Известный блогер Василий Уткин отреагировал на предложение телеведущего Владимира Соловьёва «смотреть в оба» и «озираться по сторонам». Говоря о Гитлере блоггер указал Соловьеву, что во время Первой мировой войны тот был посыльным, бегал по безопасным траншеям, от передовой к штабу и не всегда добегал обратно.
Минутой молчания в память о Василии Уткине начался матч Россия — Сербия
Но не гражданская война. Участие в ней - на любой стороне - злой грех. Как сказал великий русский подвижник св. Феодосий Киево-Печерский, "война с иноплеменниками может быть по гневу Божию за то, что мы не обращаемся к Нему - а междоусобная брань бывает по наущению от диавола и от злых людей". Является ли СВО гражданской войной? Нет, конечно. Это межгосударственный конфликт. А боевые действия на Донбассе в 2014-2021 гг. России, конечно. Считаете юридически неточным - ну, замените слово "граждане" на слово "жители". И, как бы Вы ни любили уничижительные эпитеты - вполне очевидно, что Советской власти противостояла не "горстка отщепенцев", а часть населения страны.
Иначе Гражданская не длилась бы 3 года и не была столь кровопролитной. И интервенция здесь не исчерпывающий фактор.
По его словам, это произошло в 2014 году после начала конфликта в Донбассе. Тогда наемники принимали участие в боях за луганский аэропорт, но широкую известность получили не в связи с этим, а после убийства целого ряда известных полевых командиров, воевавших на стороне «республик», но не встраивавшихся во «властную вертикаль», которую Москва пыталась выстроить в Донецке и Луганске. По данным «Фонтанки» и центра «Досье», Уткин взял себе позывной Вагнер именно после первой командировки в Сирию в 2013 году, так как начал увлекаться идеологией неонацизма. В Луганске эпатировал личный состав, сменив привычную полевую панаму на стальной шлем вермахта — но причуды командира не обсуждают». Центр «Досье» публиковал документы за подписью Уткина, на которых его автограф выглядит как немецкие буквы-стрелы «SS» — обозначение военных формирований нацистской НСДАП, в ведении которых находились концентрационные лагеря и лагеря смерти. В сети также распространена фотография человека, похожего на Уткина, у которого на плечах набиты татуировки эмблемы СС. Как и у Евгения Пригожина, у Дмитрия Уткина были «двойники».
В конце 2017 года компанию «Конкорд Менеджмент и Консалтинг», принадлежавшую Пригожину, возглавил Дмитрий Валерьевич Уткин — полный тезка командира вагнеровцев. На то, что это разные люди, указывали разные номера их ИНН. Тезка Уткина руководил «Конкордом» всего три месяца.
Отмечается, что база будет полностью закрыта в воскресенье, 30 июля. Как известно, часть бойцов «Вагнера» уже передислоцировалась в Белоруссию.
После слов Уткина и загадочной гибели руководителей частной военной компании «Вагнер» начались боевые действия. Примечательно, что во время Международного дискуссионного клуба «Валдай» президент Российской Федерации Владимир Путин назвал предположительную причину гибели Пригожина и Уткина. Лидер России со ссылкой на председателя СК РФ объяснил, что в телах погибших нашли фрагменты гранаты. Именно она могла стать причиной случившегося, однако ряд экспертов прокомментировал сказанное со скепсисом, поскольку бизнес-джет ЧВК вылетел из гражданского аэродрома, куда попасть с гранатой было невозможно.
Баширов считает, что нельзя недооценивать роль Уткина в военном мятеже в России
Уткин заявил, что всегда готов по-мужски поговорить с Магомедом Даудовым, поскольку знает его еще со времен Первой и Второй чеченских войн. «В ЧВК Вагнера никогда не было, нет и не будет панических настроений. Честно говоря, Уткин уже очень давно выглядит, как человек, которому уж точно нет дела до спорта) кроме соревнований по поеданию бургеров. Война по найму. Выходя в запас в 2012 году, подполковник Уткин принял логичное решение зарабатывать на жизнь тем, что умеет, и смог устроиться в российскую частную военную компанию (ЧВК) Moran Security Group.
Командир ЧВК «Вагнер» Дмитрий Уткин объявил начало «самой большой работы в мире»
Причем, в Общецерковный, в силу того, что г-н Степанов пишет о принадлежности авторов «РНЛ» к разным епархиям? В своем письме к митрополиту Илариону я написал: «РНЛ обвинила меня в модернизме, обновленчестве и либерализме, на что, защищаясь, я, среди прочего, опрометчиво отметил свое уважение к имперскому и советскому периодам нашей истории и крайне запальчиво, неудачно и, как теперь понимаю, соблазнительно, произнес имя Сталина. С самого раннего периода моего воцерковления, с конца 80-х годов, я глубоко почитаю новомучеников и исповедников. Естественно, что говоря о «Сталине» я образно имел в виду, в первую очередь, победу в Великой Отечественной войне и сохранение державной государственности.
Это отнюдь не было оправданием репрессий или презрением памяти всех пострадавших от безбожного режима. Но в других местах я всегда подчеркивал самое главное — все те негативные тенденции, которые мы наблюдаем сейчас в обществе, были заложены именно в советский период. Их главная причина — безбожие.
Я не являюсь и никогда не являлся сталинистом. Это просто невозможно в той епархии, одним из святых которой является святитель Василий исповедник, епископ Кинешемский, скончавшийся в ссылке в 1945 году. Любые советские достижения условны в силу непомерной человеческой и духовной цены, заплаченной за них».
Думаю, что это объяснение вполне понятно. Никакие временные советские достижения не могут перевесить того факта, что огромное количество наших соотечественников сошли в могилы не только не сподобившись соединиться со Христом во Святом крещении и причащении Святых Таин, но даже не слышав о Христе. Вся огромная государственная мощь без Христа рассыпалась в пыль.
С другой стороны, я считал и считаю себя государственником. Считаю, что сохраненная в советские годы державная государственность являлась важнейшим внешним выражением исторической России, ее скрепой. Другое дело, что эта скрепа истачивалась изнутри безбожием.
Наряду с развитием принципа социальной справедливости, высоким уровнем социальной солидарности и развитой вертикальной общественной мобильностью мы видим даже не просто репрессии. Речь идет о разрушении духовной составляющей самого человека. Я считаю, что именно в советский период был запущен духовно-генетический механизм вырождения нации.
Но это не значит, что Великая Россия не ценна сама по себе. Очень даже ценна, если государственная власть в конце концов вступает в симфонические отношения с Церковью, если внешняя оболочка наполняется внутренним духовным содержанием. Именно эта церковно-государственная симфония ненавистна нашим ультралибералам.
Но, сколько бы о такой симфонии ни говорили «патриоты», например, авторы РНЛ, они на деле будут такую симфонию отрицать — именно в силу своего антииерархического характера. Потому что подлинная церковно-государственная симфония, на мой взгляд, возможна только там, где в качестве коренного признается принцип церковной и общественной иерархии. Не может каждая кухарка управлять государством, что бы там ни говорил господин Ульянов.
Именно поэтому я не считаю себя «демократом» в смысле современного общественного популизма. Но демократия является очень важным инструментом общественной жизни. Только вот такая демократия должна отражать реальную ткань этой самой жизни, быть выражением социальной солидарности и взаимной социальной ответственности.
Об этом я пишу митрополиту Илариону: «Мне приписана также вырванная из контекста фраза о неготовности России к демократии, однако в Интернете я неоднократно писал о глубинных исторических традициях низовой народной демократии, ставших залогом восстановления государственности в 1612 — 1613 годах. Но эта низовая демократия была христианской и глубоко нравственной». Повторю — для демократии нужна развитая ткань народной жизни, взаимная солидарность и взаимная ответственность.
И, самое главное, всё это должно покоиться на твердом нравственном фундаменте, базовых традиционных ценностях, а вовсе не проистекать из широчайшего плюрализма постмодернистского хаоса. Я считаю, что в настоящий момент именно этого в нашем обществе катастрофически не хватает. Но, как ни парадоксально, такую демократическую традицию мы можем найти в русском обществе прошлых столетий.
Мне хочется в связи с этой фразой обратить внимание читателей на статью из своего «Живого журнала» « Гражданская солидарность и отечественная демократическая традиция ». Она написана на основе моего доклада на заседании Правительства Ивановской области. Речь идет об идейном содержании торжеств 2012 года и Дня народного единства.
В статье говорится, что в XVII столетии местная муниципальная солидарность и местное муниципальное самоуправление были столь развиты, что даже когда была утрачена верховная государственность, местные самоуправляющиеся земства и общины смогли создать вооруженную силу, освободить страну и воссоздать эту самую государственность. И эта подлинная демократия, основанная на глубокой церковности была в нашей стране гораздо раньше Декларации «Мэйфлауэра» и отцов-пилигримов. И уж, тем более, раньше на полтораста лет отцов-основателей США.
Вот если мы воссоздадим такую ткань общества которое и будет подлинным гражданским обществом , тогда — да, я смогу назвать себя демократом. В приведенных материалах мелькает моя фраза о византийской автократии. В 2010 году у меня шла интенсивная и интересная полемика по этому вопросу с диаконом Владимиром Василиком она может быть сохранилась в Яндексе или в журнале отца Василия, если он ее не удалял.
Так вот, византийский автократор, позднее василевс как раз является одним из демократических институтов. Формально он выражает власть сената, армии и народа. И так было непрерывно со святого благоверного императора Константина Великого.
Но, о «церковной демократии» можно говорить в другом смысле — широкого церковного обсуждения тех или иных проектов, особенно в церковно-общественной области. И сейчас созданы для этого прекрасные механизмы в виде Межсоборного присутствия. Это ценнейший опыт создания подлинной солидарности и соборности внутри Церкви.
Только к риторике о «соборности» наших записных «патриотов» это не имеет никакого отношения. Это же надо умудриться из всех вышеперечисленных построений вывести мое отрицание демократии в принципе и призывы идти по некоему «сталинисткому пути»! Итак, смотрим, каким образом была составлена вторая половина фразы из письма З.
Во-первых, она не из Твиттера. На самом деле — в статье « Почему я не согласен с РНЛ » за сентябрь 2010 года: «Для меня первична церковная идентичность — именно поэтому я выступаю за строгую церковную дисциплину. Это все мы уже проходили в 1917 году — все эти «псаломщические революции» и «феврализм» в Церкви».
В письме З. Померанца: «Я категорически не приемлю любого диссидентства. По сути, это антигосударственные либералы» Это фраза из той же моей статьи, лишенная своего контекста.
Много и подробно об этом говорилось выше. А вот дальше — хитрая комбинация. Из письма З.
Померанца: «Не удивительно, что подобное мировоззрение в качестве своего кумира способно поставить на пьедестал ни кого иного как тов. Так и надо по нему идти»» Еще раз смотрим — первая часть фразы вырвана из контекста моей статьи « «Неообновленец» и «модернист», говорите? А вторая — опять из первой моей статьи « Почему я не согласен с РНЛ ».
О том, как она вырвана из контекста и истолкована я подробно писал выше. Вот так и слепили мою, якобы, цитату. И написали: «Таким образом, логика параллельного, по сути, церковно-государственного пути, предлагаемого о.
Виталием, становится достаточно прозрачной. Тотальная диктатура, подавление личности, страх с соответствующим лицемерием; вот только в качестве инструментария вместо большевистской идеологии вполне можно использовать букву православных уставов и канонов. Опять недоумение и боль: а что в таком случае делать священнослужителям и православным мирянам, почитающим новомучеников — жертв сталинского террора?
Если всё будет продолжаться в том же духе, то, скорее всего, остается ждать лишь построения сталинизма в отдельно взятой епархии». Тут уже нечто абсолютно иррациональное. Просто, я бы сказал — запредельное.
Да, с фразой о Сталине я был неосторожен, да она была соблазнительна. Но как можно из всего, что я написал сделать такой вывод? А сейчас вернусь к цитате предложенной корреспондентом «Российской газеты» Еленой Яковлевой для комментирования митрополиту Волоколамскому Илариону.
Итак, вчитываемся еще раз : ««Игумен Виталий Уткин , секретарь Ивановской епархии, написал в своем твиттере: «Интеллигенция бесплодна и бесполезна для страны, поэтому православной интеллигенции не может быть в природе». Добавив к этому рассуждения о том, что Россия не созрела до демократии, автор подчеркнул, что не скрывает своего уважительного отношения к Сталину» Думаю, теперь четко видно, что цитата составлена из переставленных и вырванных из контекста фраз моих разных текстов за 2010 — 2010 годы. Половина этих фраз в Твиттере отсутствовала.
Поэтому эту цитату своей я признать никак не могу и моему мировоззрению она не соответствует. Но, моя вина, безусловно, заключается в увлеченности и резкости, с какой я иногда формулирую мои положения. Эти фразы действительно могут быть неправильно поняты и истолкованы, могут даже вызвать соблазн.
В этом я, конечно, раскаиваюсь. Целая волна публикаций сделала меня чуть ли не главным сталинистом страны. Читаем сообщение Интерфакс-Религия за от 24 октября 2010 года.
Здесь говорится о высказываниях «секретаря Ивановской епархии игумена Виталия Уткина , который в своем блоге не скрывал уважительного отношения к Сталину». Во-первых, нет такой «Ивановской епархии» с 2002 года. Есть Иваново-Вознесенская епархия.
Во-вторых, создается ощущение, что я только и делал, что в своем блоге «не скрывал уважения»?
Возможно, матч Зенита был последним для наших команд в еврокубках. Хотя бы про него вам расскажу.
И я не преувеличиваю — России грозит бойкот в еврокубках и турнирах для сборных. Такое уже было с Югославией 30 лет назад.
Впечатляет меня эта история. Не знаю. Почему нет? Могли вообще медведя не дрессированного назначить. Справился бы.
Я могу об этом говорить прямо и без тени зависти. Потому что о том, что назначение Тины Канделаки на этот пост просто постыдно, я написал практически сразу же. Да, я потом согласился поработать на этом канале. Но я не вижу в этом ничего унизительного. Я, простите, имею полное право сказать, что дал им шанс. Ровно все то, что я говорил, и произошло. Что не так?
Вы, например, наверняка поклонница Леонида Геннадьича Парфенова. А можете назвать хотя бы один его провальный проект? Это был документальный фильм об Олимпиаде в Афинах. Леонид Геннадьич провел всю Олимпиаду, имел доступ к любым совершенно спортсменам в любой момент времени. Ничего не получилось. Не знаю, как там с музыкой или наукой, но в спорте точно совершенно самые большие мастера очень часто обламываются, потому что в этом есть своя определенная специфика. Спортивное телевидение вообще в своем роде уникально.
Кто скрывается в катакомбах Азовстали? Левшина Сеченовского университета, академик РАН в программе Андрея Угланова Зауглом 25 октября 2021 Андрей Угланов - главный редактор федерального еженедельника "Аргументы недели", представляет аудиоверсию своей новой книги, чье действие охватывает период с 60-х годов прошлого века и до сегодняшних... Новый выпуск программы Андрея Угланова. Оформите годовую подписку или купите...
Ветеран ВОВ Уткин заявил, что военные России мужественно сражаются с современным фашизмом
Кто кого одолеет и куда катимся мы - один из 12 самых влиятельных политиков мира - сооснователь СВОП, Сергей Караганов. Поддержите редакц... Зачем Рогозин ликвидировал Протон, а Путин командировал пустого Медведева в космические начальники. Загадки множатся.
На борту были 10 человек — 7 пассажиров и 3 члена экипажа.
По сообщениям МЧС, все они погибли при крушении. По данным СМИ, рухнувший борт сильно обгорел и для установления личностей погибших потребуется судебно-медицинская экспертиза. В новостных каналах звучали версии, что в катастрофе погиб Пригожин и его ближайшие товарищи. В ведомстве отметили, что начали расследование катастрофы.
Вечером того же дня Росавиация опубликовала список погибших пассажиров. Среди них были Дмитрий Уткин и Евгений Пригожин. На следующий день новостные каналы сообщили , что основная версия следствия — взрыв бомбы в сервисном отсеке в районе санузла.
При этом те, кто с ним воевал, говорят о его импульсивности в основном в нецензурном формате, хотя порой и с ноткой восхищения. Стрелял он, к слову, отменно. По многочисленным воспоминаниям, Уткин симпатизировал идеологии Третьего рейха, потому и позывной взял в честь Вагнера. В Луганске носил каску вермахта, а на базе подготовки бойцов ЧВК на военном полигоне Молькино в районе города Горячий Ключ, куда новобранцы попадали перед отправкой на Украину , был замечен и с другой нацистской атрибутикой.
Наконец, подписывался он двумя молниеобразными буквами S, то есть символом гитлеровского «СС» и фразой «Хайль Петрович». Жены, дети, мама При этом «Вагнер» был не чужд семейных ценностей: был неоднократно женат, имел четверых детей.
Во вторник было 75 лет со дня, как твоего кумира, о котором ты сделал документальный фильм, — Бенито Муссолини — оказия, повесили кверху ногами. Я выждал пару дней траура и сегодня тебе это говорю. Я очень хорошо понимаю, почему фашист в канун Дня Победы ходит по Москве с охраной», — сказал Уткин в ролике на своём канале в YouTube.
Материалы по теме.
Бойцы ЧВК «Вагнер» рассказали о серьезном ранении Дмитрия Уткина
О войне Уткина против Соловьёва "Аргументы недели". Новости. Почему Уткин и Соловьев окрысились друг на друга, что будет с отечественным шоу-бизнесом? Уткин считает, что смотреть матчи сборной России сейчас просто невозможно. Смотрите видео онлайн «Василий Уткин. О конфликте России и Украины.» на канале «Мастерский Уголок» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 8 сентября 2023 года в 12:11, длительностью 00:10:41, на видеохостинге RUTUBE. известный комментатор и футбольный ведущий, который скончался 19 марта из-за проблем с сердцем. Василия Уткина называли голосом русского футбола. Биографии персоны Дмитрий Уткин: карьера, личная жизнь и последние новости на сегодня на сайте Радио КП. «Игумен Виталий (Уткин), секретарь Ивановской епархии, написал в своем твиттере: «Интеллигенция бесплодна и бесполезна для страны, поэтому православной интеллигенции не может быть в природе».
Бойцы ЧВК «Вагнер» рассказали о серьезном ранении Дмитрия Уткина
А этот вышел о войне. Вернее, о её последствиях. Возможно, матч Зенита был последним для наших команд в еврокубках. Хотя бы про него вам расскажу. И я не преувеличиваю — России грозит бойкот в еврокубках и турнирах для сборных. заметил Уткин в колонке «Конечно, Вася!». Блогер и журналист Василий Уткин высказал мнение по поводу принадлежности Крыма.
Журналист Василий Уткин заявил, что смотреть матчи сборной России невозможно
Он отметил, что трудности на фронте есть всегда, но сеять панику не нужно. Также он раскритиковал Пригожина за эмоциональность его публичных выступлений. За такие слова в Великую Отечественную войну поставили бы к стенке», — заявил Даудов.
Это медицинский факт истории. Но гениальный большевик Сталин сумел, используя по-марксистско-ленински внутренние хищнические противоречия между богатеями, часть их привлечь на сторону СССР в войне против Гитлера. Вы сложно рассуждаете. Гражданская война - это, как тут уже писал Дмитрий, война между гражданами одной страны. Худшее из социальных зол.
В вопросе "что-то или гражданская война" - лучше "что-то". Даже если это бедность, рабство, эмиграция. Но не гражданская война. Участие в ней - на любой стороне - злой грех. Как сказал великий русский подвижник св. Феодосий Киево-Печерский, "война с иноплеменниками может быть по гневу Божию за то, что мы не обращаемся к Нему - а междоусобная брань бывает по наущению от диавола и от злых людей". Является ли СВО гражданской войной?
Нет, конечно.
Кто скрывается в катакомбах Азовстали? Левшина Сеченовского университета, академик РАН в программе Андрея Угланова Зауглом 25 октября 2021 Андрей Угланов - главный редактор федерального еженедельника "Аргументы недели", представляет аудиоверсию своей новой книги, чье действие охватывает период с 60-х годов прошлого века и до сегодняшних... Новый выпуск программы Андрея Угланова. Оформите годовую подписку или купите...
Гвардиола стал первым тренером в истории, которому удалось завоевать по три трофея с двумя разными клубами, оформив так называемый требл.
Ранее футбольный агент Дмитрий Селюк заявил , что снял проклятие с «Манчестер Сити». Все новости на тему: Подписывайтесь на «Газету. Ru» в Дзен и Telegram.
Бойцы ЧВК «Вагнер» рассказали о серьезном ранении Дмитрия Уткина
Алла Веруш, аналитик Белорусского института стратегических исследований: Хочу добавить, что мы услышали план А, он открыто был объявлен. Мы увидели, что в нем очень много от тех технологий, которые в августе 2020 года применялись. Поэтому мы предполагаем, какая может быть реакция. С другой стороны, не факт, что где-то нет плана Б. Этот план Б может сработать совершенно неожиданно. Мы понимаем, что есть много политических технологий, информационных технологий, тех, которые вместе объединены в одно целое. Мы видим, как они могут работать на консолидацию, на направление гражданской активности в совершенно другое русло. Поэтому нам все равно нужно быть в этом плане очень бдительными, потому что возможно наложение каких-то информационных поводов, триггеров.
Кого радуют молодые, кого приглашают в сборную, а они как-то то ли недостаточно гордятся, то ли патриотическое воспитание хромает — я думаю, именно в этом дело, — то ли еще что-то? Как бы то ни было, радости никакой это не приносит совершенно. Спорт — это про результат, когда победы, и даже если поражение — это от того, что ты стремился победить. Сейчас участие в соревнованиях не имеет перспективы.
Рецензия на нее была отрицательной. Ярлык «мелкобуржуазности» прилип к поэту. Факты нарушения законности в конце 30-х годов наложили отпечаток и на поэзию Уткина. Многие вещи опубликовать тогда он не мог. Вышедшее в 1933 году стихотворение «Обида» было своеобразным откликом на поднимающий голову антисемитизм. Самое начало 30-х годов словно бы выпало из творчества Иосифа Уткина. Лишь к середине десятилетия к нему в полной мере возвращается его неповторимый поэтический голос. Никакой манерности, вычурности, никаких диковинных форм — классическая простота, предельная искренность, любовь, нежность и боль. На вокзале хмуро… сыро… И сказать без всякой фальши: «Дайте мне билет подальше. Понимаете… мне худо…» Практически с самого начала войны Иосиф Уткин стал фронтовым журналистом и фронтовым поэтом.
Померанцу «выписки из твиттерских сообщений игумена Виталия Уткина »? Они скомпилировали фразу о «пути» с фразой из совершенно другого моего материала, взятого из той же дискуссии с РНЛ 2010 года. Откуда появился этот последний материал? Через день после провокационного, как мне казалось, интервью Б. О нападках и клевете неообновленцев и модернистов в адрес «Русской народной линии» ». В нем, в том числе, говорилось: «В последнее время к хору тех, кто требует мер прещения в адрес «Русской народной линии», присоединился и секретарь Иваново-Вознесенской епархии игумен Виталий Уткин ». И далее тремя абзацами ниже А. Степанов написал: «Давайте признаем, что вы, дорогие отцы, представляете интересы крайне малочисленного, хотя и весьма агрессивного лобби внутри Церкви, фактически стоящего на необновленческих и модернистских позициях». Именно на это утверждение я и ответил своей заметкой: « «Неообновленец» и «модернист», говорите? Из моего ЖЖ она давно удалена почему скажу ниже. Посмотрим на сохраненную копию этого материала. Еще раз прошу прощения у читателей, но привожу материал полностью: «Анатолий Степанов, по укоренившейся с 90-х годов привычке почему-то соотносящий себя с «голосом церковного народа», опять облил грязью отца Андрея Кураева, а меня объявил «неообновленцем» и «модернистом». Весьма любопытное обвинение. Вот только Анатолий Дмитриевич забыл объяснить, чем он может это обосновать. Я, например, выступаю категорически против перехода на новый стиль или отказа в богослужении от церковно-славянского языка, никак не общаюсь с инославными. Считаю, что Россия в настоящий момент не созрела для демократии, а церковная «демократия» вообще неканонична и невозможна. Последнюю совершенно ошибочно именовать «соборностью». Говоря о такой «демократии церковного народа» нужно сразу вспоминать последствия «псаломщических революций» 1917 года в епархиях. С большим уважением отношусь к имперскому и советскому периодам нашей истории. Не скрываю, что уважительно и с пониманием отношусь к Сталину. В общественно-политическом плане считаю себя сторонником автократии византийского образца. Так что жду объяснений. А то ведь, за ложь и оскорбления, которые изливаются со страниц «Русской народной линии», можно и сатисфакции потребовать. Господин Степанов не боится, что все те, кого шельмовал его ресурс в последнее время, могут разом подать иски в Церковный суд? Причем, в Общецерковный, в силу того, что г-н Степанов пишет о принадлежности авторов «РНЛ» к разным епархиям? В своем письме к митрополиту Илариону я написал: «РНЛ обвинила меня в модернизме, обновленчестве и либерализме, на что, защищаясь, я, среди прочего, опрометчиво отметил свое уважение к имперскому и советскому периодам нашей истории и крайне запальчиво, неудачно и, как теперь понимаю, соблазнительно, произнес имя Сталина. С самого раннего периода моего воцерковления, с конца 80-х годов, я глубоко почитаю новомучеников и исповедников. Естественно, что говоря о «Сталине» я образно имел в виду, в первую очередь, победу в Великой Отечественной войне и сохранение державной государственности. Это отнюдь не было оправданием репрессий или презрением памяти всех пострадавших от безбожного режима. Но в других местах я всегда подчеркивал самое главное — все те негативные тенденции, которые мы наблюдаем сейчас в обществе, были заложены именно в советский период. Их главная причина — безбожие. Я не являюсь и никогда не являлся сталинистом. Это просто невозможно в той епархии, одним из святых которой является святитель Василий исповедник, епископ Кинешемский, скончавшийся в ссылке в 1945 году. Любые советские достижения условны в силу непомерной человеческой и духовной цены, заплаченной за них». Думаю, что это объяснение вполне понятно. Никакие временные советские достижения не могут перевесить того факта, что огромное количество наших соотечественников сошли в могилы не только не сподобившись соединиться со Христом во Святом крещении и причащении Святых Таин, но даже не слышав о Христе. Вся огромная государственная мощь без Христа рассыпалась в пыль. С другой стороны, я считал и считаю себя государственником. Считаю, что сохраненная в советские годы державная государственность являлась важнейшим внешним выражением исторической России, ее скрепой. Другое дело, что эта скрепа истачивалась изнутри безбожием. Наряду с развитием принципа социальной справедливости, высоким уровнем социальной солидарности и развитой вертикальной общественной мобильностью мы видим даже не просто репрессии. Речь идет о разрушении духовной составляющей самого человека. Я считаю, что именно в советский период был запущен духовно-генетический механизм вырождения нации. Но это не значит, что Великая Россия не ценна сама по себе. Очень даже ценна, если государственная власть в конце концов вступает в симфонические отношения с Церковью, если внешняя оболочка наполняется внутренним духовным содержанием. Именно эта церковно-государственная симфония ненавистна нашим ультралибералам. Но, сколько бы о такой симфонии ни говорили «патриоты», например, авторы РНЛ, они на деле будут такую симфонию отрицать — именно в силу своего антииерархического характера. Потому что подлинная церковно-государственная симфония, на мой взгляд, возможна только там, где в качестве коренного признается принцип церковной и общественной иерархии. Не может каждая кухарка управлять государством, что бы там ни говорил господин Ульянов. Именно поэтому я не считаю себя «демократом» в смысле современного общественного популизма. Но демократия является очень важным инструментом общественной жизни. Только вот такая демократия должна отражать реальную ткань этой самой жизни, быть выражением социальной солидарности и взаимной социальной ответственности. Об этом я пишу митрополиту Илариону: «Мне приписана также вырванная из контекста фраза о неготовности России к демократии, однако в Интернете я неоднократно писал о глубинных исторических традициях низовой народной демократии, ставших залогом восстановления государственности в 1612 — 1613 годах. Но эта низовая демократия была христианской и глубоко нравственной». Повторю — для демократии нужна развитая ткань народной жизни, взаимная солидарность и взаимная ответственность. И, самое главное, всё это должно покоиться на твердом нравственном фундаменте, базовых традиционных ценностях, а вовсе не проистекать из широчайшего плюрализма постмодернистского хаоса. Я считаю, что в настоящий момент именно этого в нашем обществе катастрофически не хватает. Но, как ни парадоксально, такую демократическую традицию мы можем найти в русском обществе прошлых столетий. Мне хочется в связи с этой фразой обратить внимание читателей на статью из своего «Живого журнала» « Гражданская солидарность и отечественная демократическая традиция ». Она написана на основе моего доклада на заседании Правительства Ивановской области. Речь идет об идейном содержании торжеств 2012 года и Дня народного единства. В статье говорится, что в XVII столетии местная муниципальная солидарность и местное муниципальное самоуправление были столь развиты, что даже когда была утрачена верховная государственность, местные самоуправляющиеся земства и общины смогли создать вооруженную силу, освободить страну и воссоздать эту самую государственность. И эта подлинная демократия, основанная на глубокой церковности была в нашей стране гораздо раньше Декларации «Мэйфлауэра» и отцов-пилигримов. И уж, тем более, раньше на полтораста лет отцов-основателей США. Вот если мы воссоздадим такую ткань общества которое и будет подлинным гражданским обществом , тогда — да, я смогу назвать себя демократом. В приведенных материалах мелькает моя фраза о византийской автократии. В 2010 году у меня шла интенсивная и интересная полемика по этому вопросу с диаконом Владимиром Василиком она может быть сохранилась в Яндексе или в журнале отца Василия, если он ее не удалял. Так вот, византийский автократор, позднее василевс как раз является одним из демократических институтов. Формально он выражает власть сената, армии и народа. И так было непрерывно со святого благоверного императора Константина Великого. Но, о «церковной демократии» можно говорить в другом смысле — широкого церковного обсуждения тех или иных проектов, особенно в церковно-общественной области. И сейчас созданы для этого прекрасные механизмы в виде Межсоборного присутствия. Это ценнейший опыт создания подлинной солидарности и соборности внутри Церкви. Только к риторике о «соборности» наших записных «патриотов» это не имеет никакого отношения. Это же надо умудриться из всех вышеперечисленных построений вывести мое отрицание демократии в принципе и призывы идти по некоему «сталинисткому пути»! Итак, смотрим, каким образом была составлена вторая половина фразы из письма З. Во-первых, она не из Твиттера. На самом деле — в статье « Почему я не согласен с РНЛ » за сентябрь 2010 года: «Для меня первична церковная идентичность — именно поэтому я выступаю за строгую церковную дисциплину. Это все мы уже проходили в 1917 году — все эти «псаломщические революции» и «феврализм» в Церкви». В письме З. Померанца: «Я категорически не приемлю любого диссидентства. По сути, это антигосударственные либералы» Это фраза из той же моей статьи, лишенная своего контекста. Много и подробно об этом говорилось выше. А вот дальше — хитрая комбинация. Из письма З. Померанца: «Не удивительно, что подобное мировоззрение в качестве своего кумира способно поставить на пьедестал ни кого иного как тов. Так и надо по нему идти»» Еще раз смотрим — первая часть фразы вырвана из контекста моей статьи « «Неообновленец» и «модернист», говорите? А вторая — опять из первой моей статьи « Почему я не согласен с РНЛ ». О том, как она вырвана из контекста и истолкована я подробно писал выше.