В классической психологии гештальт — это любой цельный образ, который состоит из частей.
Что такое гештальт простыми словами и почему его надо закрывать — рассказывает психолог
Кроме того, осознанность помогает жить настоящим, а не зацикливаться на прошлом и ярче чувствовать положительные эмоции в моменте. Недостатки гештальттерапии Скудная доказательная база. Данных об эффективности гештальттерапии мало. В специализированной литературе по гештальттерапии основное внимание уделяется ее теоретическим аспектам. В качестве подтверждения эффективности метода часто описывают различные клинические случаи, но этого недостаточно, чтобы делать далекоидущие выводы. Подходит не всем. Гештальттерапия — метод без четкой структуры: нет универсального алгоритма, по которому работает психотерапевт. В его взаимодействии с клиентом много спонтанности.
Мы взволнованы, мы не можем успокоиться, мы раздражены, мы злимся, постоянно говорим о чем-то, видим это что-то во сне… Но стоит нам завершить процесс, и волнение уходит. Постфактум мы зачастую даже не в состоянии понять, почему, собственно, так сильно волновались. Само по себе содержание ситуации вроде бы не должно было вызвать столь серьезные переживания.
И действительно, наше волнение было вызвано не содержанием, а незавершенностью процесса. Эффект Зейгарник сегодня не использует только ленивый. В рекламе, при продажах, в переговорных ситуациях. В общем, везде, где надо людей как-то на что-то мотивировать. К примеру, для того, чтобы человек посмотрел следующую серию мыльной оперы, предыдущая должна закончиться на самом интересном месте. Реклама не должна сообщать всю информацию о товаре, ее главная задача — мотивировать потенциального покупателя на то, чтобы он сам пришел в магазин и только там смог получить ответы на свои вопросы. Вообще принцип незавершенного действия известен с древнейших времен. Причем, работает он не только в случае с человеком, но и в случае с животными по крайней мере, высшими животными. Чтобы заставить упрямого ослика идти в нужном направлении, перед его мордой держат привязанную к палке морковку. Это тот же самый эффект, который очень активно используют в дрессуре.
Нельзя сказать, что Зейгарник его открыла. Она экспериментально, статистически доказала существование поведенческой закономерности, названной в ее честь. Чаще всего психологи и психотерапевты сталкиваются с эффектом незавершенного действия, когда клиент пребывает в депрессивном состоянии, поскольку не прожил до конца стрессовую ситуацию. Например, ситуацию утраты близкого человека, работы и т. Он вроде бы успокоился, но что-то его «гнетет». Мы наблюдаем в текущей жизни человека да и сам он это подмечает, потому и приходит к нам неспособность сосредоточиться, отвлекаемость, снижение работоспособности. В общем — некоторые странности в поведении, которые вроде бы никак не обусловлены происходящим здесь и сейчас. Предположим, у ребенка резко ухудшилась успеваемость в школе. Мама ведет его к психологу, и тот выясняет, что некоторое время назад у мальчика или девочки умерла любимая собака. Ребенок еще не отгоревал, не прошел все стадии проживания утраты.
Он, может быть, и не говорит об этом словами — родителям вообще может казаться, что ребенок уже успокоился, — однако его душа в значительной степени занята именно этим процессом, а вовсе не учебой. Хотя, кажется, смерть собаки и учеба в школе по сюжету никак не связаны, но ресурсы психики ограничены. Забегая немного вперед, скажу, что в каждый конкретный момент психика способна «удерживать» одну-единственную фигуру. Все остальное воспринимается как фон. И чем сильнее, значимее фигура, тем меньше внимания человек обращает на фон. Наша психика «запрограммирована» на то, чтобы завершать незавершенное. В этом смысле она напоминает конструкцию современного автомобиля. Его механика и электроника самостоятельно, без участия водителя, поддерживают прямолинейное движение машины на ровной прямой дороге. Автомобиль «стремится» ехать прямо, он сам корректирует курс. А вот для того, чтобы курс изменить, необходимо приложение дополнительных физических сил, возникновение новых обстоятельств, обусловленных внутренними причинами дефекты, поломки, неправильная регулировка , внешними причинами выбоины на дороге, ветер, вода, грязь или решениями, которые принимает водитель.
Нечто похожее происходит и в случае с незавершенной ситуацией: психика постоянно возвращает человека к тому, что он не доделал, не допрожил. И попытка «свернуть», заняться чем-то другим, требует либо привнесения в ситуацию новых обстоятельств помните поговорку «клин клином вышибают»? Но даже и в этом случае ситуация не будет завершена, она просто уйдет в фон, чтобы периодически напоминать о себе в будущем, напоминать о себе благодаря чувству боли, вины, стыда… Нерешенная задача, «не финишировавшее действие» останавливают движение человека на его пути к новым встречам и новому опыту вспомните историю о мальчике, у которого умерла собака. Поэтому психотерапевты часто говорят: если человек начинает вести себя как-то странно, первым делом поищи незавершенную ситуацию. Используя определенные тактики, мы пытаемся такую ситуацию идентифицировать, найти временно остановленные интенции и связанные с ними действия и завершить их в терапевтическом эксперименте. Если нам это удается, человека словно бы «отпускает», энергия жизни и контакта снова движется свободно, и клиент возвращается к обычному стилю поведения хотя, строго говоря, поведение тоже немного меняется — под влиянием опыта, приобретенного при завершении ситуации. А теперь представьте, тренер обращается к психологу и говорит, что его подопечный как-то неровно выступает. На тренировках он вроде бы выкладывается и показывает очень хорошие результаты, а во время соревнований не дотягивает до такого же уровня. И первое, что мы можем предположить: по каким-то причинам действие для спортсмена завершается именно на тренировке; собственно, к выступлению он не мотивирован. Значит, нам надо перестроить мотивационные установки таким образом, чтобы завершение случалось именно на соревнованиях.
Тут мы прицельно работаем на изменение поведения человека и выступаем больше в роли педагогов, чем психологов. Но и в этом случае мы можем использовать гештальт-методологию. Гештальт-метод и позиция терапевта Приведенные выше примеры говорят о том, что гештальт-метод как и практически любая психологическая методика, которая используется в консультировании может быть использован тремя разными способами: Во-первых, для описания человеческого поведения. Тогда наша цель — понять, как получается, что человек ведет себя определенным образом, а не иначе, и, возможно, предсказать его дальнейшие поступки. Во-вторых — для управления поведением, когда нам нужно, чтобы человек сделал то, что мы хотим. Это кстати, не всегда циничная манипуляция ради выгоды; это может быть прием, позволяющий не допустить паники во время пожара в общественном месте или договориться с преступником, удерживающим заложников. В-третьих — для изменения поведения. Тут наша цель состоит в том, чтобы человек сделал самостоятельный, осознанный выбор. Если мы решаем педагогические задачи, значит, фокусируемся на том, что человек выбирает например, социально приемлемое поведение. Если мы решаем терапевтические задачи, мы фокусируемся на том, как человек выбирает, пытаемся помочь ему сделать осуществимой саму возможность выбора.
То есть, говоря о применении Гештальта в разных областях жизни, надо отличать гештальт-методологию от собственно гештальттерапии. Многие идеи, которые используются в гештальт-подходе, могут быть применены, например, для расчета эффективности влияния рекламных сообщений на аудиторию, для диагностики того, что происходит с людьми в трудовых коллективах, и проч. Использование гештальт-подхода в психологическом консультировании — это применение идей, описывающих динамику процесса контакта, в ситуациях, когда человеку необходима помощь. Можно сказать и так: гештальттерапия — это название практик работы в отношениях «клиент и терапевт», и мы предполагаем, что само слово «терапия» дает указание на то, что есть необходимость помощи в решении человеческих проблем и изменении качества жизни клиента. Важнее всего здесь позиция терапевта: как, каким образом он организует контакт с клиентом. В чем специфика поведения гештальттерапевта? Прежде всего, это разговор с клиентом «на равных»; открытость диалогу; максимальное внимание к тому, чтобы исследовать опыт контакта человека и его окружения; поддержка осознанности; отказ от «скрытых методов влияния»; отказ от гипноза и манипуляций. Это ориентация на актуальное время и место и — в значительно меньшей степени — ориентация на историю детства и бессознательные процессы. Это встреча «человек и человек» в настоящем моменте времени и пространства. Гештальттерапевт воздерживается от того, чтобы считать опыт человека «патологичным» и искать в детстве причину такой патологии.
Гештальтттерапевт ориентирован на феноменологию, он осознает, фиксирует происходящее с ним самим и клиентом, но не дает оценок — ни с этической, ни с какой-либо другой точек зрения. Казалось бы, встреча «человек и человек» доступна нам и в обыденной жизни — с друзьями, с близкими людьми. Однако практика показывает, что, если у человека случается стресс, как раз прямая встреча становится для него затруднительной. Сделаем пометку на полях: независимо от того, какое направление представляет психотерапевт, его разговор с клиентом, по сути, ни к чему клиента не обязывает — в отличие от разговоров с родственниками, начальниками, чиновниками и т. В определенном смысле, психотерапевт — это «случайный попутчик», человек с плохой памятью. Он никому ничего не расскажет. Соответственно, и клиент чувствует себя более свободно, поскольку ему предлагают высказываться в «лабораторных условиях», в условиях ни к чему не обязывающего эксперимента. Инструмент терапевта, его позиция — открытость и присутствие. Клиент и терапевт стараются быть открытыми в плане своих чувств и своих человеческих реакций. Эта правда чувства в ситуации становится основанием для доверительности и предоставляет клиенту возможность для максимального самораскрытия.
То же самое относится и к сюжетам жизни. Человек понимает: даже если он сейчас скажет что-то предосудительное с точки зрения общепринятой морали или, например, гражданского кодекса относительно желаний, мечтаний, фантазий и реальных фактов своей жизни, это не повлечет за собой ни осуждения, ни наказания. Клиент может быть честен, что позволяет ему вместе с терапевтом исследовать душевные феномены и экспериментировать с реализацией желаний в защищенной игровой ситуации. То есть открытость и искренность позволяют поддерживать другие важные для гештальттерапии темы — тему осознавания происходящего, реалистичности опыта, опоры человека на себя, свои телесные ощущения и эмоции, творческое, живое отношение к реальности и поиск наилучшей формы взаимодействия с окружением в конкретной ситуации. Мы отчасти уже говорили об этом в самом начале. Гештальттерапевта интересует, как организован процесс действования человека в конкретной ситуации, процесс его контактактирования с Другим, процесс его эмоциональной жизни. И, соответственно, «область вмешательства» терапевта его интервенции, предлагаемые эксперименты также будет связана с тем, чтобы по-новому организовать этот самое КАК. Очень важное отличие гештальттерапии от других методов состоит в том, что сюжет как набор и последовательность конкретных фактов, составляющий ситуацию, мене важен, чем способ его проживания человеком. Это, кстати, предоставляет терапевту и клиенту очень широкие возможности для выбора незавершенных ситуаций. Они могут быть социально значимыми или казаться совсем простыми, частными случаями из жизни.
Для гештальтиста важно не то, как человек оценивает значимость ситуации, важно то, как он с ней справляется. С точки зрения постороннего наблюдателя а иногда и самого клиента, который только-только начинает терапию , на сессиях часто обсуждаются какие-то «мелкие темы», но результатом становится изменение способов прохождения контактного процесса и форм организации жизни в самых разных масштабах. Но за счет чего происходят эти изменения? Как удается в рамках терапевтической сессии завершить незавершенное? Практика гештальт-подхода в значительной степени основана на том, что природа или Господь Бог дали нам две сигнальные системы — предметную и фантазийную. Их описал академик Иван Павлов. Суть его открытия я сейчас немного упрощаю состояла в следующем: высшие животные, включая человека, способны проживать ситуации чувствовать, определять приоритеты, ставить цели, действовать как в предметном, так и в фантазийном мире. Причем, обе системы в значительной степени дублируют друг друга. Иначе говоря, когда мы читаем книгу, слушаем рассказ другого человека, смотрим спектакль или кино, мы переживаем практически то же испытываем те же эмоции , что могли бы пережить, если бы события происходили в реальном мире с нашим участием. На этом основана аристотелевская теория катарсиса.
Я, зритель, не участвую в действе, но идентифицирую себя с персонажем и за счет этого способен пережить очень сильные, очищающие эмоции. Больше того, я приобретаю новый опыт проживания ситуации изнутри, хотя, по факту, остаюсь наблюдателем и вижу происходящее извне. Тут, правда, сразу нужно оговориться и мое замечание относится к теории Гештальта : воспринимая происходящее на фантазийном уровне, я проживаю опыт иначе, в других модальностях, чуть с большей или с меньшей интенсивностью, нежели в реально-предметном мире. Если я здоровый, достаточно образованный человек, знающий правила сценического языка, или просто помнящий правила детской игры, я все-таки буду отличать смерть Эдипа или Дездемоны, персонажей на сцене театра, которых играют актеры, от смерти близких мне людей. Гибель театральных персонажей не станет для меня психологической травмой. Наоборот, я смогу, помимо прочего, восхититься композицией пьесы, талантом актеров, осознать свои собственные эмоции, которые по ассоциации связаны с эмоциями персонажей. Этот особенный эффект русский литературовед Виктор Шкловский называл эффектом остранения от слов «странность» и «отстранение» , и благодаря ему я оказываюсь способен заметить в себе переживания, которые из-за стресса могут быть пропущены мною в собственном человеческом опыте ежедневного бытия. Обратите внимание, мы опять говорим не о содержании действия, не о том, что происходит, а о том, как это происходит. Я получаю удовольствие от факта соприсутствия, от формы, от композиции, от того, как организован процесс, от вовлеченности в сюжет. Это некоторые «дополнительные» эмоции, которых не возникает, когда я — участник события и сложное по чувствам действие происходит в реальности.
Восприятие искусства предоставляет нам дополнительное «место и время» для переживания. Мы говорим: «Ух, как он это сделал! И не просто заметить, но и запомнить, как вообще могут развиваться эмоциональные процессы, как люди вступают в отношения, действуют в отношениях и выходят из отношений. Это помогает нам распознать и осознать самих себя в сложной динамической системе личностных, социальных и культурных взаимосвязей. Тут мы уже совсем близко подходим к пониманию гештальт-методологии. Потому что базисным основанием терапии является для нас осознанность awareness. Мы предполагаем, что решение психологической проблемы возможно в результате повышения осознанности динамических проявлений человека в ситуации. А метод нашей работы основан на организации эксперимента в реальном времени и реальном пространстве. Это может быть эксперимент в непосредственных отношениях между терапевтом и клиентом или между участниками терапевтической группы.
Хорошо, если это просто бытовая история, которую возможно подкорректировать. Купили, починили, нашли — проехали и живем дальше в стабильности и покое. Куда сложнее, если речь идет о гештальтах в отношениях. Обида, гнев, печаль, страх, горе — вот слагаемые незавершенного гештальта, обязательно приправленные невысказанностью, непрожитостью. В лучшем случае это приводит к хроническому дискомфорту, который отравляет существование нам, а часто и нашим близким. Работа гештальт-терапевта направлена на то, чтобы помочь осознать наши потребности и чувства и то, каким способом мы их реализуем. Примеры незакрытых гештальтов в отношениях Нереализованная мечта может привести к тому, что родитель может пытаться реализовать её с помощью своего ребенка, даже не спросив его мнения. Будет ли счастлив ребенок, который проживает жизнь за своего родителя? Взрослый, которому было мало внимания и любви в детстве или юности, будет усиленно добирать это от семьи, созданной уже им самим. Например, искать в партнере того самого родителя, которого так не хватило в детстве.
Но она — начало работы, тот краеугольный камень, который кладется в основание храма… Без прохождения этой фазы гештальт-терапевт рискует оказаться в плену своих проекций, идей и фантазий безотносительно к потребностям и чувствам клиента, а также собственно к процессу взаимодействия между ними. Второй этап гештальт-сессии — гештальт-эксперимент. Используя запрос клиента, собственные реакции, знания, навыки, терапевт сопровождает клиента на пути, где может встретиться что-то новое — забытая история, неожиданное осознавание, необычная идея… На этом этапе клиент может убедиться в чем-то важном для него, понять, отпустить, принять, захотеть… Более подробно опыт гештальт-экспериментов в группе описаны мною ранее. И последний, третий этап — ассимиляция, освоение нового, переход к использованию этого опыта в жизни. Так вот: сессии, клиенты и контакт бывают очень разными. Иногда клиент настолько погружен в себя, настолько озабочен произошедшим, настолько встревожен, что не способен заметить Другого. И тогда интервенции типа: замечаешь ли ты, что я… кому ты все это рассказываешь… ты мне кажешься… и т. В этот момент терапевт встречается с феноменами, предъявляемыми клиентом — его чувственным опытом, его болью и тревогой, его окружением, отношениями, идеями… Прежде чем чинить машину, хорошо бы понять как она устроена — именно поэтому важна феноменологическая диагностика. Она может быть как реалистичной и построенной на прямых и ясных вопросах, так и метафорической, образной, чувственной. Важная задача терапевта — попасть «в поле» клиента, «увидеть» его ситуацию с минимальным числом искажений, услышать его историю. Приведем пример супервизируемой работы. Я хочу поговорить с тобой о моей внешности… Т. Со мной? Ну да… Т. И что ты хочешь сказать мне о себе? Я себе не нравлюсь… Еще со школы… Я всегда думала, что я — некрасивая… Т. А ты замечаешь, что я — мужчина? К испуганно.
Определение гештальта
- Гештальт-терапия: что за метод, принципы работы психологов
- Основы гештальтпсихологии | Блог 4brain
- Школа гештальтпсихологии
- Гештальт-терапия
- Целое невероятнее частей
Что такое гештальт: основные техники + примеры из жизни
Сравнивая и анализируя выявленные феномены, врач учит пациента выявлять их в себе, обращать на них внимание и таким образом развивать самосознание. Без приобретения этого умения, успех терапии невозможен, так как от него зависит определение важности реальных событий для данного человека в дальнейшем. А это связано с правильной расстановкой приоритетов и жизненным выбором. После окончания эксперимента гештальт психолог или психотерапевт проводит с пациентом обсуждение не только возникающих феноменов, но и темы его ожиданий и насколько они соответствуют реальному положению дел. Вместе они пытаются выяснить, чего ожидают от клиента окружающие его люди и как это соотносится с его потребностями. В ходе общения гештальт-терапевт может ссылаться на личный опыт и определенные ситуации в своей жизни, проявлять себя как личность, ни в коем случае не допуская менторского тона. Уважение к мнению пациента, общение на равных, доверие к суждениям человека — эти личностные качества врача в гештальт-терапии намного важнее, чем в таких направлениях психотерапии как психоанализ и поведенческая психотерапия. Анализ и понимание происходящего, контроль своих ответных реакций — то, чему должен научиться человек в конечном итоге. Отношение к себе как цельной личности, уважающей и свои, и чужие желания, а также умеющей брать на себя ответственность за свои поступки. Только независимая и думающая личность способна добиться жизненного успеха, самореализоваться и при этом не нажить множество врагов. При этом человек должен научиться не скрывать своих эмоций, не подавлять свои чувства и не стараться быть сильным.
Просто нужно уметь сказать «нет» в ответственный момент в мягкой, но убедительной форме. Каковы основные принципы гештальт-терапии? Одним из первых принципов является уже ранее упоминавшийся и неукоснительно соблюдающийся принцип «здесь и сейчас» с концентрацией внимания на текущем моменте. Когда пациент высказывается по поводу других людей, часто это происходит не совсем искренне, завуалированно и с избеганием прямых оценок. А это говорит о неуверенности человека в собственных суждениях и личной недооценке, а также стремлении избегать коммуникации или придерживаться поверхностных контактов. Преодолеть боязнь контактов помогают занятия в парах или тройках, когда психотерапевт мягко стимулирует общение между участниками эксперимента, провоцируя ситуации, требующие конкретных и прямых высказыванием по отношению друг к другу. Чаще всего люди относятся к этому отстраненно, как бы наблюдая со стороны. При этом они говорят, что что-то мешает их карьерному росту, или как «они» требуют от него слишком многого. Врач обычно просит перефразировать такие утверждения. Например, «Я сам не прилагаю достаточно усилий», «Мне трудно соответствовать требованиям».
Это помогает пациенту сформировать отношение к себе как к субъекту, а не какому-то удаленному объекту, с которым что-то происходит или с которым что-то делают. Осознание позволяет перенести внимание с вопроса «почему» на «что и как делать», то есть сдвинуться с места бесконечных разговоров, интерпретаций и проигрывания ситуации и начать действовать в целях разрешения проблемы. Какие существуют техники проведения сеансов гештальт-терапии? Эта техника позволяет достичь выявления и завершения неразрешенных событий, оказавших решающие влияние на превалирующий эмоциональный фон, направление развития личности и выбор жизненного пути. Если в реальности это сделать трудно, завершить гештальт можно в условиях терапевтического эксперимента. С этим чувством сталкивается рано ли поздно каждый человек. Оно состоит из разных эмоций — это сожаление и злость, страх и растерянность, любовь и одиночество. Испытывая горе, человек как бы останавливается в своем развитии, все его сознание сконцентрировано на утрате, мыслях на прошлом и на том, что он больше никогда не увидит близкого человека, никогда не расскажет о своей любви к нему. Поэтому проигрывание воображаемой ситуации диалога с ушедшим помогает выразить свои чувства к нему и таким образом закрыть гештальт.
Изначально они сформировались как защитные реакции и продолжают в некоторых случаях защищать; проблема в том, что паттерны — это негибкие защиты, единственно возможные, и пока они не осознаны, они включаются автоматически и человек не видит способов их отключить, даже когда они не нужны. Наши границы защищают нас. Паттерны — это границы, в которых имеются устойчивые нефункциональные участки, притом неосознаваемые. Здоровые границы гибкие. Можно провести аналогию, сопоставив психологические и анатомические границы: сравним психологические границы с кожей. Она является естественной границей нашего тела и, как любые границы, выполняет одновременно защитную и контактную функции — благодаря своей эластичности «гибкости» , если здорова. Любые отклонения от эластичности ведут к тому, что кожа перестает быть надежным барьером и «контактёром»: слишком тонкая кожа легко ранима и болезненно чувствительна; утолщенная, ороговевшая, слишком сухая кожа малочувствительна, затрудняет обмен со средой не «дышит , к тому же начинает легко трескаться, а это причиняет боль и может стать воротами для инфекций. Другой метафорой нефункциональных психологических границ может служить сравнение их с латами. Представим человека, который надел латы во время войны — тогда они были нужны для защиты, — но после окончания военных действий не смог расстаться с ними из страха быть случайно пораненным, задетым, либо потому, что латы настолько повреждены или проржавели, что уже не снимаются. Оставаясь в рамках этой метафоры, можно сказать, что в терапии клиент совместно с терапевтом чинит и смазывает латы, исследует их, себя и среду: насколько возможно для него в тот или иной период снимать латы совсем, или, например, оставлять нагрудный щит, или только поднимать забрало, и т. Только сам клиент решает, насколько он готов в каждый момент расстаться с латами или их частью, насколько они ему тяжелы и насколько опасно без них, насколько он поранен под ними. Пустой стул используется в экспериментах, направленных на прояснение и усиление чувств, — в том случае, когда клиенту трудно определить, что он чувствует к тому или иному человеку или в связи с какой-то ситуацией. Пустой стул помогает организовать пространство эксперимента, способствует оживлению представлений, облегчает и катализирует работу воображения. Терапевт задает эти вопросы, когда наблюдает признаки прерывания контакта когда клиент ничего не чувствует; не знает, что чувствует или не замечает своих чувств; не понимает, чего хочет; не знает, как достичь желаемого, и пр. Как уже говорилось выше, человек счастлив, когда его потребности удовлетворяются. Однако правда не всегда легко определить, какова моя потребность, чего я хочу и как это можно получить. Понять это помогает обращение не к отдельным сферам своей личности, а ко всем в их взаимосвязи задействовать свою личность целиком, как гештальт — например, не только к мыслям, идеям, оценкам, но и к телу, чувствам, своим способам контакта со средой. Телесные ощущения — ключ к чувствам, эмоциям все эмоции живут в теле, имеют телесное выражение. Чувства, эмоции — это ключ к потребностям. Терапевт выступает для клиента в роли среды, и клиент получает возможность в безопасной обстановке изучить и свои реакции на среду, и то, как среда реагирует на него.
Недолгим эффектом. Абсолютно уникальная неповторимая подушка. Приведу другую метафору. Я представляю это как ядро. Внутри каждого есть смысло- и формообразующее ядро. Вокруг ядра постоянно что-то происходит. Вокруг ядра есть гибкая и податливая субстанция, которая подвержена сильным изменениям со стороны среды и со стороны самого ядра. И действительно, под воздействием разных сред эта субстанция деформируется, покрывается паленой корочкой или плесневеет. Или же, напротив, благоухает, сверкает, свежеет. Или протыкается до самого ядра. Но потом все равно стремится к базовой своей форме, которая исходит от ядра. Потому что именно ядро определяет суть. Сейчас я задумалась о более простой и яркой метафоре, но ничего не пришло в голову. В общем, бессмысленно ковырять корочку, это не изменит ядра. А чтобы подобраться к ядру, чтобы понять, какое оно у меня, как оно живет и как меняется, здесь нужна долгая работа. Путешествие, которое приведет к боли и множеству чувств. И страх и тревог. И трепета. И восторга. Тут есть долгий путь, пройдя который, можно найти ответы или хотя бы сформулировать необходимые вопросы. Стремясь к ядру и обращаясь к нему, становится возможным чудо под названием психотерапия. Лакированная корочка, обычные люди и психотерапевты Поначалу мне казалось, что это уход от проблемы. Что в каком-то смысле, это официальная констатация своей бесполезности как психотерапевта. И зарабатывание на этом денег. Многие уповают на психолога почти как на колдуна, который сможет научить манипулировать другими людьми и находить мгновенные исцеления от проблем. Когда так эффектно можно заполировать корочку. А если психолог не делает это, он никудышный, мошенник или шарлатан. Я живу в обычном мире, где вокруг очень мало психотерапевтов. И сталкиваюсь с обычными вопросами и претензиями: ты же психолог, а общаться не умеешь,… а личная жизнь у тебя не налажена,… а использованию своей власти не научилась,… а не можешь мужа своего на место поставить… Если женщина пришла одна в ресторан, то, что это значит… А если мужчина ездит в большом джипе, значит у него маленький член? Что могут сказать психологи про такого мужчину? Возмущение звучало неубедительно. И если быть честной, то я внутри не знала ответов, но считала, что должна бы их знать. Я лакировала свою корочку теми знаниями, которые жадно ела, я приходила и пряталась за спины авторитетных людей и верила им. Но не осознавала. Я шла так, это был мой путь. Я проходила личную терапию. Я шла с конкретной внешней проблемой, а терапевт не давал советов и не назначал конкретных волшебных таблеток. А все разговоры сводились к моему ядру, моим чувствам, меня, как личности здесь и сейчас. Но мне было непонятно, что это за ядро. Я внутренне упрекала терапевта за уход от нужной для меня темы. Время шло, я понемногу принимала одну ответственность и снимала другую. Я плакала и грустила, я чувствовала опустошенность отчаяние. Я вдохновлялась и ощущала как силы в одном случае втекают в меня, а в другом высыпаются как сухой песок. Сейчас я не вижу особого смысла в том, чтобы манипулировать другими людьми. И решать за других их судьбы мне тоже не интересно. Потому что лакировать корочку бессмысленно. Такой путь ведет в тупик. Сейчас это стало для меня настолько ясным, и мне кажется, что я это не только понимаю, но и чувствую каким-то отдельным чувством. Может быть шестым J? Я и другой или живые и пластмассовые рыбы В последнее время мне гораздо интересней стала я сама. Можно сказать внезапно открыла в себе клад. И познакомилась с еще одной собой. Мне даже иногда не по себе от того, насколько много нового и свежего я о себе узнаю. Столько лет прожила и не знала. Раньше я мало смотрела на некоторые свои стороны. И эти стороны так и жили во мне не отсмотренными. И во мне жила какая-то такая Юля, о которой я мало знала и мало интересовалась. Я люблю ездить в машине и размышлять о себе и том, что происходит со мной и миром вокруг. Нырять в свои чувства, ловить хвосты истинных рыб и отбрасывать пластмассовые муляжи. Как будто есть что-то действительно то, чего я хочу, и то чего я не хочу, просто это вроде как надо хотеть. Второе что навязано хотеть или подложное - пластмассовая рыба. Если начать реализовывать такое «хочу», то удовольствия нет. А если поймать хвост настоящего своего «хочу» и следовать ему, тогда получается чувствовать течение, ощущать жизнь в себе. Чувствовать, как движешься. Наверное, как раз во время этого процесса ловли хвостов настоящих рыб, я выбрала остаться в психологии. Как плавать на настоящей рыбе А в терапии мне стало возможным быть, когда я поняла, что от этого увлекательного знакомства с собой мне стали иначе интересны другие люди. Только теперь не хочется срочно навести порядок в их жизнях и чуть ли не принудительно сделать их счастливыми. Потому что это возможно лишь в моих фантазиях и для удовлетворения чего-то моего во мне глубоко не удовлетворенного. Потому что мое активное вмешательство будет для них еще одной пластмассовой рыбой. Мне гораздо приятней присутствовать и быть рядом с человеком, когда он вступает на свой, удивительный и неповторимый, как морозный узор на стекле, путь к собственному счастью, к собственному умиротворению. Или к собственному вдохновению. Но быть в этом и поддерживать так, чтобы не за другого человека что может происходить от жадности , а так, чтобы он сам. С той самой помощью и поддержкой, которую я могу оказать, не мешая ему пройти, обрести, осознать. И в этом для меня суть гештальта в рамках гуманистического подхода.
Здесь и сейчас Закрыть гештальт самостоятельно можно, если использовать эту технику. Когда человек ощущает себя в настоящем, тогда подсознательно настраивается на решение проблемы. Важно вытягивать себя из прошлого или будущего. Часто человеку свойственно застревать в прошлом, а как было бы, если бы… Признаюсь, я тоже иногда так рассуждаю, но постоянно вытягиваю себя в настоящее. Так вот, важно именно вытягивать — сосредотачиваться на том, что вы делаете сейчас: на столовых приборах во время завтрака, на процессе пережевывания пищи, на каком-то действии. Субъективизация в высказывании В процессе сессии, когда человек осознал себя здесь и сейчас, когда он может идентифицировать свои ощущения, он сможет различать разные зажимы и дискомфорт в теле. Горячий стул Клиент садится на стул, напротив него ставится еще один. И он выстраивает диалог с разными частями себя: агрессивной и спокойной, активной и пассивной и т. В таком разговоре происходят инсайты , которые потом выводят клиента к завершению гештальта. Есть еще специфические техники для закрытия гештальта в сознании, но они уже применяются профессиональными психотерапевтами на сессиях по решению проблем клиентов. Что такое гештальт-терапия и когда нужно обращаться к психологу Гештальт-терапия — это направление в психотерапии, которое позволяет человеку восстановить контакт с самим собой, понять себя, свои эмоции и найти цели в жизни, когда ничего не хочется. Кстати, в последней проблеме хорошо помогают практические инструменты, которые вы найдете в лучших курсах по целеполаганию от топовых авторов. Для каждой проблемы свой срок решения. Как понять, когда вам потребуется психолог? Посмотрите перечень проблем, и если вы найдете хотя бы одну или две из них, которые мешают жить, то пора обратиться к гештальт-терапевту или психологу. Вы часто сталкиваетесь со стрессовыми ситуациями. Вам сложно адаптироваться к новому окружению. У вас есть трудности в общении с родителями и другими родственниками. У вас длительное депрессивное состояние. У вас иногда возникает чувство грусти или пустоты. Вы были или и являетесь жертвой морального, физического насилия. Вы топчитесь на одном месте и не можете достичь поставленной цели. Вы испытываете сильный страх, который мешает вам жить. У вас не получается удовлетворить свои потребности, желания. Вам сложно понять, что вы чувствуете, чего хотите. Итак, если вы узнали себя в этих ситуациях, go to психолог. Чем минимально он вам поможет: Под руководством специалиста вы сможете понять, что именно вас тревожит. Он точно поможет вам определить чувства, которые вы испытываете в этой ситуации. Понять это помогут еще 14 лучших курсов по развитию эмоционального интеллекта. Он применяет подходящие методики, чтобы максимально экологично, с наименьшими потерями завершить гештальт, обучает способности распознавать похожие ситуации, чтобы не застревать на них в будущем. Книги Чтобы было понятно, с чем вы имеете дело, хочу предложить небольшой перечень книг по теме. Купить эти книги вы можете на ЛитРес. Заключение Дорогие друзья, очень хочется, чтобы наше общество заботилось не только о боли в зубах, почках и сердце, но и о боли душевной. Тогда каждый человек будет стремиться закрыть свои гештальты, работать над собой, становиться лучшей версией себя. Это приводит к личностной зрелости и конструктивному общению. После такой сложной пищи для мозга нужно немного расслабиться — примите душ или подышите свежим воздухом. А потом ради интереса загляните в подборку топ-15 лучших тестов на психику для взрослых и детей.
Гештальт. Что это такое и как использовать гештальт-психологию?
Это помогает устанавливать контакт c собой и своим телом и снимать напряжение от тревожащих его ситуаций. Проявлять психологу собственные чувства — это также подход гештальт-терапии. Делиться наблюдениями и размышлениями, чтобы человек видел обратную эмоциональную связь. Предлагать клиенту участие в экспериментах, помогающих лучше осознавать личные потребности и то, как они прерываются, блокируются самим же человеком. Обоим предложено стремиться к тому, чтобы быть самим собой, на чем и строятся механизмы воздействия гештальт-терапии. А еще — особое внимание к процессу взаимодействия этих двух персон: обостренное осознавание этого процесса «здесь и теперь». Суть гештальт-терапии в том, что она практически незаметна, ее не всегда можно отличить от обычного межличностного контакта. Она не требует заумности — наоборот, всячески иронизирует над чрезмерным наукообразием и теоретизированием.
Также огромный плюс в том, что гештальт-терапевту позволено свободно выражать собственные мысли, чувства, переживания, а главное — быть искренним в контакте. Не нужно стремиться исправить клиента и во что бы то ни стало «нанести ему пользу». Психолог здесь не эксперт в чувствах клиента, а скорее тот, кто помогает подобрать угол, под которым человек взглянет на ситуацию по-другому. Она провозглашает, что важно жить настоящим и работать с тем, что имеешь на текущий момент. Никакого отрицания внешнего мира, а скорее баланс с ним и стремление услышать свой внутренний голос. А не в сомнении в самом методе. Основные положения для успешного взаимодействия с психологом, когда применяется гештальт-терапия, незамысловаты.
Акцент ставится на вещи, которые мешают человеку получить желаемое, не дают ему быть собой, раскрыть себя и жить гармонично. Казусы в процессе гештальт-терапии Над гештальт-терапевтами нередко иронизируют: мол, им для терапии достаточно всего лишь трех вопросов: «Что ты хочешь?
Ранее мы уже неоднократно писали, как используемый язык определяет сознание, и как использование военных метафор наводит на мысли о психотерапии как борьбе, схватке, войне. Вряд ли… На интенсиве «Искусство быть с Другим» 2013 года мы долго обсуждали использование участниками такого рода метафор, например: «клиент меня мочит»; «я на него наехала»; «я ее построил»; «она мне вынесла мозг» и т. Мы говорили о том, как язык создает субъективную реальность, в которой создателю потом предстоит жить. Крылатая латинская фраза «Nomen est omen» имя есть знак — вообще про то, что и как мы называем.
Именно поэтому так важно помнить о жанрово-стилевой неспецифичности речи хорошего гештальт-терапевта. Однако вернемся к гештальт-терапии. На сайте Московского Гештальт Института в программе подготовки гештальт-терапевтов раздел 3 — «Творческие методы гештальт-терапии» — содержит тему «Работа с внутренней феноменологией клиента», а раздел 5 — «Философия гештальт-подхода и методология практики» включает тему «Работа на границе контакта» [2]. В то же время стандарт 2008 года выглядел немного по-иному: раздел 5 начинался так: «Методология практики: основные стратегии работы гештальт-терапевта. Работа с внутренней феноменологией клиента. Работа на границе контакта».
Интересно, что последняя программа отражает существующую реальность. В чем же она проявляется? В том, что работа с внутренней феноменологией зачастую относится к разделу «творческих методов», а работа на границе контакта — к методологии практики. Попробую описать то, что, как я думаю, стало модой, поветрием и выхолащивает суть гештальт-терапии. Это — несвоевременное использование «выхода на границу-контакт». Очевидно, что в нашей жизни у всего есть начало и конец.
У терапевтической сессии — тоже. Первый этап гештальт-сессии — ориентировка.
Классический эксперимент Б. Зейгарник Кур...
Если говорить научными словами, то происходит нарушение процесса формирования и разрушения гештальта.
Работа гештальт-психолога направлена на достижение ясности сознания у человека: если он будет правильно воспринимать внешнюю и внутреннюю реальность, то сможет быстро и, самое главное, самостоятельно решить все свои проблемы и наслаждаться жизнью. В процессе терапии человек учится осознавать себя: свои истинные чувства и желания, телесные процессы и мысли. Кроме этого, он начинает правильнее воспринимать окружающий мир и других людей. Гештальт-терапия не дает мгновенного результата, да и она не стремится к этому. Поведение человека не изменится как по взмаху волшебной палочки: новое не придет и не задержится надолго, если нет достаточной осознанности всего, что делаешь и что происходит вокруг. Результат гештальт-терапии выражается в приобретении способности сознательно выбирать ту или иную модель поведения в зависимости от конкретной ситуации.
Жизнь человека, использующего все аспекты своей личности, становится более насыщенной, наполненной. Он не будет страдать от невротических проявлений и не будет подвергаться манипуляциям со стороны других. Простыми словами, гештальт-терапия учит, как твердо стоять на ногах. Принципы гештальт-терапии Гештальт терапия базируется на нескольких принципах. Основными из них являются: «Здесь и сейчас»: на сеансе важно определить, что происходит с пациентом именно в эту конкретную минуту.
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
Интро 00:35 - Что такое гештальт? Вокруг гештальт-психологии, гештальт-терапии со времени ее появления (60 лет назад!) роятся мифы. Когнитивно-поведенческая терапия vs гештальт: выбираем правильный подход. С середины прошлого века нам известен гештальт-подход в психологии, который стал настоящим прорывом гуманистического направления в этой науке. Практические выводы из гештальт-теории генезиса невроза Как тревожно, страшно, скучно, пресно.
Что такое гештальт и как его закрыть
Гештальт-терапия: что за метод, принципы работы психологов | Этот год считается годом рождения гештальт-подхода, а сам Фриц Перлз – его основателем. |
Гештальт-терапия – что это такое простыми словами? | Гештальт подход был создан Фрицем Перлзом и традиционно рождение метода считают 1951 год. |
Гештальт-терапия – мифы и реальность | Вовремя | Гештальт-терапия и когнитивно-поведенческая терапия: в чем разница? Что эффективнее: гештальт или КПТ? Читайте в статье. |
Что такое гештальт в психологии
Беседа с руководителем и преподавателем программы «Гештальт-подход в психологическом консультировании» Юлией Логашенко о пути через гештальт-терапию к целостности: ключевые принципы гештальт-подхода, характеристики терапевта, особенности обучения на программе. Впервые слово «гештальт» в таком значении использовал австрийский философ и психолог Христиан фон Эренфельс в конце 19 века. Психология и коучинг. Экологичное ведение групп в гештальт-подходе 3 двухдневки – Online. Гештальт-психология и дизайн. Как закрыть гештальт? Целостным может быть восприятие не только треугольников или кнопок на экране, но и жизненных ситуаций. Гештальт-терапия – это удивительный глубокий психотерапевтический подход, удачно сочетающий достижения психологической науки и практики, терапевтический опыт основателей и современных практиков.
Гештальт-терапия
Вокруг гештальт-психологии, гештальт-терапии со времени ее появления (60 лет назад!) роятся мифы. Простыми словами о сложном психологическом термине рассказал основоположник гештальт-терапии Фредерик Перлз и психолог Блюма Зейгарник. Понятие гештальта в психологии. Практические выводы из гештальт-теории генезиса невроза Как тревожно, страшно, скучно, пресно. Простыми словами о сложном психологическом термине рассказал основоположник гештальт-терапии Фредерик Перлз и психолог Блюма Зейгарник. Понятие гештальта в психологии. Основной подход гештальт-терапии называется экспериментально-феноменологическим: в ходе гештальт-терапии клиенту предлагается ставить эксперименты и наблюдать выявляемые в ходе экспериментов феномены[1]. Гештальт-терапия – особое направление в практической психологии, которое помогает людям закрывать такие гештальты.
Гештальт в психологии: что это простыми словами
Гештальт-психология: в чем ее суть и что значит фраза «закрыть гештальт»?) | Перлз называл такой подход холистическим и организмическим, когда исследуется целостный организм: «Гештальт-терапия добралась до невербального опыта. |
Что такое гештальт и как его наконец закрыть | Что такое гештальт-терапия простыми словами. Гештальт — это некая незавершенная ситуация, которая продолжает давить на человека. |
Гештальт организации – методология развития команд и разрешения проблем | Статья автора «ИСТиК» в Дзене: Александр Рязанцев — основатель ИСТиК и онлайн-школы «Феномен», психолог с 30-летним опытом поделился своим профессиональным видением гештальт-подхода в психологии. |
Что такое гештальт простыми словами и почему его надо закрывать — рассказывает психолог | Гештальт-психология и дизайн. Как закрыть гештальт? Целостным может быть восприятие не только треугольников или кнопок на экране, но и жизненных ситуаций. |
Основы гештальт-психологии: в чем ее суть и как она используется?
Гештальт-терапия сформировалась на основе гештальт-психологии. В психологии гештальта выделяются фигура и фон. Это отлично показано в классической вазе Рубина. Гештальт-психология на службе корпораций. Простыми словами рассказываем что такое гештальт и как его закрыть — рекомендации специалистов в журнале medalvian. Гештальт-подход имеет широкое применение в различных областях психологии, включая клиническую, образовательную и организационную. Чем может помочь гештальт-терапия. «Гештальт не закрылся» — часто на этом меме наши знания о гештальт-психологии заканчиваются.