия слишком короткая, нужно придумать что-то подлиннее.
Спустя год Райкин пригласил автора в театр на должность заведующего литературной частью. Он с ходу отвергал все, что ему приносили другие авторы, — и плохое, и хорошее. Ему как писателю почти ничего не нравилось. Все хотелось переделать. Но работать над текстом вместе с автором Жванецкий тоже считал излишним», — писал режиссер. По мнению Райкина, Жванецкий не состоялся как редактор, но бесспорно стал одним из лучших писателей в своем жанре. Литературный дар и стиль сатирика настолько покорили худрука, что на какое-то время Жванецкий занял в театре позицию «автора-премьера». Его миниатюры «Дедушка с внуком Юзиком», «Участковый врач», «Авас», «В греческом зале» и многие другие получили широкую известность и растаскивались на цитаты.
Однако цитируя персонажей Жванецкого, зрители не знали, кому принадлежат эти строки. Райкин не присваивал тексты автора себе, но и не озвучивал его фамилию. В результате народ либо автоматически приписывал миниатюры Райкину, либо вовсе принимал прозу, написанную одесситом, за народное творчество. Как признавался сам великий артист, это начало обижать амбициозного Жванецкого.
В программках, на афишах Театра миниатюр обязательно значились фамилии драматургов. Но их не объявляли перед исполнением каждой интермедии.
И в народе авторов Райкина знали действительно гораздо хуже, чем композиторов и поэтов, сочинявших эстрадные шлягеры. Недоброжелатели и ревнивые писатели любили рассуждать, что Райкин намеренно оставляет авторов в тени, создает впечатление, что всё создает только он — любимый эстрадный артист страны. Это не так. Никакого коварства не было. Просто публика нуждалась в одном-единственном кумире и к авторам серьезного интереса не проявляла. Виктор Ефимович Ардов 1900-1976.
Фото: ru. Быть автором Райкина они считали за честь. А то, что популярность доставалась актёру — вполне справедливо, хотя иногда и обидно. Но дело в том, что сам Райкин показывает нам такое разнообразие стилей исполнения, приемов, типов и характеров, что подобное обвинение звучит как беспредметное. Артист обогащает, а не обедняет исполняемые им вещи», - писал Виктор Ардов — один из столпов нашего да-да, и нашего тоже юмора. В последние годы можно сказать — один из теневых столпов, потому что и его подзабыли.
Фотография 1941 года. Фото: kino-teatr. Несколько поколений подражателей коверкали слова по-райкински, по-райкински показывали скромников и хамов. Пожалуй, в последние годы о таланте актера легче судить по его редким лирическим монологам, в которых он был тонок и точен. Юмор стареет. В антикварном ореоле он не так ценен, как «злоба дня».
Тем ценнее с годами стали грустные мотивы Райкина. Он, как никто другой из королей эстрады, умел перевоплощаться и в резонеров, и в печальных героев.
Аркадий Райкин. Большой сборник миниатюр, интермедий, сценок, монологов Аркадий Райкин. Большой сборник миниатюр, интермедий и сценок из 1960-х See more Аркадий Райкин. Популярные миниатюры и редкие записи.