Документ, в частности, наделяет губернатора полномочиями снимать с должности глав муниципалитетов, если через месяц после вынесения им выговора его причины не были устранены. Президент России Владимир Путин подписал закон, наделяющий субъекты РФ правом выбирать губернатора не прямым голосованием населения региона, а местным парламентом.
Вы точно человек?
Ответы : губернаторов назначают или выбирают? что-то я в непонятках от инфы - | 4. Если президент снимет губернатора в связи с утратой доверия, чиновник не сможет возглавить ни один регион в следующие 5 лет. |
Прокурор разъясняет - Прокуратура Липецкой области | Прямые выборы губернаторов власти вернули в 2012 году после протестов. |
Конституционный суд: президент России Владимир Путин имеет право назначать губернаторов | 8 сентября 2024 года в России пройдет единый день голосования, во время которого состоятся выборы губернаторов ряда регионов. |
Госдума России возвратила прямые выборы губернаторов | Президент России Владимир Путин вместе с законодателями обсудит отказ от прямых выборов губернаторов. |
Выборы не по назначению: Отменят ли снова прямые выборы губернаторов?
Т.к решение о назначении выборов губернатора должно быть принято не позднее чем за 90 дней до дня голосования, то в регионах, где губернаторы ушли в отставку после 10 июня 2023 года, выборы пройдут в единый день голосования 2024 года. губернаторские выборы, регионы, ю новые управленцы, экспертное мнение Избиратели привыкли к смене губернаторов хотя и через выборы, но по решению сверху. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов сообщил о решении принять участие в выборах, которые пройдут в сентябре 2024 года. Прямые выборы губернаторов власти вернули в 2012 году после протестов. Выборы губернаторов: «за» и «против» Политическую общественность всколыхнула новость о том, что Государственная Дума в первом чтении приняла закон о праве регионов заменять прямые выборы главы его избранием из предложенных президентом кандидатур. Также существовал вариант, согласно которому право, проводить или нет выборы в регионах, отдадут «на откуп» самим губернаторам.
Прямые выборы губернаторов в России могут отменить или перенести
Соответственно, кандидатам придется вникать в эти вопросы, чтобы заручиться поддержкой. При этом соискатель должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов. Таким образом, исключается возможность сбора необходимого количества подписей «в одном месте». Для партийных кандидатов испытания перед финальным голосованием на этом заканчиваются. Самовыдвиженцам же придется также собирать подписи населения - от 0,5 до 2 процентов. Точное число необходимых «автографов» субъекты РФ определят в местных законах. Правда, только в случае необходимости. Дело в том, что принятым сегодня законом предусмотрена лишь возможность процесса самовыдвижения, при этом окончательно этот вопрос должен решаться в каждом субъекте. Иными словами, закон региона может и не предусматривать самовыдвижения.
Как пояснили разработчики инициативы, если после всех испытаний в бюллетене останется только одна фамилия, все процедуры будут проведены повторно. Победителем на выборах станет кандидат, набравший 50 процентов голосов плюс один голос. В противном случае будет объявлен второй тур, в нем примут участие те, кто занял первое и второе место в предыдущем.
Когда в политике доминируют внутренние вопросы, ситуация у президента начинает ухудшаться. Как только в повестке начинают преобладать внешнеполитические вопросы, его позиция, наоборот, укрепляется. Но к затянувшимся действиям в соседней стране люди будут терять интерес, а выборы создадут альтернативную повестку. Ведь губернаторы не будут обсуждать ситуацию на Украине, они будут обсуждать ситуацию в своём регионе: строить мост или не строить, как привлечь инвесторов, как поддержать сельское хозяйство, что делать со здравоохранением и т. К тому же, нельзя поснимать всех оппозиционных кандидатов, всё равно где-то придут к власти коммунисты, «эсеры». Недовольство экономической ситуацией, которое есть в регионах, может привести даже к победе откровенных «спойлеров», как это было во многих избирательных компаниях 2018 года. Причины отказаться от прямых выборов есть, тем более что уже был такой прецедент в 2004 году», — рассказал политолог. Но отмена выборов — это всегда непопулярное решение, считает Аббас Галлямов: «Вспомним отмену выборов мэров. В 2004 году люди это «проглотили», отмену выборов после Беслана. А Путин тогда был «президентом надежд». Это давно не так. К тому же, людям не нравится отказываться от своего права выбирать себе начальство. Плюс отмена прямых выборов создаст ощущение, что в стране какой-то форс-мажор. Получится, что одной рукой власти успокаивают население — мол, у нас всё нормально — а другой вводят форс-мажор. Это будет укреплять ощущение того, что в стране что-то идёт не так». Отмена выборов в нашем законодательстве в обычных условиях не предусмотрена, отметил Алексей Макаркин. Но для этого нужны серьёзные основания, — подчеркнул политолог. Раньше день голосования на выборах в Госдуму был в декабре, теперь выбирают в сентябре. Но сейчас-то куда сокращать, когда проводить выборы — в июне, в июле? Это ещё более сложно.
Это правда? По мнению Перцева, внутриполитический или пропагандистский блок администрации президента «приписал» эту инициативу губернаторам для создания иллюзии, что идея появилась «снизу». Журналист считает, что такой запрос вряд ли появился у губернаторов. Он привел в пример главу Республики Бурятия Алексея Цыденова и губернатора Калининградской области Антона Алиханова, которые высказались против отмены выборов. Как к этой инициативе относятся жители и власти регионов Граждане выступают за проведение прямых губернаторских выборов, считает Перцев. По его словам, сохранение выборов поддерживают региональные влиятельные бизнесмены и политики, которым хочется «расти по карьерной лестнице». Однако члены «Единой России» поддержат решение об отказе от прямых выборов — «им положено, хотя в душе будут осуждать».
Еще по теме Директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков в беседе с «ФедералПресс» перечислил регионы, где заметен протестный потенциал перед ЕДГ-2024. Другое дело, что в подавляющем большинстве регионов с протестным потенциалом пока высоки шансы на реализацию наиболее распространенного сценария губернаторских кампаний — когда имеют место заключенные еще до начала гонки договоренности и в выборах участвует не самый сильный, а «второй» или «третий» состав оппозиционных кандидатов, проводящих не самую активную агитационную работу», — отметил в беседе с «ФедералПресс» Нейжмаков. Риски для наименее популярных губернаторов, конечно, могут быть и в этом случае, но все же, сниженные, считает политолог. По его словам, говорить о вероятности проведения вторых туров в сентябре 2024 года пока не имеет особого смысла. Кроме того, выборы представительных органов пройдут в ряде административных центров регионов с протестным потенциалом среди них можно отметить, например, Читу, Иркутск, Хабаровск. Это может привести, например, к росту внимания к городской протестной повестке в том числе, к конфликтам с застройщиками или в связи с угрозой вырубки зеленых зон и со стороны федеральных политиков и СМИ», — подчеркивает Нейжмаков. Еще по теме Ждать ли губернаторопада на Северо-Западе в 2024 году: мнения политологов Политолог Илья Гращенков склонен называть «не очень прочными» позициями губернатора Курганской области Вадима Шумкова. Я не думаю, что там будет какая-то борьба за губернаторское кресло.
Кто назначает губернаторов в россии
Ранее стало известно, что Госдума рассмотрит законопроект, отменяющий запрет для губернаторов избираться более двух сроков подряд. В беседе с Telegram-каналом «Радиоточка НСН» гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев уточнил, что у человека у власти идет изменение восприятия действительности. Если человек начинает строить мраморные аэропорты посреди пустого региона, и такие случаи у нас бывали, то это другая история. Там, где у региональных элит с губернатором "мир, дружба, жвачка", - им закон нужен. Потому что незачем ограничивать, «мы и так посидим». Там, где есть внутренняя конкуренция, могут оказаться против инициативы, потому что сильный губернатор настолько подминает под себя регион, что вы от него потом не избавитесь, кроме как формальными способами. Все зависит от того, как воспринимают губернатора в регионе», - предрекает политолог.
В марте «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщил , что власти страны могут рассмотреть возможность отказа от избрания губернаторов на прямых выборах в ряде российских регионов в сентябре 2022 года. По информации издания, окончательное решение еще не принято, но инициатива исходит от самих глав субъектов.
Поправки требуют проводить обязательные консультации партий между собой. Последний этап выдвижения — консультации партий с президентом.
Только после этого партии смогут представить президенту свои кандидатуры. Кроме того, поправки ко второму чтению законопроекта ужесточают требования к кандидатам в губернаторы. Ими не могут быть лица, осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления. Еще одно ограничение связано с запретом кандидатам иметь зарубежные счета, ценные бумаги и акции.
Для партии «Новые люди» это первые выборы — и сразу попадание в несколько заксобраний. Результаты пока предварительные, и возможны изменения. Политической партии «Новые люди» всего полгода. Она была образована в марте. Основателем стал учредитель российской производственной компании Faberlic Алексей Нечаев.
Его давний деловой партнер Александр Даванков — руководитель исполкома партии. Соответственно, партия получает и льготу на участие в выборах в Госдуму — ей не надо будет собирать подписи. Чем известны победившие на выборах кандидаты, особенно из недавно созданной партии, и почему за них активно голосовали? Мнение новосибирского политолога Андрея Красикова. Андрей Красиков политолог «Они все шли как самовыдвиженцы, объединенные одним логотипом оппозиционного плана. Более того, некоторые из этих людей по политическому вероисповеданию в принципе не могут оказаться рядом. Это люди, которые не могут заключать между собой союзы, например, по жизненной позиции. А тут они все оказались в одном союзе. Большинство из них не имеют ни опыта государственного управления, ни опыта управления бизнесом.
Это какие-то общественники, популярные личности. У нас сейчас горсовет будет состоять из шумных, скандальных, очень активных, хорошо работающих на телекамеру общественников. Этот классический договорняк между единороссами и КПРФ, когда на округах, где есть желательные единороссы и КПРФ не выставляла ярких кандидатов, и наоборот, этот договорняк сыграл со всеми ними злую шутку.
Назначаемые губернаторы не устраивают россиян
Во всех 18 регионах, где выбирали губернаторов, победили кандидаты, которые и так уже были у руля, причем некоторые набрали почти 90% голосов. Врио губернатора Томской области назначен Владимир Мазур. Во всех 18 регионах, где выбирали губернаторов, победили кандидаты, которые и так уже были у руля, причем некоторые набрали почти 90% голосов. Назначаемые губернаторы будут именно такими чужими во всех субъектах, где они окажутся", — констатирует Солонников.
Голосовать или назначать: зачем нужны предложения об отмене губернаторских выборов
Существует вероятность, что губернатoрам предложат решать вопрос о формате выборов на свое усмотрение. Эксперты могут назначить главе региона штраф в 1-3 балла за конфликты на федеральном или региональном уровне и за вмешательство силовых структур. Эксперты могут назначить главе региона штраф в 1-3 балла за конфликты на федеральном или региональном уровне и за вмешательство силовых структур. До этого периода губернаторы назначались президентом, тогда Борисом Ельциным.
Губернаторы: выбирать нельзя назначить
Депутаты же напрямую поучаствуют в выборах первого руководителя субъекта РФ понятно, как — в роли статистов, ибо несогласие для них может обернуться роспуском местной Думы. Таким образом, по сути дела, президент будет сам назначать губернаторов и сам же отрешать их от власти в том случае, если те утратят доверие гаранта Конституции РФ. Хотя инициатором отрешения может стать и местное Законодательное собрание. Это и неудивительно, ведь Гришин — представитель «Единой России» и по определению не может выступать против того, что одобрено партией и фракцией. Правда, Виктор Иванович предложил немного доработать текст законопроекта ко второму чтению, а кое-какие пункты конкретизировать. Например, почему бы президенту не проводить консультации относительно кандидата в губернаторы с представителями региональных законодательных органов? Кроме того, хорошо бы в законе предусмотреть срок, на который будет назначен руководитель, оговорить и, возможно, даже смягчить ситуацию в случае роспуска Законодательного собрания субъекта Федерации. Но в целом Виктор Иванович согласен с предложением президента: «С политической точки зрения решение правильное, власть должна меняться в соответствии с тем, как меняется обстановка в стране. Ведь в конечном счете между диктатурой и анархией каждая страна выбирает свою точку демократии».
Гришин сообщил, что на законопроект поступили отзывы из 71 законодательного и 58 исполнительных органов госвласти субъектов РФ. Все — положительные. Это очень важное сообщение, если учесть многочисленные слухи о том, что в регионах все выступают против нового закона. Может быть, все и против, но публично высказываются «за». Это естественно, ведь многие губернаторы втайне надеются, что их снова назначат, а назначать будут, что тоже естественно, только лояльных и согласных с президентом. Во всяком случае, Виктор Гришин нашел лишь один отрицательный отзыв, и то признать его таковым можно с натяжкой.
Почему в России в 2023 году могут отменить выборы губернаторов В России вновь заговорили об отмене губернаторских выборов. В следующий единый день голосования, который запланирован на 10 сентября 2023 года, в стране должны пройти 20 кампаний по выборам глав регионов. Однако неопределённая внешнеполитическая ситуация, а также желание сэкономить бюджетные деньги перед президентскими выборами намечены на март 2024 года способны заставить власти отказаться от привычного способа избрания. Запасным вариантом остаётся назначение глав с помощью депутатов региональных заксобраний, говорят эксперты.
На прошлой неделе президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, предусматривающий возвращение всенародных выборов губернаторов. Документ пока оставляет много вопросов, в первую очередь касающихся участия главы государства в этом процессе: нужно ли будет согласовывать с ним кандидатуры и кому, останется ли за ним право увольнять губернаторов и т. Однако один из основных вопросов — почему президент решил изменить систему сейчас? Реакция ли это на декабрьские массовые митинги?
Или это удобный способ направить обсуждение реформ в одно русло? На тему возможных причин и своевременности появления законопроекта рассуждают эксперты. Михаил Хаустов Дмитрий Медведев, президент России: Хотел бы сказать, что я слышу тех, кто говорит о необходимости перемен, и понимаю их. Надо дать всем активным гражданам законную возможность участия в политической жизни.
Итак, считаю необходимым следующее. Перейти к выборам руководителей субъектов РФ прямым голосованием жителей регионов. Закон позволит провести "фасадные" работы Ярослава Шашкова, доцент кафедры политологии факультета политических наук АлтГУ: С одной стороны, это, конечно, ответ на те выступления граждан, которые проходили в декабре. Но, на мой взгляд, свою роль, возможно, сыграли и другие факторы.
Какой могла быть логика? Сегодня экономическое положение России не настолько сильное, каким было несколько лет назад, несмотря на все нефтяные вливания. А закономерность такова, что когда экономическая ситуация в стране не слишком стабильна, возникает необходимость в большей связи с Западом. И Россия вынуждена создавать имидж демократического государства.
Так было и в 1990-е годы: ориентировались на Запад — кто-то из романтических, кто-то из прагматических соображений. Иначе невозможно было получить кредиты. Сегодня ситуация не идентична, но признание мирового сообщества нам нужно, иначе могут последовать экономические и внешнеполитические санкции. Поэтому из прагматических соображений делаются шаги, которые не меняют ситуацию принципиально, но позволяют прилатать, если можно так сказать, к фасаду демократические "нашлепки".
Это помогает решить не только внешние, но и внутренние проблемы. В обществе сформировался запрос на выборы. Причем выборы обладают несколькими функциями сразу. Да, они позволяют сформировать органы власти.
Но, помимо этого, выборы — это способ выпустить пар. Людям не хватало такой возможности, и они стали выпускать этот пар на улицах. Кроме того, выборы несут в себе элемент шоу, которого население ждет, то есть они выполняют и своего рода развлекательную функцию. Плюс, безусловно, выборы дают избирателям ощущение причастности — того, что они тоже что-то решают.
Однако нужно иметь в виду, что внесенный в Думу законопроект имеет два "но". Во-первых, он будет рассматриваться только в мае, то есть уже при новом президенте.
Подлинность подписи должна быть нотариально засвидетельствована. Отзыв депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования своей подписи не допускается. Порядок сбора указанных подписей и порядок их проверки определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Списки депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, поддержавших кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, размещаются на сайтах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Кандидату на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и или избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований необходимо собрать подписи избирателей в количестве, определенном законом субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. В случае признания выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации несостоявшимися или недействительными повторные выборы проводятся в сроки, определенные федеральным законом , устанавливающим основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Открыть полный текст документа.
Как менялись законодательные основы выборов глав субъектов России
При этом партии не обязаны выдвигать только своих членов, они могут выбрать и беспартийного. Президент может изъявить желание проконсультироваться с партией, выдвинувшей кандидата, или с самовыдвиженцем. Такую процедуру в ходе работы над текстом стали называть «президентским фильтром». Глава государства будет прибегать к консультациям в случаях, если выборы могут привести к «угрозе территориальной целостности РФ, массовым нарушениям прав граждан РФ или серьезной дестабилизации в регионе или стране».
К примеру, консультации возможны в случаях, когда кандидатом пытается стать сторонник экстремистских или сепаратистских взглядов. Есть и второй фильтр — «муниципальный». Так, желающих стать кандидатами должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов муниципальных собраний, точная цифра будет прописана в законе субъекта РФ.
При этом местные парламентарии смогут голосовать, а вернее, поставить нотариально заверенную подпись, только за одного кандидата. Предполагается, что таким образом к выборам будут допущены люди, хорошо владеющие проблематикой своего региона. Сами подписные листы будут публиковаться в Интернете.
Всего в РФ насчитывается примерно 20 тыс. Разработчики указывают на то, что в селах депутаты менее привязаны к партийным идеологиям и больше ориентированы на решение конкретных вопросов.
Тогда никакой либеральной свободы, строгие команды, строгие планы, что выполнять, что производить. И самое главное в мобилизационной ситуации — ужесточение ответственности за то, что тебе поручено сделать", — констатирует политолог Дмитрий Солонников. В то же время отечественная экономика, кажется, успешно справляется с первым шоком от масштабных санкций, а значит, рост недовольства в обществе и потенциала протестного голосования маловероятен. Но, наверно, есть определённые опасения за возможное развитие событий по негативному сценарию", — всё же допускает член правления Российской ассоциации политконсультантов Пётр Быстров.
Но даже в случае ухудшения социально-экономического положения отмена выборов невыгодна, поскольку тогда на федеральный центр в большей степени будет ложиться ответственность за ситуацию на местах. К тому же, отменив выборы сейчас, Кремль даст основания думать, что в условиях проведения спецоперации на Украине что-то идёт не так, добавляет эксперт. Более того, назначенный руководитель не будет представлять интересы местных элит и населения и окажется менее способным контролировать ситуацию в регионе в критический момент. Как пример это ситуация с Януковичем, когда его власть начала шататься и его назначенные в областях Украины губернаторы были абсолютно не нужны регионам, там их за своих не считали. Назначаемые губернаторы будут именно такими чужими во всех субъектах, где они окажутся", — констатирует Солонников. Эксперт полагает, что идею отмены выборов продвигают отдельные участники политического процесса, а не Кремль как единый центр принятия решений.
Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на указанную должность лицо, являющееся членом данной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и досрочно прекративший полномочия в связи с отставкой по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия законодательным органом субъекта Российской Федерации, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Гражданин Российской Федерации, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и осуществлявший эти полномочия не менее одного года, с согласия Президента Российской Федерации может быть выдвинут кандидатом на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, если эти выборы назначены в связи с досрочным прекращением указанных полномочий на основании пункта 2 части 1 статьи 28 настоящего Федерального закона. Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и или избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. Депутаты представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, а также депутаты представительного органа городского округа с внутригородским делением, формируемого путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов этого городского округа, учитываются только один раз. В числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных и городских округов и или избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов, муниципальных и городских округов субъекта Российской Федерации.
За принятие документа проголосовали 237 депутатов, 83 высказались против, воздержавшихся не было. Законом предусмотрено, что кандидаты на пост губернаторов выдвигаются политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. При этом партии не обязаны выдвигать только своих членов, они могут выбрать и беспартийного. Президент может изъявить желание проконсультироваться с партией, выдвинувшей кандидата, или с самовыдвиженцем. Такую процедуру в ходе работы над текстом стали называть «президентским фильтром».
Глава государства будет прибегать к консультациям в случаях, если выборы могут привести к «угрозе территориальной целостности РФ, массовым нарушениям прав граждан РФ или серьезной дестабилизации в регионе или стране». К примеру, консультации возможны в случаях, когда кандидатом пытается стать сторонник экстремистских или сепаратистских взглядов. Есть и второй фильтр — «муниципальный». Так, желающих стать кандидатами должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов муниципальных собраний, точная цифра будет прописана в законе субъекта РФ. При этом местные парламентарии смогут голосовать, а вернее, поставить нотариально заверенную подпись, только за одного кандидата. Предполагается, что таким образом к выборам будут допущены люди, хорошо владеющие проблематикой своего региона. Сами подписные листы будут публиковаться в Интернете.