На этой странице вы найдете новости про МФТИ. МФТИ — Физтех. Новость для тех, кто не прошёл по конкурсу на Физтех и поступил в другой вуз: не все потеряно! После каждой сессии мы получаем десятки заявлений о переводе в МФТИ от студентов других вузов, половина из которых успешно сдает переводные экзамены. Московский физико-технический институт станет центром научных исследований, направленных на развитие импортозамещения, об этом «» рассказали в МФТИ. С первого курса Московского физико-технического института отчислили сына участника спецоперации, который поступил по квоте. Об этом стало известно из публикации Telegram-канала Baza. Студента МФТИ, который поступал с рекордно низким баллом, отчислили после первой же сессии. Однако сын участника СВО снова сможет воспользоваться льготой.
Холдинг Т1 и МФТИ объединяют усилия в области ИИ и математики
Московской физико-технической институт (МФТИ) принял решение отказаться от введения обязательного изучения студентами китайского языка. Об этом говорится на сайте вуза. Московский физико-технический институт (МФТИ) принял решение вернуться к классической программе преподавания иностранных языков, изучающие китайский язык студенты доучатся по начатой программе, говорится в заявлении пресс-службы вуза. Сын участника СВО поступил в МФТИ с самым низким баллом в истории и вылетел после первой сессии. Московский физико-технический институт сообщил, что вернется к классической модели преподавания иностранных языков и не будет вводить китайский как обязательный.
мфти – последние новости
В ближайшее время студентка МФТИ намерена провести тестовые испытания in vitro (в искусственных условиях, вне организма или естественной среды). 1.2. Положение устанавливает общие требования, условия и порядок восстановления обучающихся, отчисленных из МФТИ (далее – восстанавливающиеся), и перевод обучающихся из других образовательных организаций в МФТИ (далее – переводящиеся). Ученый совет Московского физико-технического института (МФТИ) принял решение о восстановлении всех студентов, сдававших ЕГЭ за им, руководство. Студента МФТИ, который поступал с рекордно низким баллом, отчислили после первой же сессии. Однако сын участника СВО снова сможет воспользоваться льготой. Крымский федеральный университет имени ского. Физико-технический институт. Ректор Московского физико-технического института Дмитрий Ливанов рассказал "РГ", какими теперь будут аспирантура и специалитет и какую пользу принесут российскому образованию новые подходы.
Московский Физтех отчислит студентов, сдавших ЕГЭ за школьников
актуальная информация для абитуриентов Долгопрудного. Начало конца легендарного Физтеха? Фото: Zhuravlev Andrey/Shutterstock. Московский физико-технический институт запланировал на 28 марта мероприятие с участием лауреата Но.
Отчисленный из МФТИ сын участника спецоперации может вновь воспользоваться своей льготой
Базы Московского физико-технического института. Пётр Леонидович Капица, лауреат Нобелевской премии по физике и один из инициаторов создания МФТИ, так сформулировал (в письме Сталину в 1946 году) принципы «системы Физтеха»[17]. Выработка совместно со студентами консолидированного мнения об обязательном изучении китайского языка в Московском физико-техническом институте (МФТИ) «зашла в тупик», поэтому вуз вернется к традиционной схеме преподавания иностранных языков. Представляем ноябрьский выпуск информационного дайджеста, в котором мы собрали новости о базовых организациях и лабораториях ЛФИ МФТИ.
Студентов МФТИ отчислят с возможностью восстановления
Дмитрий Ливанов: Очень важно понимать, по каким профессиям какой срок подготовки необходим. Ясно, что не по всем сложным видам профессиональной деятельности необходима именно шестилетняя подготовка, где-то достаточно 5 или 5,5 года, а где-то и четырех хватит. Но это, безусловно, еще будет широко обсуждаться. Обязательно с участием работодателей.
Есть сложные виды деятельности, которые традиционно требуют длинного срока обучения: инженерное и медицинское направления, все, что связано с развитием высоких технологий, с подготовкой ученых. В отдельный уровень образования выделяется аспирантура. Вернет ли это интерес молодежи к научной работе?
Дмитрий Ливанов: Важно, чтобы аспирантура эффективно работала. Сейчас в среднем по стране достаточно низкий уровень тех, кто завершает аспирантуру защитой диссертации. В МФТИ этот уровень один из самых высоких - более 50 процентов защит.
Скандал разразился три недели назад, когда случайно обнаружилось, что несколько учащихся Московского физико-технического института сдавали ЕГЭ по математике за школьников. Тогда министр образования и науки Андрей Фурсенко говорил, что студентов нужно отчислить из вуза, но с возможностью восстановления через год. При этом он заявил, что не будет вмешиваться и влиять на решение руководства университета, напоминает телеканал "Россия-24". Российский студенческий союз , со своей стороны, пообещал помочь пойманным студентам, указав на то, что в российском законодательстве не существует наказания в виде отчисления из высшего учебного заведения.
Об этом представители университета рассказали «Подъему». По словам самого студента, первые полтора месяца все было хорошо и он даже сдал коллоквиум на три, однако в октябре проболел 10 дней и пропустил много пар, поэтому дальше стало труднее, а «в ноябре все было прямо плохо».
Поступающие могут подать заявление на несколько направлений подготовки, специальностей, групп научных специальностей с указанием приоритета по каждому заявлению, в рамках каждого направления, специальности, группы научных специальностей можно выбрать только одну образовательную программу. Поступающие, обучавшиеся по программам аспирантуры адъюнктуры , принятые на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или образовательными стандартами, вправе перейти на обучение по программам аспирантуры в соответствии с федеральными государственными требованиями или самостоятельно устанавливаемыми МФТИ требованиями. Количество вакантных бюджетных и платных мест для перевода с детализацией по направлениям подготовки, специальностям, группам научных специальностей, курсам публикуется на официальном сайте не позднее дня начала приёма документов.
Количество вакантных бюджетных мест в том числе для восстановления уточняется в день заседания центральной приёмной комиссии в соответствии с движением контингента обучающихся. Наличие вакантных мест для восстановления лиц, указанных в п. Восстановление на платные места осуществляется с учётом требований Положения без учета количества вакантных мест по направлению подготовки, специальности или группе научных специальностей. При отсутствии или недостаточном количестве вакантных бюджетных мест и успешном прохождении вступительных испытаний при их наличии поступающему по решению центральной приёмной комиссии может быть предложено платное место. Поступающие обязаны указывать полные и достоверные сведения о себе, в том числе иметь подлинные подписи согласующих лиц в представляемых документах. Представление неполных или недостоверных сведений может повлечь за собой отказ в восстановлении и или переводе. Все вопросы, связанные с переводом из других организаций в МФТИ и восстановлением после отчисления, не урегулированные Положением, решаются центральной приёмной комиссией МФТИ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Настоящее Положение действует до принятия нового Положения. Условия восстановления 2.
Право на восстановление имеют лица, ранее обучавшиеся в МФТИ, в течение пяти лет после отчисления из него, за исключением лиц, указанных в п. Восстановлению не подлежат лица: 2. Лица, отчисленные из МФТИ, могут претендовать на восстановление на бюджетные места, в случае если восстанавливающийся был отчислен последний раз с бюджетной основы обучения. Лица, последнее отчисление которых из МФТИ произошло по собственной инициативе, имеют право на восстановление с сохранением прежних условий обучения основа обучения, образовательная программа при наличии вакантных мест. Восстановление возможно только на образовательные программы, которые реализуются в соответствующем учебном семестре. Восстановление на семестр, по которому образовательная программа была полностью освоена, возможно только на платные места. Восстанавливающиеся на 1-4 курсы бакалавриата, 1-6 курсы специалитета, 1-2 курсы магистратуры, а также восстанавливающиеся только для представления научного доклада вступительные испытания не проходят. Для восстановления на 4 курс бакалавриата, 4-6 курсы специалитета, 1-2 курсы магистратуры и 1-4 курсы аспирантуры необходимо иметь согласие на восстановление от базовой кафедры, полученное посредством визирования заявления или в форме письма с электронного адреса заведующего кафедрой или его заместителя. Для восстановления в аспирантуру на 4-8 семестры необходимо иметь статьи по теме диссертации в соответствии с установленными требованиями к защите, в т.
Восстанавливающиеся в аспирантуру с учётом требований п. Собеседование оценивается в формате зачёта. Восстанавливающийся выбывает из конкурса в случае получения оценки «не зачтено». Конкурс для восстанавливающихся в аспирантуру проводится по сумме баллов за индивидуальные достижения. Максимальное количество баллов за индивидуальные достижения — 70 баллов. Учитываются следующие индивидуальные достижения, полученные за последние 5 лет: 2. Количество баллов за публикации и конференции начисляется в соответствии с действующим Порядком учета индивидуальных достижений поступающих в аспирантуру. Условия перевода обучающихся 3. Право на перевод в МФТИ имеют лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования в других организациях.
Перевод на обучение за счет бюджетных ассигнований осуществляется: 3. Конкурс для лиц, переводящихся на 1-2 курсы магистратуры и 5-6 курсы специалитета, осуществляется по результатам вступительного испытания по специальности, проводимого в форме собеседования по теме текущей научно-исследовательской работы. Для перевода в аспирантуру на 4-8 семестры необходимо иметь статьи по теме диссертации в соответствии с установленными требованиями к защите, в т. Переводящиеся в аспирантуру с учётом требований п. Переводящийся выбывает из конкурса в случае получения оценки «не зачтено». Конкурс для переводящихся в аспирантуру проводится по сумме баллов за индивидуальные достижения.
Отчисленный из МФТИ после сессии сын участника СВО сможет поступить снова
Однако студенты по тем или иным обстоятельствам приняли решение об «отчислении из вуза по собственному желанию с правом последующего восстановления». С одной стороны, студенты признали свою вину, решили не доводить ситуацию до их принудительного отчисления из вуза и избежать судебных тяжб. С другой стороны, итоговое решение можно назвать компромиссным, так как оно предполагало возможность восстановления студентов в учебном заведении и продолжения обучения с начала учебного года.
Экспертная комиссия финала оценила более 250 лучших работ, отобранных по итогам региональных этапов. Свои разработки представили участники от 7 до 23 лет. Победители и призеры конкурса разработали предложения по развитию транспортных систем регионов России, модернизации детских железных дорог, предложили внедрение цифровых и интеллектуальных систем на транспорте.
Данная реакция свидетельствует о актуальности проводимых Академией исследований. Представители АГЗ приняли участие и в пленарном заседании конференции, где с докладом выступил, в том числе и Cheol Seong Hwang из Королевской Академии наук Великобритании. Хатухов Т.
Зарегистрироваться можно до 15 мая. Оживает природа после зимы, а вместе с ней и научная активность — открыта регистрация на 10 конференций и школ! События, интервью и лекции, исследования и разработки, — в мартовском дайджесте ЛФИ. О том, как она прошла и какие впечатления оставила, рассказывают ее участники — научные сотрудники и студенты. Полученные результаты помогут при разработке инновационных приборов в оптоэлектронике. Собрание состоялось 29 февраля. Повестка включала подведение итогов прошедшего года и обсуждение задач и планов на будущее. В программе «Ментор» студенты определяются с проектами и выбирают наставников, открыт прием работ на ежегодную Всероссийскую научную конференцию МФТИ — эти и другие события, а также интервью и много научных результатов — в февральском выпуске дайджеста ЛФИ. Ландау Андрея Рогачева. Духова разработал уникальный метод T-USPEX, который предсказывает стабильную кристаллическую структуру материалов при заданных давлениях и температурах. Представляем финалистов! Котельникова РАН определили условия получения сверхпроводящих пленок из нитрида ниобия титана с оптимальными свойствами: малой глубиной проникновения магнитного поля, высокой температурой перехода в сверхпроводящее состояние и высокой удельной проводимостью.
Студенты МФТИ восстановлены
XX века он был в полном объеме осуществлен, а в 1990-е гг. И мы должны понимать, что это был абсолютно закономерный процесс, потому что, будучи продуктом советской системы экономической и социальной, Академия наук не могла жить вне другой системы, точно так же как орган человека не может существовать в мертвом теле. Об этом многие не знают, но на самом деле с 1990-х годов и вот до 2013 года количество институтов в Российской академии наук удвоилось, то есть денег стало в несколько раз меньше, люди поразъехались, разбрелись куда-то, а институтов стало в два раза больше. Да потому что бюрократия академическая хотела как бы чем-то руководить, и они стали делить институты на две части, какие-то на три части, возникло очень много маленьких, вообще малозначительных организаций. А потом, видимо, ситуативно в руководстве Академии наук оказались люди, которые, в общем-то, о стратегии не думали. И тот план, в соответствии с которым Академия наук СССР создавалась, он просто закончился, наступил распад. И именно в этом смысле как системы, созданной по определенному плану, по определенной задумке научных институтов, выполняющих определенную миссию, Академия наук перестала существовать. То есть действительно, у нас есть масса задач и проектов, которые требуют серьезной научной экспертизы, и кто может выполнить эту экспертную работу лучше, чем наши выдающиеся ученые, которые и собраны в Российской академии наук? Но это требует серьезной организации, это большая работа, пока эта работа не выполнена.
Я надеюсь, что [президент РАН] Геннадий Яковлевич Красников и его команда этим делом серьезно займутся, хотя это очень сложная и, в общем, неблагодарная по целому ряду своих последствий задача. Затем в свой санкционный список их включил Госдеп США. Сейчас в самом жестком перечне американских санкций находятся два российских университета: из них один государственный — это МФТИ, и один негосударственный — это Сколтех. Сколтех вообще не занимается военными исследованиями, это изначально зафиксировано в его хартии и в его целевой функции. МФТИ действительно включен в целый ряд проектов, так или иначе связанных с интересами обороноспособности, но для нас это тоже не является главной сферой деятельности. И есть целый ряд российских университетов, гораздо в большей степени включенных в эти работы. Я думаю, что как раз МФТИ и Сколтех — это два университета, которые в последние десятилетия демонстрируют наибольшую динамику в развитии и в прикладных исследованиях, и в фундаментальных исследованиях. Это следует и из анализа публикационной активности, и тех людей, которые работают, и тех контрактов с индустрией, которые есть у этих двух университетов.
И, видимо, санкции просто ударили по тем двум университетам, которые выделялись на общем фоне, опережая другие в своем развитии, я имею только такое объяснение. Мы действительно разрабатываем самые современные системы радиолокации, радионавигации и для гражданских, и для военных применений и занимаемся целым рядом других передовых направлений. Мы с вами должны понимать, что сегодня любое технологическое направление, которое находится на фронтире, может быть использовано в самых разных сферах, и в гражданской, и, как правило, в военной. Любая технология искусственного интеллекта, фотоники, сверхзвука, робототехника, можно этот список продолжать, так или иначе имеет самое разное применение в разных сферах деятельности. Отграничить одно от другого очень сложно. Поэтому здесь, когда мы говорим про санкции, про их первопричину, просто, с моей точки зрения, речь идет про попытку ограничения развития тех организаций, которые набрали и показывают наибольшую динамику. И безусловно, еще очень серьезный факт — это то, что и МФТИ, и Сколтех — это организации, очень тесно интегрированные в международную научную кооперацию. МФТИ вообще обладает гигантской научной диаспорой, и, наверное, в любом из первой двадцатки мировых университетов, если мы посмотрим на факультеты физики, математики, компьютерных наук, обязательно есть профессора-выпускники МФТИ.
Во всех ведущих технологических компаниях-гигантах есть наши выпускники. Сколтех гораздо более молодой вуз, но он тоже создавался в кооперации с MIT Массачусетский технологический институт как элемент международной научно-технологической инфраструктуры. Поэтому отрезать эти связи, попытаться прервать это международное сотрудничество, международную кооперацию — это, видимо, тоже одна из задумок тех людей, которые эти санкции спланировали. О последствиях введенных санкций для вуза Безусловно, мы чувствуем ограничения. Могу сказать, что сам по себе этот факт включения в DNS-лист санкционный список означает прямой запрет любым американским юридическим или физическим лицам в любой форме сотрудничать, будь то прямые договора, — то есть американский гражданин не может быть нашим сотрудником под угрозой уголовного преследования на родине — любые консультационные услуги, любое взаимодействие, любое сотрудничество даже на уровне просто участия в совместных конференциях или семинарах — это все ограничено. Поэтому, конечно, эти ограничения есть, мы чувствуем, что нам сегодня затруднен доступ к опубликованию наших научных результатов в самых топовых мировых научных журналах, есть случаи отказа от публикации даже в том случае, если статья получила положительное рецензирование. Удлинили сроки поставки оборудования. По целому ряду позиций действительно мы чувствуем эти ограничения.
Для нас традиционно была очень широко развита система стажировок наших студентов, аспирантов в самых лучших мировых лабораториях и в Штатах, и в Европе, и в Азии, и сейчас, конечно, здесь тоже приходится эти потоки мобильности переориентировать. То есть в целом международное сотрудничество не остановилось, оно не может остановиться, поскольку оно по определению идет поверх границ и поверх барьеров, но сложности, безусловно, возникли, и надо просто спокойно это признать и сделать конкретный план, программу действий в этих обстоятельствах, которая позволит эти потери минимизировать. Именно этим мы и занимаемся.
Объяснили тем, что надо сконцентрироваться на трех языках: испанском, китайском и английском. То есть у нас начали преподавать китайский с сентября. Студенты в основной своей массе этого не поддержали, но тем не менее с этой позицией можно было работать. Однако по прошествии семестра в департаменте нам сказали, что студент сначала должен изучить английский до уровня B2, а потом всех автоматически на третьем курсе отправляют на китайский. Проблема в том, что студентов лишили выбора. Полностью убрали испанский язык правда, с оговоркой, что те, кто изучал испанский, смогут закончить свое обучение. Мы не против китайского — мы против принудительного изучения китайского. Кроме того, у нас есть вопросы к его преподаванию. Сейчас его преподают наши аспиранты-китайцы, у которых нет педагогических навыков.
Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 26 апреля, 13:46 В МФТИ разработали первый в РФ учебник китайского языка для технических вузов Как отметили в Московском физико-техническом институте, учебник подходит как для занятий в аудитории, так и самостоятельного изучения МОСКВА, 26 апреля. Первый в России учебник китайского языка для технических вузов разработали и представили в Московском физико-техническом институте МФТИ. Об этом сообщили в пресс-службе вуза.
Студенты с первого курса получают опыт проектной деятельности в рамках инженерного практикума, решая сначала модельные, а затем реальные задачи, над которыми работают предприятия отрасли. Практика Что потом? Чему у нас учат? Плюсы: вы научитесь формулировать гипотезы, ставить эксперименты и анализировать результаты — без этого не обходится создание ни одного летательного аппарата.
Новости ИСП РАН
- MARKET.CNEWS
- В МФТИ объяснили отмену встречи с нобелевским лауреатом Муратовым провокациями
- Ректор МФТИ Дмитрий Ливанов - о том, какими будут аспирантура и специалитет
- О реформе Российской академии наук (РАН) 2013 года
- Восстановление и перевод
- Студентов МФТИ отчислят с возможностью восстановления
Отчисленный из МФТИ после первой сессии сын бойца СВО сможет поступить снова
С первого курса студенты приобретают инженерные навыки в проектной работе над задачами, полученными декомпозицией научной повестки организаций-партнёров школы инженерный практикум. Директор ПИШ РПИ МФТИ Максим Кудров отметил, что одной из ключевых задач Школы является создание наукоёмких цифровых инструментов для разработки сложных технических систем, перспективных радиолокационных и радионавигационных систем, превосходящих по своим характеристикам известные мировые аналоги, а также многоканальных систем технического зрения на их основе.
Студенты с первого курса получают опыт проектной деятельности в рамках инженерного практикума, решая сначала модельные, а затем реальные задачи, над которыми работают предприятия отрасли. Практика Что потом? Чему у нас учат? Плюсы: вы научитесь формулировать гипотезы, ставить эксперименты и анализировать результаты — без этого не обходится создание ни одного летательного аппарата.
Все материалы автора Московский физико-технический институт запланировал на 28 марта мероприятие с участием лауреата Нобелевской премии мира Дмитрием Муратовым. Для МФТИ имеет принципиальное значение деполитизация подобных встреч, они должны быть посвящены профессиональным вопросам, подчеркнул ректор в своём обращении на сайте вуза.
Важно сохранять единство сообщества, с разными точками зрения на самые острые проблемы. Стоило только появиться анонсу этой встречи, как последовал буквально взрыв негатива.
Дмитрий Ливанов: В этом нет необходимости, в целом система образования довольно консервативна. Мы понимаем, что область, которая называется «информационные технологии», или Computer Science, включает в себя все новые, прорывные технологии, такие как искусственный интеллект, машинное обучение и так далее. А волна хайпа, как мы знаем, приходит и уходит довольно быстро, но важно удерживать фокус на самом передовом, самом современном уровне развития этих технологий. А это достигается не названием или переименованием тех или иных программ, а участием в преподавании специалистов-практиков, разработчиков, ученых, которые работают на самом современном уровне.
МФТИ самым первым оказался под санкциями еще до 2022 года, он один из самых, если не самый известный разработчик технологий в нашей стране на протяжении десятилетий. Соответственно, вы раньше других наверняка столкнулись с проблемой импортозамещения, потому что у вас огромный технопарк, лаборатории, исследовательский центр, где все требует самого передового оборудования. Поскольку у вас уже есть опыт более двух лет нахождения под санкциями, как вы на своем собственном опыте справляетесь с этой технологической задачей? Дмитрий Ливанов: Безусловно, то, что касается доступа к современному научному оборудованию, — это для нас серьезная проблема, потому что традиционные возможности импорта этого оборудования на сегодняшний день в значительной степени сократились. А что-то можно по-прежнему покупать, например в Китае, но Китай сам не обладает компетенциями по целому ряду технологий, а традиционные поставщики этих технологических решений сегодня в Россию напрямую такие приборы, как, например, современные литографы, не поставляют. Здесь есть разные способы: быстро можно решать задачу путем параллельного импорта, выстраивания альтернативных логистических цепочек этих поставок.
Второй способ, рассчитанный на перспективу, — это развивать у себя соответствующие компетенции, делать то, что обеспечивает так называемый технологический суверенитет, то есть постепенно собирать технологические цепочки, необходимые для создания таких сложных видов научного и промышленного оборудования, как электронные микроскопы, литографы, вакуумная техника, криогенная техника и так далее. И Физтех, кстати сказать, вместе с коллегами из МИФИ и МГТУ имени Баумана, как раз когда еще первая волна санкций объявлена была, инициировали программу развития научного приборостроения в России, которая призвана основные ключевые элементы научного оборудования, необходимые для проведения исследований на самом передовом уровне в области квантовых технологий, в области низких температур, развивать, создавать здесь, в России. Но нужно понимать, что каждый такой проект требует серьезных ресурсов, требует концентрации людей, времени, потому что наращивание этих компетенций — это процесс довольно длительный, и здесь речь идет о нескольких годах на разработку каждого такого высокотехнологичного прибора. Пока это время идет, мы накапливаем компетенции, мы что-то уже делаем сами, что-то готовимся делать. Мы используем различные альтернативные способы поставок либо оборудования, либо комплектующих для него. В этой части мы, как всегда, не углубляемся в подробности по понятным причинам.
Скажите, если сравнивать нынешнюю ситуацию с позднесоветской, когда тоже торговые связи со странами Запада были регламентированными и ограниченными, было жестче тогда или сейчас? Научное оборудование в 1970-1980-х годах можно было завезти в советские институты, тогда в основном в академические, в большей степени, чем сейчас? Дмитрий Ливанов: Научное оборудование активно завозилось в советское время, хотя ограничения тоже существовали. Но более важным отличием является то, что все-таки в Советском Союзе была направленная технологическая политика, и основные виды современного научного оборудования Советский Союз тогда был способен производить самостоятельно, у себя. Понятно, что в 1990-е годы были потеряны значительные компетенции, не было государственной политики, государственного заказа, не было интереса со стороны бизнеса, который был ориентирован на импорт западных технологий. А сейчас эта ситуация довольно быстро меняется, но на этот запрос, который появился со стороны государства и со стороны крупных компаний, надо адекватно реагировать с пониманием того, что накопление этих компетенций, этих знаний, подбор людей, воспитание новой технологической элиты — это процесс, требующий времени.
Вы упомянули, кстати, литограф. Это термин, который мелькает сейчас очень часто, когда говорят о производстве чипов. Это самый сложный и важный элемент, как мы понимаем, конечно, дилетантски, в изготовлении чипов. Вы говорите сейчас о нем как именно о научном приборе. А между научно-исследовательским литографом и промышленным литографом какая-то непреодолимая разница или это примерно одно и то же и, научившись делать литограф для научных исследований, вы точно так же сможете перенести это в промышленное оборудование? Дмитрий Ливанов: Литографов целая линейка.
Они отличаются и размерным масштабом, на котором они работают, и способом создавать пучок, которым происходит рисование, условно, в микрочипе. И они в этом смысле есть индустриальные, промышленные и научные, но, в общем, базовые технологии все равно одни. Поэтому задача сейчас, на которую нас нацеливает и программа развития микроэлектроники государственная, и несколько федеральных проектов, связанных с этим, и вот программа научного приборостроения, о которой я уже упомянул, состоит в том, чтобы эти компетенции восстанавливать, собирать и потихоньку, это нельзя сделать быстро как бы нам ни хотелось, создавать ту технологическую культуру и те компании, которые будут способны эту технологическую культуру, эти разработки реализовать в виде промышленных образцов, в виде серийных образцов этих приборов и для научного, и для индустриального применения. А сколько лет, на ваш взгляд, может занять эта работа, что касается литографа, причем сначала научного, экспериментального? Дмитрий Ливанов: Мы начинаем не с нуля. У нас есть достаточные компетенции и в электронной микроскопии, и в целом ряде других важных технологических направлений, необходимых для этого проекта.
Но даже вот в этом состоянии, я думаю, что пять-шесть лет — это тот срок, который должен пройти до создания первого работающего образца. Дальше будет задача масштабирования, тиражирования, создания промышленного производства — это еще годы. Поэтому эти проекты — и литографа, и другие — сложные, длительные, но чем раньше мы их начнем, тем быстрее мы придем к результату. Есть какое-то понимание или хотя бы ориентир? Потому что сама индустрия в мировом масштабе, точнее сказать, ее западные образцы, довольно быстро осваивают все новые и новые технологические рубежи, чтобы не создать то, что через десять лет будет по мировым стандартам уже прошлым веком. Дмитрий Ливанов: Есть, естественно, такой риск.
А с другой стороны, нельзя, условно говоря, создать космическую ракету, если у вас нет компетенции в области авиастроения, новых материалов, развития современных топлив и так далее. То есть это всегда некая логика развития, которая, возможно, определенные этапы позволяет сократить по времени с учетом уже имеющегося в мире опыта, но в целом все эти этапы нужно пройти, чтобы сделать сложную техническую систему. Изучение существующего мирового опыта нам дает возможность минимизировать те ошибки, которые делали другие, которые были первыми на этом пути. Вот это нужно использовать, поэтому любое международное сотрудничество, обмен информацией, привлечение специалистов с опытом работы за рубежом и в университетах, и в компаниях является важным. А эта опция доступна, например, в МФТИ, который под самыми жесткими санкциями?