Зимой 1943 года советским войскам удалось наконец прорвать блокаду: 18 января был освобожден Шлиссельбург и очищено все южное побережье Ладоги.
Исторический момент: 80 лет назад была прорвана блокада Ленинграда
После войны она вышла за Льва Львовича замуж. Была арестована в 1950 году как «жена врага народа». И одновременно с ним в 1954 году - реабилитирована. Лев Раков до войны был сотрудником Эрмитажа.
В июле 1941 года вступил добровольцем в РККА, в январе 1943 года участвовал в боях по прорыву блокады Ленинграда и в июле - августе 1943 года - под Синявино. Также читал лекции в Ленинградском фронтовом доме Красной армии. Окончил военную службу в звании полковника.
Уже после войны стал директором ленинградской Публичной библиотеки, более всего известен как один из создателей и директор постоянной выставки «Героическая оборона Ленинграда». История Льва Ракова рассказана на сайте Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда.
Правда не насовсем, а только на девять дней.... По легенде, во время обсуждения названия операции Сталин, вспомнив предыдущие неудавшиеся попытки и надеясь, что в ходе пятой операции войска двух фронтов смогут соединиться и совместно развить успех, сказал: «И пусть из «Искры» разгорится пламя». К моменту начала операции в распоряжении 67-й и 13-й воздушных армий Ленинградского фронта, 2-й ударной армии, а также части сил 8-й армии и 14-й воздушной армии Волховского фронта находилось почти 303 тыс.
Командование Ленинградским фронтом было поручено генерал-полковнику Леониду Говорову, Волховским — генералу армии Кириллу Мерецкову. За координацию действий двух фронтов отвечали маршалы Георгий Жуков и Клим Ворошилов. Нашим войскам противостояла 18-я армия под командованием генерал-фельдмаршала Георга фон Кюхлера. У немцев насчитывалось около 60 тыс. Утром 12 января советские войска перешли в наступление.
На страницу галереи «В 9 часов 30 минут утреннюю морозную тишину разорвал первый залп артиллерийской подготовки. На западной и восточной сторонах шлиссельбургско-мгинского коридора противника одновременно заговорили тысячи орудий и миномётов обоих фронтов. Два часа бушевал огненный ураган над позициями противника на направлениях главного и вспомогательных ударов советских войск. Артиллерийская канонада Ленинградского и Волховского фронтов слилась в единый мощный рёв, и трудно было разобрать, кто и откуда ведёт огонь. Впереди вздымались чёрные фонтаны разрывов, качались и падали деревья, летели вверх брёвна блиндажей противника.
На каждый квадратный метр участка прорыва падало два-три артиллерийских и миномётных снаряда», — писал в своих «Воспоминаниях и размышлениях» Георгий Жуков. Хорошо спланированная атака принесла плоды. Преодолевая сопротивление врага, ударные группировки обоих фронтов сумели соединиться. К 18 января солдаты Ленинградского фронта прорвали немецкую оборону на 12-километровом участке Московская Дубровка — Шлиссельбург. Соединившись с войсками Волховского фронта, они сумели восстановить сухопутную связь Ленинграда со страной по узкой полосе южного берега Ладожского озера.
Сверкание «Искры» превратилось в финальный фейерверк — салют 20 залпами из 224 орудий», — вспоминал Кирилл Мерецков. В ходе операции погибли 34 тыс. Немцы потеряли 23 тыс. Поздно вечером 18 января Совинформбюро оповестило страну о прорыве блокады, и в городе прогремели залпы праздничного салюта. В течение следующих двух недель по отвоёванному коридору инженеры проложили железную и автомобильную дороги.
До окончательного прорыва блокады Ленинграду оставалось чуть больше года. Это вселило в бойцов Красной армии веру в окончательную победу над фашизмом.
Так и случилось: «На станции Междуречье я взял управление поездом в свои руки, попросил машиниста пересесть, сам переехал через Неву и доехал до станции Шлиссельбург. И здесь меня встретил Павел Лукницкий. Мы с ним обнялись, слезу проронили, очень трогательное это было дело…». На перегоне Междуречье — Липки гитлеровцы обстреляли поезд.
Снаряды рвались по обеим сторонам трассы, но, к счастью, ни один не попал в состав и не повредил путь. Утром 7 февраля первый прямой поезд с Большой земли подошел к перрону Финляндского вокзала, заполненному толпами ликующих людей. Паровоз был украшен хвойными ветками и плакатами: «Боевой привет шлёт Родина героическому Ленинграду! Навстречу неслись восторженное «ура», играл военный оркестр. Часы показывали 10 часов 9 минут, когда паровоз разорвал красную ленточку. В записной книжке Матвея Фролова сохранилась часть текста из репортажа, сделанного им в тот исторический день: «Поезд уже близко, виден дымок...
Послушайте, друзья: настоящий поезд! И, наверное, в эту минуту улыбнется кассир и сердечно поздравит пассажира. Да, давно кассиры не продавали билеты в Ленинград». Пассажирские поезда пошли только после полного снятия блокады. Вагоны же первого поезда, прибывшего в осажденный город — все сорок, — были до отказа загружены ящиками со сливочным маслом. Но первый поезд привез не только 800 тонн ценнейшего продукта для умиравших от голода жителей Ленинграда, для раненых и больных.
Он привез надежду на жизнь и веру в победу. Нужно было подвозить продовольствие, боеприпасы, топливо. К марту 1943 года на фронтовую дорогу вступила 48-я паровозная колонна особого резерва. Поезда пошли и днем. Гибли люди, вместо них вставали другие — магистраль действовала… Все, кто был на паровозе, чувствовали себя боевым подразделением.
Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л. Говорову и генералу армии К. Координировали взаимодействие представители Ставки — генерал армии Г. Жуков и маршал К. Духанов нанесла мощный удар с запада на восток.
Навстречу ей пробивалась 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта под командованием генералов В.
День прорыва блокады Ленинграда
- Пятая попытка
- Главная навигация
- Оборона Ленинграда
- Оборона Ленинграда
18 января 1944 – год со дня прорыва блокады. Хроника блокадного Ленинграда
В ходе последней были обескровлены вражеские силы, которые перебросили специально под Ленинград, чтобы взять его штурмом. Командование Ленинградским фронтом вело успешную противобатарейную войну с немецкой тяжёлой артиллерией — количество снарядов, упавших на город, сократилось в несколько раз. В Ленинграде, начиная с трагической зимы 1941—1942 годов, были организованы специальные стационары и столовые, где кормили людей. Руководству города удалось не только спасти население от варварских обстрелов и бомбёжек, но и предотвратить эпидемии, которые могли возникнуть в период блокады. Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду. Эта трасса получила название «Дорога жизни».
Доставка людей и грузов в период блокады по этой трассе по праву может сравниться с величайшими операциями Великой Отечественной войны. Как только в конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах. Обратно эвакуировалось голодающее население. По «Дороге жизни» до весны 1943 года было доставлено 1,6 млн тонн грузов, эвакуировано 1,3 млн ленинградцев. Порой грузовики проваливались под лёд, но колонна продолжала движение, иногда под обстрелом.
По дну Ладожского озера были уложены трубопровод и электрический кабель. В декабре 1941 года умерли 53 тыс. Говоров и Волховского командующий генерал армии К. Мерецков фронтов. Общую координацию наступления осуществлял Г.
Советские ударные группировки превосходили теперь врага на решающих направлениях в пять и более раз. Блокаду прорвали 18 января 1943 года на узком участке южнее Ладоги, шириной всего 8—11 км. По этому коридору уже через несколько недель проложили железную дорогу, по которой доставляли в Ленинград продовольствие, вооружение, пополнение для защитников города.
В июле и первой половине августа 1941 года, будучи главнокомандующим войсками Северо-Западного направления, Ворошилов провёл несколько успешных контрударов, регулярно выезжал на фронт. Причины, по которым один из первых маршалов СССР неожиданно потерял контроль над ситуацией, остаются до сих пор неясными, считают эксперты.
Новым командующим стал Георгий Жуков. Плотное вражеское кольцо вокруг Ленинграда замкнулось 8 сентября 1941 года. Связь с Северной столицей можно было поддерживать только через Ладожское озеро и по воздуху. В первые дни ленинградцам о блокаде ничего не сообщали. Более того, об осадном положении города местное командование решило не докладывать и в Ставку, надеясь в течение двух недель прорвать блокаду.
Газета «Ленинградская правда» опубликовала 13 сентября сообщение руководителя Совинформбюро Лозовского: «Утверждение немцев, что им удалось перерезать все железные дороги, связывающие Ленинград с Советским Союзом, является обычным для немецкого командования преувеличением». О блокаде ленинградцы узнали только в начале 1942 года, когда из города начали массово эвакуировать население по Дороге жизни. Наперекор врагу В осаждённом Ленинграде оказалось более 2,5 млн жителей, в том числе 400 тыс. Воспоминания о первом дне блокадного ада оставил в своих записях юный ленинградец Юра Рябинкин: «И тогда-то началось самое жуткое. Дали тревогу.
Я и внимания не обратил. Но затем слышу — на дворе поднялся шум. Я выглянул, посмотрел сперва вниз, затем вверх и увидел... Загремели разрывы бомб. Один за другим оглушительные разрывы, но стёкла не дребезжали.
Видно, бомбы падали далеко, но были чрезвычайно большой силы... Бомбили гавань, Кировский завод и вообще ту часть города. Настала ночь. В стороне Кировского завода виднелось море огня. Мало-помалу огонь стихает.
Дым проникает всюду, и даже здесь ощущаем его острый запах. В горле немного щиплет от него. Да, это первая настоящая бомбёжка города Ленинграда».
Люди стали выращивать овощи в парках и скверах, власти это всячески поощряли. Из выращенных овощей делали заготовки на зиму. Массово издавались брошюры, где рассказывали, как обрабатывать землю, выращивать овощи, какие дикие травы подходят для употребления в пищу, как сварить суп из крапивы, как из высушенного и измельченного корня одуванчика сделать заменитель кофе. Это была не только еда, а источник витамина С. Из неё варили напиток, который спасал людей от цинги. В пищу шла и промышленная «органика». Свиная кожа для одежды и обуви и столярный клей. Спасались и ловлей рыбы. Под обстрелом врага рыбачили на Неве в основном, мальчишки. Улов был небольшой, но в условиях блокады и эти крохи спасали жизни. Спасались конфетами, которыми в прошлом голу украшали новогоднюю ёлку и положили вместе с ёлочными игрушками. Рады были и мешочку с крупой, который случайно «завалялся» за буфетом. По рассказам ветеранов-блокадников, кусок хлеба, выдаваемый на человека, был не больше спичечного коробка. Да и состоял он из опилок, соды, бумаги и лишь малой части муки. Из-за этого хлеб был черствым и горьким на вкус, но выбирать не приходилось. Продовольствие могли привозить в осажденный город лишь одним путем — через Ладожское озеро. Как только появился первый лед, машины направлялись в Ленинград. Большинство из них не доезжали до города, поскольку проваливались под лед или попадали под фашистский обстрел. Чтобы как-то подбодрить жителей, не прекращалось радиовещание. Оно передавало новости или же звук обычного метронома. Это был символ надежды, вечно бьющегося сердца непокоренного города. Голод - не единственная трудность, подстерегавшая ленинградцев. Сильные морозы еще больше ужесточили условия их существования. Отопления и водоснабжения в домах не было. Люди делали проруби в Неве и совершали настоящие подвиги, добираясь до воды.
Когда прорвали Карельский вал? Где погиб разведчик Рихард Зорге? Кто возглавлял Балтийский флот? Эти и другие вопросы ждали участников акции «Диктант Победы». В этом году она посвящена 80-летию полного освобождения Ленинграда от блокады. Алина Штанько уже не в первый раз проходит тест. Так девушка отдает дань памяти защитникам Отечества. Для неё это — не просто проверка знаний, но и возможность глубже погрузиться в историю. Я до этого читала военную литературу, чтобы подготовиться к диктанту.
Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)
Часть ленинградцев даже получала повышенную норму продовольствия, по сравнению с общесоюзной. По проложенному осенью под водой кабелю в город поступала электроэнергия от Волховской ГЭС, а по подводному трубопроводу — топливо. Город снабжался необходимыми продуктами и товарами по льду озера — «Дороге жизни» которая возобновила работу в декабре. Кроме того, в дополнение к автомобильной дороге прямо на льду Ладожского озера сооружали и 35-километровую железную ветку. Днем и ночью непрерывно шла забивка многометровых свай, которые устанавливались через каждые два метра. К операции привлекались войска Ленинградского и Волховского фронтов, часть сил Балтийского флота и авиация дальнего действия. К концу 1942 года в состав Ленинградского фронта под началом Леонида Говорова входили: 67-я армия — командующий генерал-лейтенант Михаил Духанов, 55-я армия — генерал-лейтенант Владимир Свиридов, 23-я армия — генерал-майор Александр Черепанов, 42-я армия — генерал-лейтенант Иван Николаев, Приморская оперативная группа и 13-я воздушная армия — генерал-полковник авиации Степан Рыбальченко. Поэтому соединения этой армии часто переводили на другие, более опасные направления. Приморская оперативная группа ПОГ располагалась на Ораниенбаумском плацдарме.
Генерал-лейтенант артиллерии Леонид Александрович Говоров за рабочим столом. Ленинградский фронт Действия ЛФ поддерживал Краснознаменный Балтийский флот под началом вице-адмирала Владимира Трибуца, который базировался в устье реки Невы и в Кронштадте. Он прикрывал приморские фланги фронта, поддерживал сухопутные войска своей авиацией и огнём корабельной артиллерии. Кроме того, флот удерживал ряд островов в восточной части Финского залива, чем прикрывал западные подступы к городу. Ленинград также поддерживала Ладожская военная флотилия. Противовоздушную оборону Ленинграда осуществляла Ленинградская армия ПВО, которая взаимодействовала с авиацией и зенитной артиллерией фронта и флота. Военно-автомобильную дорогу по льду озера и перевалочные базы на его берегах прикрывали от ударов люфтваффе соединения отдельного Ладожского района ПВО. Войска Ленинградского фронта отделял от войск Волховского фронта 15-километровым коридором шлиссельбургско-синявинский выступ, замыкавший кольцо блокады Ленинграда с суши.
В Волховский фронт под началом генерал армии Кирилла Мерецкого к началу 1943 года входили: 2-я ударная армия, 4-я, 8-я, 52-я, 54-я, 59-я армии и 14-я воздушная армия. Но непосредственное участие в операции приняли: 2-я ударная армия — под командованием генерал-лейтенанта Владимира Романовского, 54-я армия — генерал-лейтенанта Александра Сухомлина, 8-я армия — генерал-лейтенанта Филиппа Старикова, 14-я воздушная армия — генерал-лейтенанта авиации Ивана Журавлёв. Они действовали в 300 км полосе от Ладожского озера до озера Ильмень. На правом фланге от Ладожского озера до Кировской железной дороги располагались части 2-й ударной и 8-й армий. Для наступления были сформированы ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов, которые были значительно усилены артиллерийскими, танковыми и инженерными соединениями, в том числе и из резерва Ставки ВГК. Всего ударные группировки двух фронтов насчитывали 302 800 солдат и офицеров, около 4900 орудий и минометов калибром 76-мм и выше , более 600 танков и 809 самолетов. Германия Немецкое верховное командование после провала попыток взять город, было вынуждено остановить бесплодное наступление и отдать войскам приказ о переходе к обороне. Всё внимание было приковано к истекающему кровью, обращённому в руины, но не сдающемуся Сталинграду.
Осенью 1942 г. В район Сталинграда перебросили 8-й авиакорпус. Со своим штабом уехал Манштейн, который до этого должен был взять Ленинград. Из состава 18-й немецкой армии забрали 12-ю танковую, 20-ю моторизованную и несколько пехотных дивизий. Взамен 18-я армия получила 69-ю пехотную, 1-ю, 9-ю и 10-ю авиаполевые дивизии. Формирования авиаполевых дивизий, из-за больших потерь в сухопутных войсках, началось по инициативе Геринга в сентябре 1942 года. Авиаполевые дивизии не имели полкового звена и состояли 4 стрелковых батальонов и артиллерийского дивизиона, комплектовались личным составом наземных служб ВВС и зенитной артиллерии, не имевших опыта общевойскового боя. Вооружение они имели различное, включая советское трофейное.
Таким образом, германская группировка под Ленинградом уменьшилась не только количественно, но и ухудшилась в плане качества. Красной Армии противостояла 18-я немецкая армия под командованием Георга Линдемана Линдеманна , которая входила в состав группы армий «Север». В её составе было 4 армейских корпуса и до 26 дивизий. Немецкие войска поддерживал 1-й воздушный флот генерал-полковника авиации Альфреда Келлера. Кроме того, на северо-западных подступах к городу напротив 23-й советской армии находилось 4 финские дивизии из состава оперативной группы «Карельский перешеек». Наиболее мощную оборону и плотную группировку войск немцы имели на самом опасном направлении — шлиссельбургско-синявинском выступе его глубина не превышала 15 км. Здесь между городом Мга и Ладожским озером дислоцировалось 5 немецких дивизий — основные силы 26-го и часть дивизий 54-го армейских корпусов. В их составе было около 60 тыс.
В оперативном резерве находились 4 дивизии. Танк Pz. III Ausf. N, тактический номер 116 из состава 1-й роты 502-го отдельного батальона тяжелых танков вермахта, подбитый в районе Синявина в период с 12 января по 5 февраля 1943 года Каждый посёлок были превращен в опорный пункт, подготовленный к круговой обороне, позиции были прикрыты минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дотами. Со стороны Ленинграда оборону держали Этим 328-й пехотный полк 227-й пехотной дивизии генерала фон Скотти, 170-я пехотная дивизия генерала Зандера в полном составе и 100-й полк 5-й горнострелковой дивизии, имевшие до 30 танков, около 400 минометов и орудий. Оборонительный рубеж немцев проходил по левому берегу Невы, высота которого достигает 12 метров. Берег был искусственно обледенен, густо минирован, почти не имел удобных естественных выходов.
В кольце осады образовалось окно, в результате чего были восстановлены сухопутные коммуникации с осажденным Ленинградом.
Но больших продвижений не было. К 17 января коридор, который разделял войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал очень узким. Вторая ударная армия шаг за шагом двигалась к городу на Неве. Прорыв постепенно расширялся. По льду Ладоги в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка был совершен рейд 12-й лыжной бригадой и 128-й стрелковой дивизией. В ходе боев наши солдаты смогли овладеть этим населенным пунктом. Немецкая 227-я пехотная дивизия прибыла в наши болота из Франции", — рассказывал участник операции, военный историк Григорий Шигин. Поселок Липки наконец был полностью освобожден от фашистов.
Это событие и считается моментом снятия блокады Ленинграда. Военными инженерами был создан сухопутный коридор, соединивший осажденный город с остальной страной. Кроме того, в результате операции было уничтожено семь пехотных дивизий вермахта. Погибло более 13 тысяч нацистов, 17 тысяч было ранено, взято в плен и пропало без вести. К сожалению, были потери и с нашей стороны: в ходе операции "Искра" было убито около 34 тысяч советских бойцов, ранено и пропало без вести около 88 тысяч солдат и командиров. Коридор, пробитый советскими войсками, сделал возможным восстановление прямой сухопутной связи Ленинграда с другой частью страны.
Мариночка, если бы ты знала, как мне тоскливо без тебя, как иногда страшно, что не увидимся. Я никогда не жил без близких. Конечно, и теперь есть друзья, товарищи, с которыми я живу, очень хорошие люди. Но ведь это не то все. А мои родные не могут же не чувствовать, что некая неопределенность лежит в основе наших отношений. И вот только ты - моя опора. Ты никогда не хотела этого понять. Тебе так не хочется принять на себя не то, что долю ответственности, а просто считать себя причастной к этой области. Да я и не буду тебя затруднять никакими своими переживаниями.
Прорыв блокады Ленинграда — это уникальная воинская операция Волховского и Ленинградского фронтов. Операция, которая стоила огромных жертв среди наших солдат. Но она позволила дать глоток свежего воздуха всем ленинградцам: и тем, кто стоял у станков, тушил зажигалки на крышах или просто выживал: потому что увеличились поставки продовольствия. Этот день дал надежду тем, кто находился на передней линии, в окопах: потому что увеличились поставки вооружения. И, самое главное, этот день дал надежду, что фашистов, которые укрепились вокруг Ленинграда, можно победить, а значит, что день снятия блокады приближается.
Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны
18 января 1943 года в ходе наступательной операции "Искра" Красная Армия частично прорвала блокаду Ленинграда, но битва за город продолжалась, став самым длительным сражением Второй мировой – оно шло более трех лет. «Когда блокаду прорвали, мы были такими счастливыми! Прорыв блокады Ленинграда, 18 января 1943 Автор фотографии: Борис Кудояров. Кольцо блокады было прорвано 12 января 1943 года: во время операции «Искра» удалось прорвать позиции германской армии в районе Шлиссельбурга. 18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда – этот момент стал переломным в битве за город на Неве. В 2023 году Северная столица и Ленобласть отмечают 80-летие со дня прорыва блокады Ленинграда и 79-ю годовщину полного освобождения осажденного Города-Героя от фашистских захватчиков.
Пятая попытка
Наконец, 7 октября фюрер отдал категорическое распоряжение войскам не принимать капитуляции Москвы и Ленинграда, ни под каким видом и не вступать в них, опасаясь эпидемий. Таким образом, почти 3 миллиона человек обрекались на смерть от голода, холода и обстрелов вне зависимости от их взглядов и желания. За 872 дня блокады нацисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов и сбросили более 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб, убив почти 17 тысяч человек. Но подавляющее большинство ленинградцев умерло от голода. На Нюрнбергском процессе называлась цифра в 642 тысячи человек. Современные исследователи считают, что общее число погибших в Ленинграде составляет не менее 750 тысяч. Если бы не усилия советской армии, флота и авиации, количество жертв среди горожан было бы куда больше. Так что нынешние идеалисты ошибаются: повторять парижский опыт «открытого города» в Ленинграде немцы вовсе не собирались. Прорыв морской блокады Ленинграда произошел уже после войны Бойцы морской пехоты Балтийского флота у пулемета «Максим» на салазках, в засаде в ледяных торосах Финского залива 5 июня 1946 года гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота объявил об открытии фарватера от Кронштадта до линии Таллин — Хельсинки для судоходства гражданских и рыболовецких судов хотя боевое траление на этом не завершилось и продолжалось до 1957 года.
Этому предшествовала многомесячная опасная и напряженная работа советских кораблей-тральщиков. К осени 1944 года Финский залив был нашпигован более 65 тысячами морских мин, чья совокупная мощь составляла несколько миллионов тонн взрывчатых веществ. При этом германские кригсмарине официальное название германских военно-морских сил Третьего рейха — прим. В итоге, даже после прорыва морской блокады, в конце 40-х годов в Финском заливе разрешалось плавать только размагниченным например, с деревянным килем судам, только со скоростью, не превышающей установленную, чтобы не допустить срабатывания гидродинамических взрывателей мин и, как правило, в светлое время суток. В 50-х годах на Балтике было вытравлено большинство якорных мин и минных защитников, а окончательно для судоходства Финский залив был открыт к концу 1963 года.
Затем все силы были брошены уже на битву под Москвой. Очередная попытка прорыва блокады Ленинграда в январе 1942 года привела к неудаче: окружению и разгрому войск Волховского фронта.
Следующая атака блокадного кольца состоялась в августе-сентябре 1942 года и вновь завершилась поражением. А еще раньше, в приказе от 22 сентября, прямо предписывалось уничтожить всех жителей Петербурга так город называли в рейхе и стереть город с лица земли. Эвакуироваться хотели не все «Людей пытались эвакуировать, равно как и завозить продукты в Ленинград. Но возможности были очень ограничены, — рассказал «Эксперту» военный аналитик Игорь Коротченко. Из города вывозили детей, стариков, раненых, но невозможно было вывезти всех. Вопрос эвакуации — это вопрос возможностей. Что можно было — делали. Для остальных делалось все возможное, чтобы город жил и сопротивлялся.
И ждал, когда армия, сражаясь, осуществит прорыв блокады. А многие жители и вовсе отказывались от эвакуации. Большинство невидящих были эвакуированы, но около 300 решили остаться. Впервые в истории такие люди были призваны в армию. Для обнаружения вражеских самолётов применялась поисковая система «Прожзвук», состоявшая из прожектора и «слухача» — оператора звукоулавливателя. Успех работы системы зависел от слуховых способностей человека, которые у незрячих, как известно, часто развиты гораздо лучше. Отказывались от эвакуации многие женщины и дети, работавшие на заводах. Могли и не проиграть приграничные сражения при вторжении Германии.
Тем не менее, проиграли, хотя не уступали ни в количественном, ни в качественном составе техники и вооружения. Но это сейчас мы видим события такими, какими они произошли.
По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 36 км. Героическая оборона Ленинграда — особая страница в истории нашей страны, символ величайшего мужества и беспримерного героизма. Несмотря на жесточайшие испытания, равных которым не знала мировая история, город продолжал жить, бороться, трудиться, ковать Великую Победу. Информация о мероприятиях, посвященных 79-ой годовщине прорыва блокады Ленинграда 18 января в 9:30 пройдут торжественно-траурный митинг и церемония возложения цветов к мемориальной доске «Героизму и мужеству ленинградцев» Невский пр. Январь 1943 — январь 1944 гг.
Том 3».
На улицах чуть ли не целовались слушатели у репродукторов», — рассказывал в частном письме начальник станции оперативной связи Ленинградского фронта Виктор Житомирский. А вскоре прозвучал по радио знакомый каждому ленинградцу голос поэтессы Ольги Берггольц: «Третье письмо на Каму», 18—19 января 1943 года... О дорогая, дальняя, ты слышишь? Разорвано проклятое кольцо! Ты сжала руки, ты глубоко дышишь, в сияющих слезах твое лицо. Мы тоже плачем, тоже плачем, мама, и не стыдимся слез своих: теплей в сердцах у нас, бесслезных и упрямых, не плакавших в прошедшем феврале. Да будут слезы эти как молитва. А на врагов — расплавленным свинцом пускай падут они в минуты битвы за всё, за всех, задушенных кольцом.
За девочек, по-старчески печальных, у булочных стоявших, у дверей, за трупы их в пикейных одеяльцах, за страшное молчанье матерей... Прорыв блокады Ленинграда, встреча солдат Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года. Отвоевать удалось лишь узкую полоску болотистой земли. С февраля по апрель части Волховского и Ленинградского фронтов пытались развить успех и продолжали атаковать мгинско-синявинскую группировку вермахта. Но продвинуться дальше не удалось. И всё-таки после «Искры» положение дел под Ленинградом изменилось. Восстановилась сухопутная связь осажденного города со страной. Восстановилось дыхание Ленинграда, укрепилась вера в Победу. К весне 1943 года сломить ее было уже невозможно.
А главное — в город пошло продовольствие, и тысячи людей смогли избежать голодной смерти. На следующий день после прорыва блокады, 19 января 1943 года, в освобожденном Шлиссельбурге началось строительство новой железнодорожной трассы, которую назовут Дорогой Победы. Из них 8 км — по прифронтовым районам. Приказ был строг: дорогу нужно было построить за три недели. Это и в мирное время немыслимо, а зимой, в прифронтовых условиях от строителей требовались нечеловеческие усилия. А они не просто успели, но на три дня перевыполнили план. Хватило 17 суток. Поезд направляется в освобожденный город Шлиссельбург, 1944 год. Железнодорожники совершили настоящий подвиг.
Из-за налетов и обстрелов в те дни эшелоны шли по Дороге Победы только в ночное время, но через несколько недель удалось наладить и дневное движение. На станции Волховстрой есть памятник — на пьедестале там установлен паровоз ЭУ 708-64, тот самый, доставивший в Ленинград первый поезд с Большой земли. Не только профессиональные зодчие, но и десятки офицеров из действующей армии присылали на этот конкурс свои эскизы. В те дни о прорыве блокады ежедневно рапортовало не только Совинформбюро, но и Лондонское радио.
Проект 'Прорыв блокады Ленинграда'
Так начиналась операция «Искра», пятая попытка прорыва блокады Ленинграда. В результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда. И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. 19 января студенты Колледжа Академии Достоевского приняли участие в мероприятии Академии, посвящённом знаменательной дате – восьмидесятилетию со дня прорыва кольца фашистской блокады Ленинграда. В январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, но не снята полностью.
Этот день в истории: 1943 год — прорыв блокады Ленинграда
Проект 'Прорыв блокады Ленинграда' посвящен событиям операции 'Искра', которая привела к успешному разгрому блокады Ленинграда 18 января 1943 года. Прорыв блокады Ленинграда, 18 января 1943 Автор фотографии: Борис Кудояров. Синявинская наступательная операция была советской попыткой прорвать блокаду города в начале осени 1942 года. Длившаяся почти 500 дней и ночей полная блокада Ленинграда была прорвана. Прорыв блокады Ленинграда осуществили спустя три года после начала осады.
Читайте также:
- ГТРК «Алания» | 78 лет назад была снята блокада Ленинграда
- Подпишитесь на рассылку
- Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год
- 5 спорных фактов о блокаде Ленинграда, которым мы верим. И очень напрасно
- Как люди выживали во время блокады Ленинграда
5 спорных фактов о блокаде Ленинграда, которым мы верим. И очень напрасно
Прорыв блокады не изменил их временный характер, поэтому снятием блокады признано восстановление советского контроля над Октябрьской железной дорогой. А 18 января 1943 года – день прорыва блокады Ленинграда – навсегда вошел в историю как пример великой стойкости и патриотизма российского народа. 80 лет назад 18 января была прорвана блокада Ленинграда, длившаяся с 8 сентября 1941 года. Прорыв блокады Ленинграда 18 января: как проходила операция. В 2023 году Северная столица и Ленобласть отмечают 80-летие со дня прорыва блокады Ленинграда и 79-ю годовщину полного освобождения осажденного Города-Героя от фашистских захватчиков.