Новости святитель филипп митрополит московский

В день перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, в храме Рождества Богородицы села Маково состоялась Божественная литургия, которую совершил иерей Сергий Куликов. Главная Новости Главные событияВ год 455-летия мученической кончины святителя Филиппа Московского в Успенском Отроче монастыре митрополит Амвросий совершил Божественную литургию. Святитель ФИЛИПП, митрополит Московский и Всея Руси, чудотворец (†1569). Митрополит Московский Филипп, которого в понедельник вспоминают в Русской церкви, согласно житию, был убит главой опричников Малютой Скуратовым, но прямо говорить, что это было сделано по указанию Ивана Грозного, невозможно, рассказал РИА Новости.

Жития святых. Филипп, митрополит Московский

По отпусте Литургии был совершен молебен святителю Филиппу, митрополиту Московскому, по окончании которого настоятель храма протоиерей Иоанн приветствовал Преосвященного епископа Иоанна и вручил ему букет цветов. В 1912 г. святителя назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. Так же митрополита Московского можно увидеть среди других святителей на иконах соборов святых. Итог митрополитству святителя Филиппа и заговору против него подводят святые Четьи-Минеи (за январь, в день памяти святого Филиппа).

Православные празднуют память святителя Филиппа, митрополита Московского

А Церковь вне всякой партии, потому что само слово «партия» означает часть, то есть часть целого. А Церковь не часть — она для всего народа, и потому никакие симпатии в отношении тех или иных политических сил не могут быть официально провозглашены как церковное учение и не могут официально провозглашаться в церковной проповеди. А что может провозглашаться? И кого Церковь может и должна поддерживать? Всех тех политиков или общественных деятелей, которые ратуют за единство всего нашего народа, за единство нашей Церкви, за подлинную независимость страны от различных могущественных сил, будь то на Востоке, или на Западе, или в иных местах нашей планеты. Потому что Церковь опасается, что политическая зависимость может оказать отрицательное воздействие на духовную жизнь, как бывало в прошлом. Именно поэтому Церковь поддерживает подлинную независимость и все деяния власти, направленные на сохранение этой независимости от политических сил, находящихся вне нашей страны. И это не означает участия в политике — это означает заботу о благополучии людей, о сохранении нашей подлинности, о сохранении веры православной и тех ценностей, которыми живет еще по милости Божией наш народ. Тех духовных ценностей, которые идут от наших предков, тех ценностей, за которые проливали кровь наши мученики и новомученики Церкви Русской. Сегодня, вспоминая имя святителя Филиппа, мы обращаем к нему молитвы, чтобы он предстательством своим пред лицом Божиим сохранил державу Российскую от всяких напастей и извне, и изнутри, чтобы сохранялось единство народа, единство Церкви нашей, чтобы власть имела своим приоритетом заботу о сохранении Отечества нашего как независимого государства, а также о сохранении тех ценностей, которые впитаны в духовную культуру наших людей и которые во многом были сформированы под духовным влиянием Русской Православной Церкви.

Памятуя о подвиге святителя Филиппа, мы сегодня возносим особые молитвы и о властях, и о воинстве, и о народе нашем, дабы в мире, единомыслии, духовной чистоте и вере протекала наша национальная жизнь, формируя ту внутреннюю силу, которая способна обеспечить полную независимость и свободу нашего народа. Молитвами святителя Филиппа, всех Московских святителей и всех святителей, в земле Русской просиявших, да хранит Господь Отечество наше и Церковь нашу от всяких напастей, бед и зол и да укрепляет всех нас на пути духовного совершенствования и приближения к Богу, через которое испепеляется и исчезает грех и всякое человеческое беззаконие. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси 23 января 2023 года.

Боитесь ли лишиться славы тленныя, но никакой сан мира сего не избавит вас от муки вечной, если преступим заповедь Христову и забудем наш долг пещись о благочестии благоверного царя, о мире и благоденствии всего православного христианства. На то ли взираете, что молчит царский синклит?

Мы поставлены право править великую истину, хотя бы и душу положили за порученное стадо. Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного. Турлыгин На горячий призыв митрополита откликнулся только Казанский архиепископ Герман, он встал на сторону Филиппа, поддерживая и сочувствуя ему. Другие же пастыри не только испугались, но даже пытались помешать и навредить предстоятелю Церкви. Не случайно, видимо, и спустя 80 лет большинство бояр и архипастырей также затворили уста во время безумной церковной реформы царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.

И в наши года мы видим, как многие призванные к государственной и духовной власти взирают равнодушно на беззакония и народные страдания. Обличение царской неправды Осенью 1567 года царь выступил в поход на Ливонию, именно тогда ему стало известно о боярском заговоре. Изменники намеревались захватить царя и выдать польскому королю, уже двинувшему войска к русской границе. Иоанн Грозный сурово расправился с заговорщиками, и вновь было пролито много крови. В Крестопоклонную Неделю, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор, как обычно, в монашеских облачениях, митрополит Филипп отказался благословить его и стал открыто порицать беззакония, которые творили опричники: «учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати об опричнине».

Обличение Владыки прервало благолепие церковной службы. Царь Иоанн Грозный в гневе сказал: «Нам ли противишься? Увидим твердость твою! Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного. Пукирев Церковный суд над митрополитом Филиппом Царь стал проявлять еще большую жестокость в преследовании всех противившихся ему.

Казни следовали одна за другой. Участь митрополита-исповедника была решена. Но Иоанн Грозный хотел соблюсти канонический порядок. Боярская дума послушно вынесла решение о суде над Главой Русской Церкви. Над митрополитом Филиппом был устроен соборный суд в присутствии поредевшей Боярской думы.

Это было 4 ноября. Арест митрополита Филиппа. Ты думаешь, я боюсь тебя или смерти? Лучше умереть невинным мучеником, чем в сане митрополита безмолвно терпеть все эти ужасы беззакония. Твори, что тебе угодно.

Вот жезл пастырский, вот клобук и мантия, которыми ты хотел меня возвеличить. А вы, служители алтаря, — продолжал святитель, обращаясь к епископам, — пасите верно стадо Христово: готовьтесь дать ответ Богу и страшитесь Царя Небесного более, чем земного. Сказав эти слова, святой Филипп снял с себя знаки своего достоинства и хотел удалиться, но царь остановил его, сказав, что ему должно еще ожидать соборного определения, а не быть своим судьей. Принудил его взять обратно одежду святителя и еще служить обедню 8 ноября. Это был праздник Архангела Михаила.

Басманов приказал прочитать вслух перед всем народом царский указ и приговор собора о низложении митрополита, причем оглашены были и все клеветы на него. По окончании чтения пришедшие с яростью кинулись на святителя и стали срывать с него священные одежды. Пред вратами обители святой Филипп в последний раз обратился к окружающей его пастве с утешительными словами: Все это принял я ради вашего блага, чтобы умиротворилось смятение ваше. Тогда же прозвучали пророческие слова митрополита о судьбе Русской Церкви: О чада, скорбно сие разлучение, но я радуюсь, что сие приобрел ради Церкви; настало время ее вдовства, ибо пастыри, как наемники, презираемы будут. Не удержат они здесь своей кафедры и не будут погребены в своей соборной церкви Матери Божией.

Это пророчество окончательно исполнилось через несколько десятилетий. Приняв последнее благословение от святителя, народ в смущении разошелся по своим домам, а Филипп был заключен в обитель. Наконец, отвезли в заточение в Тверской Отрочь монастырь. Тверской Успенский Отроч монастырь Убийство опального митрополита Прошло около года, как святой Филипп был в заточении.

Филипп отказал. Прозревая то, что должно свершиться, он сказал Малюте: «Делай то, зачем пришел». Опричник задушил старца.

Филиппа погребли на земле обители. Филиппа, несмотря на царскую немилость, стали почитать как святого в Соловецком монастыре. В 1652 году митрополит Новгородский Никон, будущий патриарх, отправился на Соловки. Там он прочитал монахам грамоту, где царь Алексей Михайлович за давно умершего царя Иоанна Грозного молил Филиппа о прощении. Мощи Филиппа доставили в Москву. Народ и духовенство встречали их с радостью. Царь нес гроб вместе с архиереями.

Мощи поместили в Успенском соборе Кремля. Филипп был прославлен как великий святой. Вот братья и сестры какой великий человек сегодня воспоминается — митрополит Филипп Московский, который жертвенной любовью к Богу и ближним смог очистить Русь Святую от злого начинания — опричнины Иоанна Грозного. Правители после Иоанна Грозного, увидели в опричнине тьму, о которой говорит Священное Писание и упразднили ее. Молитвами святителя Филиппа Свет Христов да просветит всех нас. В своем слове архиерей отметил праведность и благочестие жизни новопреставленной Елены и как древо познается по плодам, так и человек, по плодам, принесенным в жизни. Ее дочь Анастасия Анатольевна Воронова имеет большие заслуги перед Церковью и перед всей системой образования Оренбургской области.

О том, что исцелить это человеческими силами нельзя, говорил еще прп. Иоанн Лествичник , писавший: «Блудных исправляют люди, лукавых — ангелы, а гордых — один Бог». Именно видя состояние царя, от митрополии отказались: митрополит Афанасий, оставивший кафедру, видя все происходящее; свт. Герман Казанский, которого царь упросил занять митрополию — но не выдержал его обличений. Колебался также свт.

Ведь виденное им в пустыни означало одно: ему предстоит стать митрополитом, чтобы принять мучительную смерть. Иоанн Грозный и митрополит Филипп. Художник Кузьмин О. Говорят, что святителя склонили к принятию митрополии другие епископы. Его убеждали, что он, с детства знавший царя, сможет повлиять на него, остановить казни.

И убедили. Первые полтора года прошли относительно спокойно: царь, удовлетворенный его обещанием «не вступаться» в дела опричнины, позволял владыке «печаловаться», то есть заступаться за некоторых «бояр-изменников», даже слушал его советы. Подвиг и убийство митрополита Филиппа В 1568 г. А за ними — открытый конфликт с царем. По свидетельству служивших при царском дворе иностранцев, митрополит сначала пытался беседовать с Иваном наедине, а 22 марта 1568 г.

Таубе и Э. Крузе приводят такие слова Предстоятеля, обращенные к царю: «Милостивейший царь и великий князь, до каких пор будешь ты проливать без вины кровь твоих верных людей и христиан? Долго ли будет продолжаться в Русском государстве эта несправедливость? Татары и язычники и весь свет может сказать, что у всех народов есть законы и право, только в России их нет; во всем мире преступники находят у правительства сострадание, если ищут его, но в России нет сострадания для невинных и праведников. Подумай о том, что хотя Бог поднял тебя в мире, но все же ты смертный человек и Он взыщет с тебя за невинную кровь, пролитую твоими руками.

Камни под твоими ногами, если не живые души, будут вопиять против тебя и обвинять тебя, и я должен сказать это тебе по приказанию Божьему, хотя бы смерть угрожала мне за это». Святой митрополит Филипп укоряет Иоанна Грозного. Царь, жестоко мстя, архиерею, решил устроить над ним показательное судилище: начали с ареста, предания мучениям митрополичьих бояр, приближенных; пострадали также многие родственники святого; кроме этого, на Соловки была послана целая «комиссия» для сбора фактов о «неподобающей» жизни угодника Божия; преемника Филиппа на игуменстве, Паисия, за лжесвидетельство обещали сделать епископом; где силой, где посулами заставили клеветать других иноков; более же всего обвинял Филиппа в колдовстве, других грехах Новгородский архиепископ Пимен. Один из них, Федор Басманов, зачитал приговор беззаконного «церковного суда» с ложными обвинениями. Сорвав архиерейское облачение, вытолкали старца из храма.

Тогда же Филипп был сослан в Тверской Отрочь монастырь. Год спустя, 23 декабря 1569 г. Святитель отказался благословить поход опричного войска на Новгород, и был, по всей видимости, задушен — с ведома, а может быть, по поручению царя, тем исполнившего меру своих грехов.

Содержание

  • Конструктор православных сайтов - Приход.ру
  • Жития святых. Филипп, митрополит Московский
  • Церковь вспоминает святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России
  • 22 января. Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России чудотворец, смотреть онлайн
  • Проповедь в день памяти святителя Филиппа Московского

(Фил.4,4–9; Ин.12,1–18).

  • Икона Филиппа Московского
  • Святитель Феофан Затворник "Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия"
  • Храм святителя Филиппа, митр. Московского – Telegram
  • Сообщить об опечатке

Житие Филиппа Московского

  • Деревня Сертякино
  • 16июля-память свт. Филиппа Московского и всея Руси (Галина Николаевна Николаева) / Проза.ру
  • Икона Филиппа Московского
  • Святитель Филипп, митрополит Московский – ПРАВОСЛАВИЕ
  • Митрополит Филипп Московский: житие, борьба с опричниной и конфликт с Иваном Грозным
  • О чем молятся святителю Филиппу

16 июля — перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского

Затем его перевели в Тверской Отрочь монастырь, где 23 декабря 1569 года, святитель принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова. Святитель Филипп своей жизнью явил пример искреннего служения и верности Богу. Он как истинный пастырь заботился о вверенных ему чадах Русской Православной Церкви, не жалея даже собственной жизни. Такое искреннее служение является образцом для каждого христианина. Церковь празднует память святителя Филиппа с 1591 года, и с тех пор всей стране стали появляться храмы, освященные в его честь.

В нашей митрополии тоже есть храм в честь святителя Филиппа. Он расположен в Валдайском Иверском монастыре.

Вопреки ожиданиям царя святитель Филипп стал смело обличать неправду и призывал Ивана Грозного к раскаянию. После очередной волны казней, святитель Филипп отказался благословить царя во время службы и обличил его перед всем народом. Иван Грозный не простил святителю такой смелости. Митрополит Филипп был осужден и сослан в Тверской Отрочь монастырь.

Где и был впоследствии убит приспешником царя Малютой Скуратовым. Святитель Филипп предвидел свою смерть и предупредил братию монастыря.

Обитель духовно возрождалась. Для упорядочения жизни в монастыре был принят новый устав. Святой Филипп построил на Соловках два величественных храма - трапезный храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига.

В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим. Святитель долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Церкви. Духовной близости с Иоанном он не чувствовал. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость. Наконец, царь и святой митрополит пришли к уговору, чтобы святому Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с митрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты. Иоанн Грозный, один из самых противоречивых исторических деятелей России, жил напряженной деятельной жизнью, был талантливым писателем и библиофилом, сам вмешивался в составление летописей и сам внезапно оборвал нить московского летописания , вникал в тонкости монастырского устава, не раз думал об отречении от престола и монашестве.

Каждый шаг государственного служения, все крутые меры, предпринятые им для коренной перестройки всей русской государственной и общественной жизни, Грозный стремился осмыслить как проявление Промысла Божия, как действие Божие в истории. Чем сильнее сгущалась тьма вокруг Грозного, тем решительнее требовала его душа духовного очищения и искупления. Приехав на богомолье в Кириллов Белозерский монастырь, он возвестил игумену и соборным старцам о желании постричься в монахи. Гордый самодержец пал в ноги настоятелю, и тот благословил его намерение. С тех пор всю жизнь, писал Грозный, "мнится мне, окаянному, что наполовину я уже чернец". Сама опричнина была задумана Грозным по образу иноческого братства: послужив Богу оружием и ратными подвигами, опричники должны были облачаться в иноческие одежды и идти к церковной службе, долгой и уставной, длившейся от 4 до 10 часов утра.

Его кротость и благочестие оставили сильное впечатление в душе его сверстника, царя Иоанна. По примеру своего отца Феодор начал военную службу, и его ожидало блестящее будущее, но сердце его не лежало к благам мира. Против обычая времени он медлил жениться до тридцатилетнего возраста. Один раз в церкви, в воскресный день, сильно подействовали на него слова Спасителя: Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть Мф. Услышав в них свое призвание к иночеству, он тайно от всех, в одежде простолюдина, оставил Москву и направился в Соловецкую обитель. Здесь в течение девяти лет он безропотно нес тяжкие труды послушника, работал, как простой селянин, то на огороде, то в кузнице и пекарне. Наконец, по общему желанию братии, был поставлен в пресвитера и игумена. В этом сане игумен Филипп ревностно заботился о благосостоянии обители в материальном, а больше — в нравственном отношении. Он написал для братии новый устав, в котором начертал образ трудолюбивой жизни, запрещающий праздность. Игумена Филиппа вызвали в Москву для духовного совета, где при первом же свидании с царем он узнал, что для него назначена кафедра митрополита. Со слезами он умолял Иоанна: «Не разлучай меня с моей пустыней; не вручай малой ладье бремени великого». Иоанн был непреклонен и поручил архиереям и боярам убедить Филиппа к принятию митрополии. Филипп согласился, но требовал уничтожения опричнины. Архиереи и бояре уговаривали Филиппа не настаивать усиленно на этом требовании из уважения к самодержавию царя и смиренно принять сан. Филипп уступил воле царя, видя в ней Божие избрание. В первое время святительства Филиппа 1567—1568 гг.

22 января — Память святителя Филиппа, митрополита Московского (1569)

Перенесение мощей святителя Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву совершил Новгородский митрополит Никон, будущий Патриарх Московский и всея России. Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, родился в 1507 году. Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, всея России чудотворца.

Какого числа день памяти Филиппа Московского в 2024 году

На месте встречи мощей святителя Филиппа московским духовенством и народом был воздвигнут крест, от которого получила свое название Крестовская застава в Москве (у Рижского вокзала). Святителя Филиппа, митрополита Московского. Святой митрополит Филипп родился1 в царствующем городе Москве от благочестивых и благородных родителей, из славного рода бояр Колычевых. Святитель Филипп митрополит МосковскийВ 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена. Таких, как святитель Филипп, митрополит Московский, который не побоялся противостоять грозному тирану, проливавшему невинную кровь. 22 января Церковь празднует память святителя Филиппа, митрополита Московского. Святитель Филипп (Колычев) происходил из знатного и древнего боярского рода Колычевых, известного уже в XIII веке.

Святитель Филипп митрополит Московский и всея России чудотворец

Но по природе свой он был вспыльчив и подозрителен, и именно эти отрицательные черты и привели к трагедии в Тверском Отрочем монастыре, где проживал святитель Филипп. Дошли до царя слухи, что святитель задумал недоброе, что он вместе с боярами хочет противостоять централизации власти и особой миссии, которую царь Иван Грозный на себя возложил. И царь, движимый особенностями своего характера, совершил преступление, и не где-нибудь, а в том месте, где мы с вами сейчас находимся. Здесь совершалась служба, святитель стоял на стасидии, по обычаю тогдашних Предстоятелей Русской Церкви, а царь стоял вот на этом месте; и, казалось бы, ничто не предвещало трагической развязки. Но царь, как уже сказано, был человек возбудимый — по всей вероятности, врачи могли бы сейчас диагноз поставить, что не очень-то он мог совладать с болезненным состоянием своей нервной системы. Подозревая митрополита Филиппа в сговоре с боярами, в его готовности противостоять царской власти, Иван Грозный заточил святителя, а затем тот был сослан в Отроч монастырь, где его убил посланник царя Малюта Скуратов. Вот такая трагическая история. Вообще она свидетельствует о том, что Церковь по своей природе не должна вмешиваться в государственные дела.

У каждого члена Церкви есть право высказываться по любым вопросам, в том числе политическим, участвовать в избрании различных должностных лиц, а Церковь как институт, единственный в нашей стране, объединяет всех. В Церкви могут найти место люди разных политических убеждений, и правые, и левые, при одном только условии: эти взгляды не должны приносить зла другим, не должны нарушать мир, покой и благоденствие Отечества и не должны нести смуту внутрицерковную. Все эти требования сегодня в достаточной мере осуществляются, и Церковь, будучи духовной силой, оказывающей большое влияние на жизнь народа, не вмешивается в политические процессы, не выступает за одних против других. Потому что всякое участие в такого рода действиях влечет за собой разделение людей, а Церковь призвана соединять всех вне зависимости от политических убеждений, от национальности, от историософских взглядов и т. Церковь — это мать, и двери храма открыты для всех.

Иоанн был непреклонен и поручил архиереям и боярам убедить Филиппа к принятию митрополии. Филипп согласился, но требовал уничтожения опричнины. Архиереи и бояре уговаривали Филиппа не настаивать усиленно на этом требовании из уважения к самодержавию царя и смиренно принять сан. Филипп уступил воле царя, видя в ней Божие избрание. Митрополит Филипп, не прибегая вначале к открытым выступлениям против опричнины, посылал Иоанну увещевательные письма, в которых призывал царя смириться и одуматься. Государю надоели эти послания. Он стал называть митрополита Филиппа Филькой, как в народе величали простаков, недоумков или простофилей. Письма от митрополита царь с издевкой именовал «Филькиными грамотами» — пустыми, ничего не значащими бумажками. Позже это выражение стало употребляться вне своего исторического контекста — в качестве синонима для фальшивого или юридически несостоятельного документа презрит. В первое время святительства Филиппа 1567-1568 гг. Опять начались грабежи и убийства мирных граждан. Филипп несколько раз в уединенных беседах с царем старался вразумить его, но видя, что убеждения помогают, решился действовать открыто. Вдруг в церковь входит Иоанн с толпой опричников. Все они и сам царь были в высоких черных шлыках, в черных рясах, из-под которых блестели ножи и кинжалы. Иоанн подошел к святителю со стороны и три раза наклонял свою голову для благословения. Митрополит стоял неподвижно, устремив свой взор на икону Спасителя. Наконец бояре сказали: «Владыка святый! Царь требует твоего благословения». Святитель обернулся к Иоанну, как бы не узнавая его, и сказал: «В этой одежде странной я не узнаю царя православного, не узнаю его и в делах царства. Благочестивый, кому поревновал ты, исказив таким образом твое благолепие? С тех пор, как светит солнце на небе, не слыхано, чтобы благочестивые цари возмущали собственную державу… У татар и язычников есть закон и правда, а у нас их нет. Мы, государь, Богу приносим бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христиан. Не скорблю о тех, которые, проливая свою невинную кровь, сподобляются доли святых мучеников; о твоей бедной душе страдаю.

После трёхдневного поста за литургией в Спасо-Преображенском соборе Никон перед ракой с мощами прочёл грамоту царя, адресованную святителю: …великому господину, отцу отцев, преосвященному Филиппу, митрополиту Московскому и всея Руси, по благоволению Вседержителя Христа Бога, царь Алексей, чадо твое, за молитв святых твоих здравствует. За его покаяние и нашего ради прошения прийди к нам, святый владыко… По просьбе монастырской братии Никон оставил в монастыре часть святых мощей, а остальные переложил в привезённую с собой раку и начал с ними обратное путешествие в Москву. По дороге Никон письмами информировал царя о своём передвижении, на всех остановках мощи вносили в храмы и при большом стечении народа совершали перед ними молебны. Их встречали крестным ходом с участием царя и церковных иерархов, на месте встречи впоследствии был воздвигнут храм святого Филиппа в Мещанской слободе. Царь восторженно описал встречу святыни в своём письме к князю Н.

Во время богослужения в Успенском соборе он трижды публично проигнорировал царя, желающего взять благословение, обвиняя его в жестокости. Ответ царя не заставила себя долго ждать. Так же публично в Успенском соборе митрополит был извержен из сана, с него сорвали облачение и отправили в ссылку, где он вскоре был задушен. Через некоторое время мощи святителя были перенесены в Московский Кремль — в Успенский собор.

Святитель Филипп митрополит Московский и всея России чудотворец

Недруги не дали ему возможности так просто сложить полномочия, ведь цель у них была отомстить. Во время литургии митрополита Московского, которую служил святитель, в Успенский собор явились опричники. Перед народом был зачитан приговор о низложении обязанностей митрополита, с него сорвали священные одежды, выдворили из храма и отвезли на дровнях в Богоявленский монастырь. После этого Филиппа сослали в Отрочь-монастырь в Твери. Спустя год сюда приехал Малюта Скуратов, любимый царский опричник, и задушил святителя подушкой, а царю поведал, что тот погиб от угара. Так, в 1569 году святитель Филипп принял мученическую смерть.

Сам же святой старец предвидел свою кончину еще за три дня до этого происшествия и успел отдаться молитвам и причаститься Святых Таин. Захоронение и обретение мощей святителя Тело подвижника было предано земле в монастырских окрестностях. В 1591 году по ходатайству игумена Иакова произошло перенесение гроба с нетленным телом в Соловецкий монастырь, где святыню стали почитать. Мощи положили в могилу, которую святитель ранее приготовил для себя. В 1646 году тело переложили с почестями в другую гробницу и расположили ее в Преображенском соборе обители.

В 1652 году было решено царем Алексеем Михайловичем и патриархом Иосифом осуществить перенесение святых мощей в Москву. С этой целью в Соловецкий монастырь отправили посольство. По возвращении с гробом в Москву духовенство с местным народом воздвигли крест на месте встречи святыни. Это место получило название Крестовской заставы. Сейчас крест находится в алтаре Знаменского храма.

Мощи поместили в серебряную раку в Успенском соборе, где они пребывают и сейчас. День памяти митрополита Московского Филиппа II с 1591 года русская церковь празднует 23 декабря дата мученической смерти.

Святителя Филиппа, митрополита Московского В воскресенье, 16 июля 2023 года, Неделя 6-я по Пятидесятнице, память святителя Филиппа, митрополита Московского, всея России чудотворца, блаженного Иоанна Московского, Божественную литургию в нашем храме возглавил протоиерей Христофор Хилл, ему сослужили иерей Павел Зуев и диакон Димитрий Конов. После заамвонной молитвы прославили святителя Филиппа в тропаре, кондаке, молитве и величании. За богослужением пел хор храма святой великомученицы Екатерины на Всполье под руководством Олега Мартынова. После Божественной литургии отец Христофор Хилл отслужил водосвятный молебен, отец Павел Зуев — литию по усопшим. Сегодня Православная Церковь празднует память перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, всея России чудотворца. Мощи святителя Филиппа с 1591 года находились в Соловецкой обители, куда были перенесены из тверского Отроча монастыря. Перенесение мощей святителя Филиппа с Соловков в Москву состоялось в 1652 году при царе Алексее Михайловиче, взошедшем на престол в 1645 году.

В том же году состоялось знакомство молодого царя и игумена Кожезерского монастыря Никона, будущего патриарха Никона, переросшее в тесную дружбу.

Их встречали крестным ходом с участием царя и церковных иерархов, на месте встречи впоследствии был воздвигнут храм святого Филиппа в Мещанской слободе. Царь восторженно описал встречу святыни в своём письме к князю Н. Одоевскому: Такое множество народа было от самаго Напруднаго по соборную апостольскую церковь, что нельзя было и яблоку упасть, а больных лежащих и вопиющих к нему безмерно много, и от великаго вопля и плача безмерный стон был. Стоял он десять дней посреди церкви для молящихся, и во все дни с утра до вечера был звон, как на святой неделе, так и те дни радостны были: то меньше, что человека два или три в сутки, а то пять, шесть и семь исцеление получат. А как патриарха поставили он, свет чудотворец, двух исцелил в тот день, и ныне реки текут чудес.

Митрополит Филипп был осужден и сослан в Тверской Отрочь монастырь. Где и был впоследствии убит приспешником царя Малютой Скуратовым. Святитель Филипп предвидел свою смерть и предупредил братию монастыря. Народ почитал святителя Филиппа, как мученика. Роскомнадзор Главный редактор — Сапаева Елена Владимировна. Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт "Православное Поволжье".

Церковь празднует память святителя Филиппа, митрополита Московского

Митрополит Филипп Московский вернулся на свою кафедру – с которой был изгнан, пережив предательство близких людей, гонения, наконец, мученическую кончину. Святитель Филипп был вынужден оставить Соловецкий монастырь и вернуться в Москву, чтобы, по решению царя Ивана IV (Грозного), принять сан митрополита и возглавить управление Московской митрополией и всей Русской Церковью. Святитель Филипп был вынужден оставить Соловецкий монастырь и вернуться в Москву, чтобы, по решению царя Ивана IV (Грозного), принять сан митрополита и возглавить управление Московской митрополией и всей Русской Церковью. В начале 1652 года митрополит Новгородский Никон (будущий Патриарх) обратился к Патриарху Иосифу с предложением перенести мощи святителя Филиппа в Москву. Святитель Филипп, Митрополит Московский и всея России Чудотворец.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий