Подлодка К-278 "Комсомолец" была единственной построенной подводной лодкой проекта "Плавник".
Как погибла лучшая советская подлодка
В Мурманской области прошли мероприятия, посвященные 25-й годовщине гибели АПЛ К-278 «Комсомолец» | Уникальная конструкция, ядерное оружие на борту и трагическая гибель большей части экипажа — ровно тридцать лет назад, 7 апреля 1989 года, в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец". |
Памяти погибших подводников | Атомная подводная лодка «Комсомолец» была сверходорогим и сверхсекретным аппаратом — это одна из причин, по которым Советский Союз не стал обращаться за помощью к Норвегии для спасения моряков. |
День памяти погибших подводников
Атомная подлодка «Комсомолец» была гордостью советского флота. Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" Северного флота затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении с боевой службы, получив критические повреждения в результате пожара. Уголовное дело № 2697-89 о катастрофе атомной подводной лодки «Комсомолец» приостановить.
Проектирование
- Гибель «Комсомольца». | Дмитрий Панкратов
- Гибель АПЛ «Комсомолец»
- Комсомолец подводная лодка атомная (АПЛ): тайна гибели, причины трагедии
- Гибель ПЛА «Комсомолец» в 1989 — Teletype
- Гибель атомной подводной лодки « Комсомолец» | Пикабу
- Несостоявшийся Герой
Судьба атомной подлодки К-278 «Комсомолец» – крейсера который опередил время
Слюсаренко Внутри прочного корпуса остался капитан 3-го ранга Испенков, до последних минут обеспечивавший работу дизель — генератора. К этому моменту погибли от переохлаждения утонули шестнадцать подводников, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли тридцать оставшихся в живых и шестнадцать погибших моряков. Реактор подводной лодки был надёжно заглушен, однако в торпедных аппаратах находятся ракето — торпеды с ядерной боевой частью. В результате коррозии существовала вероятность разгерметизации боевых частей, что привело бы к загрязнению окружающей местности плутонием. Подводная лодка лежит на глубине, делающей её доступной для работы современных глубоководных аппаратов, что создаёт возможность извлечения из неё ядерного оружия и материалов. Кроме того, независимо от качества консервации, постоянно сохраняется опасность радиационной катастрофы из-за попадания в воду ядерных материалов после естественного разрушения оболочек ядерных боеприпасов и реактора. В связи с этим с момента гибели подводной лодки неоднократно высказывалась идея поднять К-278 целиком или хотя бы его ядерно-опасные части. В августе 1993 года силами СКБ «Рубин» была предпринята попытка поднять затонувшую при аварии всплывающую камеру.
Удалось найти камеру на грунте глубина 1650 метров , зацепить специальным захватом и поднять на 200 метров над грунтом, но затем трос лопнул и камера снова упала на дно и до сих пор лежит на глубине 1750 метров. По некоторым сообщениям, предполагалось повторить попытку в 1998 году, но экспедиция 1998 года ограничилась обследованием подводной лодки и констатацией отсутствия радиоактивного заражения окружающей местности. По оценке руководителя проекта проектного офиса комплексной утилизации АПЛ дирекции ядерной и радиационной безопасности Росатома А. Захарчева подъём К-278 в принципе реален, но не ранее чем в начале 2020-х годов. Первым шагом к подъёму ПЛА мог бы стать подъём для утилизации аварийной ПЛА К-27 , затопленной в Карском море в 1982 году на малой глубине с выгруженным оружием, аккумуляторами и полностью заглушённым и загерметизированным реактором. Атомная подводная лодка «Комсомолец» без всплывающей камеры Подводная лодка считается надёжно законсервированной, ни одна из экспедиций не зафиксировала попадания в воду радиоактивных материалов. Возможно, вследствие этого вопрос о полном либо частичном подъёме К-278 официально не ставится.
Следствие проводилось в условиях противостояния позиций флота с одной стороны и проектировщиков и строителей с другой. По итогам трёх лет работы объединённая экспертная комиссия пришла к выводу, что находившийся в момент гибели на борту К-278 604-й экипаж не был в достаточной степени подготовлен для похода, в частности перерыв после предыдущего выхода в море превышал предельно допустимый срок в восемь месяцев, а пять членов команды не были допущены к исполнению обязанностей согласно занимаемой должности. То есть, команда подводной лодки потеряла линейность, и отправка ее в море без дополнительной подготовки была недопустима. В январе 1998 года руководитель следственной группы отправил Главнокомандующему ВМФ РФ представление об устранении причин и условий, способствовавших катастрофе атомной подводной лодки К-278 со следующими рекомендациями: — рассмотреть представление с участием лиц, ответственных за боевую подготовку в ВМФ. Вопрос об ответственности других лиц не ставится в связи с их увольнением с военной службы. Также, в документе указывалось, что в курсе Боевой подготовки атомных подводных лодок редакции 1990 года было введено множество упрощений, снижающих качество подготовки команд и, как следствие, увеличивающих аварийность и травматизм. В апреле того же года этот документ был рассмотрен Военно-техническим советом ВМФ, а последующие проверки различными инстанциями не нашли оснований для опровержения сделанных выводов.
Однако, в 2002 году, после увольнения в запас производивших расследование офицеров, представление было отменено, а следствие — приостановлено. Отмена результатов расследования произведена по надуманному поводу и является следствием желания некоторых высокопоставленных чиновников отвести от себя обвинения в произошедшей катастрофе. В районе гибели ПЛА «Комсомолец» в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» в 1989 — 1998 годах было проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, в которых находятся торпеды с ядерными боеголовками, с целью обеспечения радиационной безопасности. Во время последней экспедиции в 1998 году было обнаружено, что записывающие станции отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря.
С Ил-38 был сброшен спасательный контейнер, однако он сработал нештатно, и воспользоваться им моряки не смогли. В 17:08 К-278 «Комсомолец» стремительно ушла на глубину. В ледяной воде Норвежского моря оказался 61 человек. Люди, не имевшие даже спасательных жилетов, отравленные угарным газом во время пожара, обожжённые, держались из последних сил.
Капитан 3-го ранга Анатолий Испенков остался внутри прочного корпуса лодки. Командир электротехнического дивизиона до последнего обеспечивал работу дизель-генератора гибнущего «Комсомольца». Выбраться из тонущей лодки он не успел… Выживший в бездне К-278 была оборудована всплывающей спасательной камерой, которая позволяет спастись из глубин всему экипажу лодки. Капитан Ванин бросился внутрь лодки, услышав в ней голоса людей. Те, кто остался на поверхности, едва успели задраить за ним люк — только это оставляло шансы оставшимся внутри спастись при помощи спасательной камеры. Юдин, Слюсаренко, Черников и Краснобаев, поднимавшиеся по трапу в момент затопления, были буквально сброшены вниз из-за того, что тонущая лодка встала едва ли не вертикально. Мичмана Слюсаренко втащили в камеру последним. Юдин и Черников отчаянно пытались закрыть нижнюю крышку камеры, весившую более 250 кг.
Им удалось это сделать с невероятным трудом. Камера, затянутая дымом, вместе с лодкой уходила на дно, которое в этом месте было на глубине более полутора километров. Подводники пытались отсоединить камеру от лодки. Капитан 3-го ранга Юдин вдруг крикнул: «Всем включиться в дыхательные аппараты! Подводники погибли из-за угарного газа, чьё действие многократно усиливается вместе с возрастанием давления. Камера отделилась от лодки практически на дне, когда под давлением толщи воды был повреждён корпус «Комсомольца». Спасательную капсулу выбросило на поверхность, как пробку из-под шампанского. Верхнюю крышку люка, закреплённую на одной защёлке, сорвало, а вместе с ней выбросило Черникова и Слюсаренко.
Но первый погиб, ударившись головой, и только Слюсаренко уцелел, оказавшись в воде. Спасательную камеру захлестнули волны, и через несколько секунд она окончательно ушла на дно. Мичмана Слюсаренко спустя некоторое время подобрали спасатели.
А часть помещений и даже отсеков являются необитаемыми и посещаются только эпизодически. Между тем «Руководство по борьбе за живучесть подводной лодки», в котором сконцентрирован опыт нескольких поколений моряков, требует неукоснительного соблюдения основополагающего правила: все отсеки необходимо подвергать тщательному осмотру через каждые полчаса. Только это позволяет вовремя заметить возникновение аварийной ситуации и ликвидировать опасность на самой ранней стадии, когда справиться с ней еще не так трудно. Так вот: реализовать это золотое правило на «Комсомольце» и других наших современных лодках совершенно невозможно — не хватает людей.
К тому же были далеки от идеала противопожарная устойчивость корабля и профессиональный потенциал экипажа. Он не может правильно проинформировать центральный пост ПЛ, а тот, не имея достоверной информации, вынужден заниматься не столько ликвидацией очага опасности, сколько совершать общие действия: всплывать, посылать сообщения «берегу», организовывать разведку аварийных отсеков и оценивать ситуацию лишь по косвенным критериям. Именно это и случилось с экипажем «Комсомольца». Поэтому с самого начала появились жертвы в концевом отсеке погиб матрос Бухникашвили, в предпоследнем отсеке — мичман Колотилин , но информации о событиях от них и от приборов поступило слишком мало, чтобы принять адекватные меры. Попытка повсюду заменить человека средствами автоматики и телевидения оказалась несостоятельной. Интересно, что американцы не спешат избавиться от моряка. У нас же их обдуманному консерватизму противопоставили техническое шапкозакидательство.
Вследствие глубокой автоматизации и централизации управления экипаж нашей лодки «Тайфун» сократился до 150 человек. А американскую ПЛ «Огайо», водоизмещение которой вдвое! И каков же результат? У американцев погибли в 1963 году — ПЛ «Трешер», в 1968-м — «Скорпион». И все. У нас же «Комсомолец» — третья погибшая ПЛ, и сохраняется, к сожалению, возможность новых катастроф. Ведь главное командование ВМФ само определяет параметры проекта лодки, контролирует все этапы проектирования и строительства и, наконец, подписывает приемный акт?
Что мешает дирижеру заказать нужную ему музыку? Поэтому на начальной его стадии совершенно необходимо широко привлекать боевой опыт Великой Отечественной войны и математическое моделирование вероятных ситуаций. При проектировании «Комсомольца», насколько я знаю, к этой процедуре не обращались. Но главная причина в ином. Катастрофа стала закономерным следствием ошибок, просчетов и просто волюнтаристских решений послевоенного периода строительства нашего ВМФ. В середине 50-х годов в советском ВМФ произошли два события, которые в значительной мере определили ход его дальнейшего развития. Было упразднено Министерство ВМФ и произведена смена первого лица флота.
Главнокомандующий адмирал Н. Кузнецов, вынесший всю тяжесть военного времени и сталинского периода, был заменен адмиралом С.
Грамотно спроектированные обводы корпуса повышали скорость и маневренность судна. До сих пор немногие разработки могут похвастать такими скоростями. Тем более, при возможности эффективного функционирования на огромной глубине. Инновационное решение облицовки титановой обшивки слоем резины повысило скрытность лодки для сонаров так называемого вероятного противника. Хотя рабочие глубины этого судна и так были надежным укрытием для любых систем глубоководного обнаружения. С 1985 года и до сих пор не побит рекорд «Комсомольца» среди подводных лодок: субмарина опустилась на глубину 1027 метров.
Передовые разработки позволили достигнуть наибольшей прочности путем уменьшения количества отверстий во внешнем корпусе. Так, для того чтобы избавиться от лишних швов в наружной конструкции, вход в лодку, например, стал осуществляться через всплывающую спасательную камеру, установленную в средней части рубки. Такие неожиданные решения появились после того, как стало понятно, что работа с титаном очень сложна: он агрессивен к другим сплавам, и для того, чтобы состыковать разные металлы, приходилось проводить сварку в специально подобранной газовой среде. Зубастая лаборатория «Комсомолец», за три года до аварии. Практически, корабль стал прототипом для созданных позже аппаратов и отдельных узлов конструкций. Разработчики шутили, что по сложности и новизне оборудования «Комсомольцу» уступит даже орбитальная космическая станция. В число задач, поставленных перед этой уникальной лодкой, входило изучение проблем океана. И кто знает, сколько открытий могли бы совершить на ее борту, если бы не трагедия, произошедшая 7 апреля 1989 года.
К-278 "Комсомольц" рекорд погружения
Мы обнаружили несколько иностранных подлодок, вели за ними слежение. Трагедия началась 7 апреля, в пятницу, на 37-ые сутки похода. Совершенно неожиданно центральный пульт управления сообщил, что в седьмом отсеке их всего было семь, соединённых узкими переходами сильный пожар, большая температура. Дежуривший там матрос на запросы по рации не отвечал. Как потом выяснилось, он погиб. На обследование отправился один из мичманов. Задыхаясь в дыму, он успел сообщить обстановку и тоже погиб. Первые две потери, хотя и вызвали тревогу, но не посеяли паники среди плавсостава, который был тщательно подобран и обучен действовать в любых экстремальных ситуациях. Мы находились на глубине 350 метров. Стали всплывать. До глубины 150 метров лодка имела нормальный ход, но затем сработала аварийная автоматическая защита атомного реактора, который двигал лодку, и он перестал работать.
Лодка была тяжёлой, и стала резко проваливаться в глубину. Она превратилась в безжизненную груду металла. Командир принял решение: сжатым воздухом «продуть» всю воду из спеццистерн они служили для придания тяжести субмарине, чтобы быстро погружаться. После этого мы всплыли на поверхность. И в этот же момент весь запас воздуха ушёл в горящие 6 и 7 отсеки, потому что на трубопроводах прогорели прокладки. Это был воздух высокого давления, за счёт которого команда должна была существовать весь поход. На лодке было 400 баллонов по 400 литров воздуха в каждом. Вырвавшийся на волю, он позволил загореться даже тому, что не должно было гореть. Температура в горящих отсеках превысила тысячу градусов, начал плавиться металл, не осталось никакой надежды проникнуть туда. Когда начался пожар, я отдыхал после дежурства.
Услышав сигнал тревоги, побежал на боевой пост. Я был техником по штурманской части, и в мои обязанности входило в составе нескольких человек в нештатных ситуациях обращаться к аварийной карте, чтобы выявить неисправности, очаги пожара или другие осложнения и доложить обо всём командиру. Тем временем команда стала разбегаться по разным отсекам, чтобы выполнять свои обязанности в экстремальной ситуации. Девять человек проникли в пятый отсек. И вдруг там в одном из агрегатов прорывается клапан, и под давлением горячее масло разбрызгивается во все стороны и затем воспламеняется от высокой температуры. Некоторых моряков сильно обожгло, другие загорелись. Офицер, закрывавший задвижки, оказался в изолированном пространстве и потому не получил ожогов. Он бросился сбивать пламя с товарищей, но вскоре загорелся и сам. Вовремя подоспела спасательная команда, в которой был и я. Через полтора часа борьбы с огнём мы смогли выбраться из отсека, вынести обгоревших товарищей.
Мы работали в спецкостюмах и дыхательных аппаратах, которые полностью изолировали от внешней среды. Пожар охватил все отсеки, кроме первого. Ценой огромных усилий нам удалось потушить огонь, но шестой и седьмой отсеки горели страшно. Наша спасательная команда едва успевала вытаскивать из отсеков теряющих сознание или почти безжизненных моряков. И меня смерть едва обошла стороной. Дело в том, что время нахождения в спецкостюме строго ограничено — 40 минут столько действует патрон, вырабатывающий кислород. Я работал всего 10 минут, так что воздуха, по моим подсчётам, оставалось ещё на полчаса. Иду в поражённый отсек. Нахожу человека у него сгорела не только одежда, но даже кожа! Обстановка крайне сложная: видимость — не дальше вытянутой руки, концентрация угарного газа — примерно восемь предельных доз.
Открыто дышать в отсеке нельзя — это практически мгновенная смерть. Обстоятельства требовали полной самоотдачи, и я не заметил, как закончился дыхательный патрон. Ситуация критическая: снять дыхательный аппарат нельзя, а кислорода в нём почти нет. Бежать же к естественному воздуху нужно было через три отсека, впотьмах света на лодке не было.
Ничего не предвещало беды. Но на 37 день пути случилась трагедия. Внезапно в седьмом отсеке вспыхнул пожар. Температура выше 70 градусов. С этого все и началось. Экипаж боролся в огненном аду, однако стихия оказалась сильнее. Из 68 членов экипажа уцелели лишь 26 человек. В день памяти погибших товарищей выжившие подводники вновь у того самого пирса, откуда и начался роковой поход. Среди них Игорь Калинин — бывший инженер гидроакустической группы "Комсомольца". Говорит, страшно стало уже потом, когда очнулся в реанимации.
Непонятно только, почему речь в журнале шла о преследовании, если, по тем же разведданным, оружия, размещенного на лодке, хватило бы, чтобы превратить в пустыню половину американского материка. Удивительный «Майк» Американцы уделили советской разработке столько внимания, что даже дали ей собственное имя: «Неуловимый Майк». Конечно, журнал был призван пугать рядового обывателя нависающей угрозой со стороны Советского Союза, но при этом издатели были недалеки от истины: лодка и вправду не имела аналогов. Ее титановый корпус делал конструкцию легче и надежнее. На испытаниях прочности пластичный материал обшивки выгибался дугой, «стонал», по словам гидроакустиков, но не терял ни в свойствах, ни в целостности. Полное безопасное погружение было рассчитано на глубины до 1250 метров, а торпедные аппараты были устроены таким образом, что применение оружия было возможным на любой глубине. Тестовые стрельбы на восьмистах метрах прошли без сучка и задоринки, так что американцам было о чем волноваться. Ежегодник «Soviet Military Power», 1984 год. Грамотно спроектированные обводы корпуса повышали скорость и маневренность судна. До сих пор немногие разработки могут похвастать такими скоростями. Тем более, при возможности эффективного функционирования на огромной глубине. Инновационное решение облицовки титановой обшивки слоем резины повысило скрытность лодки для сонаров так называемого вероятного противника. Хотя рабочие глубины этого судна и так были надежным укрытием для любых систем глубоководного обнаружения. С 1985 года и до сих пор не побит рекорд «Комсомольца» среди подводных лодок: субмарина опустилась на глубину 1027 метров.
Да Не сейчас 7 апреля 2009, 09:04 20 лет с момента гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» В России сегодня вспоминают моряков с затонувшей атомной подводной лодки "Комсомолец". Несколько часов экипаж боролся с огнeм, но потушить его так и не удалось. Лодка затонула.
20 лет с момента гибели атомной подводной лодки «Комсомолец»
Затем в Храме Святителя Николая Чудотворца, расположенном в городе Заозёрске, прошла поминальная литургия. Напомним, АПЛ «Комсомолец» была спущена на воду 9 мая 1983 года. По своим тактико-техническим характеристикам этот корабль опережал своё время на четверть века. Лодка имела сверхпрочный титановый корпус, глубину погружения более 1000 метров ей принадлежит аб-солютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок - 1027 м , подводное водоиз-мещение 8500 тонн, скорость хода более 30 узлов.
Лодка начала всплывать. Где-то к 14:00 — 15:00 ситуация на подлодке была уже стабильная, экипаж смог погасить пожар в 3, 4, 5 отсеках, а 6 и 7 горели - мы пытались тушить пожар методом герметизации. Казалось бы, обстановка более или менее стабилизировалась, и мы начали выносить раненых.
Но, к большому сожалению, в районе 17:00 лодка начала тонуть. Было два плотика, предназначенных для аварийного спасения - один затонул сразу, второй удалось спасти. Спасшийся экипаж сплотился вокруг перевернувшегося плотика и большая часть людей возле него выжила.
У командира была возможность спастись вместе с нами, но учитывая то, что в подлодке оставались люди, он принял решение спустится вниз. Плавающие рядом ребята помогли защелкнуть ему люк. Лодка начала тонуть, большая часть экипажа осталась на воде.
В дальнейшем мы какое-то время находились на воде, приблизительно полтора часа, после этого прибыли рыбаки. Во время аварии погибли 42 человека и 27 остались в живых. Два матроса в 7 и 6 отсеках сгорели, часть экипажа погибли в при тушении пожара, большая часть экипажа погибли при охлаждении.
В 11 часов 7 апреля 1989 года, когда лодка возвращалась из автономного плавания и находилась на глубине 157 метров, в 7-м отсеке возник пожар. Экипаж под командованием командира капитана 1 ранга Евгения Ванина вступил в 5-часовую самоотверженную борьбу за живучесть корабля. Примерно в 12 часов Е. Ванин передал в штаб флота шифрованное сообщение об аварии, и на помощь подводникам были высланы самолеты ВВС Северного флота. Однако надежды на получение своевременной помощи от аварийно-спасательных сил не оправдались. Пожар усиливался, и в 17 часов с лодки были спущены спасательные плоты, и началась эвакуация экипажа.
Один плот унесло волнами.
Поход длился больше месяца и подлодка уже возвращалась в порт. Судно двигалось на глубине 380 метров по Норвежскому морю, когда 7 апреля в 11:03 в 7 отсеке вдруг вспыхнул мощный пожар. Аварийная тревога подняла на ноги весь экипаж — все уже знали, что это не учения: на подлодках из-за необходимости звукомаскировки в случае учебной тревоги ее объявляют голосом.
Старший матрос Нодари Бухникашвили из 7 отсека уже не выходил на связь с вахтенным механиком — отсек превратился в огненную топку, а пламя начало перекидываться на соседний. Включение лодочной химической системы пожаротушения не помогло справиться с пожаром. Было решено вывести «Комсомольца» с глубины, но прежде надо было проверить, что на поверхности нет суден, с которыми может столкнуться подлодка. Лодка достигла поверхности через 13 минут и подала сигнал об аварии в штаб.
Из-за высокого давления углекислый газ стремительно распространялся по отсекам подлодки, достигая смертельных значений в воздухе — противогазы не помогали. В бортовом журнале начали появляться записи: «12. Задымленность в 4—м отсеке очень большая. В 1-м отсеке обстановка нормальная.
Подсчитать всех людей. Выведен из 5-го отсека Кулапин. Начался сеанс связи. Нет пульса у Кулапина.
Состояние главной энергетической установки: заглушен реактор всеми поглотителями. У Кулапина пульса нет. Дворов потерял сознание в 3-м отсеке.
Триумф и трагедия АПЛ Комсомолец
В 1998 году следствие по делу о гибели подводной лодки «Комсомолец» было приостановлено в связи с «неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» и тем. Экспедиция к затонувшей в Норвежском море советской атомной подводной лодке (АПЛ) К-278 «Комсомолец» обнаружила локальную утечку радиации. 7 апреля 1989 года при выполнении задач военной службы затонула атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». Спустя четыре года после гибели в море капитана 1 ранга Ванина вдова командира атомной подводной лодки "Комсомолец" узнала, что тело мужа подняли вместе со спасательной камерой, которая затонула рядом с атомариной. В России сегодня вспоминают моряков с затонувшей атомной подводной лодки «Комсомолец».
«Пожар охватил все отсеки»: 35 лет со дня гибели подлодки К-278 «Комсомолец»
Гибель подводной лодки «Месть» Поздней осенью 1956 года подводные лодки, базировавшиеся в Палдиски, готовились к переходу в Балтийск и Лиепаю. Характеристика подводной лодки «Комсомолец». Подлодку «Комсомолец» К-278 проекта 685 “Плавник” спустили на воду в 1983-м. Причина гибели подлодки Комсомолец. День гибели подлодки "Комсомолец" считается в России Днем памяти погибших подводников.
Лодка утонула за 15 -20 минут. Гибель подводной лодки "Комсомолец"
Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы. В России сегодня вспоминают моряков с затонувшей атомной подводной лодки «Комсомолец». Гибель подводной лодки К-278 «Комсомолец»: что произошло, как погибла большая часть экипажа и что стало с подлодкой.
Гибель "Комсомольца": выводы не сделаны
Юдин и Черников отчаянно пытались закрыть нижнюю крышку камеры, весившую более 250 кг. Им удалось это сделать с невероятным трудом. Камера, затянутая дымом, вместе с лодкой уходила на дно, которое в этом месте было на глубине более полутора километров. Подводники пытались отсоединить камеру от лодки. Капитан 3-го ранга Юдин вдруг крикнул: «Всем включиться в дыхательные аппараты! Подводники погибли из-за угарного газа, чьё действие многократно усиливается вместе с возрастанием давления. Камера отделилась от лодки практически на дне, когда под давлением толщи воды был повреждён корпус «Комсомольца». Спасательную капсулу выбросило на поверхность, как пробку из-под шампанского.
Верхнюю крышку люка, закреплённую на одной защёлке, сорвало, а вместе с ней выбросило Черникова и Слюсаренко. Но первый погиб, ударившись головой, и только Слюсаренко уцелел, оказавшись в воде. Спасательную камеру захлестнули волны, и через несколько секунд она окончательно ушла на дно. Мичмана Слюсаренко спустя некоторое время подобрали спасатели. Виктор Фёдорович Слюсаренко — единственный человек в мире, спасшийся из подводной лодки, затонувшей на полуторакилометровой глубине. Последнее пристанище С момента затопления «Комсомольца» и до прихода к месту катастрофы плавбазы «Алексей Хлобыстов» прошло около 70 минут. Эти минуты оказались роковыми для большинства членов экипажа.
Ещё трое скончались уже на борту плавбазы, хотя на первый взгляд их состояние не вызывало опасений. Медики потом пояснили — пребывание в холодной воде уже запустило в их организмах необратимые изменения, и спасти их было невозможно. В итоге из 69 членов экипажа 42 человека погибли, 27 выжили. Подводная лодка «Комсомолец» вот уже четверть века покоится на глубине 1650 метров на дне Норвежского моря. С 1989 по 1998 годы с помощью глубоководных аппаратов «Мир» проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилось наблюдение за состоянием лодки, а также работы по обеспечению радиационной безопасности. Было установлено, что реактор лодки заглушён надёжно, и она в настоящее время не представляет угрозы для окружающей среды. В 1998 году следствие по делу о гибели подводной лодки «Комсомолец» было приостановлено в связи с «неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» и тем, что «установить истинные причины пожара и затопления до подъёма подводной лодки и её осмотра не представляется возможным».
И тех, кто навсегда ушёл в свинцовые воды Норвежского моря, и тех, кто умудрился выжить в этой адской купели из огня и воды. Последнее погружение 29 мая 1992 года в Североморске на борту атомной подводной лодки Б-502 проект 671РТМ «Щука» Северного флота произошел взрыв и пожар. Причем во время отработки задач в море экипаж отметил неисправность компрессора высокого давления в первом отсеке. Корабль вернулся на базу. На борт поднялся начальник электромеханической службы дивизии капитан первого ранга Константин Ляшков.
Агрегат попробовали запустить, но произошел взрыв буферной емкости электрокомпрессора. Пострадали пять моряков и сам Ляшко. Капитана первого ранга врачам спасти не удалось: он скончался по дороге в госпиталь. Помолитесь за нас» 12 августа 2000 года во время проведения военно-морских учений в Баренцевом море после взрывов и пожара затонул на глубине 108 м атомный подводный ракетоносец К-141 "Курск" Северного флота ВМФ России. Лодка класса 949А "Антей" была атомная, с крылатыми ракетами. Лодка под командованием капитана первого ранга Геннадия Лячина участвовала в учениях Северного флота.
Кроме штатного экипажа, на борту находилась группа офицеров штаба дивизии и гражданские специалисты завода «Дагдизель». В 11 часов 28 минут в районе маневров был зафиксирован подводный взрыв, и сразу же за ним - второй. И тишина. Полная неизвестность. После того как лодка несколько часов не выходила на связь, были организованы поисковые мероприятия. Только на следующий день «Курск» обнаружили лежащим на грунте на глубине 108 м.
Все попытки спасателей проникнуть внутрь, не увенчались успехом. Вся страна, замерев, следила за новостями, то теряя, то вновь обретая надежду, что людей удастся спасти, хоть кого-нибудь. Командующий флотом адмирал Вячеслав Попов, начальник штаба флота вице-адмирал Михаил Моцак, командующий флотилией подводных лодок вице-адмирал Олег Бурцев были понижены в должностях и затем ушли в отставку. Всего по итогам расследования были уволены или понижены в должности 14 высокопоставленных офицеров. Осенью 2000 года при поддержке норвежских специалистов была проведена водолазная операция.
Шесть часов экипаж боролся за спасение корабля, однако после взрывов в отсеках лодка ушла на дно. Спасение прибыло к «Комсомольцу» только через несколько часов после начала аварии, подошедшая плавбаза Северного флота «Алексей Хлобыстов» приступила к спасению людей после 18 часов вечера.
К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 16 человек, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли 30 живых и 16 погибших моряков. На борту умерли еще трое из тридцати спасенных. Всего в результате катастрофы и гибели корабля 42 человека погибло, 27 — выжили. Тела умерших были преданы земле. Остальные 20 погибших, в том числе Александр Володин, остались в море.
Павел Кутаренко 2019-04-08 08:03:00 Поделиться: Фотографий, на которых запечатлена «К-278» «Комсомолец», очень не много. Секретный объект, атомная подводная лодка с титановым корпусом. Игорь Калинин гордился тем, что попал служить именно на нее. Еще бы, в 20 с небольшим ему выпала честь участвовать в уникальном событии: «Комсомолец» смог погрузиться на глубину тысячу метров и выполнил оттуда пуск торпед - рекорд до сих пор остается непревзойденным.
На фото - молодые парни, сослуживцы инженера-гидроакустика Калинина, которому удалось вернуться из последнего похода. Им - нет. Вот только что был корабль, технически совершенный, на наш взгляд, - и больше половины экипажа просто куда-то исчезло», - говорит Игорь Калинин, в 1989 году - капитан-лейтенант, инженер-гидроакустик АПЛ «Комсомолец».
«Золотая рыбка»
- Рассылка новостей
- Гибель "Комсомольца"
- Проектирование
- Авария на АПЛ «Комсомолец»: как экипажу удалось спастись с подводной лодки
- День памяти погибших подводников
Расследование катастрофы
- Триумф и трагедия АПЛ Комсомолец (Юрий Бахарев) / Проза.ру
- Сигналы SOS
- Подводная лодка «Комсомолец»: смерть из-за флотского бардака
- Смерть во льдах
- Гибель «Комсомольца». | Дмитрий Панкратов
В годовщину гибели АПЛ "Комсомолец" открылся неожиданный поворот в расследовании катастрофы
Атомная подводная лодка «Комсомолец» шла в подводном положении в Норвежском море, когда внезапно взревела аварийная тревога. Уголовное дело № 2697-89 о катастрофе атомной подводной лодки «Комсомолец» приостановить. Именно такая история связана с расследованием причин и обстоятельств гибели атомной подводной лодки "Комсомолец" 7 апреля 1989 года в Норвежском море. К тому моменту, как "Комсомолец" всплыл на поверхность, внутри подлодки уже горели шестой и седьмой отсеки, а через несколько минут после всплытия пожар охватил и три соседних — второй, третий и пятый отсеки. В основу этой памятной даты легла гибель атомной подводной лодки «Комсомолец», произошедшая 35 лет назад в Норвежском море.