Удары по базам хуситов в Йемене мало чего дали. Кабели рубанули, на корабли в Красном море идут почти каждодневные атаки. Хуситов поддерживают Иран и партия «Хезболла» из Ливана. Подробности о том, кто такие хуситы в материале Они нанесли удар по позициям движения хуситов в Йемене.
Регистрация
- Кто такие йеменские хуситы и почему они воюют с США и Британией: История и идеология движения
- Поделиться
- Кто такие хуситы
- С чем связано противостояние хуситов с властями Йемена?
- Йеменские хуситы предлагают себя в качестве союзника России
«Партизаны Аллаха», пираты Красного моря: кто такие хуситы
Йеменские повстанцы — хуситы — объявили всеобщую мобилизацию с целью подготовки бойцов для участия в конфликте ХАМАС и Израиля на стороне палестинской группировки, заявил «РИА Новости» член политбюро движения хуситов Хузам аль-Асад. В январе 2024 года власти США начали атаковать военные позиции повстанцев-хуситов в Йемене после того, как те в последние месяцы те стали мешать судоходству в Красном море, атакуя торговые суда и военные корабли под предлогом поддержки Палестины. Так, в ближневосточных пабликах сообщается о сильном давлении на соседнюю с Израилем Иорданию и ее короля Абдаллу II. В частности хуситы в Йемене добились от Саудовской Аравии разрешения пропустить/не заметить порядка 30 тысяч добровольцев. Иран — единственный союзник хуситов, но он поддержит их только информационной войной, сказал НСН Евгений Сатановский.
«Иран испарится»: Сатановский оценил шансы хуситов при войне с Западом
- Йеменские хуситы предлагают себя в качестве союзника России
- Почему США бомбит Йемен: кто такие хуситы и зачем Америке на них нападать - 12 января 2024 - 59.ру
- Bloomberg: Иран уже победил благодаря авиаударам США по хуситам в Йемене
- Bloomberg: Иран уже победил благодаря авиаударам США по хуситам в Йемене
- Война против хуситов: почему Бахрейн "в деле", а Саудовская Аравия – нет?
- Йеменские хуситы предлагают себя в качестве союзника России
Хуситы Штатов не боятся: военно-морская коалиция в Красном море ничего не изменит
Хуситы дали понять, что недавние бомбардировки Йемена силами западной коалиции во главе с США их не остановят — и нанесли удар по американскому танкеру Chem Ranger, который шел под флагом Маршалловых островов, в Аденском заливе. Европейская экономика уже пострадала от хуситов, которые представляют опасность и для России. Еще в октябре всего через несколько дней после обострения арабо-израильского конфликта в столице Йемена и ряде других провинций этого государства, подконтрольных группировке хуситов «Ансар Алла», прошли массовые демонстрации в поддержку палестинцев. На севере Йемена, где власть принадлежит хуситам, началась всеобщая мобилизация для отправки бойцов в сектор Газа. Хуситы поклялись продолжать нападать на корабли в Красном море несмотря на то, что США сколотили против них коалицию и намерены защищать торговые и транспортные суда при проходе мимо побережья Йемена.
Агрессия хуситов в отношении Израиля продолжается
Хуситов поддержали сторонники бывшего президента Йемена Али Абдаллы Салеха. Тогда в ООН призвали йеменских повстанцев немедленно вернуться за стол переговоров. В Сане проходят переговоры делегации Саудовской Аравии и мятежного йеменского движения «Ансар Аллах» (хуситов) о перемирии и политическом урегулировании кризиса в Йемене, сообщил саудовский посол Мухаммед аль-Джабер. На Западе считается, что хуситов поддерживает Иран — как поставками оружия, так и обучением. Официальную власть поддерживает коалиция арабских государств и США, а хуситов — Иран.
Оппозиционеры Аравийского полуострова. Кто такие йеменские хуситы
заявил глава американского минобороны. Официально хуситы ведут военные действия, чтобы поддержать ХАМАС, сражающийся в Газе против израильской армии. Хуситы поклялись продолжать нападать на корабли в Красном море несмотря на то, что США сколотили против них коалицию и намерены защищать торговые и транспортные суда при проходе мимо побережья Йемена. Вот такой примерный расклад, который виден пока, но на самом деле игроков может оказаться и больше, к примеру Россия сейчас поддерживает во всем мире шиитов, союзник Тегерана в Сирии, а значит и от неё возможно скрытое участие в поддержке хуситов. Власти севера Йемена, где правит шиитское движение "Ансар Алла" (хуситы), проводят всеобщую народную мобилизацию, чтобы подготовить бойцов для участия в военных действиях на стороне палестинского сопротивления в секторе Газа, рассказал РИА Новости член.
Против Израиля открылся второй фронт в Йемене: хуситы ведут обстрел
Иначе судно попадет в черный список и в следующий раз будет атаковано. Какое это имеет значение для мировой торговли и ситуации на Ближнем Востоке? Казалось, гражданская война в Йемене, куда успела вмешаться еще и Саудовская Аравия, в последнее время затихла. В 2022 году было заключено шаткое перемирие. Однако вооруженные конфликты, которые не урегулированы до конца, а лишь заморожены, имеют свойство внезапно обостряться. Война с участием Саудовской Аравии унесла почти 400 тысяч жизней 377 тысяч на конец 2021 года.
Но до нее мировому сообществу, кроме самих саудитов, влезших в этот конфликт еще в 2015 году, особо не было дела, это же, мол, где-то далеко от цивилизации. И вот теперь конфликт уже в новой итерации грозит серьезными проблемами всей мировой торговле в той ее части, что идет через Суэцкий канал. Хуситы — это вооруженная группировка, представляющая мусульманское шиитское меньшинство Йемена — зейдитов. Она образовалась в 1990-х для борьбы с коррумпированным, как они утверждали, режимом тогдашнего президента Али Абдаллы Салеха. Название пошло от имени основателя движения Хусейна аль-Хуси.
После недавних атак это больше не является проблемой. Молодые люди, в том числе из южного Йемена региона, который в значительной степени противостоит хуситам , присоединяются к их движению, чтобы сражаться с Израилем. Хотя маловероятно, что боевики-хуситы вступят в бой с израильскими войсками, их хорошо продуманная пропаганда пробудила национальную гордость среди многих йеменцев. Запуски ракет и беспилотников служат мощным напоминанием о возможностях хуситов для оппонентов внутри Йемена, а также для Саудовской Аравии и ОАЭ.
Эти страны работают над модернизацией, расширением и объединением своей системы ПВО, но неизвестно, сможет ли она устоять в случае массового запуска беспилотников и ракет из Йемена. Ни ОАЭ, ни Саудовская Аравия не могут позволить себе, чтобы крупные объекты или амбициозные проекты подвергались атакам хуситов. А западные страны не могут позволить, чтобы целью хуситов стала жизненно важная энергетическая инфраструктура. На вооружении хуситов имеются противокорабельные ракеты, мины, морские и воздушные боевые беспилотники.
До сих пор боевики давали понять, что они намерены атаковать только суда, связанные с Израилем. По словам Остина, «эскалация безрассудных атак хуситов из Йемена угрожает свободному потоку торговли», подвергает опасности моряков и нарушает международное право. Операция получила название «Хранитель процветания».
Ведущие игроки индустрии морских перевозок полностью приостановили транзит грузов через Красное море В этой связи неудивительно, что в сколоченном на скорую руку Вашингтоном "альянсе стражников" не оказалось важных региональных игроков - Королевство Саудовская Аравия КСА и Объединенные Арабские Эмираты ОАЭ от участия в разворачиваемой в южной части Красного моря операции уклонились. Ни в Эр-Рияде, ни в Абу-Даби не хотят нести имиджевые издержки в арабском мире, выступая под эгидой американцев против поддерживающих Газу хуситов. К тому же саудиты и эмиратцы в буквальном смысле "наелись" пятилетней войной с контролирующими Сану повстанцами из "Ансар Аллах" запрещена в РФ. В 2020 году противостояние завершилось хрупким перемирием. Обутые в тапки отряды хуситов успешно жгли современную западную военную технику, сбивали из кустарной ПВО дорогостоящие боевые самолеты и вертолеты, а также наносили ответные удары ракетами и беспилотниками. Так, в 2019 году массированная атака дронов серьезно нарушила работу нефтепроизводящих предприятий саудовского королевства. Их йеменские повстанцы считают законными целями, поскольку считают, что "корабли принадлежат связанным с Израилем компаниям". Это привело к тому, что судоходство в Красном море практически полностью остановилось: нефтяные танкеры стоят на якорях или следуют в безопасные воды, а контейнеровозы идут в обход Африки, что увеличивает маршрут минимум на 10 дней. На этом фоне резко подскочили цены на страхование судов, стоимость перевозки контейнеров с товарами, а также фрахт нефтетанкеров и газовозов.
Хуситы — новая сила Ближнего Востока Израильско-палестинский конфликт неожиданно вывел на арену новых игроков — йеменских хуситов, или группировку «Ансар Аллах» «Ансарулла», «Ансаруллах», «Ансар Алла». Они исповедуют зейдитскую доктрину, ратуют за справедливость, презирают коррупцию и готовы отстаивать свои убеждения с оружием в руках. Реклама Саудовская Аравия не смогла победить этих людей даже ковровыми бомбардировками, что уж говорить о властях Йемена. К тому же хуситы выгодно отличаются от «Хезболлы» и других группировок тем, что хоть и берут оружие и деньги у союзников, делают лишь то, что считают нужным. Недавно хуситы по-умному воспользовались географическим положением своей страны и стали угрожать судам с грузом для Израиля. Ведь Йемен находится у одного из главных торговых путей — Баб-эль-Мандебского пролива, который соединяет Красное море и Аденский залив Аравийского моря. Солдаты-хуситы в городе Саада, 2018 год. Родоначальником доктрины был богослов Зейд ибн Али, в 739 году он поднял восстание против халифов Омейядов. Революционер погиб в бою, а восстание подавили. Однако у Зейда осталось достаточно последователей. На севере страны столетиями главенствовали имамы, которые соединяли в себе духовную и политическую власть. Они же в начале XX века добились автономии, когда страна была частью Османской империи. Когда Османская империя распалась после поражения в Первой мировой войне, тогдашний йеменский имам провозгласил себя королем. И с 1918 до 1962 год существовало Королевство Йемен, где государственной религией было одно из шиитских течений в его зейдитском варианте. Он отличается борьбой за справедливость, неприятием коррупции, антиэлитарным настроем. Алексей Макаркин Перевороты и гражданские войны в Йемене После 1962 года в Йемене понеслась карусель переворотов и гражданских войн.
Новый конфликт на Ближнем Востоке: кто такие хуситы и почему США и Англия напали на них
Ноябрь[ править править код ] 1 ноября в 0:45 ЦАХАЛ перехватил воздушный объект, выпущенный из Йемена, и идентифицировал его к югу от Эйлата [21]. Американский беспилотник MQ-9 Reaper был сбит у берегов Йемена силами противовоздушной обороны хуситов 8 ноября; Пентагон ранее утверждал, что беспилотники MQ-9 летали над Газой для сбора разведданных, чтобы помочь в усилиях по освобождению заложников [22]. Ракета была перехвачена ракетой «Стрела 3», что стало первым случаем её использования при перехвате [25]. По словам израильских официальных лиц, ракета была перехвачена ракетой Эрроу [26]. Пустой автомобильный транспорт, направлявшийся в Индию, был поднят на борт с помощью вертолёта Ми-17 [28].
Инцидент произошел после заявления в Telegram-канале представителя группировки хуситов Яхьи Сареа, сообщившего об их намерении атаковать суда, принадлежащие и управляемые израильскими компаниями или несущие израильский флаг [29]. По словам владельца судна, затем судно было переведено в йеменский порт Ходейда [30]. Сареа также призвал страны исключить своих граждан из экипажей таких кораблей. Ранее лидер хуситов Абдул-Малик аль-Хуси пригрозил дальнейшими атаками против израильских интересов, включая потенциальные цели в Красном море и Баб-эль-Мандебском проливе.
В его речи подчёркивалась способность группировки отслеживать израильские корабли в этих регионах и нападать на них [31]. На борту судна находился полный груз фосфорной кислоты, а экипаж из 22 человек состоял из граждан России, Вьетнама, Болгарии, Индии, Грузии и Филиппин [33]. USS Mason способствовал освобождению танкера и захватил судно угонщиков после их попытки побега.
Проклятие иудеям и победа ислама».
Йеменские власти попытались арестовать самопровозглашенного духовного лидера 18 июня, что привело к вооруженному столкновению армии и хуситов. Конфликт перерос в гражданскую войну, в ходе которой Хусейн аль-Хуси погиб. Его смерть только разожгла восстание, а управлять хуситами стал брат покойного лидера. Приход хуситов к власти Восстание, разгоревшееся в 2004 году, удалось подавить только через шесть лет — в конфликт вмешалась Саудовская Аравия, с помощью которой правительство остановило мятеж, и в феврале 2010 года власти Йемена и хуситы заключили перемирие.
В 2011 году революция началась и в Йемене: шиитские ополченцы требовали отставки действующего правительства. В итоге президент Али Абдалла Салех ушел в отставку, но новое правительство также не устроило хуситов, и в 2014 году начался новый виток конфликта. К середине 2014 года хуситы захватили несколько районов столицы Йемена Саны, а в 2015 году полностью взяли контроль над городом, заставив действующего президента бежать из страны.
Таким образом, 4 из 5 крупнейших контейнерных компаний отказались отправлять свои суда через Суэц. В итоге за месяц с середины декабря количество транзитных контейнеровозов в Красном море сократилось в 4 раза.
И если для клиентов перевозчиков это удар по бизнесу, то для них самих — хорошая возможность заработать на росте цен. Так, Bank of America вдвое повысил прогноз прибыли Maersk на 2024 год. Контейнеровозы крупнейших в мире перевозчиков больше не ходят Суэцким каналом. Красное море теперь обходят стороной британская BP , норвежская Equinor , британско-нидерландская Shell и катарская QatarEnergy. В результате количество нефтяных и газовых танкеров, идущих Красным морем, сократилось на четверть в первые недели января.
Решения о смене маршрутов компании принимают как системно, так и в оперативном режиме, когда суда уже находятся в пути. Надо понимать, что крупные грузовые корабли идут по морю медленно — около 40 километров в час — и потому их путь занимает недели. Иногда за это время обстановка по маршруту успевает кардинально поменяться и капитанам приходится на ходу прокладывать новые, срывая сроки и неся дополнительные издержки. То, в какой ситуации оказались сейчас морские перевозчики и их клиенты, нагляднее всего можно показать на примере. Обычно корабли в этом случае идут через Панамский канал и Тихий океан.
Но, как говорится, беда не приходит одна: в этом году засуха привела к падению уровня воды в канале, что значительно увеличило время ожидания кораблей. Путь через Панаму в обычное время занимает 20 дней, но в этот раз очередь перед каналом могла надолго задержать танкер, поэтому капитан принял решение идти альтернативным маршрутом — через Атлантику и Суэцкий канал, а это плюс 10 дней пути. Уже на пятый день, 19 декабря, на фоне тревожных новостей об атаках хуситов капитан снова изменил маршрут и направил судно в обход Африки, что сделало путь еще на 15 дней длиннее. Источник: Vesselfinder В итоге Pacific Weihai, который должен был достичь берегов Китая еще в первых числах января, прибудет в пункт назначения только к концу месяца. А расходы на это почти кругосветное путешествие оказались на 1,8 млн долларов больше, чем изначально рассчитывала компания.
Такие случаи неминуемо сказываются на стоимости перевозимых морем товаров, а в некоторых случаях — и на их доступности. Что подорожает и на сколько вырастут цены В начале 2024 года морской импорт в Европу сократился до рекордно низких показателей — даже во время пандемии коронавируса он был выше. Это уже приводит к росту цен — в первую очередь в продовольствии. Удорожание продуктов. Конфликт у берегов Йемена остановит замедление глобальной продовольственной инфляции — это прогноз аналитиков Bloomberg , который уже начал сбываться.
Британский продуктовый гигант Tesco предупредил , что перебои в доставке могут привести к росту цен на некоторые товары, прежде всего азиатского происхождения. Так, одним из первых на кризис отреагировал китайский имбирь: на европейских рынках он подорожал с декабря уже на треть. Продовольствие под ударом еще и потому, что зачастую это скоропортящийся товар, для которого удлинение сроков доставки критично. Итальянские производители яблок, киви и цитрусовых опасаются, что их продукция теперь не сможет доехать до Азии свежей. Аналогичные страхи у индийских аграриев, которые в высокий сезон обеспечивают треть европейского рынка столового винограда.
Некоторые продукты могут совсем исчезнуть из магазинов. Например, возить из Вьетнама кофе робуста европейцам теперь невыгодно и от него стали отказываться в пользу производителей из Бразилии. В целом, по оценкам Bloomberg, под угрозой находится почти 70 млрд евро импорта и экспорта агропродовольственной продукции ЕС, включая фрукты, мясо, специи, чай, сыры и вина. Источник: Bloomberg Перебои в промышленности. В январе компании Tesla и Volvo заявили , что приостановят выпуск машин на своих европейских заводах.
Из-за ситуации в Красном море они столкнулись с разрывами в логистических цепочках: поставки комплектующих для автомобилей задерживаются из-за удлинившихся маршрутов. В Morgan Stanley считают , что в зоне риска оказалась вся европейская автоиндустрия.
При этом путь вокруг Африки на четверть длиннее, чем через Суэцкий канал, что работает на повышение цен. Пока все, что удалось сделать созданной США коалиции, — это потопить несколько катеров хуситов и сбить несколько десятков дронов и ракет. Проблемы это никак не решает. Встает вопрос о нанесении ударов по позициям хуситов, ряды которых насчитывают десятки тысяч бойцов в самом Йемене. Вашингтон пока что максимум может решиться на нанесение ударов с воздуха, что будет лишь немногим эффективнее, чем из пушек по воробьям.
Еще меньше взволнует хуситов причисление их движения к террористическим группировкам. При этом по сравнению с любой сколько-нибудь масштабной наземной операцией в Йемене не очень успешная для Америки война в Афганистане покажется средней сложности военными учениями. Это помимо того, что само по себе прямое военное вмешательство США может разжечь большую войну на всем Ближнем Востоке, которая вряд ли нужна Америке в год президентских выборов. Вариант с конвоированием торговых судов тоже не выглядит надежным: одновременно в Красном море в зоне действия хуситов могут находиться в среднем около 250 судов, на всех натовских конвоев не хватит. Притом что арабские страны не горят желанием в этом участвовать, ведь хуситы действуют как бы из солидарности со страдающими от израильтян палестинцами. Скорее всего, США и ограничатся точечными ударами с ограниченной эффективностью, надеясь, что израильтяне наконец справятся с ХАМАС в секторе Газа и вечный арабо-израильский конфликт снова перейдет в более спокойную фазу, во время которой стороны будут копить силы для следующего обострения.