Пролетариями в современном обществе являются все, кто не может жить своим капиталом, рабочий точно так же, как и ученый, художник точно так же, как и мелкий буржуа.
Похожие слова
- ЛЕНИНСКОЕ ПОНЯТИЕ «КЛАСС» И СОВРЕМЕННОСТЬ. О СОВРЕМЕННОМ ПРОЛЕТАРИАТЕ.
- Смотрите также
- Кто такие 'пролетарии'? Слово «пролетарий» происходит от лат | Забытая История
- Крестьяне не хотели республики
Кто такой пролетарий
Вместо этого, их главной задачей было производство потомства, чтобы дети могли в будущем стать гражданами и защищать Римскую империю. Пролетарии играли важную роль в обществе Рима, хотя у них не было политических прав и возможности участвовать в принятии решений. Их ценность заключалась в том, что они обеспечивали будущее государства, создавая новых граждан и солдат. Они были своего рода фундаментом Римской империи, несмотря на свое низкое социальное положение.
Диктатура пролетариата - это понятие, которое было введено Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в их работе "Коммунистический манифест". Оно описывает переходный период от капитализма к коммунизму, когда рабочий класс, или пролетариат, принимает политическую власть и устанавливает свою диктатуру над буржуазией. Согласно марксистской теории, в диктатуре пролетариата рабочий класс использует государственную власть для подавления эксплуатации и установления социалистического общества.
Это означает, что пролетариат контролирует средства производства и распределяет их в интересах всего общества. Однако в историческом контексте понятие диктатуры пролетариата было различно интерпретировано и реализовано разными коммунистическими режимами.
Рабочих селили в бараки, казармы, где не было никаких перегородок. Максимум, что можно было сделать — разделить кровати занавесками, чтобы как-то создать иллюзию уединения. Место проживания рабочих завода Источник Начало борьбы рабочего класса за свои права, свободы, жизнь Антисанитария, отсутствие элементарных бытовых условий были совершеннейшей нормой и не считались чем-то из ряда вон выходящим. Люди жили и работали в очень тяжёлых условиях. Работали они гораздо дольше, чем это принято сейчас. Если сейчас у нас норма 8 часов, то тогда, зачастую, на очень тяжёлых работах, люди работали по 12, а иногда и 13 часов.
Все это очень плохо сказывалось на том, каков будет социальный характер этой группы, как рабочие будут позиционировать себя в обществе. Поэтому выступления в рабочей среде были совсем не редкими. Люди пьянствовали, дебоширили, их материальная необустроенность, бытовое ужасающее положение вызывало недовольство и рабочие время от времени свои вспышки ярости обращали вовне, на своих обидчиков, на владельцев заводов, мастеров, на начальников цехов и так далее. Они винили во всем конкретных людей. Если увеличивались штрафы, поборы, значит, виноват фабрикант, а раз начальник цеха его ставленник, значит, он виновен в не меньшей степени. И люди, бунтуя, свой гнев вымещали на этих порой совершенно не виновных людях. Но постепенно такие стихийные бунты, очень похожие на выступления русских крестьян, бунтовавших в XVIII веке, начинают приобретать организованные формы. Например, знаменитая Морозовская стачка, начавшаяся 7 января 1885 года в Орехово-Зуеве.
Тут рабочие действовали организовано, слаженно, они не выдвигали политических требований, но всё-таки это было уже самое настоящее рабочее движение. Раньше рабочие время от времени бунтовали, проявляли свое недовольство, но такого организованного рабочего выступления ещё никогда не было. Морозовская стачка была не просто стихийным вызовом, она была продумана и структурирована.
Многие историки объясняют события февраля 1917 года глубоким экономическим кризисом, разочарованием населения во власти, поражениями на фронте. Исследователи до сих пор спорят о вкладе каждого из этих факторов в свержение монархии. Но было ли тогда российское общество настроено против царя и хотело ли смены режима? Крестьяне не хотели республики Опыт революции 1905 года показал государству всю мощь крестьянских бунтов и дал представление о границах терпения сельских жителей. Крестьяне хорошо понимали, чего они хотят получить от монарха. Анализ историка Сергея Дубровского, который изучил более тысячи крестьянских наказов и петиций в Думу, свидетельствовал о том, что российское крестьянство обладало высоким уровнем самосознания. Их требования носили стихийно социалистический характер, хотя большинство из них не имели ни малейшего представления о социализме.
Материалы по теме: 6 февраля 2017 О тяге крестьян к этой идеологии писал и бывший министр внутренних дел Петр Дурново в своей знаменитой записке на имя Николая II в феврале 1914 года, еще до начала Первой мировой войны: «народные массы несомненно исповедуют принципы бессознательного социализма… и всякое революционное движение неизбежно выродится в социалистическое». В 1906 году, на выборах в Первую Думу, крестьяне активнее всего голосовали за кадетов и левых беспартийных кандидатов, хотя в своем политическом выборе уверены не были. Один из лидеров костромских кадетов Захарий Френкель вспоминал, как в день заключительного заседания губернского съезда выборщиков к нему пришли несколько человек и предложили ему стать их представителем в Думе. Они сочли, что выступление Френкеля на съезде показало понимание им народных нужд и крестьянского дела. При этом больше всего их волновал другой вопрос: «Вот говорят, что ты еврейского происхождения. Не томи наши души, скажи: жид ты или не жид? Впрочем, увидев впоследствии неспособность своих депутатов решить вопрос малоземелья, крестьяне разочаровались в них, и впоследствии предпочитали выбирать в Думу представителей своего сословья. Крестьяне читают газету, в которой опубликованы ленинские декреты о земле и мире. Фельетонист, выходец из дворянской семьи Сергей Гусев отмечал: «В 1909 году меня еще спрашивали о Государственной Думе, а в 1910 году она уже не возбуждала к себе ни малейшего интереса. Деревня ничего от Думы не ждет и смотрит на нее, как на своего рода присутственное место, где сидят определенные правительственные чиновники».
Служивший в волостных старшинах Матвеев также писал о равнодушии крестьян к Думе: «Почитают газету; посмеются на счет Илиодора и Пуришкевича; потолкуют о Думе, которая столько-то "миллионов стоит и ничего не делает"». Государственная Дума в их представлении была неразрывно связана с императором, ведь именно по его указу она была созвана. Вероятно, поэтому и роспуск Первой Думы, и Выборгский манифест, и даже разгон Учредительного собрания были приняты в деревне с равнодушием. После столыпинской реформы деревня уже не видела в Николае II защитника от чиновников и помещиков, и понимала, что он не собирается даровать им новые земельные наделы. Кроме того, в их памяти были живы воспоминания о карательных экспедициях, порках и ссылках 1906-1907 годов.
Возможны промежуточные должности, когда наемный труд у работодателя совмещается с самозанятостью. С другой стороны, люмпенпролетариат или «тряпичный пролетариат», который Маркс считает ретроградным классом, живет в неформальной экономике вне легальной занятости: беднейшие изгои общества, такие как нищие, обманщики, артисты, уличные музыканты, преступники и проститутки. Социалистические партии часто спорят о том, должны ли они организовывать и представлять все низшие классы или только наемный пролетариат.
Согласно марксизму, капитализм основан на эксплуатации пролетариата буржуазией: рабочие, не владеющие средствами производства, должны использовать собственность других для производства товаров и услуг. Рабочие не могут арендовать средства производства например, фабрику или универмаг для производства за свой счет; скорее капиталисты нанимают рабочих, а произведенные товары или услуги становятся собственностью капиталиста, который продает их на рынке. Часть чистой продажной цены выплачивается на заработную плату рабочих переменные затраты ; вторая часть обновляет средства производства постоянные затраты, капитальные вложения ; в то время как третья часть потребляется классом капиталистов, распределяясь между личной прибылью капиталиста и гонорарами другим владельцам рента, налоги, проценты по ссудам и т. Борьба за первую часть размер заработной платы ставит пролетариат и буржуазию в непримиримый конфликт, поскольку рыночная конкуренция неумолимо толкает заработную плату до необходимого минимума , чтобы рабочие могли выжить и продолжать работать. Вторая часть, называемая капитализированной прибавочной стоимостью, используется для обновления или увеличения средств производства капитал в количественном или качественном отношении. Вторая и третья части известны как прибавочная стоимость , разница между богатством, производимым пролетариатом, и богатством, которое он потребляет Марксисты утверждают, что новое богатство создается за счет труда, приложенного к природные ресурсы. Товары, которые производят пролетарии и продают капиталисты, оцениваются не по их полезности, а по количеству труда , заключенного в них: например, воздух необходим, но для его производства не требуется труда, поэтому он бесплатен; в то время как алмаз гораздо менее полезен, но требует сотен часов добычи и огранки, и поэтому стоит дорого.
Содержание
- Современное значение терминов "пролетарий" и "пролетариат" возникло с марксистским учением
- Кто такой пролетарий и чем он отличается от интеллигента
- Что такое пролетариат, и каково его историческое значение ::
- Марина Королева: Ничего "гордого" и горделивого в слове пролетарий не было
- Please wait while your request is being verified...
В поисках пролетариата
Пролетарий — представитель пролетариата; также может означать: Пролетарий — советский буксир. "Кто такие 'пролетарии'? Происхождение слова и его эволюция со временем" 1. Происхождение слова "пролетарии": Слово "пролетарии" зародилось в Древнем Риме. В римской социальной системе "пролетарии" относились к самой низшей слою населения. Проще говоря, пролетариат — это (немецкий пролетариат от латинского proletarius — небогатый) социальный класс наемных рабочих, которые живут только своим собственным трудом и навыками (специальностями, квалификацией) и не имеют ничего. неимущий) класс лично свободных, неимущих наемных работников (пролетариев), продающих свою рабочую силу - способность к труду. лишен собственности на средства производства, полностью зависит от найма. рабочий класс. Новости города Вичуга, Вичугского района и Ивановской области | 16+. Пролетариат — это общественный класс, занимающийся производством прибавочного продукта на чужих средствах производства и испытывающий эксплуатацию буржуазией.
Кто такие пролетарии 4 2022
Кто такие пролетарии 4 2022: kajaleksei — LiveJournal | Пролетариа́т — социальный класс, для которого работа по найму (продажа собственной рабочей силы) является по существу единственным источником средств к существованию. |
Определение пролетариата | «Вместе с пролетариатом с естественной необходимостью зарождается социалистическая тенденция, как у самих пролетариев, так и у тех, кто усваивает точку зрения пролетариата; так объясняется зарождение социалистических влечений». |
Разъяснения пост. О пролетариате. : blau_kraehe — LiveJournal | Кто же такие пролетарии и откуда в русском языке появилось это слово. |
В поисках пролетариата
Новости пролетарий. Пролетарии никогда не жили в такой роскоши, в которой живут сейчас. Что такое пролетариат и кто такие пролетарии? Диктатура пролетариата. Термин «пролетарий» в значении «промышленный рабочий» стал использоваться в Европе в XIX веке, с появлением социал-демократических партий. Пролетарий — это не просто тот, кто не имеет в собственности средств производства и капитала и вынужден продавать свою рабочую силу (жить на зарплату), чтобы не умереть с голоду. Это, во-первых, тот, кто занят в производительном секторе экономики.
Значение слова «пролетарий»
Пролетариями являются все те, кто не имеет в собственности средств производства и зарабатывает на жизнь продажей собственного труда. Согласно этому определению получается, что пролетариями является подавляющее большинство жителей нашей Планеты. Пролетарии – это те, кто работает на капиталистических предприятиях и заводах, с применением своих физических и интеллектуальных способностей. Пролетарий — представитель пролетариата; также может означать: Пролетарий — советский буксир. производить на свет потомство. Вывод: все рассуждения вне строго академической среды экономистов о том, кто из наемных работников "настоящий пролетарий", а кто нет, все издевательства над трудящимися в любой сфере, когда их обзывают "паразитами" и "ничего не производящими бесполезными. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» — этот лозунг был чуть ли не самым главным слоганом всего XX века. Давайте разберемся, кто же такие пролетарии и почему они должны соединяться.
Кто такой пролетарий
Единственным правом, которое у них оставалось, было право голоса. Властьимущие глубоко презирали этих граждан, но не могли не признать, что они приносили большую пользу — они производили на свет многочисленное потомство, то есть были производителями детей — пролетариатом.
Вместо этого, их основным обязательством было производство и воспитание детей, чтобы те в будущем могли служить в армии и защищать Римскую империю. Пролетарии были "гражданами, которые, по мере своего размножения, обеспечивали государство новыми гражданами и солдатами". Они не имели политических прав и не могли участвовать в принятии решений, но их важность заключалась в том, что они обеспечивали будущее Римской империи.
У нас не хватает еще печатного станка, и как только в нашем распоряжении окажется необходимая для его покупки сумма, типография наша будет вполне оборудована, и мы будем в состоянии печатать в ней, кроме журнала, еще и брошюры в защиту пролетариата. Так как мы решили действовать наверняка, то, разослав этот пробный номер, мы переждем и посмотрим, какие средства притекут к нам со стороны, прежде чем продолжать наше издание. К концу года мы надеемся получить нужные сведения, и тогда вырешится, будет ли выходить журнал раз в две недели или раз в неделю. Для ежемесячного выхода его было бы, пожалуй, достаточно поддержки одного Лондона. Цена каждого номера покамест определена в 2 пенса, 4 су, 2 зильбергроша или 6 крейцеров. Но как только число подписчиков подымется до двух тысяч, цену можно будет значительно понизить.
Ну, а теперь, пролетарии, очередь за вами! Присылайте нам статьи, подписывайтесь на журнал, если только вы в состоянии сделать это, распространяйте его, где только можно. Дело идет о защите святого, правого дела, справедливости против несправедливости, дела угнетенных против угнетателей; мы ведем борьбу за правду против суеверия, против лжи. За то, что мы тут делаем, мы не хотим награды, не хотим оплаты, потому что мы исполняем лишь свой долг. Пролетарии, если вы хотите быть свободными, то пробудитесь от вашего сна и сомкнитесь крепко воедино! Человечество требует от каждого, чтобы он исполнял свой долг. Прежде всего, мы дадим здесь краткое объяснение этого слова, с которым мы обращаемся к вам, так как многим из вас, возможно, и неизвестно происхождение его и значение. В пору могущества римского государства, когда оно приближалось к высшему пункту своей цивилизации, граждане его распадались на два класса: имущих и неимущих. Имущие платили государству прямые налоги, а неимущие отдавали ему своих детей, которые шли на то, чтобы защищать богатых, и должны были проливать свою кровь на бесчисленных полях сражений, чтобы еще более увеличить могущество и достояние имущего класса. Proles по-латыни означало детей, потомство; пролетарии составляли, стало быть, класс граждан, которые не обладали ничем, кроме своих рук да детей.
С тех пор, как нынешнее общество приближается к вершине своей цивилизации, с тех пор, как изобретены машины и сооружены крупные фабрики, с тех пор, как собственность попадает в руки отдельных лиц, стал развиваться у нас все в большей мере и пролетариат. Ничтожное число привилегированных владеет всей собственностью, большая масса народная не обладает ничем, кроме своих рук да детей. И совсем, как в римском государстве, нас, пролетариев, и наших сыновей, наряжают в солдатские мундиры и дрессируют до состояния машины, заставляя нас охранять наших собственных угнетателей и проливать свою кровь по мановению их руки. Совсем, как тогда, наши сестры и дочери обречены служить удовлетворению скотских похотей богатых сластолюбцев. Совсем, как тогда, накипает и ненависть угнетенных бедняков к богатым угнетателям. Однако же пролетариат современного общества стоит на совсем иной и лучшей основе по сравнению с римским. У римских пролетариев не было для освобождения ни средств, ни необходимого образования; им не оставалось ничего, кроме мести и гибели в борьбе ради мести. А из нынешних пролетариев многие, благодаря искусству книгопечатания, уже достигли высокой степени образования, уровень остальных также с каждым днем повышается благодаря их стремлению к объединению. В то же время, рядом с их повышающимся умственным развитием и все более тесным сплочением, привилегированный класс представляет картину ужаснейшего эгоизма и отвратительнейшей безнравственности. Современная цивилизация обладает достаточными средствами, чтобы сделать счастливыми всех членов общества; поэтому целью современных пролетариев является не только разрушение, месть и освобождение ценою смерти.
Их цель - содействовать установлению такого общества, в котором бы все могли жить свободными и счастливыми людьми. Пролетариями в современном обществе являются все, кто не может жить своим капиталом, рабочий точно так же, как и ученый, художник точно так же, как и мелкий буржуа. Хотя мелкая буржуазия и обладает еще некоторым состоянием, однако же, вследствие страшной конкуренции со стороны крупного капитала, она с очевидностью приближается гигантскими шагами к тому состоянию, которое совершенно уравняет ее с прочими пролетариями. Мы можем поэтому уже причислить ее к нашим рядам, потому что она столь же заинтересована в том, чтобы избежать состояния полного лишения имущества, как мы - в том чтобы выйти из этого состояния. Поэтому соединимся с ними, это поможет обеим сторонам. Задача этого журнала - в работе на пользу освобождения пролетариата, а чтобы оно совершилось как можно скорее, мы должны призывать всех угнетенных к объединению. Мы называем наш орган «Коммунистическим журналом», потому что мы убеждены и знаем, что это освобождение может быть достигнуто только путем полного преобразования ныне существующих отношений собственности, словом, что оно может осуществиться только в обществе, основанном на коммунизме. Мы предполагали вставить здесь краткое и для всех понятное исповедание веры коммунизма, и проект его уже написан. Но так как оно должно служить в будущем путеводной нитью для нашей пропаганды и, стало быть, имеет чрезвычайную важность, то мы сочли своим долгом сначала послать этот проект нашим друзьям на континенте, чтобы выслушать на этот счет их мнение. И как только мы получим ответы от наших друзей, мы напечатаем их в следующем номере со всеми необходимыми изменениями и дополнениями.
Коммунистическое движение многими понимается до такой степени превратно, другими оно намеренно до такой степени искажается и поносится, что мы принуждены все-таки сказать и здесь несколько слов о нем, поскольку мы его знаем и принимаем в нем участие. Мы ограничимся, главным образом, тем, что заявим здесь, чем мы не являемся.
Планировалось, что этот лозунг станет общемировым. Его, кстати, в своем «Манифесте» впервые употребил Фридрих Энгельс. В 1920 году на Коммунистическом интернационале Ленин посчитал, что фразу нужно изменить. Для всех народов он изрек: «Пролетарии всех стран и угнетенные народы, соединяйтесь»! В этом лозунге отчетливо видно, что нацеленность руководства идет не только на внутренние дела страны, но и на международную арену.
Итоги для пролетариев Революционные события показали, что пролетарии — это активный социальный класс, который борется за свои права путем митингов и демонстраций. Наиболее активное движение в истории пролетариата было в России. Это не странно, если обратиться к определению «пролетариев» Симонда де Сисмонди. Наибольшее количество бедных людей, которые работают по найму, наблюдается именно в России. Пролетарии свергли монархию, однако не добились собственного улучшения жизни. Большинству обещаний Ленина так и не суждено было сбыться.
Что такое пролетариат, и каково его историческое значение
Мы будем работать, чтобы внедрить в сознание, в привычку, в повседневный обиход масс правило: «все за одного и один за всех», правило: «каждый по своим способностям, каждому по его потребностям», чтобы вводить постепенно, но неуклонно коммунистическую дисциплину и коммунистический труд. ПСС т. Между тем, научная теория социализма могла возникнуть только лишь тогда, когда на сцене истории появился новый борющийся класс - пролетариат. Поэтому пролетариат приемлет это сознание, усваивает его и с удвоенной силой борется с капиталистическим строем. В условиях жесточайшей эксплуатации, полного политического бесправия и грубого произвола со стороны господствующего класса буржуазии, пролетариат обретает политическую зрелость, революционность, организованность и сознательность. Нужно ли доказывать, что такая революция не могла остановиться на полдороге, что она в случае успеха должна была пойти дальше, подняв знамя восстания против империализма? Нам истерические порывы не нужны. Нам нужна мерная поступь железных батальонов пролетариата». Ленин В. Почему для нас важны эти признаки пролетариата? Потому что нам важны в структуре пролетариата беззаветно преданные социалистической революции люди.
А вот теоретические изыскания о производительном и непроизводительном работнике - кажутся мне вторичными - оставим их записным "марксистам". Не с точки зрения марксизма, а с прикладной точки зрения, с точки зрения грядущей социалистической революции - важнее наличие у работника пролетарской морали. Конечно, мы можем до бесконечности анализировать - создаёт ли данный работник прибавочную стоимость для конкретного капиталиста или нет. Но будучи 100-процентным пролетарием в седьмом колене, с пролетарскими цепочками ДНК, он может быть 100-процентным черносотенцем. Я утверждаю, что учение Маркса не дает ответа, кого можно со 100-процентной уверенностью отнести к пролетариату. Беда в том, как я уже писал выше - слишком проста формула, определяющая пролетариат, а потому столько вокруг этого вопроса измышлений и возни. По этому поводу мне вспоминается моряк Пенкроф из книги Ж. Верна "Таинственный остров": Герберт, — наставительно сказал моряк, — для меня существует только один вид кенгуру, называется он «жареный кенгуру», а вот его-то как раз нам с тобой не досталось.
Наконец, Сафронов отрицает партийность наук.
Так что привлекать его в качестве авторитета в марксизме — дурная затея. Проблема левых в том, что они не могут четко объяснить причины устойчивости капитализма. Им кажется, что вся проблема в пагубном действии буржуазной пропаганды, затуманивающей разум пролетариев и заглушающей их «классовое чутье», самосознание. В домонополистическую эпоху капитализм по сути ничего не мог предложить рабочим, кроме койко-места в бараке и миски похлебки, а единственным способом «охмурения» были религиозные обещания «светлого загробного будущего». И это всё при чудовищном уровне государственного насилия. Сегодня же несколько усложнилась конфигурация жизненных условий. Буржуазия, надо сказать, держит власть не только и не столько разветвленным аппаратом насилия, но благодаря удержанию масс в интеллектуальной нищете путем насаждения национальной и религиозной разобщённости и позитивизма, веры в «невидимую руку рынка», в мистицизм и т. Молодежь же устами всевозможных «лидеров общественного мнения» и прочих жуликов убеждают, что если хорошо работать, не ныть и не увлекаться марксистскими идеями, то можно стать богатым и успешным. Эффективно эксплуатируется культ «self-made man», так называемые истории успеха действуют на молодых людей гипнотично, как взгляд удава на кроликов.
Правда, с возрастом, когда молодой человек сталкивается лицом к лицу с «прозой жизни», эти иллюзии достаточно быстро развеиваются. Ключевым болтом в конструкции идейного господства олигархии является ложь про коммунизм: «сталинский террор» , «ужасы культурной революции», «зверства красных кхмеров» и т. Но нужно понимать, что буржуазная пропаганда отнюдь не всесильна. Главный фактор устойчивости капитализма состоит в том, что пролетариат не видит силу, за которой можно пойти, чтобы что-то изменить и буржуазия ему внушает неверие вообще, что что-то можно изменить. Поэтому пролетарии сегодня идут за Путиным, потому что за Путиным хотя бы государство, хоть какая-то поддержка и стабильность, пусть и копеечная пенсия, но она есть, пусть плохонькая медицина, но тебя не бросят умирать и т. Из своих заблуждений левые делают вывод, что достаточно оградить пролетария от буржуазной пропаганды например с помощью создания левых СМИ в интернете — и массы «воспрянут ото сна». Подобная «теория» подразумевает, что пролетарий революционен как бы сам по себе, по своей природе. А между тем, классики четко указывали в том же Манифесте, что пролетариат сам по себе революционен лишь относительно буржуазии и крестьянства. Более того, слом буржуазного государства, экспроприация капиталистов и построение коммунизма не являются коренными интересами пролетариата.
Интерес — это всего лишь не знающий меры природный инстинкт, обернутый в социальную оболочку, наиболее примитивная, животная мотивация. Нет такого интереса — построить коммунизм, потому как коммунизм по самой своей сути противоположен диктату слепых инстинктов и может реализоваться лишь на сознательной основе. Для реализации своих интересов пролетариям не нужен никакой коммунизм, им для этого достаточно развитого тред-юнионистского движения, чтобы эффективно выбивать подачки у буржуазии. Ведь пролетарий — это просто продавец рабочей силы. Если бы в рамках капитализма трудящимся в массе своей невозможно было реализовать их интерес, он бы рухнул, потому что крепостничество и классическое рабство уже несовместимы не только с современными орудиями производства, но и с культурным уровнем самих людей. А других эксплуататорских форм производственных отношений просто не бывает. Напрасны надежды всевозможных «ждунов катастроф» типа К. Сёмина, которые думают, что вот ка-а-ак ударит мировой кризис, прокатится по массам каток социальных потрясений и вот тогда-то они возьмут и обратятся, подобно царевне-лебедю из сказки, в революционный класс! Нет, этого не будет, граждане сторонники Сёмина.
Массы сами, без своего авангарда ничего, кроме бунта, бессмысленных погромов полицейских участков и магазинов, не способны предпринять, ситуация с «черным майданом» в США — свежий тому пример. А что такое авангард? Это коммунистическая партия большевистского типа. Партия не создается «снизу», не рождается стихией экономического сопротивления масс — она выковывается узкой группой крепких марксистов, объединенных вокруг вождя: «Вождь по науке — это личность, поднявшаяся существенно выше своих современников, коллег и по уровню знаний, и по умению творчески мыслить, и по степени искренности и последовательности выполнения требований марксистско-ленинской науки, и по степени умственного трудолюбия» В. Подгузов « Нужен ли партии вождь? Без вождей, строго говоря, существование партии невозможно. Что касается партии, то: «Нужно четко понимать: или члены партии владеют диаматикой и тогда это марксистская партия, или члены партии не владеют диаматикой. Но тогда нет ни малейшего основания называть такую партию коммунистической.
В три раза возросла доля экспорта — с 25 млн до 77 млн руб. В 2023 году на заводе начали ремонтировать иностранные двигатели и заниматься реверс-инжинирингом запчастей, то есть разборкой импортных деталей для их дальнейшего копирования.
В 2024 году на предприятии собираются начать выпускать газопоршневые электростанции мощностью до 1,5 МВт и краны подъемностью 100—400 тонн.
При этом, пролетария они представляют непременно в зачуханной спецовке с молотком в руке. Разумеется, такое представление о пролетариате - личное дело этих высокообразованных утверждальщиков, но вот марксистская наука смотрит на пролетариат несколько иначе. Кто относится к пролетариату в РФ сегодня, сколько его в нашей стране, какие процессы с участием пролетариата происходят и будут происходить в нашей жизни - об этом в статье Дмитрия Винокурова.
Существование пролетариата в основном либо отрицается, либо этот термин понимается в крайне узком смысле, например лишь в отношении рабочих физического труда немногих оставшихся промышленных предприятий. Однако, если обратиться к классическому определению класса, данному Лениным, можно легко продемонстрировать, что пролетариат ничуть не ограничивается лишь узкой категорией рабочих и уж тем более никуда не исчез. Для точности процитирую это определение. Итак, классы это: «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению большей частью закреплённому и оформленному в законах к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».
Отсюда следуют три признака класса пролетариата: 1 не обладает собственностью на средства производства; 2 живёт за счёт продажи собственной рабочей силы капиталистам или буржуазному государству как «совокупному капиталисту» ; 3 в организации труда выступает в основном лишь исполнителем, принятие ключевых решений остаётся за буржуазией; 4 обладает существенно меньшей долей общественного богатства по сравнению с буржуазией. Далее Ленин дополняет, что классы «это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой». То есть пролетариат эксплуатируется и угнетается буржуазией, это можно выделить в пятый признак. Ключевым признаком конечно является отношение к собственности.
Говоря о пролетариате XIX в. Ленин говорил также об инженерном пролетариате, роль которого в XX в. Естественно, что как буржуазия, так и пролетариат существуют не в кристально чистой строго отдельной друг от друга форме, а среди них есть множество групп и промежуточных слоёв, в большей или меньшей мере относящихся к тому или иному классу. Но в общем каждый из классов вполне целостен.
С развитием производительных сил общества, и особенно с развитием формы труда, эта структура претерпевает изменения. Это я и постарался исследовать. Конкретный вопрос, с которого возникла идея написания статьи был следующий — если в начале XX в. Или хотя бы протоавангардом, в потенциале способным стать основой прогрессивной преобразующей силы общества, которой является пролетариат в целом.
Пролетарии всех стран, пролетайте!
Что такое пролетариат и кто такие пролетарии? Диктатура пролетариата | ПРОЛЕТАРИЙ, пролетария, ·муж. (·лат. proletarius). 1. Лишенный средств производства наемный рабочий в капиталистическом обществе. |
Пролетариат — Википедия | высокооплачиваемый состоятельный класс наемных работников, - и "синие воротнички". |
А вы знаете, что значит "пролетарий" и из какого языка это слово? | Слово «пролетарий» происходит от латинского «производить на свет потомство» или proles. Это был класс объеденивших римлян, которые были свободными, но никакой собственности и богатства у них не было и в помине. |
Кто первым сказал «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Речь пойдет о пролетариате: его зарождении в конце XIX века, крестьянских корнях и особенностях как класса. Кто такие "пролетарии"? Слово «пролетарий» происходит от латинского «производить на свет потомство» или proles. Это был класс объеденившихся римлян, которые были свободными, но никакой собственности и богатства у них не было и в помине. Пролетарии – это те, кто работает на капиталистических предприятиях и заводах, с применением своих физических и интеллектуальных способностей. Что такое пролетариат и кто такие пролетарии? Диктатура пролетариата. Термин «пролетарий» в значении «промышленный рабочий» стал использоваться в Европе в XIX веке, с появлением социал-демократических партий. "Кто такие 'пролетарии'? Происхождение слова и его эволюция со временем" 1. Происхождение слова "пролетарии": Слово "пролетарии" зародилось в Древнем Риме. В римской социальной системе "пролетарии" относились к самой низшей слою населения. Слово «пролетарий» происходит от латинского «производить на свет потомство» или proles. Это был класс объеденивших римлян, которые были свободными, но никакой собственности и богатства у них не было и в помине.
Разъяснения пост. О пролетариате.
Властьимущие глубоко презирали этих граждан, но не могли не признать, что они приносили большую пользу — они производили на свет многочисленное потомство, то есть были производителями детей — пролетариатом.
Том I. Во 1-х Карл Маркс подчеркивает, что капиталистическая общественно-экономическая формация также как и все другие основывается на производительном труде, хотя «результатом капиталистического процесса производства является не просто напросто продукт потребительная себестоимость и не продукт, т. Его итог, его продукт, состоит в сотворении добавочной цене для капитала, а просто потому — в реальном превращении денежных средств или продукта в капитал, тогда как до процесса производства денежные средства и продукты являются капиталом только в смысле собственной общей направленности, только «в себе», только по собственному предназначению.
Процесс производства поглощает большее кол-во труда, чем то, которое куплено. Это поглощение, это присвоение чужого неоплаченного труда, совершающееся в процессе производства, является конкретной целью процесса капиталистического производства, ибо в задачки капитала как такого а стало быть, и капиталиста как такого не заходит ни про-во потребительных стоимостей, конкретно предназначенных для своего употребления, ни про-во продуктов для следующего перевоплощения их в денежные средства, а потом — в потребительные цене. Цель капиталистического производства — обогащение, приумножение цене, ее повышение, как следует — сохранение прежней цене и создание добавочной цене. И данный специфичный продукт, производимый в процессе капиталистического производства, достается капиталу только лишь в итоге обмена на труд, именуемый потому производительным трудом.
Для того чтоб создавать продукт, труд должен быть полезным трудом, должен создавать какую-нибудь потребительную себестоимость, выражать себя в какой-либо потребительной цене. И только лишь труд, выражающий себя в товаре, как следует — в потребительных стоимостях, является потому таким трудом, коий обменивается на капитал. Эта предпосылка конечно есть нечто само собою разумеющееся». Критика политической экономии.
Том 1-ый, книжка 1: процесс производства капитала. Но только лишь тот труд, коий обменивается на капитал является производящим добавочную себестоимость для капиталиста. Он это объясняет дальше: «Но не данный определенный нрав труда, не его потребительная себестоимость как такая, не то, как следует, событие, что он является, к примеру, трудом целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества портного, сапожника, прядильщика, ткача и т. Его специфическую потребительную себестоимость для капитала образует не его определенный нужный нрав, а также и не особенные полезные спец свойства того товара любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи , в котором он выполняется… Для капитала потребительная себестоимость рабочей силы заключается конкретно в излишке того кол-ва труда, которое доставляется рабочей силой, над тем кол-вом труда, которое осуществлено в ней самой и которое требуется потому для ее воспроизводства.
Труд доставляется, естественно, в той определенной форме, которая присуща ему как особенному полезному труду — как прядению, ткачеству и т. Но данный определенный нрав труда, коий вообщем делает его способным выражать себя в товаре, не составляет его специфическую потребительную себестоимость для капитала… …другими словами: только лишь тот труд является производительным, коий, обмениваясь на овеществленный труд, делает вероятным, что данный последний получает свое выражение в виде увеличенного кол-ва овеществленного труда. Поэтому-то процесс капиталистического производства не конечно есть просто напросто про-во продуктов. Это — процесс, всасывающий неоплаченный труд, процесс, превращающий средства производства — матерьялы и средства труда — в средства поглощения неоплаченного труда.
Из вообще всего вышеизложенного следует, что «производительный труд» — это такая черта труда, которая конкретно не имеет совершенно ничего общего с определенным содержанием труда, с его особенной пользой или со специфичной потребительной ценой, в коей он выражается». Допустимо, что кол-во труда, доставляемое этим портным, превосходит то кол-во труда, которое заключается в получаемой им от меня плате; это даже очень возможно, так как стоимость его труда определяется ценой, получаемой теми портными, кои являются производительными рабочими. Но для меня это совершенно безразлично. Раз стоимость установлена, то мне совсем все равно, работает ли данный портной 8 или 10 часов.
Для меня имеет значение только лишь потребительная себестоимость, брюки, при этом — независимо от того, приобретаю ли я их 1-ым или вторым методом, — я заинтересован, естественно, в том, чтоб заплатить за них как конечно можно меньше; в этом я идиентично заинтересован как в первом, так и во втором случае: уплаченная мною стоимость в обоих случаях не должна быть выше обычной. Это — расход на мое потребление: не прирост моих денежных средств, а и наоборот, их убыль. Это — никак не средство обогащения, как и вообщем ни одна издержка денежных средств для моего личного употребления не является средством обогащения… Потому простой, конкретный обмен денежных средств на труд не превращает ни денежные средства в капитал, ни труд — в производительный труд… …труд интересует меня тут только лишь как потребительная себестоимость, как услуга, благодаря коей сукно преобразуется в брюки, — как такая услуга, которую труд оказывает мне вследствие присущего ему определенного полезного нрава. Напротив, та услуга, которую данный же наемный портной оказывает нанявшему его портному-капиталисту, состоит совсем не в том, что он превращает сукно в брюки, а в том, что нужное рабочее время форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения , овеществляемое в брюках, равно 12 часам, получаемая же наемным портным заработная плата равна вообще всего только 6 часам.
Услуга, которую он оказывает капиталисту, состоит, стало быть, в том, что он работает 6 часов даром. То событие, что это совершается в форме шитья брюк, только лишь прикрывает действительное отношение… В тех случаях, когда денежные средства конкретно обмениваются на таковой труд, коий не производит капитала, т. Если, таким образом, один-единственный только обмен денежных средств на труд еще не превращает этого последнего в производительный труд, или, что то же, не превращает денежных средств в капитал, — то, с другой стороны, и содержание труда, его определенный нрав, его особенная полезность выступает, при первом подходе к вопросу, как нечто апатичное: выше мы лицезрели, что тот же труд того же портного в одном случае бытует как производительный труд, а в другом — как непродуктивный. Популярного рода услуги, другими словами: потребительные цене, представляющие собою итог узнаваемых разновидностей деятельности или труда, воплощаются в товарах, остальные же услуги, напротив, не оставляют осязательных результатов, имеющихся раздельно от исполнителей этих услуг результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществлённого при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна ; по другому говоря, итог их не конечно есть применимый для реализации продукт.
Так, к примеру, услуга, оказываемая мне певцом, удовлетворяет мою эстетическую потребность; но то, чем я наслаждаюсь, существует только лишь в виде деятельности, неотделимой от самого певца, и как только лишь прекращается его труд, т. Сами по себе эти услуги, подобно покупаемым мной товарам, смогут быть вправду необходимыми или же только лишь казаться такими — как, к примеру, услуги бойца, доктора, юриста, — либо же они смогут быть такими услугами, значение коих ограничивается доставляемым ими удовольствием. Но от этого нисколечко не изменяется их экономический нрав. Если я здоров и не нуждаюсь в помощи доктора или если я имею счастье не вести судебных процессов, то я буду избегать, как чумы, растраты денежных средств на услуги докторов и юристов.
Услуги смогут быть также навязанными, к примеру услуги бюрократов и т. Если я покупаю услугу учителя — или остальные приобретают ее для меня — не с той целью, чтоб развить мои возможности, а с той целью, чтоб приобрести известную сноровку, дающую мне вероятность зарабатывать денежные средства, и если я при этом вправду чего-нибудть усваиваю, — что само по себе нисколечко не зависит от оплаты учителю выполняемой им услуги, — то издержки на это обучение, подобно издержкам на мое содержание, входят в издержки производства моей рабочей силы. Но особенная полезность данной услуги нисколечко не изменяет данного экономического взаимоотношения; денежные средства не преобразуются тут в капитал, иными словами: я не становлюсь по отношению к исполнителю услуги, к учителю, капиталистом, не превращаюсь в его владельца. И просто потому экономический нрав этого взаимоотношения нисколечко не зависит от того, излечивает ли меня доктор, удачно ли учит меня учитель, выигрывает ли мое дело юрист.
Оплачивается тут услуга как такая, но по самой ее природе ее итог не может быть гарантирован исполнителем услуги. Оплата значимой части услуг принадлежит к издержкам, связанным с потреблением продуктов; таковы, к примеру, услуги кухарки, горничной и т. Соответствующим для всех разновидностей непродуктивного труда является то, что я могу воспользоваться ими, — как это имеет пространство и при покупке всех других продуктов с целью употребления, — только лишь в той мере, в какой я эксплуатирую производительных рабочих. Потому производительный рабочий меньше всех имеет вероятность располагать услугами непродуктивных рабочих, хотя ему и приходится больше всех платить за навязанные ему услуги правительство, налоги.
И наоборот, вероятность использовать труд производительных рабочих никак не возрастает для меня пропорционально тому, в какой мере я применяю труд непродуктивных рабочих; тут, напротив, имеет пространство отношение оборотной пропорциональности». Действительный процесс присвоения совершается только лишь в реальном процессе производства, для которого пройденным уже шагом является обозначенная 1-ая, формальная операция, где капиталист и рабочий противостоят друг другу просто напросто как товаровладельцы, относятся друг к другу как клиент и торговец. Поэтому-то все вульгарные ведущие экономисты, к примеру Бастиа, не идут далее данной 1-ой, формальной сделки, — для того конкретно, чтоб жульнически отвертеться от специфично капиталистического взаимоотношения. В обмене меж денежными средствами и непродуктивным трудом это различие находится с полной ясностью.
Тут денежные средства и труд обмениваются друг на друга только лишь в качестве продуктов. Данный обмен, стало быть, не образует капитала, а представляет собою трату дохода». К примеру, Мильтон, написавший «Потерянный рай» и получивший за него 5 ф. Напротив, литератор, работающий для собственного книготорговца на фабричный манер, является производительным работником.
Мильтон создавал «Потерянный рай» с той же необходимостью, с какой шелковичный червяк производит шелк. Это было эффективное проявление его натуры. Позже он продал свое произведение за 5 ф. А лейпцигский литератор-пролетарий, фабрикующий по указке собственного издателя те или другие книжки к примеру, управления по политической экономии , является производительным работником, так как его про-во с самого начала подчинено капиталу и совершается только лишь для роста цене этого капитала.
Певица, продающая свое пение на собственный ужас и риск, — непродуктивный рабочий. Но та же самая певица, приглашенная антрепренером, коий, чтоб загребать денежные средства, принуждает ее петь, — производительный рабочий, ибо она производит капитал». Так, школьный учитель, — если дозволительно взять пример вне сферы вещественного производства, — является производительным рабочим, коль скоро он не только лишь обрабатывает детские головы, но и изнуряет себя на работе для обогащения бизнесмена». Маркс «Капитал», Т.
Энгельс, Сочинения может означать: Сочинение, в синтаксисе — неравноправная связь, односторонняя зависимость одного компонента связи слова либо предложения от другого. Сочинение — вид письменной школьной работы,. Энгельс, Сочинения. Труд первого обменивается на капитал, труд второго — на доход.
Маркс «Теория добавочной цене», Т. Он, таким образом, как капиталист, уплачивает самому себе заработную плату и извлекает прибыль из собственного капитала, т. Но тот факт, что он может присваивать самому себе весь продукт собственного своего труда, что третьим лицом, владельцем, не присваивается излишек цене его товара над средней ценой его труда в течение, скажем, 1-го дня, — данный факт должен быть отнесен не за счет его труда в этом отношении он ничем не отличается от других рабочих , а только лишь за счет того происшествия, что он обладает средствами производства. Означает, только лишь благодаря тому, что он является собственником средств производства, ему достается его свой добавочный труд, и в этом смысле он относится как собственный свой капиталист к самому себе как к наемному рабочему».
Он гласил о наличии в РФ «класса нашей маленькой буржуазии, маленьких торговцев, маленьких ремесленников и т. Трудятся не только лишь пролетарий, полупролетарий и маленький буржуа. Ведут определенную деятельность и некие капиталисты, занятые интеллектуальным, управленческим трудом. Просто потому с большой осторожностью следует относиться и ставшему сейчас пользующимся популярностью термину «трудящиеся», которое по собственному значению даже намного обширнее, чем раскритикованное Лениным понятие «изготовитель».
Понятие «трудящиеся» включает в себя всех наемных рабочих вообщем то есть и служащих, и интеллигенцию , да еще и маленькую и даже среднюю буржуазию, которая тоже трудится — сама участвует в производстве иили управляет им. Работники производительного труда при капитализме Переходя к рассмотрению капиталистического общества в целом, Карл Маркс вводит дополнительную характеристику «производительного труда как труда, овеществляющегося в вещественном богатстве. При этом предположении, которое выражает предел обозначенного процесса и которое, как следует, все больше приближается к тому, чтоб стать четким изображением реальности, все рабочие, занятые в производстве продуктов, являются наемными рабочими, а средства производства противостоят им во всех сферах вещественного производства как капитал стоимость, используемая для получения прибавочной стоимости посредством производственной и экономической деятельности, основанной на добровольном обмене. Согласно этому, конечно можно признать соответствующим для производительных рабочих Рабочий — наёмный работник на производственном предприятии, сотрудник начального уровня производственных компетенций , т.
И таким образом производительный труд, — за исключением собственной, имеющей решающее значение, соответствующей черты, которая относится совсем безразлично к содержанию труда и которая от этого содержания не зависит, — за исключением данной черты, производительный труд приобретает отличающуюся от нее вторую, дополнительную характеристику». Это — транспортная индустрия, все равно, перевозит ли она людей или продукты. Отношение производительного труда, т. Дальше, тут предмет труда подвергается известному вещественному изменению — в смысле пространственной перемены, перемены пространства.
Когда речь идет о перевозке людей, эта перемена пространства является только лишь услугой, выполняемой для них бизнесменом. Но отношение меж покупателями данной услуги и ее торговцами имеет так же мало общего с отношением производительных рабочих к капиталу, как и отношение меж торговцами пряжи и ее покупателями.
Нет, при Ленине состав ЦК немногочислен и там, как и в правительстве, — профессиональные революционеры. Так никогда и не включались рабочие в ЦК? Почему же, бывало. Существует и доныне практика включать нескольких рабочих напоказ в состав ЦК. Мне приходилось иметь дело с некоторыми из них, например, с Валентиной Гагановой.
Они — типичные представители рабочей аристократии, которых избирают в президиумы и посылают в составе делегаций, но никакого влияния в ЦК эти профессиональные подставные лица не имеют, отлично это понимают и знают своё место. Не было её и ни в какой иной социалистической стране. Вообще её не было 42. Михаил Восленский Этот практический опыт показывает нам, что сама идея классовой партии и власти класса не имеет общего с реальностью. У разных представителей одного и того же социального класса могут быть разные интересы. При этом рабочие могут быть слишком заняты на изнурительных работах, чтобы вырабатывать политическую повестку, и у них нет столько денег, чтобы создавать свою политическую организацию. Совершенно нормально, когда выработкой повестки занимается часть интеллигенции, а финансирование обеспечивает часть бизнеса — эти интеллигенция и бизнес вполне могут симпатизировать левым идеям, что показывает настоящая история самой же большевистской партии об источниках финансирования партии будет отдельный материал.
Только если при этом декларируется то, что партия «пролетарская» и выступает за «диктатуру пролетариата» — это лицемерие и обман. А если при этом партия демократическая, противоречие снимается. Устаревание термина и народные демократии Концепцию диктатуры пролетариата критиковали уже сами марксисты из числа сторонников эволюционного развития социализма — например, Карл Каутский. Он считал, что пролетариат может победить и без революции, и отмечал демократизацию общества по мере развития капитализма 43 , в связи с чем нужно бороться за демократию и реализацию социализма реформами. Систему, возникшую в СССР, он описал следующим образом: …если мы говорим о диктатуре как о форме правления, мы не можем говорить о диктатуре класса, ибо […] класс может господствовать, а не управлять. Следовательно, если под диктатурой понимать […] форму правления, тогда можно говорить только о диктатуре одного лица или организации. Следовательно — не о диктатуре пролетариата, а диктатуре пролетарской партии.
Но тогда […] пролетариат распадается на различные партии. Диктатура одной из них отнюдь уже не будет диктатурой пролетариата, но диктатурой одной части пролетариата над другой 44. Карл Каутский В то же время парламентская демократия, на которую Карл Маркс навесил демагогический ярлык «буржуазная демократия» по всей видимости, посчитав неубедительными свои доводы без использования этого приёма , а Владимир Ленин вслед за ним заявил, что «на деле демократическая республика, учредительное собрание, всенародные выборы и т. Во многих развитых странах повышалась роль независимых профсоюзов, стали приходить ко власти различные левые партии, и рабочие реально участвовали в управлении обществом как через профсоюзы, так и через выборы, и благодаря сменяемости власти повышались их шансы самим участвовать в политике. То есть никакой «диктатуры буржуазии» не наблюдалось. В это время при так называемой «диктатуре пролетариата» независимые профсоюзы были подавлены и превращены в «приводные ремни» 46 партии, все партии кроме коммунистической подавлялись, а рабочие стали всё меньше участвовать в политике, так как принадлежность к номенклатуре стала практически наследственной , и этой принадлежностью номенклатурщикам надо было обеспечивать в первую очередь своих детей. Уже ближе ко второй половине ХХ века понятие диктатуры настолько скомпрометировало себя, что коммунистические партии были вынуждены перейти с диктатуры пролетариата на новую концепцию — так называемые «народные демократии», которые создавались в советской зоне влияния 47 , то есть многопартийные системы при лидирующей роли коммунистической партии и наличии некоторых демократических институтов — таких, как парламент.
При этом данные страны называли себя социалистическими. Диктатура пролетариата исчезла юридически в СССР ещё при Иосифе Сталине, так как в Конституции 1936 года, а именно в статье 1, где было написано, что «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян. Это подразумевало, что переходный этап диктатуры пролетариата пройден. Тут вместо диктатуры пролетариата провозглашалось Общенародное государство, то есть новый этап в развитии социалистического государства, важнейшая веха на пути перерастания социалистической государственности в коммунистическое общественное самоуправление 50. Это было отражено также в Конституции 1977 года, где было сказано, что в Советском Союзе построено «общенародное государство»: Выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным. Cтатья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны 51.
Диктатура или демократия Какое должно быть отношение к диктатуре пролетариата у прогрессивных социал-демократов? Прежде всего, нужно признавать, что этот лозунг является неактуальным, так как не выдержал экспериментальной проверки. В марксистской теории реализация «диктатуры пролетариата» должна была вести к власти рабочих, а на деле она привела к власти номенклатуру, которая подавляла любые другие политические силы, в том числе и самих рабочих. В СССР она привела и к настоящему массовому уничтожению коммунистов. Сегодня лозунги диктатуры пролетариата и демократии являются взаимоисключающими. Это доказывают и противоположность следовательно, логическая несовместимость смыслов терминов «диктатура» и «демократия», и логика развития термина «диктатура пролетариата» и практики воплощения диктатуры пролетариата и демократии. Идея диктатуры пролетариата — это демагогическая конструкция вроде идеи «власти русского народа».
Ни власти пролетариата, ни власти русского народа при реализации этих конструкций не будет, а будет власть их представителей неизбежность представительной демократии мы обосновывали здесь. И диктатура этих самых представителей на практике будет означать подавление всех остальных, в том числе и тех, кого «представляют». Актуальным лозунгом является сегодня повышение уровня социальной демократии. В отдельной статье мы описали причины, по которым демократия гораздо эффективнее диктатур, и это справедливо и с точки зрения экономического роста, и с точки зрения повышения уровня жизни, и с точки зрения доступа общества к политическому управлению. Сегодня социал-демократы понимают, что демократия подразумевает собой не просто многопартийность, но и множество других институтов — сменяемость власти, наличие сильной оппозиции, политический плюрализм, свободу прессы и так далее. Мы можем добавлять сюда новые компоненты, если они доказали, что способствуют реализации прогрессивных ценностей, или проверять новые гипотезы экспериментально. Но базой являются принципы демократии, на основе которой и происходит совершенствование и дополнение этих принципов.
Источники К. Том 8. Москва, 2007, стр. Александрова, В. Гальянова и Н. Маркс и Ф. Издание второе.
Том 7. Советская историческая энциклопедия. Энциклопедия», 1964. Маркс, Ф. Манифест Коммунистической партии — 71 с. Полное собрание сочинений. Издание пятое.
Том 33. Государство и революция. Балдин, А. Из прошлого в будущее. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Господствующий класс Советского Союза Издание второе, исправленное и дополненное , 671 с. Русская революция: В 3 кн.
Большевики в борьбе за власть. Там же. Том 10.
В Советском Союзе периода правления И. Сталина предпочитали четко разделять понятия пролетарий и советский рабочий класс. К первым относили эксплуатируемый капиталистами и лишенный средств производства слой работников. Вторые воспринимались как руководящая сила социалистического государства, владеющая орудиями труда вместе с народом и полностью свободная от эксплуатации по причине ликвидации капиталистов в СССР. Миссия пролетариев Маркс считал, что класс пролетариев враждебен капиталистам, поэтому поступательное развитие буржуазного общества неизбежно приведет к его краху.
Чтобы изменить ситуацию к лучшему и избежать незавидной участи пролетариату необходимо превратиться в гегемона и захватить власть с помощью революции. Она поможет низвергнуть капиталистическое государство, вместо которого будет построено новое, более прогрессивное коммунистическое общество. Его основой станет ассоциация пролетариев.