В Сети появились кадры самолета-камикадзе ВСУ со стокилограммовой бомбой. США с осторожным оптимизмом наблюдают за испытаниями новейшего стратегического бомбардировщика-«невидимки» В-21, недавно совершившего свой первый полет, сообщил министр ВВС страны Фрэнк Кендалл. в материале "". “На видео справа можно увидеть самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-2D Advanced Hawkeye, который в настоящее время используется ВМС, и который будет продолжать летать в качестве «цифрового квотербека» вплоть до 2040-х годов.
КАК РАБОТАЮТ СТЕЛС-ТЕХНОЛОГИИ
ВВС США представили новый стелс-бомбардировщик В-21 ценой $692 млн | Самолет не оснащен линзой Люнебурга, радиолокационным отражателем, используемым для того, чтобы сделать самолет-невидимку видимым для других во время учебных или небоевых полетах. |
Рособоронэкспорт предлагает мобильную РЛС для обнаружения самолетов-невидимок Stealth | Авария произошла с самолетом F-35B из 501-й учебной эскадрильи истребителей 2-го авиакрыла морской пехоты, рассказал в Корпусе морской пехоты США местному каналу WCSC. |
Стелс: как это работает. Что внутри технологии стелс? | Среди преимуществ стелс-материала лёгкость и прочность, он не требует технического обслуживания, его не нужно восстанавливать. |
Стелс-технологии: можно ли сделать самолет невидимым | Начало научному подходу к созданию самолетов-невидимок положил труд советского физика Петра Уфимцева. |
Ночной ястреб или хромой гоблин? История самолета-невидимки F-117
Злоумышленника задержали на месте преступления. Свою вину мужчина признал. Решается вопрос об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Ранее Neva.
Что реально может Су-57? Как отмечают западные эксперты, дать оценку эффективности достаточно сложно с такой программой, как F-35, которая выигрывает от согласованной маркетинговой кампании, направленной на то, чтобы американский налогоплательщик был доволен тем, как тратят его деньги, и чтобы представить самолет как достойную покупку для иностранных союзников. Это еще сложнее в России с её законодательством и секретностью. Хотя точные цифры относительно площади отражающей поверхности Су-57 недоступны, западные эксперты оценивают Су-57 как занимающий последнее место по скрытности среди самолетов пятого поколения из-за проблем с корпусом.
По мнению редактора Aviation Week авиационного эксперта Стива Тримбла, российская степень эффективности «стелс» не так высока, как американская, но «российские конструкторы не стремились выиграть битву за невидимость, но просто пытаются сделать Су-57 хитрым и способным истребителем с возможностями бомбардировки… и в этом отношении они, похоже, добиваются успеха». Российские чиновники неоднократно проводили параллели между его способностью передавать данные с сенсоров у Су-57 и революционной степенью ситуационной осведомленности F-35. Хотя, как считают на Западе, полный набор сенсоров Су-57 далек от финальной версии, отраслевые издания указывают на использование архитектуры открытой системы и распределенных вычислений в качестве свидетельства того, что системы на борту Су-57 не только передовые, но и модернизируемые. Радары Су-57, носовая радиолокационная система X-Band N036 «Белка» AESA и инфракрасный датчик поиска и слежения 101KS «Атолл» дают истребителю большое поле зрения и все, что ему может понадобиться для идентификации даже скрытых противников на горизонте.
Су-57, возможно, не является самым скрытным или самым технологически продвинутым истребителем пятого поколения на рынке, но он по-прежнему является продуктом долгой и легендарной истории России по разработке высокоэффективных боевых планеров. Как отмечают западные эксперты, система 3D-векторизации тяги действительно дает Су-57 огромную степень маневренности. Управление вектором тяги позволяет пилоту ориентировать двигатели истребителя независимо от фюзеляжа, делая возможными чрезвычайно резкие повороты или даже полет вперед при указывании носа и системы оружия вниз на противостоящий самолет. Су-57 намного превосходит F-35 и J-20A в выполнении акробатических манёвров на более низких скоростях.
Даже F-22 Raptor, широко известный как самый мощный истребитель «воздух — воздух» на планете, ограничен в своих возможностях векторизации тяги в сравнении с Су-57. Однако стоит отметить, что векторизация тяги ради акробатики съедает большую часть скорости истребителя. Подобный подход к воздушному бою ценится отнюдь не во всех ВВС мира. Су-57 может похвастаться второй самой высокой скоростью в классе, достигающей двух махов.
Это всего на несколько сотен километров в час медленнее, чем F-22. Фото летчика 1-го класса Мэтью Бруха Выводы В целом Су-57 не такой продвинутый, способный или скрытный, как три других истребителя этого поколения, но это не значит, что он не представляет собой важный скачок в возможностях для российских военных, считает Алекс Холлингс. По его оценке, вместо того чтобы полагаться на скрытность, область технологий, в которой российская авиапромышленность может отставать, «Сухой» включил скрытность в дизайн платформы, создав истребитель, который может быть не более «злым», чем F-35, но достаточно «зол», чтобы вызвать некоторые реальные проблемы для противников, даже если остальные его возможности существуют пока только на чертежной доске.
По обоснованным причинам о них редко когда говорят и, тем более, не раскрывают секретов. Как СССР упустил свой шанс wallpapercave. В 1962 году советский ученый Перт Уфимцев опубликовал книгу, в которой описал теорию новых конструктивных особенностей самолета, способных сделать его менее заметным.
Власти СССР сочли теорию за вымысел и шутку. Тогда как в Пентагоне в 1970 взяли труд Уфимцева за основу первого в мире стелс-самолета. После многочисленных испытаний, корректировок и вычислений в 1978 был создан знаменитый «Ночной ястреб». В стране работа над стелс-самолетами началась в 80-ые в «МиГе» и «Сухом». В связи с непростым временем, а также с приходом 90-х, разработки затормозились. Основательно к ним приступили с приходом «нулевых».
П-18-2 отличается от большинства представленных на рынке радиолокационных станций высокой мобильностью, достигаемой за счет размещения всей аппаратуры и антенно-мачтового устройства на одной единице транспорта. При этом боевой расчет станции составляет всего 2 человека, которые могут вести работу как из оборудованной кабины, так и с выносных рабочих мест. РЛС обладает высокой степенью автоматизации. Время автоматического свертывания и развертывания станции - около 5 минут. РЛС "Прима" работает в метровом диапазоне волн. Она способна обнаруживать все летательные аппараты, в том числе исполненные с применением технологии Stealth.
На МАКСе показали российский беспилотный самолет-невидимку
Возможно ли потерять самолёт-невидимку? | Аргументы и Факты | Существующие стелс-покрытия самолётов нуждаются в регулярном восстановлении. |
"Самолетов-невидимок не существует - российские РЛС видят все" // АвиаПорт.Новости | B-2 Spirit, F-22 Raptor и F-35 Lightning II. |
Компания из США показала в своем ролике новый стелс-истребитель последнего поколения
В начале декабря 2022-го года ВВС США обнародовали свои достижения в области модернизации ядерного флота, представив стелс-бомбардировщик B-21 Raider. Российский самолёт-невидимка не оставил шансов американскому F-15. В 80-х немец начал активно рассказывать, что именно он придумал «стелс» и его самолёты были невидимы для радаров. Для этого радара нет понятия «самолет-невидимка». Самолёты-невидимкипротив ЗРК На разработку американского самолёта-невидимки F-35 потратили почти 60 миллиардов долларов. С учётом нового опыта были созданы самолёты-невидимки F-22 и F-35, теоретически существенно превосходящие F-117 по невидимости.
Новый американский бомбардировщик-невидимку В-21 назвали самолётом шестого поколения
В то время как ожидалось, что на машину будет ставиться новый двигатель Saturn «Изделие 30» с устройством для векторизации тяги, сообщалось, что прототипы оснащены производным от двигателя «Сатурн» АЛ-41Ф1С, получившим название AL-41F1. Этот двигатель также представленн в Су-35С четвертого поколения. Однако не только двигатель стал проблемой для Су-57. Как отмечал оборонный эксперт «Джеймстаун Фаундейшн» Роджер Макдермот, китайские эксперты в докладе, который был посвящён вопросам стелс-технологий, сделали вывод, что Су-57 следует классифицировать как истребитель четвертого поколения. В конце концов, машиной пятого поколения истребитель-бомбардировщик делает не только его «невидимость», но и продвинутый набор сенсоров.
Как утверждают западные эксперты, на сегодня подобным сочетанием из серийных машин могут похвастать только F-35 и F-22. По их мнению, помимо двигателя и не обеспечивающего должный эффект «стелс» корпуса, Су-57 имеет и проблемы с электроникой. Российские же власти утверждают, что истребитель способен на полное 360-градусное радиолокационное покрытие подобно «летающему суперкомпьютеру» F-35 Joint Strike Fighter. По их мнению, несмотря на усилия России по продаже самолета, маловероятно, что полностью разработанный и готовый к производству Су-57 будет доступен для продажи зарубежным клиентам до конца 2020-х годов.
Что реально может Су-57? Как отмечают западные эксперты, дать оценку эффективности достаточно сложно с такой программой, как F-35, которая выигрывает от согласованной маркетинговой кампании, направленной на то, чтобы американский налогоплательщик был доволен тем, как тратят его деньги, и чтобы представить самолет как достойную покупку для иностранных союзников. Это еще сложнее в России с её законодательством и секретностью. Хотя точные цифры относительно площади отражающей поверхности Су-57 недоступны, западные эксперты оценивают Су-57 как занимающий последнее место по скрытности среди самолетов пятого поколения из-за проблем с корпусом.
По мнению редактора Aviation Week авиационного эксперта Стива Тримбла, российская степень эффективности «стелс» не так высока, как американская, но «российские конструкторы не стремились выиграть битву за невидимость, но просто пытаются сделать Су-57 хитрым и способным истребителем с возможностями бомбардировки… и в этом отношении они, похоже, добиваются успеха». Российские чиновники неоднократно проводили параллели между его способностью передавать данные с сенсоров у Су-57 и революционной степенью ситуационной осведомленности F-35. Хотя, как считают на Западе, полный набор сенсоров Су-57 далек от финальной версии, отраслевые издания указывают на использование архитектуры открытой системы и распределенных вычислений в качестве свидетельства того, что системы на борту Су-57 не только передовые, но и модернизируемые. Радары Су-57, носовая радиолокационная система X-Band N036 «Белка» AESA и инфракрасный датчик поиска и слежения 101KS «Атолл» дают истребителю большое поле зрения и все, что ему может понадобиться для идентификации даже скрытых противников на горизонте.
Су-57, возможно, не является самым скрытным или самым технологически продвинутым истребителем пятого поколения на рынке, но он по-прежнему является продуктом долгой и легендарной истории России по разработке высокоэффективных боевых планеров. Как отмечают западные эксперты, система 3D-векторизации тяги действительно дает Су-57 огромную степень маневренности.
Как считают китайские журналисты, ПАК ДА может использоваться как в крупномасштабных, так и в локальных конфликтах. Этот стелс-бомбардировщик спроектирован по схеме «летающее крыло», что делает его малозаметным для радиолокаторов. Он оснащен искусственным интеллектом и гиперзвуковыми ракетами, а также системой РЭБ.
Heineken представила «скучный телефон» с кнопками и без интернета Изначально именно Boeing должна была разработать новый самолет, но Пентагон и авиапроизводитель не смогли договориться о цене и условиях, сообщает Reuters.
Транспортом «Судного дня» самолет прозвали потому, что он спроектирован как командный пункт на случай чрезвычайной ситуации и имеет защиту от ядерных ударов и электромагнитного воздействия. Также он способен дозаправляться в воздухе и оснащен передовым коммуникационным оборудованием. На текущий момент таких самолетов всего четыре, и один из них всегда в состоянии боевой готовности.
Екатеринбург на разработку конструкторской документации и изготовления приборов по ОКР «Посланник», — говорится в корпоративных материалах завода. В последние годы, как сообщал БК55, омский завод находится в сложном положении из-за падения объема заказов и вынужден искать контракты в не совсем профильных направлениях деятельности. Судя по всему, вышеуказанная спецпродукция как раз такая. Под «Посланником» может фигурировать проект военного самолета-невидимки с ракетной системой. НПП «Старт» — российское предприятие по разработке пусковых устройств ракет для зенитно-ракетных комплексов ПВО и ПРО, корабельных пусковых установок, авиационных пусковых и катапультных установок, комплексов наземного обслуживания ракетных систем морского и воздушного базирования. За время своего существования «Старт» разработал и передал в производство более 320 передовых образцов вооружений, сообщается на его сайте.
Речь шла о 17 млн. В прошлом году сообщалось, что в России началась разработка бомбардировщика-ракетоносца нового поколения разработки ПАО «Туполев».
Военные США не могут найти потерпевший крушение самолёт-«невидимку» F-35
Стелс-покрытия для самолетов-невидимок будут производить на Чкаловском заводе в Новосибирске. Самолет будет построен по технологии «стелс» — он практически невидим для радаров противника. В компании Northrop Grumman, которая ведет разработку самолета, сообщили, что все еще считают возможным провести первый полет B-21 в этом году.
«Невидимка» уже в полете: США испытали новый стратегический стелс-бомбардировщик
Более безумной идеи КАК САМОЛЕТ НЕВИДИМКА ЕЩЕ НЕ ПРИДУМАЛИ. Сам Герберт Уэлс, в своем рассказе "Человек невидимка" отметил НЕВИДИМОСТЬ ТЕРЯЕТСЯ ПРИ ДОЖДЕ. Гендиректор Northrop Grumman Кэти Уорден назвала самолет «самым мощным бомбардировщиком-невидимкой из когда-либо созданных». По своим показателям авиалайнер превосходит созданный в США самолет-невидимку B-2. То есть самолеты, выполненные по технологии «стелс» для «Контейнера» невидимыми вовсе не являются и F-35 в любом случае попадет в поле зрения РЛС и, соответственно, потеряет свой основной козырь – внезапность поражения.
В Сеть утекли уникальные кадры: ВСУ превратили «Летучую лисицу» в боевой дрон
Уязвимость для современных средств обнаружения[ править править код ] По большинству боевых и специальных вспомогательных машин, созданных с применением технологий малозаметности, отсутствуют независимые данные по величине эффективной поверхности рассеяния ЭПР в различных диапазонах, так как экспертная оценка этой информации может повысить их уязвимость. Часть данных о заметности подобных машин основана на теоретических оценках, также существуют случаи намеренной дезинформации, завышающие либо, наоборот, занижающие реальное значение ЭПР. Поэтому ко всем оценкам величин заметности малозаметных военных машин следует относиться с высокой степенью осторожности. Гумённого, в настоящее время «самолеты-невидимки», созданные по cтелс-технологии, не невидимы для средств ПВО, — такие цели благополучно берутся на сопровождение и своевременно уничтожаются. Однако не упоминается ни расстояние, на котором возможно осуществлять подобные операции, ни количество целей, которое средство обнаружения способно сопровождать [2].
В любом случае, стелс-технологии не обеспечивают полную незаметность самолётов, они лишь снижают их заметность в радиолокационном и инфракрасном спектрах.
Также они широко использовались для запуска крылатых ракет. С формой уже определились. Фото: defendingrussia. Самолет будет использовать технологию «летающее крыло». Это означает, что у него не будет привычного хвостового оперения, что роднит его с уже упомянутым американским аналогом. Ранее также предполагалось, что бомбардировщик сможет летать на сверхзвуковой скорости. Однако по ряду причин от этого конструкторы решили отказаться.
Летающее крыло. Фото: pcnews. Испытания конструкции самолета начнутся в ближайшее время. Планируется, что первый реальный вылет машина должна будет совершить не раньше 2025 года.
За время своего существования «Старт» разработал и передал в производство более 320 передовых образцов вооружений, сообщается на его сайте. Речь шла о 17 млн. В прошлом году сообщалось, что в России началась разработка бомбардировщика-ракетоносца нового поколения разработки ПАО «Туполев». Самолет создается в рамках проекта «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации». Самолет будет построен по технологии «стелс» — он практически невидим для радаров противника. Новейшие бомбардировщики вооружат гиперзвуковыми ракетами. Они смогут поражать стратегически важные объекты противника с расстояния в тысячи километров, оставаясь неуязвимыми для истребителей. Машина известна под двумя именами — под заводским обозначением «Изделие 80» и более красивым кодовым названием «Посланник».
Из-за аварии на борту пилот принял решение катапультироваться. Самолет улетел в неизвестном направлении, больше суток о его дальнейшей судьбе не было никаких известий. В поисках пропавшего истребителя военным помогали гражданские власти. Истребитель F-35 называют самолетом-«невидимкой», поскольку он создан с использованием стелс-технологий, делающих его малозаметным для радаров.
Российский комплекс смог раскрыть «невидимость» F-35
Но дальневосточной РЛС, названной «Волной», повезло значительно больше. Она прошла модернизацию и продолжает работать и поныне в интересах ВМФ. Она устроена более сложно, чем «Дуга». Помимо эффекта Кабанова в ней используется так называемая поверхностная волна, условно говоря, скользящая по водной поверхности. Методом поверхностной волны обнаруживаются не только летательные аппараты, но и корабли. Правда, в данном случае дальность локации существенно меньше — порядка пятисот километров. РЛС «Контейнер» состоит из двух частей — передающей антенны и приемной, разнесенных в пространстве на 300 км друг от друга. Приемная антенна занимает в пространстве прямоугольник со сторонами 1300 м и 200 м. На нем установлены 144 антенные мачты высотой 35 м. Эта антенна расположена в мордовском поселке Ковылкино. Передающая антенна установлена поблизости от Городца Нижегородской области.
Диапазон рабочих частот передатчика, формирующего сканирующую радиоволну, — от 3 МГц до 30 МГц. В ходе приемочных испытаний было подтверждено, что она видит в глубину до 3000 километров даже такие малоразмерные объекты как беспилотные летательные аппараты. Необходимо понимать, что РЛС «Контейнер» относится к стратегическим видам вооружения.
Самолет улетел в неизвестном направлении, больше суток о его дальнейшей судьбе не было никаких известий. В поисках пропавшего истребителя военным помогали гражданские власти. Истребитель F-35 называют самолетом-«невидимкой», поскольку он создан с использованием стелс-технологий, делающих его малозаметным для радаров. Стоимость воздушного судна начинается от 85 млн долларов США.
В итоге публика смогла оценить лишь футуристический дизайн и схожесть самолета с летающей тарелкой. Цифровой прорыв: как искусственный интеллект меняет медийную рекламу О возможностях и характеристиках B-21 почти ничего неизвестно. По данным Associated Press, едва ли не каждый аспект программы засекречен.
Неизвестен даже точный размах крыльев самолета. Судя по размеру шасси B-21, он меньше, чем его предшественник B-2 Spirit, размах крыльев которого составляет 52 метра. Блог о военной авиации The War Zone заметил , что на самолете, показанном во время церемонии, нет видимых швов. Возможно, это свидетельствует о том, что при производстве B-21 использовались сложные технологии и новые передовые материалы, которые позволяют встраивать датчики, антенны связи и системы обработки данных непосредственно в корпус самолета.
Самолет разработала компания Kvand.
Этот самолет создан с использованием радиопрозрачных материалов. Максимальная скорость реактивного БПЛА составляет 780 километров в час. Самолет можно использовать как в гражданской, так и в военной областях.
Lockheed Martin представила новую модель самолета класса «стелс»
Reuters: новый самолет «Судного дня» для ВВС США будет строить не Boeing | В Южной Каролине потерпел крушение «стелс»-истребитель F-35B. Самолет-«невидимку» ищут в районе озер Моултри и Марион в центральной части штата. |
Самолёты-«невидимки» и русский вклад: 7 мифов о «стелс» | Японский самолёт-«невидимка» успешно прошёл испытания. |
Почему русские радары видят самолеты-невидимки | В США пропал новейший самолет-невидимка. В США идут поиски стелс-истребителя F-35B после аварии в Южной Каролине, в результате которой пилот был вынужден катапультироваться, сообщила в X (бывший РИА Новости, 18.09.2023. |
Самолёт-невидимка F-117А был сбит с помощью советских специалистов | Чтобы понять режим "стелс" самолета, давайте начнем с изучения того, как работает радар, потому что именно от него самолет-стелс стремится спрятаться. |
Российский комплекс смог раскрыть «невидимость» F-35 | Президент подразделения авиационных систем Northrop Grumman Том Джонс рассказал о том, что новый стелс-бомбардировщик B-21 Raider, созданный компанией, по ряду характеристик можно назвать самолётом шестого поколения. |
Грядущие стелс-истребители: почему все страны хотят «невидимки»
B-2 Spirit, F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Новые покрытия для самолетов-невидимок изобретены в России. “На видео справа можно увидеть самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-2D Advanced Hawkeye, который в настоящее время используется ВМС, и который будет продолжать летать в качестве «цифрового квотербека» вплоть до 2040-х годов. Согласно расчетам американских специалистов, самолет, изготовленный по стелс-технологии, стал бы практически невидимым для большинства радаров того времени.
«Самолетов-невидимок не существует - российские РЛС видят все»
Например, специальное напыление на стекло, разработанное ОНПП «Технология», позволяет скрыть от радаров работу бортовой электроники истребителей Су-57. Рассказываем о том, какие решения помогают авиаконструкторам обманывать радары противника и создавать самолеты-невидимки. Кто не спрятался, я не виноват Подобно бравым рыцарям или гусарам, первые военные летчики старались привлечь внимание не только к своей персоне, но и к своим машинам: ливреи их самолетов были, как правило, яркими. Однако с началом массового боевого применения авиации пилоты стали задумываться о том, как можно и нужно скрывать свое присутствие в небе. С тех пор проблема малозаметности — визуальной, звуковой, радиолокационной — не перестает занимать умы авиаконструкторов всего мира. Между Первой и Второй мировыми войнами конструкторы предлагали нетривиальные решения проблемы оптической заметности. Например, в Военно-воздушной академии РККА в 1930-е годы разрабатывался проект «прозрачного» самолета. Для этого АИР-4, один из первых самолетов А. Яковлева, обшивался французским оргстеклом, а темные детали покрывались отражающим составом. Такая «стеклянная» машина становилась практически невидимой ни с земли, ни с других бортов в небе.
Правда, оргстекло быстро приходило в негодность, и с началом новой войны проект был отложен. АИР-4 Во Вторую мировую в искусстве авиакамуфляжа сформировался своего рода стандарт: светлый низ, темный верх. Плоскость фюзеляжа, обращенная к земле, красилась в оттенки голубого и серого, а сверху и по бокам самолет покрывался зеленым или пятнами зеленого, коричневого и желтого цветов. Такая окраска оставалась актуальной для низко летящих самолетов, позже стандарт сменился на однотонный светло-серый цвет. Радиоволны найдут любого Появление радиолокации существенно изменило расстановку сил. Все предыдущие методы обнаружения зависели от погодных условий и были сильно ограничены по дальности, а радиолокация была лишена этих недостатков. Напомним, как работают радары.
Она способна обнаруживать все летательные аппараты, в том числе исполненные с применением технологии Stealth. Пределы работы составляют по дальности — свыше 320 км и по углу места — до 45 град. Минимальная дальность обнаружения составляет 500 метров. Разработчики применили ряд технологических решений, обеспечивающих работу станции в условиях помех, в зоне со сложным рельефом местности и в неблагоприятных метеоусловиях. РЛС обеспечивает автоматическое обнаружение и сопровождение малоскоростных и малозаметных целей на фоне отражений от местных предметов. В ее составе имеется встроенная дизель-электростанция и генератор отбора мощности, кроме того станция может подключаться к трехфазной сети общего назначения.
Способность прекрасно «видеть» истребители F-22 и F-35 и бомбардировщик В-2 обусловлена используемой при локации длиной волны. Дело в том, что уменьшение видимости самолета для РЛС прекрасно работает, если в радарах используются миллиметровые или сантиметровые волны. Именно в сантиметровом диапазоне волн работают практически все бортовые РЛС, используемые на самолетах. При дециметровой длине волн эффективность стелс-технологии снижается. И вполне отчетливо видят «невидимок» радары с метровыми рабочими волнами. В «Контейнере» же используются декаметровые волны, в связи с чем ни о каких таких волшебных свойствах стелс-технологии говорить не приходится. Загоризонтную радиолокацию описал и предсказал в 1947 году ученый-радиотехник Николай Иванович Кабанов, работавший в то время в одном из военных НИИ. Открытию было присвоено имя ученого. Однако к практической реализации эффекта Кабанова приступили лишь в 60-е годы. Из чернобыльской РЛС «Дуга» практической пользы извлечь не успели. Она изрядно досаждала жителям Северной Европы — при включении передающей антенны возникали помехи в коротковолновом радиодиапазоне, напоминающие постукивание. За что «Дугу» прозвали «Русским дятлом». После Чернобыльской аварии деятельность станции была сокращена, а в 1991 году станцию окончательно закрыли. Но дальневосточной РЛС, названной «Волной», повезло значительно больше.
Способность прекрасно «видеть» истребители F-22 и F-35 и бомбардировщик В-2 обусловлена используемой при локации длиной волны. Дело в том, что уменьшение видимости самолета для РЛС прекрасно работает, если в радарах используются миллиметровые или сантиметровые волны. Именно в сантиметровом диапазоне волн работают практически все бортовые РЛС, используемые на самолетах. При дециметровой длине волн эффективность стелс-технологии снижается. И вполне отчетливо видят «невидимок» радары с метровыми рабочими волнами. В «Контейнере» же используются декаметровые волны, в связи с чем ни о каких таких волшебных свойствах стелс-технологии говорить не приходится. Загоризонтную радиолокацию описал и предсказал в 1947 году ученый-радиотехник Николай Иванович Кабанов, работавший в то время в одном из военных НИИ. Открытию было присвоено имя ученого. Однако к практической реализации эффекта Кабанова приступили лишь в 60-е годы. Из чернобыльской РЛС «Дуга» практической пользы извлечь не успели. Она изрядно досаждала жителям Северной Европы — при включении передающей антенны возникали помехи в коротковолновом радиодиапазоне, напоминающие постукивание. За что «Дугу» прозвали «Русским дятлом». После Чернобыльской аварии деятельность станции была сокращена, а в 1991 году станцию окончательно закрыли. Но дальневосточной РЛС, названной «Волной», повезло значительно больше.