С января этого года госдолг России превысил отметку в 25 трлн рублей.
Внешний долг к ВВП России обновил исторический минимум
Внешний госдолг. Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, млрд. рублей (начиная с 1993 года). По итогам минувшего года России удалось сократить уровень внешнего долга по отношению к ВВП на 10 процентных пунктов, до 16,6%, что является минимальным значением с 2002 года (более ранней статистики в открытом доступе нет). Об этом в субботу сообщает РИА Новости. Самый «неподъемный» внешний долг по итогу 2022 года зафиксирован в европейских экономиках.
Внешний долг России снизился на 101,8 млрд долларов
По итогам 2022 года внешний долг России снизился до рекордного за 15 лет показателя. В 2023 году новостные издания стали активно обсуждать снижение госдолга России. По итогам минувшего года России удалось сократить уровень внешнего долга по отношению к ВВП на 10 процентных пунктов, до 16,6%, что является минимальным значением с 2002 года (более ранней статистики в открытом доступе нет). Об этом в субботу сообщает РИА Новости.
внешний долг рф
На каком уровне Ситуация с внешним долгом России уже много лет подряд остается стабильной. Сумма внешнего государственного долга России на сегодняшний момент (начало 2024 года), по данным Центробанка, составляет $326,6 млрд (около 30 трлн рублей). Совокупный внешний долг России, 1994 – 2022 – динамика по годам (данные ЦБ РФ). Внешний долг России впервые за 16 лет стал меньше $ 322 млрд — с момента начала спецоперации он сократился на $ 160 миллиардов. Долл. США. В России внешний долг является частью общего долга, который причитается кредиторам за пределами страны.
Сколько денег Россия должна другим странам: Раскрыта правда
2024 годов в разрезе видов долговых обязательств. Из сообщения регулятора следует, что внешний долг России снизился преимущественно благодаря погашению кредитов. Напомним, что уровень внешнего долга по отношению к ВВП в РФ последние несколько лет стабильно снижается. Максимальный уровень внешнего долга к ВВП наблюдался в России в 1999 году и составлял 91%. Внешний долг России с начала прошлого года снизился на $57 млрд.
Россия рекордно сократила внешний долг
По договоренности с Лондонским клубом часть советского долга в размере 10,3 млрд долл. Оставшаяся часть задолженности была переоформлена в еврооблигации с купоном и со сроком погашения в 2010 г. По лондонской схеме была урегулирована и коммерческая задолженность бывшего СССР за поставленные товары, а также долг банкам бывших социалистических стран в размере 1 млрд долл. Часть советского долга странам, не входящим в Парижский клуб, была погашена поставками российских товаров и услуг. В качестве средства погашения советских долгов иногда применялся выкуп долговых обязательств с дисконтом через посредников; в частности, обратный выкуп использовался для частичного погашения долгов Венгрии, Словакии, Чешской Республике. Среднегодовая мировая цена на нефть в 2005—2012 гг.
Доходы от товарного экспор- та в 2002—2008 гг. В предкризисные годы Россия уверенно выполняла свои долговые обязательства перед внешними кредиторами и наращивала золотовалютные резервы, которые с избытком покрывали долговые платежи и трехмесячный импорт. К 2006 г. Россия полностью расплатилась с МВФ; в 2005—2007 гг. На 1 января 2013 г.
Таблица 1 Внешний долг Российской Федерации по внешней долговой устойчивости по состоянию на 1 января соответствующего года Показатель Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Внешний долг, млрд долл. Увеличение российского внешнего долга произошло за счет масштабных внешних заимствований банков и нефинансовых корпораций. Государственный долг в объеме долговых обязательств органов государственного управления и ЦБ РФ перед нерезидентами сократился в 1,5 раза и составил 70,0 млрд долл.
По состоянию на начало 1996 года задолженность Парижскому клубу оценивалась примерно в 38 млрд долларов. Соглашение закрепило договоренность о реструктуризации накопленного долга и средний срок выплаты этих долгов увеличился от 19 лет до 24 лет.
В результате реструктуризации на период до 2020 г. При этом выплаты должны были начаться только после окончания льготного периода и осуществляться нарастающими платежами. Одновременно с переговорами по Парижскому клубу проходили переговоры с Лондонским клубом. В ноябре 1995 г. Ответчиком по долгу был определён ВЭБ.
Подписание Меморандума означало достижение принципиальной договоренности по реструктуризации. После этого осуществлялась выверка задолженности, в ходе которой были проанализированы свыше 27 тыс. Такого масштаба сделки не было за всю предыдущую историю клуба. На официальных кредиторов, не входящих в Парижский клуб, приходилось в 1993 г. Так, соответствующие соглашения были заключены с бывшими европейскими странами СЭВ.
В результате зачета взаимных задолженностей с Польшей и Болгарией внешняя задолженность России сократилась на более чем 9 млрд долл. Были подписаны подобные соглашения, регулирующие отношения по советским долгам, с Республикой Корея, Турцией, Кувейтом и некоторыми другими государствами [8]. С 2000 по 2003 г. Правительством Российской Федерации были приняты ряд постановлений, касающееся урегулирования части внешнего долга СССР, [9] [10] В результате задолженность бывшего СССР перед Лондонским клубом кредиторов, переоформленная в результате реструктуризации 2000 года в суверенные еврооблигации, учитывалась ЦБ уже в составе нового российского долга.
Уровень государственного долга РФ по сравнению с ВВП остается относительно низким уже довольно давно. Как следует из бюджета РФ на ближайшие три года, по итогам 2023 года его объем всего долга страны должен вырасти до 25,369 трлн рублей, в 2024 году — до 27,679 трлн рублей, в 2025 году — до 29,94 трлн рублей.
Зам гл.
По его словам, в РФ зафиксировали достаточно хорошие макроэкономические показатели. До этого стало известно , что Россия вернулась в десятку крупнейших мировых экономик впервые с 2014 года.
Уровень внешнего долга России к ВВП достиг исторического минимума
Внутренний долг — все то, что государство должно своим гражданам и другим институтам в собственной валюте. Внешний — задолженность перед любыми иностранным кредиторами. Можно провести аналогию с бизнесом. Когда компания развивается и открывает новые направления, ей нужны заемные средства. Если организация сможет обслуживать все свои долги, то будет беспрепятственно расширяться. С другой стороны, бизнес, который ждет, пока у него хватит собственных средств, может остаться далеко позади. С государствами работает похожая система. США — крупнейшая экономика мира, и при этом, у страны самый большой госдолг. ФРС должно своим гражданам, другим государствам, частным инвесторам.
При этом, Америка продолжает исправно платить проценты, а дефолт все еще не предвидится. Государства, которые ничего не занимают, обладают низкой кредитоспособностью и рейтингом доверия от инвесторов. Им приходится развиваться только на собственные средства. Чаще всего это страны с низким развитием, которым не доверяют.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации. Москва, ул.
Это минимальный показатель с 1993 года. В денежном выражении государственный и корпоративный долг страны оценивается в 354,8 миллиарда долларов. Максимальный уровень внешнего долга России к ВВП был зафиксирован в 1999 году.
Уровень государственного долга РФ по сравнению с ВВП остается относительно низким уже довольно давно. Как следует из бюджета РФ на ближайшие три года, по итогам 2023 года его объем всего долга страны должен вырасти до 25,369 трлн рублей, в 2024 году — до 27,679 трлн рублей, в 2025 году — до 29,94 трлн рублей. Зам гл.
Внешний долг России обновил минимум с конца 2006 года
Накануне Великой Отечественной войны В 1935 г. На таких же условиях был получен германский кредит 1938 г. Не был полностью выплачен и чехословацкий кредит в связи с ликвидацией в 1938 г. Тем не менее, формально на начало 1941 г. СССР имел внешний долг примерно в 200 млн. Великая Отечественная война и проблема задолженности по ленд-лизу. Репарации За годы, последовавшие за окончанием 2-й пятилетки шло постоянное уменьшение объёма внешней торговли СССР. Если в 1930 г. По БСЭ, в 1940 г. В статье того времени прямо говорится: «Советский Союз не нуждается во внешних рынках как в средстве разрешения проблемы сбыта продукции» «Таможенное дело в России», Д.
Александров, С. Но в годы войны вынужденно растёт объём импорта. В страну ввозится сырьё, продовольствие, военная и гражданская техника, медикаменты и т. Сальдо внешнеторгового баланса становится резко отрицательным. Наибольшим оно будет в 1943 г. Часть импорта идёт в качестве поставок по ленд-лизу, но часть подлежит краткосрочной оплате. Ещё в октябре 1941 г. Позже такое же соглашение подписывается с США. Золото поставляется и туда.
Возможно, что на оплату кредитов военного времени ушло до 1000 т золота. В целом подсчитать внешнюю задолженность СССР на конец войны не представляется возможным по причине отсутствия достоверной открытой информации и по причине возникших споров по поводу оплаты поставок по ленд-лизу. Споры эти возникли из-за разной позиции сторон по тому, какую поставленную технику нужно возвращать, в каком количестве и по какой цене учитывать. Принципиально СССР свою задолженность признавал, но размер её оспаривал. Только в 1972 г. Полностью она была погашена уже Российской Федерацией в 2006 году. Поляки считают, что они получили не более 1 млрд. У нас несколько иная точка зрения. Выплата по репарациям производилась разными видами: деньгами, оборудованием и товарами.
По подсчетам немцев после воссоединения Германии , банкнотами и монетами разных государств СССР получил 15 млрд. Репарации были получены ещё и с Австрии и Финляндии. Надо сказать, что только последняя их выплатила полностью 225 млн. Все послевоенное восстановление шло за счёт внутренних ресурсов и, в значительно меньшей степени, репараций. Как правило, кредиты предоставляются частными банками под реализацию тех или иных проектов на территории нашей страны с помощью западных компаний. Так, в 1966 г. В основном они пошли на строительство ВАЗ. В 1970-х годах под сделку «газ — трубы» было получено до 11 млрд. Погашаться эти кредиты стали с 1984 года.
Наблюдается довольно резкий рост долговых обязательств, который идёт вплоть до распада СССР: 1975 г. Попова Г.
Поэтому у России репутация добросовестного заемщика. Аналитик Беляев рассказал, как России удастся избежать «потерянного десятилетия» мировой экономики ЦБ отметил, что внешний долг уменьшился «преимущественно вследствие погашения кредитов, в том числе в рамках отношений прямого инвестирования и сокращения задолженности по суверенным ценным бумагам». В начале марта Минфин сообщил, что дефицит бюджета России в январе-феврале 2023 года, предварительно, составил 2,581 триллиона рублей.
В комментарии Банка России говорится, что по большей части динамика определялась снижением внешнего долга прочих секторов в части привлеченных кредитов, в том числе в рамках отношений прямого инвестирования.
Внешняя задолженность прочих секторов за I квартал упала на 15,9 млрд долл.
В результате крупнейшими должниками России по итогам 2022 года стали Белоруссия 8,24 млрд долларов , Бангладеш 5,86 млрд , Индия 3,75 млрд , Египет 1,82 млрд , Вьетнам 1,39 млрд. При этом часть долгов перед РФ восходит к 1990-м годам. Некоторые двусторонние долги перед Россией заморожены на одной и той же отметке в базе ВБ уже много лет. Большая часть совокупных долгов 28 млрд долларов на конец 2022 года приходилась на долгосрочный долг, то есть подлежащий уплате через год или более с 2024 года.
Внешний долг России впервые за 16 лет стал ниже 350 млрд долларов
Это позволяет сохранить гибкость и независимость на международном уровне. Однако, например, правительство США не считает большой государственный долг критичным и опасным для страны и продолжает наращивать его объемы. Константин Зусманович, управляющий партнер экспертной группы «Механика финансов», пояснил, что долг как таковой, в том числе государственный долг, — просто инструмент например, для финансирования программ развития и сам по себе опасности не представляет. По мнению эксперта, опасным — не только для заемщика, но и для кредиторов — долг делает только некорректное обращение с ним. Общим принципом хорошего обращения с долгами со стороны заемщика является способность свой долг обслуживать, то есть платить по нему проценты и погашать. А если долг используется эффективно — для развития или решения проблем в экономике — эта способность возрастает. Константин Зусманович уверен, что проблемы начинаются при избыточном заимствовании или неэффективном использовании долга. Например, просто для закрытия дыр в бюджете вместо устранения их причин. Для государства в среднем гораздо менее критичен внутренний долг, номинированный в национальной валюте. А вот внешний требует гораздо более аккуратного обращения, считает эксперт. Константин Зусманович уверен, что не менее, чем объем, важна стоимость обслуживания долга.
При одном и том же объеме выдерживать «дешевый» долг намного проще, а наш долг достаточно дорог. Для грубой оценки ситуации с внешним долгом и стоимостью его обслуживания полезно посмотреть на такой показатель, как внешний долг к годовому экспорту как источнику валюты , а совсем корректно — сопоставлять график погашения долга и выплаты процентов по нему с денежными потоками, которые «питают» эти выплаты. Но это очень тонкая работа даже на уровне отдельных проектов, не говоря о целой экономике. Тем не менее эксперт уверен, что на данный момент ситуация с российским госдолгом не выглядит угрожающей, хотя и требует внимания — как по его обслуживанию, так и по использованию в качестве инструмента для развития экономики. Как госдолг влияет на экономику Наличие государственного долга одновременно положительно и отрицательно влияет на экономику страны. Положительное влияние выражается в том, что наличие долга означает, что у страны есть возможность занимать деньги у других государств, поддерживая тем самым свою экономику. Отрицательными факторами можно считать сдерживание инвестиций государства в национальное хозяйство, снижение независимости и расходы на обслуживание долга. Как влияет снижение долга В 2023 году новостные издания стали активно обсуждать снижение госдолга России. Аналитики объяснили это санкциями. Из-за них многие нерезиденты страны покидают российские инвестиционные проекты, в том числе государственные.
Обоснованный рост По мнению экспертов, рост госдолга в нынешнем году имеет под собой вполне реальные обоснования, которые позволили России преодолеть актуальные вызовы и устоять в сложной бюджетной и в целом экономической ситуации. В тот момент ещё не было поступлений в бюджет от налогов и таможенных сборов, но нужно было авансировать реализацию национальных проектов, поддерживать военно-промышленный комплекс, чтобы российская армия могла эффективно действовать в ходе СВО. Это и вызвало необходимость увеличить государственные заимствования, которые обеспечили необходимое финансирование бюджета», — пояснил в беседе с ForPost доктор экономических наук Иосиф Дискин. По его словам, рост российского госдолга пришёлся на первую половину года, но впоследствии этого уже не происходило уже с прежней интенсивностью. И налоговики, и таможенники рапортуют президенту о рекордах, поставленных их ведомствами для финансирования бюджета», — пояснил экономист. Читайте по теме: Россияне всё больше говорят о нехватке денег на обычные нужды Важен не объём По словам экономиста Иосифа Дискина, чтобы оценить, насколько выросший госдолг влияет на экономическую ситуацию в негативном ключе, нужно смотреть не на его объём, а на стоимость обслуживания: «Если темпы роста бюджетных доходов превышают рост выплат по национальному долгу, то никаких проблем нет.
Потому что доля выплат по госдолгу не растёт, а при высоких темпах доходов бюджета даже снижается.
Да и кто её мог предоставлять? Центробанк, например, к этой информации отношения никакого не имеет, как и министерство иностранных дел в одной из статей именно к этим структурам её автор обращал вопрос о долгах России и перед Россией. Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. Вот что можно узнать на сайте Минфина РФ в рубрике «внешний государственный долг РФ»: Нормативно-правовая база График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств Структура долга Выпуски облигаций внешних и внутренних облигационных займов Российской Федерации, размещенные на международном рынке капитала Глоссарий О программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на … год имеется в виду очередной перспективный год-авт.
И всё. Но вот теперь граждане России могут узнать, кто и сколько должен нам, кому и сколько должны мы. Есть предположения, что Всемирный банк планирует предоставлять такую информацию ежегодно. Россия занимает пятое место в списке крупнейших суверенных кредиторов для развивающихся стран данные Всемирного банка. РБК констатирует: «…данные о долговых обязательствах основаны на отчётности, которую министерства финансов развивающихся стран передают во Всемирный банк.
Однако, по его словам, около 5 процентов всего объёма двусторонней задолженности развивающихся государств не распределено по странам-кредиторам. При экспортном кредите «живых» денег страна-бенефициар не видит: они идут на оплату поставок, услуг или работ российских экспортеров» данные РБК. Этим странам их долг, по имеющимся данным, нами пока не списан.
С учетом санкционных ограничений займы будут проводится в рублях и в сокращенном объеме. В проекте Счетной Палаты общий долг страны может составить на конец 2024 г 28765,1 млрд рублей, в том числе внешний 5238,4 млрд рублей и внутренний 23526,7 млрд рублей. В следующем 2025 году госдолг может увеличиться до 31939,7 млрд рублей.
Рост произойдет в основном за счет внутренних заимствований до 26342,6 млрд рублей. Как санкции повлияли на размер долга? В настоящее время структура и размер долговых обязательств в значительной степени формируются под воздействием санкций. Уже в начале века после стабилизации экономической ситуации в стране и в мире были прекращены крупные заимствования. Долговая политика сместилась в сторону внутрироссийского финансового рынка. Хотя к 2014 году доля внешней задолженности снова стала нарастать, ряд санкционных директив США после украинского кризиса в корне пресек тенденцию.
В условиях ограничений Правительство было вынуждено сокращать займы извне и переходить к внутреннему долговому обороту. Снижение величины внешнего госдолга проходило на фоне падения цен на нефть, сокращения объема ВВП, импорта товаров и услуг. Санкции затронули основной банковский сектор, предприятия ВПК, нефтяные компании, то есть наиболее крупных заемщиков. Остальные участники рынка с долей государственного капитала сохранили возможность привлекать международные финансы. В качестве суверенного заемщика Российская Федерация под воздействием санкций снизила активность в 2014-2015 гг. Внешний долг государства упал в 2 раза.
В 2016 году Россия снова приступила к размещению еврооблигаций и к концу 2017 г вернулась к прежнему показателю. Таким образом, санкции привели к резкому изменению процентного отношения участия в формировании госдолга. Падение спроса на кредиты со стороны российских банков компенсировалось приобретением нерезидентами ценных суверенных бумаг. Стабильной остается долговая политика компаний. Основная масса долга частного сектора была накоплена к 2015 году и к настоящему времени постепенно снижается.
Зачем Западу "технический дефолт" российской экономики и что будет дальше
Целью создания Системы является обеспечение доступа с использованием сети Интернет государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц к официальной статистической информации, включая метаданные, формируемой в соответствии с федеральным планом статистических работ. ЕМИСС представляет собой государственный информационный ресурс, объединяющий официальные государственные информационные статистические ресурсы, формируемые субъектами официального статистического учета в рамках реализации федерального плана статистических работ.
В последний раз такой объем долга фиксировали в 2007 году. Это произошло в основном из-за сокращения средств нерезидентов в банках РФ, а также уменьшения объемов долгосрочных кредитов.
Что означает снижение внешнего долга Ситуация с быстрым снижением внешнего долга в России не такая простая. Дело в том, что внешний долг состоит из двух частей: коммерческой; государственной. Больший процент внешнего долга занимает именно коммерческий.
В него входят займы и инвестиции в бизнес и проекты. Высокий показатель коммерческого внешнего долга России говорит о том, что в экономику РФ инвестировали большой объем иностранных денег. В 2022 году многие иностранные компании закрылись в России и свернули свои инвестиции.
Поэтому большая часть снижения внешнего долга РФ как раз изъятые из экономики страны деньги. Также Центральный Банк России пояснил, что на быстрое снижение внешнего долга повлияло и сокращение обязательств по долговым инструментам. Ограничения, которые ввели на оборот российских бондов, и начисление по ним купонных выплат вынуждают многих иностранцев выкупать эти бумаги.
Схема выплаты в рублях на российские счета устроила не всех. Ограничения распространяются не только на гособлигации, но и на ценные бумаги некоторых частных компаний. В условиях нынешней ситуации с Западом уменьшение внешнего долга означает снижение возможности введения новых санкций.
Но при этом отечественные компании лишаются внешнего источника финансирования своей деятельности. Какие преимущества и недостатки снижения внешнего долга Александр Абрамов, зав. Но недостаток в том, что уменьшается финансирование бизнеса за счет иностранных банков и компаний.
Это оказывает влияние на развитие бизнеса в России и экономический рост. Отчасти снижение зависимости от зарубежных корпораций — хороший показатель. Но это и ограничивает отечественный бизнес в получении долгосрочных кредитов.
Уменьшение внешнего долга России способствует ослаблению влияния мировых валют на экономику РФ. Снижается риск потерь при купле-продаже иностранной валюты по разным курсам. Если обострятся валютные риски, для России последствия окажутся минимальными.
В постковидных условиях государство поддерживает американский бизнес, военные расходы, социальные выплаты. Единственное преимущество в том, что привлечь заимствования США проще, так как все в долларах и обслуживание дешевле, чем для России. Однако часть стран опасаются американского самоуправства, и поэтому выводят деньги из американского долгового рынка.
Динамика отрицательная. Если добавить данные по 2014 г. Хотя заимствования сокращаются, страна все еще должна трлн рублей, но уже не сможет получить дополнительное финансирование из зарубежных источников. Прогноз Внешние задолженности России будут постоянно сокращаться. При текущей внешнеполитической ситуации есть слишком мало стран, которые готовы кредитовать государство. В таких обстоятельствах, РФ придется использовать только собственные средства на развитие отраслей.
Из-за существенного падения курса рубля, правительству срочно пришлось пересматривать структуру своих обязательств. Страна была вынуждена сокращать свои займы. Похожая ситуация будет в будущем. Это означает постоянный отток инвестиций и снижение денег на реализацию государственных проектов и инициатив. Если судить по прошлым тенденциям, в первую очередь пострадает социальная сфера, за ней частный сектор. Здравоохранение и образование будут постепенно ухудшаться из-за снижения финансирования.
Уже в 2022 году говорят о том, что в ряде областей будут уменьшены расходы на образование и медицину.
Источник: Freepik Последний раз такой размер долговых обязательств был зафиксирован 16 лет назад, в 2007 году 313—355 млрд долларов. Регулятор отметил, что с тех пор он снижается на протяжении последних девять лет. В ЦБ пояснили, что динамика показателя в значительной степени определялась сокращением обязательств прочих секторов по долговым инструментам, в том числе в рамках отношений прямого инвестирования, что было отчасти связано с реализацией механизма выпуска замещающих облигаций. Также внесло свою лепту уменьшение задолженности органов государственного управления, обусловленное реализацией нерезидентами суверенных ценных бумаг.