Во время раскопок, проходивших в Неревском конце, они обнаружили больше трех тысяч индивидуальных находок, среди которых выделяются шесть берестяных грамот, 11 свинцовых печатей, включая буллу князя Ярослава Ярославича, а также три германские монеты. Помимо информации о самих умерших, раскопки дали археологам возможность получить ценные сведения об обряде захоронения племени мурома. На раскопках в Новгородском кремле возле Владычной палаты был найден средневековый музыкальный инструмент – варган. Помимо информации о самих умерших, раскопки дали археологам возможность получить ценные сведения об обряде захоронения племени мурома.
Тринадцатый варган нашли на раскопках в Великом Новгороде
Исследования 2022 года на Иоанновском раскопе раскрыли к северу от средневековой мостовой Большой Пробойной улицы границу Немецкого двора и нашли место въезда в факторию. Результаты раскопок и до обнаружения сребреника были впечатляющими: на раскопе нашли 6 берестяных грамот, 12 вислых печатей, денарии архиепископов Кельна середины XIII века и другие редкие вещи. За два месяца археологи опустились до X века и нашли на раскопках более 3 тысяч личных вещей. В историческом центре Великого Новгорода возобновились исторические раскопки, сообщает пресс-служба Новгородского государственного музея-заповедника. Археологи на раскопках в древнейшем русском Свято-Юрьевом монастыре под Великим Новгородом нашли боярские саркофаги XII века. В.В. Хуциевой и Д.А. Бажанова участвовал в археологических раскопках на Троицком XV и XVII раскопах в Великом Новгороде.
Ценные артефакты найдены на раскопках в Вачском районе
Археологические исследования Рюрикова городища ведутся 45 лет, нынешние раскопки начаты в 2000-х, но только в этом сезоне учёные впервые открыли самый низ деревянной крепости. продолжение исследования уникального археологического памятника средневековья – Рюрикова Городища в 2022 году. Во время раскопок возле деревни Ольховка Новгородской области археологи нашли останки военного. Но это предварительные данные: точный возраст раскопки станет известен после расчистки реликвии. В 2023 г. Новгородская экспедиция Института археологии РАН продолжила раскопки в Великом Новгороде. За почти 90 лет археологического изучения Новгорода при раскопках найдено около 10 кладов разных эпох, но клад с монетами XVI–XVII веков обнаружен впервые.
Новгородские археологи рассказали об уникальных находках полевого сезона
В Великом Новгороде археологи обнаружили сребреник киевского князя Владимира | Его обнаружили археологи во время раскопок в районе села Выездное у Храма в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» Смоленская. |
Археологи возобновили раскопки у Новгородского кремля | Стеклянную бусину византийского или сирийского происхождения и арабскую монету дирхем обнаружили специалисты во время археологических раскопок в Вачском районе, сообщили в министерстве культуры Нижегородской области. |
«Бомба» из XI столетия | Портал 53 | Результаты раскопок и до обнаружения сребреника были впечатляющими: на раскопе нашли 6 берестяных грамот, 12 вислых печатей, денарии архиепископов Кельна середины XIII века и другие редкие вещи. |
«Бомба» из XI столетия
Елена Торопова оценила находку как довольно редкую. По информации из Новгородского облкомитета по культуре, кино и туризму, работы на Пятницком раскопе, расположенном на улице Минеральной у Старорусского курорта, начались в 2002 году. В общей сложности на раскопе было обнаружено более тысячи раритетов. В частности, в 2005 году на Пятницком раскопе специалисты нашли остатки так называемой варницы - средневековой солеваренной печи.
Подобные варницы, в которых славяне выпаривали соль из минеральных вод, на протяжении нескольких столетий обеспечивали экономическое благополучие жителей Старой Руссы. В нынешнем году археологические раскопки на Пятницком раскопе начались в последних числах июня. Под руководством ученых работы ведут новгородские студенты и старорусские школьники.
Находка подтверждает гипотезу о достаточно раннем и плотном заселении бассейна реки Теши мордвой-эрзей, а также свидетельствует о пребывании древней мордвы в окрестностях Арзамаса на рубеже I-II тыс. Добавим, что археологические раскопки осуществляются в ходе реконструкции участка автодороги Владимир — Муром — Арзамас со строительством путепровода. Ранее сообщалось, что церковный ковш 17 века нашли при раскопках под Арзамасом.
Выяснилось, что здесь под землёй находится древний финно-угорский могильник, а точнее — могильник племени мурома. Первые раскопки принесли много интересных артефактов, свидетельствующих о религиозных обрядах этих людей. Это и керамические сосуды, и металлические украшения, и оружие. Но по-настоящему уникальные находки были сделаны в июле 2023 года. Например, обнаружена очень красивая стеклянная бусина — зелёная с красными кружочками.
По оценкам специалистов, она византийского или сирийского происхождения. Ещё одна необычная находка для финно-угорского могильника — арабская монета дирхем. И бусина, и монета датируются приблизительно первой половиной Х века! Царская невеста. В 2015 году во время археологических раскопок на Театральной площади в Нижнем Новгороде нашли часть сложного головного убора замужней женщины XVII века — волосник. Он был изготовлен из очень дорогого привозного шёлка и вышит золотыми нитями.
В начале XV в. Пожар был очень сильный, слой угля составил 40 см, в нём сохранились обгоревшие полы дома и два нижних венца сруба», — отметила руководитель работ на раскопе Дмитриевский-3 Наталья Сарафанова.
Пожар, согласно летописи, случился в 1407 году. Однако после пожара усадьбу отстроили заново. В одной из новых построек была найдена первая в археологическом сезоне 2020 г.
Красноярские школьники на раскопках под Новгородом нашли две сотни павших солдат.
Подобные варницы, в которых славяне выпаривали соль из минеральных вод, на протяжении нескольких столетий обеспечивали экономическое благополучие жителей Старой Руссы. В нынешнем году археологические раскопки на Пятницком раскопе начались в последних числах июня. Под руководством ученых работы ведут новгородские студенты и старорусские школьники. В настоящий момент археологи и их помощники исследуют культурные слои 14 века. Постепенно опускаясь по мере продолжения исследований к так называемому "материку", специалисты надеются установить более точный возраст возникновения города Старая Русса. В настоящий момент годом основания города считается 1167, когда Старая Русса была впервые упомянута в средневековых летописях.
Правая сторона дальнейших строк уже реконструируется гипотетически, вероятнее всего, там было: «…и забрать вашего сына. Если не пришлете мне деньги, я возьму деньги с такого-то ». Название меры имеет шведское происхождение.
Какого же? Отрезок -ршочь- читается неоднозначно, но, видимо, в нем можно усмотреть «горшочки», скорее всего, меда в берковцах измеряли обычно соль или мед. Мы перемещаемся на Иоанновский раскоп, на территорию древнего Немецкого двора. Она сообщает мужу следующее: «Прибудь сюда к [назначенному] сроку на Воздвижение.
Поездка длилась с 24 апреля по 5 мая. Ученики жили в палатках, вставали в 7 утра, завтракали, делали зарядку и отправлялись на работу. В ходе поисков школьники обнаружили останки 172 бойцов: среди погибших было 105 моряков, их опознали по фрагментам чёрных бушлатов и пряжке от ремня. Еще 67 тел принадлежат пехотинцам, их отличали заржавевшие каски. При каждом солдате был свой набор личных вещей — кружка, ложка, ножик, опасная бритва, расческа и зубная щетка.
Две берестяные грамоты из Старой Руссы этого года очень короткие. Но это означает, скорее всего, не «самку осла» как писал по другому поводу Зализняк, «лошаки неизвестны на Руси и не имеют никакого хозяйственного значения» , а «оселок», «точильный камень» по-древнерусски «осла» , подобно имени шута Touchstone в русском переводе «Оселок», точнее «Пробный камень» из комедии Шекспира «Как вам это понравится». Ослица поручает Ивану купить дорогие перчатки из оленьей кожи. В заключение лекции пример такого упражнения предложил и Алексей Гиппиус: Поклон Ивану от Ослицы: Купи оленьи рукавицы. Берестяные грамоты — 2018: первая лекция без Зализняка Берестяные грамоты — 2019: кто украл бобров? Берестяные грамоты — 2020: жидиколосакажи и диалог зверей Берестяные грамоты — 2021: погоня, взятка и рязанский апокалипсис Теги.
Новейшие археологические открытия в Великом Новгороде
И лучшего места, чем Великий Новгород, для этого занятия придумать сложно! Восторг от находок разделяют и в Новгородском музее-заповеднике : специалисты по керамике, затаив дыхание, ждут пополнения фондов. Осталось только найти недостающие фрагменты неизвестных ранее изразцов. Сейчас для хранения в камеральную лабораторию отправляются десятки находок: монета Петровского времени, ключ, фрагмент оклада и предметы керамики. Впрочем, на этом работа экспедиции Ильи Антипова, в которую кроме студентов-практикантов СПБГУ вошли и сотрудники государственного Эрмитажа, не заканчивается.
Впереди - дальнейшее изучение палат архиепископа Василия Калики, места, которое уже подарило археологам берестяные грамоты, вислые свинцовые печати и даже медную византийскую монету.
Поэтому мы начали думать, какие для этого можно применить современные научные методы: приглашали специалистов, которые проводили магнитометрическую съёмку на территории монастыря. Это очень хороший метод, но он даёт слишком размытые результаты для поиска таких предметов, как фрагменты расколотых фресок. Также по теме «Один из самых знаковых проектов»: замдиректора ИИМК РАН — о перспективах реставрации Триумфальной арки Пальмиры в Сирии Российские и сирийские специалисты завершили сбор и анализ данных о повреждениях, нанесённых террористами Триумфальной арке античного... В 2022 году экспедиция наконец смогла найти склад сбитых фресок на территории монастыря, к востоку от Георгиевского собора. Удалось найти и следы оградки, за которую в XIX веке высыпали осколки. В 2023 году мы надеемся извлечь все фрагменты, которые лежат в этом месте.
Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом. Сейчас мы понимаем, что нужно не только изучать фрески с точки зрения художественной ценности, но также исследовать их материальную составляющую: рецептуру подготовительных слоёв, состав пигментов, которые были в ходу у древних художников. Мы приступили к комплексным исследованиям такого рода в 2021 году, до этого новгородские домонгольские фрески такими методами изучались только эпизодически. В процессе нашего исследования уже выполнено более 400 измерений, причём как на фрагментированных фресках, так и на фресках, сохранившихся на стенах Георгиевского собора. Наши измерения не разрушают настенную живопись. Мы определили основные пигменты в росписи XII века, поняли, какие краски относятся к более поздним периодам поновлений росписи. Разобрались со стратиграфией фрески — последовательностью нанесения подготовительных слоёв на стену и научились отличать разновременные подготовительные растворы между собой.
Измерения были сделаны не только на фресках Георгиевского собора. Для сравнения с ними были выполнены аналогичные измерения на других домонгольских памятниках Новгорода. В будущем подобные комплексные исследования можно будет провести на других росписях, и в целом картина фрескового производства Древней Руси станет более полной и детализированной. В итоге получалась довольно грубая поверхность, которую нужно было выравнивать при помощи грубой штукатурки. На выравнивающий слой затем наносилась основа под роспись. Этот слой извёстки очень хорошо вымешан, видно, что состав тщательно готовили. И уже на него наносился финальный слой — в греческой традиции он называется «левкас», в итальянской — «интонакино».
Он настолько тонок, что часто в профиле фрески его можно рассмотреть только через микроскоп. Вероятно, он наносился на ещё не до конца просохшую основу и затирался в неё специальными инструментами. Это делается непосредственно перед нанесением краски на влажную извёстку. Чтобы грунт не сох слишком быстро, подмастерье постоянно его растирает — так работают современные художники-фрескисты. И откуда мастера Древней Руси брали эти материалы: привозили из Византии или изготавливали сами, на месте?
У летчика были брат и сестра, которые также воевали во время Великой Отечественной войны. Мы покажем и расскажем Вам, как и чем живёт Петербург. Будет интересно!
В 2023 году мы надеемся извлечь все фрагменты, которые лежат в этом месте. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом. Сейчас мы понимаем, что нужно не только изучать фрески с точки зрения художественной ценности, но также исследовать их материальную составляющую: рецептуру подготовительных слоёв, состав пигментов, которые были в ходу у древних художников. Мы приступили к комплексным исследованиям такого рода в 2021 году, до этого новгородские домонгольские фрески такими методами изучались только эпизодически. В процессе нашего исследования уже выполнено более 400 измерений, причём как на фрагментированных фресках, так и на фресках, сохранившихся на стенах Георгиевского собора. Наши измерения не разрушают настенную живопись. Мы определили основные пигменты в росписи XII века, поняли, какие краски относятся к более поздним периодам поновлений росписи. Разобрались со стратиграфией фрески — последовательностью нанесения подготовительных слоёв на стену и научились отличать разновременные подготовительные растворы между собой. Измерения были сделаны не только на фресках Георгиевского собора. Для сравнения с ними были выполнены аналогичные измерения на других домонгольских памятниках Новгорода. В будущем подобные комплексные исследования можно будет провести на других росписях, и в целом картина фрескового производства Древней Руси станет более полной и детализированной. В итоге получалась довольно грубая поверхность, которую нужно было выравнивать при помощи грубой штукатурки. На выравнивающий слой затем наносилась основа под роспись. Этот слой извёстки очень хорошо вымешан, видно, что состав тщательно готовили. И уже на него наносился финальный слой — в греческой традиции он называется «левкас», в итальянской — «интонакино». Он настолько тонок, что часто в профиле фрески его можно рассмотреть только через микроскоп. Вероятно, он наносился на ещё не до конца просохшую основу и затирался в неё специальными инструментами. Это делается непосредственно перед нанесением краски на влажную извёстку. Чтобы грунт не сох слишком быстро, подмастерье постоянно его растирает — так работают современные художники-фрескисты. И откуда мастера Древней Руси брали эти материалы: привозили из Византии или изготавливали сами, на месте? В основном это были краски из местного сырья — так называемые земли. Это красные и жёлтые охры, смешанные на основе глин, которые добывали рядом с Новгородом. А также зелёная краска, получаемая из зелёного минерала глауконита. Но есть и краски, которые проделали головокружительный путь до Новгорода. Так, в красках Георгиевского собора был найден лазурит — один из самых дорогих пигментов Средневековья.
Археологические раскопки Рюрикова городища в 2021 г.
Участники летней школы Санкт-Петербургского университета по архитектурной археологии провели раскопки в церквях Иоанна на Опоках и Успения на Торгу в Великом Новгороде. В переотложенных слоях обнаружены предметы, относящиеся к III-V ник IX-X веков обнаружен в ходе археологических раскопок в селе Выездное у церкви Смоленской иконы Божией Матери в Арзамасском районе, сообщили в управлении госохраны объекто. Ранее элементы усадебной застройки на сельских поселениях удалось частично зафиксировать при раскопках селищ в округе Суздаля и Нижнего Новгорода.