Картотека детской художественной литературы по темам для детей старшего. Главная» Файлы» Методическая копилка» Картотеки. Картотека художественной литературы для старшей группы.
Художественная литература и ее чтение в старших группах – картотека
Бианки «Лсные домишки», «Грачи», «Прощальная песенка» 4. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» 5. Толстой «Лебеди» 6. Андерсен «Гадкий утёнок». Толстой «Желтухин». Ушинский «Ласточка». Снегирев «Ласточка», «Скворец». Сухомлинский «Пусть будут соловей и жук», «Стыдно перед соловушкой», «Улетают лебеди», «Девочка и синичка», «Коростель и крот» 11.
Пришвин «Ребята и утята». Толстой «Птичка». Соколов-Микитов «Улетают журавли». Воронько «Журавли». Соколов-Микитов; «Улетают журавли» «Ласточки прощаются с родной стороной» 17. Токмакова «Птичка летает» Тема: Наш город. Моя улица.
Александрова «Родина» 2. Михалков «Моя улица». Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…» 4. Баруздин «Страна, где мы живём». Тема: Осенняя одежда, обувь, головные уборы 1. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».
Александрова «Сарафанчик». Михалков «А что у вас?
Чтение стихотворения М. Клоковой «Зима прошла Воробей с березы на дорогу прыг ».
Цели: упражнять в подборе определений к заданному слову. Воспитывать любовь к поэзии. Чтение рассказа В. Воробьёва « Чистюля » Цели: продолжать формировать умение внимательно слушать рассказ, развивать связную речь; расширять знания о перелетных птицах; развивать внимание, память, ; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Толстой чтение произведения. Цель: формировать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать мышление, память. Воспитывать познавательные интересы у детей.
Чтение и обсуждение стихотворения М. Безруких «Разговор о правильном питании » Цель: воспитывать умение у детей отвечать на поставленные вопросы согласно прочитанному. Развивать память. Сенченко «Хлеб святой».
Глинская «Хлеб» - чтение. Цели: расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу; развивать познавательный интерес; Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу. Топелиус 4. Цели: формировать умение осмысливать содержание прочитанного; Связно передавать содержание прочитанного средствами игры; Формировать оценочное отношение к героям сказки.
Цель: знакомить детей с событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны. Формировать умение поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к Родине.
Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Воспитывать уважение к защитникам Родины. Чтение стихотворения В. Гусевой «Родина».
Цели: формировать умение выразительно читать стихотворение; Развивать умение менять силу голоса и интонацию в зависимости от контекста произведения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Чтение стихотворения Е. Трутневой «Победа». Цели: формировать умение эмоционально воспринимать стихотворение, понимать его содержание; стимулировать выражение своих впечатлений в самостоятельных высказываниях.
Разучивание стихотворения «Если свет зажжется красный» С Михалкова. Цель: развивать память, внимание, воспитывать любовь к стихам. Чтение Н Калинина «Как ребята переходили через улицу» Цель: воспитывать умение внимательно слушать, запоминать прочитанное произведение. Чтение В.
Тимофеев «Для пешеходов». Цели: развивать память, слуховое внимание; воспитывать бдительность на дороге. Три чудесных цвета» А. Северный, «Если бы…» О.
Бедарев чтение стихотворений Цель: продолжать знакомить детей с новыми произведениями о правилах дорожного движения, формировать умение эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы. Развивать мышление, познавательные интересы у детей. Воспитывать культуру поведения на дороге. Крылов «Стрекоза и муравей».
Цели: познакомить детей с новым литературным жанром — басней; помочь понять идею басни; воспитывать положительное отношение к труду 2. Чтение словацкой народной сказки « У солнышка в гостях». Цели: продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, используя метод моделирования; запоминать действующих лиц и последовательность событий. Александрова чтение стихотворения.
Цель: продолжать формировать умение детей запоминать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии. Рассказывание «Муравьишки» Е.
Набойкиной сказкотерапия. Цели: осознание главной идеи сказки, пробуждение интереса к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру , их переживаниям; стимулирование ответов детей по содержанию сказки. Моделирование поведения персонажей, выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний страх, беспокойство, радость, удовольствие ; последовательное воспроизведение событий сказки; развитие речи; создание положительного эмоционального настроения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Ламуева Людмила Николаевна План на учебный год по образовательной области «Чтение художественной литературы» старшая группа Период Тема НОД Программное содержание Источники Сентябрь 1 неделя Мы — воспитанники старшей группы Цель : Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Гербова Сентябрь 2 неделя Рассказывание русской народной сказки «Заяц хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки» Цель : Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями : сказкой «Заяц хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки». Гербова Сентябрь 3 неделя Обучение рассказыванию : составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени Цель : Учить детей рассказывать, ориентируясь на план.
Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Гербова 1 неделя Лексические упражнения. Маршака «Пудель» Цель : Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением — перевертышем. Гербова 2 неделя Обучение рассказыванию : описание кукол Цель : Помочь детям составить план описания куклы ; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом.
Гербова 3 неделя Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки Цель : Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» , помочь понять её смысл. Гербова 4 неделя Литературный калейдоскоп Учить : выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят.
Гербова 1 неделя Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение Заверши предложение Цель : Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. Гербова 2 неделя Завершение работы над сказкой Айога Цель : Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя Стр.
Гербова 3 неделя Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков» Цель : Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б.
Трутнева «Грибы» 2.
Катаев «Грибы» 3. Прокофьев «Боровик» 4. Тайц «Про ягоды».
Бианки «лесные домишки», «Грачи». Майков «Ласточка» 4. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» 5.
Толстой «Лебеди» 6. Толстой «Желтухин». Александрова «Родина» 2.
Михалков «Моя улица». Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные» 4.
Ушинский «Как рубашка в поле выросла». Александрова «Сарафанчик». Михалков «А что у вас?
Чарушин «Что за зверь? Остер «Котенок по имени Гав». Толстой «Лев и собачка», «Котенок».
Гримм «Бременские музыканты». Толстой «Белка и волк». Снегирев «След оленя» 4.
Соколов Микитов «Год в лесу» гл. Пушкин «Уж небо осенью дышало» 2. Сибиряк «Серая шейка» 3.
Гаршин «Лягушка путешественница». Пушкин «Зима!.. Крестьянин торжествуя» 5.
Есение «Береза», «Поет зима аукает». Носов «На горке» 2. Ущинский «Проказы старухи зимы» 3.
Андерсен « Снежная королева » 4. Бианки «Синичкин календарь». Даль «Старик годовик».
Горький «Воробьишко» 7. Толстой «Птичка» 8. Ненецкая народная сказка «Кукушка» 9.
Михалков «Зяблик». Маршак «Как печатали книгу? Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк».
Маршак «Багаж». Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике». Сахарнов «Самый лучший пароход».
Саконская «песенка о метро» 5. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице» 6.
Калинина «Как ребята переходили улицу». Маршак «Двенадцать месяцев». Круглый год декабрь 3.
Трутнева «С Новым годом! Воронкова «Таня выбирает елку». Губин «Горка».
Одоевский «мороз Иванович». Заходер «Черепаха». Чуковский «Черепаха» 4.
Киплинг рассказы из книги «Книга джунглей» 5. Житков «Про слона». Сладков «Во льдах».
Браиловская «Наши мамы, наши папы». Осеева «Просто старушка». Я Сегель «Как я был мамой».
Воронько «Мальчик Помогай» 5. Габе «Моя семья». Тувим «Стол».
Маршак «Откуда стол пришел? Маяковский «Кем быть? Сказка в обработке А.
Толстого «Три толстяка». Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Носов «Карасик» 3.
Андерсен «Русалочка». Пермяк «Первая рыбка». Житков «Что я видел».
С Маршак «Мяч» 3. Барто «Веревочка», «Игрушки». Катаев «Цветик семицветик» 5.
Тема: «Приходи, сказка! Продолжать формировать умение вступать в беседу, отвечать на вопросы, задавать их. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи в драматизациях. Воспитывать любовь к сказкам. Словарная работа: упражнять в звукоподражании, активизировать словарь — короб, скалка.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «музыка», «социализация». Тема: «Моя улица» ознакомление с предметами Цель: знакомить детей с предметами ближнего окружения, учить активно участвовать в беседе, использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, предлоги, наречия. Развивать наблюдательность, память, умение определять место положения предметов. Воспитывать интерес к объектам ближайшего окружения. Словарная работа: обогащать словарь — проезжая часть, сигнал светофора, пешеходный переход.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «безопасность», «чтение художественной литературы». Тема: «Приход весны» рассматривание веток деревьев Цель: дать представление о том, что растениям для роста нужна, земля, вода, свет и тепло. Развивать мышление, наблюдательность, умение высказывать свои предположения в простых предложениях. Воспитывать интерес к растениям и желание за ними ухаживать. Словарная работа: активизировать словарь — почки набухли, комнатное растение.
Тема: «Обобщающие слова: воздушный транспорт» Цель: сформировать у детей представления о воздушном транспорте , почему так называется, для чего нужен, кто им управляет, виды самолетов. Закрепить название основных частей, учить сравнивать самолет с вертолетом, вспомнить название других видов транспорта. Развивать активный и пассивный словарь детей. Воспитывать любознательность. Словарный запас: обогащать словарь — воздушный, военный, космос.
Тема: « Пришла весна, потекла вода» Л. Толстой пересказ Цель: учить детей пересказывать короткий литературный текст , отвечать на вопросы по тексту. Развивать наблюдательность, мышление, память, речевое дыхание. Воспитывать эстетические чувства. Словарная работа: активизировать словарь — бережок, ручеек, звонкий.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы». Тема: «Здравствуй, весенняя первая травка! Городецкий заучивание стихотворения Цель: учить детей выразительно наизусть читать литературное произведение; уметь находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний. Развивать образность речи, творческое воображение. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания стихотворения.
Словарная работа: активизировать словарь - весенняя травка, молодой корешок. Интеграция образовательных областей: В. Тема: «День Победы» Т. Белозерова заучивание стихотворения Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.
Воспитывать уважение к защитникам Родины. Словарная работа: активизация словаря - ордена, день Победы, парад. Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «музыка». Тема: «О Родине» чтение произведений Цель: знакомить детей с понятием Родина через художественные произведения. Учить поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их.
Развивать познавательные интересы детей. Словарная работа: активизировать словарь — Родина, фашисты, защитники, пограничники. Тема: «Пых» рассказывание белорусской сказки Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить сопереживать ее героям. Учить отвечать на вопросы по содержанию, использовать в ответах новые слова и выражения. Развивать внимание, мышление, память, закрепить правильное произношение согласных звуков.
Воспитывать интерес к сказкам других народов. Словарная работа: обогащать словарь — урожай, белорусская, хата. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература - это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания.
Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство. Зачем дошкольникам художественная литература К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся: Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации. Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.
Формирование навыка нравственной оценки произведения. Развитие способности к сопереживанию героям. В средней группе дети понимают, что из книг можно узнать много интересного и познавательного В старшей группе список задач расширяется: Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения по главам. Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения. Воспитывается чуткое отношение к художественному слову , умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.
Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям. Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения. Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Без стихов в детском саду не обходится ни одно мероприятие К задачам подготовительной группы относятся: Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова. Развитие у дошкольников чувства юмора.
Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа. Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов. Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать. Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению малышей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать. Какие приёмы и методы можно использовать На занятии по чтению художественной литературы воспитателем применяются следующие методы: Чтение педагога по книге или наизусть.
Такая дословная передача текста сохраняет авторский язык, лучше всего передаёт оттенки мыслей прозаика. Рассказывание пересказ. Это более свободная передача содержания: воспитатель может переставлять слова, заменять их синонимами. Но такая форма повествования даёт больше возможностей для привлечения детского внимания: можно лишний раз сделать паузу, повторить ключевые фразы и т. Инсценирование - метод вторичного ознакомления с литературным произведением.
Заучивание наизусть или пересказ текста дошкольниками в зависимости от жанра произведения. Чтобы занятие прошло успешно, надо учесть следующее: Занятие должно быть эмоционально насыщенным. Прежде всего это касается манеры речи воспитателя, которая должна передавать характер произведения и воздействовать на ум и чувства детей. Ребята должны видеть заинтересованное лицо педагога, его мимику и артикуляцию, а не просто слышать голос. Для этого он должен смотреть не только в книгу, но и на лица детей, чтобы видеть их реакцию.
Прозаические произведения сказки, рассказы можно рассказывать, а не читать. Что касается стихотворений, то они обычно читаются голосом средней громкости хотя некоторые нужно рассказывать тихо или, наоборот, громко и медленно, чтобы дошкольники поняли, о чём идёт речь. Для большей наполненности занятия можно включать в него аудиозаписи например, где К. Чуковский сам читает свои стихотворные сказки. В процессе чтения не нужно отвлекать воспитанников дисциплинарными замечаниями : для этой цели педагог может повысить или понизить голос, сделать паузу.
Дети должны видеть заинтересованное лицо педагога, видеть его мимику во время чтения Лучшему пониманию содержания произведения, усвоению выразительных средств языка способствует многократное чтение. Короткие тексты можно повторять сразу после первичного прочтения. Для произведений большего объёма требуется некоторое время на осмысление, а затем воспитатель перечитывает отдельные, особо значимые части. Напомнить детям содержание материала можно и спустя какое-то время 2—3 недели , коротенькие же стихи, потешки, рассказы можно повторять часто например, на прогулке, в ходе режимных моментов. Обычно ребята любят по много раз слушать полюбившиеся сказки, просят воспитателя рассказать их.
Как объяснять детям незнакомые слова Воспитатель должен объяснять дошкольникам значение незнакомых слов в произведении. Этот приём обеспечивает полноценное восприятие художественного текста : характеров героев, их поступков. Здесь можно использовать различные варианты : по ходу повествования останавливаться на непонятном детям слове и подбирать к нему синонимы например, лубяная избушка зайчика - значит, деревянная; горница - это комната , объяснить незнакомые слова ещё до начала чтения например, перед рассказыванием сказки «Волк и семеро козлят» педагог показывает картинку с изображением козы, проговаривает фразу: «Течёт молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» и наглядно объясняет, что такое вымя у животного. Иллюстрации помогут объяснить значение незнакомых слов Однако не все слова требуют подробного толкования : например, читая старшим дошкольникам «Сказку о рыбаке и рыбке» А.
Организация занятий по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада
- Картотека художественной литературы в старшей группе по ФГОС с целями
- Художественная литература и ее чтение в старших группах – картотека
- Список литературы для чтения в старшей группе детского сада по фгос по лексическим темам
- Перспективно-тематический план по чтению художественной литературы в старшей группе
- муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
- Официальный сайт - Примерный список литературы для чтения детям (от 5 до 6 лет)
Художественная литература и ее чтение в старших группах – картотека
Чтение художественной литературы в старшей группе. Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе Худ литература старшая группа. Перспективное планирование по чтению художественной литературы в старшей группе Сентябрь 1 Рассказы «Что любит Мишка», «Что я люблю» С помощью детской литературы раскрывать детям образы их сверстников, вызвать желание. Образовательная область Чтение художественной литературы Картотека конспектов НОД в старшей группе ДОУ.
Примерный список литературы для чтения детям 5-6 лет (старшая группа)
Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. Аросьевой из сборника сказок К.
Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия.
Для заучивания наизусть Произведения. Маршака; Е. Гернет и Д. Для чтения в лицах Произведения. Коринца; Д.
Дополнительная литература Сказки. Афанасьева; «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. Токмаковой; М. Следите за нами: Список литературы для чтения детям в подготовительной группе -7 лет Апрель 2024.
Цели: формировать умение осмысливать содержание прочитанного; Связно передавать содержание прочитанного средствами игры; Формировать оценочное отношение к героям сказки. Цель: знакомить детей с событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны. Формировать умение поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к Родине.
Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Воспитывать уважение к защитникам Родины. Чтение стихотворения В. Гусевой «Родина». Цели: формировать умение выразительно читать стихотворение; Развивать умение менять силу голоса и интонацию в зависимости от контекста произведения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Чтение стихотворения Е. Трутневой «Победа». Цели: формировать умение эмоционально воспринимать стихотворение, понимать его содержание; стимулировать выражение своих впечатлений в самостоятельных высказываниях. Разучивание стихотворения «Если свет зажжется красный» С Михалкова. Цель: развивать память, внимание, воспитывать любовь к стихам.
Чтение Н Калинина «Как ребята переходили через улицу» Цель: воспитывать умение внимательно слушать, запоминать прочитанное произведение. Чтение В. Тимофеев «Для пешеходов». Цели: развивать память, слуховое внимание; воспитывать бдительность на дороге. Три чудесных цвета» А. Северный, «Если бы…» О. Бедарев чтение стихотворений Цель: продолжать знакомить детей с новыми произведениями о правилах дорожного движения, формировать умение эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы. Развивать мышление, познавательные интересы у детей. Воспитывать культуру поведения на дороге. Крылов «Стрекоза и муравей».
Цели: познакомить детей с новым литературным жанром — басней; помочь понять идею басни; воспитывать положительное отношение к труду 2. Чтение словацкой народной сказки « У солнышка в гостях». Цели: продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, используя метод моделирования; запоминать действующих лиц и последовательность событий. Александрова чтение стихотворения. Цель: продолжать формировать умение детей запоминать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии. Рассказывание «Муравьишки» Е. Набойкиной сказкотерапия. Цели: осознание главной идеи сказки, пробуждение интереса к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру , их переживаниям; стимулирование ответов детей по содержанию сказки.
Моделирование поведения персонажей, выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний страх, беспокойство, радость, удовольствие ; последовательное воспроизведение событий сказки; развитие речи; создание положительного эмоционального настроения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. Ламуева Людмила Николаевна План на учебный год по образовательной области «Чтение художественной литературы» старшая группа Период Тема НОД Программное содержание Источники Сентябрь 1 неделя Мы — воспитанники старшей группы Цель : Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Гербова Сентябрь 2 неделя Рассказывание русской народной сказки «Заяц хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки» Цель : Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями : сказкой «Заяц хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки». Гербова Сентябрь 3 неделя Обучение рассказыванию : составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени Цель : Учить детей рассказывать, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Гербова 1 неделя Лексические упражнения. Маршака «Пудель» Цель : Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением — перевертышем. Гербова 2 неделя Обучение рассказыванию : описание кукол Цель : Помочь детям составить план описания куклы ; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом.
Гербова 3 неделя Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки Цель : Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» , помочь понять её смысл. Гербова 4 неделя Литературный калейдоскоп Учить : выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят. Гербова 1 неделя Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение Заверши предложение Цель : Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. Гербова 2 неделя Завершение работы над сказкой Айога Цель : Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя Стр. Гербова 3 неделя Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков» Цель : Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б.
Житкова «Как я ловил человечков». Гербова 4 неделя Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Цель : Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст , стараясь правильно строить предложения. Гербова Чтение стихотворения о зиме Цель : Познакомить со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой позии. Гербова Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» Цель : Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». Гербова Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» Цель : Вспомнить с детьми произведения С. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».
Гербова Беседа по сказке П Бажова «Серебренное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Наряди елку» Цель : Развивать творческое воображение детей , помогать логично и содержательно строить высказывания. Гербова 1 неделя Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас деда Мороза» Цель : Познакомить детей с новым художественным произведением , помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. Гербова 2 неделя Обучение рассказыванию по картине « Зимние развлечения » Цель : Учить детей целенаправленному рассматриванию картины. Мошковской «Вежливое слово».
Заключительная — итоговая аналитическая беседа педагога с детьми. Детей учат аргументировано формулировать свою точку зрения и самостоятельно рассказывать о своём восприятии содержания произведения, давать оценку характерам и поступкам главных героев 3—5 минут. Виды занятий: Целевое чтение одного произведения. Комплексное чтение нескольких уже знакомых и новых произведений разных жанров, объединённых одной тематикой Новый год, приход весны, лесные животные и т. Объединение произведений, которые представляют разные виды искусства: знакомство с книгой в сочетании с просмотром иллюстраций, слайд, кинофильмов, мультфильмов; художественная литература и фоновое звучание музыкального произведения; чтение с использованием театральной импровизации куклы, игрушки, картонные фигурки. Чтение как структурная часть занятия по развитию речи. Методика проведения занятий Выбор произведения осуществляется в соответствии с такими критериями: возрастные и психологические и особенности восприятия; простота и доступность стиля и композиционного решения, степень увлекательности сюжета; ценность с точки зрения художественного мастерства и воспитательного эффекта; соответствие программным требованиям и педагогическим задачам. Чтение может предварять краткая вводная беседа ознакомительного характера, включающая небольшой рассказ о личности писателя, упоминание других произведений этого автора, с которыми дети познакомились ранее. Далее необходимо озвучить жанр произведения. Заинтересованность и эмоциональную вовлечённость детей в работу усилит удачно подобранные загадка, стихотворение, иллюстрация, фрагмент музыкального произведения или проведённая накануне экскурсия в музей. Во время чтения важно поддерживать близкий эмоциональный контакт с детьми. Чтение должно быть цельным, интонационно и образно-выразительным, не прерываться вопросами и замечаниями в адрес детей. Важно бережно относиться к непосредственной детской реакции, первым впечатлениям и переживаниям от прослушанного произведения, что позволит ребятам в полной мере испытать удовлетворение от общения с книгой, наполнить свой внутренний мир новыми чувствами и мыслями. Серьёзную аналитическую беседу целесообразнее предложить при повторном чтении. Детям пяти-шести лет тяжело справляться с однообразной монотонной работой, поэтому желательно вовремя проводить с маленькими непоседами двигательную, пальчиковую или дыхательную гимнастику, в процессе работы подключать подвижные игры литературной направленности. Картотека тем занятий по художественному чтению в старшей группе Жанровое разнообразие литературы для чтения в старшей группе: Русский фольклор, а также фольклорные произведения народов мира «Как у бабушки козёл», «Ласточка-ласточка», «Дом, который построил Джек», «Веснянка». Русские и зарубежные народные сказки «Царевна-лягушка», «Златовласка». Поэтические и прозаические произведения отечественных и зарубежных авторов А. Пушкин, И. Тургенев, И. Бунин, С. Есенин, В. Драгунский, Н. Носов, Р. Киплинг, А. Литературные сказки В. Бианки, П. Бажов, А. Волков, В. Катаев, Б.
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА» Для старшей и подготовительной группы.
Образовательная область «Чтение художественной литературы» для детей 6-7 лет. ФОП (ДО) дошкольного образования. ФОП художественной литературы на возраст 6-7 лет. Главная» Файлы» Методическая копилка» Картотеки. Картотека художественной литературы для старшей группы. Чтение, заучивание художественной литературы в старшей группе по темам Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Здравствуйте дорогие коллеги.
Безопасность детей летом
Этим Вы развиваете речь малыша, побуждаете его говорить, вслушиваться в слова произведения, готовите к пересказу сказок, к построению диалогов. Или с разной силой голоса: громко — тише — совсем тихо например, слова медведя говорим громко, а такие же слова мышки — очень тихо, почти шепотом — Учите говорить интонационно выразительно: радостно или грустно, удивленно или смело Как спел Колобок свою песенку — испуганно или смело? Давай и мы так же споём — и вместе поем песенку, продолжая читать сказку. Читать нужно ежедневно лучше в одно и то же время и в одном и том же месте. Сначала малыша привлечет необычная обстановка, яркие картинки в книжке, потом он начнет интересоваться ее содержанием. Какие сказки читать детям 2 лет? Русские народные: «Колобок» в обработке К. Ушинского , «Теремок» в обработке М.
Булатова , «Как коза избушку построила», «Козлятки и волк» в обработке К. Ушинского , «Репка», «Маша и медведь» в обработке М. Булатова Три медведя Л. Толстой Н. Как у зайчонка зуб болел. Медвежонок Бурик. Лис и мышонок.
Солнечный заяц и медвежонок. Мамин — Сибиряк. Притча о Молочке, овсяной Каше и сером котишке Мурке» Д. Сказка про храброго Зайца — Длинные уши, косые глаза, короткий хвост С. Сказка о глупом мышонке. Три поросёнка. Кто сказал «мяу».
Цыпленок и утенок и другие. Топтыгин и Лиса. Котауси и Мауси. Федорино горе. Авторские сказки зарубежных писателей: О. Козлик — герой перевод с исп. Га-га-га перевод с англ.
Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду перевод с англ. Ухти — Тухти перевод с англ.
Тема: А. Барто «Снегирь» Цель: углублять интерес к литературе; воспитывать желание к постоянному общению с книгой; расширять читательский опыт за счёт слушания. Тема: К. Аксаков «Мой Марихен так уж мал…» Цель: способствовать восприятию и пониманию текста детьми; развивать речь.
Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Развивать слуховую память. Воспитывать чуткость к художественному слову, желание с помощью стихотворения сделать приятное маме. Чтение сказки «Златовласка» Учить детей внимательно слушать, запоминать последовательность действий, рассказывать о развитии сюжета. Чтение М. Цветаева «У кроватки» Познакомить с жизнью и творчеством поэтессы М. Воспринимать на слух художественное произведение, определять особенности поэтического творчества, размышлять над его содержанием. Чтение «Как братья отцовский клад нашли» закрепить представления о родственных отношениях. Подвести детей к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми, человек узнается по его делам.
Чтение английской народной песенки «Старушка» в переводе С. Учить детей отслеживать свое эмоциональное состояние, его изменения, вызванные произведением, рассказывать о том, понравилось ли стихотворение. Посуда» Чтение К. Чуковский «Федорино горе» Закреплять умение детей понимать нравственный смысл прочитанного; мотивированно оценивать пос-тупки героев. Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию. Систематизировать знания о посуде. Воспитывать желание быть опрятным. Чтение стихотворения С. Маршака «Откуда стол пришел?
Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать его идею. Закреплять представления детей о жанровых особенностях литературных произведений. Рассказывание сказки «Лиса и кувшин» Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своем впечатлении от новой сказки. Чтение Р. Сеф «Совет» Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Даниил Хармс «Самовар Иван Иванович». Обувь» Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» Ушакова, 228, 94; Гавриш, 93 Учить детей понимать юмор, комичность ситуации, уточнить представления об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Чтение рассказа Н.
Носова «Заплатка» Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить отвечать на вопросы по содержанию, вызывать желание послушать другие его произведения. Помочь детям вспомнить известные им рассказы Чтение рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле вырасла» Дать представления о русском национальном костюме. Рассказать детям о выращивании и обработке льна, ткачестве. Воспитывать культуру речевого общения, уважения к труду взрослых, интерес к произведениям устного народного творчества. Чтение русской народной сказки «Как старуха нашла лапоть» познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры — сказками, развивать интерес к русским народным сказкам, воспитывать желание читать их. У кого какая обувь. Андерсен «Новое платье короля». Катаева «Цветик-семицветик».
Гавриш,190; Ушакова ,165 276 Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки. Развивать умение выслушивать ответы товарищей. Воспитывать любовь к художественной литературе. Чтение Д. Родари «Волшебный барабан» Гавриш,115 Формировать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев. Развивать связную речь, учить использовать образные выражения. Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков» Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков».
Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства» Гавриш,196 Познакомить с творчеством В. Формировать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, оценивать поступки и действия героев. Чтение чешской сказки «Три золотых волоска Деда-Всеведа» в переводе с чешского Н. Формировать у детей умение воспринимать образное содержание сказки; выделять выразительно-изобразительные средства, отвечать на вопросы по содержанию, рассказывать о своих впечатлениях, понравившихся героях, их лучших качествах. Природа зимой» Чтение стихотворений С. Есенина «Береза». Гавриш,184; Ушакова ,161 Учить вслушиваться в ритм и мелодику стихотворения, видеть красоту русской природы, передаваемую автором художественным словом. Учить чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения.
Чтение рассказа «Проказы старухи-зимы». Константин Ушинский Познакомить детей с новым произведением о зиме; выявить и обобщить знания детей о зиме, о признаках зимы. Развивать устную речь, внимание, мышление, память. Чтение стихотворений о зиме Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. Заучивание потешки «Ты мороз, мороз, мороз» в обработке И. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Помочь запомнить потешку, учить рассказывать ее, используя соответствующие содержанию средства выразительности. Чтение стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер».
Помочь детям понять содержание стихотворения, его настроение. Прививать любовь к поэтическому слову, развивать воображение. Познакомить со словацкой сказкой в обработке С. Уточнить и закрепить знания детей о месяцах года. Калинина «Про снежный колобок». Учить детей близко к тексту рассказывать короткие рассказы интонационно выразительно. Формировать навык перевода косвенной речи в прямую речь. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
Носова «На горке» Продолжать учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня». Приобщать детей к поэзии. Помогать запоминать и выразительно читать стихотворения. Развивать память, артистические способности. Чтение песенки «Как на тоненький ледок», чтение рассказа «На катке» В. Осеева Продолжать знакомить детей с произведениями фольклора, учить вслушиваться в мелодику поэтического текста; развивать связную речь, творческое воображение, наглядно-образное мышление, прививать интерес к чтению; воспитывать доброе, уважительное отношение детей друг к другу, к окружающим, отзывчивость, продолжить работу по формированию высоких нравственных чувств.
Чтение стихотворения Саши Чёрного «На коньках». Учить детей слушать внимательно, чувствовать настроение героя. Развивать образное мышление, связную речь. Зимующие птицы. Чтение басни «Ворона и лисица» Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста. Развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни. Воспитывать чесность и доброту. Бианки «Сова» Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения.
Познакомить с новым произведением; обнаруживать приём оживления; в сказке каждый овощ, фрукт автор наделил особой внешностью, характером; обсудить характеры героев; формировать личностные качества: честность, ответственность, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим людям.
Воспитывать у детей интерес и любовь к сказкам.. Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка». Затулина стр. Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последова-тельность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами. Чтение руской народной сказки «Вершки и корешки» Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос.
Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы. Чтение В. Сутеев «Мешок яблок» Расширять знания детей о современных сказках. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки, о понятиях «народная» и « литературная » сказка. Развивать умение выслушать другого и прийти к общему мнению, решению. Ягоды» Чтение П. Синявский «Грибная электричка» Формирование у детей представление о съедобных и несъедобных грибах. Сформировать понятие, что в пищу можно употреблять только съедобные грибы и после обработки. Развивать у детей логическое мышление , умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Катаев «Грибы» уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах; Учить детей рассказывать не торопясь, находить нужные слова , выражения говорить достаточно громко. Упражнять в правильном произношении всех звуков. Воспитывать скромность, наблюдательность и доброжелательность к ответам и рассказам других детей, воспитывать сдержанность. Загадывание загадок про ягоды. Чтение Я. Тайц «По ягоды» знакомство с новым рассказом Я. Тайца « По ягоды ». Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном; продолжать работу на дразвитием речи , пополнять словарный запас. Прививать любовь и бережное отношение к природе, уважение и заботу к старшим.
Александрова «В грибном царстве». Дрозд и грибы. Мы в лесу. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» развитие интереса к слушанию литературного произведения Д. Мамина-Сибиряка " Серая Шейка ". Способствовать установлению связи в содержании произведения; побуждать к проявлению постоянного общения с книгой. Чтение стихотворения Е. Мой город» Чтение рассказа С. Баруздина «Страна, где мы живем» Учить детей внимательно и заинтересованно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию.
Закреплять умение запоминать последовательность развития сюжета. Воспитывать любовь к Родине, своему городу, окружающим людям. Чтение стихов Истринских поэтов о родном крае , городе. Развивать устную речь, формировать умение анализировать признаки осени, способствовать развитию творческих способностей детей, воспитывать любовь к родной природе Заучивание стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря, океаны». Затулина, 157 Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить отвечать на вопросы по тексту. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать любовь к Родине.
Драгунского «Сверху вниз, наискосок» Продолжать знакомить детей с рассказами В. Драгунского, помочь понять характеры и поведение героев, вызвать эмоциональный отклик. Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. Чтение Н. Рубцов «Привет, Россия! Воспитывать любовь к Родине, к родной природе, патриотизм. Чтение З. Александрова: «Родина» Познакомить со стихотворением «Родина».
Развивать эмоционально-чувственное отношение к природе, к Родине. Ушинский: «Наше Отечество» отрывок познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами и поговорками о Родине; формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, соотносить её с пословицей, формировать представление о большой и малой Родине, способствовать осознанию значения Родины для каждого человека воспитывать любовь к Родине, уважение к её истории, гражданственность. Толстого «Осень, обсыпается весь наш бедный сад.. Учить соотносить картины природы, описываемые в стихотворении, с наблюдаемыми ее осенними изменениями. Гаршин «Лягушка-путешественница» знакомство со сказкой В. Гаршина «Лягушка путешественница»; обеспечение целостного восприятия и понимания текста. Чтение И. Бунин «Первый снег» Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.
Чтение стихотворения «Встреча зимы» Никитин Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Познакомить детей с новым стихотворением, помочь почувствовать красоту и выразительность языка, прививать чуткость к поэтическому слову. Толстого , помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам сказки. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» Затулина, 112 Приобщать детей к поэзии. Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихотворение о маме. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений.
Развивать слуховую память. Воспитывать чуткость к художественному слову, желание с помощью стихотворения сделать приятное маме. Чтение сказки «Златовласка» Учить детей внимательно слушать, запоминать последовательность действий, рассказывать о развитии сюжета. Чтение М. Цветаева «У кроватки» Познакомить с жизнью и творчеством поэтессы М. Воспринимать на слух художественное произведение, определять особенности поэтического творчества, размышлять над его содержанием. Чтение «Как братья отцовский клад нашли» закрепить представления о родственных отношениях. Подвести детей к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми, человек узнается по его делам. Чтение английской народной песенки «Старушка» в переводе С.
Учить детей отслеживать свое эмоциональное состояние , его изменения, вызванные произведением, рассказывать о том, понравилось ли стихотворение. Посуда» Чтение К. Чуковский «Федорино горе» Закреплять умение детей понимать нравственный смысл прочитанного; мотивированно оценивать пос-тупки героев. Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию. Систематизировать знания о посуде. Воспитывать желание быть опрятным. Чтение стихотворения С. Маршака «Откуда стол пришел? Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать его идею.
Закреплять представления детей о жанровых особенностях литературных произведений. Рассказывание сказки «Лиса и кувшин» Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своем впечатлении от новой сказки. Чтение Р. Сеф «Совет» Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Даниил Хармс «Самовар Иван Иванович». Обувь» Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» Ушакова, 228, 94; Гавриш, 93 Учить детей понимать юмор, комичность ситуации, уточнить представления об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка» Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить отвечать на вопросы по содержанию, вызывать желание послушать другие его произведения.
Помочь детям вспомнить известные им рассказы Чтение рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле вырасла» Дать представления о русском национальном костюме. Рассказать детям о выращивании и обработке льна, ткачестве. Воспитывать культуру речевого общения, уважения к труду взрослых, интерес к произведениям устного народного творчества. Чтение русской народной сказки «Как старуха нашла лапоть» познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры — сказками, развивать интерес к русским народным сказкам, воспитывать желание читать их. У кого какая обувь. Андерсен «Новое платье короля».
Сказки для старшей группы
Список произведений художественной литературы для чтения детям по. Перспективный план "Чтение художественной литературы" календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа) на тему Чтение художественной литерату. 6. Чтение и обсуждение поэтического произведения Г. Ладонщикова «Вместе с дедушкой».
Примерный список литературы для чтения детям (от 5 до 6 лет)
Перспективный план по чтению художественной литературы для младшей группы по программе «Детский сад 2100» в соответствии с ФГТ с учетом тематического планирования. 4. Чтение художественной литературы: «Айболит». Цели: продолжать приобщать детей к отечественной детской художественной литературе. Перспективно-тематическое планирование Чтение художественной литературы в старшей группе. Программные задачи "Художественная литература" для детей 7 года жизни. Перспективный план "Чтение художественной литературы" календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа) на тему Чтение худ литературы перспект.
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ
- Список литературы для чтения в старшей группе детского сада по фгос по лексическим темам
- Чтение художественной литературы в старшей группе детского сада по ФГОС
- Чтение художественной литературы в старшей группе детского сада по ФГОС
- Картотека ЧХЛ старшая группа
Перспективное планирование по ОО «Речевое развитие». Ознакомление с художественной литературой
Для чтения в лицах Произведения. Картотека детской художественной литературы по темам для детей старшего. СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ картотека по художественной литературе (старшая группа). развивать интерес к художественной литературе. Список произведений художественной литературы для чтения детям по.