Новости ирон дзырдуат

Ирон-уырыссаг-англисаг дзырдуат Текст = Осетинско-русско-английский словарь = Ossetic-russian-english dictionary: в 2 т. / ФГБУН Северо-Осетинский. 2007 азы мыхуыры рацыдис ирон æвзаджы æмбарынгæнæн дзырдуаты фыццаг чиныг. Нæ ирон уарзон газет «Рæстдзинад»-ы арæх бакæсæн вæййы цымыдисаг æрмæджытæ: фыдæлтыккон хабæрттæ, нæ диссаджы æгъдæуттæ, нæ разагъды лæгты тыххæй.

Конкурс «Ирон аив дзырды дæсны» («Мастер осетинского художественного слова»)

ныр дзырдуат канд орфографион нæу, фæлæ сси ирон æвзаджы цавдон дзырдуат дæр. – теперь (этот) словарь не только орфографический, но и словарь ударений. Ирон дзырдуат - онлайн поиск. В эфире телеканала – новости о событиях в регионе, стране и мире, а также просветительские программы о культуре. Хистæр скувы, цæмæй бинонтæн, сыхбæстæн, ирон адæмæн сæ фыдбылызтæ, сæ низтæ зæронд азы баззайой, зæронд азы хорздзинадæй цы уыд, уыдон та Ног азмæ рахизой. Цавæр дзырдтæй хъæздыг у ирон литературæйы патриархы æвзаг? Ирон-уырыссаг-англисаг дзырдуат Текст = Осетинско-русско-английский словарь = Ossetic-russian-english dictionary: в 2 т. / ФГБУН Северо-Осетинский.

УАРЗТА ИРОН ФЫНДЖЫ ÆГЪДÆУТТÆ, ИРОН УÆЗБЫН НЫХАС ÆМÆ ИРОН АДÆМЫ

Нæ ирон уарзон газет «Рæстдзинад»-ы арæх бакæсæн вæййы цымыдисаг æрмæджытæ: фыдæлтыккон хабæрттæ, нæ диссаджы æгъдæуттæ, нæ разагъды лæгты тыххæй. Об этом пишет РИА Новости со ссылкой на видео рейда отряда специального назначения «Викинг», которое оказалось в распоряжении редакции. НОВОСТИ РЕН-ТВ | Израильский полицейский выжил в резне ХАМАС Задержания в Дагестане. С целью популяризации традиционного мировоззрения осетинского народа "Ирон аегъдау" на базе ДДТ был проведен районный конкурс "Ирон даен аез!", организатором которого является. 39. Бигъуылаты Б. Лингвистон Терминты: Уырыссаг-ирон цыбыр дзырдуат.

Ирон дайджест №2

Ru Иракская "Хезболла" угрожает возобновить нападения на американские войска 2024-04-22 Kurdistan. Ru Союз женщин Курдистана заявил, что 5 группировок в Синджаре эксплуатируют и похищают девушек 2024-04-22 Kurdistan. Ru Барзани обещает поддержать езидов 2024-04-22 Kurdistan. Ru В Иране преподавательница курдского языка приговорена к 11 годам тюрьмы 2024-04-22 Kurdistan.

Реалии, Фактограф, Север.

Минина и Д. Боровский Тюменского района Тюменской области, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона, Украинская повстанческая армия, Тризуб им.

В Реком на праздник собирались со всех концов Осетии.

Женщины и дети к нему не допускались. Нельзя было проезжать мимо верхом, следили за тем, чтобы в районе святилища не прошли ослы и другие "нечистые" животные. Основным видом жертвоприношения считались животные бараны, быки белой масти , которых заранее отбирали из стада.

В экономике надо быть смелее, наступило время реформ. Какой-то закон что-то не позволяет, берите то, что есть лучшее в мире. Не надо проводить эксперименты, просто нужно брать лучшие примеры, изучать, в чем успех других маленьких, но успешных государств. Если действовать по шаблонам, все будет тормозиться. Сейчас в республику пойдет труизм, готовьтесь к туризму.

Но нет сервиса. А это наше лицо. Надо делать хорошие дорожные комплексы для туристов. Если по маршруту Цхинвал-Владикавказ поедет открытый автобус, как в Европе… Самая красивая дорога на планете — это Цхинвал-Владикавказ. Туристы будут сюда ездить, но для них надо делать инфраструктуру.

Красное вино и сыр — за этими двумя вещами люди семьями едут в Испанию, Австрию, другие страны. Цхинвальское вино и квайсинский сыр — из этих двух позиций можно такой бизнес сделать… Над национальными брендами надо работать, марку товаров из Южной Осетии надо держать на высоте, а не гоняться за деньгами. Дороже имени ничего нет. А люди должны мечтать выпить глоток цхинвальского вина. Они могут любые деньги отдать за качественный товар.

Особенно, за еду. Мы можем зарабатывать огромные деньги на продаже образа жизни. Связать долголетие с чистой водой, воздухом, природой. На 90 процентов все создал бог и лишь 10 процентов надо сотворить человеческими руками. Сервис, в первую очередь.

И лучше, чтобы над этим начали работать мы, а не оставляли это будущим поколениям. В Южную Осетию с вами приехала еще одна группа бизнесменов из поднебесной, которая, насколько известно, будет заниматься оценкой состояния Квайсинских рудников и их перспектив. Какие планы в этой области? Я им рассказал про рудники, и когда узнали, что я еду на малую родину, они заинтересовались и захотели приехать. Здесь я, конечно, что-то обещать не могу.

Сами рудники очень хорошие, там запасов на триста лет. Но для восстановления этих шахт нужны миллиарды. Это очень дорогая вещь. Плюс логистика. Чтобы это было экономически выгодно и правильно, надо делать полный цикл, чтобы уже здесь получать готовую продукцию, свинцовые и цинковые заготовки делать на месте.

Для строительства нужна еще и энергетика. И так как мы провели сюда газ, то его одного достаточно, чтобы обеспечить республику электроэнергией. Газ может дать электричество, тепло и другие вещи. По расчетам и в теории это восстановление рудников возможно. Но насколько это получится?

В любом случае, положительный эффект приезда китайских коллег в том, что начинается глубокая проработка Квайсинских шахт. Но ни один уважающий себя специалист не может с первого раза дать какие-то предположения и прогнозы, пока все не изучит. Я верю, что все возможно. Я это вижу, как специалист, как производственник. Надо сказать, что китайские компании очень смелые.

Они прекрасно знают и политическую ситуацию, но они смелые и шустрые.

«Ирон фœндыр» выявил лучших

Гуырдзиаг-ирон дзырдуат Санакоев П. КраткийРусско-Польский разговорник с указанием произношения. Переводчик тлмацгнг перед раз, разм. Новый осетинско-русско-китайский словарь на устройства andoid. Осетинско-русский и русско-осетинские электронныесловари. Комментарии к статье 0 Версия для печати. Составители, работая Над данным словарём, не могли пройти мимо трехтомногоОсетинско-русско-немецкого словаря Вс. Русско-осетинский словарь редактор Исаев М. Тбилиси, 1977. Ирон орфографион дзырдуат [Орфографический словарьосетинского языка].

Фскарпаты облсты фысджыты уацмыст иронтлмацы 1975 , куыд с фольклоры мбырдгнджыт ныффыстой ирон хъуты. Ирон-Уырыссаг дзырдуат. Осетинско-русский словарь под редакцией А. Касаева, Редактор издания Гуриев Т. Толковый словарь ирон. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Эти горцы сами себя называют «ироны», а свою страну — Иронистан. Иронистан, наряду с Дигорией Великая Кавказская стена и проникновение иранской культуры на Кавказ Главный Кавказский хребет уже в древности становится местом ожесточенного противостояния государств Древнего Востока и племен, проживавших к северу от него. Несмотря на то, что этот грандиозный горный массив являлся мощной естественной преградой на пути воинственных племен Северного Кавказа, он, тем не менее, не мог сдержать их натиска на юг.

Ассирия и Урарту держали специальные воинские части у проходов Главного Кавказского хребта, чтобы как-то противостоять частым вторжениям «северян». Но поистине масштабной и тщательно разработанной эта стратегия стала при Сасанидах и Византии. Сасанидские и византийские цари не просто расквартировывали войска у горных проходов и перевалов, но начали интенсивное строительство специальных крепостей, в которых они поселяли не просто воинский контингент, но и обслуживающий персонал, семьи и т. Основные пути через Кавказские горы проходили через Дербент, Дарьял, Клухор и Сухуми, главными из которых считались первые два прохода. Еще в древности «северные племена» проходили по этим путям в Закавказье и далее к югу к богатым городам. На юге основными «политическими игроками» были Иран, Римская империя и ее наследница Византия и Арабский Халифат. Защитой западных Кавказских проходов, то есть Клухорского перевала и Абхазского побережья Черного моря был больше заинтересован Рим, а затем сменившая его Византия. Таким образом, была построена так называемая «Великая Абхазская стена» см. Эта оборонительная стена протянулась от реки Келасур по ущельям и горам Абхазии вплоть до устья реки Ингури.

Её длина составила 160 км! Охрану башен и крепостей западного Закавказья выполняли как сами византийцы, так и грузинские лазы, менгрелы и абхазо-адыгские племена. Карта 1. Абхазская стена. Сверху образец карты путешественника XVII в. Арканджело Ламберти. На западном побережье Каспийского моря рядом с современным городом Дербентом, где Кавказские горы оставляют лишь узкую полосу низменности, с древности проходил единственный удобный путь из степей Юго-Восточной Европы на Ближний Восток. Этот путь древние источники называли по-разному - Каспийскими воротами, Дербентскими от перс. Узкие ворота , Железными воротами, Баб Ал-Абваб араб.

Рисунок 1. Горная стена Дербента. Рисунок неизвестного автора XVII в. Чтобы надёжно закрыть границу для племен Северного Кавказа, велось строительство каменной крепостной стены, которая протянулась вдоль Кавказского хребта от Дербента до древнего иранского оборонительного комплекса, который возведён был еще Аршакидами, то есть до сооружения известного как «Врата против аланов», т. Цари персидские, в особенности Ездигерд сын Бахрама Гура, Кавад и его сын Ануширван, переселили сюда целые колонии из разных областей Ирана, основали здесь города и крепости, развалины которых видны и поныне. Описывая восточно-кавказские оборонительные сооружения, арабский путешественник Масуди пишет: «Гора Кабх Кавказ — великая гора, занимающая огромную площадь. Она вмещает много царств и народов. На ней живут семьдесят два народа, каждый из которых имеет своего царя и язык, отличный от других. Эта гора имеет много отрогов шиаб и долин.

Город ал-Баб вал-Абваб Врата горных] проходов стоит на одном из отрогов шиаб и построил его Кисра Ануширван между горой и Хазарским морем. Каждые три мили, или больше или меньше, в зависимости от дороги, для которой служили ворота, Ануширван построил железные ворота 3. С внутренней стороны у каждых ворот он поселил отдельные племена, чтобы охранять ворота и примыкающую часть стены; все это для отражения опасности со стороны народов, живущих по соседству с этой горой, а именно от хазар, аланов, различных тюрков, сарирцев и других неверных» 4. Ал-Масуди сообщает о мили 1 фарсах железных воротах, а длина Кавказской стены между Ширваном и Аланом, построенная Ануширваном, составляет 40 фарсахов, которая равно «240 км» 5. Но до Аланских ворот даже если по прямой провести черту, то выходит расстояние получается более 350 км. Скорее всего, Масуди не мог знать точное расстояние между воротами и называл приблизительную цифру. Стену между Дербентом и Дарьялом в совокупности с Келасурской стеной Абхазии по праву можно назвать Великой Кавказской стеной.

Другое Новости День молодежи отметили в Южной Осетии национально-культурным мероприятием «Ирон хъазт» народные танцы. Праздничный вечер проходил в Пионерском парке Цхинвала на уже традиционной площадке рядом с композицией "Я люблю тебя Цхинвал", куда собрались сотни горожан - выпускники школ, студенты, мамочки с детьми и цхинвальцы старшего поколения.

И почему? Потому что есть исторические примеры, когда языку угрожала полное исчезновение и, тем не менее, он не только не исчез, но расцвел. Один такой пример - это пример Чехословакии. Чехословакия входила в состав Австро-Венгерской монархии в прошлом веке, вплоть до первой мировой войны. И немецкий язык усиленно насаждался в школах, в печати, повсюду, где только можно, насаждался немецкий язык, и создавалось такое впечатление, что для чехов или венгров, особенно для интеллигенции, говорить на родном языке стало даже как-то неудобно, потому что казалось, что это язык второсортный, а немецкий - это настоящий язык. И многие чехи уже думали: «Да, видно нашему языку уже не выжить, видно наш язык исчезнет».

К такому выводу приходили многие интеллигенты, но вдруг наступил перелом. Возникло движение среди чешской интеллигенции. Движение за родной язык. Возглавлял это движение историк Франтишек Палацкий. Он написал книгу на немецком языке, потому что он как ученый, как историк на чешском языке не мог писать, потому что чешский язык считался не пригодным для научной литературы. Так вот он написал «История Богемии» в то время Чехия называлась Богемия.

И вот эта книга, наряду с другими факторами с другими выступлениями сыграла решающую роль в том повороте, о котором я говорю. Повороте в пользу родного языка. Я уверен, что наш язык будет жить, потому что в нем постоянно будет происходить тот процесс, который происходил в середине прошлого века в Чехословакии. Процесс внутренней духовной консолидации и … надо помнить: «Дерево рушится, если подсечь его корни в земле, язык погибнет, если подсечь его корни в семье».

Напомним, 15 мая в Осетии отмечают День осетинского языка и литературы. Дата праздника связана с днем выхода в свет в 1899 году книги основоположника осетинского литературного языка Коста Хетагурова «Ирон фандыр» «Осетинская лира».

Ирон дзырдуат

Празднику, посвященному гению осетинского народа Коста Хетагурова. Хочу отдельно отметить работу членов жюри — это Фатима Пагиева, Дзамбулат Сидаков и Роза Танделова, - подчеркнула Елена Кастуева, председатель Комитета молодежной политики, физической культуры и спорта.

На западном побережье Каспийского моря рядом с современным городом Дербентом, где Кавказские горы оставляют лишь узкую полосу низменности, с древности проходил единственный удобный путь из степей Юго-Восточной Европы на Ближний Восток. Этот путь древние источники называли по-разному - Каспийскими воротами, Дербентскими от перс. Узкие ворота , Железными воротами, Баб Ал-Абваб араб.

Рисунок 1. Горная стена Дербента. Рисунок неизвестного автора XVII в. Чтобы надёжно закрыть границу для племен Северного Кавказа, велось строительство каменной крепостной стены, которая протянулась вдоль Кавказского хребта от Дербента до древнего иранского оборонительного комплекса, который возведён был еще Аршакидами, то есть до сооружения известного как «Врата против аланов», т. Цари персидские, в особенности Ездигерд сын Бахрама Гура, Кавад и его сын Ануширван, переселили сюда целые колонии из разных областей Ирана, основали здесь города и крепости, развалины которых видны и поныне.

Описывая восточно-кавказские оборонительные сооружения, арабский путешественник Масуди пишет: «Гора Кабх Кавказ — великая гора, занимающая огромную площадь. Она вмещает много царств и народов. На ней живут семьдесят два народа, каждый из которых имеет своего царя и язык, отличный от других. Эта гора имеет много отрогов шиаб и долин. Город ал-Баб вал-Абваб Врата горных] проходов стоит на одном из отрогов шиаб и построил его Кисра Ануширван между горой и Хазарским морем.

Каждые три мили, или больше или меньше, в зависимости от дороги, для которой служили ворота, Ануширван построил железные ворота 3. С внутренней стороны у каждых ворот он поселил отдельные племена, чтобы охранять ворота и примыкающую часть стены; все это для отражения опасности со стороны народов, живущих по соседству с этой горой, а именно от хазар, аланов, различных тюрков, сарирцев и других неверных» 4. Ал-Масуди сообщает о мили 1 фарсах железных воротах, а длина Кавказской стены между Ширваном и Аланом, построенная Ануширваном, составляет 40 фарсахов, которая равно «240 км» 5. Но до Аланских ворот даже если по прямой провести черту, то выходит расстояние получается более 350 км. Скорее всего, Масуди не мог знать точное расстояние между воротами и называл приблизительную цифру.

Стену между Дербентом и Дарьялом в совокупности с Келасурской стеной Абхазии по праву можно назвать Великой Кавказской стеной. Правда, сегодня от внушительного раннесредневекового оборонительного сооружения остались редкие развалины отдельных башен и крепостей. Эта горная стена, уходящая от Дербентской крепости далеко на запад в Кавказские горы сравнима по значению с Великой Китайской стеной. Арабских географов о народах и населении этого края в эпоху арабского владычества, начнем со слов Йакут ал-Хамави: «Это Дербент один из крупных и важных пограничных городов. Он окружен многочисленными врагами и разноязычными народами.

Рядом с городом есть большая гора, известная под названием «Волк», на вершине которой ежегодно собирают много дров, чтобы в случае нужды разводить огонь и предупреждать жителей Азербайджана и Аррана о наступлении врагов, если они нападают неожиданно. Передают, что в горах, тянущихся от Баб Ал-Абваба, живет более семидесяти народов, каждый из которых говорит на особом языке, которого не понимает его сосед. Сасанидские цари придавали этому краю большое значение в виду его важности и внимательно следили за всеми его делами [из-за страха перед вторжением северных племен]. Поэтому для [обороны] этого места были назначены стражи из переселенцев из разных стран и из людей, пользующихся у них доверием». Видимо, так же назначались иранские наместники, которые контролировали бы местных охранников.

Точно так же поступали арабы, когда завоевали эти земли. Арабы так же поместили в проходах своих военачальников. Так, в 852 г. Жители окрестностей Аграна были им переселены из Хорасана. Местопребыванием этого эмира также был Агран 6.

В Мускуре, в Кюринском владении и в Ахты он поселил некоторое число жителей из Фарса и поставил над ними эмирами из своего дома. Когда Ануширван устроил, таким образом, пограничные дела и возвратился, то хакан овладел Гельбахским округом и оставил в городе Агране 7 эмира своих войск. Далее Бакиханов пишет: «Все население магалов, расположенных между городами Шемаха, Кудиал Куба 8 , как то: Геуз, Лагич и Кошунлу в Ширванском, Бармак, Шешпара 9 , нижняя часть Будуха 10 в Кубинском уезде и весь уезд Бакинский, исключая шесть деревень терекеме или туркменов, говорят на том же языке, что свидетельствует об их персидском происхождении» 11. Табасаран этнически был разнородным. Наряду с коренными жителями, здесь были колонии персидских поселенцев, а также арабских семей.

Правитель владения носил титул табасараншах 12. Табасаране, пишетБакиханов, в селениях: «Джалкан, Рукал, Камах, Магатир, Зиднан, Гумейди, Мутаги и Билхади, находящихся близ развалин города, основанного Ануширваном в связи с Дербендскою стеною, говорят на языке татов, одного из наречий древнеперсидского языка 13. Это дает возможность полагать, что они были жителями данного города, но по разорении его они переселились в окрестные деревни. В этом городе близ деревни Бильгяди есть ворота удивительной работы: их можно принять за Баб ал-хадид Железные ворота , часто встречаемые в истории, а сама деревня может быть от них получила название, которое впоследствии стало Бильгади» Потомков ираноязычного населения современные этнологии так же связывают с размещенными гарнизонами и поселенными колонистами. И таким образом, считают историки, здесь появились ираноязычные таты 15 , которые до сих пор живут как в Азербайджане, так и в Дагестане.

Карта 2. Этническая карта Кавказа. Кроме этого, Сасанидские шахи проводили набор всадников в Закавказье, которые затем отправлялись в далекие восточные и закаспийские гарнизоны. Большинство отправленных туда воинов обратно не возвращались 16. Затем почти на всей территории распространился зороастризм, чему способствовало переселение Хосровом I в Дербент и его окрестности персов.

В это же время, вероятно, здесь появляются предки современных горских евреев, говоривших на иранском наречии. Трудно сказать, как это происходило: действовали ли враги измором, или помогала измена, переходили ли в руки "северных племен" только нижние укрепления у моря, или сдавалась сама цитадель. В «Истории агван» в одном месте описывается переход армии Тюркютского кагана Джебу-хакана «князя севера, владыки всей земли, и царя всех царей»: «Он Джебу хакан отправил отборных воинов-всадников, искусных лучников, числом в одну тысячу, которые внезапно перешли через ворота Чора, пренебрегая внутренней стражей города и другими отрядами персидского царя, посланными туда для охраны великих ворот. Как орлы, пролетели они вдоль большой реки Куры, не щадя никого из тех, кто попадался им, они держали путь через страну иверов и егеров». Как известно, Дарьяльский проход расположен в Центральном Кавказе на севере Грузии, относительно недалеко от города Тбилиси.

Движение за родной язык. Возглавлял это движение историк Франтишек Палацкий. Он написал книгу на немецком языке, потому что он как ученый, как историк на чешском языке не мог писать, потому что чешский язык считался не пригодным для научной литературы. Так вот он написал «История Богемии» в то время Чехия называлась Богемия. И вот эта книга, наряду с другими факторами с другими выступлениями сыграла решающую роль в том повороте, о котором я говорю. Повороте в пользу родного языка.

Я уверен, что наш язык будет жить, потому что в нем постоянно будет происходить тот процесс, который происходил в середине прошлого века в Чехословакии. Процесс внутренней духовной консолидации и … надо помнить: «Дерево рушится, если подсечь его корни в земле, язык погибнет, если подсечь его корни в семье». Санахъоты Ф. Стыр куыст бакодтой Цыбырты Л. ССГ-йы директор Басишвили В. Это будет скромный знак моей благодарности Южной Осетии, общественности Южной Осетии, за все что она для меня сделала.

Я представляю себе технически это дело так: на первых порах библиотека не будет вливаться в какую-нибудь Цхинвальскую библиотеку, а будет размещена у меня в доме. Для того, чтобы кто-нибудь заведовал этой библиотекой, так сказать, следил за ним, чтобы там было все цело. Ну, техническая работа такая, составление каталогов. Я надеюсь, что это возьмет на себя Ксения Григорьевна.

Гуриев обращал внимание на нерешенные проблемы осетиноведения, со всеми трудностями их комплексной разработки. Ему помогало и то, что он сам, кроме родного осетинского, русского и монгольского, знал еще несколько иранских, славянских и западноевропейских языков.

Анализируя научное наследие Гуриева, автор делает акцент на природном таланте ученого, выделяет его глубокий ум, научную эрудицию, страстную увлеченность своим делом, отмечает необычайную широту интересов, энциклопедические знания и целостность научного мировоззрения. В статье также обосновывается умение Гуриева работать с молодыми исследователями и анализируется вклад, сделанный ученым в развитие науки в качестве председателя Ассоциации ученых РСО-Алания. Акцентируется внимание на деятельности Гуриева как популяризатора науки, его роль по объединению и консолидации литераторов республики, издательская, переводческая и широкая общественная деятельность. Ключевые слова: Тамерлан Александрович Гуриев, научное наследие, осетинское языкознание, фольклористика, труды по лексикологии, этимологии, ономастике. Гуриев Т. Влияние русского языка на развитие осетинской лексики в советскую эпох: Автореф.

Серия: Филологические науки. Влияние русского языка на развитие осетинской лексики. Орджоникидзе, 1962.

IRON DANCE 2023, , 23 апреля 2023, г. Железноводск

Теперь предстоит участие на республиканском этапе Конкурса. Пожелаем Калоеву Георгию удачи!!! Управление образования администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район РСО — Алания 2016-2023 г.

Издревле осетины, посещая святые места, после вознесения молитв обязательно устраивали «хъазт», где принимали участие как молодежь,так и представители старшего поколения. Целью нашего мероприятия является сохранение лучших традиций наших предков»,- сказал Гаглоев.

По настоящее время их можно обнаружить по развалинам каменных оград. Обувь, ремни, оружие оставляют внизу у начала тропы. На голове мужчин головной убор, у девушек и женщин — косынка. Продвигаясь по тропе к святилищу, идущий в тишине, с добрыми помыслами настраивает себя для молитвы.

Затем почти на всей территории распространился зороастризм, чему способствовало переселение Хосровом I в Дербент и его окрестности персов. В это же время, вероятно, здесь появляются предки современных горских евреев, говоривших на иранском наречии. Трудно сказать, как это происходило: действовали ли враги измором, или помогала измена, переходили ли в руки "северных племен" только нижние укрепления у моря, или сдавалась сама цитадель. В «Истории агван» в одном месте описывается переход армии Тюркютского кагана Джебу-хакана «князя севера, владыки всей земли, и царя всех царей»: «Он Джебу хакан отправил отборных воинов-всадников, искусных лучников, числом в одну тысячу, которые внезапно перешли через ворота Чора, пренебрегая внутренней стражей города и другими отрядами персидского царя, посланными туда для охраны великих ворот.

Как орлы, пролетели они вдоль большой реки Куры, не щадя никого из тех, кто попадался им, они держали путь через страну иверов и егеров». Как известно, Дарьяльский проход расположен в Центральном Кавказе на севере Грузии, относительно недалеко от города Тбилиси. В Иверию и дальше в Византийские области быстрее всего можно было попасть через Дарьяльский проход и поэтому, этот путь использовался ни менее чаще, нежели Дербентский. Грузинский источник XII в. Стали частыми походы хазар, увод людей в плен, и никто не мог им противостоять. Отныне стали все Таргамосианы данниками хазар... В первый же свой поход хазарский царь перевалил горы Кавказа и полонил народы, о чем выше писано мною. Дал ему часть страны Кавкаса, к западу от реки Ломека Терека до западных пределов гор.

И поселился Уобос. Потомками его являются овсы. Это и есть Овсети… Как только царь персов покорил Армению и вторгся в Картли, картлийский царь Аспагур пошел в Овсети, дабы привести войско из Овсети и укрепить города-крепости. Но по пришествии в Овсети Аспагура настигла смерть... У Аспагура осталась одна дочь. По инициативе мцхетской знати «ради спасения Картли» было решено «замириться» с царем Персии и предложить ему женить сына на дочери Аспагура. К персидскому царю были отправлены послы. Прежде всего царь персов расспросил о городе Мцхете.

Сообщили ему о его размерах и мощи и о расстоянии до [земель] хазар и овсов. Вновь расспросил он о роде дочери Аспагура. Далее говорится об установлении согласия между «царем персов» и картлийцами, о замужестве дочери Аспагура за сына персидского царя — Мириана, ставшего первым «хрисианским царем» Картли. Оставил [Мириану] сорок тысяч отборных всадников и, выполняя данную картлийцам клятву, не расставил он у рубежей Картли персов, но расположил их в Эрети, Мовакане и Армении. Мирванозу держать в каждом городе по семи тысяч отборных персидских всадников в качестве защитников [38] своего сына [Мириана]. Да заключил договор с картлийцами о том, чтобы все ворота, крепости и города были бы под властью персидских отрядов... Из текста видно, какое большое количество персидских войск содержали персидские шахи в Грузии и Армении, особенно в «Эрети и Мовакане», территориях близких к югу от Дарьяла. Здесь присутствуют интересные сообщения по поводу этнической близости хазар и овсов алан.

Гадло считает, что нашествие хазар, описанное в «Картлис Цховреба» не является анахронизмом и рассказывает о реальных события и реальном вторжении хазар. Арабский географ Ал-Масуди писал про Дарьяльский проход так: «Между царством аланов и Кавказом есть так называемый Замок Аланских ворот и мост на большой реке Терек. Эта твердыня была построена персидским царём Исбандийаром б. Биштасфом, который оставил там гарнизон, чтобы препятствовать аланам доходить до Кавказа. Она известна среди крепостей своей неприступностью. В своих, стихах персы упоминают эту крепость и то, как Йсфандийар построил ее. Нет никакой другой дороги для них, кроме как через мост под замком; стоящий на твёрдой скале замок невозможно захватить, и нет способа войти в него иначе как с согласия её гарнизона; кроме того, источник пресной воды, сбегая с вершины скалы, выходит в середине замка» 20. Территория Дарьяльского прохода буквально переполнена оборонительными сооружениями.

Все перевальные пути из Северной Осетии в Закавказье были укреплены оборонительными сооружениями, которые по линии представлены заградительными стенами, пещерными и скальными крепостями, замковыми комплексами, форпостами и стратегическими башнями. Детальное знакомство с фортификацией ущелий позволяет выявить несколько типов сооружений, связанных друг с другом в единые системы охраны. Оборонительные сооружения Осетии хорошо исследованы учеными В. По их мнению, направленность фортификационных деталей стен говорит о том, что нападение ожидалось с севера. Именно с северокавказских равнин могли двинуться массы кочевников через горы в Закавказье и дальше на Иран. Подступы в северной части ущелий защищают пещерные крепости Кадаргован, Дзивгис и Гули др. Основная масса пещерных и скальных крепостей располагалась в Куртатинском ущелье. Это наводит на мысль о единой системе охраны данного пути, являющегося центральной трассой горной Осетии.

Перевальные дороги в соседние ущелья с востока и запада прикрыты замковыми комплексами В. Кора, Уалласых и др. Южная часть ущелий перегорожена заградительными стенами Хилакской, Бугуловской, Гутиевской и др. Кроме того на всех стратегически важных подступах располагались сторожевые башни. Подобное расположение укреплений свидетельствует об использовании их для широко распространенного в горах военного приема: противник спокойно проезжал мимо остававшейся незамеченной Кадаргаванской крепости увидеть которую довольно сложно, благодаря чему она по сей день остается невведенной в научный оборот. Через 1-1,5 км путь неприятелю преграждала мощная Дзивгиская крепость. Отступление отрезала вступавшая в действие Кадаргаванская крепость, и неприятель оказывался зажатым в тиски в самой узкой части ущелья, обстреливаемый с нависающих отвесных скал защитниками ущелья 21. Заградительные стены отличаются наибольшей архаичностью по сравнению с остальными.

Хилакская и Бугултыкауские заградительные стены аналогичны Верхнечирюртовской стене в Дагестане, которая так же была сооружена правителями Ирана 22.

В Эльхотово начнут выращивать бананы

Ирон дзырдуат right away. Ирон дзырдуат - онлайн поиск. В эфире телеканала – новости о событиях в регионе, стране и мире, а также просветительские программы о культуре. Ирон дзырдуат - онлайн поиск * Первый в интернете осетинскийон-лайн on-line словарь существенно пополнились словарные базы стали доступны новые словари. Смотрите видео онлайн «Цæгат Ирыстоны рауагътой ног уырыссаг ирон дзырдуат сывæллæттæн» на канале «IRYSTONTV» в хорошем качестве и бесплатно.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий