Сегодня в Уфе начались торжественные мероприятия, посвященные 450-летию вхождения Башкирии в состав России. Установить причины, характер и последствия присоединения башкортостана к россии. Уже 465 лет Башкирия и Россия связаны в неразрывное целое.
Почему Башкирия в составе России. Зачем Башкирия стала частью России: исторический обзор
Ответ на вопрос: Присоединение Башкирии к России. Ответы на часто задаваемые вопросы при подготовке домашнего задания по всем школьным предметам. Следует также отметить, что присоединение Башкирии к России произошло не сразу после взятия Казани, а несколько лет спустя — в 1557, г. Думается, это позволяет заключить. Тема нашей сегодняшней беседы – «Присоединение Башкирии к Российскому государству».
БАШКОРТОСТА́Н
Опрошенные РБК Уфа эксперты считают, что Башкирии и окружающим ее регионам слияние не грозит, при этом некоторые российские субъекты в среднесрочной перспективе могут присоединить к соседним. Сегодня в Уфе начались торжественные мероприятия, посвященные 450-летию вхождения Башкирии в состав России. ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИРИИ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ — ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИРИИ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ, принятие башкирами рус. подданства на основе соглашения с царским пр-вом (см. Жалованная грамота). В процессе добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству активное участие приняли местные Бии. Присоединение Башкортостана к России, вхождение башкир в состав Рос. гос-ва на основе соглашения. После церемонии подписания президентом России Владимиром Путиным договоров о присоединении ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей к Россиийской Федерации 30 сентября глава Башкирии Радий Хабиров дал интервью.
Присоединение башкирии к русскому государству
После многолетних переговоров с представителями родов об условиях присоединения в 1557 году предводители башкир получают от царя жалованные грамоты, в которых были прописаны условия присоединения. Царское правительство гарантировало мирную жизнь, свободу вероисповедания, невмешательство во внутренние дела и сохранение местного самоуправления. А башкиры признавали себя подданными Русского государства, обязались нести военную повинность и выплачивать ясак. Башкирка 15-го башкирского полка под Дрезденом. Художник А. В Заграничном походе русской армии в 1813-1814 годах принимали участие 20 башкирских полков. Многие башкиры брали в походы своих жен. Политика захвата башкирских земель, рост налогов и повинностей, сопровождаемых насильственной христианизацией и произволом царских чиновников, вызвали ряд крупных восстаний в 1662—1664, 1681—1684, 1704—1711, 1735—1740, 1755—1756 годах. Очень часто к восставшим присоединялись и другие народы Урала, в том числе и татары, испытывающие подобные же притеснения со стороны российского правительства. В 1723 году соратник Петра I генерал Георг де Геннин в южной части Урала на реке Исети начинает строительство металлургического завода. Для продвижения к югу от Екатеринбурга, в глубь владений татар и башкир, Геннин Екатеринбургские заводы «для безопасного оного народа обвел фортициею».
Всемирный банк прогнозирует замедление темпов роста и даже рецессию в следующем году, особенно в Европе. Правительства в ближайшие годы, вероятно, будут проводить консервативную фискальную политику, что отразится на инвестициях. Домохозяйства будут экономить в ожидании нового экономического подъема. Переход к "зеленой" энергетике пока не стал доминирующей тенденцией и произойдет не ранее чем через 20-30 лет. Меняется конфигурация мировых центров силы.
Формирующиеся альянсы строятся на принципах, отличных от тех, что лежат в основе западных коалиций. С каждым годом наш форум становится все представительнее и содержательнее". Руководитель республики отметил бурно развивающиеся связи Башкортостана с соседним Казахстаном. Также Р.
А там красавиц ненавидели и остались уродины... Башкирская девушка в национальной одежде.
Также у нас считается, что народы Кавказа, Сибири, Урала к России присоединялись исключительно мирным путем, а земли и угодья в отличие от Америки у аборигенов никто не отнимал. Всё было чинно и благородно. Отчасти оно так и было. После падения Астраханского и Казанского ханств Иван Грозный предлагает племенам башкир добровольно войти в состав Московского государства. После многолетних переговоров с представителями родов об условиях присоединения в 1557 году предводители башкир получают от царя жалованные грамоты, в которых были прописаны условия присоединения. Царское правительство гарантировало мирную жизнь, свободу вероисповедания, невмешательство во внутренние дела и сохранение местного самоуправления.
А башкиры признавали себя подданными Русского государства, обязались нести военную повинность и выплачивать ясак. Башкирка 15-го башкирского полка под Дрезденом. Художник А.
До сер. Башкортостана входила в состав Астраханского, Казанского ханств, Ногайской Орды и Сибирского ханства. После завоевания Казанского ханства царь Иван IV обратился к башкирам с предложением добровольно войти в состав Рос. Для ведения переговоров каждое баш. В 1554—57 переговоры с царским наместником в Казани боярином А.
Горбатым-Шуйским вели представители башкирских племён и родов сев. Табын , уран, затем центральной — мин, юрматы, юго-вост. В 1557 баш. Часть зауральских башкир была присоединена в ходе борьбы войск Кучумовичей с российскими. Грамоты царя являлись договором между Рос. В баш. Пр-во Ивана IV гарантировало спокойную жизнь, воен. Башкиры признали себя подданными Рос.
В результате П.
Башкирия - забытая история
Присоединение Башкирии к России имело ряд положительных результатов, которые оказали значительное влияние на развитие региона. Читайте о Как присоединили Башкирию к России?, а также другие интересные статьи о Сибири на сайте Это Сибирь! Крым присоединился к России в 2014 году после проведения референдума. После церемонии подписания президентом России Владимиром Путиным договоров о присоединении ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей к Россиийской Федерации 30 сентября глава Башкирии Радий Хабиров дал интервью.
Присоединение Башкирии к Русскому государству: значение и оценки
Башкиры, признав себя подданными русского царя, обязались за свой счет нести военную службу и вносить в казну поземельную подать ясак медом и пушниной. В результате вхождения Башкортостана в состав Русского государства в крае прекратилась феодальная междуусобица, что положительно сказалось на развитии хозяйства и росте численности населения. В Башкирию стали переселяться русские крестьяне и ремесленники. Между ними и башкирами устанавливаются хозяйственные и культурные связи. В свою очередь, Русское государство расширило свою территорию, отодвинув государственные границы от Волги до среднего течения Тобола на востоке и Яика Урала на юго-востоке. Однако усилился феодальный и национальный гнет населения края.
Недовольные башкиры поднимали многочисленные восстания. Официальной датой вступления Башкирии в Российское государство считается 1557 г.
Положение существенно изменилось именно за годы преобразований. Достигнуты результаты, определившие значение республики как одного из наиболее благополучных, опорных регионов, «локомотивов» экономического роста страны.
Рахимова народу и Государственному Собранию «К новому качеству жизни людей». Как отмечалось на 15-летии современного Башкортостана, по основным экономическим показателям он вошел в первую десятку регионов России. Это 2-е место по продукции сельского хозяйства, 7-е - по промышленной продукции, инвестициям в основной капитал, подрядным работам и платным услугам населению, 8-е - по валовому региональному продукту, 5-е - по вводу жилых домов, 9-е - по обороту розничной торговли. По внешнеторговому обороту республика также стоит в первой десятке регионов.
Башкортостан надежный донор федерального бюджета, занимает 8-е место по поступлениям доходов в бюджетную систему страны. Современный Башкортостан ведет широкую внешнеэкономическую деятельность со всеми регионами России, а также с почти 90 зарубежными странами. Количество стран - торговых партнеров республики - за этот период увеличилось в три раза, а объем торгового оборота - в 6 раз. Проводятся крупные конгрессы, выставки, презентации.
Автори- тетные международные агентства постоянно повышают инвестиционные рейтинги республики, которые сопоставимы только с главными центрами страны. На основе устойчивого экономического роста сделан несомненный рывок в социальной сфере в повышении жизненного уровня людей. За 15 лет было построено жилья почти на 25 млн. Средняя обеспеченность жильем возросла с 15,2 до 18,9 кв.
Ежегодный ввод жилья в республике превышает показатели нескольких соседних регионов, вместе взятых, и в расчете на 1000 жителей - средние данные по стране. Неуклонно растут денежные доходы населения. За эти годы количество легковых автомобилей в собственности граждан выросло в 3,1 раза. Улучшаются обеспеченность мебелью, бытовыми приборами, одеждой, в целом структура потребления.
Преобразился рынок товаров и услуг, создана развитая сеть современной торговли и сервиса. Разительно изменился облик городов и сел. Теперь в этом участвует не только государство, но и частная инициатива, предпринимательство, крупные российские и республиканские компании. Создана комплексная система социальной поддержки материнства, многодетных семей, детей, ветеранов, пенсионеров, инвалидов, молодежи.
По многим направлениям социальной политики действуют целевые программы. Произошли сдвиги во всех звеньях социальной и духовно-культурной политики. Как никогда много построено школ, больниц, здравниц, дорог, мостов, спортивных сооружений. За 15 лет введено общеобразовательных учреждений - на 162 тыс.
Санаторно-курортная система - одна из лучших в стране. В эти годы введены в строй учреждения культуры клубного типа - на 61 тыс. Одновременно открываются театры, филармонии, Дворцы культуры, библиотеки, музеи, укрепляется их материальнотехническая база. По многим показателям в этой сфере республика - на первых местах в стране.
Республика показала себя действенной формой реализации государственной региональной и национальной политики в России. Действуют 64 национально-культурных объединения, из них 8 национально-культурных автономий. Созданы 14 национальнокультурных центров. Учреждена Ассамблея народов республики с Домом дружбы народов.
Создана система национального образования, где изучаются 14 родных языков и на 6 ведется преподавание. Более двух третей школьников нерусской национальности учатся своему родному языку. Традиционные религии вносят заметный вклад в укрепление мира и согласия, духовно-нравственное оздоровление и консолидацию многонационального и поликонфес-сионального населения, в сохранение и развитие национальных, культурных традиций. На 1 января 2005 года в республике действовали 7 религиозных центров, 1256 религиозных объединений.
Численность религиозных общин за годы преобразований возросла почти в полтора десятка раз.
Избранный первым и переизбранный вторым съездами Башкирское областное центральное шуро совет работал в Оренбурге и готовился к Учредительному собранию России, которое должно было состояться в январе 1918 года. Октябрьская революция внесла коррективы в процесс становления автономии. Последнее решение было утверждено на III Всебашкирском съезде курултае , который проходил 8-20 декабря 1917 года в Оренбурге.
Понятие « Малая Башкирия » было введено в январе 1918 года в ходе разработки проекта «Положения об автономии Малой Башкирии». В состав Малой Башкирии были отнесены южная часть Красноуфимского Пермская губерния , южная Осинского Пермская губерния , юго-восточная Екатеринбургского Пермская губерния , юго-западная Шадринского Пермская губерния , юго-западная Челябинского Оренбургская губерния , западная Троицкого Оренбургская губерния , Верхнеуральского Оренбургская губерния , северо-западная Орского Оренбургская губерния , северная Оренбургского Оренбургская губерния , юго-западная Бирского Уфимская губерния , северо-восточная часть Стерлитамакского уездов Уфимская губерния , восточная Бугурусланского Самарская губерния. В печати опубликовано 23 марта 1919 года , поэтому официальной датой образования республики считается этот день. Согласно «Соглашению…» местонахождение столицы Автономной Башкирской Советской Республики должен был определить съезд Советов.
В связи с наступлением Колчакa руководство республики Башревком было эвакуировано в Саранск , где находилось с конца апреля по август 1919 года. По этому декрету Уфимская губерния упразднялась, а её территория передавалась Башкирской республике. Столица республики из города Стерлитамака переносилась в Уфу. Башкирия в годы Великой Отечественной войны В годы Великой Отечественной войны в Башкирию было эвакуировано более 100 промышленных предприятий, десятки госпиталей, ряд центральных государственных органов, 278 тысяч беженцев из них 104 тысячи — в Уфе [15].
В июле 1941 года Одесский станкостроительный завод имени В. Ленина был эвакуирован в город Стерлитамак , а уже 11 октября 1941 года производство начало работать. В годы войны в Башкирии размещались две Академии Вооруженных сил страны. Высшая Академия Генерального штаба имени К.
Ворошилова была передислоцирована из Москвы в Уфу в ноябре 1941 года. К началу ноября 1941 года Военно-политическая Академия имени Ленина была переведена в город Белебей. С 22 июня 1941 по 30 июня 1944года из республики было мобилизовано в Военно-политическую Академию и военно-политические училища 5475 человек. Всего в республике было размещено 17 военно-учебных заведений.
В 1941—1945 годах в Уфе находился штаб международного коммунистического движения — Исполком Коммунистического Интернационала. В 1943 году радиопередачи велись на 18 языках народов Европы. В Башкирии с первых дней войны разворачивалась обширная сеть госпитальных баз.
Значение присоединения Башкирии к России. Присоединение Башкортостана к Русскому государству 1. Международное положение Русского государства в первой половине XVI века была весьма сложным. С запада и северо-запада угрожали Ливанский орден и Швеция, не спокойно было на юге и востоке. Султанская Турция, завоевавшая огромные территории от малой Азии до Гибралтара, начинает претендовать на господство в Восточной Европе. Свою идею феодалы оправдывали идеей "Единства мусульманского юрта". Сущность этой идеи заключалась в том, что она проповедовала объединение всех народов, исповедующих мусульманскую религию, под властью турецкого султана.
Свои завоевательные планы Турция строила в расчете на создание антироссийскго блока из Крымского, Казанского, Астраханского ханства и Ногайской Орды. Турецкий султан писал одному из влиятельных мурз Ногайской Орды, будущему князю Исмаилу: "Вы ногайцы ведь знаете, - что в Крыме теперь посажен мною царь: как ему велю, он так и поступает. Из Астрахани ко мне присылали просить царя, и я собираюсь скоро послать его им; Пока я и в Казань пришлю царя, ты, Измаил, оказал бы мне большое одолжение, если б на помощь Казани послал своих людей". Особые надежды турецкие султаны возлагали на Казанское ханство, находившееся в непосредственном соседстве с Россией. Казанское ханство представляло серьезное препятствие на пути дальнейшего развития Русского государства, не давая ему возможности вести активную внешнюю политику на западе. Кроме того, набеги на русские земли с востока и юга, опустошение деревень и городов, массовый увод в плен населения приносили огромный ущерб русскому народу. В 1571 году в Казанском ханстве было более 100 тысяч русских пленных. Угнанных людей продавали в рабство на рынках Крыма, Средней Азии, Северной Африки, заставляли переходить в мусульманскую веру. Военный конфликт с Казанью становился неизбежным и потому, что Казанское ханство было ключевым пунктом на жизненно важном для России волжском торговом пути со странами Средней Азии, Кавказа, Передней Азии. Это борьба обличалась тем, что среди многих народностей Среднего Поволжья началось движение за освобождение из-под власти хана и присоединении к России.
В конце 1546 г. Движение горных марийцев и чувашей за присоединение к России нашло отклик среди жителей Арской стороны, которые восстали против крымцев, властвовавших в Казани и потребовали, чтобы они подчинились Московскому царю Ивану IV. Попытка московского правительства разрешить казанский вопрос мирным путем не дали положительных результатов. Тем не менее, в процессе присоединения Казани к России наметились вполне реальные сдвиги. Основание в 1551 г. Свияжска, переход населения правобережья Волги на сторону Москвы среди казанских феодалов, вступивших в борьбу со сторонниками ориентации на Крым. Все это значительно облегчило задачу окончательной ликвидации Казанского ханства. В июле 1552 года во главе 150-тысячной армии со 150 пушками и инженерными приспособлениями Иван IV вступил в поход. Однако в этот момент Русскому государству предстояла борьба не только с Казанью, но и с целой антирусской коалицией, возглавляемой Турцией. У крымского хана была предварительная договоренность с казанским ханом и ногайским князем, о нападении с двух сторон, но русские войска начали наступление, 16-18 августа они перебрались через Волгу и двинулись на Казань.
Прежде чем начать войну Иван IV предложил казанцам сдаться, но хан Ядигар ответил категорическим отказом. К 25 августа Казань была окружена кольцом осады. Ожесточенная война продолжалась до октября. Казань штурмом была взята русскими войсками. С этого момента самостоятельное существование Казанского ханства прекратилось, народы Поволжья, в том числе татары, вошли в состав русско государства. Падение казанского ханства предопределило судьбу и Астраханского ханства. В августе 1556 г. Россия стала господствовать на всем протяжении волжского торгового пути. Завоевание Казанского и Астраханского ханств ускорило переход Ногайской орды в вассальную зависимость от Москвы. Свое подчинение Русскому государству ногайцы объясняли так: "чья будет Астрахань, Волга и Яик, - того будет вся ногайская орда".
В результате усиленной внешней политике русского правительства на Востоке, падение казанского и Астраханского ханства и признание Ногайской орды своей зависимости от Москвы были созданы реальные условия для присоединения Башкирии к России. После взятия Казанского и Астраханского ханства Башкиры воочию могли убедиться в могуществе Русского государства. Часть башкир уже с XII в. В начале XII в. В последней четверти XV в. Это вело к установлению непосредственных контактов между башкирами русскими. Башкирам было известно, что именно народ был ведущий и решающей силой в борьбе порабощенных народов против ордынского ига. Поэтому вполне поняло тяготение башкир, подвергающихся жестокой эксплуатации и опустошительным набегам со стороны казанских, ногайских и сибирских феодалов, к русскому народу стремления получить покровительство могущественного Русского государства. Несмотря на все уговоры бояр, чтобы Иван IV остался зимовать в Казани и "до конца" выгубил бы воинство басурманское, но царь уехал, рассчитывая, что башкиры и другие народы мордва, чуваши, марийцы, удмурты изнуренные своими властителями и разоренные бесконечными феодальными распрями, сами придут к нему. Прежде чем отправятся в Москву царь разослал, по всем улусом черным людям ясачным жалованные грамоты опасные, чтобы шли к государю, не бояся ничего; а их государь пожалует, а они бы ясаки платили, якоже и прежним казанским царям.
Владимир Путин признался в любви к Башкирии
Так известна история «уральской Зулейхи» — татарки Кисябики Байрясовой родом из Катайской волости. Ее пленили во время одной из карательных экспедиций, привезли в Екатеринбург и отдали в крепостные писателю и переводчику Кириаку Кондратовичу. Крестила ее жена местного протопопа, а после крещения нарекли Катериной. Но она не захотела мириться со своей судьбой и три раза бежала из Екатеринбурга.
Когда башкирку поймали в третий раз, Горная администрация обвинила ее в том, что она «живучи в Башкире, питалась от них, башкирцев, и ела вместе с ними вместе, и Богу молилась по их Закону, а не по христианскому». В приговоре от 8 февраля 1739 года говорилось: «… оной татарке за три побега и что она, будучи в бегах, крещеная обасурманилась, учинить смертную казнь — сожечь». Такая же участь постигла и многих других новокрещенных, отказывавшихся молиться по-христиански, например, башкирского казака Романа Исаева и башкира Тойгильду Жулякова, сожженного в Екатеринбурге в 1738 году.
Много интересного о ведовских процессах, казнях колдуний и сжигании еретиков на Руси вы можете прочитать в старой доброй советской книге 1964 года " Православная инквизиция в России " Грекулова Е. Галицкие бояре тащат на костёр попадью-колдунью, любимицу Ярослава Осмомысла. Рисунок Клавдия Лебедева 1852—1916.
Спасибо, что дочитали до конца!
Но не говорится об участии в ополчении булгарского, местного населения. Ведь к 15 веку упоминаний о булгарах уже нет. А все население Казанского ханства уже составляют чуваши. Но это не те чуваши, которых мы сейчас знаем, чуваши правобережья Волги, которые еще были язычниками, а именно те, которые жили на левом берегу Волги, и непосредственно предки казанских татар, которые также говорили на языке булгарского типа, тюркском. И которые происходят, скорее всего, от этнической группы суваров, которые существовали в булгарском объединении, поскольку Булгария тоже не была централизованным государством. Там было как минимум два эмирата — Булгарский и Суварский, то есть Чувашский. И скорее всего, вот эти чуваши и были основным населением Казанского ханства, и о них говорится, что они были пехотой.
А вся кавалерия — это башкиры, ногайцы и местная казанская орда. Если взять события Казанской войны, которая началась сразу после взятия русскими войсками Казани, то среди основных этносов, которые сопротивлялись, мы не увидим местного населения. Сопротивлялась либо элита, либо представители марийского населения. Народного выступления мы не замечаем, а ордынцы были практически вырезаны. Это говорит о «замирении» края. Обратите внимание, что после Казанской войны никаких выступлений не происходит, потому что для восстаний необходимы не только причины, но и руководители, то есть элита, которая поведет за собой народ. А поскольку вся элита была уничтожена, то сама структура общества не предполагала появления вождей из народа. Местное население всегда существовало в рамках аллогенной элиты, а теперь ее нет.
Соответственно, вопрос был решен окончательно. Если мы возьмем башкирское общество, то мы видим другую структуру — здесь нет аллогенной элиты, и это стало большой проблемой для интеграции башкир. Потому что во время восстания происходило уничтожение родовых лидеров, но на их месте тут же возникали новые. Потому что элита была своя, она не была привнесенной извне. Казанское же общество носило характер «химеры».
Открывшаяся тут, в этом пункте, борьба была, таким образом, борьбою Русских не с полукочевым только, отстаивавшим свою независимость и обычаи родового быта, Башкирским народом, но и с старым магометанством, была продолжением борений их с магометанами, имевших место в XV и XVI веках»[150]. Не будем всё же в связи с приведёнными выдержками обращаться к теме башкирских восстаний в Российской империи.
Это отдельная тема. Только несколько слов. Во-первых, уже только приведённые выдержки не позволяют относить их все к чисто башкирским выступлениям. А во-вторых, сами же башкиры, наоборот, вполне даже активно участвовали в подавлении этих восстаний. Мало того, в рапорте начальника Башкирской комиссии приводятся данные, что в его распоряжении имеются 4 267 человек регулярных войск и 7 045 иррегулярных, что вместе составляет 11 312 человек. Причем «верные башкиры» в последних были числом в 4 455 человек. И в череде этих выступлений, следует особо отметить, что самым идейно выдержанным и самым результативным по послаблениям царских властей для тюрко-мусульман, и действительно восстанием, а не рядовым бунтом, оказалось восстание под водительством муллы Б.
Причин этих восстаний было много, и главными были причины экономического и социального характера, в приведённой же нами выдержке Н. Фирсов особо подчёркивал религиозную составляющую антироссийских башкирских восстаний, так ведь восстание под именем Батырши более чем какое либо было именно с этой составляющей. Как бы к слову, отметим, что национализм башкир, всегда был и есть для властей второстепенным негативно воспринимаемым явлением, чем татар, и к тому же, и даже в особенности, большая татар, чем у башкир, приверженность мусульманской религии. В смысле положения Ислама в крае, причём, сохранившимся уже даже в позднейших временах существовании Российской империи, и о его, скажем так, самых активных последователях и проводниках, очень интересна небольшая книга С. Эта работа примечательна ещё тем, что она обращена именно к Северо-Западу края, к характеристике населения Уфимской губернии. Сразу же, обращает внимание, что С. Рыбаков начинает своё повествование не с упоминаний прежних аборигенов края, не с самых коренных её жителей, как утверждают, а, в общем-то, с пришлого народа, татар.
Прежде чем продолжить далее, здесь необходимо всё же сказать несколько слов о самом авторе С. Так ведь он приверженец иного, христианского вероисповедания, и, в общем-то, по определению, противник мусульманской религии. Вместе с тем, именно в татарах он видит главных противников своей религии, но, и осознает их достойными соперниками, и даже несколько восхищен ими. Можно, наверное, даже сказать, что большему мешает только разность вероисповеданий. И надо заметить, что книга этого автора пестрит во множестве преимущественным обращением к имени татар, причём с обязательным подчеркиванием, выделением определяющей и лидирующей их роли в крае, и в частности, или в особенности в приверженности их Исламу, и в пропаганде ими мусульманской религии. Автор писал: «Уфимская губерния является инородческую по преимуществу: русское население составляет там меньшинство; будучи населена главным образом инородцами-магометанами и отчасти язычниками, она по праву может быть названа магометанской: пребывание в этой губении татар-помещиков, дворян и высшего духовного главы мусульман восточной России — муфтия, влияние которого распространяется не только на Европейскую Россию, но и на Сибирь, настойчивые, напряженные происки распространителей ислама среди язычников и крещённых, — всё это делает Уфимскую губернию по истине Магометовым царством, по выражению Н. Это есть та губерния, где ислам с особенным успехом культурно борется с нами и где наши просветительные усилия до сих пор мало плодотворны и успехи ничтожны, если не плачевны.
Между тем Уфимская губерния лежит не где нибудь в далёкой Азии, а в той же Европейской России, почти рядом с центрами русского просвещения: Казанью, Москвою … Было бы печально для русской культуры, поражением для деятелей русского просвещения, если бы мусульманская культура и образованность в лице татар одержали перевес над нашими просветительными усилиями. Уже не в первый раз отмечаются особые успехи ислама в Уфимской губернии; для ревнителей просвещения последняя даёт широкое поле деятельности и пусть, пока ещё не поздно, приложат здесь свои руки все те, кому надо делать это по долгу или в силу внутренней потребности… ради оживления, освежения и углубления своей жизни. Пусть приложат, пока ещё не поздно…»[153]. Рыбаков, переходя непосредственно к описанию населения Уфимской губернии, подчеркивая преобладание в регион мусульманского населения, оговаривается: «Кроме русских, в Уфимской губернии проживают еще следующие народности: татары, башкиры, чуваши, черемисы, мещеряки, тептяри, мордва, вотяки, евреи и др. И действительно, начинает собственно описание населения губернии именно с татар. Приведем как есть эту его характеристику: «Татары. Отличаясь энергией, подвижностью, они ведут жизнь оседлую, трудовую, промышленною; занимаясь главным образом торговлею даже с отдалёнными местностями Средней Азии , они живут зажиточно, и нередко среди них встречаются богачи.
Он пишет: «Башкиры, своим первым добровольным шагом к добрососедству и союзничеству с русскими, и дали начало России»[142]. Во ведь, не много, но и не мало. Вместе с тем, он же Вахитов отмечает, что автор книги «Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству» А. Усманов ему лично «откровенно рассказывал, как принял партийный заказ на историческое обоснование добровольности подданства башкир русскому царю»[143]. Как-то, то горячо, то холодно, да, и ладно. Мы же к последнему приведём ссылку на работу, скажем так, несколько иного взгляда на это[144]. Однако есть незадача. Столь значимый в истории российской государственности народ более двух веков после того эпохального акта, присоединения ли, вхождения ли, практически не учитывался, не обсчитывался в государстве, не говоря уже о вопросе, что же так значимо присоединилось или вошло в качестве такового в количественном отношении.
Нет, конечно же, были некоторые отрывочные сведения, и по ним строились и строятся многочисленные предположения, экстраполяции, ретроспекции насчет численности башкир, как до этого акта, так и после такового. Не удержимся, не заметить здесь. И который, согласно этому же автору, хотя уже и несколько поредевшим числом, но всё же, трехмиллионным массивом участвовал в том акте присоединения. Не скажу, что при этом не оговариваются насчет не обоснованности этих цифр Мирасова, но ведь приводят[145]. Может для упражнений с головной подкоркой неискушенных читателей? Вона, мол, даже, как думали, как считали за велико численность башкир. Опять же, как бы к слову, башкирские гуманитарии, хотя тоже оговариваясь, ведь часто, и Салавата Галлямова фантазии часто в своих работах приводят. И Аркаимы разные упоминают.
Наверное, тоже для подобных упражнений. Насчёт того, сколько же было присоединенных или вошедших башкир в Русское государство, чаще всего приводят значения за таковое от академика Р. Раиль Гумерович некоторым ретроспек-тивным приемом, башкир вместе с оставшейся частью ногайцев на момент присоединения к России оценивал в около 180—240 тыс. Не густо, не густо, не тот трехмиллионный массивный монолит, или монолитный массив Сагита Мирасова. И к этому нельзя не высказаться об одном очень важном явлении, произошедшем в связи с присоединением края к русскому государству. Это начало массовой и нарастающей миграции в край пришлого населения. Вот что о причинах этой миграции народов Поволжья пишет Д. Среди них самой главной были различия в условиях вхождения Поволжья и Приуралья в состав Русского государства.
А в территориально-административном регионе, носящем название Башкирия условия, были несколько иные»[147]. И к этому, следует добавить, что многие авторы времён Российской империи, отмечая очень, и очень худую, малозначительную численность присоединявшихся тогда башкир, писали, что далее этот народ, как пишут они «башкирцы», очень обогатился в своей численности за счёт пришлого люда. Так, П. С того времени часто они против России бунтовали, а особливо и вообще в 1676, 1708 и 1735 годах»[149]. Не сдержимся, не привести к этому ещё одну выдержку из работы историка Н. Фирсова «Инородческое население прежнего Казанского царства в новой России до 1762 года и колонизация закамских земель в это время» Казань: Унив.
Б. Присоединение Башкирии к России
— Салават Ишмухаметович, почему башкиры решили добровольно присоединиться к России? Текст научной работы на тему «Добровольное вхождение Башкирии в состав России судьбоносное событие в истории многонационального народа страны». События присоединения Башкирии были зафиксированы в шежере и отражены в. Присоединение Башкортостана к России — статья из свободной большой энциклопедии. Премьер-министр Башкирии поделился важной новостью Башкирия: синоптики испугали прогнозом на май В Башкирии обнаружены новые носители смертельно опасного вируса В Башкирию вернётся тепло Радий Хабиров сообщил важную новость Уникальный войлочный. Премьер-министр Башкирии поделился важной новостью Башкирия: синоптики испугали прогнозом на май В Башкирии обнаружены новые носители смертельно опасного вируса В Башкирию вернётся тепло Радий Хабиров сообщил важную новость Уникальный войлочный. Установить причины, характер и последствия присоединения башкортостана к россии.