Иммануил Кант – немецкий философ, основал немецкую классическую философию, жил в эпоху Просвещения и романтизма. Некоторые наши современники, кто не знаком с трудами Канта, нет-нет и вставят в беседе его цитату, даже не подозревая кто ее автор, ведь они давно ушли в народ и зажили собственной жизнью. 12.02.1804, там же), нем. философ и ученый, создатель «критической философии», ставшей важнейшей вехой в истории европ. философии. Иммануил Кант (нем. Immanuel Kant [ɪˈmaːnueːl ˈkant]; 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, человек, оказавший широчайшее влияние на историю современной западной.
Шольцу напомнили, что Кант был подданным Российской империи
Новая экспозиция, первая книга, премьера лекции и стендап | Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (Immanuel Kant) родился 22 апреля 1724 года в пригороде Кенигсберга. |
Философ из рода шорников Иммануил Кант: биография и жизнь великого мыслителя | Сегодня, 22 апреля 2024 года — 300 лет со дня рождения Иммануила Канта, одного из главных философов эпохи Просвещения, присягнувшего на верность России. |
Иммануил Кант — жизнь и смерть великого философа. | Владимиром Лениным. |
КАНТ, ИММАНУИЛ | Иммануил Кант (Kant) (1724-1804) — немецкий философ, основатель «критицизма» и «немецкой классической философии»; профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН (1794). |
Кант, Иммануил | это... Что такое Кант, Иммануил? | 22 апреля в течение дня в Быковской сельской библиотеке был проведен медиа – обзор «Кто такой Иммануил Кант?». |
Иммануил Кант как создатель „научной” русофобии
В новой статье Royal Cheese разбираем основные вопросы философии Канта, лежащие в основе многих философских дисциплин. Кант высказывает свою самую сильную критику организации и практики религиозных организаций в адрес тех, кто поощряет то, что он считает религией поддельного служения Богу. Когда принималось решение широко отметить 300-летие немецкого философа Иммануила Канта, необходимость интеграции отечественной гуманитарной науки с мировой еще не ставилась под сомнение. Отец философа, Йоганн-Георг Кант (Johann Georg Kant), родился уже там, в Мемеле, в 1684 году. Иммануил Кант опроверг 5 доказательств бытия Бога, написанных Фомой Аквинским и бывших длительное время в абсолютном авторитете, а потом пришел к собственному, 6 доказательству бытия Бога. Кем был философ – Самые лучшие и интересные новости по теме: Иммануил Кант, биография, знания на развлекательном портале
Содержание
- Иммануил Кант — тоже наш. Потому что трофей. Комментарий Георгия Бовта
- Возможен ли мир без войны, о котором мечтал Кант? / Литературная газета
- Чем известен Иммануил Кант
- Иммануил Кант — достоин ли Калининград носить его имя?
Кант является совершенным "инструментом" для рассмотрения проблемы зла
Юность» к этой дате оформлена книжная выставка «Великий мыслитель — Иммануил Кант». Кант был невероятно разносторонним ученым и мыслителем, он писал о Солнечной системе, этике, государстве и праве, разрабатывал новые классификации животного мира, изучал приливы и землетрясения. На выставке представлены книги из обширного наследия великого философа. Среди них главный труд Иммануила Канта «Критика чистого разума», в котором рассматривается суть познания и деятельность разума.
Кроме того, именно Кнутцен познакомил Канта с трудами Исаака Ньютона [48]. Сам Кнутцен при этом не выделял Канта: перечисляя выдающихся учеников в переписке с Эйлером , он ни разу не упомянул его имя [49]. Начало творчества[ править править код ] Обложка немецкого издания первого труда И.
Канта Разум Канта «созрел» в 1744 году, когда он берётся за написание своей первой работы — « Мысли об истинной оценке живых сил». Кант публикует эту работу независимо, в то время как имел шанс написать её на латыни и представить как магистерскую диссертацию. Однако, обходя барьеры академического рецензирования, пишет её на немецком языке в весьма надменном тоне, намереваясь посягнуть на авторитет Ньютона и Лейбница. Вероятно, он преследовал цель привлечь внимание к своей персоне, а не добиться успеха в академическом сообществе [50] , хотя некоторые комментаторы Канта ложно приняли эту работу за его диссертацию, в то время как до защиты диссертации Канту оставалось по меньшей мере 10 лет [51]. Произведение было окончено в 1746 году, когда Канту было 22 года, а в следующем году он написал введение и предисловие к труду [52]. Кант выставил свой труд на рецензирование ещё в 1746 году, и он был одобрен, но официально был опубликован только в 1749 году.
В своей работе Кант исследует феномен силы в физике с точки зрения метафизики , полагая, что любая подобная проблема должна рассматриваться в таком ключе. В работе Кант вступает в полемику по поводу живой и мёртвой сил между Декартом и Лейбницем. Таким образом, книга была посвящена в первую очередь научному сообществу, а именно участникам дискуссии вокруг феномена силы. При прочтении сейчас трактат изобилует нестандартными для современной физики натурфилософскими терминами. Профессор философии Мартин Шёнфельд называет «Мысли об истинной оценке живых сил» худшей работой Канта, критикуя, в частности, стиль изложения и излишнюю многословность [53]. Иммануил Кант пытался урегулировать дебаты, найдя компромисс в обеих позициях, видя часть правды с обеих сторон, оставаясь при этом беспристрастным.
Во введении он отвергает безусловный авторитет великих учёных и свободно высказывает как аргументы «за», так и «против» обеих сторон конфликта [54]. В работе был и ряд фактологических ошибок. Например, Кант не всегда правильно понимал аргументы сторон, делал ошибки в формулах, из чего Шёнфельд делает вывод, что на момент написания познания Канта в области механики были поверхностными [56]. На произведение было написано несколько рецензий, среди которых была критика от Готхольда Эфраима Лессинга , который заявил, что Кант «…исследует живые силы, но свои собственные оценить не может» [57]. Рассматривая свою работу в более зрелом возрасте, Кант испытывал чувство неловкости [51]. Отъезд из Кёнигсберга[ править править код ] В конце 1744 года тяжело заболел Георг Кант.
Ранее переживший инсульт, отец Иммануила скончался 24 марта 1746 года, оставив без присмотра трёх детей: сестёр 17 и 14 лет и 9-летнего брата. Пока отец болел, Канту приходилось проводить долгое время у себя дома. Вероятно, значительная часть «Мысли об истинной оценке живых сил» была написана именно в этот период, когда посещения лекций в университете было затруднено. В течение двух лет после смерти отца Кант вынужден заботиться о доме, в котором он жил. Потребовалось много времени, чтобы продать имущество отца и позаботиться о сёстрах. Погрязнув в домашних делах, он потерял возможность продолжать обучение в университете и вскоре, в 1748 году, покидает Кёнигсберг.
Иммануил Кант становится частным учителем для трёх семей: детей из баронского рода Кейзерлингов , Бернхарда Фридриха фон Хюльсена, а также троих детей пастора реформатской церкви в деревне Юдшен сегодняшняя Весёловка. У него сложились хорошие отношения с членами местной общины, и ему даже несколько раз предлагали стать крёстным отцом. Семья Бернхарда фон Хюльсена общалась с Кантом и после его отъезда, они считали Канта практически членом семьи. Позже двое из учеников Канта делили с ним жильё в Кёнигсберге, когда поступили в университет, а он оказывал им помощь. Несмотря на любовь его работодателей, сам Иммануил Кант критически относился к себе как к учителю, да и вовсе полагал профессию учителя слишком хлопотной. На протяжении своей работы частным учителем Кант делал наброски для будущих научных трудов и, вероятно, всегда рассматривал возможность возвращения в университет, поскольку не прекращал процесс обучения и не отказывался от «академического гражданства» [58].
Возвращение[ править править код ] Спустя шесть лет отсутствия, в августе 1754 года, Кант возвращается в Кёнигсберг для защиты диссертации и издания новых работ. Он постепенно возвращается к университетской жизни и, возможно, становится научным руководителем для одного из своих учеников из Кейзерлингов. В течение этого года он опубликовал два сочинения о космогонии в местном еженедельнике в преддверии выхода своего второго произведения — « Всеобщая естественная история и теория небес [en] ». Изначально он отвечал на конкурсный вопрос, выдвинутый Прусской академией наук : «изменяла ли Земля движение вокруг своей оси со времён возникновения? Кант опасался гонений со стороны духовенства, а потому приступил к работе над книгой только когда убедился, что будет в безопасности. Однако опасения были напрасны, поскольку произведение вышло практически незамеченным.
У издателя в то время были проблемы в связи с банкротством. Кант решил продолжить свою университетскую карьеру. Своё пробное сочинение для допуска на магистерский экзамен «Краткий очерк некоторых размышлений об огне», написанное на латыни, он представил 17 апреля 1755 года. Кант выступил на публичном экзамене и 12 июня получил титул магистра философии [60]. Обязательная публикация работы не требовалась, и она впервые была напечатана лишь в 1838 году с копии черновика и в 1839 году с оригинала текста, хранящегося в мемориальном отделе библиотеки Альбертины [61]. Учёное общество Кёнигсбергского университета хорошо приняло Канта и многое от него ожидало.
Чтобы иметь возможность преподавать в университете, Канту пришлось написать ещё одну диссертацию, которая имела название «Каковы окончательные границы истины? В этой работе поднимались вопросы о том, что считать истинным, критиковались модели истинности Вольфа и Лейбница, дополнялся принцип достаточного основания [60]. Титульный лист немецкого издания «Всеобщей истории», 1755 Космогония[ править править код ] В изданной анонимно [62] в 1755 году книге «Всеобщая естественная история и теория небес» Кант отвечает на вопрос о происхождении Солнечной системы. Вероятно, источником вдохновения для написания труда послужил выпущенный в 1750 году труд Томаса Райта «Теория вселенной». Кант пытается объяснить происхождение закономерностей, по которым движутся тела в Солнечной системе, тем, что нет оснований полагать, что правила, по которым взаимодействуют небесные тела сейчас, действовали точно так же всегда. Кант заключает, что пространство, на месте которого ныне находится Солнечная система, могло быть заполнено частицами пыли различной плотности, после чего наиболее плотные частицы стали притягивать окружающие.
Наряду с силой тяготения он вводит «силу отталкивания» между наиболее мелкими частицами, что объясняет, почему частицы не сложились в единое целое. Под постоянным действием сил притяжения и отталкивания объекты начали вращаться, и этот процесс занимал миллионы лет. Он также допускал возможность жизни и в других галактиках и считал, что у мира есть начало, но нет конца [63]. По Канту, Солнце начало нагреваться из-за трения между вращающимися массами материи [64]. Солнечная система продолжает развитие всё время и однажды все планеты и спутники «упадут» на Солнце, что вызовет увеличение его теплоты и расщепление тел на мелкие частицы. Туманности же, которые часто видны в телескоп, как считал Кант, являются такими же галактиками, как Млечный Путь , но они являются скоплениями более высокого порядка.
Данный факт, подчеркнул Лысков, «больше любых слов» говорит о позиции Канта в отношении России. Таким образом он отреагировал на заявление канцлера Германии Олафа Шольца о том, что РФ якобы пытается присвоить наследство философа. Дело в том, что президент России Владимир Путин накануне, 22 апреля, поприветствовал участников и гостей Международного Кантовского конгресса «Мировое понятие философии», посвященного 300-летию философа. По его словам, проведение этого форума свидетельствует о неугасающем интересе к личности уникального деятеля эпохи Просвещения и его философским трудам.
Сегодня его могила - место паломничества последователей учения со всего света. День рождения философа Кафедральный собор отмечает каждый год, но только в этот раз празднику посвятили три дня, презентовав новую экспозицию в музее Иммануила Канта и даже представив книгу, изданную Кафедральным собором и рассказывающую об идеях великого мыслителя просто. Изменилось не только содержание, но и оформление - в залах установили новый профессиональный свет, заменили травмоопасные лестницы и сделали косметический ремонт. Сегодня экспозиция насчитывает более 2000 предметов и решена с использованием современных технологий - появились монофоны, игры, мультимедийные инсталляции. Есть несколько залов, где мы интерактивные приемы используем. В зале "Кенигсбергское время", например, можно услышать цитаты известных людей определенной эпохи - мы о пяти веках Кенигсберга говорим.
Надели мононаушник — слышим Иммануила Канта, который рассуждает о городе. Надели другой - мы уже в двадцатом столетии, слышим Маяковского, который прилетал в Кенигсберг и из Девау ехал на машине в Берлин.
Возможен ли мир без войны, о котором мечтал Кант?
Личная жизнь Канта не сложилась в обычном её понимании. Он не был женат, хотя по свидетельствам биографов дважды имел такое намерение. Однако обозначение Канта «галантным магистром» выросло не на пустом месте. Так как философ любил бывать в элитных обществах Кёнигсберга, вполне возможна его взаимная симпатия к определённым представительницам противоположного пола.
Известны лишь некоторые обстоятельства дружбы Канта с красавицей Марией Шарлоттой Якоби-Гёшен, женой коммерсанта Якоби. Кант вместе с директором монетного двора Гешеном входил в её свиту, посещая с ней театр, балы и маскарады. Сохранились два письма, адресованные Канту, причём с орфографическими ошибками.
Приведём здесь первое из них: «Дорогой друг Вас не удивляет, что я осмеливаюсь писать Вам великому философу? Я заявляю претензии на Ваше общиство завтра пополудни. Да, Да приду, слышу я ваши слова, ну Хорашо, мы ожидаем вас, тогда будут заведены и мои часы…» См.
Калининград, 1995. Чуть позже Кант действительно получил в подарок ленту к шпаге с ножнами, от которой отказался, как считает Ф. Гаузе, с началом Французской революции.
Фраза о «заведённых часах» многими биографами оценивается как намёк на интимные отношения, но вряд ли стоит так открыто говорить: общение с таким знаменитым и уважаемым человеком как Кант могло притягивать многих людей с тем, чтобы оказаться в его кругу и тем самым повысить собственный авторитет. Особенно теплые отношения у него установились с графиней фон Кайзерлинг, в которой он видел «идеал женщины». Отношения с графиней он поддерживал около 30 лет.
После ее смерти в 1791 г. Рисунок графини Кайзерлинг Миф шестой: Кант был чужд искусствам В декабре 1758 г. Кант выставил свою кандидатуру.
Из пяти кандидатов Академический совет выбрал двух - математика Ф. Бука и Канта. Будучи подданным Российской империи, Кант в соответствии с принятой процедурой должен был обратиться к императрице Елизавете Петровне с просьбой о профессуре.
Однако окончательно вопрос о вакансии был решён не в пользу философа. Профессуру получил Бук, который был старше по возрасту и имел больший преподавательский стаж.
Пабло Мучник: Да, я здесь действительно в первый раз. Что касается символа. Ваш университет, например, гордо носит имя Иммануила Канта. Разве это не является признанием? Понимаете, работы философа не принадлежат ему с момента их публикации - они становятся достоянием общественности, научного сообщества. Сложно предположить, как сам Кант отреагировал бы на собственный символизм. Но мне кажется, он не имеет права и, самое главное, возможности решать, насколько его идеи повлияют на историю. При жизни он был знаковой фигурой в философском мире, символом немецкой культуры, воспринимался современниками как гигант мысли.
Пожалуй, больше меня интересует вопрос, появятся ли еще такие философы, или мы все останемся карликами, сидящими на плечах гиганта? Сегодня роль мыслителя изменилась. Раньше они толкали науку вперед, интерпретировали культуру и идеи, ткали научное знание. В современном мире ось сдвинулась.
Лейбница и его последователя X. Наиболее значительный труд этого периода — «Всеобщая естественная история и теория неба» «Allgemeine Naturgeschichte und Theorie des Himmels», 1755 — содержит космогоническую гипотезу об образовании планетарной Солнечной системы из первоначальной «туманности». Опираясь на законы механики, открытые И. Ньютоном , Кант заявляет: «Дайте мне материю, и я покажу вам, как из неё должен возникнуть мир», оговариваясь, однако, что естественно-научное в то время механистическое понимание природы не может объяснить «возникновение одной только былинки или гусеницы» Соч. Сочинение «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира» «De mundi sensibilis atque intelligibilis forma et principiis», 1770 знаменует начало перехода Канта к «критической философии», поворотным пунктом в котором стало его «пробуждение» в 1771 г.
Юмом анализа причинности. В «Критике чистого разума» Кант обосновывает исходное положение своей системы: кроме мира явлений, находящихся в пространстве и времени, т. Эта родственная философскому скептицизму дуалистическая концепция обычно характеризовалась в 19 в. Главная задача «Критики чистого разума» — исследование возможности создания философии как науки предшествующая философия, по Канту, была лишь рассуждением на философские темы. Для этого Кант предпринимает исследование природы научного знания, общепризнанным образцом которого является чистая математика и математическое естествознание, т. Содержание математического знания составляют положения, обладающие строгой всеобщностью и необходимостью. Но такие положения а без них невозможна наука не могут быть почерпнуты из опыта, дающего основания лишь для индуктивных выводов, которым недоступна аподиктическая всеобщность. Следовательно, положения чистой математики априорны, т. Необходимо, однако, объяснить, как в этой системе априорных положений возможно приращение знания.
Рационалисты 17—18 вв. Кант не отрицает наличия априорных аналитических суждений, но показывает, что они не ведут к приращению знания. Чтобы понять реально совершающееся умножение математических знаний, необходимо признать существование априорных синтетических суждений, в то время как рационалисты рассматривали все синтетические суждения как апостериорные, т. Апостериори и априори. Кант ставит основополагающий вопрос: как возможны синтетические суждения априори? Поскольку такие суждения не могут быть почерпнуты из опыта, из чувственных восприятий окружающих вещей ибо в таком случае они не были бы априорными , следует признать существование априорных чувственных созерцаний, образующих источник синтетических суждений априори. Такими априорными чувственными созерцаниями являются, согласно Канту, пространство и время. И здесь Кант решительно расходится с рационалистами, утверждавшими, что априорные созерцания, или интеллектуальная интуиция, присущи только разуму. Кант отвергает понятие интеллектуальной интуиции и тем самым рационалистическое понимание априорного как имеющего сверхопытное применение, т.
Априорное знание, утверждает Кант, не выходит за границы возможного опыта, оно носит не сверхопытный, а доопытный характер. Вслед за анализом природы математического знания Кант ставит вопрос: как возможно чистое естествознание? Последнее, в отличие от чистой математики, содержит в себе не только априорные положения, но и эмпирические по своему происхождению понятия материя, движение, притяжение и т.
Некоторую помощь оказывал также Рихтер, дядя Иммануила. Учёба для него была превыше всего; в розыгрышах, пьянках, драках и прочих студенческих развлечениях он не участвовал. Уже тогда многие новые ученики предпочитали держаться Канта, помогавшего им в учёбе. Многие младшекурсники уважали будущего философа и брали с него пример. Студентом Кант увлекался философией Мишеля де Монтеня , многие отрывки из которого он знал наизусть. Редким развлечением была игра со своими друзьями в бильярд , в который он часто выигрывал деньги [44].
Кант посещал даже лекции по теологии Шульца: он стремился к любому знанию, даже не связанному с его непосредственными интересами. Также он слушал лекции Иоганна Кипке [de] — его работы в области философии произвели впечатление на Канта [45]. Одним из самых известных и почитаемых философов, у которых учился Кант, был Мартин Кнутцен. Несмотря на то, что Кнутцен ни разу не упоминается в трудах Иммануила Канта, принято считать, что он оказал значительное влияние, наибольшее из всех его университетских преподавателей. Кант любил своего преподавателя больше всех остальных и не пропустил ни одного занятия [46]. В 1738 году Кнутцен предсказал появление кометы зимой 1744-го [ком. В этом же году был издан его труд «Rational Thoughts on the Comets». Это подтолкнуло Канта к науке и, вероятно, послужило в будущем источником вдохновения для книги «Всеобщая естественная история и теория небес». Иммануил Кант увлечённо следил за академическими диспутами вокруг предсказания Кнутцена, что в итоге развило у мыслителя интерес к космогонии [47].
Кроме того, именно Кнутцен познакомил Канта с трудами Исаака Ньютона [48]. Сам Кнутцен при этом не выделял Канта: перечисляя выдающихся учеников в переписке с Эйлером , он ни разу не упомянул его имя [49]. Начало творчества[ править править код ] Обложка немецкого издания первого труда И. Канта Разум Канта «созрел» в 1744 году, когда он берётся за написание своей первой работы — « Мысли об истинной оценке живых сил». Кант публикует эту работу независимо, в то время как имел шанс написать её на латыни и представить как магистерскую диссертацию. Однако, обходя барьеры академического рецензирования, пишет её на немецком языке в весьма надменном тоне, намереваясь посягнуть на авторитет Ньютона и Лейбница. Вероятно, он преследовал цель привлечь внимание к своей персоне, а не добиться успеха в академическом сообществе [50] , хотя некоторые комментаторы Канта ложно приняли эту работу за его диссертацию, в то время как до защиты диссертации Канту оставалось по меньшей мере 10 лет [51]. Произведение было окончено в 1746 году, когда Канту было 22 года, а в следующем году он написал введение и предисловие к труду [52]. Кант выставил свой труд на рецензирование ещё в 1746 году, и он был одобрен, но официально был опубликован только в 1749 году.
В своей работе Кант исследует феномен силы в физике с точки зрения метафизики , полагая, что любая подобная проблема должна рассматриваться в таком ключе. В работе Кант вступает в полемику по поводу живой и мёртвой сил между Декартом и Лейбницем. Таким образом, книга была посвящена в первую очередь научному сообществу, а именно участникам дискуссии вокруг феномена силы. При прочтении сейчас трактат изобилует нестандартными для современной физики натурфилософскими терминами. Профессор философии Мартин Шёнфельд называет «Мысли об истинной оценке живых сил» худшей работой Канта, критикуя, в частности, стиль изложения и излишнюю многословность [53]. Иммануил Кант пытался урегулировать дебаты, найдя компромисс в обеих позициях, видя часть правды с обеих сторон, оставаясь при этом беспристрастным. Во введении он отвергает безусловный авторитет великих учёных и свободно высказывает как аргументы «за», так и «против» обеих сторон конфликта [54]. В работе был и ряд фактологических ошибок. Например, Кант не всегда правильно понимал аргументы сторон, делал ошибки в формулах, из чего Шёнфельд делает вывод, что на момент написания познания Канта в области механики были поверхностными [56].
На произведение было написано несколько рецензий, среди которых была критика от Готхольда Эфраима Лессинга , который заявил, что Кант «…исследует живые силы, но свои собственные оценить не может» [57]. Рассматривая свою работу в более зрелом возрасте, Кант испытывал чувство неловкости [51]. Отъезд из Кёнигсберга[ править править код ] В конце 1744 года тяжело заболел Георг Кант. Ранее переживший инсульт, отец Иммануила скончался 24 марта 1746 года, оставив без присмотра трёх детей: сестёр 17 и 14 лет и 9-летнего брата. Пока отец болел, Канту приходилось проводить долгое время у себя дома. Вероятно, значительная часть «Мысли об истинной оценке живых сил» была написана именно в этот период, когда посещения лекций в университете было затруднено. В течение двух лет после смерти отца Кант вынужден заботиться о доме, в котором он жил. Потребовалось много времени, чтобы продать имущество отца и позаботиться о сёстрах. Погрязнув в домашних делах, он потерял возможность продолжать обучение в университете и вскоре, в 1748 году, покидает Кёнигсберг.
Иммануил Кант становится частным учителем для трёх семей: детей из баронского рода Кейзерлингов , Бернхарда Фридриха фон Хюльсена, а также троих детей пастора реформатской церкви в деревне Юдшен сегодняшняя Весёловка. У него сложились хорошие отношения с членами местной общины, и ему даже несколько раз предлагали стать крёстным отцом. Семья Бернхарда фон Хюльсена общалась с Кантом и после его отъезда, они считали Канта практически членом семьи. Позже двое из учеников Канта делили с ним жильё в Кёнигсберге, когда поступили в университет, а он оказывал им помощь. Несмотря на любовь его работодателей, сам Иммануил Кант критически относился к себе как к учителю, да и вовсе полагал профессию учителя слишком хлопотной. На протяжении своей работы частным учителем Кант делал наброски для будущих научных трудов и, вероятно, всегда рассматривал возможность возвращения в университет, поскольку не прекращал процесс обучения и не отказывался от «академического гражданства» [58]. Возвращение[ править править код ] Спустя шесть лет отсутствия, в августе 1754 года, Кант возвращается в Кёнигсберг для защиты диссертации и издания новых работ. Он постепенно возвращается к университетской жизни и, возможно, становится научным руководителем для одного из своих учеников из Кейзерлингов. В течение этого года он опубликовал два сочинения о космогонии в местном еженедельнике в преддверии выхода своего второго произведения — « Всеобщая естественная история и теория небес [en] ».
Изначально он отвечал на конкурсный вопрос, выдвинутый Прусской академией наук : «изменяла ли Земля движение вокруг своей оси со времён возникновения? Кант опасался гонений со стороны духовенства, а потому приступил к работе над книгой только когда убедился, что будет в безопасности. Однако опасения были напрасны, поскольку произведение вышло практически незамеченным. У издателя в то время были проблемы в связи с банкротством. Кант решил продолжить свою университетскую карьеру. Своё пробное сочинение для допуска на магистерский экзамен «Краткий очерк некоторых размышлений об огне», написанное на латыни, он представил 17 апреля 1755 года.
Иммануил Кант: звёзды над головой
Политолог рассуждает о реакции канцлера Шольца на это и о большом споре о наследии философа Георгий Бовт. По словам канцлера, согласно Канту, принудительный мирный договор, разрываемый агрессором при «первой благоприятной возможности», будет простым перемирием, а не миром, означающим прекращение всех военных действий. Чем хороши философские трактаты, написанные почти три века назад, так это тем, что их нынче никто не читал и можно в угоду текущей политики выдергивать любые цитаты. Кстати, не припоминается, чтобы Владимир Путин когда-либо напрямую цитировал Канта, хотя в бесконечно политически далеком теперь 2013 году он предлагал сделать его символом Калининградской области. Он тогда тоже упомянул трактат «К вечному миру», отметив, что он стал «первой попыткой обоснования объединения Европы после Семилетней войны».
Наверное, эта оценка значения написанного в 1795 году текста носит все же более общий характер, чем приведенная Шольцем цитата, относящаяся все же к частности. Иммануил Кант, не доживший десять лет до Венского конгресса, который после наполеоновских войн впервые попытался создать единую систему международных отношений, в которой можно усмотреть и влияние кантовских мыслей, выступил провозвестником многих идей.
Канцлер ФРГ Олаф Шольц выразил мысль , что у российского руководства нет оснований ссылаться на труды Канта, поскольку нынешняя политика Кремля противоречит его убеждениям. Власти Калининграда напомнили Шольцу, что ни одна страна не сделала больше, чем Россия, чтобы увековечить память философа, а сам он оставался подданным Российской империи до конца жизни. В заочный спор вступил и философ Александр Дугин. В своем телеграм-канале он написал : «Канта можно отдать Шольцу, а себе мы возьмем Гегеля, все равно современным либеральным немцам он совершенно не нужен». Губернатор Антон Алиханов на Кантовском конгрессе заявлял : философ имел смелость размышлять самостоятельно, выходя за рамки навязанных обществом шаблонов и ограничений.
Гаман говорит в 1764, что у Канта в голове множество замыслов мелких и крупных работ, но при той суете развлечений, которой он придается, он, вряд ли их завершит. Преподавание Канта в это время тоже носило оттенок светскости. Он стремился в своем образовании и преподавании к идеалу широкого практического знания о человеке. Это привело к тому, что Канта продолжали считать «светским философом» даже тогда, когда полностью сменились формы его мышления и образ жизни. Студенты, как пишет Боровский, обращались к нему по всем вопросам жизни: с просьбой прочесть им курс красноречия, с просьбой придать погребению кенигсберского профессора должную торжественность и т. По решению прусского правительства ему предложили в 1764 занять кафедру поэзии в Кенигсберском университете: в его обязанности входила бы цензура всех стихотворений «на случай» и подготовка немецких и латинских carmina — песен для академических празднеств. Несмотря на трудное положение, Кант отказался. Через некоторое время он добился должности библиотекаря с жалованием в 62 талера.
К концу 1760-х Кант стал известен уже и за границами Пруссии. В 1766 он написал работу Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика — направленную против мистика Сведенборга , а также с критикой метафизики. В 1768 — работу О первом основании различия сторон в пространстве, в которой начал отходить от лейбницевско-вольфианских установок. В 1769 профессор Хаузен из Галле намеревался издать Биографии знаменитых философов и историков 18 века в Германии и за ее пределами. Кант был включен в сборник, и Хаузен обратился к нему за материалом. Почти одновременно пришло приглашение на работу в Эрланген на кафедру теоретической философии. Кант отклонил это предложение вместе с предложением, пришедшим в январе из Иены. Философ сослался на привязанность к дому, родному городу и на проблески близкой вакансии — освободилась должность профессора математики.
Это место Кант занимал до самой смерти и исполнял свои обязанности с присущей ему пунктуальностью. Предварительно Кант защитил диссертацию, необходимую для занятия этой должности, О формах и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира, в которой разводит в разные стороны чувственный и умопостигаемый миры. Некоторые исследователи именно эту работу считают переломной. Чувственность дает нам: «…причины познаний, выражающих отношение предмета к особым свойствам познающего субъекта…». В письме к Ламберту, которое сопровождало дарственный экземпляр диссертации, Кант предлагает создать специальную дисциплину с задачей очертить границы чувственного познания. Эту задачу он выполнил в Критике чистого разума, которая вышла в свет только через 11 лет, в мае 1781. В Критике чистого разума Кант обращается к природе познания как такового. Он хотел выяснить, что вообще означает вопрос о бытии.
Каких конкретных результатов может добиться метафизика, отвечая на этот вопрос — это волновало Канта и в более ранних трудах. Кант отталкивается от критики гносеологии как эмпирического, так и рационалистического толка. Их порок в том, что и та и другая начинают с набора утверждений о действительности, о природе вещей и души. Кант же в качестве исходного берет не предмет, а специфическую закономерность познания — наш собственный рассудок. Рассудок, обрабатывая полученный опыт, оперирует суждениями. Суждения бывают аналитические и синтетические. С помощью аналитических суждений уже имеющийся опыт упорядочивается. Это анализ уже имеющегося знания, разъясняющий понятия о вещах.
Напротив, благодаря синтетическим суждениям рассудок в состоянии получать знания, недоступные в непосредственном опыте. Такие суждения могут быть сделаны на основе уже имеющегося накопленного опыта — их Кант называет апостериорными, основанными на эмпирических знаниях о мире. Но опытные суждения, привязанные к конкретным условиям опыта, могут обладать только условной или сравнительной всеобщностью. Априорные суждения — безусловные, независимые от всякого опыта, то есть необходимые. Только синтетические априорные суждения могут быть прочным основанием для науки. Синтетическими являются математические суждения, естествознание заключает в себе априорные синтетические суждения как принципы. Метафизика тоже должна заключать в себе подобные суждения для того, чтобы быть строгой наукой. Объективные законы характеризуют и определяют понятия опыта в процессе его синтеза.
Синтез необходим для того, чтобы представить объект, данный в чувственном опыте. Например, чтобы помыслить такой объект как дом, мы должны представить себе все его четыре стороны, хотя в непосредственном опыте такое невозможно. Явления могут быть схвачены только через синтез многообразного, а создание синтетического единства возможно благодаря таким конструктам, как пространство и время. Они априорны и являются формами синтеза, поскольку только в рамках пространства и времени возможно помыслить опыт в его непрерывности и полноте. Способы синтеза Кант рассматривает во втором разделе Критики чистого разума — Трансцендентальной аналитике. Он называет 12 категорий, напоминающих категории Аристотеля , которые являются первоначальными чистыми понятиями синтеза: единство, множественность, целокупность, реальность, отрицание, ограничение, присущность и самостоятельное существование, причинность и зависимость, общение, возможность, существование, необходимость. Следующая часть книги — Трансцендентальная диалектика, в которой Кант стремился устранить ложные объекты познания. Если в двух предыдущих частях Кант развивал свои взгляды, защищая от юмовского скептицизма возможность познания, то в диалектике подвергается критике претензия на познание разумом того, что находится за пределами опыта.
В целях этой критики Кант рассматривал четыре антиномии антиномия — логическая конструкция, в которой с один и тот же тезис может быть как доказан, так и опровергнут : о границах мира, о простом и сложном, о свободе и необходимости и о Боге. Для того, чтобы показать бессмысленность попыток познания этих предметов, он доказывает как их необходимость, так и опровержение их необходимости, тем самым относя их к ноуменам вещам, непознаваемым средствами рассудка. Рассудку даны лишь феномены — данные, получаемые из опыта и являющиеся отражениями вещей — в-себе, — а не сама способность созерцания.
Жаль только, что к нашему Канту не имел никакого отношения. Исследования показали, что предки Иммануила Канта по отцовской линии родом из Прибалтики. Его прадед Рихард Кант, который, судя по свидетельствам, даже не знал немецкого языка, обитал в Приекуле нынешняя Латвия, в 90 км севернее Клайпеды. Это местечко интересно тем, что с конца 15 века оно являлось вотчиной баронов фон Корф. Так, один из Корфов был президентом Петербургской академии наук при Анне Иоанновне, другой — губернатором Кёнигсберга при Елизавете Петровне.
Сын Рихарда Канта — Ганс — жил в Мемеле Клайпеде , а уже его сын — Иоганн, отец Иммануила — обосновался в Кёнигсберге, где трудился шорником, то есть изготовителем конской упряжи. Так что, Иммануила Канта смело можно назвать прибалтом. А легенда о британском происхождении могла родиться в силу того, что две дочери Рихарда Канта то есть двоюродные бабки Иммануила были отданы замуж за шотландцев. В свою очередь мама Канта Анна Регина, которая сделала очень многое, чтобы её сын стал величайшим мыслителем эпохи, родом из Нюрнберга. Её отцом был шорник Каспар Рейтер. Места Канта - За пределами Калининграда существует не так уж много мест, которые связаны с Кантом. В основном это поместья, в которых он работал домашним учителем сразу после окончания университета. Так, в 1747 году философ был школьным учителем у детей пастора Андерша.
Проживал этот выходец из французской Швейцарии в местечке Юдшен. Сегодня это посёлок Веселовка Черняховского района, располагающийся в 100 км восточнее Калининграда между Черняховском и Гусевом. Кстати, с 1938 по 1946 годы Юдшен именовался Кантхаузен. Затем Кант перебрался в имение Гросс-Арнсдорф, принадлежащее майору Хюльзену. Оно находилось между современным Эльблонгом и Острудой где-то в 100 км юго-западнее Калининграда. Кстати, один из сыновей Хюльзена спустя годы, вероятно, под впечатлением идей учителя, чуть ли не первым среди прусских помещиков добровольно освободил своих крепостных крестьян. Последним местом работы Канта семейным учителем стал дом графа Гербхарда Иоганна фон Кайзерлинга. Графское семейство зимы проводило в Кёнигсберге, а лето — в фамильном замке Раутенбург.
Он располагался на территории нынешнего посёлка Большие Бережки Славского района в 75 км на северо-восток от Калининграда. Психотерапевт Кант - Первый серьёзный успех Канта, который принёс ему известность среди соотечественников, был связан с Лиссабонским землетрясением. Это чудовищное бедствие случилось в День всех святых 1 ноября 1755 года. Старый свет не помнил таких катастроф со времён гибели Помпеи. Эпицентр землетрясения находился в Атлантическом океане. Лиссабон — один из духовных и политических центров католической Европы — лежал в руинах. Известие об этом событии не только быстро распространилось по миру, но и моментально обрело идеологическую окраску. И в то время пока богословы и политики верещали о конце света и каре небесной, вгоняя население религиозной Европы в страх и уныние, Кант решил выступить в роли коллективного психотерапевта.
Эхо землетрясения отозвалось и в Кёнигсберге. Жители были напуганы, представители местной власти — обеспокоены. Поэтому очень кстати пришлись лекции Канта о научно обоснованных естественных, а не мистических, причинах землетрясений, которые он читал студентам в рамках курса физической географии. Философу предложили выступить для более широкой публики в Кафедральном соборе. Его лекция имела настолько мощный терапевтический эффект, что их пришлось повторять — за один раз собор не смог вместить всех желающих послушать Канта. В начале 1756 года философ опубликовал на тему землетрясений три статьи, которые стали бестселлерами. Рассказывают, что типографы не успевали полностью отпечатывать тираж — обыватели раскупали эти труды постранично. Таким образом, Кант и прославленный португальский премьер-министр маркиз Себастьян ди Помбал стояли у истоков современной сейсмологии.
Кант — гражданин России - В разгар Семилетней войны в 1758 году, когда Кёнигсберг был взят русскими войсками, Кант вместе с профессурой Альбертины впрочем, как и представители всех остальных сословий присягнул на верность императрице Елизавете Петровне. Так великий философ стал нашим соотечественником.
Иммануил Кант цитаты
Иммануил Кант опроверг 5 доказательств бытия Бога, написанных Фомой Аквинским и бывших длительное время в абсолютном авторитете, а потом пришел к собственному, 6 доказательству бытия Бога. Кант был рационалистом в религии, в ходе мировой жизни он не хотел видеть непосредственного воздействия божества. Правильность максимы Канта относиться к другому человеку как к цели, а не как средству подтверждается ещё тем, что именно при таком отношении друг к другу между людьми возможен тот самый диалог, или диалогос друг с другом. Отец философа, Йоганн-Георг Кант (Johann Georg Kant), родился уже там, в Мемеле, в 1684 году.
Основные вопросы философии Канта
Кем был философ – Самые лучшие и интересные новости по теме: Иммануил Кант, биография, знания на развлекательном портале Книга известного советского и российского философа Арсения Гулыги «Кант» (серия «Жизнь замечательных людей») будет интересна для всех, кто интересуется судьбой великого человека, его воззрениями, интеллектуальным наследием. Отец философа, Йоганн-Георг Кант (Johann Georg Kant), родился уже там, в Мемеле, в 1684 году. Зампредседателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров напомнил канцлеру ФРГ Олафу Шольцу о том, что Иммануил Кант был подданным Российской империи. Иммануил Кант уделял большое внимание праву и личной ответственности в своих трудах.
Иммануил Кант: звёзды над головой
XII Кантовские чтения: Кант и этика Просвещения (2019). Калининград – город, в котором родился, жил и скончался немецкий философ Иммануил Кант. В частности, фотографию оскверненного монумента опубликовала на своей странице в Facebook вдова композитора Микаэла Таривердиева Вера Таривердиева: «Ночью неизвестные облили могилу Иммануила Канта краской. Почему Шольц запретил Путину цитировать Канта. Канцлер ФРГ Шольц обвинил РФ в попытке присвоить труды и наследие философа Канта. 1804) — немецкий учёный, профессор, основоположник критицизма и классической философии в Германии. Кант выставил свой труд на рецензирование ещё в 1746 году, и он был одобрен, но официально был опубликован только в 1749 году.
В Калининграде подлили масла в истерику Шольца с помощью одного факта о смерти Канта
Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять свою жизнь, никогда не будет радоваться этой жизни. Любовь к жизни — это значит любовь к правде. Мне кажется, что всякий муж предпочитает хорошее блюдо без музыки музыке без хорошего блюда. Мораль - есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья. Мудрый может менять мнение; глупец — никогда. Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели.
Дети смотрят на них в этом случае как на последствия, а на самих себя — как на жертвы раздражения того, кто наказывает. Не обращайся с другими как со средством для достижения твоих целей. Не принимай благодеяний, без которых ты можешь обойтись. Нравственность заложена в характере. Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.
Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему. Поэтическое творчество есть игра чувства, руководимая рассудком, красноречие — дело рассудка, оживляемого чувством. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание. С того самого дня, когда человек впервые произносит «я», он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперед.
Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность. Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили? Только посредством образования может человек стать человеком. Уважение есть дань, в которой мы не можем отказать заслуге, хотим мы этого или нет; мы можем не проявлять его, но внутренне мы не можем его не чувствовать. Удел женщины — владычествовать, удел мужчины — царить, потому что владычествует страсть, а правит ум.
Умение ставить разумные вопросы уже есть важный и необходимый признак ума и проницательности. Характер — это способность действовать согласно принципам. Хитрость — образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который внешне походит. Человек может стать человеком только путем воспитания. Он — то, что делает из него воспитание.
Человек редко думает при свете о темноте, в счастье — о беде, в довольстве — о страданиях и, наоборот, всегда думает в темноте о свете, в беде — о счастье , в нищете — о достатке. Человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, а закону. Этому посвящена моя книга «Осень с Кантом. Образность в критике чистого разума». Проблема следующая: а чист ли чистый разум?
Не лежит ли под ним грязь жизни и образа? И, раскапывая Канта, я обнаружил образный подтекст, так же и в Гегеле.
Трансцендентальным в противоположность трансцендентному Кант называет не сверхопытные, а доопытные априорные положения, поскольку они применяются только в сфере опыта. Трансцендентальная логика, в отличие от обычной, формальной логики, не отвлекается от всякого содержания, а, напротив, исследует содержательные формы знания, условия их возможности. Одним из таких основных условий является «трансцендентальное единство апперцепции» — такое единство самосознания познающего субъекта, которое предшествует каждому акту познания, как и эмпирическому самосознанию, и поэтому может быть лишь доопытным, априорным единством самосознания субъекта. Последний раздел трансцендентальной логики — трансцендентальная диалектика, толкуемая как логика иллюзий, в которые впадает разум, поскольку он постоянно стремится выйти за пределы опыта.
Это стремление — источник всех метафизических систем, их претензий на сверхопытное знание. Несостоятельность этих стремлений, однако, не означает, что основные идеи метафизики мир как целое; свобода, предшествующая необходимости; субстанциальность души; Бог должны быть отброшены. Эти идеи имманентны разуму, они являются регулятивными принципами познания, осуществляют высший синтез знаний, приобретаемых рассудком. Метафизика — высшая культура разума, без которой немыслимо его существование. Необходимо, однако, создание метафизики как науки, как системы априорных синтетических суждений, которые не претендуют на познание трансцендентного. Это значит, что идеи метафизики никоим образом не указывают на существование того, что в них мыслится, т.
Отсюда его убеждение: «Мне пришлось ограничить [aufheben] знание, чтобы освободить место вере... Речь идёт не об ограничении познания природы или общества, а об ограничении претензий разума на познание метафизической реальности, которая принципиально недоступна познанию. Одним из важнейших разделов трансцендентальной диалектики является учение об антиномиях , т. Каждая антиномия состоит из тезиса и антитезиса, причём оба эти положения в равной мере доказуемы. Так, тезис одной из антиномий утверждает, что существует «свободная причинность», т. Антитезис, напротив, утверждает, что нет никакой свободы, и всё совершается по законам природы.
Антиномии кажутся неразрешимыми противоречиями, однако Кант полагает, что они вполне разрешимы, если учесть, что, кроме чувственно воспринимаемой реальности, существует трансцендентный мир «вещей в себе» и человек представляет собой не только явление природы, но и «вещь в себе». В таком случае антиномия свободы и необходимости вполне разрешима: человек как «вещь в себе» свободен, но он же подчинён необходимости как явление, природное существо. Все главные проблемы критической философии Канта сводятся к вопросу: «Что такое человек? В центре «Критики практического разума» — понятие чистого нравственного сознания, не признающего никаких иных побудительных мотивов поступков человека, кроме свободного от всяких предпочтений сознания долга. Это означает, что нравственное сознание, в силу своей автономии, свободы, независимо также от религии. Такое воздаяние, как правило, неосуществимо в земной человеческой жизни.
Но поскольку справедливость не знает границ во времени и пространстве, необходимо верить в загробную жизнь людей. Это доказательство, обосновывая разумность и необходимость религиозной веры, не утверждает, однако, что Бог и бессмертие души действительно существуют, ибо трансцендентное абсолютно непознаваемо. Всеобъемлющим нравственным законом является, по Канту, категорический императив безусловное повеление , который гласит: поступай так, чтобы максима т. Теория практического разума включает в себя и учение о праве, правовом государстве.
Книга вышла тиражом в пять тысяч экземпляров и доступна в магазине Кафедрального собора. Получить издание с автографом смогли все, кто пришел на встречу с автором 21 и 23 апреля. Но эта лекция - также доказательство безбрежности мира Канта. Кант - такая величина, что рядом с ним можно поставить любое другое слово, любую тему и написать на эту тему трактат.
Кант отражается в каждой капле мироздания, и, надеюсь, к концу разговора будет ясно, что музыка - не крошечная часть его вселенной. Онлайн-трансляцию лекции можно посмотреть здесь. Кафедральный собор принимал Международный Кантовский конгресс, в котором в этом году участвовали 500 ученых из 23 стран. В 15 часов сотую, юбилейную, лекцию прочел профессор БФУ Леонард Александрович Калинников, посвятивший Канту более 180 статей и 8 монографий.
И как учения философа помогут современному человеку бороться с фейками и информационными атаками? Об этом и многом другом порассуждали участники подкаста. В рамках передачи Владимир Легойда ведет интеллектуальные беседы с экспертами в разных областях. Читайте также:.
Основные вопросы философии Канта
- Кант, Иммануил | Virtual Laboratory Wiki | Fandom
- Кто такой Иммануил Кант
- Математика без преувеличения
- Содержание
Иммануил Кант — первый из величайших немецких философов
- Жизнь Канта
- Кто такой Кант и что он сделал. Краткая биография Иммануила Канта | Интересные факты
- Новая экспозиция, первая книга, премьера лекции и стендап
- Краткая биография Иммануила Канта
- Шольц обвинил Россию в попытках «присвоить Канта»
- КАНТ, ИММАНУИЛ
Основные вопросы философии Канта
Книга известного советского и российского философа Арсения Гулыги «Кант» (серия «Жизнь замечательных людей») будет интересна для всех, кто интересуется судьбой великого человека, его воззрениями, интеллектуальным наследием. Иммануил Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма. 22 апреля в течение дня в Быковской сельской библиотеке был проведен медиа – обзор «Кто такой Иммануил Кант?». В частности, фотографию оскверненного монумента опубликовала на своей странице в Facebook вдова композитора Микаэла Таривердиева Вера Таривердиева: «Ночью неизвестные облили могилу Иммануила Канта краской. Могила Канта была отреставрирована в 1996 году в числе первых работ по восстановлению Собора.