21. В ближайшее десятилетие приоритетами научно-технологического развития следует считать направления, позволяющие получить значимые научные и научно-технические результаты, создать отечественные наукоемкие технологии и обеспечивающие. 28 февраля президент утвердил Стратегию научно-технологического развития страны до 2030 года. В Новосибирске днем 22 августа началось пленарное заседание Международного форума «Технопром-2023» на тему «Приоритеты научно-технологического развития: отраслевые и региональные задачи, ответы на новые вызовы».
Принята новая стратегия научно-технологического развития РФ
До сегодняшнего дня действовала Стратегия в редакции 2016 года. Появление новой Стратегии — важный шаг в развитии России как суверенного государства. Она является ответом на вызовы, с которыми страна столкнулась после введения против нас беспрецедентных санкций. Соответственно целью научно-технологического развития государства — обозначено обеспечение независимости и конкурентоспособности государства, достижения национальных целей развития и реализации стратегических национальных приоритетов путем создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.
Существующие вызовы, с одной стороны, создают риски для экономики и общества, а с другой, могут быть использованы как факторы для новых возможностей и перспектив. Достижение конкурентоспособности национальной экономики определяется, прежде всего, освоением новых знаний и разработкой наукоемкой продукции на отечественной технологической основе. Ключевыми инструментами для ответа на «большие вызовы», обеспечения национальной безопасности и укрепления обороноспособности должно стать развитие фундаментальной науки и создание наукоемких технологий и продукции, а также перестройка системы управления в области науки, технологий, технологического предпринимательства. В качестве приоритетов в Стратегии выделены такие направления научно-технологического развития, которые станут основой перехода к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции с применением искусственного интеллекта и роботизированных систем, к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, высокопродуктивному агро- и аквахозяйству, высокотехнологичному здравоохранению, базой для противодействия техно- и биогенным угрозам и т. Наряду с ожидаемыми результатами в документе определены принципы и направления государственной политики в этой области и источники финансирования реализации Стратегии.
Он объяснил, почему в «ЕР» предлагают параллельно увеличивать поддержку наукоградов и разрабатывать специальный правовой институт для других территорий и объектов. А сегодня мы понимаем, что помимо этих городов, городских округов есть еще территории, у которых мощный научный потенциал», — сказал Мажуга. Депутат приводит в пример ЗАТО — города «Росатома», которые не могут управляться так же, как наукограды. В «Единой России» предлагают создать преференциальные режимы для сокращения налоговых отчислений проектов в области технологического предпринимательства. Поэтому [надо] создавать в том числе налоговые режимы, льготные и удобные для привлечения туда предпринимателей, это важно. Мы хотим, чтобы наша наука давала результаты, чтобы это все не закончилось научной статьей или отчетом, а давала какой-либо продукт, технологию», — отметил Мажуга. Сейчас в России возрастает интерес к наукоградам, связанный с запросом на технологическую суверенность, сообщил «Ведомостям» мэр наукограда Кольцово в нем расположен центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» Роспотребнадзора Николай Красников. Ведь от комфортной среды зависят настроения тех же молодых ученых, чтобы они не уезжали. Не говоря уже о проектах науки, которые тоже требуют финансирования», — отметил он.
Историк Марьяна Скуратовская Узнать больше Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки! Самые интересные проекты, открытия и исследования, а также информация о конкурсах и мероприятиях в вузах и научных центрах России в одном удобном формате. Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий!
Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки!
- ТЕХНОПРОМ 2022: контакт-центр
- Утвержден план проведения в России Десятилетия науки и технологий
- В Минэнерго России обсудили проект Стратегии научно-технологического развития России до 2035 года
- На «ТЕХНОПРОМ-2023» обсудили приоритеты научно-технологического развития: Регионы: Россия:
- Эволюция приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации
- Поделиться
Обновлена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
И тогда все равно не избежать использования каких-то зарубежных технологических решений, что несет в себе угрозу задаче достижения технологического суверенитета, сообщается в презентации Фролова. Другими словами, интрига в том: не входят ли в противоречие друг с другом такие стратегические цели, как суверенитет и более высокие темпы экономического роста? И кто должен расставлять и обосновывать приоритеты на каждой такой развилке — только ли ученые? С учетом изменений, происходящих в мировой экономике и глобальной политической организации, можно утверждать, что мир после 2040 года станет принципиально другим — времени действительно мало. А с учетом происходящего в российской экономике этого времени уже почти нет: по оценкам Фролова, в лучшем случае можно говорить об окне возможностей, открывшемся на один-два года. Фролов выступил с тезисом, что, судя по всему, у достигаемого технологического суверенитета должна быть «динамическая структура», то есть суверенитет по своему содержанию может быть разным в разные периоды. И если опираться на этот тезис, тогда предстоит определиться с тем, каким должно быть место России в меняющемся мире. Россия должна примкнуть к одной из этих сфер влияния? Если мы допускаем кооперацию с дружественными странами, тогда нужно выяснить, насколько тесной она должна быть.
И даже если мы выбираем одного крупного партнера, то и в этом случае двусторонняя зависимость не гарантирует, что в будущем не случится болезненного разрыва, следовало уже из другого доклада, подготовленного руководителем научного направления Центрального экономико-математического института РАН Виктора Дементьева. Или же наша страна должна стать самостоятельным центром силы, формирующим вокруг себя свой пул заинтересованных в сотрудничестве государств? Тогда стоило бы заняться проработкой финансового обеспечения и обоснования инвестиций в те исследования и разработки, которые будут полезны как России, так и этому пулу. Потому что, как можно было судить по выступлению главного научного сотрудника ИЭ РАН Олега Сухарева, даже сам по себе рост затрат на НИОКР еще не означает, что финансируются именно прорывные или именно новейшие технологии.
Созданная в 1993 году, МААН обеспечивает взаимодействие между академиями целого ряда стран. Сегодня в состав этой представительной Ассоциации входят 20 полноправных и 5 ассоциированных членов, а также действуют 23 научных совета. Ломоносова и Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт». Чтобы определить взаимные интересы и будущие направления сотрудничества, участники ответили на 2 ключевых вопроса: какие ключевые темы научно-технического развития пользуются преимущественной государственной поддержкой в конкретной стране и какую хотите видеть в горизонте 10 лет идеальную модель взаимодействия молодых ученых. Такое исследование приоритетных направлений молодых ученых МААН дает возможность определить общие приоритеты стран для дальнейшего взаимодействия. Приоритеты России обозначены в Стратегии научно-технологического развития: цифровые технологии и новые материалы, персонализированная медицина, национальная безопасность, продовольственная безопасность, освоение пространства, взаимодействие человека, природы и технологий, новые технологии в энергетике.
Также он отметил, что нужны программы кадрового обмена, которые позволят с учетом научной специализации наших стран повысить научную квалификацию кадров за пределами своей страны.
Для реализации настоящей Стратегии необходима консолидация усилий, предпринимаемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, научно-образовательным и предпринимательским сообществами, институтами гражданского общества, по созданию благоприятных условий для применения достижений науки и технологий в интересах социально-экономического и пространственного развития России. Научные и образовательные организации, промышленные предприятия, иные организации, непосредственно осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность и использующие результаты такой деятельности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и находящиеся в их распоряжении инструменты должны обеспечивать целостность и единство научно-технологического развития. Настоящая Стратегия является основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования в области научно-технологического развития, государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, стратегических и программных документов фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, институтов инновационного развития, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций компаний , публично-правовых компаний и иных организаций, созданных на основании федеральных законов. Роль науки и технологий в обеспечении устойчивого будущего нации, в развитии России и определении ее положения в мире 8. Настоящая Стратегия разработана в условиях, когда высокий темп освоения новых знаний и создания наукоемкой продукции на собственной технологической основе является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность национальных экономик и эффективность национальных стратегий безопасности.
Россия исторически является одной из мировых научных держав: отечественные научная и инженерная школы эффективно решали задачи социально-экономического развития и обеспечения безопасности страны, внесли существенный вклад в накопление человечеством научных знаний и создание передовых технологий. Во многом этому способствовала адекватная времени и структуре экономики система организации научных исследований и разработок. В Российской империи сосредоточение ученых и инженеров в высшей школе позволяло создавать и накапливать новые знания.
Противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и экстремизму, деструктивному иностранному информационно-психологическому воздействию, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства, укрепление обороноспособности и национальной безопасности страны в условиях роста гибридных угроз. Повышение связанности территории России за счет создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем.
Лидерство в формировании международных транспортно-логистических маршрутов, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики. Эффективный ответ российского общества на большие вызовы с учетом возрастающей актуальности синтетических научных дисциплин, созданных на стыке психологии, социологии, политологии, истории и научных исследований, связанных с этическими аспектами научно-технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений.
Путин поручил комиссии по НТР представить перечень приоритетных направлений
Использование новых технологий направлено как на повышение эффективности существующих процессов и бизнес-моделей, так и на создание новых рынков. Локализация производств в высокотехнологичных отраслях в условиях сокращения импорта и ухода иностранных компаний, а также привлечение к масштабным задачам технологического развития профессиональных инженерно-технических кадров. Документы pdf0. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь , наши правила обработки персональных данных — здесь.
Раньше каждый вкладывал в него то, что ему казалось важным. Для достижения технологической независимости Правительство РФ приняло решение о проведении второй волны отбора Передовых инженерных школ в сентябре 2023 года. Также Дмитрий Николаевич напомнил, что уже утвержден перечень 10 мегапроектов, в реализацию которых в 2023—2024 годах в России планируется проинвестировать не менее 100 млрд рублей.
Как может измениться научная политика после принятия Стратегии? Чего ожидать от новой Стратегии развития Российского научного фонда? Об этих и других вопросах поговорим в нашем материале. Чтобы их достичь, государство хочет наладить связи между наукой, созданием новых технологий и промышленным производством, а также собирается развивать наукоемкое предпринимательство и строить новую инфраструктуру для исследований и разработок.
Согласно СНТР от 2024 года, президент будет руководить сферой научно-технологического развития, а помогать ему в этом будет совет по науке и образованию. Особенно президент выделил тезис, что «показателем эффективности реализации любой научной программы должны быть именно продукты, технологии, качественные изменения в экономике, в жизни людей», для чего также понадобятся новые подходы к финансированию науки. Первыми успехами в этом направлении он назвал создание новой мясной породы кур «Смена-9», строительство первого в мире энергокомплекса с замкнутым топливным циклом, рост производства сверхвысокочастотной электроники, создание отечественных фотонных интегральных микросхем. Мы выяснили, как изменился документ по сравнению с 2016 годам, и обсудили его с Никитой Марченковым, председателем Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и руководителем Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт». Более подробно о своей интерпретации новой Стратегии он рассказал в интервью, которое мы опубликуем в ближайшие дни. В последний период, говорится в документе, финансирование отечественной науки сильно увеличилось в объеме за счет развития «финансовой, организационной и кадровой инфраструктур». Также на подъеме были крупные проекты вроде создания установок класса мегасайенс. Развитие науки и технологий в эти годы документ называет опережающим. Однако с 2022 года страна вступила в этап «мобилизационного развития научно-технологической сферы в условиях санкционного давления», когда общество и предприятия должны консолидироваться для решения задач. Судя по документу, предполагается, что к инновационной экономике страна уже перешла.
Но в описании этапа ничего про финансирование науки не говорится. Значит ли это, что теперь оно будет уменьшаться? Речь о достижении этого показателя к 2035 году идет в параграфе VIII документа. Там же говорится, что объем частных инвестиций должен сравняться с государственным. Пока не совсем понятно, как этого достичь, учитывая не совсем стабильную экономическую ситуацию и другие негативные тенденции, о которых говорится в Стратегии дальше. В 2024 году ситуация с расходами на науку несколько сложнее. В бюджете на текущий год мы, конечно, прибавили средства на развитие науки. Но те, кто занимается финансированием, да и наукой, понимают, что в реальном выражении расходы на науку все-таки немножко снизились — имею в виду необходимую поправку на инфляцию, и в процентах от ВВП», — с такими словами Путин выступил 8 февраля. Об этапах реализации речь идет и в параграфе VI, где говорится об уже сделанном и о том, что сделать предстоит. В пункте 46 говорится о новом нормативно-правовом регулировании управления в области науки для подготовки России к большим вызовам, о запуске крупных научно-технических программ и проектов, о сформированных системах воспроизводства и привлечения кадров и конкурсной поддержки результативных ученых.
Саид Гулямов, председатель Совета молодых ученых Академии наук Республики Узбекистан, предложил разработать и реализовать глобальную научно-образовательную интерактивную цифровую платформу, генерируемую искусственным интеллектом. Это позволит сформировать открытый уникальный межгосударственный цифровой фундамент научной и образовательной среды дружественных государств. Взгляд российских ученых на коллаборацию с молодыми учеными стран СНГ там, где сейчас существует реальный задел международного сотрудничества, высказали представители МГУ им. Ломоносова и РАН. У МГУ им. Ломоносова широчайший спектр научных направлений, и Университет может предложить практически по любому приоритету направление для международного сотрудничества.
Ключевая ставка в науке делается на междисциплинарный подход к исследованиям и создание междисциплинарных научно-образовательных школ.
Приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации
Должна быть разработана федеральная программа, которая на конкурсной основе позволила бы им развиваться, отмечает он. Нам нужно эти города развить именно как территории. Создать комфортную городскую среду, приток туда людей, ученых, жителей. И разработать в рамках программы дополнительные инструменты кооперации науки, бизнеса именно на территории таких наукоградов», — сообщил депутат. Он объяснил, почему в «ЕР» предлагают параллельно увеличивать поддержку наукоградов и разрабатывать специальный правовой институт для других территорий и объектов. А сегодня мы понимаем, что помимо этих городов, городских округов есть еще территории, у которых мощный научный потенциал», — сказал Мажуга. Депутат приводит в пример ЗАТО — города «Росатома», которые не могут управляться так же, как наукограды. В «Единой России» предлагают создать преференциальные режимы для сокращения налоговых отчислений проектов в области технологического предпринимательства. Поэтому [надо] создавать в том числе налоговые режимы, льготные и удобные для привлечения туда предпринимателей, это важно.
Главными особенностями, отличающими такие комплексные программы, комплексные проекты от других механизмов поддержки, являются: - выявление, отбор и формирование наиболее перспективных комплексных программ и комплексных проектов осуществляют советы по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации. На ближайшие 10-15 лет приоритетами научно-технологического развития РФ являются направления, которые позволяют получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания. И именно этой теме было посвящено очередное заседание Совета по приоритетному направлению Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Надо отметить, что с августа 2022 года организационное, техническое и информационное обеспечение деятельности Совета осуществляет Московский государственный университет пищевых производств МГУПП. В рамках подготовки работы Совета экспертами был проведен анализ социально-экономического состояния Российской Федерации, подробная оценка заявок на разработку комплексных программ и комплексных проектов, сформирована база актуальных предложений соответствующих перспективному технологическому развитию РФ.
Как большому классическому университету нам необходимо удерживать многообразие. В этом наша сложность и одновременно потенциал развития. И мы всегда пытались сохранить эту сложность даже вопреки мнениям экспертов. Я считаю, что если есть ученые и научные коллективы, то они сами знают, что именно нужно сохранять и развивать. В классическом университете, в отличие от отраслевого вуза, должны «цвести все цветы». Мы эффективны и адаптивны именно за счет этой избыточности. С другой стороны, нужно быть реалистами: в условиях мобилизационного развития научно-технологической сферы и её вузовского сектора, когда требуется особенно тщательно распределять далеко не безграничные ресурсы, нам точно не хватит поливать все «цветы», которые у нас могли бы расти. Тем не менее, за прошедшие десять лет, которые были тоже весьма непростыми, нам удалось сохранить и поддержать главное в этом деле — свои научные школы. И 2023 год показал, что мы делали это не зря: наш рост по грантам РНФ оказался, можно сказать, нелинейным. Если в 2014 году объём финансирования здесь составлял всего 55 млн рублей, то в прошедшем году он достиг 489 млн. Вместе с грантами РФФИ, мегагрантами и грантами президента РФ для молодых ученых университет получил почти 600 млн рублей грантовых денег. Это очень хороший показатель. При обсуждении научной политики ТГУ на 2024 год мы пришли к выводу, что кроме стратегических направлений, утверждённых программой «Приоритет 2030», на каждый год должны быть поставлены и локальные задачи. Как я уже сказал выше, в текущем году — это развитие фундаментальных исследований, укрепление сотрудничества с промпартнёрами и подготовка молодых научных кадров. При такой локализации коллективу понятнее, как жить и работать. И тогда бы под эти три основных фокуса распределялись и те ресурсы, которые у нас есть сегодня. И финансироваться должны, прежде всего, те проекты, руководители которых берут на себя обязательства выдать определенный результат. Для этого научную политику университета необходимо соответствующим образом декомпозировать в рамках уже утвержденных четырёх стратегических направлений : «Глобальные изменения Земли: климат, экология, качество жизни», «Инженерная синтетическая биология 2. Если мы говорим про фундаментальность, то у нас должно быть два-три конкретных фундаментальных проекта. Если говорим о промпартнёрах, тогда мы должны заниматься трансфером технологий в два-три конкретных крупных производства. Это тоже ключевая задача, поскольку пока трансфер у нас растет значительно медленнее, чем хотелось бы. И пронизывать это всё должны определённые сквозные технологии, на которых мы тоже фокусируемся. Это технологии, основанные на «больших данных» big data и искусственном интеллекте. К «сквозным» я бы отнес также беспилотные технологии и генную инженерию, поскольку сегодня они являются важным элементом большинства отраслей, связанных с разного рода безопасностью, климатом, транспортом, медициной, сельским хозяйством. И тогда понятно, почему, несмотря на все трудности, мы поддерживаем научные проекты класса «мегасайенс». Потому что в процессе их реализации мы получаем сразу несколько результатов: проводим фундаментальные исследования, разрабатываем новые технологии и продукты и выращиваем перспективные кадры.
В стратегии определены роль науки и технологий в обеспечении устойчивого будущего нации, в развитии России и определении её положения в мире; стратегические ориентиры и возможности научно-технологического развития; цель и основные задачи научно-технологического развития; ожидаемые результаты и этапы реализации стратегии; инструменты реализации; финансовое обеспечение; порядок мониторинга реализации стратегии и др. В документе отмечаются следующие негативные тенденции: несогласованность приоритетов научно-технологического развития и инструментов его поддержки на национальном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях; низкая восприимчивость экономики к технологическим инновациям, слабое взаимодействие реального сектора экономики с сектором научных исследований и разработок, а также «разомкнутость» единого инновационного цикла проведения научных исследований, создания разработок и коммерциализации технологий; концентрация научно-технологического и образовательного потенциала в ограниченном числе регионов страны; следование глобальным технологическим трендам без комплексного учёта текущих и будущих запросов российской экономики и общества, отвечающих национальным интересам Российской Федерации. Указанные проблемы создают риски отставания России от стран — мировых технологических лидеров и обесценивания внутренних инвестиций в область науки и технологий, снижают конкурентоспособность России в мире, ставят под угрозу обеспечение её независимости и национальной безопасности. Среди наиболее значимых для научно-технологического развития вызовов перечислены исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне формирования экономики данных, ускоренного развития и внедрения технологий искусственного интеллекта во всех отраслях экономики и социальной сферы и появления ограниченной группы стран-лидеров, обладающих передовыми производственными технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов; демографический переход, обусловленный снижением рождаемости, увеличением продолжительности жизни, изменением образа жизни, и связанное с этим старение населения, что в совокупности приводит к новым социальным и медицинским проблемам. В ближайшее десятилетие приоритетами научно-технологического развития следует считать направления, позволяющие получить значимые научные и научно-технические результаты, создать отечественные наукоёмкие технологии и обеспечивающие, в частности, переход к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции, основанным на применении интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем, новых материалов и химических соединений, результатов обработки больших объемов данных, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта.
Президент России утвердил новую стратегию научно-технологического развития
Правительству Российской Федерации предусматривать при формировании проектов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования на реализацию настоящего указа», — сказано в документе. Указ главы государства вступает в силу с момента подписания. Как сообщало ИА Регнум, в июле 2023 года президент заявил, что зависимость от иностранных технологий ставит под угрозу суверенитет страны.
Существующие вызовы, с одной стороны, создают риски для экономики и общества, а с другой, могут быть использованы как факторы для новых возможностей и перспектив.
Достижение конкурентоспособности национальной экономики определяется, прежде всего, освоением новых знаний и разработкой наукоемкой продукции на отечественной технологической основе. Ключевыми инструментами для ответа на «большие вызовы», обеспечения национальной безопасности и укрепления обороноспособности должно стать развитие фундаментальной науки и создание наукоемких технологий и продукции, а также перестройка системы управления в области науки, технологий, технологического предпринимательства. В качестве приоритетов в Стратегии выделены такие направления научно-технологического развития, которые станут основой перехода к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции с применением искусственного интеллекта и роботизированных систем, к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, высокопродуктивному агро- и аквахозяйству, высокотехнологичному здравоохранению, базой для противодействия техно- и биогенным угрозам и т.
Наряду с ожидаемыми результатами в документе определены принципы и направления государственной политики в этой области и источники финансирования реализации Стратегии.
Он будет определять ее задачи, цели, принципы. Документ по сути дела конституирует, нормативно закрепит понятие технологического суверенитета, потому что раньше в него каждый вкладывал все, что ему казалось важным», — пояснил Дмитрий Чернышенко. Кроме того, будет составлен перечень субъектов технологической политики, прописаны полномочия и механизмы взаимодействия. Будет также уделено особое внимание мегапроектам. Это проекты, задача которых обеспечить разработку и производство приоритетной высокотехнологичной продукции.
Председатель правительства утвердил перечень очереди этих мегапроектов и ключевые критерии их отбора, рассказал Дмитрий Чернышенко. Методология по разработке мегапроектов сейчас находится на рассмотрении в правительстве России, в свою очередь уточнил первый заместитель министра промышленности и торговли России Василий Осьмаков.
Именно такой вывод применительно к ближайшим пяти десятилетиям сделан, например, в докладе Организации экономического сотрудничества и развития OECD «Policy Challenges for the Next 50 Years». Отметим, что Роберт Гордон, исследуя в своей нашумевшей работе вопрос о темпах экономического роста в различные эпохи, вполне аргументировано доказывает, что взрывной экономический рост, имевший место в течение последних двух столетий, явился, по сути, исключением из общеисторического правила. Имеет смысл попытаться представить, как трансформируются тенденции научно-технологического развития в глобальном масштабе и в России в частности, если сценарий продолжительной фазы нулевого роста мировой экономики превратится в реальность. Не приходится сомневаться, что в таком случае, сообразно новым параметрам экономики и обусловленным ими парадигмам социодинамики, радикально изменятся уровни востребованности и модели применения целых кластеров существующих и возникающих технологий. Если и когда снижение общей ликвидности наличных ресурсов потребуют переоценки значения и смысла макроэкономических показателей, паралич социальных лифтов вынудит значительную часть населения по-новому воспринимать проблемы неравенства возможностей и имущественных статусов, а спектр доступного социального и медицинского обеспечения начнет сокращаться до несовместимого с массовыми ожиданиями уровня, техносфера, исполняя присущую ей роль важнейшей производительной силы, будет призвана, помимо прочего, по мере возможностей компенсировать общее ухудшение условий существования социума.
При этом технологическими императивами «остановившегося времени», по-видимому, станут обеспечение устойчивости жизнеобеспечивающих инфраструктур общества, а также необходимого уровня его практической солидарности в виде поддержания, преимущественно техническими средствами, массовой доступности здравоохранения и образования, формирования новых траекторий социальной мобильности и т. Ниже, применительно к российским реалиям, на эскизном уровне предпринята попытка конкретизировать краткосрочные и среднесрочные меры, в общих чертах коррелирующие с перечисленными выше целями и задачами. Эта задача особенно актуальна для газовой отрасти, которой, в конечном итоге, предстоит глобальный реплатформинг в связи с начинающимся мировым переходом на технологию сжижения природного газа. Следует заранее оценить и, при необходимости, достроить потенциал национальной промышленности в плане проектирования и производства необходимого для переключения на экспорт сжиженного природного газа оборудования, так как российский газовый сектор, в случае неспособности российских компаний поставлять таковое оборудование, скорее всего окажется обречен на зависимость от иностранных поставщиков, тесно связанных с компаниями-конкурентами российских игроков энергетического рынка. Принципиальной мотивацией при этом должно быть устранение непродуктивных затрат в здравоохранении, что позволит смягчить последствия сокращения объемов общедоступного медицинского обслуживания. Создание инфраструктуры для задействования кадрового потенциала РАН в укреплении системы образования, в частности, с целью выравнивания региональных диспропорций. В заключение следует остановиться на еще одном обстоятельстве, имеющем прямое отношение к методологии научно-технологического прогнозирования, а именно — на возможности в обозримом будущем частичного смещения представлений о его целевой аудитории.
Принята новая стратегия научно-технологического развития РФ
19 июня 2023 года в смешанном формате состоялось заседание Совета по приоритетному направлению научно-технологического развития Российской Федерации «Возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия. Статья Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, Общие положения, Роль науки и технологий в обеспечении устойчивого будущего нации, в развитии России и определении ее положения в мире, Стратегические ориентиры и возможности. С учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации в рамках Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019–2027 годы. Предыдущий указ «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» от 1 декабря 2016 года признан утратившим силу. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Стратегия научно-технологического развития России на период до 2035 года должна быть утверждена до 1 сентября 2016 года. Опубликована обновлённая версия госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ».
Владимир Путин утвердил стратегию научно-технического развития России
Приоритетные направления Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Приоритетные направления Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. эффективная организация и технологическое обновление научной, научно-технической и инновационной деятельности. Также Путин утвердил стратегию развития Российского научного фонда на период до 2030 года. Президент считает нужным пересмотреть подходы к мероприятиям единой государственной программы в области научно-технологического развития, причем как в части выполнения НИОКР, так и в вопросах подготовки кадров. Соответственно целью научно-технологического развития государства — обозначено обеспечение независимости и конкурентоспособности государства, достижения национальных целей развития и реализации стратегических национальных приоритетов путем создания.
Форма успешно отправлена!
- «Недели науки–2024» на кафедре «Правовое обеспечение государственного управления и экономики»
- Читать также
- Путин утвердил новую Стратегию научно-технологического развития России
- Где же космос?
Приоритеты научно-технологического развития России: соотношение неопределенностей
Научно-технологическое развитие России является безусловным приоритетом с точки зрения суверенитета государства, безопасности и благополучия наших граждан. При написании Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года Центром стратегических разработок предпринята вполне логичная попытка преодолеть методологический вакуум, в целом характерный для жанра технологического прогноза. Стратегией определяются цель, основные задачи и приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации, устанавливаются принципы, основные направления государственной политики в этой области и меры по ее реализации.