Изначально погостом называлось поселение, точнее место, где останавливалась княжеская дружина во время своих походов. С существованием древних погостов связываются круговые селения, с застройкой домов вокруг площади, на которой стояли церковь, лавки, общественные хозяйственные постройки. Затем погостом стали называть село с церковью и кладбищем, объединяющее вокруг себя несколько деревень, а начиная с 18 века, это слово стало обозначать исключительно кладбище, расположенное рядом с храмом. сельский податный округ в Древней Руси - слово, встречающееся в русских летописях ещё в языческие времена. Погост Погост — административно-территориальная единица на Руси.
Погост (схема)
Весьма много погостских церквей встречается на землях владычных и монастырских. На таких погостах весьма нередко были и дворы владычных и монастырских крестьян и непашенных людей; встречаются там и владычные и монастырские дворы4. Встречаются погостские церкви и на землях, общих нескольким владельцам. При этом также бывают на погостах господские и крестьянские дворы какого-либо из совладельцев, а иногда и каждого из них5.
Мы не можем останавливаться здесь на вопросе, как и чем обеспечивалось содержание погостских церквей и причта. Это выходит за пределы нашей задачи. Укажем только на то, что иногда причту отводились местными владельцами земли, которые им и возделывались.
Очень может быть, что именно таким образом, то есть путем частного пожертвования, возникли погостские церкви, о которых писцы говорят, что у них пашня на церковной земле. Обыкновенно на таких погостах никто, кроме причта, не живет6. Это указывает на то, что эти церковные земли были невелики и сдавать в аренду было нечего.
Они возделывались руками причта. Если на погосте жил сам владелец или его ключник, то о принадлежащих ему деревнях говорится, что они тянут к погосту, то есть тянут к месту жительства господина платежом дохода. Предоставление частными владельцами своих земель под устройство церквей и кладбищ и для помещения причта, а иногда и пахотных для него земель является делом усердия; а со стороны владыки и монастырей такое пожертвование входит даже в круг их христианских обязанностей по распространению и поддержанию веры.
В конце XV века эта деятельность духовных учреждений и частных лиц не была, однако, на высоте задачи. Встречаются погосты, в которых не было ни церкви приходской, ни погоста места. Писцы иногда так и пишут: "Погост Заверяжье.
А церкви погостския нету, ни погоста". В Вотской пятине таких погостов без погостских церквей — пять на 36 погостов. В Деревской пятине положение дел было еще хуже.
На 54 погоста мы исключаем города и волости в 15 не было ни погостской церкви, ни погоста места 7. Не берем на себя решать, как удовлетворялись духовные потребности населения в этих случаях. Но ясно, что в таких погостах-округах вовсе не было "главнаго правительственнаго места округа".
В Вотской пятине на Дмитриевском-Городенском погосте было две церкви. В Деревской пятине, кроме погостских церквей, мы встретили еще 15 церквей частных; но распределены они были по погостам очень неравномерно: в некоторых погостах было по две церкви, и приходская и частная, а в других ни одной. Итак, ни погостская церковь, ни погост-место не составляют необходимой принадлежности погоста-округа.
Он может быть и без церковки приходской8. Заключаем: погост-округ состоит из некоторого количества владений частных лиц; погост-место, если таковое есть, — из приходской церкви, кладбища, дворов причта, а иногда и из нескольких дворов частных владельцев и их крестьян и поземщиков. Ни в погосте-округе, ни в погосте-месте, во всех 172 погостах, полное описание которых мы имеем, не встречается ни одного клочка земли, который до конфискации состоял бы во владении крестьянской общины.
К другим заключениям по этому вопросу пришел г-н Папков Рус. XI и XII. Он полагает, что в погосте, как главной местности округа, "находились дворы начальствующих лиц, как выбранных самими погощанами, так и назначенных правительством или же посаженных помещиками в качестве их управителей" XI.
Что на погостах иногда находились дворы правительственных органов, волостелей и их тиунов, и ключницрв частных лиц, это не подлежит никакому сомнению и совершенно доказывается местами писцовых книг, приведенными автором. Но это не погостские власти, а власти или правительственных волостей, или частновладельческих. Следовало бы доказать наличность в погостах — погостских властей, чего автор не сделал.
Но эту версию поддерживают многие лингвисты Срезневский, Преображенский, Потебня, Фасмер. Для начала нужно разобраться с этимологией слова «гость». Слово «гость» зафиксировано в XI веке в значении «чужеземец, купец». Похожие слова есть в других языках: нем. Gast — гость, фр. К этому слову может иметь отношение и «погост». Слово упоминается в памятниках письменности с X века. Принято считать, что княгиня Ольга поделила Новгородскую землю на погосты и установила для них уроки указы, по которым устанавливался размер дани и место сбора.
Продолжался поход всю зиму, и только в апреле, когда с рек сходил лед и появлялась возможность торговли с греками, булгарами, хазарами, князь возвращался в Киев и сбывал набранный в полюдье товар. В состав дружины, занимавшейся сбором дани, обычно входило около 100—200 человек, которые зачастую были вооружены и силой взимали дань. Полюдье не нравилось племенам, однако до определенного момента они терпели. Но когда в 945 году князь Игорь попытался взять дополнительную дань сверх той, что уже имелась, древляне, которые, как и другие племена, вынуждены были платить князю, подняли восстание и убили Игоря. После расправы над Игорем его жена, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин, перебила много простого народа, сожгла их главный город Искоростень и возложила на них тяжелую дань. Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли. Там она провела важную налоговую реформу, в результате которой вместо полюдья стала применяться систематическая уплата определенной дани в специальных княжеских административных центрах — погостах, а не в племенных центрах, как это было раньше. Теперь ее сбором занимались специальные лица — тиуны, пересылавшие затем налог через наместников непосредственно князю в Киев. Также Ольгой были определены уроки — фиксированные размеры дани. Реформы Ольги впервые регламентировали правовые отношения между столицей и землями, входившими в молодое государство, разделив их на волости, а волости — на погосты. В киевской летописи говорится, что «пошла Ольга в Новгород и установила по Мсте погосты и дань и по Луге оброк и дань». Стоит отметить, что это первое упоминание реки Луги в летописях. Затем из Новгорода Ольга отправилась во Псков, откуда она была родом.
Много курганов и в Ленинградской области, пожалуй, наибольшей известностью пользуется курган Вещего Олега в Старой Ладоге. После обращения в христианство Курганы продолжали сооружать и после принятия христианства. Но умерших хоронили в гробах, без жертвоприношений. Также отказались от сожжения умерших, взамен на вершине кургана разжигали костёр, в котором сгорало то, что осталось после поминовения усопших тризны. Кое-где в виде отголоска древности до сих пор встречается обычай посыпать могилу пеплом. О погостах Употребление слова «погост» в значении «кладбище» сформировалось на протяжении нескольких последних веков. Раньше погостом называли постоялый двор, место временного ночлега. На таких погостах останавливались ратники, сборщики податей, иной служилый люд. Размещались такие погосты на расстоянии одного-двух дней конного пути друг от друга. Рядом с ними периодически проводились местные ярмарки, на которые приезжали из близлежащих селений, чтобы продать или купить различные товары.
Древнерусские погребальные курганы
- Что такое погост в истории?
- Фанаты лидера группы «Король и Шут» дежурят у его могилы из-за вандалов // Новости НТВ
- Что такое погост? Значение слова "погост"
- Погост - это в древней Руси центр княжеского правления
- История и значения слова ‘погост’: происхождение, употребление, синонимы
- Что такое погост? Значение слова "погост"
Что такое погост? Значение слова "погост"
нившихся с эпохи ранних этапов древнерусской государственности вплоть до Новейшего времени. русский исторический термин, имевший несколько значений. Язык постоянно развивается, поэтому сегодня для многих кладбище и погост — это просто разные названия места, где хоронят усопших. Русский язык настолько безграничен, что некоторые слова кардинально поменяли свое значение спустя долгие годы – Самые лучшие и интересные новости по теме: Значение, интересно, познавательно на развлекательном портале Такие погосты могут унести на тот свет и других животных. Сегодня слова «погост» и «кладбище» считают взаимозаменяемыми, однако в старину они имели совершенно разное значение.
Что такое погост?
Обмен информацией: Погосты служили местами для обмена новостями, где путники могли узнать о событиях и происходящих в стране. Распространение культуры: Погосты стали местами, где путники могли познакомиться с разными культурами, языками и обычаями. Организация погостов и их расположение были стратегически важными. Они находились на пересечении главных торговых путей и были расположены вблизи рек или других водных путей, что обеспечивало удобство в доставке товаров. Роль погостов в современной России Погосты на Руси имеют важное значение не только в историческом контексте, но и в современности. Они продолжают играть некоторую роль в жизни сельских населенных пунктов и сохраняют свое значение для многих людей. В современной России погосты используются как места, где жители села и близлежащей местности могут почтить память усопших родственников и предков. Как правило, на погостах расположены кладбища, где люди хранят память о своих близких. Здесь они могут возложить цветы на могилы, помолиться и пообщаться с родственниками и соседями. Погосты также являются местами, где проводятся памятные мероприятия в честь усопших. На праздники, такие как День всех Святых или Пасха, погосты оживают жизнью.
Люди приносят свечи и цветы, общаются друг с другом, вспоминают прошедших и проводят ритуалы, связанные с памятью о предках и умерших. Также погосты играют роль в сохранении исторической и культурной памяти. Сохранившаяся архитектура и памятники на погостах напоминают о прошлом и уникальности данной местности. Они являются памятниками истории и культуры, которые привлекают туристов и исследователей, интересующихся историей и наследием Руси.
На самом деле, все три слова по значению разные. Кладбище и некрополь изначально обозначали место погребения людей, но, с технической точки зрения, это не одно и то же. А что касается погостов, в то время, когда это слово появилось, оно никак не было связано со смертью. Разберем все по порядку. Почему кладбище называют кладбищем? Этимология этого слова проста. Кладбище имеет общий корень со словом «клад». То есть, это такое место, где что-то складывают. При этом место находится под землей, не на поверхности, то, что там лежит, скрыто от глаз. Во многих словарях указано, что это слово для наших предком было табуизмом, то есть, его нельзя было произносить вслух. К сожалению, с чем был связан такой запрет, не поясняется, но можно предположить, что таким образом люди надеялись отвести от себя смерть. Но, возможно, лингвисты имели в виду не табуизм, а эвфемизм. То есть, когда люди называли кладбище кладбищем, тема смерти только подразумевалась.
Правда устанавливалась благодаря свидетелям, но если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих провидцев. Если вину доказали, то обвиняемый оплачивал виру — штраф. Смерть полагалась лишь за убийство. Тиуны же собирали с селений дань, в случае неповиновения вызывали на помощь ополчение. Ольга жестко контролировала порядок, появляясь внезапно в самых отдаленных уголках своих владений, и горе было вороватому или ленивому тиуну. Объезжая эти земли Княгиня устанавливала уроки для смердов. Поясню, что урок — определенный, фиксированный размер налога с определенного места. Появление смердов Также она определяла и ограничивала места ловли птиц, зверей, ловли рыб. Это были очень важные источник питания в древние времена. Устройство Ольгой княжеских сел положило начало формированию на Руси частновладельческой княжеской вотчины, что привело к появлению такого слоя населения как смерд. А вы знали, что смерд по Русской правде — это простолюдин, член сельской общины, землевладелец, имеющий свою землю, но зависимый от князя. Другими словами крестьянин. Они имели земельные наделы и могли передавать их по наследству сыновьям — вот это и есть вотчина. Если наследников не было, то земля переходила князю. Холопом же называли самое бесправное население Древней Руси, они были практически рабами. Князь, разгневавшись на крестьянина, мог забрать у него землю и имущество, и тот, вместе со своей семьей переходил в ранг холопов. На этом все. Я думаю, все понятно, если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях, с удовольствием постараюсь на них ответить.
И тогда понятие погост трансформировалось и под ним стали понимать населенный пункт с приходской церковью и кладбищем. Войонмаа, которое касается происхождения в Карелии и в Финляндии "погостов" и которое было опубликовано в Р. О происхождении этого слова высказываются различные мнения. По мнению одних, оно обозначало торговое место, где собирались для торговли. В исторические времена погосты в Северной России являлись административными округами и вообще центрами общественной жизни. В финляндских областях, подвластных Новгороду, такие погосты были основаны в половине X ст. Вышеприведённое объяснение первоначального значения русского слова "погост" приводит к мысли - пишет г. В основу древнего лапландского общества входил род, который в делах религиозных, брачных, налоговых и судебных образовывал одно целое и который первоначально владел общей деревней и деревенской землёй... Разделение на принадлежащие родам деревенские земельные площади казалось в древности довольно аккуратным и одинаково аккуратно родовая земельная площадь подразделялась на охотничьи земли отдельных семейств. Каждая деревня имела особое центральное место, где собирались в определённое время семейства из всей деревни для выполнения важнейших общественных дел. Летом же каждое семейство живёт отдельно, находясь в своих рыболовных водах или лесах, где они живут в сколоченных из досок домах". Эти зимние деревенские места, которые не находились постоянно в одном пункте и которые переносились из одного пункта в другой, назывались в XVIII ст. Каким образом лапландцы старались практически организовать зимнюю совместную жизнь в ярмарочных местах это видно из одного постановленного Киттиляским судом в 1701 г.
Что такое погост?
Статья 18. Общественные кладбища 1. Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов. Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до 1775 г., когда было отменено. Погостом изначально называли вовсе не кладбище. В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях), а также и населённые пункты. Термин «погосты» упомянут лишь в одном пункте устава, в самом начале длинного списка пожалований: «у Вержавлянех у Великих 9 погостъ, а в тех погостех платит кто же свою дань и передмерь истужници по силе, кто что мога.
Как уничтожение империи лишило русских своих корней
В настоящее время некрополями называют памятники археологии, они представляют историческую и культурную ценность, там находятся могилы выдающихся личностей. Впрочем, и к обычным кладбищам такое название в обиходе применимо. Что такое погост, как и он связан с кладбищем? А вот погосты изначально к кладбищам отношения не имели вообще. Впервые термин употребила княгиня Ольга. Тогда погостами называли населенные пункты, в которых дружинники останавливались для сбора дани. А поскольку в этой местности они были гостями, появилось такое слово. В наше время это назвали бы гостиницами. Со временем появились другие значения.
Погостами называли районы, состоящие из нескольких поселений. Там всегда были церкви, а рядом с ними, соответственно — и кладбища, а еще места для торговли, на тот случай, если в селение приедут купцы. Они тоже гостили в деревне, поэтому погостом могли называть и такую своеобразную ярмарочную площадь. Сначала так именовали церковь со всей прилегающей территорией, а ближе к XIX веку погост стал только лишь сельским кладбищем.
Греки жили в городах, то есть полисах, а своих умерших родственников хоронили за городскими стенами. Впоследствии этому месту дали отдельное название, говорящее о его предназначении. Существует выражение «последнее пристанище», которое часто употребляют в литературных текстах, но оно является эвфемизмом. Кстати, «кладбище» — это тоже эвфемизм. На Руси смерть считалась табуированной темой, поэтому произносить вслух связанные с ней слова боялись. Похороны называли «кладьбой», то есть укладыванием мертвеца в могилу аналогичное происхождение имеют слова «борьба», «молотьба» и другие. А место, где прощались с покойными, получило название «кладьбище». Сегодня его бы перевели как «склад», «место хранения». Будет ли ошибкой употреблять слово «погост» в его исконном значении? Нет, это допустимо. Во многих селах существуют собственные кладбища, и их называют погостами. Так же можно назвать деревенское кладбище, даже если рядом с ним нет церкви. Что такое погост в других странах? В большинстве стран слово «погост» всегда сохраняло свое исконное значение — так называли административно-территориальные единицы. Например, в шведской провинции Ингерманландии в XVII веке были районы под названием Pogost, а некоторые современные латвийские волости именуются pagastas. Сегодня погост — это кладбище, как городское, так и сельское.
Если же рядом строились жилые дома, то это было уже село. На Русском Севере, где не было крепостного права, погосты как административно-территориальные единицы были упразднены лишь в 1775 году, однако сохраняли свое влияние вплоть до революции. В XX веке многие храмы на погостах погибли… Вытегорский погост ныне — село Анхимово , Вологодская область. В 2008 году была воссоздана на территории комплекса «Усадьба Богословка» в Невском лесопарке Всеволжского района Ленинградской области. Фотография Сергея Прокудина-Горского, 1909 год. Построена в 1811 году, в советские годы сильно пострадала, в настоящее время восстанавливается. Спасо-Кижский погост : 22-главая церковь Преображения Господня 1714 год , зимняя церковь Покрова Богородицы 1764 год и шатровая колокольня 1863 год , Республика Карелия. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.
Если есть таковая возможность, то, конечно же, детей до десяти лет на кладбище лучше не брать. Согласитесь, что погост — это совсем не то место, где приятно находиться, хоть сколько-нибудь. Энергии очень тяжёлые, всё пропитано печалью и болью, везде траур и отсутствие жизни. И в это место попадает ребёнок, жизнь которого только началась и его энергетическая оболочка ещё не успела окрепнуть настолько, чтобы противостоять, всякого рода негативным сущностям, таким, например, как лярвы. Если хотите, чтобы ребёнок был здоров, чтобы у него не было испуга, то кладбище не то место, куда нужно отправляться вместе. Если же обстоятельства сложились таким образом, что ребёнка всё же пришлось взять с собой, то за ним стоит смотреть, чтобы он не бегал по могилам, ничего с собой с кладбища не принёс домой и т. Почему нельзя ходить на кладбище ночью? Данный вопрос, среди прочих, так же звучит особенно часто. Да, действительно, походы на кладбище ночью не приведут ни к чему хорошему, как, впрочем, и вечером. Для посещения погоста лучше всего запланировать первую половину дня, время до обеда. Когда же полдень остался позади, солнце постепенно начинает терять свою силу, а это значит, что находиться на кладбище человеку не безопасно. Чем ближе к вечеру, тем больше опасность. Глупо было бы думать, что на кладбище кроме покойников да Хозяина нет больше никого. Мир мёртвых населён довольно плотно. Погост — это излюбленное место для суккубов и инкубов, для разного рода сущностей и нежитей, которые питаются не только остатками энергетической оболочки умерших, но и всегда не прочь полакомиться теми живыми, что шастают по кладбищу. Особенно манки одинокие путники. Такого и напугать легче, и «откусить» от него. А потом на месте этого самого «укуса» образуется энергетический пробой, — это самое меньшее из зол, которое может случиться. Про ночь и вовсе говорить не приходится. Это то самое время, когда на охоту выходят сущности, куда посерьёзней, нежели жалкие суккубы. От них чаше всего данные сущности называют Чёрными Тенями прячется даже вся кладбищенская нечисть. Конечно, не факт, что Теней можно встретить во всякую ночь, но уж если человек их встречает, то ноги унести удаётся далеко не каждому. Многие маги и ведьмы, которые имеют защиту и знают, как себя нужно вести с той или иной сущностью, и то не всегда могут противостоять этим «товарищам». Что же говорить об обычном человеке, который с точки зрения эзотерических знаний, является невеждой?! Можно ли ходить на кладбище во время месячных? Если хотите быть здоровой, то ходить на кладбище во время месячных не стоит. Закономерно возникает вопрос: Почему? Наверняка, некоторые из Вас и сами замечали много странностей, которые так или иначе, связаны с критическими днями. Например, если в эти дни что-то пересаживать или просто садить семена, то ничего не примется и ничего не взойдёт, пересаженное растение будет болеть и в итоге пропадёт. Если в эти дни делать консервацию, то банки взорвутся, ну, или по крайней мере, замутнятся. И подобного рода «примет» огромное количество. В дни месячных женский организм очищается от всего лишнего: плохой энергии, дурного негативного влияния со стороны и прочих «прелестей». В эти дни женщина ослаблена и уязвима. Ослаблена настолько, что сил на сопротивление у неё очень и очень мало. И вот такая женщина или девушка приходит на погост, а дальше происходит следующее: со всего кладбища к ней буквально слетаются и сбегаются все те, кто с удовольствием полакомится кровью. Ведь у неё «рана», из которой льётся кровь, именно так данный механизм воспринимается со стороны сущностей. Не зря же во все времена, чтобы усладить сущностей их угощали запахами благовоний, оставляли им пищу, ну, и конечно, в исключительных случаях, давали отведать крови. А тут жертва сама пришла, своими ножками. Отчего же не полакомиться?!
Что это - погост? Значение слова
В центральной России в XVIII—XIX веках погост — небольшое поселение, центр прихода с церковью и кладбищем, с домом священнослужителя и причта. ПОГОСТ — распространенный в русских источниках термин, имевший на протяжении X—XVIII вв. различное значение. Первоначально погостами, видимо, называли сельские общины периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась «гостьба». Значит снова кто-то ритуалил, в жесткую, против воли погоста. Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до 1775 г., когда было отменено.
«Погост» — первоначально это не кладбище. Что на Руси называли «погостиной»?
Основная особенность погоста состояла в том, что они регулярно меняли свое местоположение. Погост Погост — административно-территориальная единица на Руси. В финляндских областях, подвластных Новгороду, такие погосты были основаны в половине X ст. После именно вокруг гостевых домов появлялись другие здания и разрастался город, который называли погостом.
Толковый словарь
- Хозяин кладбища - Погостник | Как получить совет Хозяина кладбища
- Погост — исторический термин
- Что такое погосты в истории России?
- Историческое значение погоста
- Что это - погост? Значение слова
Погост – склепение природы и истории
Кладбище, погост, некрополь — эти слова уже принято использовать в качестве синонимов. Погост – это особое место в Древней Руси, которое имело большое значение для общества и государства. Также погостом именуют центр поселения с церковью и торговым местом, на котором также проходили совместные празднества. Место обитания: где искать Хозяина кладбища Есть мнение, что властелин погоста – это своеобразное хранилище душ всех умерших, начиная с первого покойника на кладбище. Термин «погосты» впервые упоминается в древнерусских исторических источниках, которые были написаны в X-XI веках.