Комы – это медведи, так их называли наши предки. Древние славяне называли медведя Ком. Отсюда правило — «первый блин комам», т.е. медведям.
Откройте свой Мир!
Древние славяне очень почитали медведей (по древнеславянски Комы это медведи). Ком, это тоже псевдоним, как и медведь, ведьмедь,косолапый, Потапыч, Мишка, и т.д. Нашлись древние наскальные рисунки и надписи на старославянском, и истинное имя медведя Бер, отсюда берлога, логово Бера. И забылась бы она, как и многие другие, если бы не пословица: «первый блин комАм», то есть медведям (по–древнеславянски комы — медведи, прим. ред.). Выпекая на Масленицу блины, бабушки приговаривали: «Первый блин комам, второй — знакомым, третий — родне, а. Это был обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи).
Масленница-комоедица по-славянски и по-русски
То есть, медведям (по–древнеславянски комы — медведи). Якобы был у русских такой обычай – при наступлении весны и прихода Дня весеннего равноденствия носить свежеиспечённые блины в лес и развешивать их по сучьям деревьев. Никому из них не показалось подозрительным или хотя бы странным, что ни в толковых, ни в этимологических словарях нет указания на «древнеславянское» слово «комы» в смысле медведей. На Руси медведя называли "Кома", почему было выбрано именно это слово? Древние славяне называли медведя Ком. Отсюда правило — «первый блин комам», т.е. медведям. У древних славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи). Отсюда правило — «первый блин комам», т.е. медведям.
Почему блин комом?
Древние славяне очень почитали медведей (по древнеславянски Комы это медведи). Первый блин комам (Ком — медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика (этимологический словарь Фасмера ежевику производит от слова ёж), снобориха), его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса. И забылась бы она, как и многие другие, если бы не пословица: «первый блин комАм», то есть медведям (по–древнеславянски комы — медведи, прим. ред.). Выпекая на Масленицу блины, бабушки приговаривали: «Первый блин комам, второй — знакомым, третий — родне, а. Филолог Пахомов: Никаких «комов» в значении «медведи» в русском языке не было. Комы – нищие попрошайки или ряженые, одевающие шкуру медведя, изображающие за небольшую денежку на ярмарках игровые сценки или пантомиму.
Первый блин – комам: что такое Комоедица и чем она отличается от Масленицы
В русских и славянских словарях «КОМ» в значении «МЕДВЕДЬ» не обнаруживается. Первый блин комам (Ком — медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика (этимологический словарь Фасмера ежевику производит от слова ёж), снобориха), его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса. Поэтому «медведь ком» может быть понимаем как символ опасности или угрозы, нависшей над человеком. К нему подавали овсяный кисель, поскольку медведям нравится овёс, а также гороховые комы. Никому из них не показалось подозрительным или хотя бы странным, что ни в толковых, ни в этимологических словарях нет указания на «древнеславянское» слово «комы» в смысле медведей. На Руси медведя называли "Кома", почему было выбрано именно это слово?
Откройте свой Мир!
Древние славяне очень почитали медведей (по древнеславянски Комы это медведи). Комы медведи по древнеславянски. И забылась бы она, как и многие другие, если бы не пословица: «первый блин комАм», то есть медведям (по–древнеславянски комы — медведи, прим. ред.). Выпекая на Масленицу блины, бабушки приговаривали: «Первый блин комам, второй — знакомым, третий — родне, а. Ком, это тоже псевдоним, как и медведь, ведьмедь,косолапый, Потапыч, Мишка, и т.д. Нашлись древние наскальные рисунки и надписи на старославянском, и истинное имя медведя Бер, отсюда берлога, логово Бера. "первый блин КОМАМ"(по-древнеславянски комы-медведи).У древних славян был праздник Комоедица,посвященный пробуждению медведей,которых они считали прародителями блины приносили к берлогам мишек,которые просыпались от зимней спячки и.
Почему блин комом?
Бестиарий волк. Старославянский медведь. Бестиарий медведь. Боги Руси Велес. Велес Бог боги славян.
Древний Славянский Бог Велес. Скандинавский Берсеркер. Славянские Берсерки рыкари. Ульфхеднар Берсерк.
День пробуждения медведя. День пробуждения медведя Славянский праздник. Праздники славян медведь. Берендей оборотень медведь Славянская мифология.
Медведь арт. Бог Велес медведь. Славянский воин медведь. Медведь тотемное животное славян.
Славянские Тотемы животных. Медведь с самоваром. Чаепитие в живописи. Велес скотий Бог.
Велес — языческий Бог богатства. Картина Максима Кулешова "Богатырская застава. Богатырская застава Кулешов. Тотемные столбы древних славян.
Тотемы славян волк медведь. Тотем тотемизм. Тотемизм у древних славян. Кулачный бой с медведем на Руси.
Битва медведей. Картины славянской тематики. Боевой медведь. Масленица состязания.
Русские забавы на Масленицу. Спортивные состязания на Масленицу. Перетягивание Канатна Масленица. Ульфхеднар Скандинавская мифология.
Скандинавия Викинги язычество воины. Ульфхеднар Викинг. Берендей оборотень медведь. Берендей мифология славян.
Берендеи оборотни. Человек медведь Берендей. Всеволода Иванова "Русь до крещения". Русский медведь.
Медведь путешественник. Советский медведь. Дух Руси. Славянская тематика.
Медведь в Славянском стиле. Тотем медведь. Волки и медведи. Тотем медведя в славянской мифологии.
Древнюю Веру Предков церковь на дух не переносила, борясь с ней самыми жестокими способами. С внедрением на Русь новой религии христианства с её "Великим" предпасхальным сорокадневным постом, во время которого полагается всем поститься, каяться, телесно и духовно воздерживаться, усмиряя плоть - праздник встречи Весны Комоедицы отодвигается с даты весеннего Равноденствия и заменялся подготовительной масленой неделей- перед постом. А поскольку христианская Пасха — праздник преходящий, то и Масленица также уже несколько последних веков двигается относительно неё. Поэтому и случаются «Христианская Масленница» у нас порой в феврале, что вообще абсурдно.... А также патриархом Адрианом «бесовский праздник» в 1698 году сокращается до восьми дней. Полностью запретить праздник и стереть из народной памяти ему так и не удалось... Так что представляет из себя празднование Масленицы? Когда в течение нескольких столетий попы все-таки не добились успеха в силовой борьбе с мудрой народной Традицией, которую они изводили самыми жестокими и кровавыми способами , церковные христианские архипастыри применили известный иезуитский прием: «Если не можешь победить врага, объединись с ним и разрушь его изнутри».
И вскоре народ забыл свою древнюю Комоедицу, но стал праздновать христианскую "Масленицу". Кроме временного «сдвига», прежнее народное празднование сократили с двух недель до одной. А так же сому суть празднества , была Встреча Весны, а стала банально подготовленние к строгому посту.. Строго говоря, был совершен не «перенос» праздника Комоедицы Комоедицу перенести невозможно, так как она связана с ежегодным астрономическим событием , а учреждение для народа нового церковного праздника взамен прежнего, чтобы уничтожить и стереть былые Традиции из памяти народа. И это им вполне удалось - иезуитские приемы всегда работают хорошо и эффективно. Существенное смещение к началу года, заменившего Комоедицу насильственно введенного христианского церковного праздника, делает извращенным искусственно придуманное толкование нынешней Масленицы на древний лад - как «проводы зимы и встреча весны» - в это время еще слишком рано встречать весну среди снегов и зимних холодов, особенно в России с ее холодным климатом. Так же участие Природноверов в их празднестве- фестивале «Окруты»- имеет отвратный и не природный … В до Христианской Руси на масленой неделе были ряженые ,но скоморохи, который в итоге во времена двоеверия сменили из за запрета и гонения именно «окрутники» со своим мировосприятием… Так что наши мудрые древние Предки встречали Весну в более разумный срок, чем нынешние обращенные церковной идеологией в рабов Божиих "православные" христианам. Новый христианский церковный праздник стал называться «сырной» или «мясопустной» седмицей неделей.
Церковная «сырная седмица» стала предшествовать ихнему Великому посту. В «сырную седмицу» Церковный Устав уже запрещает верующим есть мясо, но разрешает сливочное масло, молочные продукты, яйца и рыбу.
Хищнику приходилось принимать жертву и жевать с голодухи изделия из теста. На пустой желудок после зимы. Бедный мишка... В общем, повторю то, о чём уже когда-то рассказывала. Во всяком случае мой поиск в «Национальном корпусе русского языка» не дал результатов. В пословице есть сакральный смысл, но несколько иной... Как же она выглядела изначально? И каково происхождение фразы «Первый блин комом»?
Почему Масленица — не Комоедица Есть всего одно доказательство существования Комоедицы — народного праздника, посвящённого встрече весны и пробуждению медведя. Отмечали его в конкретном селе Бегомль Минской губернии, о чём священник Симеон Нечаев оставил письменное свидетельство. Но никаких сведений о том, что Комоедица была всеобщим праздником и её ещё хоть где-нибудь отмечали, нет. Этнограф П. Шейн перепечатал статью Нечаева и сохранил описание праздника: «В этот день приготавливаются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготавливается сушёный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительною пищею, травами; на второе блюдо подаётся овсяный кисель, потому что медведь любит овёс; третье блюдо состоит из гороховых комов, отчего и самый день получил название «комоедица».
Тертый калач В старину действительно был такой сорт хлеба — «тертый калач». Тесто для него очень долго мяли, месили, «терли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица — «не терт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.
Зарубить на носу Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким — согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом обоняния. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память. Ни пуха, ни пера Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании и пуха, и пера результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух — звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так: «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма! И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты. Бить баклуши Что такое «баклуши», кто и когда их «бьет»? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева.
Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку — баклушу.
Откройте свой Мир!
Нет данных, что это был всеобщий славянский праздник, и что он вообще где-то ещё праздновался. Более его не видел никто и никогда. После обеда все — стар и мал — ложатся, не спят, а поминутно самым медленным способом перекатываются с бока на бок, как можно стараясь приноровиться к поворачиванию медведя» [3]. Считается, что на следующий день «медведь встаёт». В Белоруссии говорили: «На Овечницу медведь ложится в берлогу и начинает сосать лапу, на Сретенье переворачивается и сосёт другую лапу, а на Благовещенье — выходит из берлоги». Рыбаков в своих исследованиях считал, что название комоедица происходит из того же индоевропейского корня , что и др.
В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших. В наше время никто мишек не задабривает, да и про христианский обычай тоже, думаю, вспоминают нечасто. А поговорка живет своей отдельной жизнью, означая неуспех первого начинания. Рейтинг записи:.
Символы тотемных животных. Тотемные животные года. Тотем по году рождения. Медведь в лесу. Бурый медведь в природе. Лес с животными. Природа России медведь.
Сильный медведь. Медико медведь. Кто сильнее тигр или медведь. Картинка 5 медвежат на Поляне. Лысый белый медведь. Карелия вымирание животных. Последствия глобального потепления картинки. Гризли и бурый медведь отличия.
Медведь Гризли и бурый разница. Гризли и бурый медведь сравнение. Медведь Кадьяк и Гризли отличия. Кого боится медведь в лесу. Медведя бояться в лес не ходить. Боязнь медведей. Покажи страшных медведей в лесу в России. Боксер зарезал медведя.
Белый медведь в неволе. Белый медведь в зоопарке СПБ. Белый медведь меланист. Собака похожая на белого медведя. Белый медведь. Белый медведь фото. Хвост белого медведя. Белый медведь подвиды.
Большой бурый медведь Кадьяк. Медведь Кадьяк и белый медведь. Кадьяк медведь. Комикс инвестинг медведи. Ком медведь. Down for Maintenance 429. Васнецов Царская потеха. Медвежьи бои на Руси.
Древняя Русь медвежья потеха. Бой с медведем на Руси. Два медвежонка. Два белых медведя. Белый медведь какает. Медведь рычит. Обои на андроид медведь. Хмурый медведь фото.
Бурый медведь опасен. Скандинавский Берсеркер. Берсерк Викинг. Славянские Берсерки рыкари. Ульфхеднар Викинг. Медведь и собака родственники. Родственники медведесобаки. Медведь благодарит человека.
Собаки нападают на медведя. Бурый медведь нежится в воде. Salmon Chase. Фото медведь етти.
Педагогический аспект проекта. Мы знакомим детей с образом медведя, формируя представления о том, что этот образ во многом символизирует характер русского народа, недаром русских людей до сих пор сравнивают с медведем. Еще — это яркий образ в русском искусстве и геральдике Ярославль, Пермь , символике партия «Единая Россия». Мы с детьми прослеживаем неоднозначность отношения к образу медведя в сказках «Маша и медведь», «Мужик, медведь и лиса», «Кот и лиса», «Зимовье зверей», в которых медведю присваиваются такие человеческие черты характера, как легкомыслие, наивность, простодушие и ограниченность. С другой стороны, образ медведя предстаёт перед детьми как воплощение силы, мощи, величия, доброты, в символах — Олимпийский Мишка, Умка, мишки в картине художника И. Мы предлагаем родителям в «День пробуждения медведя» отправиться с детьми в цирк на представление или в зоопарк. В режимных моментах тема медведя проходит: в комплексе утренней гимнастики «Зарядка медвежат»; в беседах «Медведь проснулся», «Кто в берлоге спит зимой»; в занятиях по развитию речи: проговаривание скороговорок, знакомство с пословицами и потешками; чтение рассказов Н. Сладкова «Как медведя переворачивали», «Неслух», «Вот так устроился! Ладонщикова «Без печали, без тревоги…», В. Берестова «Мишка, мишка, лежебока! Боровик «Медвежата», «Я добрый мишка, плюшевый», « Куклы и мишка» и др. Проведение занятия на свежем воздухе, приуроченного к празднику «День пробуждения медведя». Работа с родителями: организация выставки «Узнаем его получше»; организация выставки игрушек «Мишка, плюшевый мишка». Работа с педагогами: консультация «Как провести праздник «Комоедица»; консультация «Исторический аспект проекта «День пробуждения медведя». Разработка и сбор методического материала: художественная и научно-популярная литература для детей; подбор интернет-сайтов с информацией по теме проекта; разработка плана реализации проекта. Итог и результат; развитие и сохранение интереса к истории страны, традициям предков; сформированность знаний о празднике «День пробуждения медведя»; обогащение знаний о медведе как представителе животного мира; воспитание бережного отношения к природе; взаимодействие детей, родителей и педагога в совместной работе надпроектом. Краткий итог автора проекта: «КОМОЕДИЦА» дает возможность узнать новое, вспомнить сказки и стихи, научиться рисовать и танцевать, отметить праздник, а , значит, мы можем с удовольствием заняться деятельностью и увлечь наших детей и их родителей! Список художественной литературы: Бойчук И. Подрезова Т. Ивановская О. Сборник рассказов русских писателей. Сладкое Н. Этапы проекта: Актуальность проекта: «День пробуждения медведя»- это древний праздник, которым славяне встречали наступающую весну, примерно это было 24 марта.
Комоедица 2024: что за праздник, когда отмечать и причём тут медведь
Разберем же, что писал Рыбаков о Комоедице, и включим критическое мышление: «К 24 марта у белорусов приурочен праздник «комоедицы» аналогия греческим «комедиям» архаичного времени — праздник пробуждающегося медведя. Медведь komos был зверем Артемиды, соответствовавшей русской богине Ладе» Б. Рыбаков, «Язычество древней Руси», глава 13. Во-первых, очень сомнительным кажется сближение Комоедицы и комедий, богинь Лады и Артемиды. Оно ничем не подкреплено, Рыбаков не приводит каких-то доказательств в подтверждение этой гипотезы. Да и существование богини Лады в славянском пантеоне многие ученые подвергают сомнению.
Так, в статье А. Топоркова «Кабинетная мифология» из энциклопедического словаря Института славяноведения РАН «Славянская мифология» Лада находится среди персонажей, «без должных оснований относимых к славянским языческим богам и фигурирующих в ученых сочинениях по славянской мифологии с XVIII века по наши дни». Читаем, например, в этимологическом словаре Н. Шанского: «Комедия — заимств. Комедия буквально — «веселое шествие с песнями»».
Но, обратите внимание, даже у Рыбакова нет всей этой галиматьи про кормление медведей блинами. Тут уже чья-то совсем буйная фантазия разыгралась. Какова же история выражения «первый блин комом» на самом деле? Когда вы задаетесь подобным вопросом, первое, что вы должны сделать, — открыть фразеологические словари или научные работы о фразеологии. Итак, почитаем, например, что написано о выражении в «Большом фразеологическом словаре» В.
Телия: «Образ фразеол. Мокиенко в книге «Давайте правильно говорить по-русски! Пословицы»: «Пословица, казалось бы, основана на чисто реальном бытовом наблюдении. Пока сковорода еще недостаточно горяча, первый блин получается «скомканным», а не лепешкой, плохо снимается со сковороды. Такая образная логика, действительно, повлияла как на современное значение пословицы, так и на ее актуальную форму».
В старинных паремиологических собраниях она звучала иначе, чем сейчас: «Первый блин и тот комом» 1736 ; «Первый блин да комом» 1741. В них ее смысл явно противоречит нынешнему. И неслучайно» «В связи с ритуальным значением блинов на Руси их ели на Масленицу, при поминальных обрядах, на свадебных пирах и т. В Рязанской губернии, напр. Там же перед погребением, выпекая блины для поминовения, первый блин кладут в головах покойника.
Медведь Кадьяк и белый медведь. Кадьяк медведь. Медведь шаман Тотем. Огненный медведь. Дух медведя. Магический медведь.
Кого боится медведь в лесу. Медведя бояться в лес не ходить. Боязнь медведей. Покажи страшных медведей в лесу в России. Ты за меня или за медведя. Ты за кого за меня или за медведя анекдот.
Маша пообещала медведю наблюдать за ним. Медведь в славянской мифологии. Первый блин. Почему первый блин всегда комом. Первый блин комом происхождение. Панда и человек.
Нападают ли панды на людей. Случаи смерти от панд в зоопарке. Убивают ла панды людей. Медведь Гризли против белого медведя. Белый и бурый медведь. Васнецов Царская потеха.
Медвежьи бои на Руси. Древняя Русь медвежья потеха. Бой с медведем на Руси. Берлога медведя. Медведь перед зимней спячкой. Бурый медведь в берлоге.
Медведь после спячки. Медведь на задних лапах нападает. Медведь Барибал на задних лапах. Медведь шатун. Зимняя спячка медведя. Медведь зимой в берлоге.
Медвежонок из берлоги. Комоедица языческая. Масленица языческая Славянская Комоедица. Неуклюжий медведь. Медведь неуклюже идёт. Огромный страшный медведь неуклюж.
Самый неуклюжий медведь. От чего боится медведь. Медведь атакует орла фото. Медведь норм. Медведь враг пчел. Древние названия медведей.
День медведя. Медведь у древних славян. Древние изображения медведя у славян. Презентация на тему медведь. Кто такой медведь ком. Медведь презентация по изо.
Кто такие медведи кто такие медведи.
Что указывает на обособленность движения ариев на юг. Как полагают,оба слова имеют одно происхождение и восходят к общему периоду индоир-анской истории[1]. Напиток употреблялся индоиранцами во время религиозных обрядов для стимуляции видений. Выходит,исходя из названия дохристианского праздника Комоедицы,можно увидеть архаичные истоки не только названий священных напитков индусов и авестийцев,но и место их зарождения. Это там,где первые выпеченные бли-ны,относились к берлоге медведей,которые просыпались от зимней спячки и были очень голодными. До нас же дошла только частью пословицы,которая полностью звуч-ала:«Первый блин комам,блин второй— знакомым,третий блин— дальней родне,а четве-ртый— мне». Вся масленичная неделя— это дни благословений. Все благословения,кото-рые мы даем сегодня,вернутся к нам,и принесут нам пользу. И мигрантам тем,кто вряд ли пони-мает смысл древнего русского народного праздника, чиновники рады.
Организатором народного праздника выступает Дом дружбы народов Челябинской области. Чиновники, в угоду мигрантам,подменяют смыслы,размывая традиции и культуру русского народа. Почему же чиновники так стараются угодить мигрантам? Как сказал мэр Магнитогор-ска Сергей Бердников: мигранты ведут себя лучше, чем русские, и к тому же рожают много детей. У мусульман в марте начался рамадан — это когда нельзя пить и есть в дневное время. Но почему то чиновники и дом дружбы народов Челябинска не объя-вили о том, что рамадан, например,объединяется с масленицей и мусульмане,напле-вав на свои традиции,будут праздновать и есть русские блины. Нет,к мусульманам чиновники не лезут и не стараются размывать мусульманские традиции. Чин-овники же пошли дальше,превратив это в фарс. Про сырную седмицу в богослужении говорится: «преддверие покаяния,предпразднство воздержания,светлое предчувствие поста, седмица предочистительная». Христианская Масленица каждый год сдвигается и выпадает на неделю перед постом,её дату высчитывают в зависимо-сти от других христианских праздников,а именно пасхи или воскресение ИисусаХрис-та.
Он,почему то,воскресает каждый год в разное время. Масленица же у древних сла-вян всегда приходилась на день весеннего равноденствия,это время считалось нача-лом весны. День весеннего равноденствия в 2024 г. Христианскую масленицу,хотя лучше ее называть сырной седмицей,чиновники Челябинска уже прев-ратили в балаган,ну так и флаг им в руки. Она включает обряды,относящиеся и к началу нового цикла,и к стимуляции плодородия,и к культу предков. В дохристи-анскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у многих народов является началом нового года. В данном случае к обрядам начала нового цикла относится проводы одряхлевшей Зимы Мораны и встреча весны Юнной Живы. Сопровождается сожжением,старого и отслу-жившего свой срок,и чучела Мораны как уничтожение всего дряхлого и освобождение места для нового,молодого,лучшего. С борьбой двух Богинь,связана и обрядовая бор-ьба кулачные бои,взятие снежного городка ,направленная на помощь неокрепшей Ве-сне в преодолении зимней силы. С символикой весеннего возрождения,непосредственно связана и функция стимуляции плодородия земли,плодовитости людей и скота.
Главной героиней праздника- Масленица,воплощённая в чучеле. Масленица сама по себе божес-твом не является,однако представляет собой архаичный этап развития Уходящего и приходящего умирающего и воскресающего божества. Со стимуляцией плодородия связа-на ещё одна сторона Масленицы— поминальная. Ушедшие Предки,по представлениям Славян,находятся в Навьем мире,но могут приходить и в Явь,а значит,могут влиять на на процветание и благополучие Родичей-потомков. Поэтому крайне важным было не гневить Предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: Тризна кулачные бои,скачки и т. С 18 по 24 Березеня марта на славянской земле проходитМас-леничная седмица неделя ,которая разделяет два главных сезона в славянском наро-дном календаре- зиму и весну. Это весёлые проводы,озарённые радостным ожиданием близкого тепла,весеннего обновления природы. В старину в эти дни начинались улич-ные гулянья, строились ледяные горки. На проводы Масленицы устраивались кулачные бои, сжигали чучело Масленицы.
В древности же масленичные гуляния продолжались не одну, а две седмицы. Некоторые историки справедливо считают, что в древности Масленица была связана с днём весеннего солнцеворота солнцестояния ,но с приня-тием христианства она стала предварять Великий Пост и зависеть от его сроков. Этнографы считают,что Масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса,покровителя скотоводства и земледелия. В христи-анскую эпоху Велесов день 11 февраля ,приходившийся на 24 февраля по новому христианскому стилю,стал днём святого Власия. В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию:"У Власия и борода в мас-ле". Во время Масленичной седмицы тако же празднуют Комоедицу- Медвежий праздник. По поверьям,о сию пору Медведь Лесной Хозяин,воплощение самого Велеса просыпа-ется в своей берлоге после долгой зимней спячки. Родноверы-мужчины чествуют его особым медвежьим плясом и велесовой боротьбой борьбой. Комы,которые пекутся ста-ршими в семье женщинами на Комоедицу,суть обрядовые хлебы,сделанные из смеси му-ки овса,гороха и ячменя. Часть комов выносят в лес и кладут на пень-колоду,призы-вая на трапезу самого Лесного Хозяина,которого просят не драть и не озорничать на пасеках в течение всего года.
Блины, непременные атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ Солнца, которое всё ярче разгоралось,удлиняя дни. Возможно,блины были и частью поминаль-ного обряда, так как Масленице предшествовал "родительский день", когда славяне отдавали дань почтения душам усопших предков. Среди других обычаев и развлечений особо выделялось ряжение на Руси ряженые сопровождали чучело Масленицы ,вождение "козы" или "козла" Восточная Украина , кулачные бои и игры в мяч порой весьма жестокие , петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодёжные вечерки и так далее. Возле ледяных гор развёртывалась бойка торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику веселили скоморохи и любимый народный герой- Петрушка. Вскоре на смену этим представлениям пришли балаганы,в которых выступали акробаты и жонглёры,показывали дрессирован-ных животных, ставили лубочные комедии, спектакли-феерии, а также популярные в XIX веке "живые картины". Балаганы - лицо гулянья. По количеству, убранству балаганов, по именам их владельцев судили о значимости и размахе гуляний. На сценах лёгких временных театров выступали профессиональные актёры, любители из числа мелких чиновников, мастеровых, ремесленников,а так же цирковые артисты. Самым любимым и красивым масленичным обрядом у славян было катание на санях.
Выезжали все,у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром и медвежьей шкурой,а вслед неуклюже скакали крестьянские лошад-ёнки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники... Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки,выводя птичьи трели и даже не подозревая,что подражание голосам птиц- древнейший языческий обряд зазывания Весны-Красны. Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой "молодые" ездили по улицам "казать себя" и навещали родных и знакомых. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. Среди разнообразных масленичных обычаев заметное место занимают обряды, относящиеся к хозяйственным делам и в частности, магические действия, направленные на усиление роста культурных растений. Например, для того, чтобы лён и конопля выросли "долгими" высокими , на Руси женщины катались с горок, стараясь съехать как можно дальше. Ни одна масленичная неделя на Руси прошлых веков не обходилась без медвежьего представления. С учёными медведями ходили по всей стране с незапамятных времён,этот промысел был занятием древним и традици-онным. В народе медведь ассоциируется с Богом Велесом, поэтому считалось,что он обладает магический целебной силой.
В глазах крестьян он был сильным и мог отвес-ти беду: если спляшет около дома и обойдёт вокруг него, то не случится пожара. Ещё одной масленичной потехой были кулачные бои, которые представляют собой остаток древней военной потехи, ибо наши предки сражались со своими врагами "на кулачках". В старину было три вида кулачных боёв. Самым лучшим и интересным считался бой один на один. До нас дошла игра "в Калашникова" - двое садят друг другу в грудь кулаками по очереди, пока кто-нибудь не сдастся. Или - на землю кладут две палки. Выигравшим считается тот, кто ударом заставит противника потерять равновесие и отступить или улететь за палку. Наносить удар в область сердца запрещается. По горлу тоже не бьют. Принимая удар, нельзя разворачивать корпус.
Можно бить в живот если договорятся. Вперёд шагать тоже нельзя. Ещё одну забаву мы тоже хорошо знаем. С каждой стороны по двое - "Конь" и "Всадник". Цель - свалить противников на землю - хотя бы верхнего. Очень много от "коня" зависит. Практиковались и бои "стенка на стенку", когда запасных бойцов каждая "стена" уговаривала встать на свою сторону, и они выпускались только когда неприятель пробивал стену. Надежда-боец летел с шапкою в зубах, бил груды на обе стороны, лежащего не трогал, и, пробив стену, возвращался с толпою льстецов прямо в кабак. Реже всего допускался бой "сцеплялка- свалка",который обыкновенно возникал из-за того,что старики подзадоривали молодых рассказами и обещаниями побиться. Молодые переходили с вестями из двора во двор,дети выходили на затравку и были предвестниками "сцеплялки".
В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину- жить в горькой беде,а на старости лет лежать на смертном одре,сидеть калекой без ноги. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, скороговоркой причитывая: "Звал, позывал чистый семик Широкую Масленицу к себе в гости на двор. Душа-ль ты моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься,в блинах поваляться,сердцем потешиться". После этих зазываний дети начинали кричать:"Масленица приехала, Масленица приехала! Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери,а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и уста-навливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости,когда кататься по улицам.
Богатые люди с понедельника начинали печь блины,а бедные- с четверга или пятницы. В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших,либо его клали на слуховое окошко для душ родителей. Кладя этот блин на окно,приговари-вали:"Честные наши родители,вот для вашей души блинок". Опару для блинов стряпухи готовили с особыми обрядами.
При этом праздновалась Комоедица не один день, а целых две недели — неделю до и неделю после дня весеннего равноденствия. Сопровождалась она различными ритуалами и весёлыми играми, которые символизировали проводы зимы и встречу весны, а также почитанием славянского медвежьего бога Велеса. Фото: wikipedia. Вскоре, согласно этой версии, Комоедица стала называться Масленицей, поскольку приходилась на Сыропустную неделю, когда уже запрещалось есть мясо, но ещё разрешались молочные продукты, в том числе и масло. Вторая версия более приземлённая: согласно ей, Комоедица — это местный народный праздник, который отмечали на территории современной Белоруссии, а точнее — в Минской губернии. Единственный сохранившийся письменный источник о нём относится к XIX веку — священник Симеон Нечаев рассказал о праздновании Комоедицы в своей статье в 1874 году. Он указал, что праздник отмечается накануне Благовещения и посвящается пробуждению медведя. Третья версия говорит о том, что Комоедица — это древний праздник народов, которые когда-то населяли Европу, и относится он ещё к доантичным временам, а на территорию Белоруссии он пришёл поздно через Польшу правда, доказательств этому нет. В частности, об этом свидетельствует само название праздника — по мнению археолога Бориса Рыбакова, оно восходит к тому же индоевропейскому корню, что и древнегреческая «комедия». Сам праздник при этом археолог относил аж к каменному веку и связывал с охотничьим культом медведя. Достоверно подтверждённой письменными источниками является только вторая, белорусская версия, однако самой распространённой стала первая — славянская. Традиции Комоедицы Традиции Комоедицы также отличаются в зависимости от того, какую версию её происхождения выбрать. Согласно славянской версии происхождения, Комоедица очень похожа по своим традициям на Масленицу: в это время точно так же пекли блины, точно так же устраивали масштабные гуляния и точно так же сжигали чучело Марены в знак победы над зимой. Однако есть и различия. Прежде всего, они зафиксированы в пословице «первый блин комом», которая на самом деле, согласно версии о славянской Комоедице, звучит как «первый блин комам» — то есть медведям.
«Это – встреча весны!». В Комсомольском районе провели славянский праздник и разбудили медведя
Шанского: «Комедия. Заимствованное в конце XVII в. Вторая версия — белоруская. Он отмечается 6 апреля накануне Благовещенья и посвящён пробуждению медведя. Единственный источник, свидетельствующий об этом празднике, как о белоруском торжестве — статья священника Симеона Нечаева за 1874 г. Он наблюдал Комоедицу в селе Бегомль Борисовского уезда Минской губернии. Хотя есть сведения, что праздник отмечали и в Витебской области. Этнограф П. После обеда все — стар и мал — ложатся, не спят, а поминутно самым медленным способом перекатываются с бока на бок, как бы стараясь подражать и приноровиться к поворачиванию медведя в берлоге». Комоедица и Медведь Вот и проявился образ Медведя, который связывают с Комоедицей.
Сам праздник Рыбаковым относился ко временам каменного века и связывался с охотничьим культом медведя. Образ медведя объединяет все три версии происхождения праздника. Да, есть и третья версия — языческая, общеславянская. Согласно ей, Комоедица или Комоедицы — славянский праздник, во время которого встречали Весну, начинали полевой новый год и почитали местного славянского Медвежьего бога. Первый выпекаемый блин приносили как особое подношение великому медовому зверю Кому, отправляясь с подарком в лес. Для справки — сведения из этимологического онлайн-словаря М. И ещё. Согласно этимологическому онлайн-словарю Н. Шанского: «Ком, буквально — «стиснутое, сжатое».
Для справки — сведения этимологического онлайн-словаря Г. Крылова: «Медведь. В древние времена люди пользовались так называемыми эвфемизмами — словами-заменителями, так как считалось, что, если назвать зверя его именем, тут-то он и появится.
Кто больше картинка. Кто большой,кто маленький. Медведь большой и маленький картинки для детей. Медведь перед зимней спячкой. Медведь после спячки. Тотемное животное. Символы тотемных животных. Тотемные животные года. Тотем по году рождения. Медведь в лесу. Бурый медведь в природе. Лес с животными. Природа России медведь. Сильный медведь. Медико медведь. Кто сильнее тигр или медведь. Картинка 5 медвежат на Поляне. Лысый белый медведь. Карелия вымирание животных. Последствия глобального потепления картинки. Гризли и бурый медведь отличия. Медведь Гризли и бурый разница. Гризли и бурый медведь сравнение. Медведь Кадьяк и Гризли отличия. Кого боится медведь в лесу. Медведя бояться в лес не ходить. Боязнь медведей. Покажи страшных медведей в лесу в России. Боксер зарезал медведя. Белый медведь в неволе. Белый медведь в зоопарке СПБ. Белый медведь меланист. Собака похожая на белого медведя. Белый медведь. Белый медведь фото. Хвост белого медведя. Белый медведь подвиды. Большой бурый медведь Кадьяк. Медведь Кадьяк и белый медведь. Кадьяк медведь. Комикс инвестинг медведи. Ком медведь. Down for Maintenance 429. Васнецов Царская потеха. Медвежьи бои на Руси. Древняя Русь медвежья потеха. Бой с медведем на Руси. Два медвежонка. Два белых медведя. Белый медведь какает. Медведь рычит. Обои на андроид медведь. Хмурый медведь фото. Бурый медведь опасен. Скандинавский Берсеркер. Берсерк Викинг. Славянские Берсерки рыкари. Ульфхеднар Викинг. Медведь и собака родственники.
Праздник Комоедица у славян. Открытки Комоедица Масленица. Масленица первый блин медведю. Комоедица у славян. Медведь с блинами. Масленица Комоедица Славянский праздник. Славянский праздник весеннего пробуждения «Комоедица». Масленица языческая Славянская Комоедица. Первый блин комом. Масленица первый блин комам. Комоедица — Масленица праздники славян. Славянский праздник Комоедица. Комоедица медведь. С праздником Масленица Комоедица. Комоедица первый блин комом. Первый блин комом второй. Комоедица древнеславянская. Комоедицы Масленица. Славянская Масленица Комоедица. Медведь в славянской мифологии. Весеннее равноденствие Комоедица. Языческая Масленица Комоедица. Леший Славянская мифология. Леший Славянская мифология Бог. Славянская мифология Лесовик. Леший мифология древних славян. День пробуждения медведя. Медведь у славян. Медведь хозяин леса. Медведь язычник. Велес Славянская мифология. Велес древнеславянский Бог. Велес — языческий Бог богатства. Велес древнеславянский Бог изображение. Бог Велес скотий Бог. Велес Бог славян символ. Велес Славянский Бог. Велес скотий Бог. Велес Бог славян арт. Бог Велес в славянской мифологии. Велес Бог у славян картины. Символ медведя у славян. Медведь в славянской одежде. Красивые славянские медведи уветные. Велес Бог славян. Велес Бог славян Тотем. Велес рогатый Бог. Чертог медведя Бог Сварог. Бог Велес медведь.
А тогда первый блин отдавали комам, медведям, чтобы задобрить их, призвать весну. Ну а блины отдают, потому что это символ солнца, наступления весны. Масленица — это бывший праздник Комоедица, но с другими смыслами и обрядами. Масленицей "медвежий праздник" стал после крещения Руси. Тогда канули в Лету многие языческие праздники. Кроме изменения названия поменялась и суть. Комоедицей славяне встречали весну и задабривали духов. Масленица: история и традиции праздника, пропитанного весельем Масленица же вписана в православный календарь. Масленичная неделя приходится на последнюю неделю перед Великим постом и восьмую неделю перед пасхой.