Новости откуда пошло крещение

Туда входят 159 нерезидентов из 20 государств, передает РИА Новости. Также водное крещение символизирует наше вступление в Церковь:"Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело,Иудеи или Еллины,рабы или свободные.

Архипастырь. Крещение Господне и Рождение человека свыше

С водой связаны и заговоры против пожаров, которые читали обычно на Крещение: «Шли святые за мной, несли чашу с водой. Мне интересно, откуда сам термин "крещение" взялся? Мне интересно, откуда сам термин "крещение" взялся? Относительно того, откуда пошло христианское крещение, ученые высказывали разные гипотезы.

"Обмануть Бога": самарский настоятель рассказал, откуда пошла традиция купаться на Крещение

Кратко о языческих богах и событиях перед крещением. Об истинной сути Крещения и правилах безопасных купаний вчера шла речь на встрече в пресс-центре Самарского областного вещательного агентства. Когда это происходит, какие традиции есть на Крещение, как его правильно праздновать и смывает ли грехи крещенская вода? Крещение проходит 19 января, потому что это день, когда крестился Иисус Христос. Крещение Руси произошло в 988 году, когда князь Владимир Красное Солнце принял христианство и распорядился о крещении всего населения Киевской Руси. В праздник Крещения Господня традиционным священнодействием считается освящение водоемов и окунание в прорубь.

Праздник Крещения: история, традиции

Сам пророк Иоанн Креститель восклицал: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым». В Крещение Господне проходит праздничная литургия, нередко проводят крестины. Крещение Господне завершает Рождественские святки и является двунадесятым не переходящим праздником. На Крещение верующие окунаются в прорубь, чтобы погрузиться в святую воду.

Крещение Господне 2025 в России: история и традиции праздника

Крещение Руси произошло в 988 году, когда князь Владимир Красное Солнце принял христианство и распорядился о крещении всего населения Киевской Руси. Окунуться на Крещение в ледяную воду наравне с мужчинами — это запросто, что в век Жуковского было немыслимо. Но откуда идут истоки традиции окунаться в прорубь и почему они носят языческий характер? Двунадесятый праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа, или Богоявления, – один из наиболее важных и торжественных праздников Православной Церкви. О канале Где смотреть Новости. В Крещение Господне проходит праздничная литургия, нередко проводят крестины.

История праздника Крещения и обычая окунаться в Иордань

«Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?». О значении Крещения для верующих, истории его празднования и традициях уместно поговорить в канун праздника. Любая вода, независимо откуда взята в Крещение меняет кристаллическую решётку и становятся в понимании православных "святой". Мне интересно, откуда сам термин "крещение" взялся? Где-то с помощью переговоров, где-то военной силой, но Владимиру удалось совершить радикальные изменения — крестить своё государство и встать в один ряд с ведущими державами своего времени. В православной традиции Крещение Господне является одним из великих праздников и отмечается 19 января.

Крещение: История и традиции

Это вы звало необычайное изумление Иоана — он ведь понимал кто перед ним стоит. На что Иисус от вечае т, что им необходимо «исполнить всю правду». Тут стоит пояснить, что слово «правда» — это из древнерусского перевода, означало «закон». В этой связи можно вспомнить «Правду Ярослава Мудрого», ставшего первым сборником законов Руси. Таким образом Христос гово рит, чт о необходимо исполнить все человеческие законы до конца и только потом он получит право на божественное предназначение. Крещение было последним из них. Так и получилось. Согласно тому же Евангелию, в момент, когда Иоан совершал обряд, разверзлись небеса и на Иисуса опустил ся гол убь.

Считается, что это событие наглядно и понятно для всех продемонстрировало еще один постулат христианства — о святой Троице. Голубь — это дух святой, Христос — сын бо жий, а глас принадлежал отцу-богу. Именно после этого Иисус обретает пер вых с воих учеников — Андрея, его брата Симона Петра , а также Филиппа и Нафанаила. После чего удаляется в пустыню на сорок дней, где подвергается постоянным искушениям со стороны дьявола, особенно сильными в последние несколько дней. Выдержав все это, он вернется к людям уже как бог.

Святые дни празднования Рождества Христова Святки. В католической традиции праздник Богоявления Господа 6 января сохраняет древнюю тему явления Христа и просвещения язычников. Существует обычай освящения ладана и мела, которым священник пишет на дверях домов начальные буквы апокрифических имён евангельских волхвов — Каспара, Мельхиора, Бальтазара.

Под влиянием богослужения католических церквей восточного обряда установлен не повсеместно обычай освящения воды. В мозаике Баптистерия православных в Равенне 5 в. Христос представлен уже в зрелом возрасте, а вписанную в круг композицию Крещения Господня окружают двенадцать ангелов. Иконографическая схема установилась к 10 в. Иисус Христос изображался обычно фронтально позднее в лёгком развороте, иногда со скрещёнными ногами — мозаики собора в Монреале, 12 в. К сирийской группе памятников с Христом, прикрывающимся руками, относятся: фрагмент триптиха начала 7 в. Музей изобразительных искусств имени А. Пушкина , расписная крышка реликвария с пятью евангельскими сценами 6—7 вв.

Иоанн Креститель обычно помещался на правом от Христа берегу Иордана: он возлагает правую руку на голову Иисуса; сверху обычно изображён сегмент неба иногда часть круга как символ открывающихся небес с благословляющей десницей, лучом и парящим белым голубем символ Святого Духа. С 6—7 вв. В памятниках раннехристианского искусства их обычно два один созерцает Святого Духа, нисходящего с неба, и прислушивается к голосу Бога Отца , другой с благоговением смотрит на Христа; в катакомбах Понтиана в Риме ангел один. В миниатюре из «Слов» Григория Богослова 3-я четверть 11 в. Начиная с 11—12 вв. Крещение Господне.

Церковные богословы считали, что Иисус Христос, войдя в воды Иордана, очистил и освятил их.

Именно поэтому в праздник Крещения теперь освящают воду. Дата не меняется в зависимости от Пасхи и дня недели. Также у Крещения есть четыре дня предпразднства и восемь дней попразднства. В эти несколько дней в церковную службу включаются молитвы, посвящённые Крещению Господню. Это последний день важных православных праздников, когда совершается особое богослужение — более торжественное, чем в другие дни попразднства. Крещение или Богоявление: как правильно Периодически можно услышать название «Богоявление». Сейчас это два разных названия одного и того же праздника.

Название «Крещение Господне» отражает обрядовую сторону торжества, а «Богоявление» указывает на то, что в момент погружения Христа в Иордан миру впервые была явлена Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух. До IV века существовал только праздник Богоявление.

Крещение Руси, которое провёл князь Владимир. Строительство церквей, расширение приходской и епархиальной структур. Предпосылки и основные причины Если ориентироваться на исторические источники, то крещение Руси являлось выбором Владимира с чётко поставленной целью. Это решение было связано с его собственными религиозными стремлениями.

Также отмечается взаимосвязь с политическими причинами. К примеру, Древнерусское государство должно было стать частью мировых держав. При этом князь Владимир был недоволен тем, что его подданные поклонялись языческим богам. В конце 980-х годов Владимир вместе со своей дружиной решили придерживаться новой веры. Этот вопрос долго обсуждался, проводились переговоры с другими государствами, которые придерживались иной веры. В летописи отмечено об «испытании вер» князем Владимиром.

Считается, что его убеждали принять веру мусульмане, а также иудаизированные хазары. Князь отправил личные посольства «в греки», «в немцы», «в болгары» с целью испытать их службу. Когда посольства вернулись, он остановился на христианстве. Послы были поражены тем, насколько красивым было богослужение. Это была не единственная причина, почему князь Владимир решил принять христианство в православном варианте. Он также желал укрепить связи, которые уже успели установиться с Византией.

На тот момент Византийская империя считалась невероятно могущественной. Проведение крещения князя Нет единого мнения по поводу того, как и когда проводилось крещение князя Владимира. Если верить «Корсунской легенде», то князь крестился в г. Корсунь Херсонес , который располагался в центральной части владений Византии на Крымском полуострове. Это произошло в 988 г. При этом считается, что взятие Корсуни случилось в 989 году.

Именно в этом месте Владимир вступил в брак с сестрой императоров из Византии Анной. Есть и иная традиция, которая тоже датируется XI веком. Считается, что крещение князя произошло за 2 года до того, как произошло им взятие Корсуни. Крещение русских городов Когда произошло крещение самого князя и его дружины, правительство начало организовывать крещение людей из крупных городов. В первую очередь через эту процедуру прошли люди, находящиеся в Новгороде и Киеве. В первые годы после того, как крестили Русь, учредили митрополию с центром в Киеве.

Она подчинялась Константинопольскому патриархату. Вместе с ней учредили минимум 3 епархии.

Крещение Господне: история появления и традиции

Он попросил Иоанна крестить его. Сначала Иоанн отказывался. По его мнению, это была слишком большая честь для него. Однако Иисус объяснил, что все это — воля Бога. Именно появление Христа на Иордане стало корнями для традиции нырять в прорубь. А произошло святое таинство как раз 19 января. Считается, что вода в храмах в этот день свята. Традиции и запреты светлого дня: Начало празднования Крещения наступает еще 18 января, когда люди собираются дома и проводят вечер в кругу семьи. В канун Крещения православные верующие соблюдают пост. Начиная с ночи 18 января и на следующий день, утром 19 января, люди купаются в проруби. Обычно прорубь имеет форму креста.

Чуть реже — круга.

Христос представлен уже в зрелом возрасте, а вписанную в круг композицию Крещения Господня окружают двенадцать ангелов. Иконографическая схема установилась к 10 в. Иисус Христос изображался обычно фронтально позднее в лёгком развороте, иногда со скрещёнными ногами — мозаики собора в Монреале, 12 в. К сирийской группе памятников с Христом, прикрывающимся руками, относятся: фрагмент триптиха начала 7 в.

Музей изобразительных искусств имени А. Пушкина , расписная крышка реликвария с пятью евангельскими сценами 6—7 вв. Иоанн Креститель обычно помещался на правом от Христа берегу Иордана: он возлагает правую руку на голову Иисуса; сверху обычно изображён сегмент неба иногда часть круга как символ открывающихся небес с благословляющей десницей, лучом и парящим белым голубем символ Святого Духа. С 6—7 вв. В памятниках раннехристианского искусства их обычно два один созерцает Святого Духа, нисходящего с неба, и прислушивается к голосу Бога Отца , другой с благоговением смотрит на Христа; в катакомбах Понтиана в Риме ангел один.

В миниатюре из «Слов» Григория Богослова 3-я четверть 11 в. Начиная с 11—12 вв. Крещение Господне. Мозаика собора монастыря Осиос-Лукас в Фокиде. Фото: G.

На Афоне встречаются иконы со змеями в воде соответствует Пс. В ранних изображениях могут присутствовать пророки на рельефе саркофага из Арля 4—5 вв. В византийских мозаиках в монастыре Осиос-Лукас в Фокиде 1030—1040-е гг.

Смотрите, какие еще праздники отмечаются в январе: Духовное наставление в день Крещения Господня Сегодняшний праздник имеет огромное духовное значение для верующих.

Как пояснял святитель Феофан Затворник: "Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын — воплотившийся — крещением. Бог Дух Святый — нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу.

Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св.

Крещение: народные традиции Ранее существовали особенные народные традиции празднования Крещения Господня, или Богоявления. Например, на Крещение было принято выпускать голубей в знак Божественной благодати, снизошедшей на Иисуса Христа. Другие народные традиции на Крещение известны по преданиям. На Руси в день Крещения Господня как только первый церковный звон позовет к заутрене, благочестивые верующие разжигали на берегу огонь, чтобы Иисус Христос, который крестился в Иордане, мог также погреться у костра. Иордань начинали готовить за неделю до Крещения: прорубали полынью на реке, выпиливали большой крест и ставили его над прорубью.

Изо льда выпиливали и престол. Елочными ветками украшали «царские врата». Утром в день праздника после богослужения все шли к реке. После освящения воды в реке все собравшиеся набирали ее в свою посуду. Находились смельчаки, которые купались в иордани, помня, что в освященной воде простудиться нельзя. Потом все шли домой.

И пока женщины накрывали на стол, старший в семье мужчина окроплял Богоявленской водой все хозяйство. Перед едой все пили освященную воду. Поев, девушки спешили к реке: умыться в «иорданской воде», «чтобы лица были розовыми». После Крещения запрещалось стирать белье в реке. По поверью, когда священник погружает крест в воду, вся нечистая сила от страха выпрыгивает оттуда, а потом сидит на берегу и ждет, когда появится кто-нибудь с грязным бельем. Как только белье опускают в реку, по ней как по лестнице вся нечистая сила уходит в воду.

Поэтому считалось, что чем позже женщины начнут стирать, тем больше вымерзнет нечисти от крещенских морозов. Крещение: народные приметы Издревле с Крещением было связано множество народных примет.

Праздник Крещения: история, традиции

Сам Иоанн Креститель говорил людям: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». После крещения Иисуса вода восприняла благодать Святого Духа. Как это произошло? Так впервые миру явились все три лика Святой Троицы, поэтому праздник Крещения Господня по-другому называют Богоявлением. Стоит отметить, что свидетелями события стало большое число людей, пришедших, как и Христос, креститься на берег Иордана. Народ узрел и обрёл своего Мессию. Дата празднования Крещения Господня Еще при жизни апостолов Богоявление стало большим праздником. Причем тогда не разделяли Рождество и Крещение — оба события по сути представляли собой явление Бога в мир. В то время единой датой празднования было 6 января, которое, впрочем, не имело отношения к реальной дате рождения Иисуса.

Дело в том, что Христос воспринимался как второй Адам, который пришел в противовес первому — чтобы спасти людей. Адам был создан на шестой день сотворения мира, поэтому появление на свет Иисуса решили отмечать в шестой день первого месяца года. Период между Рождеством и Крещением, например на Руси стали называть Святками. Причиной переноса стало стремление церкви отвлечь людей от языческого праздника Солнца — и римляне, и варвары тогда широко отмечали день зимнего солнцестояния. Дата идеально подходила для празднования Рождества еще и по той причине, что Иисуса в Новом Завете называют Солнцем правды и Светом мира. Роспись придела святого Иоанна Предтечи, 1668 г. Троицкий собор Переславля-Залесского. Источник: pravoslavie.

Богоявление принадлежит к двунадесятым праздникам — одним из 12 самых важнейших после Пасхи. Традиции праздника Крещения Господня Накануне Богоявления православные отмечают Крещенский сочельник. В храмах 18 января служат Навечерие Крещения и Литургию. Водоосвящение совершают дважды — 18 и 19 января. Крещенскую воду называют Великой агиасмой, то есть святыней. К святой воде необходимо относиться бережно, поскольку она несет в себе благодать Божию. Ее пьют утром, на пустой желудок, после прочтения молитвы.

Бог Дух Святый — нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество.

Впервые Рождество Христово, как самостоятельный праздник, совершаемый 25 Декабря, появился на Западе. В Римской Церкви он был известен уже в 336 году в списке римских епископов, находящихся при хронографе Филокала от 354 года. В одном римском календаре под 25 декабря, уже показано: «День Рождения Христа в Вифлееме». На Востоке праздник Рождества Христова довольно позднего происхождения. В Константинополе Рождество Христово, как самостоятельный праздник 25 Декабря, празднуется впервые в 379 г. Григорий Богослов, Слово, 38. Для Антиохии свидетельством служит проповедь св. Златоуста на Рождество от 388 г. В Иерусалиме он введен был при патриархе Ювеналии в 425 — 458 гг. Период существования единого праздника Теофании в Кафолической Церкви длился около двух веков. Это время христологических споров. Разделение праздника Теофании на две части шло в ключе выработки догматики Церкви. Служба на Крещение Господне складывалась постепенно, песнопения к ней были написаны такими выдающимися церковными гимнографами, как свв. Церковные песнопения на праздник Крещения Господня выражают непостижимое сочетание смирения и величия, уничижения и славы Сына Божия. И вместе с тем они наполнены глубоким богословско-догматическим содержанием о спасении людей. Богослужение на Крещение Господне схоже со службой на праздник Рождества Христова. Богоявление имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. В песнопениях предпразднества показывается тесная связь праздника Крещения с двумя другими великими праздниками — Рождеством Христовым и Пасхой. Суббота и Неделя перед праздником называются субботой и Неделей перед Просвещением. В эти дни полагается чтение особых Апостола и Евангелия, имеющих отношение к празднику. В дни предпразднства на повечериях поются трипеснцы. На повечерии 5 января канон, подобный канону Великой Субботы. Суббота и воскресенье, следующие за праздником Богоявления, называются субботой и Неделей по Просвещении. В них читаются особые прокимен, Апостол и Евангелие, так же имеющие отношение к празднику. Во все дни попразднства, наряду со стихирами и каноном святому Минеи, поются стихиры праздника и первым читается канон праздника. В день навечерия Церковь в богослужении «представляет из Писания Ветхого и Нового Завета все, что относится к веществу, прообразованию, пророчествам, событию и плодам Крещения. Канун праздника Крещения называется сочельником. Если навечерие случается в понедельник, вторник, среду, четверг или пятницу, то в этот день уставом предписывается строгий пост. Утром в этот день будут совершаться Царские часы. Затем совершается вечерня с Литургией св. Василия Великого.

Но с человеком нужно разговаривать, сегодня для этого есть уже много возможностей. Есть возможность обращаться в храмы, проходить какие-то так называемые огласительные беседы. Или это просто беседы, кружки, связанные с чтением и разъяснением Священного Писания. Литературы уже достаточно. Безусловно, это личный пример — как вера, религиозная жизнь помогает в обычной жизни. И бывали такие случаи, когда человек, общаясь с верующим человеком, видя его образ мысли, образ жизни, его поступки, начинает задумываться о многом. Это тоже является немаловажной частью в так называемой миссионерской направленности... И, конечно, если человек принимает таинство Крещения или изъявляет желание креститься, то он уже взрослый и может дать ответ. И он уже должен стать добрым, верным и хорошим христианином. У нас за литургией мы слышим возглас о том, что оглашенные должны выйти. Соответственно, это некрещеные люди. А в наше время оглашение проходят и крещеные люди. Как Вы к этому относитесь? Каково Ваше мнение об институте оглашенных? И сама Божественная литургия делится на литургию оглашенных и литургию верных. Те, кто находится в храме, слышат этот призыв, но этот призыв их не касается. Готовящиеся к крещению это и есть люди оглашенные имеют право в этом участвовать, но, как и раньше было, находясь в притворе, в первой части храма, не проходя далее в храм. Практика оглашения всегда существовала, и сегодня она возрождается. Это возможность познакомиться людям, готовящимся принять Крещение, с основами православной веры. Только бы успеть покрестить так, чтобы мало кто знал. И люди вступали в Церковь, но не имели возможности узнать о Церкви. Правильно были сказаны слова: «человек крещен, но не просвещен». А должен быть свет Христовой истины… И человек должен не просто формально совершить обряд Крещения; самое главное, он должен войти в саму историю, саму сущность веры православной и существования Церкви. По крайней мере, это хоть малейшее знание истории Церкви. Тогда не будет каких-то грубейших ошибок и неправильного понимания таинств. И не нужно будет пользоваться услугами малограмотных людей, а просто приходить на огласительные беседы, на такие встречи и постигать основы, азы. А дальше уже, используя современную литературу, самообразовываться. То есть обряд проводили, часть православных молитв читали. Считается ли это, что человек крещен? И второй вопрос: почему в православии крестятся крестом? Откуда пошло, что мы крестимся правильно? Потому что в других религиях крестятся по-другому». Конечно, бабушки крестили, произносили формулу: «во имя Отца и Сына и Святого Духа», — и крестили водой. Но это крещение не было полным. Как я уже говорил, при крещении, помимо погружения в воду, должно быть еще совершено миропомазание. Специальным миром, которое готовится в церкви, священник преподает Дары Духа Святого. И если этот человек знает о том, что его крестила так называемая бабушка, то нужно прийти в храм и объяснить это, и священник доведет до конца таинство Крещения... Конечно, были такие случаи, когда благочестивые бабушки при различных обстоятельствах есть такое выражение: «страха ради смертного»; может быть, младенец тяжело болел совершали такое крещение. Чтобы его дополнить, нужно совершить таинство миропомазания. Все-таки, может быть, немножко о Кресте Господнем? Это большая история, тут надо по поводу крестного знамения целую лекцию читать. Но наша традиция, которая существует сегодня, это троеперстие. Мы наносим на себя крестное знамение, три пальца означают Святую Троицу, два остальных — два естества Спасителя: человеческое и Божественное. Ведь они не имеют самостоятельной веры. Сейчас часто встречается такая позиция, люди говорят: «Пусть вырастет — сам выберет, сам разберется». Но традиционно сложилось так: на Руси всегда крестили ребенка в младенчестве. Конечно, таинство Крещения требует осознанного подхода. Для того чтобы это все правильно воспринималось, и существует так называемый институт восприемников, то есть крестных родителей. Почему и появились крестные родители, которые за младенца дают Богу слово воспитать его правильно, в христианской вере. Они на себя берут такой подвиг, — подвиг воспитания. Они воспринимают младенца от купели, чтобы уже далее по жизни вести по пути христианской жизни до момента его осознанного прохождения жизненного пути. Такая человеческая ложная философия «вырастет — сам выберет» — это философия бесовская. Идя по такому пути, человек лишает младенца в первую очередь великого таинства Святой Евхаристии, Причащения Тела и Крови, лишает возможности молиться за него как за члена Церкви и многого другого, что в жизни христианина помогает в жизненном становлении. Поэтому когда человек так размышляет, тем самым просто-напросто открывает дорогу дьяволу, который уже будет сам воспитывать этого младенца так, как ему нужно — в стихии всех пороков и грехов. И ничем мы помочь не сможем, потому что младенец вне Церкви. Он вне молитвенной защиты его знакомых, близких, родных. И самое главное — он вне молитвенной защиты самой Церкви. Сейчас, как мне кажется, большая проблема с восприемниками. Часто люди приходят и говорят: не можем найти, нет сознательных. И так получается, что основное оглашение, которым мы занимаемся, это оглашение как раз крестных родителей. Человек берет на себя подвиг восприемничества; это тоже подвиг. Потому что духовно воспитать, взрастить молодого человека не так просто. И если человек берет на себя этот подвиг, то ему эти огласительные беседы необходимы в первую очередь. Во-первых, чтобы восполнить тот пробел в духовном образовании, что он не смог получить вовремя. Во-вторых, для того, чтобы правильно совершать это воспитание. Ты же должен знать, как это делается. Ведь мы знаем столько примеров, когда молодые люди становятся родителями — и литературу читают, и в компьютере сидят… Так неужели в меньшей степени должно быть духовное воспитание? И, конечно, может быть тяжелый вопрос в подборе достойных восприемников. Но я думаю, у каждого они найдутся... Но спешить надо, потому что таинство Крещения нужно совершить.

Праздник Крещение: откуда пошла традиция купаться и зачем это нужно делать

Тот, прозревая суть Христа, удивился и спросил, не следует ли ему самому принять крещение у Христа? Людей Иоанн крестил во оставление грехов, но зачем очищаться от грехов существу, имеющему в себе безгрешную божественную суть? Да и уместно ли Владыке принимать крещение от раба Его? На это получен был ответ: «Надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн Предтеча склонил голову перед волей Бога, а Иисус вошел в зеленые, непрозрачные воды Иордана, издревле почитавшегося священной рекой. Иоанн Предтеча произвел обряд крещения, который стал прообразом современного таинства. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения». Поэтому праздник имеет ныне второе название — Богоявление. В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью. Пусть река Иордан несет волны в местах теплых, по берегам ее стоят пальмы, и вода в ней никогда не замерзает, а все же православный человек различает ее где-нибудь под Рязанью или Белозерском, в двадцатиградусный мороз, среди сугробов, наметенных вьюгой.

В этот момент исчезает время, исчезает пространство, тысячи вод из разных веков и стран сливаются в единый символ иорданской воды, освященной присутствием Христа. День белых риз Праздновать Крещение Господне стали очень быстро — еще при жизни апостолов. Но в ту пору оно по-другому называлось и имело другой смысл. Ученики Христа и ученики Его учеников предавались воспоминаниям о том, как в мире людей появился живой Бог, как поклонились ему волхвы, как учил Он и как проявлял суть более высокую, нежели человеческая. Поэтому три разных события — воплощение Бога в теле человека Рождество , Поклонение Ему волхвов и первые признаки Его истинного происхождения Крещение — смыкались в их представлении воедино.

Период существования единого праздника Теофании в Кафолической Церкви длился около двух веков. Это время христологических споров. Разделение праздника Теофании на две части шло в ключе выработки догматики Церкви. Служба на Крещение Господне складывалась постепенно, песнопения к ней были написаны такими выдающимися церковными гимнографами, как свв.

Церковные песнопения на праздник Крещения Господня выражают непостижимое сочетание смирения и величия, уничижения и славы Сына Божия. И вместе с тем они наполнены глубоким богословско-догматическим содержанием о спасении людей. Богослужение на Крещение Господне схоже со службой на праздник Рождества Христова. Богоявление имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. В песнопениях предпразднества показывается тесная связь праздника Крещения с двумя другими великими праздниками — Рождеством Христовым и Пасхой. Суббота и Неделя перед праздником называются субботой и Неделей перед Просвещением. В эти дни полагается чтение особых Апостола и Евангелия, имеющих отношение к празднику. В дни предпразднства на повечериях поются трипеснцы. На повечерии 5 января канон, подобный канону Великой Субботы.

Суббота и воскресенье, следующие за праздником Богоявления, называются субботой и Неделей по Просвещении. В них читаются особые прокимен, Апостол и Евангелие, так же имеющие отношение к празднику. Во все дни попразднства, наряду со стихирами и каноном святому Минеи, поются стихиры праздника и первым читается канон праздника. В день навечерия Церковь в богослужении «представляет из Писания Ветхого и Нового Завета все, что относится к веществу, прообразованию, пророчествам, событию и плодам Крещения. Канун праздника Крещения называется сочельником. Если навечерие случается в понедельник, вторник, среду, четверг или пятницу, то в этот день уставом предписывается строгий пост. Утром в этот день будут совершаться Царские часы. Затем совершается вечерня с Литургией св. Василия Великого.

После литургии бывает Великое освящение воды. Богослужение в самый день праздника начинается великим повечерием, на котором, «как и в день Рождества Христова, Церковь славословит единение Божества с человечеством словами пророка Исаии: «Яко с нами Бог. Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». Всенощное бдение на праздник Крещения Господня, в какой бы день седмицы он ни случился, начинается, как и на праздник Рождества Христова, великим повечерием. Великое повечерие оканчивается литией, переходящие в утреню. Литургию в день праздника положено совершать «порану». Антифоны поются праздничные, состоящие из стихов 113, 114 и 117 псалмов, пророчески изобразившие Крещение Господа. Далее Церковь возглашает: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», — и тем издревле напоминает принявшим Таинство Крещения о долге христианина. Апостольское чтение Тит.

С течением времени река Иордан изменила своё русло, поэтому в настоящее время место крещения Иисуса находится на суше [10]. При этом остается точно не выясненным с какого берега Иисус входил в реку. На западном берегу это место называется Каср-эль-Яхуд контролируется Израилем [12] [13] , на восточном, напротив него — Эль-Махтас Вади-эль-Харар в Иордании [14] [15]. В ходе раскопок в Вади-эль-Хараре была обнаружена большая мраморная плита, по-видимому, являющаяся основанием колонны, упомянутой паломником Феодосием [5] [16]. Происхождение даты[ править править код ] На христианском Востоке в Армянской церкви — до сих пор 6 января считалось датой Рождества Христова , и лишь после IV века распространяется западная традиция праздновать Рождество 25 декабря. Происхождение обеих дат остаётся предметом дискуссии между двумя конкурирующими теориями. Согласно гипотезе «Школы истории религий», они появились в качестве христианской замены языческим праздникам. Калькулятивная гипотеза утверждает, что даты были плодом внутрихристианских хронологических вычислений, и строится на тезисе, что зачатие и крестная смерть Христа произошли в один и тот же день 25 марта на Западе, 7 апреля на Востоке , от которого отсчитывали 9 месяцев беременности Богородицы [17].

По мнению В. Кузенкова , из хронологической схемы Климента Александрийского выводится дата Рождества Христова 6 января 2 года до н. Сам Климент её не упоминает, однако приводит дату Крещения, принятую в александрийской школе гностика Василида — 11 или 15 египетского месяца тиби 15-го года правления Тиберия. Андреа Верроккьо , «Крещение», ок. Мозаика, монастырь Осиос-Лукас , XI век Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах в первую очередь, способности не портиться в течение долгого времени содержится в одной из антиохийских проповедей святителя Иоанна Златоуста 387 год : «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей» [19].

А что было бы, если бы Русь не крестили? Мы бы остались язычниками? Княжение Владимира Святославича в Киеве; воздвижение по его повелению на холме деревянных фигур бога Перуна и других языческих божеств. Миниатюра из Радзивилловской летописи.

Во всяком случае, известно, что в соседней Польше после принятия христианства в конце X — начале XI века наступил период языческой реакции она выразилась в серии восстаний против правящей династии Пястов в 1030-е годы , а в более далекой Скандинавии христианство еще долго вплоть до конца XII века завоевывало позиции. А вот те славяне, которые приняли христианство, как раз смогли отстоять свою независимость. Русь крестили насильно? Крещение Руси. А было ли сопротивление и протесты? Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече Княжий суд. Картина Андрея Рябушкина. В той или иной степени протестующие использовали лозунги языческой реакции. Например, в Суздале в 1024 году происходили волнения из-за голода, и активное участие в них принимали языческие волхвы жрецы.

Под 1071 годом в реальности события происходили, скорее всего, в 1074 году в «Повести временных лет» описаны приключения киевского боярина Яна Вышатича в Верхнем Повольжье. На Руси тогда царил голод, начались волнения против властей. Яну пришлось их подавлять и даже вести богословский спор с волхвами, которые были изображены вождями протеста. Все правда крестились в реке?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий