Новости гагаузы что за нация где живут

Гагаузы – тюркский народ, традиционно исповедующий православие. Руководство страны делает абсурдные заявления о том, что экономические агенты Гагаузии не участвуют в формировании бюджета Молдовы.

Северо-Осетинский информационный портал «REGION15.RU».

Гагаузия тем и отличается от других новых национальных образований, что смогла получить автономию исключительно мирным путем, хотя гагаузы – темпераментный народ, и отличительной чертой каждого гагауза считается взрывной «кавказский» характер. На юге Молдовы живут гагаузы. Гагаузы — это проживающий в Молдавии тюркоязычный народ, православного вероисповедания. Гагаузы небольшой народ, проживающий на территории Молдавии и Украины.

Гагаузия: как маленький народ сохранил веру под турками?

Популярны пироги, в том числе слоёные с брынзой кывырма , круто наперченные соусы манджя , холодцы пача. Традиционный гагаузский обряд курбан известный по описаниям середины XIX века , сочетавший приготовление пшеничной каши булгур с жертвенным бараном, а также сохранившийся культ волка позволяют просматривать этнокультурные связи гагаузов, с одной стороны, с балканским миром, а с другой — с кочевыми степными цивилизациями. Генетика и фенотип гагаузов Описания и высказывания о гагаузах В. Мошков 1895 г. Вообще это очень способный, энергичный и трудолюбивый народ, который легко сам найдет себе новый заработок даже и в том случае, если, вследствие естественного прироста населения, обеднеет в земельном отношении». Семешина 2011 г. Религия Религия гагаузов — православие. Часто можно встретить утверждение, что гагаузы — единственный тюркоязычный народ, исповедующий христианство. Однако, это не так: основной религией современных чувашей , кряшенов , нагайбаков , якутов , хакасов и шорцев также является православие.

Гагаузы — один из немногих тюркских народов Европы, принявший христианство и в то же время не потерявший свое этническое самосознание и тюркский язык, как это случилось, например, с потомками гуннов, булгаров, куманов и других тюркских народов, проникших в Европу в процессе Великого переселения народов.

Одну из них, как правило, сироту, назначают «невестой». Её голову украшают зеленью, ей шьют юбку из листьев. После этого процессия детей во главе с «невестой» обходит дома и возле каждого поёт обрядовые песни, во время которых «невеста» исполняет специальный танец. А хозяйка дома обязана облить всех участниц этого действа водой и наградить подарками. В старину гагузы женились тремя способами: сговором, сбеганием и похищением фиктивное похищение позволяло сэкономить на свадьбе.

В выборе жён последнее слово было за бабушкой жениха. На второй день свадьбы в комнату к молодым сперва заходила родственница жениха с ружьём и плёткой. Если доказательства невинности невесты были очевидны, раздавался выстрел в воздух, невеста надевала красное платье и шла к гостям, чтобы продолжить гуляние, а те пили в её честь подкрашенную красным водку. Если же выяснилось, что невеста имела добрачные связи, жених брал в руки плётку и выпытывал у новобрачной признание, кто её опозорил. В случае, если жених с невестой согрешили до брака, их обоих впрягали в повозку и заставляли совершить по деревне круг позора. На людях гагаузские женщины обязаны были идти в нескольких шагах позади мужа и уступать дорогу всем мальчикам старше семи лет.

А мужчинам запрещалось непристойно себя вести в присутствии женщин — например, сквернословить. Но они имели право бить жён, причём не только за провинности, но и просто так, чтобы показать, кто в доме главный. У женщин не было права наследовать собственность родителей. После смерти мужа вдова получала одну четвёртую его имущества. У повторно вышедшей замуж вдовы было больше прав на наследство. К тому же, если с первым мужем женщина не имела возможности развестись, то от второго могла уйти по собственному желанию.

Беременность и роды считались у гагаузов нечистым делом. В течение сорока дней после рождения ребёнка женщина не имела права ступать на землю босыми ногами, чтобы не осквернить её. На голову они повязывали плотный чёрный платок «чемьберь» поверх тонкого белого платка «мода». Женщины также носили большое количество украшений, в том числе ожерелье из золотых монет «лифт» , чтобы продемонстрировать богатство родителей или мужа. Летом — суконную шляпу, зимой — меховой колпак. Занятия и ремёсла, кухня гагаузов К началу XX века гагаузы в основном занимались скотоводством и земледелием, в том числе виноградарством.

У них было развито ткачество из шерсти и шёлка, изготовление ковров.

Глава Гагаузии Евгения Гуцул заявила в среду в своем Telegram-канале, что уголовное дело против нее сфабриковано по указанию президента Молдавии Майи Санду из-за критики разрушительных действий властей республики. Гагаузия видит будущее Молдовы в Евразийском экономическом союзе, где отношения выстраиваются на основе национальных интересов и уважения, заявила глава автономии Евгения Гуцул. Гагаузия видит будущее Молдавии в Евразийском экономическом союзе, где отношения выстраиваются на основе национальных интересов, взаимопонимания, уважения и поддержки, заявила в среду глава молдавской автономии Евгения Гуцул. Об этом пишет ТАСС.

Как и у чеченцев, символом народа является степной волк. В переводе с огузского языка их название переводится как прямой нос или клюв. Гагаузы считают, что соседние народы так назвали их предков за прямолинейность и решительность. Они всегда шли туда, куда смотрел их нос и не сворачивали с пути. Гагаузы православные, но вплоть до ХIХ сохраняли множество элементов язычества. Их численность оценивается в 250 тысяч человек, больше половины из которых проживает в Молдавии. Общины гагаузов есть в Турции, Греции, Румынии, Болгарии. Как и чеченцы, гагаузы не платили дань в общак и держались обособлено от остального криминального мира. Не подчинялись они и «ворам в законе», которые предпочитали не связываться с «горячими» гагаузами. Они и сегодня отличаются дерзостью, а среди полицейских Одесской области сначала полушутливый термин «Гага Ностра» вызывает все меньше улыбок.

Гагаузы – народ с прямым носом и волчьим культом

Что известно о Гагаузии и ситуации вокруг выборов главы автономии Гагаузы -тюркскоязычный народ, исповедующий православие, замешанное на некоторых сохранившихся татарско-турецких традициях.
Прорусская Гагаузия, или Из-за чего молдаване ссорятся с «бессарабскими чеченцами» И только мы Гагаузы не правильные в глазах у Санду.
Что такое Гагаузия? | Аргументы и Факты Гагаузы – малочисленный загадочный народ, вызывающий неподдельный интерес у историков и этнографов.
Гагаузия: как маленький народ сохранил веру под турками? / это уникальный этнокультурный народ, проживающий в различных регионах Восточной Европы, таких как Молдова, Украина, Болгария и т.д. Этот.
Кто такие гагаузы и где они живут, история гагаузского народа Гагаузия тем и отличается от других новых национальных образований, что смогла получить автономию исключительно мирным путем, хотя гагаузы – темпераментный народ, и отличительной чертой каждого гагауза считается взрывной «кавказский» характер.

Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами

Гагаузы, кто они? О происхождении гагаузов Вики перечисляет три основных гипотезы: • Предками гагаузов являются тюркоязычные народы: огузы, печенеги, куманы. •.
Гагаузская Республика – Telegram Большинство гагаузов проживает в Молдове, где они составляют около 4% населения страны.
Где находится Гагаузия и почему ее жители разговаривают на турецком языке «Где живут гагаузы?» — давайте вспомним интересную видеозарисовку.

СЕВЕРООСЕТИНСКИЕ ГАГАУЗЫ

Действительно ли там так сложно обстоят дела с преподаванием религиозных дисциплин в школах? Где-то в 700 школах, не меньше. Поэтому они ближе к восточным своим соседям — украинцам, россиянам. Ведь издревле Русское княжество выходило на Дунай. Еще князь Святополк ходил походом на Доростол — это сегодняшняя Силистра в Болгарии. То есть они всегда были связаны… Сегодня, когда агитируют интегрироваться в Европу, зазывают: «Идите к нам», население все-таки хочет жить в тех традициях, которые проверены тысячелетиями. Я думаю, что эти убеждения надо уважать. Референдум, который проводился у нас в Гагаузии, — это, можно сказать, диагноз.

Как мы знаем, когда мы идем к врачу и нам ставят диагноз, мы доверяем нашему доктору, и в данном случае референдум — это момент доверия народу, который высказался, а не политическим группам, которые под видом демократии куда-то народ зазывают. А насколько гагаузы доверяют Церкви? И они передают веру своим детям. Это доверие Церкви будет всегда, независимо от каких-то внешних моментов. Общественный деятель Иван Гугуджи в свое время сказал, что Гагаузия — это исторический охранный отряд Византии — из-за такой приверженности Православию. Как этот ваш потенциал Православия может пригодиться другим народам, всему миру? Чему можно поучиться у гагаузов?

Они обладают миролюбием! Я бы сказал даже — доверчивостью. Они легко сходятся с другими, они гостеприимны, и это помогло им сохраниться на протяжении тысячелетий, хотя это малочисленный народ. Они шли по истории, сохранились до наших дней. Гагаузия — это где? Откуда произошло название Гагаузия? Не все представляют, где находится Гагаузия и частью чего она является.

Какое место она занимает на карте Европы? Теперь это территория Республики Молдова. Они всегда там жили, но в одно время туда пришли монголо-татарские племена, в частности Ногайская орда. Но после того, как они ушли с этих территорий, к жившим там гагаузам еще присоединились гагаузы Турции, из района Северного Причерноморья, Болгарии. Но его результаты не означают же, что гагаузы ненавидят Европу? Как они относятся к Европе? Но они хотят быть интегрированными и просятся в Евразийский союз.

Они 200 лет жили в Российской империи, потом — в СССР, и это был естественный процесс, это — «диагностирование» народа было. И мощный показатель их духовных устремлений. Это ли не показатель? Надо доверять своему народу, и поэтому референдум является теперь, так сказать, отправной точкой, посылом для руководителей Гагаузии. Общий язык богослужений — Отец Димитрий, славянский язык был государственным языком для молдавских княжеств. Как это отразилось в том числе на менталитете и на культурном коде гагаузов? Не нужно думать, что в Молдавии или в Румынии было по-другому.

Еще в средневековье наши молдавские цари, князья, как известно, писали на кириллице и знали славянский язык. Богослужение проходило, главным образом, на основе славянской службы. Ну, и, конечно, местная молдавская составляющая была. Такова была сила влияния богослужебного языка, составленного на основе кириллицы, славянских текстов! Какие еще качества отличают этот народ? Не все народы, безусловно, одинаковы, и это отражено даже в фольклоре, в шутливых пословицах. Скажем, у вас есть пословица о Рязани: «У нас, в Рязани, грибы с глазами, их едят, а они глядят».

Но вместе с тем даже нет намека, что мы, мол, лучше соседей. Но, к сожалению, свойство гагаузского народа — доверчивость, доверие — сегодня разрушается. И нужно эти понятия возвращать, возрождать. Доверие должно все время присутствовать в современном многополярном обществе, в межнациональных, межконфессиональных отношениях.

Язык Гагаузский язык относится к огузской подгруппе юго-западной ветви тюркских языков. Гагаузский язык имеет два диалекта — чадырлунгско-комратский центральный и вулканештский южный. Были выявлены основные различия между центральным и южным диалектами. В области фонетики: 1. Варианты личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного числа. Степень влияния согласного у йот и аффрикаты с дже на предшествующие широкие гласные а и е. В комратском и чадыр-лунгском говорах гласные а, е перед среднеязычным спирантом у йот и аффрикатой с дже сужаются и редуцируются, в вулкэнештском же диалекте это явление выражено очень слабо Ср. Выпадение согласного h в начале слова. Согласный h, звучащий в гагаузском языке как легкое придыхание, выпадает в вулкэнештском диалекте и сохраняется в комратско-чадырском. В целом, при сравнении данных центрального и южного диалектов южный диалект представляется более архаичным и более устойчиво сохраняющим черты строя тюркских языков. В советский период развивалась и гагаузская культура.

Ниже приведены основные предположения: XIII век 1259—1320 — период христианизации предков гагаузов на Балканском полуострове , оказавшейся возможным главным образом в результате многолетней миссионерской деятельности легендарного Сары Салтыка , который в различных балканских легендах отождествляется с такими христианскими святыми, как святой Георгий , святой Илья , святитель Николай , святой Симеон , святой Наум или святитель Спиридон. XIV век 1320—1347 — предки гагаузов находились в независимом болгарском Карвунском княжестве под предводительством тюркоязычного христианина кыпчакского происхождения Балык Бей. Карвунская земля Karvunum Terra находилась на северо-востоке сегодняшней Болгарии с центром в городе Карвуна. XIV век 1347—1400 — гагаузы в независимом болгарском Добруджанском княжестве под предводительством Добрича сына Балыка , а после него c 1386 года Иванко сын Добрича. Добруджа — ныне географическая область северо-восточной Болгарии и юго-восточной Румынии. XIV—XIX век 1400—1812 — гагаузы внутри Османской империи , в той же Добрудже, территория которой в османских исторических документах упоминается под названием Уз Эйалети, что в переводе на русский значит «их родина или их семья». По статистике численности населения внутри Османской империи, датируемой 1597 годом, в г. Варна проживали: тюрки христиане — 582 дома, греки — 120 домов, копты — 31 дом. Так как по данной статистике болгар среди народов проживающих в Варне в 1597 году нет, следует вывод, что болгары начали заселять Варну относительно недавно. Другой вывод — титульным народом города Варна являлись гагаузы, так как на балканском полуострове тюркоязычными христианами являются только гагаузы.

Гагаузский народ всегда стремился к собственному самоопределению. В ходе революции 1905-1907 гг. Но восстание было жестоко подавлено властями. Гагаузы также участвовали в Крымской войне 1854-1856 гг. События 1917-1918 гг. Пережили гагаузы и годы румынской оккупации 1918-1940 гг. Только освобождение Советской Армией Бессарабии в 1944 году спасло гагаузов от осуществления плана румынского плана румынского маршала Антонеску расселить гагаузов и ассимилировать.

СЕВЕРООСЕТИНСКИЕ ГАГАУЗЫ

Глава Гагаузии Евгения Гуцул заявила в среду в своем Telegram-канале, что уголовное дело против нее сфабриковано по указанию президента Молдавии Майи Санду из-за критики разрушительных действий властей республики. Гагаузия видит будущее Молдовы в Евразийском экономическом союзе, где отношения выстраиваются на основе национальных интересов и уважения, заявила глава автономии Евгения Гуцул. Гагаузия видит будущее Молдавии в Евразийском экономическом союзе, где отношения выстраиваются на основе национальных интересов, взаимопонимания, уважения и поддержки, заявила в среду глава молдавской автономии Евгения Гуцул. Об этом пишет ТАСС.

А в Комрате ведутся работы по замене самотечного коллектора [13] [14]. Флора и фауна Флора Гагаузии включает в себя 1 700 видов папоротникообразных и цветковых растений, таких как дуб пушистый, граб, скумпия, лох серебристый, груша лохолистая, василёк Анжелеску. В лесах Гагаузии преобладают лиственные виды деревьев — такие как дуб, акация, реже встречаются липа серебристая, клён, берест, кизил, дикая черешня и груша [15]. В степях остались небольшие участки степной растительности, представленной ковылем, типчаком, бородачом. Дикая природа включает в себя несколько сотен видов позвоночных. Беспозвоночных можно встретить немного реже.

Среди млекопитающих наиболее крупными являются кабаны, а также барсук, белка, лиса, суслик, родинка, куница. Птиц насчитывается более 200 видов. В лесах обитают жаворонки, чёрные и певчие дрозды, дятлы, соловьи, грачи и ушастые совы. В степях можно встретить перепелов, серую куропатку, степного орла, дрофу [15]. Экономика Экономика Гагаузии имеет агроиндустриальный характер. Темпы роста экономических показателей за последние годы характеризуют заметное оживление и стабилизацию после 10-летнего сокращения объёмов производства. Уровень экспорта продукции из Гагаузии ежегодно составляет 80-90 млн. Число экономических агентов из года в год увеличивается за счет стимулирования создания малых предприятий. Всего их в Автономии более 7000.

В крупнотоварном сельскохозяйственном производстве занято около 100 предприятий и агрохозяйств, каждое из которых обрабатывает площадь более 500 га пашни. Общая площадь сельскохозяйственных угодий — 150 тыс.

Именно здесь сформировалось самосознание гагаузов, считают историки. Показываем и рассказываем, чем живут современные гагаузы и какое влияние они оказали на историю Молдовы.

Название нации и ее историческое формирование Название «гагаузы» происходит от тюркского слова «гагауз», что означает «зайцевая голова».

Это название было дано гагаузам в период их язычества, когда зайцы были одним из основных объектов культа. Исторически гагаузы сформировались в результате смешения нескольких этнических групп, включая тюрок, булгар, кавказцев и румын. В средние века гагаузы проживали в Кавказском регионе, а затем переселились на юг и юго-восток Европы. В 18 веке гагаузы оказались в составе Османской империи, где они жили в качестве крестьян и защищали границы империи. В результате распада Османской империи гагаузы оказались на территории различных государств, включая Молдову, Украину, Болгарию, Россию и другие. В этих странах гагаузы сохранили свои традиции, культуру и язык, несмотря на различные социально-политические изменения и религиозные трансформации.

В 1994 году была создана Автономная республика Гагаузия на территории Молдовы, которая получила широкие полномочия в области культуры, образования, языка и других вопросов, касающихся гагаузского народа. Происхождение Происхождение гагаузов до сих пор вызывает дискуссии среди исследователей. Однако большинство ученых сходятся во мнении, что гагаузы являются тюркским народом, обладающим смешанным этническим происхождением. Согласно наиболее распространенной гипотезе, гагаузы сформировались в результате смешения нескольких этнических групп, включая тюрок, булгар, кавказцев и румын. Некоторые источники указывают на то, что гагаузы могли иметь миграционные связи с Кавказом и Средней Азией. Современные гагаузы являются многонациональным народом и сохранили свою уникальную культуру, язык и традиции, которые сформировались под влиянием различных культур и религий.

Внешность Гагаузы имеют типично тюркскую внешность, с преобладанием темнокожих и широколицых людей. Однако из-за смешения с другими этническими группами внешность гагаузов может отличаться в зависимости от региона и национального состава. Внешность гагаузов также может варьироваться в зависимости от культурных традиций и обычаев. Традиционно гагаузы изготавливали украшения из серебра, но в настоящее время многие гагаузы носят современную одежду и аксессуары. Гагаузы также известны своей гостеприимностью и традиционным образом жизни, который включает в себя выращивание овец и производство сыра. Большинство гагаузов живет в сельской местности и занимается сельским хозяйством, поэтому физические особенности гагаузов могут также быть связаны с их образом жизни и окружением.

Традиции У гагаузов есть своя уникальная культура, которая отражает их историю и традиции. Некоторые из наиболее известных гагаузских традиций включают: Гагаузская свадьба. Свадьба является одним из самых важных событий в жизни гагаузов. Обычно она проводится в течение нескольких дней и включает в себя множество ритуалов и традиций, таких как украшение невесты белым платком, танцы вокруг дерева жизни и горшка с вином, а также обмен подарками и угощения гостей. Гагаузская керамика. Гагаузы известны своими традиционными керамическими изделиями, которые они изготавливают вручную с использованием традиционных технологий.

Гагаузы – народ с прямым носом и волчьим культом

83,8%, болгары - 4,9%, молдаване - 4,7%, русские - 3,2%, украинцы - 2,5%, другие - 0,9% (по результатам переписи населения 2014 года в Молдавии). автономного образования Гагаузии(Гагауз Ери).Государственный флаг автономии отражает его демократические начала, символизирует прошлое, настоящее и будущее гагаузского народа. Гагаузы известны как народ традиционный, трудолюбивый, внешне спокойный, но способный к взрывоопасным эмоциям. Глава Гагаузии Евгения Гуцул рассказала о том, как на самом деле живет народ Молдавии. Представители гагаузского народа живут более или менее компактными группами на территории Республики Молдова, Греции, Македонии, Румынии и Украины.

Молдавия все ближе к расколу: станет ли Гагаузия 90-м регионом России

Гагаузию называли «охранным отрядом» Византии, этот народ сохранил веру под игом Османской империи. В прошлой статье «Гагаузы — между двумя мирами» мы уже коснулись темы этногенеза гагаузского народа. Гагаузы – это тюркский народ балканского происхождения, христианского вероисповедания. Автономная область Гагаузия, где проживает тюркское меньшинство, говорящее на русском и гагаузском языках. На юге Молдовы живут гагаузы.

Гагаузы – народ с прямым носом и волчьим культом

Мне было очень тяжело. Я чувствовала себя виноватой перед моим ребенком за то, что оставляю его и уезжаю на несколько месяцев. Хотя он был обеспечен всем необходимым, у него не было самого главного — не было родителей рядом с ним», — вспоминает супруга Николая Светлана. Лишь в 2003 году Николай и Светлана забирают сына Петю в Россию. Они решают приехать в деревню Липки, так как здесь жили их родственники. Первое время я с детьми жила у сестры, а муж продолжал работать на стройке в Москве. На накопленные деньги мы купили дом в Липках.

И сразу же подали документы на оформление гражданства. Спустя полтора года мы получили российские паспорта, тогда упрощенной программы оформления гражданства не было. Обязательное условие — отказ от гражданства Молдовы и, соответственно, выписка с предыдущего места жительства. Мы, не задумываясь, это сделали», — рассказывает Светлана. Светлана и Николай понимали, что российское гражданство позволит им работать легально и быть вместе, быть настоящей семьей. Там все так же не хватает рабочих мест.

В России молдавских гастарбайтеров меньше не стало, только теперь они с российскими паспортами», — говорит Николай. Надежда и Петр Куюжуклу Сын Николая и Светланы Петр, студент четвертого курса Рославльского железнодорожного техникума, далее планирует стать машинистом и получить высшее образование. В перспективности выбранной специальности Петр не сомневается. Но его планы на будущее в скором времени будут прерваны службой в армии. Кстати, если в Гагаузии каждый второй молодой человек пытается увильнуть от службы, то российские гагаузы, как оказалось, «не косят» от армии. За последние три года уже отслужили трое ребят-гагаузов из деревни Липки, еще двое, Петр и его друг Иван, достигли призывного возраста и уже гадают, в какие войска будут призваны.

Николай и Светлана считают, что в России у их детей будет хорошее и перспективное будущее, ради этого они и переехали сюда жить. По данным последней переписи населения 2010 г. И большинство из них — 9 732 — предпочитают жить в городах — 9 732, в сельской местности же проживают 3 958 человек. Анна Узун Семья Узун — это еще одна семья гагаузов, переехавших в российскую глубинку, в деревню Липки, из Казаклии. Анатолий и Анна понимали, что из-за отсутствия достойно оплачиваемой работы на родине Анатолию придется регулярно ездить на заработки в Россию. Но и в Гагаузии своего будущего не видели.

Колхоз в Казаклии развалили на мелкие крестьянские хозяйства, все предприятия, которые в советское время считались передовыми и приносили стабильный доход, перестали функционировать. Работы практически не было, а если и находилась, то зарплату платили раз в несколько месяцев. Мы решили переехать в Россию. Толя уже бывал в Липках неоднократно, здесь жили его родственники — семья Марии и Николая Кавалжи. Они были первыми гагаузами, переехавшими в деревню Липки в 1983 году. Мы понимали, что будем тут не одни», — рассказывает Анна Узун.

Анна и Анатолий воспитывают двоих детей, сына Диму 12 лет и дочь Кристину 7 лет. Получив материнский капитал и оформив ипотечный кредит, семья купила квартиру в Смоленске. Но менять деревенскую жизнь на городскую не собирается. Квартиру в Смоленске пока сдаем. Переезжать туда совсем не хочется. Нам лучше быть поближе к природе, иметь свое хозяйство, огород.

В общем, есть чем заняться. Когда дети вырастут, возможно, переедут в город. А мы точно нет», - говорит Анна. Детство Димы и Кристины проходит в живописной русской деревне с гагаузским колоритом. Войдя в дом семьи Узун, сразу бросаются в глаза домотканые ковры, привезенные из Казаклии, что создает особый уют. В семье между собой чаще говорят на гагаузском.

Дима свободно владеет гагаузским, Кристина все понимает, но очень мало говорит. Мы считаем, что они должны знать свои корни и традиции.

Во времена Османской империи турки прозвали их «прямыми клювами» упрямцами за отказ принять ислам. Оставшись православными, гагаузы сохранили в своей культуре и традициях много суеверий и языческих ритуалов, которые соблюдают по сей день. На территорию современной Молдовы гагаузы стали массово переселяться 200 лет назад, обживая пустынную Буджакскую степь.

По ее словам, еще в период предвыборной кампании на пост главы Гагаузии она, как и ее команда, в том числе лидер оппозиционной партии Молдавии Илан Шор, обещали сделать все, чтобы улучшить ситуацию для жителей автономии. Стоит отметить, что это уже второй за последние месяцы визит политика в Россию. В марте Гуцул прибыла в Москву вместе с председателем Народного собрания автономии Дмитрием Константиновым.

На людях гагаузские женщины обязаны были идти в нескольких шагах позади мужа и уступать дорогу всем мальчикам старше семи лет. А мужчинам запрещалось непристойно себя вести в присутствии женщин — например, сквернословить. Но они имели право бить жён, причём не только за провинности, но и просто так, чтобы показать, кто в доме главный. У женщин не было права наследовать собственность родителей. После смерти мужа вдова получала одну четвёртую его имущества. У повторно вышедшей замуж вдовы было больше прав на наследство. К тому же, если с первым мужем женщина не имела возможности развестись, то от второго могла уйти по собственному желанию. Беременность и роды считались у гагаузов нечистым делом. В течение сорока дней после рождения ребёнка женщина не имела права ступать на землю босыми ногами, чтобы не осквернить её. На голову они повязывали плотный чёрный платок «чемьберь» поверх тонкого белого платка «мода». Женщины также носили большое количество украшений, в том числе ожерелье из золотых монет «лифт» , чтобы продемонстрировать богатство родителей или мужа. Летом — суконную шляпу, зимой — меховой колпак. Занятия и ремёсла, кухня гагаузов К началу XX века гагаузы в основном занимались скотоводством и земледелием, в том числе виноградарством. У них было развито ткачество из шерсти и шёлка, изготовление ковров. Есть у гагаузов и свой традиционный йогурт — «йуурт». Это кисломолочный продукт, для приготовления которого они кипятили молоко, а потом добавляли сметану и давали этой смеси скиснуть, а чтобы она не испортилась, клали в кувшин серебряную монетку. Фольклор гагаузов Свадебные песни гагаузов, как и у славян, печальные: в них воспевается горечь расставания невесты с родным домом. В народной музыке преобладает одноголосие, свойственное для музыкальной культуры тюрков. Артемова, С. Арутюнов, А. Кожановский, В. Макаревич зам. Попов, П. Пучков зам.

Буджакский историко-этнографический регион и гагаузы

Не нужно думать, что в Молдавии или в Румынии было по-другому. Еще в средневековье наши молдавские цари, князья, как известно, писали на кириллице и знали славянский язык. Богослужение проходило, главным образом, на основе славянской службы. Ну, и, конечно, местная молдавская составляющая была. Такова была сила влияния богослужебного языка, составленного на основе кириллицы, славянских текстов! Какие еще качества отличают этот народ? Не все народы, безусловно, одинаковы, и это отражено даже в фольклоре, в шутливых пословицах. Скажем, у вас есть пословица о Рязани: «У нас, в Рязани, грибы с глазами, их едят, а они глядят». Но вместе с тем даже нет намека, что мы, мол, лучше соседей. Но, к сожалению, свойство гагаузского народа — доверчивость, доверие — сегодня разрушается. И нужно эти понятия возвращать, возрождать.

Доверие должно все время присутствовать в современном многополярном обществе, в межнациональных, межконфессиональных отношениях. Не должны быть все против всех, хотя, увы, сегодня тенденция именно такова. Должны сохраняться традиционные свойства народов, которые они оберегали, создавали путем взаимопроникновения, единства веры, путем общения, встреч на ярмарках, на храмовых праздниках. Вот у нас, в Молдавии, так создавалось доверие между народами, которые живут на территории Гагаузии. Почему теряется доверие? Доверие разрушается под влиянием различных групп, которые преследуют свои интересы. Под видом демократии приходят суждения другого толка, нежели были всегда, в традиционном обществе наших народов. А так было 200 тысяч. Он может призывать к стойкости, к верности. Верующие из Гагаузии могут нашим братьям — православным других народов — быть примером в том, что они на протяжении тысячелетий сохранили свою православную веру, передали ее своим детям и передадут потомкам, какие бы обстоятельства их ни затронули.

Исторических документов, датирующихся ранее XIX века, на данный момент не найдено — похоже, что во времена переписи их просто не рассматривали как отдельную этногруппу. Наиболее убедительная версия их появления: от огузов узов , перешедших Дунай в 1064 году и оставшихся на Балканском полуострове. В результате фонетических трансформаций и получилось имя народности — гагаузы. Сами представители народа все возможные версии отвергают, скупо делясь фактами. Например, этимологию объясняют так: «гагауз» означает «прямой нос» — это способность двигаться по своему пути, не сворачивая и не опасаясь врагов. Буджакская степь от слова «буджак» — «угол» настолько понравилась переселенцам, что они решили остаться здесь на века. Сегодняшние гагаузы живут на юге страны, свято соблюдая свои многочисленные традиции.

Во главе угла их обрядов стоит свадьба. Праздник обязательно проходит в доме невесты: старшие женщины заплетают девушке косу и наряжают в зелёное платье, украшая голову вместо фаты геранью, которая для гагаузов — символ чистоты и невинности. Торжество длится три дня с весёлыми танцами и песнями.

На этом настояла специально созданная комиссия по рас-следованию причин, приведших к обострению обстановки в Буджаке. Освобождение виновных от их должностей было успехом гагаузских и болгарских колонистов.

Пережив трехлетнюю засуху в 1831 -1833 гг. Затем в их жизни было относительно спокойное время. Аграрная эволюция несла с собой большие положительные сдвиги. Но в Европе все явственнее ощущалось приближение Крымской войны 1853-1856 гг. В этой войне бессарабские гагаузы и болгары еще больше использовались в качестве погонщиков, чем в русско-турецкой войне 1828-1829 гг.

По архивным данным, в тыловых частях русской армии их было 1270 человек. Они занимались обеспечением войск продовольствием, боеприпасами, перевозили раненых с поля боя. Для царской России важно было, чтобы переселенцы обеспечивали русскую армию сельхоз - продуктами, фуражом, поставляли для нужд фронта волов и лошадей. Для пополнения армейских запасов в 1854 г. Было конфисковано также немало продуктивного скота, а в следующем году Бессарабию вновь поразила засуха.

Переселенцы широко использовались для ремонта дорог, строительства мостов, рытья окопов, укрепления Измаильской крепости. В 1853 г. В разных работах было занято более 10 тысяч человек. Русские полки останавливались в до-мах гагаузов и болгар. В памяти России останутся неизгладимыми ваше усердие, ревностность, ваша любовь к общему делу", - говори-лось в Указе царского правительства, адресованном бессарабским колонистам.

Технико-экономическая и военная отсталость феодально-крепостнической России обусловили ее поражение в Крымской войне. Они были переданы Молдавскому княжеству, находившемуся под господством Османской империи. На отторгнутой территории, названной "Бессарабским участком", оказались 7 гагаузских сел. Здесь же оказались также важные хозяйственные и культурные центры области - Килия, Болград и Вилково. Новая граница, установленная в марте 1857 г.

В общей сложности от Российской империи было отторгнуто 1177,9 тысячи гектаров земли с населением в 140,5 тысячи человек, в том числе 49 тысяч бессарабских гагаузов и болгар ЦГИА СССР, ф. По Берлинскому договору 1878 г. По окончании Крымской войны многие гагаузы, принимавшие участие в ней на стороне царской России, вернулись в ту часть Буджака, которая находилась под ее контролем. Этим переселением гагаузов и других колонистов заканчивается по-следняя волна их движения. После этого не было никакого организованного импорта рабочей силы с Балкан.

Известно толь-ко, что в начале войны в связи с продвижением русских войск в Болгарию часть местного населения из Силистры, среди которого были и гагаузы, перешла на русскую территорию. Тем временем в самой южной части Бессарабии происходили другие процессы. Еще продолжалась работа по разграничению русских и молдавских владений, а правители Молдавского княжества 4 февраля 1857 г. В ней говорилось, что Молдавское княжество "принимает их как братьев и единоверцев". Утверждалось, что молдавское правительство не только сохранит за ними все привилегии и права, которыми они пользовались под правлением Российской империи, но значительно их расширит.

В прокламации говорилось, что в новом отечестве задунайские переселенцы "найдут справедливость и защиту... Однако по истечении трехлетнего срока льготы задунайских переселенцев, данные им царским правительством, стали отменяться властями Молдавского княжества. Его правители увеличили налоги, ввели новые трудовые повинности и латиницу. Церковь и верующие были разобщены. Одна часть приходов, оторванных от Кишиневско-Хотинской епархии, была подчинена Галацкой, а другая - Хушской епископии.

По отношению к гагаузам и болгарам, оставшимся в южной части Буджака, была предпринята попытка введения рекрутской повинности 1860 г. Намерения правительства Молдавского княжества во главе с М. Когэлничану 1818-1891 гг. По утверждению молдавского историка И. Анцупова, в 1860-1862 гг.

Титоров "Българите в Бесарабия", София, 1903, с. На территории, контролируемой русскими властями, осели лишь немногим более тысячи человек. По разрешению царя в 1861 году 300 гагаузских и болгарских семей получили право поселиться в пределах России. Им полагалась денежная помощь в размере 125 рублей на одну семью. Вопрос этот носил политический, а не экономический характер.

В приграничной полосе Буджака, контролируемой царской Россией, выходцы из "Бессарабского участка" в 1861 г. На место бежавших из "Бессарабского участка" людей приходили крестьяне из Добруджи, припрутских сел Бессарабии, из Молдовы и Валахии, пишет И. Время стабилизации движения гагаузского и болгарского населения в пределах царской России совпало с процессом дальнейшего развития капитализма и проведения реформ, наиболее важной из которых была крестьянская реформа. Она была осуществлена в разное время в районах, расположенных на левом берегу Днестра, и северной части Бессарабии, находившейся под юрисдикцией России. В левобережных районах, являвшихся составной частью Херсонской губернии, реформа была проведена на основе "Манифеста об отмене крепостного права" и "Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", подписанных императором Александром II 19 февраля 1861 г.

Эти положения не коснулись основной массы крестьян Бессарабии, в том числе гагаузов и болгар. Они юридически считались свободными - в этом была специфика Бессарабии. В Бессарабии на положении крепостных была лишь часть цыган 11,5 тыс. Для их раскрепощения в 1861 г. Цыгане были освобождены от крепостной зависимости, но в течение двух лет они не имели права переходить от одного помещика к другому без согласия своего бывшего хозяина.

В России были осуществлены и другие реформы - земская и судебная 1864 г. Хотя они в Бессарабии и были проведены позже, но все они касались и жизни гагаузов. В крае без его "Бессарабского участка" в 1869 г. Бессарабское земство являлось одним из самых реакционных в России. Негативные последствия деятельности земских учреждений выборных органов местного самоуправления, ведавших вопросами просвещения, здравоохранения, строительства дорог, местной торговли, ис-пытали на себе задунайские переселенцы.

Земства полностью контролировались государственной властью. Выборы в губернские и местные учреждения проводились не на основе всеобщего избирательного права, а на принципах имущественного ценза и куриальной структуры выборов гласных. Из 28 членов всех уездных управ Бессарабии было 18 помещиков, 4 чиновника, 1 купец и крестьянина. В губернском земском собрании из 53 "гласных" были 41 помещик и всего 4 крестьянина. Осуществление земской реформы в Бессарабии затянулось до 1869 г.

Судебная реформа в Бессарабии также была проведена в 1869 г. Учрежденный окружной суд 2-го разряда входил в состав Одесской судебной палаты. В городах и уездах были созданы мировые суды, которые избирались земскими собраниями. Для участковых мировых судей апелляционной инстанцией был создан съезд мировых судей округа для Бессарабского окружного суда - Одесская судебная палата. Учреждалась адвокатура.

Судопроизводство велось на русском языке. На территории Бессарабии без "Бессарабского участка" городская реформа была осуществлена на основе городского положения от 16 июня 1870 г. В крае начали открываться городские думы. Несмотря на то, что реформы 60-70-х годов сохранили значительные феодальные признаки, их проведение способствовало развитию капиталистических отношений в Бессарабии. В целом эти реформы, касавшиеся и гагаузов, означали продвижение царской России по новому пути развития.

Военные реформы в Российской империи в 60-70-х годах также были вызваны отменой крепостного права и развитием капиталистических отношений, которые требовали создания новой армии, оснащенной новейшей по тем временам военной техникой. Несостоятельность армии такой огромной империи, как царская Россия, вскрыло позорное ее поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. Преобразования русской армии про-водились военным министром 1861-1881 гг. Милютиным, известным своими либеральными взглядами. В земельном вопросе он был сторонником крестьян, полагая, что таким образом их можно привлечь на сторону правительства.

Введение всеобщей воинской повинности 1874 г.

Второе — предоставить жителям нашей автономии скидку на газ. Третье — доступ к российской платёжной инфраструктуре», — рассказала политик. Так, в 2023 году правящая в Молдавии Партия действия и солидарности ПДС внесла поправки в налоговый кодекс, согласно которым гагаузские предприниматели, пользующиеся правом возмещения налога на добавленную стоимость НДС , должны получать эти средства из бюджета автономии, а не государства. Как считают в руководстве Гагаузии, этот шаг влечёт за собой существенное сокращение денежных поступлений в регион. Однако нового башкана поддержал парламент региона, а местное население вышло на акции протеста в его защиту. В результате Санду не смогла оспорить победу Гуцул, но отказалась назначить её членом правительства Молдавии, как того требует законодательство страны.

Как отмечает старший преподаватель кафедры международной политики и зарубежного регионоведения Института общественных наук РАНХиГС Сергей Маргулис, давление Кишинёва на Гагаузию связано с антироссийским курсом молдавских властей. Такой внешнеполитический вектор не поддерживается ни населением, ни руководством Гагаузии», — заявил аналитик в беседе с RT. Эксперт констатирует, что Кишинёв сейчас не соблюдает автономный статус Гагаузии. В полной мере эти положения не выполняются при нынешнем руководстве Молдавии. На этом фоне население республики, значительная часть которого трудоустраивается на территории России, а многие имеют российские паспорта, видят в Москве силу, которая способна сохранить за Гагаузией её права автономии», — говорит эксперт.

Молдавия все ближе к расколу: станет ли Гагаузия 90-м регионом России

Гагаузы известны как народ традиционный, трудолюбивый, внешне спокойный, но способный к взрывоопасным эмоциям. Гагаузы — это народ, который обитает в определенных районах Молдовы, Украины, Болгарии, Казахстана и России. Глава Гагаузии отчиталась перед жителями автономии за 100 дней пребывания на посту.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий