Новости крупская надежда константиновна биография

Надежда Константиновна родилась в 1869 году в Петербурге в бедной дворянской семье военного и гувернантки. Надежда Константиновна знала об интрижке мужа, но долгое время молча терпела его увлечение.

150 лет со дня рождения Крупской. Жена Ленина, о которой никто ничего не знает

Делая то, что отнимает куда больше сил и времени, но не сулит народного признания. Пока было кому выполнять всю эту грязную работу, Ленин вполне мог вести отстранённые диспуты с такими же возвышенными революционерами как и он сам. Мог выступать с трибун, заложив руку в пальто, а второй закладывая в историю легендарный жест «правильной дорогой идете товарищи». Болезнь сильно изменила ее черты. Ленин вообще себя особо ничем не утруждал, в ссылке семья жила на деньги тещи, Надежда отвечала за корреспонденцию с товарищами, откуда-то находила финансы для издания газеты «Искра», переводила для Ленина научные трактаты целыми томами, писала для него же речи.

При этом, она, являясь потомственным педагогом, участвовала в реформировании образовательной системы. Ее стараниями мальчишки и девчонки будущего СССР получили возможность учиться. При ее стараниях гендерное равенство достигло того, что женщины стали считаться равноправными соперниками как в спорте, так и в науке. Нет, назвать ее феминисткой все же нельзя.

Она не старалась появляться в брюках или быть впереди своего мужа. Она просто доказывала тот факт, что женщины могут все. Для нее сексуальная революция означала женский прорыв в экономике, политике, философии. Их история любви доказательство того, что дружба может перерасти в нечто большее.

Ведь сначала они просто были боевыми товарищами, часами могли разговаривать о марксистском учении. Им было интересно друг с другом и они видели в друг друге всю глубину их личности. Но руководство в их паре на себя взяла Надежда. Бороться за равенство ей было не привыкать.

Себя она отдала Ленину, но во имя революции. Современники бы назвали ее продюсером революции. Она сделал из своего мужа имиджевую звезду, создала ему команду сподвижников, сделала так, чтобы его идеи были восприняты, а главное, находила финансы для осуществления всех этих задач. Так что и сам Ильич был создан своей «Рыбой».

Публицистическое и историческое наследие, которое оставила после себя Крупская — огромно. Письма, речи, статьи — все это имеет историческую ценность. Но большинство в ней видит только женщину неприятной внешности, то и дело восклицая, мол, как дедушка Ленин мог вообще жениться? Только сам Владимир Ильич прекрасно знал, что без поддержки этой женщины у него бы ничего не получилось.

Как Крупская связалась с революционерами? Самопожертвенность Крупской для истории осталась практически незамеченной. Крупская родилась в 1869 году в Санкт-Петербурге, ее родители хоть и были дворянского происхождения, но богатством не отличались. Отец был поручиком, а мать работала гувернанткой.

Несмотря на ограниченность в средствах, они старались дать дочери лучшее образование. Она училась в женской гимназии и окончила ее с отличием. В своей автобиографической книге она вспоминает этот период как тяжелый и скучный. Потому ее нельзя назвать особенно прилежной ученицей.

Впрочем, каких-либо архивных данных о том, что Надежда окончила именно эту гимназию, да еще и с отличием, нет. Да и саму ее золотую медаль никто никогда не видел. Впрочем, нет и свидетелей в лице подружек, с которыми она вместе училась. Немудрено, что этот факт всячески пытаются поставить под сомнение.

После окончания гимназии она продолжает образование на Бестужевских курсах, в те же годы увлекается революционными идеями. В ту пору это было неким модным явлением, и многие молодые и продвинутые представители молодой интеллигенции интересовались революцией. Крупская, будучи весьма стеснённой в деньгах, была довольно модной девушкой. Но финансы не позволяли ей обновлять гардероб постоянно, она увлеклась идейной модой.

Со временем и вовсе став отрицать всю мишуру в виде нарядов, украшений и других милых сердцу вещиц, она стала настоящим скрепом революции. Ленин и революция - главные ее интересы в жизни. Так она смогла стать идейной модницей номер один.

В незримой схватке между красотой и обыденностью все равно побеждала она, Надежда… Оставалось смириться и признать, что для каждой женщины в жизни Ильича была отведена особая роль.

После революции, которую Надежда Крупская встречала на передовой, ей отдали на откуп образование и просвещение, а Инессе Арманд — Женский отдел ЦК. Крупская, понимая, как опустошена разрывом Инесса, жалела ее. Супруги были близки, практически неразлучны, а для Арманд Ильич становился все более недосягаем. Теперь он принадлежал всем — народу, стране, но не любящим женщинам.

В Крупской не было злорадства и самодовольства от победы, но внутренне ее грыз червячок: она знала, что, оставшись с ней, Володя поступил по уму, но где было его сердце? После ранения Ленина Крупская выходила его, словно ребенка, боясь услышать, как он в бреду зовет Инессу. Но этого не было. Он будто запер сердце на ключ.

Или окончательно подарил его Революции… В 1920 году Инесса повезла подлечить сына на курорт. Свирепствовала холера. Арманд сдалась болезни без боя. Последней в ее дневнике осталась страшная запись, иллюстрация абсолютного отчаяния.

Она писала, что устала жить, несмотря на сохраняемые к «В. Похороны Инессы, некролог на которые в «Правде» писала Крупская, превратились в ад и для Надежды Константиновны, и для Ленина. Володя был растерзан. Он постарел, за фантастически красивым катафалком шел с закрытыми глазами, опираясь на Надю.

Если бы она не держала его, он бы упал! Это заметила бдительная Александра Коллонтай, заметили все... Дома Ленин плакал, как ребенок. Инесса будто уводила его с собой...

Его держала только Надя. После смерти Инессы отрадой для Надежды Константиновны стали дети Арманд. Она любила их, как своих. Через два года после смерти Арманд у Ленина случился инсульт.

С работой Надежды Константиновны было фактически покончено: он онемел, рука не двигалась, Надя была нужна ему круглосуточно. Практически полная изоляция в Горках Надежду Константиновну и печалила, и оставляла равнодушной — ей было важно, чтобы Володя снова начал нормально говорить и писать. За попытку передачи Троцкому некоторых записей Ленина Крупская получила от Сталина жесткий нагоняй. У нее случилась истерика — она рыдала и каталась по полу, болезненно ощущая, как уходит их время.

Январь 1924 года стал для Ленина последним. Товарищи восприняли это как насмешку. Телу Ильича вообще была уготована другая роль… После смерти мужа постаревшая Крупская продолжила работу, искренне занимаясь образованием, детьми. Она совершала ошибки — например, осуждала сказки Чуковского или методику педагогики Макаренко, но кто из крупных политических фигур их не совершал?

Она была искренней и беспредельно одинокой. Разве что дети Инессы… Глядя на них, она думала о сопернице и Володе, испытывая странное чувство — почти признательность. Бисквитный торт от Сталина, огромный, красивый, стал гвоздем вечера. Ели его все, а боль и признаки отравления начались у Крупской.

Скорая и правда ехала долго — три часа. А это был аппендицит. Ее нужно было срочно оперировать, но такие решения не принимались без указания сверху. Запросили Сталина — он не ответил.

Гнойный перитонит развивался с бешеной скоростью.

Ее жизнь трагически оборвалась на следующий день после 70-летия. Детство Надежда Крупская родилась в Санкт-Петербурге 26 февраля 1869 года, в небогатой дворянской семье. Она была единственной дочерью Константина Крупского и Елизаветы Тистровой. Отец служил в чине поручика царской армии, состоял в Комитете русских офицеров, оказывал активную поддержку участникам Польского восстания в 1863 году. Умер в 1883-м, не оставив семье никаких средств к существованию.

Мама работала гувернанткой. Надежда Крупская в детстве Особым богатством Крупские не владели, но единственную дочь отдали учиться в престижную женскую гимназию княгини Оболенской. Хотя этот факт из биографии Крупской вызывает споры нескольких поколений историков. Всегда считалось, что Надежда окончила гимназию в 1887-м, и по итогам получила золотую медаль. Однако в книге самой Крупской «Моя жизнь» есть строки, посвященные именно этому периоду ее жизни, где она пишет, что процесс обучения был сложным, скучным и достаточно трудным. К тому же, никто не может сказать, что когда-либо видел ее золотую медаль, нет ни одного подтверждения от подруг по гимназии, которые подтвердили бы тот факт, что Надежда действительно окончила это учебное заведение.

Поэтому некоторые историки пытаются утверждать, что никакой медали не было, хотя Крупская действительно училась в этой гимназии, а после окончания осталась там преподавать. После окончания гимназии Крупская стала студенткой Бестужевских курсов в Петербурге. В одних источниках написано, что она училась там на протяжении года, в других, что всего два месяца. Дело в том, что Надя увлеклась революционными идеями, стала активной участницей марксистского кружка, устроилась в вечернюю школу для рабочих преподавателем. На протяжении пяти лет она в полной мере отдавалась этой работе, пока ее не арестовали первый раз. В этом же кружке она и познакомилась с Владимиром Ульяновым.

Он не был красавцем — невысокий, лысоватый, картавый, но расположил девушку к себе своей увлеченностью марксистскими идеями и способностью убедить всех в своей правоте. Владимир тоже заинтересовался Надеждой, хотя среди его окружения были девушки намного привлекательнее, чем она. Крупская выделялась на фоне остальных высоким интеллектом, и неважно, что ее образование так и осталось неоконченным. Революционерка Надежду арестовали в 1896 году и отправили в ссылку в Уфу. Ульянова тоже сослали, но в Шушенское. Вместе с матерью Надежды Владимир писал письма властям, с просьбой перевести ее из Уфы в Шушенское, так как молодые люди решили пожениться.

У матери невесты абсолютно не было денег, поэтому ей пришлось продать участок земли, не особо заботясь о том, что там похоронен ее муж.

Бухарина, за исключение из партии Л. Троцкого, Г. Зиновьева, Л. Крупская ходатайствовала за репрессированных, но большей частью безрезультатно. В 1930-е годы Крупская была практически отстранена от работы Наркомпроса и занялась вопросами библиотечной работы. Надежда Крупская - автор многочисленных работ о В.

Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Крупская активно переписывалась с пионерами, советскими детьми. Умерла 27 февраля 1939 года в Москве. После смерти тело было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве. Познакомились в 1894 году. Обвенчались 22 июля 1898 года в церкви в ссылке в селе Шушенское. В качестве шаферов они пригласили шушенских крестьян, а обручальные кольца им сделал их союзник из медных пятаков.

Вопросы народного образования. Народное образование и демократия. РСФСР, 1921. Заветы Ленина в области народного просвещения. То же. О дошкольном воспитании в деревне: III Всеросс. Главсоцвоса, 1926.

О школе крестьянской молодежи: Речи и статьи. О работе среди женщин: Сборник статей с краткой биографией. На третьем фронте: Статьи и речи. В 2-х частях. Единый план и новые методы культработы. Собрание сочинений. В 4 томах.

Клара Цеткин, М. Коммунистическое воспитание смены: Статьи и речи.

Надежда Крупская

Надежда Константиновна знала об интрижке мужа, но долгое время молча терпела его увлечение. Рядом помещены изображения Надежды Крупской, слушательницы знаменитых Бестужевских курсов, и актрисы Скарлетт Йоханссон, которую неоднократно называли самой сексуальной женщиной современности. Безусловно, Надежда Константиновна была активной и самостоятельной политической фигурой: после революции именно она во многом определяла культурную и образовательную политику молодой Страны Советов. 26 февраля 1939 года Надежда Константиновна Крупская отпраздновала своё 70-летие.

Биография Надежды Константиновны Крупской

Краткая биография Надежда Константиновна Крупская родилась в Санкт-Петербурге, в дворянской семье офицера, участника революционного движения. В 1887 году окончила с золотой медалью частную женскую гимназию княгини А. Оболенской в Петербурге, получив звание домашней наставницы и право преподавать русский язык и математику. В 1889 году поступила на Высшие женские курсы в Петербурге. В 1890-м вступила в марксистский кружок и с 1891 по 1896 годы преподавала в рабочей школе, занимаясь пропагандистской работой.

Надежда Крупская в детстве, 1879 год В 1894 году Крупская познакомилась с молодым Лениным на конспиративной квартире, где проходили встречи марксистов. Вместе с ним участвовала в организации и деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 году она была арестована по делу петербургского «Союза борьбы» и после 7-месячного заключения отправлена в ссылку в Уфимскую губернию, но на самом деле отбывала ее в Сибири, в селе Шушенском Красноярский край , где спустя четыре года после знакомства вышла замуж за Ленина. Будучи убежденными атеистами Крупская и Ленин были вынуждены венчаться в церкви, так как в России тех времен признавались только церковные браки.

Изначально ни Владимир Ильич, ни Надежда Константиновна не собирались оформлять свой брак церковным путём, но через самое короткое время пришёл приказ полицмейстера: или венчаться, или Надежда Константиновна должна покинуть Шушенское и следовать в Уфу, по месту ссылки. Ульянов в письме к матери от 10 мая 1898 года так обрисовывает сложившееся положение: «Н. Наконец, в начале июля документы были получены, и можно было идти в церковь. Но случилось так, что не оказалось ни поручителей, ни шаферов, ни обручальных колец, без которых свадебная церемония немыслима.

Не смотря на это Владимир Ильич решил не откладывать венчание: поручителями и шаферами он пригласил знакомых шушенских крестьян: писаря Степана Николаевича Журавлёва, лавочника Иоанникия Ивановича Завёрткина, Симона Афанасьевича Ермолаева и др.

Привет нынешнему населению краснодарского края. Цитата: «Исторические условия — крепостное право и потом экономическое и политическое засилье помещиков — сделали русского крестьянина еще вдобавок ко всему темным, суеверным, безграмотным, не знающим самых простых вещей. Деревня — это вместе живущие, но внутренне ничем не объединенные мелкие производители. Страна неограниченных возможностей и безграмотных, разрозненных поселян — мелких производителей». И через несколько лет добивается ее реализации во всей стране. И все это в условиях послевоенной разрухи гражданской войны. Крупская — чрезвычайно образованная женщина, имеющая свою собственную точку зрения. Цитата: «Я видела детские сады в Швейцарии и Франции.

Вся тяжесть воспитания дочери легли на мать, Елизавету Васильевну, которая, несмотря на финансовые сложности, определила дочь в частную женскую гимназию княгини А. Оболенской в Петербурге. По некоторым источникам, Надежда окончила её с золотой медалью, правда, эту медаль никто не видел. Крупская, 1890-е гг. По окончании гимназии девушка год проучилась на Бестужевских курсах, но увлеклась революцией и вступила в студенческий марксистский кружок, а с 1891 года в течение пяти лет до первого ареста преподавала в воскресной вечерней школе и вела пропаганду среди рабочих. Упорная Надежда самостоятельно выучила немецкий язык, чтобы читать Маркса в оригинале. Подруга по кружку познакомила её с Владимиром Ульяновым. Будущего вождя революции впечатлила убеждённость девушки и умение убеждать других. В 1896 году Крупская была сослана в Уфу, а Владимир Ильич был арестован и сослан в 1897 году в Шушенское. По итогам переписки с властями молодой революционерке было разрешено также отправиться в Сибирь и отбывать ссылку рядом с любимым. В 1898 году в Шушенском Надежда и Владимир, бывшие к тому времени атеистами, обвенчались на этом настояла мать Надежды. Обручальные кольца были выкованы местным умельцем из медных пятаков. Ленин и Н.

Советским детям: сборник статей. Константинов и Н. Избранные педагогические произведения. Каиров гл. Гончаров и Н. О культурно-просветительной работе: Избр. Россия, 1957. Воспоминания о Ленине. О библиотечном деле: Сборник. О юных пионерах. Педагогические сочинения: В 11-ти томах 1957-1963 ; Крупская Н. О дошкольном воспитании: Сборник статей и речей. Об учителе: Избр. О самообразовании: Сборник. О вожатом и его работе с пионерами. О воспитании в семье: Избр. Октябрьские дни: [Из книги «Воспоминания о Ленине»]. Избранные педагогические произведения: [Пособие для студентов пед. Озерская и Н. О Ленине: Сборник статей и выступлений. О Владимире Ильиче Ленине: [Книга для чтения на англ. Воспитывать достойную смену : Избр. Дети — наше будущее: [Сборник статей и речей о дошкольном воспитании]. Педагогические сочинения: В 6-ти томах 1978-80 ; Крупская Н. О библиотечном деле: Сборник трудов. В 6-ти томах 1982-87 ; Крупская Н. О коммунистическом воспитании школьников: Сб. Воспитание молодежи в ленинском духе. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки stuki-druki.

Славная родословная. Моя Крупская

Надежда Константиновна внесла огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории. После революции 1917 года Надежда Константиновна занялась, в первую очередь, организацией образования в Выборгском районе Петрограда. Биография Надежды Константиновны Крупской. Надежда Крупская родилась в 1869 году в Петербурге, в семье обнищавшего дворянина Крупского Константина Игнатьевича.

Крупская Надежда Константиновна

Тогда Надежда Константиновна была еще далеко не пешкой, а королевой при немощном короле — по некоторым свидетельствам, в кругах старых партийцев даже рассматривался вариант создания триумвирата правителей. 26 февраля 1939 года Надежда Константиновна Крупская отпраздновала своё 70-летие. Надежда Константиновна подошла к делу обстоятельно: сверила текст оригинала с сокращенным и упрощенным сытинским изданием для народа, подкорректировала его, убрала алогизмы и отправила итог своих усилий обратно, Толстым. Надежда Крупская родилась в знатной, но бедной семье. Надежда Константиновна Крупская умерла 27 февраля 1939 года в Москве в возрасте 70 лет. Крупская Надежда Константиновна (1869—1939) — профессиональная революционерка, один из создателей советской системы народного образования, доктор педагогических наук, почётный член АН СССР.

Славная родословная. Моя Крупская

Надежда Константиновна Крупская – родилась 26 февраля 1869 года в небогатой семье, революционерка, партийная и общественная деятельница, идеолог коммунистического воспитания. Надежда Крупская вела активную общественную деятельность и большой пласт ее работ касается именно детей. Надежда Константиновна Крупская – родилась 26 февраля 1869 года в небогатой семье, революционерка, партийная и общественная деятельница, идеолог коммунистического воспитания. Надежда Крупская родилась 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в семье поручика Константина Игнатьевича Крупского и гувернантки Елизаветы Васильевны Тистровой.

Надежда Крупская: главные тайны биографии жены Ленина

И жена Ленина — главное ее достоинство. Клавдия Николаева и Надежда Крупская Традиция Политическая карьера Крупской — способность быть мужу всем: другом, помощницей, советчицей, поддержкой, «каменной стеной». Однако все же нельзя не отметить, что Крупская и сама по себе была достаточно мудрой женщиной. Она не растворилась полностью мужчине, как поступает большинство жен гениальных личностей, как вели себя кремлевские жены, а заставила окружающих считаться с собой. Кстати, и сам Владимир Ильич это отлично понимал. Надежда Крупская и Владимир Ленин Комсомольская правда Когда Крупская осознала, что личная жизнь не задалась, детей не будет, у мужа — любовница Инесса Арманд, она не стала вредить, устраивать сцен, предложила расстаться и даже оставалась с Арманд в дружеских отношениях, потом нянчилась с ее внуком. Вот здесь, взвесив все за и против, Ленин великий аналитик, к слову отказался разводиться и предпочел Крупскую, порвав с Инессой, хотя и любил Арманд, и был очень потрясен ее смертью. Личная жизнь Мы привыкли на многочисленных фото видеть Крупскую довольно страшной полноватой женщиной с выпуклыми глазами.

Базедова болезнь испортила ее внешность и, как полагают современные медики, не позволила иметь детей. Но ведь так было не всегда. Молодая Крупская была милой девушкой, довольно решительной и целеустремленной. Спокойная жизнь преподавательницы гимназии или гувернантки ее совершенно не устраивала. Ей хотелось переделать мир, как того желал и Маркс. Якубова, которой, кстати, Ульянов делал предложение, но получил отказ. Надежда не могла об этом не знать, однако выбрала его себе в мужья и не ошиблась.

Причем поступила очень мудро по-женски: продемонстрировала ему свое увлечение марксизмом примерно как умная жена сегодня воодушевленно смотрит с мужем футбол или едет с ним на зимнюю рыбалку , а затем «прикормила» разносолами своей матери. Сама Крупская готовить никогда не умела и учиться не хотела, кроме как омлетов и яичницы, ничего не делала. А Елизавета Васильевна постаралась! И так продолжалось до самой ее смерти.

В одиночестве она и испытывала потребность в Боге: «Он, по тогдашним моим понятиям, должен понимать, что происходит в душе у каждого человека». Крупская вспоминала, как она любила часами смотреть на лампадку перед образом.

Марксизм оказался проще и доступнее веры. Достаточно было осознать естественную, закономерную связь явлений, чтобы излечиться от остатков зыбкой религиозности, так как одиночество кончилось. Потом Надежда Константиновна будет намеренно лишать детей одиночества, настаивая на коллективе, чтобы они не нуждались в Боге. Школьная политика Крупской формировалась под влиянием марксизма, педагогического образования и идей Ленина. В 1887 году Крупская окончила частную гимназию, получив звание домашней учительницы, и ударилась в толстовство. Увлечение было недолгим — на смену всем заблуждениям навсегда пришел марксизм, который дал ей «величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь.

Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было». Это отдаленно напоминало веру. Потом Крупская, всецело поддерживая Ленина, боролась с убеждением, что марксизм — это новая коммунистическая религия, хотя эти убеждения и подтвердила созданная ей система советского обучения. В 1889 году Крупская поступила на Высшие женские курсы в Петербурге, но, познакомившись там с марксистками, через год бросила учебу. И поступила учительницей в вечерне-воскресную школу для рабочих не только ради преподавания, но и ради пропаганды, целенаправленно выбивая из слушателей религиозные убеждения и проповедуя марксизм. Кому же тогда его было проповедовать, как не рабочим?

Там она серьезно усовершенствовала свой педагогический опыт: увидев, что рабочая масса насквозь пропитана «религиозными предрассудками», она стала оттачивать методы антирелигиозной пропаганды, внимательно изучая, что привлекает рабочих к вере, дабы знать, «с какой стороны подойти», и усилено разъясняла именно «классовую сущность» религии. Надо признать, что ей многое удалось. Из ее учеников никто не посещал уроки закона Божия, которые вел священник. Она даже уговорила рабочих ходить туда по очереди, в порядке повинности, чтобы не закрыли школу, да заодно и узнать «аргументацию попа», чтобы знать, как ей противостоять. Рабочие, возвращаясь с этих уроков с улыбкой, рассказывали, как священник опровергает эволюционную теорию Дарвина: «Брось, говорит, курицу в воду, разве у нее вырастут перепонки? Другой ее ученик, прежде искавший у Бога защиты от капиталистов и узнав, что «Бога нет», решил, что «рабом человечьим быть легче», ибо с таким рабством возможна борьба, — и ударил ножом особо ненавистного, издевавшегося над рабочими мастера.

Опытом преподавания в этой школе Крупская очень дорожила, потому что он позволил ей на практике исследовать религиозное сознание и уяснить его происхождение. Таким образом, ко времени встречи с Лениным, Крупская была человеком вполне сформировавшихся убеждений. Только близкая по духу женщина могла стать его женой, а сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская. Их знакомство с Лениным состоялось в феврале 1894 года в Петербурге на квартире инженера Классона. Была масленица, и встречу петербургских марксистов в целях конспирации устроили под предлогом «блинов». Чувства оказались взаимными.

Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. Вместе с ним она создавала «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за что оба были арестованы. Из тюрьмы Ленин сделал ей предложение. Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин. В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма. Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде.

Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность. В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской. В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения. В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни.

Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме. Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности.

Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая.

И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания.

Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным.

Вместе с ним участвовала в организации и деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 году она была арестована по делу петербургского «Союза борьбы» и после 7-месячного заключения отправлена в ссылку в Уфимскую губернию, но на самом деле отбывала ее в Сибири, в селе Шушенском Красноярский край , где спустя четыре года после знакомства вышла замуж за Ленина. Будучи убежденными атеистами Крупская и Ленин были вынуждены венчаться в церкви, так как в России тех времен признавались только церковные браки.

Изначально ни Владимир Ильич, ни Надежда Константиновна не собирались оформлять свой брак церковным путём, но через самое короткое время пришёл приказ полицмейстера: или венчаться, или Надежда Константиновна должна покинуть Шушенское и следовать в Уфу, по месту ссылки. Ульянов в письме к матери от 10 мая 1898 года так обрисовывает сложившееся положение: «Н. Наконец, в начале июля документы были получены, и можно было идти в церковь. Но случилось так, что не оказалось ни поручителей, ни шаферов, ни обручальных колец, без которых свадебная церемония немыслима. Не смотря на это Владимир Ильич решил не откладывать венчание: поручителями и шаферами он пригласил знакомых шушенских крестьян: писаря Степана Николаевича Журавлёва, лавочника Иоанникия Ивановича Завёрткина, Симона Афанасьевича Ермолаева и др. А один из ссыльных, Оскар Александрович Энгберг, изготовил жениху и невесте обручальные кольца из медного пятака. Запись в церковной метрической книге села Шушенского свидетельствует, что административно-ссыльные православные В.

Ульянов и Н. Крупская венчались первым браком. По окончанию ссылки, в феврале 1900 года Ленин по предписанию отправляется в Псков, а его Супруга вынуждена перебраться в Уфу где ей надлежало отбыть оставшийся год ссылки. Однако, на пути в Псков, Ленин нелегально остановился в Уфе вместе с супругой и ее матерью, что бы помочь ей устроиться на новом месте и провести встречи с местными революционерами.

Страсть к марксизму быстро приобрела в ней черты фанатизма. С Владимиром Ульяновым она познакомилась благодаря подруге Аполлинарии Якубовой, которая привела Надю на марксистскую сходку, организованную под благовидным предлогом блинов.

Уже не очень молодой Ульянов ему тогда перевалило за двадцать шесть сватался к Якубовой, однако встретил вежливый, но твердый отказ. Судя по ряду косвенных признаков, неудачное сватовство не стало заметной драмой будущего вождя российских якобинцев…» Владимир Ильич сразу поразил Надежду своими лидерскими задатками. Девушка попыталась заинтересовать будущего вождя — во-первых, марксистскими разговорами, которые обожал Ульянов, а во-вторых, стряпней своей матушки. Елизавета Васильевна, увидев его у себя дома, была счастлива. Она считала дочь непривлекательной и счастья в личной жизни ей не пророчила. Можно предположить, как обрадовалась она за свою Наденьку, когда увидела в своем доме приятного молодого человека из хорошей семьи!

С другой стороны, став невестой Ульянова, Надя не вызывала большого восторга у его семейства: там находили, что у нее уж очень «селедочный вид». Под этим утверждением подразумевалось прежде всего то, что у Крупской глаза были навыкате, как у рыбы, — один из признаков обнаруженной позднее базедовой болезни, из-за которой, предполагают, Надежда Константиновна не могла иметь детей. Сам Владимир Ульянов к «селедочности» Надюши относился с юмором, присвоив невесте соответствующие партийные клички: Рыба и Минога. Уже находясь в заключении, он предложил Наденьке стать его женой. Будучи сосланной на три года в Уфу за свою революционную деятельность, Надя решила, что отбывать ссылку с Ульяновым будет веселее. Поэтому она попросила отправить ее в Шушенское Минусинского уезда, где уже находился жених, и, добившись разрешения полицейских чинов, вместе с матерью последовала за своим избранником.

Крупская в детстве, 1876 год Первое, что будущая теща сказала Ленину при встрече: «Как вас разнесло-то! Жил будущий вождь в избе крестьянина Зырянова, но после приезда невесты стал приискивать другое жилье — с комнатой для тещи. Приехав в Шушенское, Елизавета Васильевна настояла, чтобы брак был заключен без промедления, причем «по полной православной форме». Ульянов, которому было уже двадцать восемь, и Крупская, старше его на один год, подчинились. Началась долгая волокита с разрешением на брак: без этого Наде с матерью нельзя было жить вместе с Ильичем. Но разрешения на свадьбу не давали без вида на жительство, который, в свою очередь, был невозможен без брака… Ленин отправлял в Минусинск и Красноярск жалобы на произвол властей, и наконец к лету 1898 года Крупской разрешили стать его женой.

Венчание происходило в Петропавловской церкви, на невесте были белая блузка и черная юбка, на женихе — обычный, весьма потертый коричневый костюм. Следующий свой костюм Ленин сшил только в Европе… На свадьбе веселились многие ссыльные из окрестных деревень, причем пели так громко, что хозяева избы заходили попросить утихомириться… «Мы ведь молодоженами были, — вспоминала Надежда Константиновна о жизни в Шушенском, — и это скрашивало ссылку. То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти…» Н. Крупская, 1890 год Мужем Ильич оказался заботливым. В первые же послесвадебные дни нанял для Нади пятнадцатилетнюю девочку-помощницу: управляться с русской печью и ухватом Крупская так и не научилась.

Надежда Крупская: женщина, отправившая в детский сад всех малышей страны

Она давно не была так счастлива. Да и вообще, была ли? Мигом жизнь прошла. Надя была гимназисткой-отличницей. Умная, с тонким, может, не самым красивым, но милым лицом и пухлыми губками, она нравилась. Не как некоторые, что сводили с ума сразу. Взять ту же подругу лучшую, Аполлинарию Якубову — ох, огонь! Надя тихая, без внешнего блеска. А Иван Бабушкин глаз оторвать не может!

Но девушке было не до того. В Наде горел неистовый огонь марксизма — он и был ее любовью. В марксистский кружок она вступила, учась на Бестужевских курсах. Как торопилась она на его собрания! Денег не было, она зарабатывала преподаванием, ученики были «рассыпаны» по городу. Иногда Надя так замерзала, перебегая с занятия на занятие, что от холода сводило низ живота. А на кружке было всегда тепло — если и не ногам, то сердцу точно. Володю — быстрого, с проглядывающей, несмотря на молодые годы, лысинкой, — Надя впервые увидела на сходке у общих знакомых.

Она слышала о нем. Он молодец, и в студенческих волнениях участие принимал, и в ссылке побывал! Он не приглянулся ей внешне, но очаровал с первой встречи — с ним интересно, шумно, он говорил так запальчиво и яростно, что Надя невольно кивала головой в такт его словам. Они совпадали во всем, одинаково смотрели на жизнь, грезили революцией... Надю кольнуло то, что Володя сразу запал на Аполлинарию. Но больше изумляли ее те странные, смутные чувства, которые заставляли ее думать о нем, вспоминать к месту и не к месту его прищуренные, с хитринкой, глаза… Когда он заболел, она вызвалась быть при нем сиделкой. Ей нравилось быть рядом. Его роман с подругой тек вяло, но мучил Надю порой уколами ревности.

Они отдалились с Аполлинарией, и Крупская не знала точно, правда ли Володя предложил ей руку и сердце, и правда ли Якубова отвергла его, но вскоре Надя получила от него предложение стать его женой — в письме из тюрьмы. Оброненная ею фраза — «Ну что же, женой, так женой» — «войдет в анналы». Но равнодушия во фразе не было. Она просто была согласна на любую роль, лишь бы быть рядом. Когда их обоих решили направить в ссылку, но в разные места, шанс остаться вместе у Крупской и Ленина был один — венчание. Так 22 июля 1898 года Петропавловский храм села Шушенское услышал их нетерпеливые «да»; кованные ссыльным-умельцем Оскаром Энгбергом из пятаков кольца обняли пальцы не хуже настоящих обручальных. Вместе в ссылке было не так уныло. Надя была сдержанна, но страсти между ними кипели.

Мечталось о ребеночке… Но она так болела, так болела! Рези в животе, в самом его низу, бесконечные врачи и боль — она очень рано начала расплачиваться за небережное отношение к своему здоровью. Володя от каждой ее болезни страдал не меньше: Надя в такие моменты становилась похожа на раненую птичку. И ждала она птичку. Так называла Крупская свою мечту о малыше. Надежда без надежды. Такой она стала через несколько лет бесплодных попыток стать матерью. Страсти супругов несколько улеглись.

Потом они смирились с тем, что не будут родителями, и вся их энергия была брошена на общее дело — политику и борьбу.

При ее стараниях гендерное равенство достигло того, что женщины стали считаться равноправными соперниками как в спорте, так и в науке. Нет, назвать ее феминисткой все же нельзя. Она не старалась появляться в брюках или быть впереди своего мужа. Она просто доказывала тот факт, что женщины могут все. Для нее сексуальная революция означала женский прорыв в экономике, политике, философии. Их история любви доказательство того, что дружба может перерасти в нечто большее. Ведь сначала они просто были боевыми товарищами, часами могли разговаривать о марксистском учении. Им было интересно друг с другом и они видели в друг друге всю глубину их личности.

Но руководство в их паре на себя взяла Надежда. Бороться за равенство ей было не привыкать. Себя она отдала Ленину, но во имя революции. Современники бы назвали ее продюсером революции. Она сделал из своего мужа имиджевую звезду, создала ему команду сподвижников, сделала так, чтобы его идеи были восприняты, а главное, находила финансы для осуществления всех этих задач. Так что и сам Ильич был создан своей «Рыбой». Публицистическое и историческое наследие, которое оставила после себя Крупская — огромно. Письма, речи, статьи — все это имеет историческую ценность. Но большинство в ней видит только женщину неприятной внешности, то и дело восклицая, мол, как дедушка Ленин мог вообще жениться?

Только сам Владимир Ильич прекрасно знал, что без поддержки этой женщины у него бы ничего не получилось. Как Крупская связалась с революционерами? Самопожертвенность Крупской для истории осталась практически незамеченной. Крупская родилась в 1869 году в Санкт-Петербурге, ее родители хоть и были дворянского происхождения, но богатством не отличались. Отец был поручиком, а мать работала гувернанткой. Несмотря на ограниченность в средствах, они старались дать дочери лучшее образование. Она училась в женской гимназии и окончила ее с отличием. В своей автобиографической книге она вспоминает этот период как тяжелый и скучный. Потому ее нельзя назвать особенно прилежной ученицей.

Впрочем, каких-либо архивных данных о том, что Надежда окончила именно эту гимназию, да еще и с отличием, нет. Да и саму ее золотую медаль никто никогда не видел. Впрочем, нет и свидетелей в лице подружек, с которыми она вместе училась. Немудрено, что этот факт всячески пытаются поставить под сомнение. После окончания гимназии она продолжает образование на Бестужевских курсах, в те же годы увлекается революционными идеями. В ту пору это было неким модным явлением, и многие молодые и продвинутые представители молодой интеллигенции интересовались революцией. Крупская, будучи весьма стеснённой в деньгах, была довольно модной девушкой. Но финансы не позволяли ей обновлять гардероб постоянно, она увлеклась идейной модой. Со временем и вовсе став отрицать всю мишуру в виде нарядов, украшений и других милых сердцу вещиц, она стала настоящим скрепом революции.

Ленин и революция - главные ее интересы в жизни. Так она смогла стать идейной модницей номер один. Тогда как в привычной модной сфере такой триумф бы ей точно не грозил. Тот факт, что Надежда была явно не простой девушкой отрицать нельзя. Мама Нади была тихой и спокойной, в прошлом — выпускница института благородных девиц, очень набожной. А вот отец, наоборот, был бунтарем. Будучи уездным начальником в Польше, он до последнего защищал интересы местного населения. Надежде досталось от характеров обоих родителей. С одной стороны она, как любая женщина и ее мать, хотела семейного тепла, с другой стороны была таким же бунтарем по своей природе, как и ее отец.

После прочтения «Капитала» она писала: «Я точно живую воду пила. Не в терроре одиночек, не в толстовском самоусовершенствовании надо искать путь. Могучее рабочее движение — вот где выход». Так что Крупская революционизировалась задолго до того, как познакомилась с Ульяновым. Надежда помогла Владимиру Ильичу с организацией «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Когда в 1895 году Ленина арестовали, она поддерживала с ним связь, по возможности навещала его в заключении, посылала книги.

Ленин в своих письмах стал называть ее невестой, обещал жениться на ней после освобождения. Но Крупская сама оказалась под судом за деятельность в ленинском союзе. В конце декабря 1897 года она получила приговор — три года ссылки в Уфимской губернии. А Ленин из села Шушенского звал ее к себе. Нужно было разрешить эту проблему. Выход — вступить в брак.

Так, в апреле 1898 года Надежда Константиновна отправилась в Енисейскую губернию к жениху. Крупская взяла фамилию Владимира Ильича, но впоследствии всегда выступала под своей девичьей. Годами позже историк и революционер Михаил Ольминский писал о Крупской: «Она всю работу, так сказать, черновую, исполняла, она оставляла ему самую чистую работу, а все конспиративные сношения, шифровки, транспорт, сношения с Россией, все вела сама. И поэтому когда мы говорим — Ленин великий организатор, то я добавляю, что Ленин с помощью Надежды Константиновны — великий организатор». Когда началась первая российская революция, им пришлось нелегально приехать в Россию, чтобы заниматься подпольной деятельностью. В годы Первой мировой войны Надежда Константиновна участвовала в подготовке Циммервальдской 1915 и Кинтальской 1916 международных социалистических конференций.

В новой России главным делом Надежды Константиновны стало просвещение, чем она и занималась до конца своей жизни. Главной задачей Крупской как теоретика и практика просвещения стало коммунистическое воспитание строителей нового социалистического общества. Ленин говорил о необходимости «культурной революции». Целью большевики считали не развитие «образования» в техническом смысле слова, а именно Просвещение с большой буквы, в этико-философском понимании данного термина. В 1918 году появились комсомол и первые внешкольные детские учреждения. Крупская выступила инициатором пионерского движения в 1921 году.

Оно переросло в массовую пионерскую организацию, которая занялась воспитанием юных граждан Страны Советов. Надежда Константиновна в своих теоретических трудах разработала содержание, методы и организационные формы работы с пионерами. Большое место в воспитании детей Крупская отводила художественной и философской литературе. Она подготовила инструкцию по устранению из общественных библиотек «идеологически вредной и устаревшей литературы». Каким бы ни был частный педагогический вопрос, который затрагивала Надежда Константиновна, она связывала его с политикой партии. Спустя несколько лет она признала, что изъятия книг были ошибкой, но цензура так и осталась характерной чертой советского режима.

Ее не сломили ни аресты, ни ссылка, ни долгие годы эмиграции.

Во французском городе Лонжюмо в партийной школе Надежда Крупская работала преподавателем. И в эмиграции, и вернувшись в Россию, она была незаменимой помощницей Ленина. Вместе с ним участвовала в подготовке и осуществлении Октябрьской революции. В возникшем молодом пролетарском государстве Надежда Крупская оказывала влияние на молодежную политику. Подрастающее поколение должно было отстаивать и продолжать завоевания революции, начиная с самого раннего возраста. Крупская основала систему дошкольного образования в создающихся детских садах, занималась вопросами воспитания детей в духе верности идеям коммунизма. Она стояла у истоков системы советского образования.

Своих детей у Надежды Константиновны не было, и она с усердием занималась воспитанием всего подрастающего поколения страны, иногда допуская перегибы. Например, подвергала критике сказки К. Деятельность после смерти Ленина Надежда Константиновна до последних дней была с Лениным.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий