Говорить о классической литературе, к которой традиционно относят произведения, ориентированные на внутренний мир персонажа, конфликт личности, философские и остросоциальные темы, и вовсе не приходится. Зачем школьникам читать классику. Любовь к классической литературе прививают еще со школьной скамьи.
Примеры сочинений-рассуждений: зачем нужно читать классическую литературу
А вы не задавались вопросом, почему классическая литература читается в принципе? это "машина времени", способная перенести человека в другую эпоху и пережить вместе с героями их эмоции и поступки. Читая классическую литературу, вы научитесь понимать поведение собеседников и находить к каждому подход. Чтение классической литературы важно, поскольку она предлагает нам не только увлекательные истории, но и глубокий погружение в человеческий опыт.
Сочинение рассуждение на тему нужно ли читать классическую литературу
Пройдемся по классике: как полюбить классическую литературу. Зачем читать: как книги не только из русской классики помогают в учёбе и жизни. Читая классическую литературу, вы научитесь понимать поведение собеседников и находить к каждому подход. Читая классическую литературу, человек становится духовно богаче, и это положительно сказывается в обычной жизни и в воспитании детей. Зачем школьникам читать классику. Любовь к классической литературе прививают еще со школьной скамьи. «Это и есть вещь, отличающая классическую литературу — она беседует с нами о том, что не выходит из моды».
Содержание статьи
- Нужна ли современному читателю классическая литература?
- Польза от чтения классической литературы
- Что такое классика и чем она отличается от другой литературы
- 7 причин читать классику
Нужно ли современной молодежи читать русскую классику: «за» и «против»
Любителям мистики и детективов понравятся рассказы Эдгара Аллана По. Читается за 10 минут и дарит чудесное чувство отвращения. Если говорить о французской литературе, следует упомянуть Виктора Гюго. Его «Собор Парижской Богоматери» — первый исторический роман на французском языке, а «Отверженные» — всемирно признанный шедевр литературы. Фильм по книге многократно выходил на экраны, и почти всегда удачно. По «Собору Парижской Богоматери» я рекомендую смотреть спектакли. Любопытно, что автор Дэниел Киз сначала написал фантастический рассказ и получил за него премию в этом жанре. Затем он развил своё произведение до размеров романа и получил ещё одну премию. Эта книга о том, как человек может или не может найти своё место в меняющемся мире.
Стоящих фильмов по книге пока не сняли. Обе книги о периоде гражданской войны. В США события происходили раньше, в России позже. В 1939 году по книге снят потрясающий фильм. Автор сам адаптировал книгу для кино, которое вышло в 1951 году. Экранизация 1963 года получилась близкой к оригинальному тексту. Книга написана в 1999 году, но её можно причислить к эпохе XXI столетия. Автор написал сценарий для фильма, который вышел на экраны в 2012 году.
Критики называют роман современной версией книги «Над пропастью во ржи» Д. Одну из главных ролей в фильме сыграла Эмма Уотсон. Обе книги вышли в начале 2000-х и стали бестселлерами. Кино смотреть не намного легче, чем читать текст, но я рекомендую эти произведения как яркие образцы качественной современной литературы. Уже в 2016 году эксцентричный Тим Бёртон снял по книге кино. Мои ученики в восторге от книги.
Поскольку как ни крути, а опыт у людей более или менее схожий. Строго говоря, это зависит от того, что вы читаете.
Если среди тысяч романов, вышедших в этом году, вам попалось два-три жуткого содержания и качества, это вовсе не означает, что оставшиеся тысячи такие же. Проблема в том, что трудно найти тот самый алмаз в куче мусора. Обычно мы выбираем книгу, исходя из разных подборок и отзывов в интернет-магазинах. Но ситуация такова, что в подборки попадают в основном те книги, чьи авторы позаботились о рекламе. Но ведь есть множество прекрасных писателей, у которых нет на это денег. В прошлом рынок книг был, разумеется, меньшего масштаба, но и тогда выходили такие романы и повести, что их невозможно было читать. Они не выдержали испытание временем и попросту не дошли до сегодняшнего дня. Вот почему нам кажется, что классическая литература вся сплошь изысканная и качественная, а современная похвастать этим не может.
А вы читаете классику или современную литературу? Есть ли у вас любимая книга?
Человек самостоятельно, просто потому что он так захотел, не в состоянии повлиять на ход своего мышления. Просто взять и начать думать о высоком и добром, а не о пошлом и мерзком — невозможно. В этом была моя проблема. В этом, я уверена, проблема многих. Книги наполнят вас. Сами того не замечая, невольно, вы начнёте думать о серьёзных, достойных вещах, областях. Я никогда особо не думала о смерти.
Я никогда не думала, зачем я живу и что я оставлю в этом мире после себя. Я никогда не думала о той боли, которую я принесла другим людям, какие следы и шрамы я оставила на сердцах других. Я думала о том, как бы сбросить пару лишних килограммов и привлечь нового симпатичного знакомого, какая Машка гадина и как бы сдать уже, наконец, поганый курсач. Мысли глубокие, весомые стали появляться в моей голове после прочтения великих книг, литературных памятников. Книги влияли на моё подсознание. Даже те, которые я находила скучными, перекраивали его основы, меняли сам «фундамент». Почему же именно русская классическая литература? Как известно, многие русские классики грешили подражательством и заимствованием.
В книгах великих писателей и поэтов можно найти ответы на все вопросы, которые волнуют тебя в жизни, а также они являются источником мудрости. Классические произведения — это не просто слова, это истории, которыми человечество делится с нами веками. Почему нужно читать классическую литературу? Учит нас ценить жизнь и людей вокруг себя. Помогает разобраться в человеке. Рассказывает нам о чувствах и переживаниях героев.
ПОЧЕМУ ВАЖНО ЧИТАТЬ КЛАССИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ
Классическая литература — это произведения художественной литературы, которые считаются эталоном для своей эпохи или того или иного жанра. Так в чем же ценность классической литературы для нас с вами сегодня? Чтение классики помогает научиться лучше разбираться в людях. Понимать их поступки и мотивацию. Все мы очень разные, но в жизненных ситуациях нам свойственно действовать по одним и тем же шаблонам. Литературные типажи, созданные великими писателями, встречались в человеческом обществе всегда. Проанализировав мысли и поступки героев, нам легче будет найти общий язык с их прототипами из реальной жизни. Так мы учимся основам психологии. Классика показывает нам выход из реальных жизненных ситуаций.
Редакция ADME попыталась разобраться, стоит ли классическая литература такого благоговейного отношения, а современная — презрения. Времена между тем меняются: сейчас людей волнует совсем не то, что волновало несколько десятков лет назад. Классика начинает казаться скучной, потому что мы не узнаем реалии, описанные в ней. Подчас нам вообще трудно понять, о чем идет речь, поскольку у нас нет подобного опыта. И наоборот, современная литература отражает реальность, в которой мы живем, поэтому многие тянутся к ней. Конечно, есть и вечные темы: отношения между родителями и детьми, между возлюбленными, любовь к Родине, природе, братьям нашим меньшим и так далее. Однако даже эти вещи меняются: мы теперь не обращаемся к родителям на вы, не поем серенады под окном, да и кошки с собаками для нас — это больше не дворовая живность, а члены семьи. Всего этого в классической литературе мы не видим. Основной потребитель книг — женщина.
А основной адресат классики — мужчина Женщины считаются главными читателями художественной литературы. По статистике , мужчины предпочитают научно-популярные жанры и вообще читают реже. Это обусловлено в том числе отношением к самой литературе: прекрасная половина человечества воспринимает книги как отдушину, а сильный пол читает их как инструкцию по сборке мебели.
Почему нужно читать классику. Почему надо читать классическую литературу. Зачем человеку нужно читать.
Чтение классической литературы. Литература читать. Почему мы читаем книги. Классика литературы для детей. Зачем надо читать книги. Классическая детская литература.
Список книг для детского чтения. Литературные книги. Список интересных книг для чтения. Художественная литература для школьников. Зачем нужно читать книги. Почему читаем книги?.
Роль книги в жизни человека. Роль книги в моей жизни. Ролькн ги в жизни человека. Важность книги в жизни человека. Классика литературы. Почему нало читать книги.
Почему необходимо читать книги. Читайте классиков цитаты. Цитаты о классической литературе. Читайте классику. Цитата классика. Классическая и современная литература.
Введение классическая литература. Фразы о классической литературе. Высказывания о литературе. Что такое цитата в литературе. Высказывания о русской литературе. Зачем нужна литература.
Современная литература. Почему нужно изучать литературу. Высказывания о русской классике. Польза чтения книг. Книга, о книге, чтении. Цитаты о пользе чтения книг.
Интересные цитаты о чтении. Рассказ зачем нужны книги. Сочинение на тему почему нужно читать книги. Сочинение на тему зачем нужно читать книги. Почему человеку нужно читать книги. Интересные книги.
Интересные книжки для детей. Эссе на тему. Сочинение на тему Вдохновение. Что такое Вдохновение сочинение. Классические произведения литературы. Классическая литература это определение.
Художественная литература. Литература книги. Книги художественная литература. Чему учит книга. Чему нас учат книги. Книги учат нас.
Русская классическая литература. Почему нужно читать классику. Почему надо читать классическую литературу. Зачем человеку нужно читать. Чтение классической литературы. Литература читать. Почему мы читаем книги. Классика литературы для детей. Зачем надо читать книги. Классическая детская литература.
Список книг для детского чтения. Литературные книги. Список интересных книг для чтения. Художественная литература для школьников. Зачем нужно читать книги. Почему читаем книги?. Роль книги в жизни человека. Роль книги в моей жизни. Ролькн ги в жизни человека. Важность книги в жизни человека.
Классика литературы. Почему нало читать книги. Почему необходимо читать книги. Читайте классиков цитаты. Цитаты о классической литературе. Читайте классику. Цитата классика. Классическая и современная литература. Введение классическая литература. Фразы о классической литературе.
Высказывания о литературе. Что такое цитата в литературе. Высказывания о русской литературе. Зачем нужна литература. Современная литература. Почему нужно изучать литературу. Высказывания о русской классике. Польза чтения книг. Книга, о книге, чтении. Цитаты о пользе чтения книг.
Интересные цитаты о чтении. Рассказ зачем нужны книги. Сочинение на тему почему нужно читать книги. Сочинение на тему зачем нужно читать книги. Почему человеку нужно читать книги. Интересные книги. Интересные книжки для детей. Эссе на тему. Сочинение на тему Вдохновение. Что такое Вдохновение сочинение.
Классические произведения литературы. Классическая литература это определение. Художественная литература. Литература книги. Книги художественная литература. Чему учит книга. Чему нас учат книги.
Развивает ли чтение классики?
не нужно, в том числе и потому, что русскую классику из позапрошлого века читать попросту «не модно». Читая классическую литературу, нельзя не заметить проходящий красной нитью лейтмотив: «Любить значит страдать». Почему надо читать классическую литературу. Зачем надо читать произведения классической литературы. Классическая литература в отличии от современной развивает словарный запас и помогает в общении с социумом. Некоторые люди утверждают, что читать классическую литературу — абсолютно бесполезное занятие, ведь на дворе 21 век, зачем нам этот пережиток прошлого?
Почему все так носятся с классической литературой, а современную считают полным шлаком
Многие справедливо говорят о том, что очень далеки от них реалии, описанные в русских классических произведениях, непонятны исторический контекст и поступки героев. И, видимо, интерес у детей совсем к другим книгам, мягко говоря, другого качества. Я не могу сказать, что 20—50 лет назад все запоем читали классику и ничего, кроме классики. А много учеников в школе, где вы учились я училась в самой обыкновенной московской школе в районе Таганки , прочли «Войну и мир» целиком? Мы, взрослые, создали для детей огромную индустрию развлечений: огромные парки аттракционов, огромное количество очень разного качества фильмов и мультфильмов и так далее. А после этого у нас виноваты дети. Как-то один из моих коллег, имеющий непосредственное отношение ко многим процессам, которые происходят в образовании, в одном из разговоров сказал: «Классика сама себя отобрала».
Ничего подобного. Классику отобрали читатели. И классика перестаёт быть произведением искусства, если мы пытаемся вложить в голову ученика правильный ответ на один-единственный вопрос: что хотел сказать автор? Мы должны не классику отменять, а менять и очень серьёзно подходы к изучению литературы в школе. Прежде всего мы должны разгрузить программу. Тот объём художественных текстов, который предлагает программа, можно пройти.
А пройти можно, как понимаете, мимо. Или можно усвоить некую предлагаемую учителем или учебником информацию о произведении, не изучая его, совершенно спокойно. Единственное, что по-настоящему проверяет знание и понимание литературы — это самостоятельный текст по поводу другого текста, классического или современного, какого угодно. Потому что по мере того, что ученик вытянет из повести, романа или короткого рассказа, в какой контекст он погрузит своё а не усвоенное от кого-то высказывание, я могу судить о степени его понимания. Поэтому первая и главная задача — это разгрузка программы. Какие произведения, грубо говоря, мы можем «сбросить с корабля современности»?
Это то, как изначально и было задумано. Если мы готовим учителя и даём ему диплом, разрешающий ему педагогическую деятельность, если он работает в школе, которая пролицензирована, то он должен понимать, какие тексты он может читать с детьми, и в каком объёме, и в каком формате. Кому-то достаточно будет просто выслушать фрагмент или избранные главы из «Евгения Онегина». Кому-то нужно знать и об онегинской строфе. В общем, так можно поступить практически с любым текстом. Мы подменяем один вопрос другим, достаточно популистским.
А что отменить? А что добавить? Это не вопрос методики. Это вообще не научный вопрос. Потому что в программе по литературе 1920—30 годов Марии Александровны Рыбниковой эти тексты были названы учебным материалом, необходимым для решения конкретных задач. И не надо считать, что у нас такие низкоквалифицированные учителя, которые откажутся от Пушкина, Достоевского и Чехова.
Но учитель знает свои возможности и возможности своего класса. Мы должны понимать одно: планируемые результаты обучения по литературе рассчитаны не на конец года и не на конец обучения в школе, они имеют отсроченный характер. Читает человек после школы или не читает? Хоть раз в жизни он взял тот текст, к которому обратился в школе, или нет?
Ну обижаться то мне не на что - я оппонировал не вам а тем снобам снобихам? Я также не утверждал, что всё чтение - вредно. Вредно отбивать "классической" литературой любовь к чтению у школьников. Взрослый ищущий человек сам придет к тому, что ему и в какие жизненные этапы интересно. Я вот читаю фэнтези и фантастику, иногда - в оригинале.
Люблю современные приключенческие романы, писателей вроде Дэна Брауна.
На самом деле, мало кто из школьников в силу возраста, способен понять великие литературные произведения, оценить красоту слога и постигнуть мотивацию героев. Вся палитра и разнообразие классической литературы проявляется со взрослением человека. Давайте разберемся, зачем вообще надо читать классику?
Почему люди стремятся наполнить свой багаж знаний классическим произведениями? Чтобы лучше разбираться в людях. Читая классическую литературу, вы начнете лучше понимать людей. Классика благоприятствует духовному развитию и учит азам психологии.
Прочитав Толстого, Достоевского, Тургенева, вам станут понятны причины поведения героев и особенности взаимодействия их с миром. Классики оставили нам примеры универсальных типов личностей, наверняка вы встречали таких индивидов на жизненном пути. Читая классическую литературу, вы научитесь понимать поведение собеседников и находить к каждому подход. Чтобы получить эстетическое удовольствие.
Писателей, творящих здесь и сейчас, обвиняют в том, что у их книг непродуманный сюжет, они содержат неправдоподобные отношения, картонные диалоги и так далее. Проблема в том, что обвинения основаны на книгах, которые у всех на слуху: «50 оттенков серого», «Сумерки», «Голодные игры» и прочие бестселлеры. Но ведь современная литература этим не ограничивается. Редакция ADME попыталась разобраться, стоит ли классическая литература такого благоговейного отношения, а современная — презрения. Времена между тем меняются: сейчас людей волнует совсем не то, что волновало несколько десятков лет назад.
Классика начинает казаться скучной, потому что мы не узнаем реалии, описанные в ней. Подчас нам вообще трудно понять, о чем идет речь, поскольку у нас нет подобного опыта. И наоборот, современная литература отражает реальность, в которой мы живем, поэтому многие тянутся к ней. Конечно, есть и вечные темы: отношения между родителями и детьми, между возлюбленными, любовь к Родине, природе, братьям нашим меньшим и так далее. Однако даже эти вещи меняются: мы теперь не обращаемся к родителям на вы, не поем серенады под окном, да и кошки с собаками для нас — это больше не дворовая живность, а члены семьи.
Всего этого в классической литературе мы не видим. Основной потребитель книг — женщина.
Зачем нужна классическая литература
Почему нужно читать классику 🚩 для чего нужна литература 🚩 Литература | Зачем нам классическая литература? Человек впервые сталкивается с классикой в детском возрасте, когда родители читают ему вслух сказки Пушкина, Андерсена, изложения приключений Робинзона, Гулливера. |
Почему нужно читать классику | А вы не задавались вопросом, почему классическая литература читается в принципе? |
Зачем нужно читать классическую литературу? (Не менее 10 предложений) | «Именно русская классика, русская литература — наша национальная религия», — уверен писатель Дмитрий Быков. |
Сочинение рассуждение на тему нужно ли читать классическую литературу | Главная › Записи › Почему важно читать классическую литературу. |
ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ КЛАССИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ? | А вы не задавались вопросом, почему классическая литература читается в принципе? |
1. Развитая эмпатия
- Зачем читать школьную классику? | Пикабу
- 6 доказательств того, что литература полезна в обычной жизни
- Как чтение русской классики изменит вас и вашу жизнь? | Культура | ШколаЖизни.ру
- Зачем читать классическую литературу?
- Почему надо читать классику
- Книги знакомят с историей разных стран
Зачем читать классическую литературу
Важно читать классическую литературу | Многие книги представлены в форматах PDF и ePub, поэтому их можно читать с ридера, планшета или компьютера. |
ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ЧИТАТЬ КЛАССИКУ - Польза классической литературы - YouTube | В мире современной литературы, несмотря на огромное количество книг, так сложно найти что-то действительно стоящее. |
Влияние классической литературы на психику и развитие человека
Please wait while your request is being verified... | не нужно, в том числе и потому, что русскую классику из позапрошлого века читать попросту «не модно». |
Влияние классической литературы на психику и развитие человека - МК | Читая классическую литературу, ты не только знакомишься с творчеством Великих людей, но и приобщаешься к бесценным знаниям, традициям различных эпох, обогащаешь свою речь и поднимаешь культурный уровень. |
6 доказательств того, что литература полезна в обычной жизни | Недавно интернет взорвала статья Тима Паркса «Зачем читать книги современных писателей?». |
Почему нужно читать классическую литературу (8)
В этом выпуске говорим с ним о том, почему читать все же важно, а также спрашиваем, как чтение влияет на работу мозга и какие способности открывает. «Это и есть вещь, отличающая классическую литературу — она беседует с нами о том, что не выходит из моды». Тему лекции «Зачем читать классику» придумал не я. Когда мне ее предложили, я стал думать, что можно тут сказать. Читать классические, знакомые со школы или счастливо пропущенные произведения в своем новом возрасте и с новым жизненным опытом — это ни с чем не сравнимое удовольствие. Мы собрали для вас семь основных причин, объясняющих, почему так важно изучать классику. это кладезь разнообразнейших произведений, которые освещают абсолютно все человеческие проблемы с разных позиций.
Зачем нужно читать классическую литературу
Классическая литература в отличии от современной развивает словарный запас и помогает в общении с социумом. Классическую литературу можно назвать неким фундаментом, который накопил в себе знания и умения не только для будущих авторов, но и для читателей. В этом видео мы поговорим о том, почему стоит читать именно классическую литературу.
КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Гоббс, Ф. Вольтер - эти люди в своих трудах заставляют задуматься о вечных проблемах человеческого общества, например, о свободе, государстве, познании. Их высказывания имеют в себе глубинный смысл, который необходимо осознать и принять во внимание. Например, Ф. Вольтер говорил:" Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу, значит, вновь увидать старого друга"[1] или Ф. Бэкон: "Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению...
Классика - первая ступенька нашей жизни, без которой невозможно продвинуться вперед. К сожалению, не многие понимают важность этих произведений. Но в то же время старшее поколение в процессе своей жизни испытывало на себе влияние другой литературы, более современной для своего времени, которая имеет в своей основе уже иные ценности. Поэтому ему трудно находиться в настоящем времени, когда вокруг ложь, коррупция, стремление заработать деньги любым способом, а духовные начала человечества практически забыты. То есть все то, на чем они были воспитаны утратило свою силу и не является актуальным. Если сравнить названия произведений XXI века и XIX века, то можно заметить ощутимую разницу, не говоря уже об их содержании.
Например, "S. Одни названия отпугивают. Если раньше была цензура, то сейчас в книжном магазине можно найти книгу, одобряющую употребление наркотиков, пропагандирующую идеологию фашизма, отрицающую семейные ценности, а также книги антисоциального содержания.
В Москве мне очень повезло с библиотекарем в одной маленькой подвальной библиотеке при моём доме на Волоколамке. Она очень умело проводила навигацию по книгам, ненавязчиво предлагая мне прочесть такие литературные шедевры, от которых моё желание читать никогда не иссякало. А какие мы диспуты о прочитанном устраивали с моими подругами, передавая книги из рук в руки!
Мама моей лучшей подруги всю жизнь покупала книги со своей копеечной зарплаты инженера, — мы их все, конечно же, перечитали. А как иначе? Классическая литература — это высокая литература. И она ценна тем, что произведения выдающихся писателей всего мира тем и знамениты, что изложение в них идёт совершенно уникальным слогом, и у каждого автора он свой. Эти книги запоминаются на всю жизнь, потому что они созданы мастерами слова. Есть даже такой термин — бог словесности.
Не то что лёгкая литература, впечатлений — на один вечер, и того меньше. Каждая строчка писателя и, тем более, поэта выстрадана, вымученна, у каждого автора свой стиль, и от каждой книги как будто исходит его энергия. Только истинному художнику слова свойственна способность передать чувства, зацепить за живое, вызвать острейшие эмоции. Эмоциональный окрас, благодаря которому рождаются образы, — это и есть высший пилотаж мастерства. Неважно, о чём рассказывает та или иная книга, важно то, как она написана! К тому же, вся классика информативна, из неё мы черпаем знания истории и культуры того времени, в котором находятся персонажи.
Мы знакомимся с психотипами героев, мы можем представить себе мотивы их поведения и отнести их характер к какому-то качеству — плохому или хорошему. Книга классического писателя — это книга жизни. Итак: 5 причин зачем нужно читать классику Чтение классической художественной литературы от античности до современности имеет огромное значение и может быть очень полезным для читателей. Вот пять причин, зачем нужно читать классику: 1. Понимание истории и культуры Классическая литература — это не только великолепный слог, и у каждого писателя мирового уровня он свой. И это даже не только освещение каких-то неординарных ситуаций и придумывание хитроумных сюжетов.
Классическая литература — это кладезь информации о конкретных исторических событиях и культурных ценностях того времени, о которых идёт повествование. Читая такие произведения, мы получаем глубокое понимание происходивших тогда процессов, мы знакомимся с социальными, политическими и моральными нормами того периода. И это произведение ещё и о том, какое гонение на христиан претерпевали люди тех кровавых времён становления христианства в Римской империи в I веке нашей эры. Услышав это, апостол вернулся в город и принял смерть на кресте. А вообще, эта книга о любви, написанная так пронзительно реалистично, что будто бы я сама побывала в той эпохе.
Классическая литература развивает культуру речи, обогащает язык. Признанные мастера слов учат нас искусству размышлять, анализировать, грамотно и изящно излагать свои мысли. Совершенствоваться в этой области можно бесконечно. Чтение классической литературы — это всегда путешествие во времени и пространстве.
Книги переносят нас в те места и эпохи, которые никогда уже не повторятся. Только современнику возможно запечатлеть привкус своего времени так, как никому другому. Великие писатели сделали это, отпечатав на бумаге атмосферу своей эпохи во всем разнообразии ее граней. Читателю и сегодня кажется все описанное ими реальным, как кадры исторической кинохроники. Классическая литература приносит нам эстетическое удовольствие.
Потому что «Портрет» посвящен рассмотрению таланта у человека, тому, что талантом надо служить Богу. Вот этот безымянный художник, который написал портрет ростовщика, в котором воплотил нечистую силу, чем и согрешил, потом раскаялся, ушел в монастырь и послужил Богу — написал «Рождество». Понимаете, мы видим здесь преображение личности. И повесть «Шинель». Разбирая ее, мы говорим о духовной нищете маленького человека Акакия Акакиевича, который собирает земные богатства, а не духовные. Несомненно, «Тараса Бульбу» нужно прочитать, особенно через призму тех событий, которые происходят сейчас на Украине. И обратить внимание именно на вторую авторскую редакцию повести — это тоже немаловажный момент. Существуют первая и вторая редакции. Во второй редакции слово «русский» в значении «православный» употреблено Гоголем, если не ошибаюсь, 36 раз, а в первой редакции, по-моему, три или четыре раза. Русский — значит православный. Это синонимы, и Гоголь это знал А как сейчас перевели эту повесть на украинский язык? Там вместо «русский» — употреблено слово «украинец», а это — совершенно другой смысл. Потому что русский — значит православный. Это — синонимы, и Гоголь это знал. Так было в Древней Руси и в древнерусской словесности, точно в таком же значении Гоголь употребляет это понятие и в своей повести. Вот когда мы посмотрим на «Тараса Бульбу» именно с этих позиций, то открывается особый смысл… Почему? Потому что там за веру православную, за землю русскую они сражаются и за братьев своих православных… Понимаете, тогда это совершенно другое восприятие. И еще нужно вспомнить: «Ну шо, сынко, помогли тебе твои ляхи? Достоевского нужно хотя бы три произведения прочесть, по нарастающей. Это «Преступление и наказание», «Идиот» и «Братья Карамазовы». Сложные произведения, но читать надо именно так, по нарастающей. Достоевского нужно рассматривать и читать после Гоголя, потому что он отталкивается от Гоголя. И попытаться рассмотреть, какую проблему поднимает писатель. В первом романе — проблему гордой личности. И роман «Идиот» первоначально замысливался как роман о проявлении смирения в гордой личности. Но Достоевский дважды начинал и дважды бросал его — не получалось. Потому что гордый человек, такой, каким был Раскольников, не смиряется. И поэтому нужно было уже кроткого человека показать — князя Мышкина. С другой стороны, Достоевский ставит вопрос: если Россия — православная держава, если русские себя считают православными, то сохранили ли они Православие, действительно ли они истинно православные? Готовы ли они ко Второму пришествию Христа — вот в чем вопрос. Если они — богоизбранный народ и если русская идея — это хранение Православия до Страшного суда, то сохранили ли они его или нет? Скажем, в «Преступлении и наказании» мы видим относительно здоровое общество, подчеркиваю — относительно здоровое общество и двух больных людей — Свидригайлова и Раскольникова, то, скажем, в «Идиоте» — наоборот: тут два относительно здоровых человека. Получается: Настасья Филипповна и князь Мышкин — два относительно здоровых человека и абсолютно больное общество. Достоевский показывает: а кто может принять Христа, если общество-то больное? Ну и, конечно же, вершина творчества писателя — «Братья Карамазовы», с главнейшим вопросом: где есть спасение — в миру, в Церкви или между миром и монастырем, как у Алеши Карамазова? Но это незавершенное произведение, потому что в нем фигурируют три брата и, по замыслу Достоевского, каждому из них должен был быть посвящен роман, а в целом это должна была быть трилогия. И, соответственно, в каждом из этих романов предполагалась доминирующая идея. В написанном романе доминирует Иван Карамазов, с его рационализмом, рассудочным сознанием. Во втором — Дмитрий Карамазов, со своими страстями. Третий роман должен был быть об Алеше и духовном развитии и его самого, и общества, и других героев, и читателя. Понимаете, вопрос даже не в том, что читать, вопрос — как читать. Потому что у каждого писателя мы можем найти произведения очень сильные и очень слабые. Это естественно: каждый человек способен на взлеты и падения, ошибки и достижения. Конечно, чтобы в какой-то степени сократить время на поиск нужных произведений, лучше попросить совета у наставника, у учителя, у преподавателя, что нужно почитать. Но повторяю: у каждого писателя мы можем найти совершенно замечательные произведения, но самое главное — как мы их будем читать.