Руководителю МГУ, академику РАН Виктору Садовничему исполнилось 85 лет. Ректором Московского университета Виктор Антонович Садовничий стал в 1992 году, а до этого в течение 15 лет был проректором и первым проректором МГУ.
Виктору Садовничему — 75 лет
Садовничий В. А. | Ректор МГУ Виктор Садовничий показал, как варят знаменитую медовуху на Татьянин день. |
Юбилей ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего | Ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий стал Героем Труда в своей день рождения. 3 апреля ему исполнилось 85 лет. |
Садовничий Виктор Антонович, подробная биография | Президент России Владимир Путин подписал указ о переназначении 80-летнего Виктора Садовничего ректором МГУ сроком на пять лет. |
Юбилей ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего | Ректором главного университета страны Виктор Антонович является с 1992 года. |
Госдума разрешила Садовничему остаться во главе МГУ после 80-летия | Ректор московского государственного университета им. м. в. ломоносова виктор садовничий: биография, деятельность и интересные факты. |
85 лет ректору МГУ им. М. В. Ломоносова, академику Виктору Садовничему
Ректором Московского университета Виктор Антонович Садовничий стал в 1992 году, а до этого в течение 15 лет был проректором и первым проректором МГУ. Почетное звание ректору Московского государственного университета присвоено указом президента. Ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий стал Героем Труда в своей день рождения. 3 апреля ему исполнилось 85 лет.
Виктор Садовничий из шахты под Харьковом в МГУ
Ректору МГУ Виктору Садовничему исполняется 85 лет | Садовничий 23 марта 1992 года избран ректором Московского государственного университета имени Михаила Ломоносова набрав 58% голосов и обойдя трех других кандидатов. |
"Он плохой ректор и плохой человек". МГУ против Садовничего | 3 апреля ректору Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Виктору Садовничему исполнилось 85 лет. |
Юбилей ректора МГУ имени М.В. Ломоносова: Виктору Антоновичу Садовничему исполнилось 85 лет! | 85. Академик Садовничий - возглавляет ведущий вуз страны более 30 лет, до сих пор преподает и с гордостью говорит, что МГУ - его единственное место работы. |
День рождения ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего | Виктору Садовничему, возглавляющему МГУ на протяжении 27 лет, уже исполнилось 80 лет. |
Владимир Путин присвоил звание Героя Труда ректору МГУ Садовничему | : В эфире программа “Познер”, гость программы – ректор МГУ имени Ломоносова, академик Виктор Антонович Садовничий. |
Владимир Путин присвоил звание Героя Труда ректору МГУ Садовничему
В 1995 году Садовничий создал и возглавил Институт математических исследований сложных систем при МГУ. Садовничий критически отнесся к решению Министерства образования РФ начать с 2002 года подготовку к присоединению России к Болонской декларации, согласно которой стандарты отечественного высшего образования должны быть приведены в соответствии с европейскими. В частности, это предполагало обязательное введение вместо одноуровневого высшего образования двухуровневое, включающее бакалавриат и магистратуру, а также замену аспирантуры докторантурой. Садовничий заявил, что для системы российского технического и естественнонаучного образования действовавшие стандарты были оптимальны и введение других могло разрушить сложившиеся научные школы. Ректор МГУ посоветовал чиновникам отказаться от принципа обязательности изменений и предоставить вузам возможность самим решать этот вопрос. Также Садовничий неоднократно выступал против введения Единого государственного экзамена ЕГЭ — проводимого в виде теста единого экзамена в школах, по результатам которого школьники могут поступить в вуз.
Оценивая ЕГЭ, Садовничий заявлял, что новый экзамен не может быть формой поступления ни в один университет, поскольку таит в себе очень много случайностей. Однако впоследствии было решено, что МГУ все-таки будет учитывать результаты ЕГЭ, суммируя его результаты с баллами, набранными абитуриентами на вступительных экзаменах. Кроме того, Садовничий скептически отнесся к ведению государственных именных финансовых обязательств ГИФО. По плану правительства, за каждым выпускником школы в зависимости от того, сколько баллов он набрал на ЕГЭ, должны быть закреплены бюджетные деньги в размере от 5 до 17 тысяч рублей. Однако Садовничий отметил, что обучение одного студента в МГУ обходится более чем в 100 тысяч рублей, следовательно, выделенных средств будет недостаточно.
В связи с этим ректор МГУ много раз выражал опасение, что реформа образования закончится повсеместным введением платного обучения в вузах, что, по его мнению, недопустимо.
Это произошло в марте 1992 года. На последующих выборах — в 1996, 2001 и 2005 годах — он вновь избирался ректором, затем эта должность стала назначаемой, так что в 2009 году Садовничий остался на этой должности уже в связи с президентским указом и неоднократно переназначался в дальнейшем. За годы ректорства Садовничего МГУ получил статус российского самоуправляемого автономного высшего учебного заведения 1992 , возобновлена деятельность Татианинской церкви 1995 , был принят новый устав МГУ 2008 и Федеральный закон, закрепляющий особый статус МГУ как уникального научно-образовательного комплекса 2009.
Садовничий изучал проблемы динамической имитации управления движением космического корабля и летательного аппарата, после чего был создан тренажер, имитирующий невесомость на Земле. Университет постоянно развивается. За время работы Виктора Антоновича в МГУ появились новые образовательные направления, среди них факультеты биоинженерии и биоинформатики, биотехнологий, физико-химической инженерии, госаудита, мировой политики, глобальных процессов. Были построены Фундаментальная библиотека, Ломоносовский и Шуваловский учебные корпуса, гимназия для одаренных детей и новое университетское общежитие. На этапе реализации сегодня находится научно-технологическая долина МГУ. Ученый до сих пор активно занимается прогнозированием посредством математического анализа. В 2008 г. Виктору Антоновичу совместно с коллегами удалось предсказать день начала финансового кризиса; в 2022 г. Мы гордимся нашими многолетними совместной работой и дружбой, которые начались в 2003 г. Всего выпусков программы с участием В. Садовничего было пять — это рекордное число.
Согласно Трудовому кодексу, ректором вуза можно быть до 65 лет. При этом, если ректором доволен ученый совет, то он может оставаться на должности до 70 лет. Однако по закону, который регламентирует работу двух главных университетов страны — МГУ и СПбГУ, президент имеет право дважды на пять лет продлевать срок нахождения ректора на его должности, то есть до 80 лет. Поправка, принятая депутатами, просто убрала из закона слово «дважды».
В чем феномен ректора МГУ имени Ломоносова, академика РАН Виктора Садовничего
это были первые ректорские выборы на альтернативной основе в условиях нового государства, отмечает ИТАР-ТАСС. Ректор московского государственного университета им. м. в. ломоносова виктор садовничий: биография, деятельность и интересные факты. 80 лет исполнилось ректору Московского государственного университета Виктору Садовничему. Ректор МГУ Садовничий: Московский университет займется обновлением Концепции математического образования в России. : В эфире программа “Познер”, гость программы – ректор МГУ имени Ломоносова, академик Виктор Антонович Садовничий. Ректор МГУ Виктор Садовничий родился 3 апреля 1939, ему уже исполнилось 80 лет.
В чем феномен ректора МГУ имени Ломоносова, академика РАН Виктора Садовничего
САДОВНИЧИЙ Виктор Антонович Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой математического анализа механико-математического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Московский государственный университет трудно представить без его ректора Виктора Антоновича Садовничего. Московский государственный университет – свою альма-матер – он возглавляет уже больше 30 лет: с 1992 г.
Поздравляем Виктора Садовничего с днем рождения!
Ректору МГУ Виктору Садовничему исполняется 85 лет | Виктор Антонович руководит МГУ с 23 марта 1992 года, то есть практически всю постсоветскую эпоху. |
"Он плохой ректор и плохой человек". МГУ против Садовничего | Дорогая Недвижимость, растущая зарплата, и дружба с правильными политиками. Как живет ректор МГУ Виктор Садовничий? |
Садовничий Виктор Антонович биография и пресс-портрет | биография Биография Виктор Садовничий с 1992 года руководит главным университетом России. |
РЕКТОРУ МГУ ВИКТОРУ АНТОНОВИЧУ САДОВНИЧЕМУ 85 ЛЕТ | : В эфире программа “Познер”, гость программы – ректор МГУ имени Ломоносова, академик Виктор Антонович Садовничий. |
Седьмой срок Садовничего. Почему президент Путин переназначил ректора МГУ?
А как вы относитесь сейчас, вы переживаете события на Украине? Виктор Садовничий: Да, очень. Во-первых, я там вырос. Во-вторых, кто я?
Это характерно вообще для этого. Моя мама русская из Орловской области, Корнюхина; она из многодетной семьи. В 1930-х годах бежала от голода на Украину; здесь было получше с едой.
Папа из многодетной семьи, он там местный фактически, но он писался — украинец. Но некоторые исследователи фамилии доказывают, что он белорус. Вот меня если спросить на каком языке мы разговаривали, я не могу ответить, ей богу.
Это скорее всего был... Виктор Лошак: Суржик. Виктор Садовничий: Суржик был и все.
Я не могу сказать, на каком языке я в средней школе учился, не могу. Вот мне кажется, тоже было... И, конечно, мы одна семья, одна и исторически.
И правильно говорит руководство наше, что это очень жаль. Так не должно быть. Виктор Лошак: Что дает университету то, что его попечитель президент?
Ведь президент, попечитель только в одном ВУЗе? Да, по-моему, вообще, в единственной организации — это Московский государственный университет. Виктор Садовничий: В одном.
Ну, это было мое предложение Владимиру Владимировичу, и он мгновенно согласился. Он понимал, что должен быть университет, который курирует глава государства, чтобы тем самым видеть всю систему образования до деталей. Это так.
Он видит все детали. Я сказал, что: «Мы не подведем, мы — первый университет страны, и в этом смысле мы не подведем, согласитесь быть Председателем Попечительского совета», и он мгновенно согласился. Каждый год собираются заседания Попечительского Совета, слушается доклад ректора и принимаются решения.
Долина — это решение принял Владимир Владимирович. Принят закон, принято постановление правительства, сейчас идет строительство фактически нового кампуса; там 500 м2 строится, уже три корпуса выросли. Таким образом, это вот тот интерфейс между фундаментальной наукой, о которой мы говорили, и высокими технологиями.
Там уже сотни проектов в этой долине зарегистрировали, которые войдут. Виктор Лошак: Президент любит фразу, по-моему, ее автор Черчилль, о том, что «кто не был в юности революционером, тот не имеет сердца, кто остался им в зрелые годы, тот не имеет разума». А как в университете относятся к вольнодумству студентов?
Виктор Садовничий: Вы знаете, студенты должны думать иначе. Вот мы говорим, что молодые, а они — другие. Вот у меня внук, у меня пять их, вот и один, но все они математики.
Виктор Лошак: И внуки математики? Виктор Садовничий: Математики. Виктор Лошак: Фантастика.
Виктор Садовничий: Внук, о котором я говорю, победитель международных олимпиад по математике; там всего один-два человека из страны. Он их всех побеждал там. Ну и вот, когда с ним разговариваешь, у него совершенно другое уже понимание и т.
Это новое поколение и слава богу, что они такие, они уже другие. Конечно, они упрямые, особенно те, кто идет самостоятельно, они хотят сами сделать свою карьеру. Вот он мне, например, сказал: «Я в МГУ не пойду».
Он имеет право поступать без экзаменов в любой ВУЗ. Я пойду своим путем». Пошел в ФизТех.
Ну вот такие молодые люди, вольнодумцы. Я против, когда взрослые используют это обстоятельство, пытаясь достичь каких-то, я бы сказал неблаговидных целей; что бывает. И мы проходили эти все этапы, периоды; я много видел, знаю.
Всегда говорю ребятам: «Любите университет». Виктор Лошак: А что за этим следует? Радикальные наказания какие-то или наоборот?
Виктор Садовничий: Никого мы не наказывали. Я никого за свою жизнь не исключил и никого не уволил. Я имею в виду, конечно, по собственному желанию уходят, но чтобы я принял решение уволить, нет.
За 30 лет своей работы ректором не уволил. Виктор Лошак: В одном из ваших интервью прочел очень интересную, вы говорите о том, где, в каких отраслях, вы считаете вы достигли интересных важных научных открытий. Вы говорите о математике, вы говорите о космосе, и вы говорите о здравоохранении.
О чем идет речь в медицине? Это вот ваша большая работа в соавторстве по изучению вестибулярного аппарата? Это, да?
Расскажите об этом подробнее, это интересно. Виктор Садовничий: Хорошо. Два направления действительно по медицине.
Что касается вестибулярного аппарата. В 1970-х годах Георгий Тимофеевич Береговой подошел ко мне на мехмате, а я молодой замдекана, и говорит: «Мне нужно создать невесомость на Земле. Космонавты плохо переносят невесомость».
Я так посмотрел на него, конечно, понимая, что невесомость на Земле создать нельзя. Виктор Лошак: А почему он обратился к вам, к математику? Виктор Садовничий: Вот он был на мехмате, видимо, меня уже знал.
Может быть, я был уже молодым доктором. Наверное, я был самым молодым доктором университета. Был период, когда я был самым молодым.
Ну и тогда я говорю: «Я берусь за эту работу». И наша группа, в том числе два космонавта вошли, руководитель центра подготовки космонавтов и два ученых, наши математики, взялись за создание имитации невесомости. Виктор Лошак: То есть ее нужно было просчитать?
Виктор Садовничий: Да, это математика. То есть была центрифуга, длина консоли 28 метров и на ней на конце кабина. Эта центрифуга создает 30 G перегрузки, то есть это невыносимая; испытатель 8 переносит и все.
Мы взяли этот аппарат и сделали его умным. Мы так могли регулировать повороты кабины, кресла, центрифуги, что работал уже вестибулярный аппарат. И тут пришлось заниматься медициной.
У каждого человека есть вот в этих местах вестибулярный аппарат. Ну, для понимания, вот когда пожилые люди резко поворачиваются, у них иногда кружится голова — это означает, что вестибулярный аппарат не срабатывает уже по возрасту. У каждого человека он есть.
И наша задача была заставить вестибулярный аппарат работать так, как в невесомости: оторвать определенные кристаллики в сосудах этого аппарата, они всплывают и дают сигналы в нервную систему, что ты в невесомости; ты теряешь ориентир, что у тебя есть... Виктор Лошак: Но это же тоже нужно было просчитать? Виктор Садовничий: Это все была математика.
Серьезнейшая работа. И кроме того, еще надо кровью было заняться, потому что при невесомости кровь уходит из ног, а нам надо было ее там оставить. Это была очень высокая награда.
И мы создали тренажер. Около 60 космонавтов, почти все, кто летал, прошли на нем тренировки. Потом мы продолжили эту работу.
Заметили, что в невесомости глаз устанавливается на полторы секунды позже. То есть сначала человек может сделать, только потом увидеть в невесомости. Была авария из-за этого эффекта и хотели наказать космонавта, что он поломал, а он не виноват, потому что он не тренирован был.
И мы взялись за эту работу и начали с институтом космических исследований изучать вот это запаздывание зрения. Установили тоже этот вестибулярный конфликт зрения — вторая Госпремия. И затем мои ученики, ученицы есть, которые далеко продвинулись дальше.
Они предложили гальваническую стимуляцию этих процессов, то есть выстрелом небольшого тока можно сделать то же, что в невесомости — это называется гальванически стимулировать. Сейчас вот эти работы вовсю продолжаются. Это дальше связано с виртуальной реальностью...
Виктор Лошак: Самое интересное, что если сказать человеку, обычному человеку, что вот изучается этот вопрос, никто не подумает о математиках. Виктор Садовничий: Да, а это математика. Мы буквально на днях сделали хорошую работу с Аскаром Акаевичем Акаевым.
Он прекрасный математик. Так вот эта работа она сейчас находится на столе руководства страны. Мы сделали математическую модель прогноза вируса, ковида: течение, его возможного уже затухания; и способов управления экономикой...
Виктор Лошак: Простите, это модель его распространения? Или модель его проживания, что ли?
Ваш папа Такая вот бумага «гуляет» в стенах МГУ. В экономическом, конечно же, смысле. Трудно поверить в то, что о ней не знают в «высших эшелонах власти» Московского университета. Тем более, что в свое время г-н Садовничий был ярым противником этой самой рыночной экономики и даже, по слухам, состоял министром в теневом правительстве Зюганова.
Правда, со временем Виктор Антонович, видимо почувствовав что-то неладное в стройных рядах КПРФ, переметнулся в «Отечество», став правой рукой московского мэра. Кстати, это был весьма продуманный шаг. Вступление в «Отечество» спасло ректора Садовничего от многих неприятностей. Так, например, когда в декабре прошлого года в общежитии МГУ на проспекте Вернадского случился пожар, и несколько студентов сгорело живьем, только дружба с Лужковым спасла высокопоставленного чиновника от уголовного преследования, по распоряжению которого практически половина здания общежития сдана в аренду многочисленным коммерческим структурам и подозрительным кавказцам. По халатности руководителей и произошло возгорание. Мало того, что сдача университетских площадей в аренду является неправомерной коммерческой деятельностью, так еще при этом все полученные деньги, пропали неизвестно куда.
Об этом, кстати, стало известно, благодаря проведенной в позапрошлом году Счетной палаты ГД проверке. Проверяющие выявили массу нарушений, в частности не целевое расходование бюджетных средств, многочисленные финансовые махинации дочерних структур МГУ и многое другое. Широкой огласки тогда удалось избежать, опять-таки благодаря связям Садовничего с Лужковым. С тех пор в МГУ стали значительно осторожней. Сразу же после той памятной проверки, по приказу ректора была создана комиссия по проверке всех структур, так или иначе связанных с МГУ. То есть иными словами — кардинальная чистка и «обрубание хвостов».
Однако это не означало, что коррупция и платный прием в МГУ прекратились. В узком кругу была разработана новая схема. Вот как она выглядит. Эта схема подтверждается многочисленными рассказами, так сказать очевидцев. Абитуриентка К. За весь ответ ее ни разу не исправили и даже ничего не записывали.
Экзаменатор после вопросов по грамматике протянула девушке экзаменационный лист с четверкой. И назвала следующую фамилию. Вузам были даны все карты в руки, и к этому году они создали универсальную систему незаконного зарабатывания денег. Если избрать неверный путь - взятку через репетитора, то поступить невозможно. Хотя это, пожалуй, самый простой и недорогой способ. Вот история абитуриентки Н.
Родители наняли ей репетиторов по всем предметам из приемной комиссии. За эту цену гарантировалось с помощью множества связей принять экзамен у Н. После сочинения она пришла на экзамен по английскому, полностью уверенная в своем будущем. Она немного удивилась, когда репетитор отправил ее отвечать к совершенно незнакомой женщине. Выслушав вскоре после этого мнущегося историка, она просто не пошла на следующий экзамен. Репетиторы объяснили это несвоевременной пропажей всех связей.
Причина происшедшего довольно проста. Ее я узнала от одного историка, не так давно преподававшего в Университете. Он знал педагогов, набиравших себе большое количество частных учеников с договорами наподобие описанного. Репетиторы брали большие деньги, но если сложить всех учеников у всех репетиторов факультета, то их получалось гораздо больше возможного количества первокурсников. И чем ближе к экзаменам, тем чаще задумывались профессора: кого из абитуриентов обеспечить оценкой, а кого нет. Схема выстроена, надо сказать, крайне грамотно.
По крайней мере, с юридической стороны к высоким чинам ВУЗа теперь никак не подберешься, — деньги у них оказываются в самый последний момент и передаются они крайне осторожно, через третьи, а то и через пятые руки. Делят деньги следующим образом: большая их часть достается ректору примерно половина , вторая половина делится между дочерней фирмой именно она подвергается опасности со стороны правоохранительных органов , деканами и принимающими экзамены педагогами. Как происходит само зачисление? Понятно, что в основном, поступающие за деньги — это дети богатых родителей. И большинство таких детей совсем не являются гениями, к тому же благосостояние родителей обычно негативно сказывается на их детях — они чаще других становятся наркоманами, алкоголиками. Плохо учатся они уже в школе, так как знают, что родители дадут деньги кому надо, и они поступят в любой институт.
Если вы зайдете в общественный мужской туалет здания на Моховой, то обнаружите в урнах огромное количество использованных шприцев. Это оставляют студенты, будущие журналисты. Процент наркоманов среди студентов журфака очень высок. Один из преподавателей так ответил автору этого материала на вопрос о том, стоит ли ребенку поступать на журфак: «Если хотите лишиться своего ребенка, пускай поступает в МГУ! С этого момента фамилия абитуриента ставится на специальный контроль — преподаватели на всех экзаменах ставят этому абитуриенту не ниже тройки. Так он доходит до конца экзаменов.
Естественно, что сразу троечника зачислить не могут, поэтому ректором издается приказ о дополнительном наборе, под который выделяются места. И на эти места как раз принимают тех самых абитуриентов, а родители отдают вторую половину суммы. Согласитесь, все гениальное - просто! Точно такая же ситуация с платным приемом сложилась и в других государственных ВУЗах. Разница лишь в ценах, которые часто ниже, чем в МГУ. Мориса Тереза — от 6 тысяч.
А вот, например, для того, чтобы стать слушателем экономического отделения МГИМО надо выложить около 17 тысяч «зеленых». Тут, как говорится, действует вечный престиж марки дипломатической школы. Кроме вышеперечисленных сумм родителям приходится нести значительные расходы по подготовке к экзаменам. Так час занятий с репетитором сегодня стоит от 50 до 100 долларов за час. Теперь подведем итог. Для того, чтобы ваш сын или дочь гарантировано поступили в высшее учебное заведение вам, в среднем придется выложить 10-15 тысяч долларов.
У вас есть такие деньги? Глава 2. Гамлет 2000: давать или не давать? Непременный «участник» школьной программы Родион Раскольников, подобно многим, нуждался в деньгах. Намереваясь поправить свое финансовое положение и удостовериться попутно в собственной исключительности, он совершил то, что в нынешней криминальной хронике называют двойным убийством. Согласно классику, молодой человек был студентом юридического отделения Петербургского Университета, временно прервавшим занятия по причине денежных затруднений.
Достоевский, описывая сомнения своего персонажа, упоминает разнообразные доводы, которыми Родион Романович оправдывает запланированное мероприятие. Единственное, пожалуй, что не приходило бедняге в голову - это необходимость оплатить обучение. Ибо требуемая сумма была незначительной и вполне покрывалась несколькими десятками рублей в год, присылаемыми из дома. Ныне просвещение не столь доступно для небогатых дарований. Разумеется, официально оставаясь бесплатными, государственные Вузы вынуждены устраивать ежегодные экзамены. Но передовым преподавателям МГУ, МГИМО и других престижных учебных заведений, путем многолетних экспериментов удалось разработать поистине не имеющую мировых аналогов систему отсеивания «посторонних» абитуриентов.
Основной целью, преследуемой составителями экзаменационных вопросов, является превращение их в хитроумно спланированные минные поля. Пробраться через такую полосу препятствий, не обладая специальной подготовкой и поддержкой «с тыла» практически невозможно. Бывает, что иной выпускник школы, опрометчиво размахивая своей золотой медалью, несется напролом. Но прогрессивные преподаватели не верят в разнообразные талисманы и обереги, которые для них всего лишь предрассудок. На противника сбрасывают вопросы небывалой сложности, обычно не имеющие отношения к теме его билета и, в целях маскировки, называемые общими. Если же абитуриенту, всю сознательную жизнь засыпавшему под шуршание учебников и словарей, удается уйти от обстрела, то, сообразуясь с тактической обстановкой, применяются вопросы, запрещенные всеми правилами здравого разума.
Они способны озадачить даже академика. Выживают лишь единицы. Психика их навеки искалечена подобными испытаниями. Встречая любого, в ком наблюдается малейшее сходство с экзаменатором, «счастливые студенты» начинают рыдать или неестественно смеяться. Многие, помня об участи этих несчастных, предпочитают неформальные методы поступления, давно уже являющиеся основной дорогой в любой приличный вуз. Зачем, казалось бы, требуется столь утомительная формальность, как экзамены, если списки почти всех первокурсников большинства престижных факультетов можно составлять за год до их фактического поступления по рейтингу взяток.
Конечно, попасть в Лесотехническую академию или областной пединститут имени Крупской не представляет особой сложности для каждого школьника, слегка знакомого с модными ныне сборниками сочинений и шпаргалок. Если такие люди станут студентами, а затем аспирантами, то они, чего доброго, могут потеснить нашу геронтократическую профессуру, большая часть которой давно перевалила за 70 и чрезвычайно близка к маразму. Ведь мало того, что и денег-то для оплаты репетиторов то есть на прибавку к жалованию тем же преподавателям у них нет. Такие люди оказываются способны спорить с нашей, почти столетие неподвижной, «передовой» мыслью. Вспомним, например, слова Льва Толстого: «Дело университетов состоит в том, чтобы оправдывать отжившие основы жизни, это хуже для молодого человека, чем для девушки — проституция». К слову.
Однажды ректор МГУ заглянул на кафедру, где справлялся день рождения одного из профессоров. Самому юному участнику посиделок как раз исполнилось 65 лет. Ведь разве есть у молодежи уважение к титулам и бирюлькам, полученным еще при коммунистическом царе горохе, она даже и на собственное мнение способна, а всем известно, что подобная вольность позволительна лишь после шестидесяти. Лучше уж пусть все эти подозрительные молодые люди сразу увязнут в нашей системе. Поэтому, принимать их следует только по знакомству и непременно за деньги. Дрожащие родители ожидают своих «отличников», пишущих сочинение в зашторенных изнутри аквариумах аудиторий первого гуманитарного корпуса.
Неподалеку от них университетский шпиль, завершающийся аляповатой пентаграммой в оправе из металлических колосьев, щекочет влажные шеи московских облаков, смешавших с ливнями полную таблицу Менделеева. Виктор Антонович Садовничий, бессменный ректор с 1992 года, c высоты своего стометрового «графина», усеянного окнами, благодушно наблюдает за новыми поступлениями. Недавних выпускников школы в этот момент вряд ли способны тронуть привычные увещевания Садовничего, обещающего всем кристальную честность экзаменаторов, «нравственность которых непоколебима». О беспрецедентной коррупции на вверенной ему государственной территории ректорат предпочитает не распространяться. Несчастные подростки в этот момент переживают сильнейший стресс. Силы их стремительно улетучиваются, память, несмотря на все попытки вспомнить что-нибудь по теме билета, подло снабжает несчастных словами популярных песенок.
Вспоминаются скорее картины в квартирах многочисленных репетиторов и изрядные суммы, уплаченные родителями за обучение, но только не описание этого чертового дуба в «Войне и Мире», около которого стрелялись Онегин с Ленским… или они там принимали Базарова в декабристы… все перепуталось… и сладко повторять… вот дьявол! Но это лишь в художественной литературе бесы обычно за все в ответе. Значительная часть преподавателей вынуждена заниматься подготовкой поступающих, поскольку средняя зарплата преподавателя или научного сотрудника, вполне достаточная для прокорма пары кошек, не устраивает взрослого человека, тем более семейного. Уровень которых сообразуется со связями и средствами поступающего. Простейший и наиболее обширный слой — многочисленные курсы, которыми обильно облеплен любой институт или университет. Некоторые курсы представляются как официально созданные при ВУЗе, другие о своем происхождении скромно умалчивают.
Определенный прок от таких новообразований все-таки возможен, поскольку заведениям с катастрофически низким конкурсом приходится порой засчитывать экзамены курсов за вступительные. Но средний уровень подобной подготовки обычно невысок, ибо основная цель не дать необходимый объем знаний, а заставить раскошелиться небогатое большинство. Один мой знакомый, по недомыслию связавшийся с одной из этих контор, рассказывал про оригинальную манеру чтения лекций преподавателем истории. Тот, совершенно позабыв о своем предмете, увлеченно делился со студентами подробностями из брошюры, повествующей о разнообразных способах казней в Древнем Китае. На следующем занятии историк обнаружил немалую осведомленность в устройстве парников. На третью лекцию никто не пришел.
Второй круг — занятия с репетитором. Здесь многое зависит от степени близости вашего знакомства с преподавателем а также от его личного положения во внутреннем табеле о рангах. Разумеется, заниматься следует с работником того вуза, в который Вы намерены поступать. Это может быть и библиотекарь или младший научный сотрудник, главное — его связи поскольку неприметный лаборант порой оказывается сыном заведующего кафедрой. Ведь отнюдь не преемственность поколений способствует тому, что дети самих сотрудников вуза обычно проходят курс наук на том же факультете, где работает их родственник. Однажды дочь известного университетского историка, по странному стечению обстоятельств обучавшаяся именно на истфаке МГУ, сдавала курсовой экзамен.
Принимавший, опрометчиво не посмотрев в зачетку, громко возмущался ее незнанием предмета: «Вы же ничего не выучили, девушка! Как Вам только не стыдно! Назовите свою фамилию, и я Вас отправлю на пересдачу». Бедолага преп поперхнулся и вышел из аудитории. Как правило, репетитор набирает группу из 4-10 человек. Количество учеников определяется им путем деления желаемой суммы вознаграждения на приличествующую должности стоимость урока.
В 1958 году Садовничий поступил на механико-математический факультет МГУ, который окончил с отличием. Затем, в 1966 году, он досрочно завершил обучение в аспирантуре. С 1975 года Виктор Садовничий является профессором МГУ — он стал самым молодым сотрудником вуза, когда-либо получавшим это звание. В последующие годы он успел поработать в университете на различных должностях, пока 23 марта 1992 года не был назначен ректором МГУ.
Ломоносова остается признанным лидером среди российских вузов и одним из лучших университетов мира. Его выпускники становятся известными учеными, государственными деятелями, журналистами и т. Несмотря на постоянную административную работу, ректор продолжает читать лекции по математике на механико-математическом факультете.
У студентов Виктор Антонович, конечно, ассоциируется не только с лекциями, универсиадами и награждениями, но и с Татьяниным днем, ректорской медовухой традицию которой привез со стажировки в Европе , музыкальными вечерами и добрыми словами выпускникам. Как ученый В. Садовничий хорошо известен своими открытиями и научными достижениями в области информатики и прикладной математики. Именно он руководил разработкой математических методов обработки космической информации, что позволило сделать большой шаг вперед в расшифровке космической съемки. Кроме того, В. Садовничий изучал проблемы динамической имитации управления движением космического корабля и летательного аппарата, после чего был создан тренажер, имитирующий невесомость на Земле. Университет постоянно развивается.
За время работы Виктора Антоновича в МГУ появились новые образовательные направления, среди них факультеты биоинженерии и биоинформатики, биотехнологий, физико-химической инженерии, госаудита, мировой политики, глобальных процессов.