Новости московское восстание при иване грозном

В 1547 году Иван венчался на царство — он первым из русских правителей принял титул «царь»; зимой того же года молодой монарх женился, а летом в Москве вспыхнул грандиозный пожар, обернувшийся бунтом против бояр Глинских. события, произошедшие в Москве летом 1547 года. Московское восстание () | это Что такое Московское восстание ()? Вероятно, события Московского восстания 1547 повлияли на формирование личности Ивана Грозного, который в дальнейшем “прославился” из-за своего непредсказуемого взрывного характера и жестокости.

Ровно 340 лет назад в Москве начался стрелецкий бунт и короткая эпоха хованщины

события, произошедшие в Москве летом 1547 года. В советской историографии рассматривалось как «антифеодальное восстание», вызванное резким обострением классовых противоречий в результате усиления феодального гнёта. Главная» Новости» Восстание в Москве г. Еще одним свидетельством крайне напряженной обстановки в стране после смерти Ивана Грозного стало восстание в Угличе, случившееся сразу после трагической кончины малолетнего царевича Дмитрия 15 (25) мая 1591 года.

Мифы об Иоанне IV Грозном Новгородский погром 1570

С венчания Ивана IV на царство в России впервые появился не только великий князь, но и венчанный на царство царь — помазанник Божий, единовластный правитель страны. Покорение Казанского ханства Царский титул позволял великому князю Ивану IV занять совершенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул на западе переводили как «принц» или даже «великий герцог», а титул «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император» — единовластный правитель. Русский самодержец тем самым вставал вровень с императорами Священной Римской империи. Когда Ивану исполнилось 17 лет, влияние на него князей Глинских прекратилось. На царя стал сильно влиять Сильвестр — духовник Ивана, протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле.

Он сумел убедить юного царя в возможности спасти страну от всевозможных бедствий с помощью новых советников, которые были подобраны по указаниям Сильвестра и составили особый кружок, по сути выполнявший функции правительства. Этот кружок был назван одним из его членов, князем Андреем Курбским , «Избранной радой». С 1549 года вместе со своими друзьями и сподвижниками, так называемой «Избранной радой», куда входили А. Адашев, митрополит Макарий, А. Курбский, священник Сильвестр, Иван IV провел ряд реформ, направленных на централизацию государства.

Он осуществил Земскую реформу, были проведены преобразования в армии. В 1550 году был принят новый Судебник Ивана IV. В 1549 году был созван первый Земский собор, а в 1551 году Стоглавый собор, состоящий из представителей церкви, который принял сборник — 100 решений о церковной жизни «Стоглав». В 1550-1551 годах Иван Грозный лично участвовал в походах на Казань, которая в то время была магометанской, и обратил ее жителей в православие. В 1552 году Казанское ханство было покорено.

Затем московскому государству покорилось и Астраханское ханство. Произошло это в 1556 году. Покровский собор храм Василия Блаженного С годами царь стал полагать, что укрепление его державной власти усилило и власть его приближенных, которые «начали в самовольство» приходить. Своих ближайших сподвижников — Адашева и Сильвестра — царь обвинил в том, что они сами всем распоряжаются, а его «водят, как юнака, под руки». Расхождение мнений выявил вопрос о направленности дальнейших действий во внешней политике.

Иван Грозный хотел вести войну за выход России к Балтийскому морю, а члены его «рады» хотели дальнейшее продвижение на юго-восток. В 1558 году началась, как и задумывал Иван Грозный, Ливонская война. Она должна была подтвердить правоту царя, но успехи первых лет войны сменились поражениями. Смерть в 1560 году жены Анастасии и наговоры ее родственников заставили царя заподозрить своих бывших сподвижников в злом умысле и отравлении царицы. Адашев умер в момент готовящейся над ним расправы.

Протопоп Сильвестр по приказу Грозного был пострижен и сослан в Соловецкий монастырь. Начался второй период правления Грозного, когда он стал править абсолютно самодержавно, не слушая ничьих советов. В 1563 году русские войска овладели Полоцком, в то время крупной литовской крепостью. Царь был горд этой победой, одержанной уже после разрыва с «Избранной радой». Однако уже в 1564 году Россия потерпела серьезные поражения.

Царь стал искать «виноватых», начались массовые опалы и казни. В 1564 году доверенный и ближайший друг Ивана Грозного, член «Избранной рады» князь Андрей Курбский тайно, ночью, оставив жену и девятилетнего сына, ушел к литовцам. Мало того, что он изменил царю, — Курбский предал родину, став во главе литовских отрядов в войне с собственным народом. Стараясь изобразить себя пострадавшим, Курбский написал царю письмо, оправдывая свою измену «смятением горести сердечной» и обвиняя Ивана в «мучительстве». Между царем и Курбским завязалась переписка.

В письмах оба обвиняли и упрекали друг друга. Царь обвинял Курбского в измене и оправдывал жестокость своих действий интересами государства. Курбский оправдывался тем, что был вынужден бежать ради спасения собственной жизни. Опричнина Чтобы покончить с недовольными боярами, царь решился на демонстративную «обиду». Вместе с семьей он в декабре 1564 года покинул Москву, как бы отрекаясь от престола, и выехал в Александровскую слободу.

Народ, придя в смятение, потребовал от бояр и высшего духовенства умолить царя вернуться. Грозный принял депутацию и согласился вернуться, но на определенных условиях. Их он изложил, приехав в столицу в феврале 1565 года. По сути, это было требование предоставить ему диктаторские полномочия, чтобы царь мог по своему усмотрению казнить и миловать изменников, забирать их имущество.

Одной из важнейших причин недовольства москвичей Лжедмитрием было то, что и он, и его жена Марина Мнишек откровенно отказывались исполнять православные обряды. В частности, они отказались от причастия по православному обряду после своей свадьбы. После гибели Лжедмитрия и бегства Марины Мнишек, царем стал знатный московский боярин Василий Иванович Шуйский, который предпринял попытку поднять поколебавшийся авторитет власти с помощью Церкви. Иов напомнил «единодушное избрание Годунова в цари», живописал ослепление народа, гнусное умерщвление юного государя Федора Борисовича и матери его, царицы Марии, а также последовавшие за этим бедствия Отечества.

Наконец, исчислив все ужасы, Иов объявил «народу разрешение и прощение» в надежде, что тот будет отныне верен и покается. Каялись в тот день и архиереи, и бояре.

Речь о том, что это становится целью жизни. Наука ради науки, искусство ради искусства, образование ради образования, семья ради семьи — то есть когда какие-то определённые ценности или люди ставятся на то место, на котором должен быть только Бог. А если место Бога занимает что-то иное, то происходит глубокое искажение смысла жизни.

Как-то к священнику пришла женщина с обычными вопросами. Она была в состоянии удрученности от болезни. Священник высказал ей сочувствие и благословил, чтобы она уделила внимание здоровью. Но отметил, что ей нужно быть осторожней, потому что нет людей здоровых, и нет ни одного праведника, который был бы здоров: все они болели. Чем выше духовный подвиг, тем неотвратимее к нему добавляются некоторые немощи, являющиеся важным дополнением к совершенствованию человека, если он их правильно претерпевает.

Иначе жизнь может превратиться в постоянное лечение, которое станет главной её целью. И бесконечные разговоры только об этом: о самочувствии, о количестве лекарств, о посещении врачей... Бесконечные новости. А что ещё нового совершилось? А где ещё сейчас происходят события, которые человек должен осмыслить?

А вдруг это что-то такое, что он пропустит, не узнает? Если же посмотреть, сколько времени в течение дня душа человека рассуждает о Небесном Царстве и идёт в ту сторону, то можно очень сильно разочароваться в своей жизни, потому что она может обессмыслиться вообще. Хочу предложить вам, дорогие братья и сёстры, этим постом поставить небольшой эксперимент на неделю.

Он стал не нужен после того, как династия Годуновых была уничтожена. Все мероприятия нового царя носили ярко выраженный крепостнический характер. Поэтому борьба городских низов и крестьянства, сначала направленная против Бориса Годунова , обратилась против Лжедмитрия. Развязка была ускорена поведением самого Лжедмитрия и прибывших вместе с ним польских авантюристов, которые вели себя в Москве, как в завоеванном городе, позволяли себе всякого рода насилия. Польские паны и солдаты бесчинствовали и грабили жителей. Разнузданное поведение шляхты в русской столице ускорило взрыв народного возмущения. Ударили в набат.

Хованщина: "своя игра" князя Ивана Хованского

Поэтому введение пошлины привело к резкому росту цен на многие широко распространённые продукты питания и, соответственно, к падению уровня жизни людей. По словам историков, в 1647 году стало ясно, что введение налога на соль не принесло желаемого финансового эффекта, и его отменили. Однако власти пошли на новые непопулярные меры. Финансовые сборы, которые правительство ранее обещало отменить, приравняли к недоимкам. Кроме того, власти резко сократили бюджетные расходы, что привело к отмене либо задержке выплат жалования ряду категорий людей, работавших на государство. При этом служилым людям продолжали уменьшать жалованье», — рассказала Ольга Соколова. Эксперты отмечают, что органы власти были буквально завалены челобитными с просьбами о предоставлении льгот или об отмене повинностей. Решения по этим заявлениям подолгу не принимались, что создавало условия для роста коррупции. У служилого дворянства возникли проблемы с оплатой за службу и с обеспечением землёй.

Купцам было сложно конкурировать с иностранными торговцами, привозившими товары в Россию напрямую, без дополнительных издержек. Кроме того, представители многих социальных групп были недовольны существованием освобождённых от государственных налогов «белых слобод», жители которых получали преимущества в различных видах экономической деятельности. Московское восстание 11 июня 1648 года посадские люди попытались передать челобитную царю Алексею Михайловичу, когда тот возвращался из Троице-Сергиева монастыря в Москву. Однако челобитчики были избиты стрельцами , некоторые из них были арестованы. На следующий день толпа снова окружила царя, когда тот возвращался из Сретенского монастыря в Кремль. Люди требовали освободить арестованных и наказать тех, кто был виновен в бедах народа. В городе начались сильные волнения.

Хованщина: "своя игра" князя Ивана Хованского 15 мая 2020 14:00 В мае 1682 года в Москве вспыхнуло восстание стрельцов. Спровоцировали его противники Нарышкиных, родственников царицы Натальи Кирилловны, матери царевича Петра Алексеевича. В ходе этих событий к власти пришла царевна Софья Алексеевна, хотя номинально правителями были ее малолетние братья Петр и Иван. Но и Софье не сразу удалось получить всю власть. Помешал ей в этом князь Иван Хованский по прозвищу "Тараруй" Пустомеля. Князь Хованский вступает в игру Пустомеля или нет, но Иван Андреевич к моменту стрелецкого бунта был уже заслуженным человеком. Он воевал со шведами и поляками, защищал южные рубежи Русского государства от набегов крымских татар и турок, успел побывать руководителем нескольких приказов своего рода министерств , в том числе Стрелецкого и Судного. Стрельцы князя знали и он пользовался в их среде уважением. Так что не было ничего удивительного в том, что именно "Тараруя" Софья поставила во главе стрельцов. Она рассчитывала, что с его помощью сумеет установить контроль над мятежниками и сделать их своей надежной опорой. Не учла царевна только одного — амбиций князя. А может быть, и про них ей было известно, но она не придала этому должного значения.

Глинского, затем были разграблены дворы и имущество Глинских и др. Воробьёво и потребовали от царя выдачи остальных Глинских; после переговоров они вернулись в Москву. Правительство перешло к репрессиям: некоторые участники восстания были казнены, другие бежали из Москвы.

Поскольку привозных талеров не хватало, Алексей Михайлович решил чеканить медные деньги и выпускать их в обращение по цене серебряных. Цена меди была в 15 раз меньше цены серебра, но сначала население не замечало разницы. Однако затем последовал указ царя, что налоги и подати подлежит уплачивать только серебром, а жалованье платить только медью. Медные деньги выпускались всё в большем количестве, что вело к их быстрому обесцениванию. Крестьянам и ремесленникам стало невыгодно продавать продукты за медные деньги. Недовольство бедноты и служилых людей снижением цены медных денег и подорожанием продуктов вылилось в мощное антиправительственное выступление — Медный бунт. Алексей Михайлович сам вышел к народу и стал успокаивать восставших обещаниями отменить медные деньги. Поверившие обещаниям царя, москвичи повернули обратно, но на пути между царским дворцом и Москвой встретили другую многотысячную толпу, направлявшуюся в резиденцию царя. Обе толпы объединились и решительно двинулись обратно в Коломенское. За это время Алексей Михайлович собрал войско из верных ему стрелецких полков и отдал приказ напасть на восставших. Правительственные войска легко разгромили безоружную толпу, многие из зачинщиков бунта были схвачены и повешены в Москве. Оставшихся отправили в ссылку. Несмотря на жестокое подавление Медного бунта, уже в следующем году хождение медных денег в стране было запрещено, правительство вернулось к прежней финансовой системе. Степан Разин. Неизвестный художник В восстании участвовали представители разных сословий, недовольные действиями правительства. Обычным способом обогащения для казаков служили походы в Причерноморье, в ходе которых они захватывали иностранные торговые суда и их провизию. Правительство запретило казакам организовывать такие походы, из-за чего значительно уменьшился размер их военной добычи. Бедственное положение донских казаков вынудило их атамана Василия Уса отправиться с отрядом в Москву. Там казаки просили принять их на царскую службу, но получили отказ. После этого, заявив о нежелании подчиняться царю, они отправились на Дон, где вступили в войско Разина. К восставшим присоединялись тысячи беглых крестьян, которые были недовольны закрепощением и ограничением их прав по Соборному уложению 1649 г. Кроме того, в восстании приняли участие стрельцы из гарнизонов на юге России, которым не нравилось, что им постоянно задерживали жалованье. Восстание под предводительством Степана Разина делится на два этапа: грабительский поход на Каспий и поход на Волгу. Поход на Каспий 1667—1669 иначе называют походом «за зипунами», то есть за добычей. Узнать больше Степан Тимофеевич Разин с юности отличался отвагой и смелостью. Он знал татарский и турецкий языки, был образованным человеком с широким кругозором. Благодаря сильному, волевому характеру он умел держать казаков в повиновении. За свой авторитет был избран воеводой.

Опричнина: царство террора эпохи Ивана Грозного

Московское восстание (1547) — «Восстание в Москве в 1547 году». В целом, Иван Грозный сыграл важную роль в формировании и укреплении Российского государства. Московская хованщина — еще один трагический символ нехитрой манипуляции, благодаря которой невинные простолюдины оказываются жертвами власти.

Московское восстание 1547 года. Причины, события, итоги.

Вооруженное восстание в Москве, произошедшее в декабре, стало наиболее драматичным эпизодом революции, потрясшей страну. волнения средних и низших слоёв городского населения, произошедшие в Москве после засухи и пожаров 1547 года. Портрет Ивана Грозного, 1672 год. Настоящим апофеозом свирепости Иоанна Грозного стала грандиозная массовая казнь в Москве 25 июля 1570 года.

Московское восстание

После усмирения бунта царь приказал арестовать и казнить его зачинщиков. По мнению Шмидта, расправа над участниками июньского восстания не была суровой, поскольку «политическая ситуация лета 1547 года никак не подходила для совершения массовых казней» [16]. В тот период в ближайшем кругу Ивана IV появился священник Сильвестр , убедивший государя, что пожары — гнев Божий, обрушившийся на Ивана за его неправедные поступки [17] [18]. Впоследствии Грозный вспоминал об июньских событиях: «И от сего бо вниде страх в душу мою и трепет в кости моя» [3]. Московское восстание привело к падению рода Глинских и стремлению молодого царя укрепить абсолютную власть. Историк Александр Зимин считает, что, воспользовавшись волнениями 1547 года, из Москвы бежал религиозный вольнодумец Феодосий Косой с приспешниками [19] [20]. Эту догадку поддержал другой историк, Александр Клибанов [21]. Участники [ править править код ] Вопрос об участниках городских волнений 1547 года вызывает споры между исследователями.

Это означало, что картины писались преимущественно на религиозные темы или такие темы, которые возвеличивали личности царя, митрополита и патриарха то есть высшую власть в государстве. В живописи существовали определённые каноны, по которым следовало писать картины, а в середине столетия даже были утверждены специальные трафареты, по которым следовало писать лики святых и художественные композиции. В то же время мастера живописи постепенно начинали отходить от строго установленных сюжетов и стали уделять внимание сюжетам из истории Московского царства и некоторых других государств например, Византии. Так, художники обращались к темам принятия христианства и венчания Владимира Мономаха. Только в редких случаях живопись того времени была представлена в виде отдельных картин. Большинство из работ — это настенные росписи каких-либо зданий: Благовещенского собора Московского Кремля, Золотой палаты Кремлевского дворца и т. Если же обращаться к картинам, то одной из главных являлась картина под названием «Церковь воинствующая», которую специально написали по случаю присоединения Казанского ханства к территории Московии. На этой картине было изображено торжественное шествие русского войска во главе с Иваном Грозным, а среди его воинов можно было узнать древнерусских князей и святых Бориса и Глеба, Александра Невского, Дмитрия Донского , которые жили в более раннюю эпоху. Идеей такой картины было возвеличивание царя и победы его войска над Казанским ханством. Декоративно-прикладное искусство Во второй половине XVI в. Москва стала крупным центром декоративно-прикладного искусства. Как торгово-ремесленный город, столица была заполонена мастерами, занимавшимися ювелирным делом, изготовлением посуды и росписью икон. Царь Иван IV Грозный лично покровительствовал искусству и вкладывал средства в его развитие. Так, например, на его деньги был сделан золотой оклад на иконе Андрея Рублёва «Троица». А вообще же московские мастера славились лучшей чеканкой по золоту и серебру, украшавшей различные священные предметы и мебель. В эпоху Ивана Грозного мастера расшивали драгоценными камнями царскую одежду: здесь были и редчайшие камни времён Древнего Египта, и особо ценные изумруды, и рубины, и сапфиры. Многообразие камней попадало на платье из самых разных уголков мира! Церковная утварь и посуда различных слоёв общества отличались между собой: так, царское окружение имело именную посуду, выполненную из золота и серебра; более бедные люди пользовались предметами, выполненными из олова и меди; малоимущее население — деревянной посудой. Московские умельцы достигли большого успеха в искусстве чеканки, работы с эмалью и драгоценными камнями. Они передавали свои секреты мастерства из поколения в поколение и снискали славу по всей стране. Литература Знаменательным событием царской эпохи Ивана IV Грозного являлось открытие первой русской типографии на Никитской улице в Москве. В 1564 г. Фрагмент Московского Апостола Конечно, из-за того, что подавляющее число грамотного населения не только столицы, но и всего русского царства не умело ни читать, ни писать, а центрами обучения грамоте оставалась церковь, все первые печатные книги, в основном, были духовными например, книга «Часовник» с текстами молитв и песнопений. В то же время появлялись книги светского содержания: например, «Домострой» — сборник предписаний на все случаи жизни о семейном быте, приготовлении пищи и т. Религиозные книги или книги с авторским сюжетом — это одно из наследий эпохи. Но до наших дней дошли еще и такие интересные тексты, как переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским приближенным царя и даже английской королевой Елизаветой I! Первое из них — это Стоглавый собор, который проходил в Успенском соборе Московского Кремля в 1551 г. В соборе приняли участие сам царь Иван IV Грозный, представители знати и духовенства: Московский митрополит Макарий, архиепископы из Твери, Смоленска, Ростова и многих других городов. Собор длился несколько месяцев и принял ряд решений. Например, он запретил мужчинам брить бороды и усы, предписывал креститься двумя пальцами, разоблачал расточительство церковных служителей и содержал многие другие пункты, касающиеся жизни в монастырях. Нормы этого документа действовали до середины XVII века. В XVI веке прошло и другое важное событие — учреждение Патриаршества в Москве до этого момента русское духовенство сильно зависело от Константинопольского Патриарха. Первым Московским Патриархом был назначен Иов. По замыслу русских мыслителей, Москва должна была считаться «Третьим Римом» — центром христианского православного мира после «вечного города» Рима «Первого Рима» и Константинополя «Второго Рима». Архитектура Собор Василия Блаженного Москва во второй половине XVI века — это небольшой город, центром которого являлся Кремль иначе его ещё называли «детинцем». Современные постройки Кремля были сооружены несколько ранее, но именно в эпоху Ивана IV Грозного был возведен один из самых красивых московских соборов — собор Василия Блаженного на Красной площади. К Кремлю прилегала территория Китай-города. Этот район был заселён знатью, так как купцы, проживавшие на этой земле ранее, перебрались в Замоскворечье, а ремесленники — в район Зарядье. Примечательным было расширение города сначала до Белого города, а затем — до Земляного нынешнее Садовое кольцо. В 1592-1593 гг. К сожалению, большинство построек этого периода возводились из дерева и поэтому часто горели только в XVI в. Москва пережила три страшных пожара! Но и сегодня мы можем видеть некоторые постройки тех лет: церковь Усековения главы Иоанна Предтечи на юге Москвы, колокольня церкви Георгия Победоносца в Коломенском, собор Донской Божией Матери, а также храм Никиты Мученика в районе Таганки. Кроме того, в Кремле можно увидеть гигантскую Царь-пушку — всемирно известный памятник артиллерии XVI в. Наконец, власти обнесли городские укрепления каменной стеной на ее месте теперь Бульварное кольцо. Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове Конечно, о большинстве сооружений той эпохи мы можем только догадываться. До нас частично дошли схемы, описания и упоминания о тех или иных постройках в литературных произведениях эпохи. Живопись и графика Во второй половине XVI века архитектура определяла и стимулировала творчество художников и мастеров-прикладников. Они следовали зодчим, расписывая и обустраивая храмы и монастыри и наполняя их необходимой утварью. Едва ли не главный смысл всех храмовых декораций составляла идея собирания русских земель в единое государство. Средствами живописи пропагандировались и истолковывались официальные концепции отечественной истории, венчание Ивана IV Грозного на царство, взятие Казани. Церковные Соборы 1547, 1549 и 1551 годов обогатили иконографию почти тридцатью новыми общерусскими святыми, ранее бывшими местночтимыми. На Соборах 1551 и 1554 годов вопросы художественной культуры и, в частности, изобразительного искусства, были предметом специального обсуждения. Согласно принятым документам, предписывалось писать иконы и книги по «священным правилам», под которыми подразумевались Правила Вселенских Соборов, были определены и регламентированы темы, сюжеты и эмоциональная трактовка образов. Искусство было призвано подкреплять и прославлять первого «венчанного самодержца», вступившего на престол Русского государства. Идеологом самодержавной власти был митрополит Макарий. Он сделал все возможное, чтобы подчеркнуть «богоизбранность» московского государя, исконность его прав на престол. Идеологию единодержавства должны были отражать письменные источники эпохи, в первую очередь летописи, книги царского родословия, так же предполагалось обратиться к созданию посвященных этому событию произведений изобразительного искусства. В этот период рождается так называемая «грозненская школа» живописи, которая охватывает собой чуть более трех десятилетий второй половины XVI века. Это были годы, богатые произведениями искусства, с новыми характерными качествами и иконографическими приемами. Иначе трактуется и человеческий образ. Его значимость передается жестами, позами, силуэтами. Появляются иконы-трактаты, повествующие о тех или иных событиях. Повествовательное начало окончательно преобладает над эмоционально-созерцательным. Сложные «бытийские» и исторические сюжеты становятся основными. Главным местом сосредоточения новых идей стал Московский Кремль. Сюда по царскому вызову съехалось множество художников из Новгорода, Пскова, Смоленска, Звенигорода и пр. Это произошло по причине страшного московского пожара 1547 года, погубившего большую часть столичных построек. До последнего времени исследователи считали стенопись и иконостас «Андреева писма Рублёва» Благовещенского собора дошедшими до наших дней в оригинале, однако, после реставрации 1984 года мнение было пересмотрено. Доказано, что сохранившаяся благовещенская живопись относится к середине XVI века и лишь частично сохраняет фрески начала XV века. По сравнению с эпохой Дионисия и его последователей композиция фресок дворцового храма явно перегружена и по содержанию и по художественному воплощению. Она многослойна, с дробными архитектурными формами. Зримые образы в росписи собора приобретает важнейшая установка этого времени — происхождение царского достоинства российских правителей от киевских и владимирских князей, которые, в свою очередь, наследуют его от византийских императоров. Не менее важное место занимала идея возвеличения военных действий Ивана Грозного. Его военные выступления рассматривались как религиозные войны в защиту неприкосновенности христианского государства от неверных. Блистательным образцом произведения нового типа является икона «Благословенно воинство небесного царя» Государственная Третьяковская галерея , которая вызывает вполне конкретные исторические ассоциации, и, по мнению исследователей, посвящена взятию Казани в 1552 году. В середине 1551 года Иван Грозный приступает к поновлению Успенского собора. Купол, обгоревший во время пожара, покрывают позолотой, под шатровой сенью устанавливают «мономаший трон», известный под названием «царского места». На створках царского места в четырех клеймах располагается повествование о венчании Владимира Мономаха на княжество регалиями, присланными императором константинопольским. Нижние рельефы так же посвящены Мономаху. Спустя некоторое время перед «царским местом» устанавливается и икона «Благословенно воинство небесного царя». Вершиной художественных работ в Кремле, проходивших после пожара 1547 года, стала роспись Золотой палаты — одного из парадных помещений великокняжеского дворца. И хотя стенопись Золотой палаты безвозвратно погибла в 1752 году, подробная опись фресок, сделанная в 1672 году Симоном Ушаковым, дает ясное представление об её структуре и содержании. В 1560-х годах расписывается кремлевский собор Чудова монастыря уничтожен в 1929 году. Пять предварительно снятых фрагментов сейчас хранятся в Государственном Историческом музее и музее Андрея Рублева в Москве. Разностильные росписи собора Чудова монастыря говорят о том, что в художественных работах принимали участие мастера — приверженцы разных направлений живописи. Одни образцы «Христос, расслабленный и Архангел» принадлежат руке незаурядного мастера, сторонника экспрессивной манеры письма; другие композиция «Явление Архангела Михаила» в какой-то мере предвосхищают объемную трактовку конца XVI — начала XVII века, третьи написаны последователями дионисиевских традиций, чьи изображения отличались мягкостью и изысканностью. Разностилье росписи собора Чудова монастыря свидетельствуют о сложных процессах и поисках, которые велись в этот период в русском изобразительном искусстве. Автор статьи: Латышева Ольга Ивановна Декоративно-прикладное искусство Древнерусское лицевое шитьё «живопись иглой» — вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в Древней Руси. Оно сформировалось под непосредственным влиянием Византии и достигло на Руси необычайного расцвета. Что же такое — лицевое шитьё? Лик — это термин, имеющий множество значений. Лицевое шитьё — это лик-изображение и лик-образ, воплощенные живописными средствами в декоративно-прикладное изделие со священным изображением, иконой. Важнейшими особенностями этого вида искусства являются материал и техника. Изображение создается нитью на служащей фоном ткани. Все дорогие привозные ткани на Руси носили название паволок. Особо мастерицы ценили аксамит древнерусское название от греческого «экзамитон», что означает «шестинитчатый» — драгоценную ткань ручного производства, затканную по шелковому фону орнаментом из пряденой серебряной или позолоченной нити имеющему цвет, фактуру и узор. Для прочности под ткань подкладывалась основа — домотканый холст. Единственным инструментом служила игла, а роль красок выполняли шелковые реже шерстяные и льняные , серебряные и золотные то есть позолоченные нити. Шелковая нить была некрученой и разной степени крутки. Серебряная и золотная нити могли быть волочеными в виде тончайшей проволочки и прядеными обвитыми вокруг шелковой или хлопчатобумажной основы. Именно качества ткани фона, вид нитей и техника шитья и создают художественный образ.

Они подчинялись Разбойному приказу. Была отменена система «кормлений» наместников, ее заменили общегосударственным налогом, из которого платили жалованье служилым людям. Название «кормление произошло оттого, что областные управители собирали пошлины в свой карман, то есть в буквальном смысле кормились за счет населения. При Избранной раде складывается приказная система управления. Приказы являлись особыми органами государственной исполнительной власти. Возглавляли приказы думные дьяки, им подчинялись подьячие, земские, которые стояли во главе канцелярий. Так складывался профессиональный аппарат управления. В 1549 году «собор примирения» принял решение об исправлении Судебника «по старине» и год спустя приказы передали на утверждение думы новый Судебник. Составители не внесли изменений во взаимоотношения феодалов и крестьян. Были ограничены судебные функции наместников и волостелей, на местах за судом наблюдали царские дьяки. Взяточничество каралось денежными штрафами. Сохранялся и «суд Божий» - поединок между спорящими, «за правыми сила». Вводилась смертная казнь за разбой. Нормы Юрьева дня были сохранены без больших перемен: крестьяне могли уходить от феодала только один раз в году, но увеличен был размер «пожилого». В 1581г впервые были введены заповедные году, запрещавшие переход крестьянина от одного феодала к другому в определенный год. Судебник ускорил формирование приказов, расширил функции приказной бюрократии, ограничил власть наместников. Новые статьи предусматривали обязательное участие выборных земских властей — старост и «лучших людей» в наместничьем суде. Со времен феодальной раздробленности знать и князья не платили в казну податей. Царский судебник предписывал «тарханов» впредь никому не выдавать, а старые грамоты изъять. Власти довершили реформу податного обложения, объявив о введении «большой сохи» — налога по сословной принадлежности землевладельца.

Милославские воспользовались общим недовольством московских стрельцов которые после смерти Федора III по-разному своевольничали и пустили слух об убийстве царевича Иоанна, выдав стрельцам список «бояр-изменников», которому стрельцы поверили. Восстание 15 мая 1682 года вооруженные стрельцы во главе с князем И. Хованским пришли к царскому дворцу в Кремле. Их почти удалось успокоить, представив Иоанна и Петра живыми и здоровыми, но в дело вмешался фактический глава Стрелецкого приказа князь М. Долгоруков, сторонник Нарышкиных. Он стал ругать стрельцов, грозить расправами, за что на месте был убит. Следующие три дня стрельцы творили бессудные расправы над «боярами-изменниками» и стрелецкими командирами.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий