Новости итоги соловецкое восстание

Чтобы понять из-за чего произошло Соловецкое восстание, чем были недовольны монахи, как разворачивались события и чем все закончилось, читайте нашу статью на Выступление старообрядцев при Петре 1. Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676. Но вскоре усмиритель восстания оказался обвинен в краже монастырской казны, а затем он стал первым узником Соловецкой тюрьмы после разрушения им же Соловецкого монастыря. Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676 таблица. Восстание выступление старообрядцев.

Хроника событий

  • Соловецкое восстание (1668-1676). Причины. Итоги
  • Соловецкое восстание 1668—1676 гг.
  • Смотрите также
  • Соловецкое восстание итоги. Соловецкое сидение: дата, причины
  • Эпизод I. Скрытая угроза
  • Соловецкое восстание или «Соловецкое сидение» 1667-1676 годов

Соловецкий бунт (1668-1676 гг.)

Летом 1675 года военные действия ужесточились, и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными. Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками батареями вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой. Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери. Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. Тайный ход в сушило, через который нападавшие проникли в монастырь 18 января 1676 года один из перебежчиков - чернец Феоктист - сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остаётся только по одному человеку на башне и стене. Тёмной снежной ночью 1 февраля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четверых человек.

После короткого разбирательства на месте предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены, другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги. За штурмом последовала жестокая расправа над осажденными январь 1676 , ознаменовавшая заключительный этап борьб. Из 500 защитников крепости в живых осталось только 60, но и те вскоре были казнены. Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Из 500 защитников в живых осталось лишь 14. Лишь немногим была сохранена жизнь, они были разосланы по другим монастырям. Соловецкий монастырь был ослаблен репрессиями на долгие годы. Свидетельством «прощения» опального монастыря стало посещение обители Петром I почти через 20 лет после описываемых событий.

Тем не менее, монастырь восстановил свое значение лишь в конце 18—19 вв. Соловецкое восстание — одно из наиболее заметных выступлений против попыток реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича. Тексты многочисленных списков Повести и истории об отцах и страдалицах соловецких писателя-самоучки старообрядца Семена Денисова, рассказывавшие о жестокостях и репрессиях царских усмирителей, бытовали по всей России. Упорство в вере и мученическая смерть «соловецких старцев» создала вокруг них ореол мученичества. О соловецких защитниках слагались песни. В народе даже ходила легенда, что в наказание за эти злодеяния Алексей Михайлович был поражен страшной болезнью и умирал покрытый «гноем и струпьями». Выступил против них, на стороне старообрядчества. Это выступление возглавил сам архимандрит Илья.

Когда в 1657 году в соловецким инокам были присланы новонапечатанные никоновские служебники, архимандрит и его приближённые их спрятали. В следующем году Илья созвал всю соловецкую братию и увещевал ее постоять за православие, не принимать «латинских» новшеств. Монахи подписали общий приговор, чтобы священники не смели служить по новопечатным книгам. Илья и его помощники стали распространять старообрядческую пропаганду по всему Поморскому краю. Илья вскоре умер. Новый архимандрит соловецкого монастыря Варфоломей пытался отменить помянутый приговор и ввести новые книги, но безуспешно; стойкая приверженность старообрядчеству и проповедь о наступлении времени антихриста уже прочно укрепились среди братии и окрестного населения. Соловецкий монастырь. Фото 1915 года Варфоломей был вызван в Москву на собор 1666-1667, окончательно одобривший реформы Никона.

Братия Соловецкого монастыря поручила ему подать на соборе челобитную об оставлении старины. Архимандрит рассказал, что пытался ввести новые книги, но безуспешно. На собор была прислана от некоторых соловецких старцев челобитная, обвинявшая Варфоломея в пьянстве, любостяжании и просившая дать ей иного настоятеля. Но пришла и другая челобитная, от склонившегося на сторону правительства келаря и части монахов — те жаловались, что «раскольники» затевают в Соловецком монастыре мятежи. Для расследования собор отправил на Соловки комиссию во главе с ярославско-спасским архимандритом Сергием и в сопровождении стрелецкого отряда. Соловецкие иноки приняли её крайне неприязненно. Когда комиссия стала читать в храме соборную грамоту, братия подняла крик против троеперстия, трегубой аллилуйи и новых книг. Более всех кричал бывший архимандрит любимого царем Саввы-Сторожевского монастыря Никанор, удалившийся на покой в Соловецкую обитель.

Комиссия уехала назад, ничего не добившись. А братия послала государю новые челобитные об оставлении старых книг. В Москве отставили Варфоломея и назначили в Соловецкий монастырь другого архимандрита, Иосифа. Когда тот прибыл туда, братия спросила его, как он будет служить: по старым или новым книгам. Иосиф прочел царский указ о введении «никоновских» книг. Его не допустили к настоятельству и выслали из монастыря; а царю снова послали челобитную с просьбою оставить старые порядки. Тогда, в декабре 1667, царь указал отобрать соловецкие вотчины в казну и прекратить монастырю подвоз хлебных припасов. Московский собор 1667 изрек анафему на непослушных монахов.

Но соловецкая братия не покорялась, и в 1668 к монастырю был отправлен стрелецкий отряд Волохова. Монахи со многими находившимися у них в ссылке и на богомолье мирянами вооружились и сели в осаду. Так началось Соловецкое восстание, длившееся восемь лет 1668-1676. Восстание старообрядцев Соловецкого монастыря против никонианских книг в 1668 году. Художник С. Милорадович, 1885 Соловецкий монастырь представлял собой довольно сильную крепость и имел все средства для продолжительной обороны. Островное его положение на далеком море, полгода закованном во льды, служило наилучшей защитою. Стены Соловецкого монастыря были вооружены пушками и пищалями всего до 90 орудий.

Пороху было заготовлено до 900 пудов. Хлеба и съестных припасов было собрано едва ли не на десять лет; притом сообщения с берегом и доставка провизии еще долго не прекращались. Гарнизон Соловков превышал 500 человек, в том числе до 200 монахов и послушников и более 300 мирян: крестьян, беглых холопов, стрельцов, донских казаков и даже иноземцев — шведов, поляков, татар. Рвение о старой вере придавало участником Соловецкого восстания большую моральную силу. Присланные им новопечатные книги соловчане бросили в море. Отправленный на подавление Соловецкого восстания стряпчий Волохов со стрелецким отрядом человек в полтораста даже не решился осадить монастырь; на его увещания восставшие дали дерзкий ответ. Воевода Волохов стал на Заячьем острове в 5 верстах от монастыря; но, ничего не достигнув, на зиму ушел на твердую землю. Он поставил в Кемском городке слабую заставу, якобы с целью не пропускать в монастырь запасов, а сам засел поблизости в Сумском остроге и занялся поборами с монастырских волостей.

Тут он вошёл в пререкания с архимандритом Иосифом. Изгнанный из Соловецкой обители после начала восстания, Иосиф поселился на том же Заячьем острове, откуда управлял сумскими и кемскими монастырскими вотчинами и всякими промыслами. Иосиф жаловался в Москву на вымогательства Волохова, а последний доносил, будто архимандрит и его старцы бражничают, за государево здоровье Бога не молят и даже радеют участникам Соловецкого восстания. Распря разгорелась до того, что Волохов бил архимандрита по щекам, драл за бороду и велел стрельцам посадить его на цепь. Оба противника были вызваны в Москву и уже не вернулись на Белое море. Подавлять Соловецкое восстание вместо Волохова отправили в 1672 стрелецкого голову Иевлева с подкреплением в 600 стрельцов из Холмогор и Архангельска. Но эти стрельцы были люди, «пехотному строю не обученные».

Рано наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Ивана Мещеринова отступить.

Осада снова была снята, и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. В 1674—1675 годах стрелецкое войско было удвоено. До конца 1674 года монахи, оставшиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. В конце мая 1675 года Мещеринов явился под монастырём с 185 стрельцами для разведки. Летом 1675 года военные действия ужесточились, и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными [3]. Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками батареями вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой.

Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери. Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. Тайный ход в сушило , через который нападавшие проникли в монастырь [4] 18 января 1676 года один из перебежчиков — чернец Феоктист — сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остаётся только по одному человеку на башне и стене. Тёмной снежной ночью 1 февраля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четверых человек. После взятия монастыря обнаружилось, что к тому времени в нём почти не осталось собственно монахов. Большая часть иноков, не считая возможным для себя участвовать в бунте, давно ушли из монастыря или были из него изгнаны руководителями восстания.

Однако блокада продолжалась, и руководство монастыря, а также значительная часть чернецов монахов, принявших схиму выступили за переговоры с царскими воеводами. Миряне и пришлые люди отказались идти на компромисс и требовали от монахов «за великого государя богомолие отставить». Переговоры, которые велись с восставшими в течение 4 лет, ни к чему не привели. В результате в 1674 Алексей Михайлович увеличил войско, осаждающее крепость, назначил новым воеводой Ивана Мещеринова и отдал ему приказ «мятеж искоренить вскоре». На третьем этапе борьбы осажденных со стрелецким войском предпринимались многочисленные попытки штурма крепости, долгое время заканчивавшиеся безуспешно. Несмотря на многочисленность до 1 тыс. В ходе осады идея «защита старой веры» сменилась отрицанием царской власти и централизованного церковного правления. В монастыре перестали исповедываться, причащаться, признавать священников, стали привлекать к работе всех монастырских старцев — «в хлев, и в поварню, и в мукосейню». Организовались вылазки против осаждавших монастырь войск. Игумен Никандр специально кропил пушки осажденных святой водой. Возникавшие повреждения крепостной стены, образовывавшиеся после непрерывных обстрелов, быстро ликвидировались монахами. Противостояние неожиданно закончилось в январе 1676, когда перебежчик, монах Феоктиста, вероятно, прельстившийся какими-то посулами, указал стрельцам на тайный подземный ход в одной из башен. Небольшой отряд стрельцов проник внутрь монастыря и открыл ворота осаждавшим. За штурмом последовала жестокая расправа над осажденными январь 1676 , ознаменовавшая заключительный этап борьбы. Из 500 защитников крепости в живых осталось только 60, но и те вскоре были казнены. Лишь немногим была сохранена жизнь, они были разосланы по другим монастырям. Соловецкий монастырь был ослаблен репрессиями на долгие годы. Свидетельством «прощения» опального монастыря стало посещение обители Петром I почти через 20 лет после описываемых событий. Тем не менее, монастырь восстановил свое значение лишь в конце 18—19 вв. Соловецкое восстание — одно из наиболее заметных выступлений против попыток быстро реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича. Тексты многочисленных списков Повести и истории об отцах и страдалицах соловецких писателя-самоучки старообрядца Семена Денисова, рассказывавшие о жестокостях и репрессиях царских усмирителей, бытовали по всей России. Упорство в вере и мученическая смерть «соловецких старцев» создала вокруг них ореол мученичества. О соловецких защитниках слагались песни. В народе даже ходила легенда, что в наказание за эти злодеяния Алексей Михайлович был поражен страшной болезнью и умирал покрытый «гноем и струпьями». Лев Пушкарев Посреди Белого моря на Соловецких островах находится одноименный монастырь. На Руси он прославлен не только, как величайший среди монастырей, поддерживающих старые обряды. Благодаря сильному вооружению и надежному укреплению Соловецкий монастырь во второй половине 17 века стал важнейшим постом для военных, отражающих атаки шведских захватчиков. Местные жители не оставались в стороне, постоянно поставляя его послушникам провиант. Знаменит Соловецкий монастырь и иным событием. В 1668 году его послушники отказались принять новые церковные реформы , утвержденные патриархом Никоном, и дали отпор царским властям, организовав вооруженное восстание, именованное в истории Соловецким. Сопротивление длилось вплоть до 1676 года. В 1657 году верховная власть духовенства разослала религиозные книги, по которым требовалось теперь вести службы по-новому. Это распоряжение Соловецкие старцы встретили однозначным отказом. После все послушники монастыря воспротивились власти поставленного Никоном человека на должность настоятеля и назначили своего. Им стал архимандрит Никанор. Конечно, эти действия не остались незамеченными в столице. Приверженность старым обрядам был осуждена, а в 1667 году власть направила на Соловецкий монастырь свои полки, чтобы отобрать его земли и другое имущество. Но монахи не сдались военным. На протяжении 8 лет они уверенно сдерживали осаду и были верны старым устоям, превратив монастырь в обитель, защищающую послушников от нововведений. До последнего Московское правительство надеялось на тихое урегулирование конфликта и запрещало атаковать Соловецкий монастырь. А в зимнее время полки вообще оставляли осаду, возвращаясь на большую землю. Но в итоге власть все же решилась провести более сильные военные атаки. Произошло это после того, как Московское правительство узнало о сокрытии монастырем недобитых некогда отрядов Разина. Было решено атаковать стены обители из пушек. Воеводой, возглавившим подавление восстания, назначили Мещеринова, который немедленно прибыл в Соловки для выполнения распоряжений. Однако, сам царь настаивал на помиловании виновников мятежа в случае их раскаяния. Нельзя не отметить, что желающие покаяться царю нашлись, но были немедленно схвачены другими послушниками и заточены в темницу в монастырских стенах. Не раз и не два полки пытались захватить осажденные стены. И лишь после продолжительных штурмов, многочисленных потерь и доклада перебежчика, который указал неизвестный до тех пор вход в крепость, полки наконец заняли ее. Отметим, что на тот момент на территории монастыря осталось очень мало бунтующих, а тюрьма была уже пуста.

В августе 1675-го к осаждавшим прибыло пополнение из 800 стрельцов, и общая численность войска составила порядка 1500 человек. В этот раз воевода решил не уходить на зимовку в острог, несмотря на холода, а продолжать осаду до победного. Но защитники Соловков отчаянно отстреливались и наносили его войску большие потери. Им даже удалось сделать вылазку и завалить подкопы осаждавших. В начале января 1676 года Мещеринов предпринял еще один приступ к крепости. Однако и он был отбит, в ходе боя погибли 36 стрельцов. Осада опять затягивалась, но в этот раз совсем не из-за бездействия царских войск. Наступила зима с суровыми северными холодами, исход войны был неясен, а над воеводой нависла угроза смертной казни за провал. Но судьбу осажденного Соловецкого монастыря решил тот фактор, что за историю человечества сдал врагу немало крепостей — предательство. Но сделать это нужно именно за час до рассвета, так как в это время идет смена караула, и на стене и башне остается всего по одному человеку. Тайный ход в сушило, через который нападавшие проникли в монастырь Темной снежной ночью 22 января 1676 года стрельцы, направляемые предателем, проникли в крепость и открыли ее ворота. Восставшие проснулись и заметили опасность, но было уже поздно. Около 30 из них атаковали стрельцов, но погибли в неравном бою. Соловецкий монастырь пал. Долгая почти восьмилетняя осада, сравнимая с осадой Трои, наконец закончилась. Официальных документов о том, сколько защитников монастыря погибло за время осады и было казнено после нее, нет. Известно, что к началу осады Соловков в крепости было около 700 монахов и мирян. За следующие 8 лет люди приходили в монастырь, уходили, умирали от болезней и погибали от ран. По некоторым оценкам, к концу осады восставших осталось около 400 человек. А после штурма пришло время для расправ, после которых выжили лишь 14. Мещеринов с проигравшими не церемонился: «Воевода, яростью раскипев, смерти и различные казни уготовил. Повелел иных повесить за шеи, иных за ноги, иным междуреберья острым железом прорезав, подвесил на крюки, иным же зверосердечный мучитель связал ноги, и, прицепив к коням, безмилостиво влачил по льду и каменью, покуда души не испустят». Трупы казненных не зарыли, а просто забросали камнями. Среди убитых был и настоятель монастыря архимандрит Никанор. Однако варварские расправы Ивана Мещеринова не остались без внимания со стороны центральной власти. Воеводу арестовали, обвинили в причиненных им насилиях и краже монастырской казны, и судили. По иронии судьбы, воевода стал первым ссыльным в тюрьме Соловецкого монастыря, который он сам взял и разорил недавно. Так заканчивается эта история о старой вере, коррупции и мгновенной карме. В результате Соловецкого восстания монастырь, бывший до того одним из культурных центров русского севера, пришел в упадок. Бунтарский дух сопротивления власти покинул его стены, и Соловки окончательно стали ассоциироваться с тюрьмой, ссылкой и неволей. Соловецкое восстание 1668-1676 годов стало последним крупным мятежом вплоть до стрелецкого бунта 1682 года 1-я часть цикла о стрельцах. А это означает, что пришло время подвести итоги всего «бунташного» цикла, затянувшегося вместе с прологом на целых 7 частей. XVII век был крайне интересной и двоякой эпохой в истории России. Это был век укрепления самодержавной власти, когда царь стал не только воплощением государственной власти, но и наместником Бога на земле, единолично творящим суд и расправу, ежедневно решая судьбы тысяч своих подданных. Но в то же время это была эпоха свободолюбивых бунтарей, не согласных с таким положением дел. Возродившие прежнее самоуправление псковичи и новгородцы, казаки, решавшие вопросы на кругу, и соловецкие монахи, боровшиеся за старую веру, все они пытались показать, что можно жить и по-другому. Они проиграли, но эхо их сопротивления еще долго сотрясало всю страну, проникнув даже в следующий, XVIII век.

Материал по теме

  • Соловецкое восстание — даты, ход, противоборствующие стороны, итоги — РУВИКИ
  • «Соловецкий бунт»: за что воевода Алексея Михайловича казнил русских монахов
  • Примечания
  • Соловецкий бунт 1668-1676 гг и его история, причины, последствия

Соловецкое восстание и его плоды

После подавления разинского восстания поход на Соловки совершил приказ двинских стрельцов К. Иевлева, который установил блокаду в 1672 г. Затем осадный корпус возглавил воевода И. А. Мещеринов, базой осадного отряда стал Сумской острог. Выступление старообрядцев при Петре 1. Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676. Соловецкое восстание. Причины, события, итоги, участники, таблица. В данной статье рассматриваются последствия Соловецкого восстания 1668-1676 гг. Автор проанализировал результаты такого сложного религиозного и общественного явления как осада и взятия царскими регулярными войсками одной из старейших и авторитетнейших монастырей. Участники Соловецкого восстания Через этот потайной ход стрельцы в результате предательства сумели проникнуть в монастырь и перебить участников Соловецкого восстания, не пожелавших сдаваться В 17 веке Соловецкий монастырь был важной крепостью на.

Соловецкое восстание 1668—1676 гг.

Началась осада монастыря, продолжавшаяся восемь лет. Архимандрит Никанор стал предводителем восставших. Количество осажденных в 1674 году составляло более четырехсот монахов и мирян. Кроме того, повстанцев поддержали жители Поморья, которые доставляли в монастырь припасы. Сначала Волохов отправил гонца к монахам, но переговоры не увенчались успехом.

Когда он попытался силой проникнуть в монастырь, его встретили артиллерийским огнем. В первые годы осада была неполной, поскольку власти надеялись на мирное разрешение конфликта. В летние месяцы монастырь осадил небольшой отряд царских войск. Их главной задачей было прервать сообщение монастыря с материком.

Зимой участники блокады, в основном лучники, возвращались домой или служили в Сумском остроге на территории современной Карелии.

Царь терпел самоуправство непокорных монахов десять лет, после чего назначил настоятелем Соловецкого монастыря отца Иосифа, сторонника реформ. Однако, когда отец Иосиф прибыл на место, монахи отказались признать его настоятелем, после чего вообще изгнали его. Это открытое проявление непокорности и было воспринято властями, как бунт. Начало Соловецкому восстанию было положено. Участники Соловецкого восстания Через этот потайной ход стрельцы в результате предательства сумели проникнуть в монастырь и перебить участников Соловецкого восстания, не пожелавших сдаваться В 17 веке Соловецкий монастырь был важной крепостью на северо-западной границе, ведь тогда Россия активно воевала со Швецией. Соответственно, он был укомплектован не простыми монахами — все они умели сражаться. Общее число защитников достигало семи сотен, на случай блокады было запасено огромное количество провианта, а толстые каменные стены было невозможно пробить из пушек.

Застав стражу ворот врасплох, стрельцы перебили ее в короткой и жестокой схватке. Ворота монастыря распахнулись перед осаждающими, бурным потоком хлынувшими в монастырь. Очаги сопротивления быстро были подавлены численно превосходящим царским войском. Крепость пала. Оставшиеся в живых защитники позавидовали убитым. Все пленные были подвергнуты жестокой экзекуции и изуверски казнены кроме нескольких человек. Итоги и значение Соловецкого сидения Так печально завершилось славное Соловецкое сидение. Страдания несчастных сидельцев не порадовали царя Алексея «Тишайшего». Он скончался от сердечного приступа в 47 лет через неделю после известия о взятии Соловецкого монастыря. Воевода Иван Мещеринов, вместо ожидаемых почестей и наград, был осужден «за превышение полномочий» и заточен здесь же, в Соловецкой тюрьме, по прямому указанию нового царя Федора Алексеевича. Несмотря на поражение, восстание Соловецких монахов привело к укреплению на севере России традиций старообрядчества. Жестокость победителей не испугала местное население, а послужила повышению морального авторитета мучеников, тем самым укрепив многих поморов в своей приверженности старой вере.

Карательная царская армия , насчитывавшая больше 1000 человек, смогла захватить монастырь из за измены одного из защитников монастыря. Руководителей восстания и многих его участников казнили или сослали. Причины Соловецкого восстания 1657 год — братия Солотского монастыря во главе с архимандритом Ильей не захотели принимать новые богослужебные книги. Как результат этот вопрос был рассмотрен на Церковном соборе 1666-1667 гг. Собором было постановлено прислать в монастырь нового архимандрита — Сергия. Однако монахи не захотели принять его, после чего Сергий покинул обитель. Вместо него монастырь возглавил бывший настоятель Саввино-Сторожевского монастыря, который был сослан на Соловки на покой, один из активных сторонников старообрядцев Никанор. Идейным же вдохновителем бунта был монастырский казначей старец Геронтий. Ответом на челобитную стал государев указ, по которому конфисковывали вотчины и промыслы обители на побережье. Участники Соловетского восстания Принимали участие — монахи, которые не не приняли церковной реформы, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы, солдаты, и сподвижники. Важным резервом восставших были поморское крестьянство, работные в усольях, на слюдяных и других промыслах, приходившие под защиту стен обители. Ход восстания 1668 год, 3 мая — по царскому указу для приведения монастыря в повиновение на Соловки было отправлено стрелецкое войско. Монастырь отказался пропускать стрелецкое войско в стены крепости. Началась восьмилетняя осада монастыря. В течении первых лет осада проходила довольно слабо, потому как власти надеялись на мирное разрешение конфликта. При этом стрелецкие отряды постоянно увеличивались. Со стороны же защитников монастыря инициатива постепенно переходила от монахов к мирянам, готовившихся дать отпор. Многий работный люд, беглые солдаты и стрельцы пробирались на остров и пополняли ряды повстанцев. В начале 1670-х годов увеличился приток в обитель участников , что в значительной степени смогло активизировать восстание, углубить его социальное содержание. Военные действия постепенно начали ужесточаться. К 1674 под монастырскими стенами было больше 1000 стрельцов и много орудий. Осаду возглавил царский воевода Иван Мещеринов. Одним из важных изменений было также то, что в 1675 г. Мещеринову, как можно проникнуть в обитель. Соловецкое восстание — итоги. Значение Восстание было подавлено с невероятной жестокостью. Из 500 повстанцев, находившихся в Соловецком монастыре, остались в живых после взятия крепости лишь 60. Все они за исключением нескольких человек в последствии были казнены. Соловецкое восстание имело большое значение в укреплении старообрядчества на севере России. Несмотря на то, что бунт был жестоко подавлен, а возможно, именно благодаря этому оно послужило укреплению морального авторитета старой веры среди местного люда, привыкшего видеть в Соловецкой обители одну из главных святынь православия. Восстание показало, что в идейном социальном отношении монастырь не представлял из себя сплоченного коллектива. Монастырь той эпохи нельзя рассматривать как некую однородную организацию, которая действует лишь в одном, официальном направлении. Это был социальный организм, и в нем действовали силы разных классовых интересов. Монастырь жил не размеренной и ленивой жизнью, как это может представиться многим, а переживал бурные события, активно вмешивался в жизнь государства и социальные процессы русского Севера. Сопротивление никоновским реформам было лишь поводом к восстанию, за которым стояли более сложные причины. Недовольные люди примкнули к старой вере, так как старообрядчество было явлением антиправительственным и направлено против господствующей церкви. Вооруженное сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря церковным реформам патриарха Никона в 1668-1676 годах. Соловецкое восстание занимает важное место в ранней истории старообрядческого движения. В данном случае религиозное выступление вылилось в длительную и открытую борьбу с государственной властью. Кроме того, восстание показало неоднозначность социального содержания раскола, так как монастырское население включало в себя не только монахов, но и беглых крестьян, посадских людей, казаков, стрельцов. Сам же являлся крупнейшим феодальным собственником на Севере Московского государства. Предыстория восстания В 1657 году соловецкие монахи во главе с архимандритом Ильей отказалась принять новые богослужебные книги. В 1663 году уже при новом архимандрите - Варфоломее - братия подтвердила свое решение. Это привело к тому, что данный вопрос разбирался на Церковном соборе 1666-1667 годов. Собор постановил прислать в обитель нового архимандрита - Сергия. Но монахи не приняли его, после чего Сергий покинул Соловки. Вместо него монастырь возглавил бывший настоятель , сосланный на Соловки на покой, активный сторонник старообрядцев Никанор. Идейным же вождем восстания являлся казначей обители старец Геронтий. В 1667 году иноки послали царю 1645-1676 челобитную, в которой отказывались принять реформы, не желая оставлять, по их убеждению, истинную православную веру, и выражали готовность открыто сражаться за нее с властью. Ответом на челобитную стал царский указ, по которому были конфискованы вотчины и промыслы монастыря на побережье.

«Соловецкое сидение. Соловецкое восстание: краткая история

Результаты восстание было подавленно из-за разобщенности действий бунтовщиков, плохой организованности. Итоги Соловецкое восстание (Соловецкое сидение) (22 июня 1668 г. — 1 февраля 1676 г.) — восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся. А. А. Савич, не отрицая факта участия разинцев в Соловецком восстании, не признавал за ними видной, а тем более руководящей роли[34].

Соловецкое восстание (1668-1676). Причины. Итоги

Итог. Подавление восстания, захват Соловецкого монастыря правительственными войсками. Итог восстания старообрядцев: Конфликт между старообрядцами и властями России продолжался десятилетиями. После подавления разинского восстания поход на Соловки совершил приказ двинских стрельцов К. Иевлева, который установил блокаду в 1672 г. Затем осадный корпус возглавил воевода И. А. Мещеринов, базой осадного отряда стал Сумской острог.

Соловецкое сидение (восстание)

Соловецкий монастырь был ослаблен репрессиями на долгие годы. Свидетельством «прощения» опального монастыря стало посещение обители Петром I почти через 20 лет после описываемых событий. Тем не менее, монастырь восстановил свое значение лишь в конце 18—19 вв. Соловецкое восстание — одно из наиболее заметных выступлений против попыток быстро реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича. Тексты многочисленных списков Повести и истории об отцах и страдалицах соловецких писателя-самоучки старообрядца Семена Денисова, рассказывавшие о жестокостях и репрессиях царских усмирителей, бытовали по всей России. Упорство в вере и мученическая смерть «соловецких старцев» создала вокруг них ореол мученичества. О соловецких защитниках слагались песни. В народе даже ходила легенда, что в наказание за эти злодеяния Алексей Михайлович был поражен страшной болезнью и умирал покрытый «гноем и струпьями». Лев Пушкарев.

К стоящим под стенами монастыря стрельцам стали прибывать подкрепления. А за стенами монастыря монахи уже не определяли стратегию обороны. Инициатива постепенно переходила к мирянам, что привело к еще большему ожесточению боевого противостояния. С этого времени положение в обители сильно ухудшилось. Новый царский военачальник полностью блокировал крепость, перекрыв все пути связи с внешним миром, осада монастыря стала круглогодичной. Таким образом, Соловецкие «сидельцы» потеряли важные каналы своего обеспечения. Штурмы, предательство и падение крепости Воевода Мещеринов, кроме искусной осады и грамотной организации артиллерии, устраивал подкопы и предпринимал попытки штурмовать бастионы беломорской твердыни. Потери несли обе стороны, но Мещеринов постоянно пополнял свои войска, а осажденные были лишены такой возможности. Наступивший 1676 год поначалу не предвещал серьезных перемен. Но 18 января чернец по имени Феоктист указал Мещеринову потайной ход в монастырь. Воевода немедля направил 50 стрельцов в крепость. Застав стражу ворот врасплох, стрельцы перебили ее в короткой и жестокой схватке.

В сентябре 1673 года Иевлева сменил бывший воевода Сумского острога Иван Мещеринов. Он перешел к активным действиям, то есть вместо стояния у стен монастыря стал стрелять по ним из пушек. В течение первых пяти лет осады власти сочли необходимым мирным путем решить проблему непослушания монахов монастыря, поэтому артиллерию они не использовали. Из-за холодов в октябре 1674 года осаду пришлось снять, а в мае 1675 года количество лучников увеличилось почти вдвое, превысив 1000 человек. Во время осады монахи Соловецкого монастыря молились за здоровье царя. Но с января 1675 г. Стало ясно, что мирного исхода этого восстания не будет. Постепенно боевые действия усилились. Решающую роль в победе правительственных войск сыграло предательство в январе 1676 г. В начале февраля группе стрельцов удалось проникнуть в монастырь и открыть ворота для остальной армии.

В 1657 году значительная часть братии получила оружие. Его военная мощь подкреплялась экономической. В собственности монастыря находились огромные земельные наделы на материке, соляной и рыбный промыслы, разработки слюды, железноделательное и жемчужное производство, разные ремёсла, книгописание и иконописание. В 1651 году Соловецкий игумен Илья произведён в архимандриты, что означало присвоение монастырю высшего ранга. Но в том же году согласно царской грамоте право суда в монастыре получил возглавивший с 1649 года новгородскую митрополию Никон. Кстати, до 1639 года он обитал неподалёку от Соловецкого монастыря — в Анзерской пустыни. Анзер — один из островов Соловецкого архипелага. Условия жизни в пустыни были гораздо суровее, чем в монастыре. Чувство враждебности к богатому соседу у Никона зародилось в те времена. После получения права суда над северной обителью Никон неоднократно залезал в монастырскую казну и в библиотеку. Соловецкие монахи писали жалобы царю на действия Никона, указывая книги и ценности, изъятые им. Недовольство патриархом Никоном, реформой богослужения привели в 1657 году к отказу монастыря, возглавляемого архимандритом Ильёй, принять новопечатные богослужебные книги. В последующие годы происходили другие акции неповиновения, приведшие к отказу подчиниться не только церковной власти патриарха, но и власти царя. В сентябре 1667 года на чёрном соборе обители принята Пятая соловецкая челобитная, содержащая решение о сопротивлении властям в случае их отказа отменить церковную реформу. В 1668 году началась вооруженная борьба монастыря с царскими войсками. Монастырь находился в осаде восемь лет. Оборонялись в нём около семисот - семисот пятидесяти его защитников. В первые годы осада велась лишь в летнее время. На зиму стрельцы возвращались на материк. В 1674 году властям стало известно о прибытии в монастырь уцелевших соратников Степана Разина. Осада усилилась. В ответ участники восстания в начале января 1675 года приняли решение не молиться за царя. Летом 1675 года военные действия усиливаются и за пять месяцев потери осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными. Увы, не взяли крепость и в этом году. В 1676 году войско численностью в тысячу человек во главе с воеводой Иваном Мещериновым совершило ещё один неудачный приступ. И лишь в конце января 1677 года, благодаря предательству перебежчика, чернеца Феоктиста, впустившего отряд стрельцов через потайной ход, монастырь был взят. Официальных документов о числе погибших за время осады защитников крепости, казнённых после её взятия, нет. К началу осады в монастыре было около семисот монахов и мирян. В течение восьми лет из монастыря одни уходили, другие в него приходили, умирали от болезней и гибли в боях. По подсчётам некоторых исследователей в последний год осады в монастыре осталось не менее четырехсот человек. В живых было оставлено только четырнадцать. По словам изменника Феоктиста, Мещеринов «иных воров перевешал, а многих, волоча за монастырь на губу то есть на залив , заморозил». Похоронены казненные на острове Бабья луда при входе в Бухту Благополучия.

Соловецкое восстание итоги. Соловецкое сидение: дата, причины

Итоги Соловецкое восстание Соловецкое сидение 22 июня 1668 г. Карательная царская армия, насчитывавшая больше 1000 человек, смогла захватить монастырь из за измены одного из защитников монастыря. Руководителей восстания и многих его участников казнили или сослали. Причины Соловецкого восстания 1657 год — братия Солотского монастыря во главе с архимандритом Ильей не захотели принимать новые богослужебные книги. Как результат этот вопрос был рассмотрен на Церковном соборе 1666-1667 гг. Собором было постановлено прислать в монастырь нового архимандрита — Сергия. Однако монахи не захотели принять его, после чего Сергий покинул обитель. Вместо него монастырь возглавил бывший настоятель Саввино-Сторожевского монастыря, который был сослан на Соловки на покой, один из активных сторонников старообрядцев Никанор.

Идейным же вдохновителем бунта был монастырский казначей старец Геронтий. Ответом на челобитную стал государев указ, по которому конфисковывали вотчины и промыслы обители на побережье. Участники Соловетского восстания Принимали участие — монахи, которые не не приняли церковной реформы, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы, солдаты, и сподвижники Степана Разина.

Соловецкое восстание 1667—1676 гг.

Соловецкое восстание — одно из ключевых событий российской истории XVII в. На основании трудов предшественников и новых архивных материалов в книге воссоздается самая полная на сегодняшний день картина восстания, показываются его причины, ход и результаты, анализируется идеология.

Но в том же году согласно царской грамоте право суда в монастыре получил возглавивший с 1649 года новгородскую митрополию Никон. Кстати, до 1639 года он обитал неподалёку от Соловецкого монастыря — в Анзерской пустыни. Анзер — один из островов Соловецкого архипелага. Условия жизни в пустыни были гораздо суровее, чем в монастыре. Чувство враждебности к богатому соседу у Никона зародилось в те времена.

После получения права суда над северной обителью Никон неоднократно залезал в монастырскую казну и в библиотеку. Соловецкие монахи писали жалобы царю на действия Никона, указывая книги и ценности, изъятые им. Недовольство патриархом Никоном, реформой богослужения привели в 1657 году к отказу монастыря, возглавляемого архимандритом Ильёй, принять новопечатные богослужебные книги. В последующие годы происходили другие акции неповиновения, приведшие к отказу подчиниться не только церковной власти патриарха, но и власти царя. В сентябре 1667 года на чёрном соборе обители принята Пятая соловецкая челобитная, содержащая решение о сопротивлении властям в случае их отказа отменить церковную реформу. В 1668 году началась вооруженная борьба монастыря с царскими войсками. Монастырь находился в осаде восемь лет.

Оборонялись в нём около семисот - семисот пятидесяти его защитников. В первые годы осада велась лишь в летнее время. На зиму стрельцы возвращались на материк. В 1674 году властям стало известно о прибытии в монастырь уцелевших соратников Степана Разина. Осада усилилась. В ответ участники восстания в начале января 1675 года приняли решение не молиться за царя. Летом 1675 года военные действия усиливаются и за пять месяцев потери осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными.

Увы, не взяли крепость и в этом году. В 1676 году войско численностью в тысячу человек во главе с воеводой Иваном Мещериновым совершило ещё один неудачный приступ. И лишь в конце января 1677 года, благодаря предательству перебежчика, чернеца Феоктиста, впустившего отряд стрельцов через потайной ход, монастырь был взят. Официальных документов о числе погибших за время осады защитников крепости, казнённых после её взятия, нет. К началу осады в монастыре было около семисот монахов и мирян. В течение восьми лет из монастыря одни уходили, другие в него приходили, умирали от болезней и гибли в боях. По подсчётам некоторых исследователей в последний год осады в монастыре осталось не менее четырехсот человек.

В живых было оставлено только четырнадцать. По словам изменника Феоктиста, Мещеринов «иных воров перевешал, а многих, волоча за монастырь на губу то есть на залив , заморозил». Похоронены казненные на острове Бабья луда при входе в Бухту Благополучия. Трупы не были даже зарыты, а лишь забросаны камнями. И не только материальный. Независимый дух ушёл из северной обители вместе с её последними защитниками. Соловки стали символом сопротивления господствующей церкви и царю.

Преподавала древнерусское искусство, культуру и историю в различных учебных заведениях родного города. В 1998 году Ольга Валерьевна сменила место жительства, выбрав для переезда Санкт-Петербург, где устроилась в драматический Театр на Литейном заведующей по литературной части. Позже преподавала в Гуманитарном университете профсоюзов, затем устроилась в Российскую национальную библиотеку специалистом по международным связям.

Последние записи:.

Соловецкое восстание: краткая история

Крепость была взята в результате измены в 1676 г. Описание В 1650-х гг. Движение старообрядцев положило начало церковному расколу в Русской православной церкви. Уже в 1657 г.

В 1666 г. Однако монахи собрали «черный собор», на котором избрали настоятелем бывшего соловецкого насельника, архимандрита Саввино-Сторожевского монастыря Никанора. В челобитной они заявили о своем несогласии с богослужебной реформой, обвинив царя и церковные власти в ереси.

Волоховым, однако соловецкие монахи и стрельцы отказались сдаться. Из-за недостатка сил Волохову в 1668—1672 гг.

Это один из немногих случаев, когда восстание было обусловлено не социальными или экономическими, а религиозными. Невелики силы Все лето 1854 года британцы грабили русских купцов, выходивших из Архангельска, обстреливали поселения, грабили крестьян. Был разграблен Кий-остров, сожжена Кандалакша, разграблен Крестный монастырь. Высадиться в Архангельске британцам не удалось — выяснилось, что у судов слишком большая осадка для захода в дельту Двины, а береговые батареи русских дали понять врагам, что высадка на баркасах невозможна. Тогда в поисках путей к городу два трехмачтовых пароход-фрегата «Бриск» и «Мирaндa» появились в Онежской губе, вблизи обители. Настоятелем Соловков в это время был архимандрит Александр Павлович, бывший в прошлом полковым священником.

По данным Государственного архива Архангельской области, под началом у него находилось 200 послушников и монахов, 370 трудникoв, паломников и поселенцев. Из людей, имеющих военный опыт, была команда из 52 инвалидов — отставных солдат, которые охраняли арестантов, заключенных в тюрьме обители; командовал ими прапорщик Николай Никонович. Арсенал был невелик — две трехфунтовых пушки, старые ружья и склад старинных бердышей и пик. К счастью, еще в мае из Архангельска прислали 8 шестифунтовых пушек, 120 снарядов, инженера Бугаевского — для сооружения батарей и фейерверкера Друшлевского — для командования ими. Присланные пушки было решено поставить на стенах, а из старых пушек устроили береговую батарею. Из паломников и добровольцев сформировали отряды, которые обучались стрельбе и штыковому бою. Отдельный отряд настоятель велел создать из арестантов — добровольцев оказалось 20 человек. Это все, что монахи могли противопоставить 120 пушкам англичан.

События 3 мая 1668 царским указом для приведения в повиновение непокорной обители на Соловки было послано стрелецкое войско. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня, однако встретили решительный отпор. Первые годы осада мятежного монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы правительственные войска стрельцы высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог, причем двинские и холмогорские стрельцы распускались на это время по домам Такое положение сохранялось вплоть до 1674 года. К 1674 году правительству стало известно, что мятежный монастырь стал прибежищем для уцелевших участников разгромленных отрядов Степана Разина включая атаманов Ф. Кожевникова и И. Сарафанова, что стало причиной более решительных действий. Весной 1674 года на Соловецкий остров прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия против мятежников, включая обстрел стен монастыря из пушек.

До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царём было гарантировано прощение каждому участнику восстания, добровольно явившемуся с повинной. Рано наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Ивана Мещеринова отступить. Осада снова была снята и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. До конца 1674 года монахи, остающиеся в монастыре, продолжали молиться за царя. Насельники монастыря, не согласные с таким решением, были заключены в монастырскую тюрьму. Летом 1675 года военные действия усиливаются и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными. Тем не менее, и в этом году поставленные правительством задачи решены не были.

В конце мая 1676 года Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами. Были сооружены 13 земляных городков батарей вокруг стен, начали вестись подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. Воеводой было принято решение о проведении круглогодичной блокады. Занятие монастыря правительственными войсками 18-го января 8-го января старого стиля 1677 года перебежавший чернец Феоктист сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенной под сушилом у белой башни, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остается только по одному человеку на башне и стене. Темной снежной ночью 1-го февраля 22-го января старого стиля , 50 стрельцов во главе с Мещериновым, направляемые Феоктистом, подошли к окну, назначенному для ношения воды и слегка заделанному кирпичами: кирпичи были разломаны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырёх человек. Монастырь был взят.

Насельники монастыря, заключенные мятежниками в монастырскую тюрьму, были освобождены. К моменту занятия монастыря правительственными войсками внутри его стен почти не оставалось монахов: большая часть братии монастыря либо покинула его, либо была изгнана мятежниками. Более того, по меньшей мере несколько монахов были заключены мятежниками в тюрьму при монастыре. После короткого разбирательства на месте, предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены , другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги. Кровавая расправа Разбирательство с мятежниками происходило на месте. Лидеры Соловецкого восстания, Никанор и Сашко вместе с 26 своими соратниками были казнены, остальные монахи были отправлены в ссылку. В рукописных летописях монастыря сообщалось: А ведь когда-то Мещеринов заверял монахов в том, что им даровано будет прощение. Лубок XIX века.

Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Воевода учинил страшную расправу над монахами. Все погибшие участники Соловецкого восстания Русской православной старообрядческой церковью были признаны как великомученики. Соловецкое восстание продемонстрировало, насколько далека была светская власть от представителей прежнего духовенства. Сопротивление реформам Никона и царю превратилось в борьбу людей, что вышла далеко за пределы Соловков. Церковная реформа расколола не только церковь, но и общество на тех, кто поддерживал или противостоял действиям правительства. Вашего нам не надо! Причиной осады стал отказ монахов проводить службы по новым книгам, которые в 1657 году им прислали из Москвы.

Сделано это было не сгоряча: сначала книги прочитали, затем монахи собрали совет старцев, которые посовещались и решили: сатанинские книги запереть в казенной палате, а службу проводить как раньше — блюсти старую веру.

В 1668 году, не сумев сломить сопротивление раскольников, Алексей Михайлович отправил на Соловки правительственное войско. Началась осада монастыря, выдержать которую пытались почти пятьсот монахов и мирян. Поддержку им постоянно оказывали местные жители, тайком передававшие припасы в обитель. Стрелецкое войско на подступах к монастырю тем временем увеличивалось, хотя взять его силой не удавалось. Спустя семь лет монахи перестали молиться за царя и показали, что не готовы идти на мировую. Воевода Иевлев во время осады совершил роковую ошибку: повелев сжечь все хозяйственные постройки вокруг монастыря, он вынудил стрельцов бежать по открытой местности под огнем. На место Соловецкого сидения Алексей Михайлович отправил нового командующего — воеводу Мещеринова. Тот приказал устраивать подкопы и участить попытки штурма. Соловецкий архимандрит Никанор призывал защитников монастыря стрелять по Мещеринову: «Поразишь пастыря, ратные люди разбредутся аки овцы».

Обе стороны несли крупные потери, однако воевода мог регулярно пополнять войска. Защитники крепости этой возможности не имели. Так наступил 1676 год. Между монахами со временем начались споры. Одни считали, что молитвы за царя нужно возобновить, другие уверяли, что Алексей Михайлович предал веру. В результате несколько иноков перешли на сторону воеводы, и монах Феоктист рассказал ему о тайном ходе и о том, когда караульные покидают свои посты.

Это распоряжение Соловецкие старцы встретили однозначным отказом. После все послушники монастыря воспротивились власти поставленного Никоном человека на должность настоятеля и назначили своего. Им стал архимандрит Никанор. Конечно, эти действия не остались незамеченными в столице. Приверженность старым обрядам был осуждена, а в 1667 году власть направила на Соловецкий монастырь свои полки, чтобы отобрать его земли и другое имущество. Но монахи не сдались военным. На протяжении 8 лет они уверенно сдерживали осаду и были верны старым устоям, превратив монастырь в обитель, защищающую послушников от нововведений. До последнего Московское правительство надеялось на тихое урегулирование конфликта и запрещало атаковать Соловецкий монастырь.

340 лет назад царские войска захватили Соловецкий монастырь

Кроме этого, монахи отказались принимать нового настоятеля архимандрита Иосифа, выгнали его взашей и выбрали Никанора, монаха, который ходил с челобитными в Москву (Рукописная повесть «О соловецком восстании» XVII век). Участники Соловецкого восстания Через этот потайной ход стрельцы в результате предательства сумели проникнуть в монастырь и перебить участников Соловецкого восстания, не пожелавших сдаваться В 17 веке Соловецкий монастырь был важной крепостью на. Итоги Соловецкое восстание (Соловецкое сидение) (22 июня 1668 г. — 1 февраля 1676 г.) — восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся. В таблице показаны основные народные восстания России в 17 веке, такие как соляной бунт, медный бунт, восстание Уса, соловецкое восстание. восстание в монастыре 1668-1676 годов: причины, основные события, ход сидения, итога и значение. Соловецкое восстание — предпосылки вооружённого конфликта, дата начала, ход, потери участвующих сторон, итоги. Соловецкое восстание – одно из наиболее заметных выступлений против попыток реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича.

Соловецкое восстание (1668–1676)

В таблице показаны основные народные восстания России в 17 веке, такие как соляной бунт, медный бунт, восстание Уса, соловецкое восстание. Соловецкое восстание 1667–1676 годов Год издания: 2009 Книга рекомендуется всем специалистам, занимающимся проблемой религиозного экстремизма. Соловецкое восстания: итоги Середина 17 столетия была знаковой для Соловецкого монастыря. Итоги восстания Соловецкое восстание продемонстрировало способность старообрядцев противостоять власти. период, когда произошло противостояние двух сторон церкви, с одной стороны сторонники старой веры, с другой сторонники церковной реформы Никона.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий