Если вам понравилось бесплатно смотреть видео коллекция тарелок зик (завод на) онлайн которое загрузил Любимый фарфор 18 октября 2022 длительностью 00 ч 01 мин 25 сек в хорошем качестве, то расскажите об этом видео своим друзьям, ведь его посмотрели 245 раз.
Фарфоровый вечер
Фарфоровый завод в городе Сысерть Свердловской области возник на базе существовавшей ещё в дореволюционное время мастерской «Гончарка», где изготавливались различные керамические изделия. Представляю вашему вниманию, изделия завода фаянса, фарфора и керамики Конаково. Завод имени Калинина! Конаковский фаянсовый завод — одно из старейших предприятий фарфорово-фаянсовой промышленности, основанное в 1809 году Ф.-Х. Бриннером в селе Домкино Тверской губернии. Главной особенностью, в этот день, было присутствие ветеранов Конаковского фаянсового завода – художников и работников ЗиК. Музейный работники выражают благодарность за эмоциональные выступления Е.Г. Боковой, Л.Г. Лубовой, О.И. Орловой. Если вам понравилось бесплатно смотреть видео коллекция тарелок зик (завод на) онлайн которое загрузил Любимый фарфор 18 октября 2022 длительностью 00 ч 01 мин 25 сек в хорошем качестве, то расскажите об этом видео своим друзьям, ведь его посмотрели 245 раз. Клейма Дмитровского фарфорового завода. Фарфоровый завод в поселке Вербилки был основан в 1766 г. (хотя есть более ранние варианты дат) Ф.Я. Гарднером.
Блог/Новости
После национализации завод переживал упадок, а в военное время выпускал только санитарный фаянс и самую простую посуду для госпиталей. Возврат к прежнему широкому ассортименту произошел только в середине двадцатого века. С 1950-х годов на предприятии вновь стали производить вазы, скульптуры и разнообразную посуду. Клейма завода Период Ауэрбаха В первых клеймах завода писали только фамилию ее владельца без указания места, где находится предприятие. Наиболее частым клеймом в период 1811—1817 гг. В этот период министром внутренних дел в стране был О.
Козодавлев, которому сильно не нравилось подражание зарубежной продукции, в том числе и в плане авторства. Министр выступал против того, чтобы русский фарфор делали по импортным образцам, да еще и обозначали авторство на иностранный манер. Он выразил свое недовольство по этому поводу и предписал русским фабрикантам указывать на фарфоровых изделиях фамилию российскими литерами с обязательным указанием имени изготовителя и «места, в коем фабрика находится». После этого события в фабричных клеймах стали использовать русские буквы, а также указывать местонахождение завода Корчевский уезд. Саму надпись «Ауэрбахъ.
Корчева» располагали в одну строчку или в две. Вместо полного наименования часто использовали сокращение «А. На некоторых изделиях буквы вдавлены на значительном расстоянии и порой расположены в разных направлениях. В 1820-е годы Ауэрбах создал три роскошных сервиза, которые были заказаны ему для двух дворцов и придворной конторы.
Олень в прыжке - Городницкий завод.
На дне этой чашки - рыбки, такой знак был у Первомайского фарфорового завода. Он располагался в Рыбинском районе Ярославской области. Первомайский завод трижды менял маркировку. Рыбки наносились с 1976 по 1991 год. Их цвет зависит от сорта продукции: синий - первый, зеленый - второй, коричневый - третий.
Лежащий олень - это Кузяевский фарфоровый завод, когда-то самый крупный из гжельских предприятий.
Купчая на землю была оформлена в июне 1809 года. Эту дату и считают началом «фаянсовой истории» в Тверской губернии. В те времена производить изделия из фарфора в России считалось весьма выгодным делом. Известно, что первые фарфоровые изделия привезли в Россию из Германии. Кстати, оттуда же, из Богемии она тогда входила в состав Пруссии , в Россию приехал и сам Бриннер, так что он прекрасно представлял спрос на фарфоровую и фаянсовую посуду в России.
На арендованной близ Домкино земле Бриннер организовал маленькое кустарное предприятие — пятнадцать мастеровых на обычных гончарных кругах вытачивали посуду и обжигали её в земляных печах. Ниже приведены древние и современные карты местности, где Бриннер расположил своё производство. На современной карте место, где некогда располагалась деревня Домкино, отмечено крестиком данные взяты с сайта etomesto. Бриннеру было с кого брать пример: несколькими годами раньше Терентий Кузнецов, купец из семьи владимирских старообрядцев, уже открыл фарфоровые производства в старообрядческой гжельской деревне Новохаритоново и сторговал у обедневших помещиков Сарычевых пустошь Дулево во Владимирской губернии. Тарелка Гжель, XIX век В те времена фарфоровая посуда хоть и пользовалась растущим спросом, но вследствие кустарного производства была низкого качества, да и с художественной точки зрения оставляла желать лучшего. Основными её покупателями были местные мещане, тогда как люди более зажиточных сословий предпочитали покупать фарфор за границей.
Фабрика почти не приносила дохода, так что спустя всего год после покупки земли Бриннер охладел к своему делу и в 1810 году перепродал землю и фабрику за те же деньги своему коллеге — тоже аптекарю немецкого происхождения Андрею Яковлевичу Ауэрбаху. С тех пор завод стал называться Ауэрбаховским, в каталогах антикварного фаянса он и по сей день носит такое название. Новый владелец быстро наладил нормальное современное производство. Он ушел от земляных печей, в которых обжигали посуду, и занялся строительством более производительных горнов для обжига готовых изделий, а также сделал ставку на производство аптечной посуды — различных пузырьков, в которые разливались лекарства аптекарь все-таки. Грамотный выбор, как сейчас сказали бы, рыночной ниши принес свои плоды: через пять лет на фабрике Ауэрбаха работали уже два мастера, 26 рабочих, 56 «черноработцев» и 18 женщин. Сегодня трудно представить, что два века назад предприятие с пятьюдесятью рабочими считалось крупным.
А уж завод Ауэрбаха, по меркам Тверской губернии, являлся просто промышленным гигантом! Описания позволяют не только представить размеры предприятия, но также дают характеристику технологии производства и степени его насыщения машинами и печами, в которых природная энергия топлива преобразует материал, превращая простую смесь глины, кварца и полевого шпата в фаянс. По числу работающих их было около 120 человек Аурбаховская фабрика была одной из крупнейших не только в губернии, но и во всей России. На 16 фаянсовых заводах, как показывают «статистические ведомости состояния Российских мануфактур» за 1818 год, было 728 рабочих. В 1829г. С 1830-го года завод получает право ставить на свои изделия герб Российской империи.
Заводу поступают заказы от Императорского двора, чем спешит воспользоваться Ауэрбах, чтобы пролоббировать для своего детища лучшие условия на рынке. Еще задолго до своего триумфа, в 1811 году, Ауэрбах пытался убедить императора поддержать зарождающуюся фарфоровую отрасль: «Как выделываемый мною фаянс по доброте своей заменяет иностранный, а к тому ж по деятельности моей удалось изобресть все потребные для оного материалы в самом отечестве, то и потребно дабы в чужие земли деньги не уходили… высочайше запретить ввоз таковой посуды, подобно как запрещены привозы зеркал, бумаги и пр. Однако в 1829 году Ауэрбаху становится не до писем императору. Заканчивается 20-летний срок аренды земель, на которых расположился его процветающий завод. Он полагал, что тот не сможет перевезти предприятие и вынужден будет оставить завод, который и достанется Головачеву и Карабанову задаром. Но план не сработал.
Предвидя такой поворот событий, Ауэрбах заранее подыскал новую площадку под производственные помещения и с немецкой педантичностью, постепенно, за четыре года, перевез туда весь завод — с фабричным имуществом, семьями мастеровых, разобранными избами и готовой продукцией. Новым местом стало неизвестное тогда никому сельцо Кузнецово, которое впоследствии получило имя Конаково. Сельцо располагалось на берегу речушки Донховки, недалеко от впадения её в Волгу. Через два года к этому участку были прибавлены земли помещиц Бариновой и Демидовой. Собственно, здесь и начинается история Конаковского завода — именно там, где она и закончилась уже в наши дни. Прежнее справа и новое слева место расположения завода Почему Ауэрбах выбрал Кузнецово?
Фактически случайно. Село несколько раз меняло собственников, переходило от одного владельца к другому. Ауэрбах искал место, которое находилось бы как можно ближе к Домкино, и ему встретилось это объявление. Летом 1826 года за 6 500 рублей ассигнациями Ауэрбах приобрел земли в Кузнецово и после этого потихоньку, чтобы не прерывать производственный процесс, начал перевозить завод по частям на новое место. После того, как фабрика Ауэрбаха начала выдавать продукцию уже на новом месте, маленькое село Кузнецово пережило настоящий — первый, но не последний в своей истории — экономический подъем. Сюда стали поступать деньги от продажи аэурбаховского фаянса, который пользовался огромным спросом в России и далеко за ее пределами.
Коммерческие достижения оборотистого фаянсового заводчика отмечались и государственными наградами: в 1835 году Ауэрбах был награжден орденом Станислава, спустя еще четыре года — орденом Анны. Кроме того, бывшему лифляндскому аптекарю пожаловали дворянское звание. Воодушевленный Ауэрбах наращивал обороты. В середине 1840-х, когда Андрей Яковлевич скончался, его фабрика насчитывала 175 постоянных наёмных рабочих. А изделия ауэрбаховского фаянса, украшенные великолепной ручной росписью и модным в то время печатным рисунком, продавались по всей Европе. Из кустарного производства Ауэрбах сделал современнейший по тем временам завод: глину мололи две водяные мельницы и девять конных, в точильной 40 станков вытачивали посуду, имелось два горна.
Спустя десять лет здесь действовало уже 8 горнов и две муфельные печи для обжига расписной посуды. Кроме того, Ауэрбах заказал и привез в Кузнецово паровую машину — это, к слову, был первый промышленный паровой агрегат во всей Тверской губернии. Завод в селе Кузнецово. Благодаря расширению производства на ауэрбаховской фабрике стремительно росло и население Кузнецово. Известно, что каждое новое рабочее место, созданное в сфере материального производства, позволяет создать еще три новых в обслуживающих отраслях — в сфере услуг, образования, медицины, транспорта, ремонта… Вокруг фабричных построек стали селиться стекающиеся с окрестных деревень крестьяне. Многие из них зарабатывали на жизнь, как сказали бы сейчас, аутсорсингом: изготавливали для фабрики бочки, ведра, ящики, доски, рубили лес на дрова, выжигали уголь и возили его на фабрику, а также вывозили готовую продукцию в Москву, Тверь, Санкт-Петербург.
Во-первых, отмена крепостного права лишила российских промышленников постоянной и почти бесплатной и бесправной рабочей силы. Почти одновременно с этим были отменены таможенные тарифы на ввоз фарфора и фаянса из-за границы, и рынки России очень скоро оказались завалены дешевым и модным английским фаянсом. Причем англичане, как разумные капиталисты, механизировали свои производства, и если русский мастер в день изготавливал десять дюжин фаянсовых тарелок, англичанин — в семь раз больше. Чтобы выжить, фаянсовые заводы в России сокращали ассортимент, снижали зарплаты. Из-за этого мастера и живописцы, самые высокооплачиваемые специалисты отрасли, уходили на другие заводы, к конкурентам. Главным конкурентом Ауэрбаха на рынке «народного фаянса» был купец Матвей Кузнецов, наследник знаменитой династии «фарфоровых королей» Кузнецовых.
Поскольку эта фамилия уже не в первый раз встречается, давайте присмотримся к этим людям подробнее. Дед Матвея Кузнецова Терентий Яковлевич и отец Сидор Терентьевич к тому времени создали целую бизнес-империю заводов по производству фарфора и фаянса. Кузнецовы применили на своих заводах нововведения, которые позволяли им поддерживать низкую себестоимость продукции и, следовательно, снижать цены. Во-первых, на кузнецовских фабриках было чуть ли не впервые в мировой фарфорово-фаянсовой отрасли введено разделение труда. Каждый рабочий специализировался на выполнении какой-нибудь одной операции — обжиге, формовке или подготовке глины. За счет этого удалось за 20 лет увеличить производство фарфора в четыре раза.
Во-вторых, купцы Кузнецовы практиковали оригинальный бизнес-стиль. Как только они узнавали, что на каких-то заводах появились хорошие мастера, они прилагали все усилия, чтобы переманить умельцев к себе. Например, когда в России получил славу так называемый сафроновский фарфор, который на посудном заводе Сафронова расписывали живописцы, Кузнецовы стали переманивать к себе сафроновских мастеров, а впоследствии попросту выкупили у Сафронова завод и закрыли на нем производство оригинального фарфора, сделав «сафроновский» стиль целиком «кузнецовским». Сидор Кузнецов, отец будущего владельца Кузнецовского Конаковского завода, был человеком выдающимся. Чрезвычайно набожный, он строил новые заводы прежде всего там, где существовали крупные общины старообрядцев — чтобы обеспечить единоверцев работой. По этой причине он построил крупный завод в Риге; к тому же здесь был крупный порт, где старообрядцы работали грузчиками, поэтому Кузнецову не следовало беспокоиться, что при отправке его хрупкой продукции на экспорт грузчики что-нибудь украдут или разобьют.
В Риге до недавнего времени существовала Московская улица, целиком построенная на доходы кузнецовской фарфоровой фабрики. Организовав производство в Риге, Кузнецовы стали продавать посуду по демпинговым ценам и быстро ликвидировали все конкурирующие мелкие производства. В 1860-е годы купец Михаил Рачкин пытался делать и продавать фаянс в Риге, но быстро разорился и сдался на милость победителям. Та же участь ждала любого, кто пытался наладить фарфоро-фаянсовый бизнес в главном городе Лифляндской губернии. Столь же решительно Сидор Кузнецов вел и семейные дела. В 1846 году после трех дочерей у него наконец-то родился сын Матвей, которому и предстояло унаследовать семейное предприятие.
На всякий случай расчетливый Кузнецов выдал дочерей замуж за купцов, взял их в бизнес и сделал своими помощниками. А Матвея, единственного наследника, воспитанного в старообрядческой строгости, отправили учиться делу в Ригу к знаменитому Рудакову, одному из главных исследователей керамического производства. Одновременно Матвей Кузнецов приобщался к теории бизнеса в Рижском коммерческом училище. Своему главному учителю Рудакову посудный олигарх отплатил за науку сполна. Говорят, что, как только Рудаковы решили обзавестись в Риге собственным фарфоровым делом, ученик разорил семью учителя дотла. В январе 1864 года Сидор Терентьевич скончался.
Предметы поточного производства в интересные экспонаты превращает само время. Не дотянув до юбилея Все начиналось, как и много чего на Руси, с немцев. В русском фаянсе свое слово сказали Гарднер, Ламбер и Ауэрбах. Имя последнего стало одним из самых известных. В 1810 году лифляндский провизор Андрей Яковлевич Ауэрбах выкупил завод в селе Домкино Корчевского уезда Тверской губернии. Завод выпускал фаянс и уже в 1812 получил заказ на изготовление сервиза от великой княжны Екатерины Павловны. В 1815 году на производстве было занято 119 человек — шестая часть от занятых в отрасли по стране. В 1829 году землевладелец отказал в продлении аренды, и предприятие пришлось передвинуть в село Кузнецово. Тогда же Ауэрбах удостоился большой серебряной медали первой публичной выставки русских мануфактур в Петербурге.
На второй выставке в Москве в 1831 году завод получает золотую медаль. А в 1833 году Ауэрбах удостаивается права использования на своих изделиях государственного герба. В 1845 году после смерти фабриканта дело возглавили его сыновья. Их бизнес подкосила отмена крепостного права и последующая отмена запретительных тарифов на ввоз английского фаянса. Тогда заводом заинтересовалась семья русских промышленников Кузнецовых, родоначальник которых основал фарфоровое производство в районе Гжели в 1812 году. Выпускник Рижского коммерческого училища 23-летний Матвей Сидорович Кузнецов убедил семью выкупить предбанкротное предприятие. В 1870 году сделка состоялась, при этом совпадение названия села и фамилии нового владельца оказалось чистой случайностью. На Всероссийской выставке 1870 года завод получил награду за «хорошего качества по белизне и отличной крепости фаянсовую посуду». В ассортимент входили столовые сервизы, чайные приборы, чайники, вазы, кружки, блюда и небольшое количество скульптурных фигурок.
При этом на фирменном клейме наряду с изображением государственного герба значилось: «Быв. Матвей Кузнецов дорожил брендом, созданным его предшественниками. Из фаянса можно вылепить практически всё Фото из архива Александра Счётчикова Огонек жизни В ХХ веке Конаковскому фаянсовому заводу не повезло: он выстоял в войну и пережил расцвет при развитом социализме, но по нему со всего маха проехался каток рыночных реформ 90-х. В эпоху открытых границ и свободы торговли отечественный производитель не выдержал конкуренции с дешевой и яркой китайской посудой. Наши новоявленные капиталисты учились, по русской традиции, на собственных ошибках и не потрудились заглянуть в историческое прошлое завода.
Каталог антикварного фарфора Конаковского фаянсового завода им. М.И.Калинина.
Через два года к этому участку были прибавлены земли помещиц Бариновой и Демидовой. Собственно, здесь и начинается история Конаковского завода — именно там, где она и закончилась уже в наши дни. Прежнее справа и новое слева место расположения завода Почему Ауэрбах выбрал Кузнецово? Фактически случайно. Село несколько раз меняло собственников, переходило от одного владельца к другому. Ауэрбах искал место, которое находилось бы как можно ближе к Домкино, и ему встретилось это объявление. Летом 1826 года за 6 500 рублей ассигнациями Ауэрбах приобрел земли в Кузнецово и после этого потихоньку, чтобы не прерывать производственный процесс, начал перевозить завод по частям на новое место. После того, как фабрика Ауэрбаха начала выдавать продукцию уже на новом месте, маленькое село Кузнецово пережило настоящий — первый, но не последний в своей истории — экономический подъем.
Сюда стали поступать деньги от продажи аэурбаховского фаянса, который пользовался огромным спросом в России и далеко за ее пределами. Коммерческие достижения оборотистого фаянсового заводчика отмечались и государственными наградами: в 1835 году Ауэрбах был награжден орденом Станислава, спустя еще четыре года — орденом Анны. Кроме того, бывшему лифляндскому аптекарю пожаловали дворянское звание. Воодушевленный Ауэрбах наращивал обороты. В середине 1840-х, когда Андрей Яковлевич скончался, его фабрика насчитывала 175 постоянных наёмных рабочих. А изделия ауэрбаховского фаянса, украшенные великолепной ручной росписью и модным в то время печатным рисунком, продавались по всей Европе. Из кустарного производства Ауэрбах сделал современнейший по тем временам завод: глину мололи две водяные мельницы и девять конных, в точильной 40 станков вытачивали посуду, имелось два горна.
Спустя десять лет здесь действовало уже 8 горнов и две муфельные печи для обжига расписной посуды. Кроме того, Ауэрбах заказал и привез в Кузнецово паровую машину — это, к слову, был первый промышленный паровой агрегат во всей Тверской губернии. Завод в селе Кузнецово. Благодаря расширению производства на ауэрбаховской фабрике стремительно росло и население Кузнецово. Известно, что каждое новое рабочее место, созданное в сфере материального производства, позволяет создать еще три новых в обслуживающих отраслях — в сфере услуг, образования, медицины, транспорта, ремонта… Вокруг фабричных построек стали селиться стекающиеся с окрестных деревень крестьяне. Многие из них зарабатывали на жизнь, как сказали бы сейчас, аутсорсингом: изготавливали для фабрики бочки, ведра, ящики, доски, рубили лес на дрова, выжигали уголь и возили его на фабрику, а также вывозили готовую продукцию в Москву, Тверь, Санкт-Петербург. Во-первых, отмена крепостного права лишила российских промышленников постоянной и почти бесплатной и бесправной рабочей силы.
Почти одновременно с этим были отменены таможенные тарифы на ввоз фарфора и фаянса из-за границы, и рынки России очень скоро оказались завалены дешевым и модным английским фаянсом. Причем англичане, как разумные капиталисты, механизировали свои производства, и если русский мастер в день изготавливал десять дюжин фаянсовых тарелок, англичанин — в семь раз больше. Чтобы выжить, фаянсовые заводы в России сокращали ассортимент, снижали зарплаты. Из-за этого мастера и живописцы, самые высокооплачиваемые специалисты отрасли, уходили на другие заводы, к конкурентам. Главным конкурентом Ауэрбаха на рынке «народного фаянса» был купец Матвей Кузнецов, наследник знаменитой династии «фарфоровых королей» Кузнецовых. Поскольку эта фамилия уже не в первый раз встречается, давайте присмотримся к этим людям подробнее. Дед Матвея Кузнецова Терентий Яковлевич и отец Сидор Терентьевич к тому времени создали целую бизнес-империю заводов по производству фарфора и фаянса.
Кузнецовы применили на своих заводах нововведения, которые позволяли им поддерживать низкую себестоимость продукции и, следовательно, снижать цены. Во-первых, на кузнецовских фабриках было чуть ли не впервые в мировой фарфорово-фаянсовой отрасли введено разделение труда. Каждый рабочий специализировался на выполнении какой-нибудь одной операции — обжиге, формовке или подготовке глины. За счет этого удалось за 20 лет увеличить производство фарфора в четыре раза. Во-вторых, купцы Кузнецовы практиковали оригинальный бизнес-стиль. Как только они узнавали, что на каких-то заводах появились хорошие мастера, они прилагали все усилия, чтобы переманить умельцев к себе. Например, когда в России получил славу так называемый сафроновский фарфор, который на посудном заводе Сафронова расписывали живописцы, Кузнецовы стали переманивать к себе сафроновских мастеров, а впоследствии попросту выкупили у Сафронова завод и закрыли на нем производство оригинального фарфора, сделав «сафроновский» стиль целиком «кузнецовским».
Сидор Кузнецов, отец будущего владельца Кузнецовского Конаковского завода, был человеком выдающимся. Чрезвычайно набожный, он строил новые заводы прежде всего там, где существовали крупные общины старообрядцев — чтобы обеспечить единоверцев работой. По этой причине он построил крупный завод в Риге; к тому же здесь был крупный порт, где старообрядцы работали грузчиками, поэтому Кузнецову не следовало беспокоиться, что при отправке его хрупкой продукции на экспорт грузчики что-нибудь украдут или разобьют. В Риге до недавнего времени существовала Московская улица, целиком построенная на доходы кузнецовской фарфоровой фабрики. Организовав производство в Риге, Кузнецовы стали продавать посуду по демпинговым ценам и быстро ликвидировали все конкурирующие мелкие производства. В 1860-е годы купец Михаил Рачкин пытался делать и продавать фаянс в Риге, но быстро разорился и сдался на милость победителям. Та же участь ждала любого, кто пытался наладить фарфоро-фаянсовый бизнес в главном городе Лифляндской губернии.
Столь же решительно Сидор Кузнецов вел и семейные дела. В 1846 году после трех дочерей у него наконец-то родился сын Матвей, которому и предстояло унаследовать семейное предприятие. На всякий случай расчетливый Кузнецов выдал дочерей замуж за купцов, взял их в бизнес и сделал своими помощниками. А Матвея, единственного наследника, воспитанного в старообрядческой строгости, отправили учиться делу в Ригу к знаменитому Рудакову, одному из главных исследователей керамического производства. Одновременно Матвей Кузнецов приобщался к теории бизнеса в Рижском коммерческом училище. Своему главному учителю Рудакову посудный олигарх отплатил за науку сполна. Говорят, что, как только Рудаковы решили обзавестись в Риге собственным фарфоровым делом, ученик разорил семью учителя дотла.
В январе 1864 года Сидор Терентьевич скончался. По духовному завещанию Матвей стал единственным его наследником, поэтому по смерти отца он немедленно вступил в управление своими делами, но под попечительством трех зятьев — М. Анисимова, А. Щепетильникова и С. Балашова — до своего совершеннолетия, которого он достиг в 1867 году. Владея двумя успешными заводами известно, например, что в 1866 году годовой доход одного только Дулевского завода достиг 115 200 рублей , Матвей Сидорович, став полновластным хозяином, по традиции начал расширять бизнес. И первым же его приобретением стал Ауэрбаховский завод, на который Матвей Кузнецов уже давно положил глаз.
Кстати, то обстоятельство, что купец Кузнецов купил фаянсовую фабрику Ауэрбаха в селе Кузнецово, — не более чем совпадение. Ауэрбах, как говорят, построил свою фабрику рядом с кузницами, давшими название селу. Даже в советское время остатки этих кузниц показывали приезжавшим в Конаково. Дело в том, что практически все население Корчевского уезда жило «от дороги», обслуживая главную магистраль Российской империи — дорогу из Москвы в Петербург. Даже в названиях деревень сохранилась «специализация»: в Кузнецово кузнецы изготавливали подковы и подковывали лошадей, в Шорново жили шорники, ремонтировавшие упряжь, в деревне Мокшино, как гласит легенда, изготавливали тулупы для путников… Но в 1851 году в России построили железную дорогу, и очень скоро все деревни, обслуживавшие «главную дорогу», пришли в упадок. Так что братья Ауэрбахи, сыновья Андрея Яковлевича, весьма предусмотрительно поступили, продав Матвею Кузнецову свою фабрику. Можно сказать, что Кузнецов пришел в Кузнецово как стратегический инвестор — с его именем связан второй экономический подъем в истории конаковского фаянса.
Злые языки поговаривали, что Матвей Кузнецов долго готовился к покупке фабрики Ауэрбахов и даже приложил руку к тому, чтобы предприятие попало в долговую яму. Известно, что фабрика остро нуждалась в оборотных средствах, но агенты Кузнецова сделали все, чтобы наследники Ауэрбаха нигде не смогли получить кредит, а затем продали предприятие за вполне умеренную сумму. Впрочем, это дело прошлое. Кузнецов, став собственником Ауэрбаховского завода , засучил рукава и принялся за дело. Считалось, что новый владелец проявил уважение к бывшим владельцам завода: на протяжении еще нескольких лет после покупки предприятия М. Кузнецов клеймил посуду, изготавливаемую по прежним формам, клеймом с имперским орлом и надписью «Быв. Одно из таких изделий есть в коллекции «Маленьких историй».
Соусница с поддоном и клеймом «Бывш. Ауэрбахъ» из коллекции «Маленьких историй» Впрочем, вполне возможно, что новый владелец попросту решил не терять клиентуру из числа поклонников старого бренда — когда-то его новый завод обретёт собственное звучание. Однако завод «зазвучал» быстро. Стали выпускать новую продукцию: писсуары, умывальные доски, ванны, печи и камины, как говорилось тогда, на любой кошелек — от 30 до 3000 рублей за штуку. Когда Россия начала электрифицироваться, фабрики Кузнецова освоили выпуск изоляторов. К 1870-м годам с развитием сети железных дорог в России вдвое подорожали дрова — в то время единственное топливо, на котором работали фарфоровые и фаянсовые предприятия страны, и которое также использовали в паровозах. Отечественная добыча каменного угля еще находилась в зачаточном состоянии, и столица империи обогревалась главным образом привозным английским углем.
А вокруг перспектив применения для топки горнов торфа велись горячие дебаты. Матвей Кузнецов, в отличие от конкурентов, быстро оценил все преимущества использования торфа: дешевизна и возможность добиться постоянного качества, ведь предсказуемость обжига приводила к снижению процента брака. Кузнецовский завод, окруженный торфяниками, одним из первых в России перешел на новое топливо. Следует сказать, что даже сегодня Тверская область является одной из самых богатых по запасам торфа: объемы этого ценного компонента экспертами оцениваются в 2 миллиарда тонн! Заброшенные торфяники в первом десятилетии XXI века стали источниками опустошительных пожаров, так что тверским властям пришлось разработать специальную программу по их новому освоению. А тогда, 200 лет назад, для крестьян из окрестных деревень открылся новый фронт работ: в вырытых торфяных ямах они часами месили босыми ногами торфяную массу, залитую водой, превращая ее в однородное тесто, которое на следующий день разливали ведрами вручную по формам, чтобы получились кирпичи. Для многих обнищавших крестьян это было единственным заработком, и в июне-июле на торфозаготовки к Кузнецову стекалось до 2000 сезонных рабочих.
Артель из семи человек за день выделывала до 6000 кирпичей торфа, работая по 14 часов. И в результате Кузнецов добился того, что на его заводах не только в Кузнецове, но и в Дулеве, и в Риге всегда был годовой запас сухого, выдержанного топлива. В стремлении снизить себестоимость продукции Матвей Кузнецов был неутомим. Многие его заводы стали использовать преимущественно отечественное сырье из имений, принадлежавших фабриканту, или из арендуемых земель.
Мы узнали много нового, а также проверили имеющиеся знания в «фарфоровой викторине» — угадывали кто изображен на той или иной фарфоровой фигуре, и какая история стоит за ней. Победу одержал Александр Канцерев, но мужественно отдал выигранный приз — фарфоровую чашку и блюдце — очаровательной Светлане Загорской.
В конце вечера договорились, что в ноябре члены Петербургского сигарного клуба отправятся в ИФЗ на экскурсию, чтобы закрепить полученные знания.
Он также передал в дар Третьяковской галерее три десятка картин советского художника Гелия Коржева. Ранее URA. В программе мероприятия — литургия, танцы, бальные забавы.
RU - сообщи новость первым! Хотите быть в курсе всех главных новостей ХМАО?
Эксклюзивный сервиз украшен ручной росписью с позолотой. Сервиз увидел свет в преддверии Нового 2020 года, чьим покровителем стала Крыса — символ успеха, мудрости и домашнего благополучия. В этой серии Михаил Шемякин выступает в роли мастера афористики, написав меткие запоминающиеся фразы, каждая из которых — посвящение. Гофмана «Песочный человек». Шемякин и Высоцкий сразу разглядели друг в друге родственные души, их дружба длилась годами.
КОНАКО́ВСКИЙ ФАЯ́НСОВЫЙ ЗАВО́Д
Каталог антикварного фарфора Конаковского фаянсового завода им. М.И.Калинина. | Гжельский фарфоровый завод стал победителем II Межрегионального конкурса «Туристский сувенир Золотого кольца» 2024. В учебно-производственном комплексе по отрасли «Радиоэлектроника» в Раменском колледже успешно выполнили заказ по монтажу печатных. |
В осколках былой славы… | Как изменялись в разные года клейма ведущих фарфоровых заводов СССР – описание и фото, историческая справка, отличие оригинальной продукции от подделок. |
Конаковский фаянс: жизнь, смерть и возрождение | смерти Ауэрбаха завод купил известный фабрикант ов. Кузнецовский фарфор вы наверное знаете? Это необязательно Конаково, в Кузнецовской фарфоровой "империи" было несколько заводов. |
г. Конаково: фаянсовое производство | Конаковский ордена Трудового Красного Знамени фаянсовый завод им. М. И. Калинина (ЗиК Конаково): клейма, марки, штампы. |
Вся история Хайтинского фарфорового завода — на выставке в Иркутске
Имена талантливых художников, их творения, дух той эпохи, когда на заводе создавались удивительные фаянсовые изделия декоративно-прикладного искусства - всё это создавало неповторимую атмосферу. Главной особенностью, в этот день, было присутствие ветеранов Конаковского фаянсового завода — художников и работников ЗиК. Музейный работники выражают благодарность за эмоциональные выступления Е.
Примерно тогда же появился фирменный логотип — белка с шишкой в лапках. Почти на протяжении полувека он не менялся. И на днях представил новый логотип. Даже два. От белки с шишкой решили не отказываться, но сильно изменили рисунок.
В конце 1920-х годов на заводе начали производить предметы из фаянса на советскую агитационную тематику. Одним из первых таких предметов стал курительный прибор в виде красноармейца [4]. В 1930-е годы на фабрике была выпущена серия из трёх декоративных блюд, посвященных перелёту « Москва — Северный полюс — Ванкувер », который в 1937 году совершили лётчики Георгий Байдуков , Александр Беляков и Валерий Чкалов. Автором эскиза стал художник М. Овчинников, рисунок наносился аэрографом по трафарету. Большую роль в становлении агитационного стиля в фаянса стал художник и скульптор Исидор Фрих-Хар. До поступления на работу на конаковский завод Фрих-Хар экспериментировал с другими материалами: деревом, металлом, камнем и керамикой. Со второй половины 1920-х годов его главным материалом стал фаянс. В 1930-е годы массово производились кувшины «Трактористка». Выпускались тематические скульптуры «Пионерка, кормящая кур», «Девушка и красноармеец», «Сидящий матрос». Помимо тиражной продукции, на фабрике выпускались и выставочные произведения: барельеф «Перед Ленским расстрелом», многофигурная композиция «На южном фронте. Перед наступлением». Оба предмета находятся в Государственной Третьяковской Галерее. В 1930-е годы в ассортимент завода начали вводить актуальные предметы. Одним из таких художников стала керамистка С. Она проработала на заводе три года. За это время она изготовила тиражные скульптуры «Ликбез» и «Первое радио» [4]. Помимо предметов, носящих исключительно декоративные цели, выпускались футляры для радио.
Фарфоровое производство возникло в Сысерти Свердловской области в середине XX века. В 1980-е это было одно из крупнейших предприятий РСФСР, занимающихся выпуском высокохудожественных подарочных изделий. На данный момент мастера и художники "Фарфора Сысерти" производят столовую и чайную посуду, кофейные сервизы, столовые наборы, а также мелкосерийные и единичные изделия декоративного назначения - скульптуры, вазы, шкатулки, сувениры.
В Челябинске открылась выставка «Фарфоровых историй»
Статус завода предприятие, работавшее долгие годы в виде артелей, получило в 60-ые годы, а в 1977-м году получило название «Сысертский завод художественного фарфора». Примерно тогда же появился фирменный логотип — белка с шишкой в лапках. Почти на протяжении полувека он не менялся. И на днях представил новый логотип. Даже два.
Постепенно фаянс и фарфор из России стали одной из важных статей экспорта, а также неотъемлемой частью национального искусства. Вот только некоторые выставки, на которых кузнецовская фирма удостаивалась наград. На Московской политехнической выставке в 1872 году и Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве 1882 года заводы Кузнецова получили право употреблять на своих изделиях и вывесках государственный герб.
На Всемирной выставке в Париже 1889 года — Большая золотая медаль. На Всемирной выставке в Чикаго 1893 года — бронзовая медаль, но именно на этой выставке такая награда считалась высшей степенью признания. В 1900 году на очень помпезной Всемирной выставке в Париже Товарищество получает высшую награду, а сам Кузнецов — орден Почетного легиона от французского правительства. В итоге в новый век Кузнецов вступил в качестве самого маститого производителя фарфоро-фаянсовых изделий в России и в 1902 году получил звание поставщика императорского двора. Отныне все самые выгодные контракты и заказы предлагались прежде всех ему. И именно кузнецовские кружки с императорскими гербами должны были раздавать народу на Ходынском поле во время коронационных торжеств 1896 года. Годовой оборот фирмы — семь миллионов рублей, две трети всего российского рынка посудных изделий.
Полной чашей был и дом Кузнецова, где выросли семь сыновей и две дочери. Один за другим умерли два сына, а вслед за ними, не перенеся этого горя, и жена. В Конаково до недавнего времени одной из местных достопримечательностей была так называемая «дача Готье» — изящный деревянный дом в классическом стиле, который архитектор Готье выстроил для одной из дочерей Матвея Кузнецова, которая болела туберкулезом. Дача Готье. Фотография 60-х гг XX века. Следуя семейной традиции, Кузнецов скрупулезно подготовил переход бизнеса в руки наследников. Он разделил заводы между сыновьями и дочерьми так, чтобы после его кончины между детьми не возникло конфликтов, способных разрушить построенный им бизнес.
Империя «королей русского фарфора» строилась прежде всего на семейных отношениях. Только благодаря этому она и просуществовала так долго. То, что выбор сделан правильно и «Товарищество М. Кузнецова» крепко стоит на ногах, подтвердилось во время революции 1905 года. Рабочие на рижской фабрике попытались бастовать, но зачинщики тут же были арестованы. Дело из-за отсутствия опытных мастеров могло понести серьезный урон. И тогда жена Кузнецова-младшего, управлявшего фабрикой, отправилась к местному губернатору и добилась освобождения мастеров.
После этого, как истинный член кузнецовской семьи, она собрала матерей и жен освобожденных рабочих и предупредила, что в следующий раз выручать их кормильцев из тюрьмы не будет. Впредь никаких революционных выступлений на фабрике не происходило. Кстати, именно тогда произошло единственное историческое пересечение между кланом Кузнецовых и одним из рабочих рижской фаянсовой фабрики, имя которого впоследствии стал носить и завод, и город. Порфирий Петрович Конаков родился в селе Кузнецово и начал трудовую деятельность на фаянсовой фабрике. За вольнодумство его принудили уволиться помните принцип, работавший на кузнецовских фабриках? Перед Пасхой всех рассчитывали и смутьянов не брали назад. Конаков переехал в Ригу и устроился на фаянсовую фабрику.
Именно там он приобщился к революционному движению и стал профессиональным революционером. Считается, что он был и среди тех мастеров, за которых хлопотала невестка Матвея Кузнецова. Спустя еще год, в 1906 году, Порфирий Конаков оказался одним из руководителей восстания моряков в Кронштадте. Здесь уже никакого заступничества не случилось, Конакова судил военно-полевой трибунал и приговорил к смертной казни. Его расстреляли 7 августа 1906 года. А спустя еще четверть века, уже в советское время, Конакова снова вспомнили земляки. И было это так.
В 1929 году объявили конкурс на новое название для села Кузнецово. Считалось, что село не должно ассоциироваться с личностью фабриканта Матвея Кузнецова, «короля русского фарфора», буржуя и эксплуататора. Как мы уже знаем, на самом деле село называлось Кузнецово задолго до появления Матвея Кузнецова, однако маховик революционных переименований уже был запущен. В результате конкурса было выбрано предложение работницы фабрики Марии Илютиной назвать поселок в честь революционера Конакова, которого к тому времени в родном селе почти никто не помнил. Еще позже Конаковский район вошел в состав Калининской ныне Тверской области, созданной в 1935 году. Памятник Порфирию Конакову с 1983 года находится на Привокзальной площади города. Все, кто приезжает в Конаково электричкой, выходя из здания вокзала, первым делом видят этот памятник и спрашивают — а кто это такой, этот Конаков?
Но сегодня, к сожалению, ответить на этот вопрос в самом Конаково могут немногие. Вот такая историческая несправедливость: Конаково носит имя человека, который кроме своих революционных «подвигов» сегодня его назвали бы «представителем несистемной оппозиции» , причем совершённых далеко от родного города, в Риге и Кронштадте, ничем не прославился. В то же время имя Матвея Кузнецова практически никак не увековечено в городской топонимике. Сегодня в Конаково часто звучат предложения переименовать город, назвав его, например, Новая Корчева — в честь затопленного центра уезда, на территории которого стояло село Кузнецово. Хотя куда справедливее было бы назвать Конаково обратно Кузнецовым — в честь Матвея Сидоровича Кузнецова. Вот только немногое из того, что появилось в Кузнецово-Конаково благодаря этому человеку. Как уже говорилось, Кузнецов активно занимался реконструкцией фабрики, расширением производства и увеличением ассортимента.
При нем на фабрике были построены новые корпуса в стиле «промышленного модерна» — эти здания вернее, их развалины можно увидеть и сегодня. Строил их известный московский архитектор Николай Погураев — как считается, по эскизам, созданным лично Матвеем Кузнецовым. Новые условия производства, появление более производительных машин и более тонких технологических операций повысили требования к уровню грамотности и квалификации рабочих. Обучение продолжалось 4 года и было бесплатным; число учащихся доходило до 190 человек. В основном это были дети служащих и рабочих фабрики, а при наличии свободных мест принимались и крестьянские дети окрестных деревень. Старообрядческий храм в Конаково. Начало XX века Уделяли внимание и решению жилищного вопроса.
Рабочие жили в 13 восьми- и шестнадцатиквартирных фабричных флигелях и в 105 собственных домах. Помимо школы, в с. Кузнецово имелись больница, в которой работали врач, два фельдшера и санитарка, почтовая контора со сберегательной кассой, молочная лавка и харчевня. При училище была открыта библиотека, в которой по вечерам велись занятия с подростками 14-15 лет, работавшими на фабрике. Чтобы фабричные рабочие занимались земледелием, Кузнецов выделял под постройку земельные наделы. Чуть позже, когда село стало разрастаться, здесь начали строить многоквартирные дома, так называемые «грунты». Некоторые из них сохранились до наших дней.
Кузнецов добился постройки в селе двух церквей — деревянной для православных и каменной для старообрядцев напомним, что сам Матвей Кузнецов был из старообрядческой семьи , разрушенной в 1930-е годы. В Кузнецове стала развиваться культурная жизнь. Руководил им в то далекое время главный бухгалтер фабрики Николай Иванович Тулупов. Представления кружком давались 1-2 раза в месяц. Перед спектаклем, в антрактах и после окончания в фойе устраивались танцы под духовой оркестр, который для этого специально приглашали из Корчевы. Кладка стен здания выполнена из безобжигового кирпича — его изготовляли из оставшейся при сооружении корпусов фабричных сооружений бетонной меси. Бывшее здание электротеатра.
Фото из блога Михаила Архипова Благодаря всем этим новшествам к 1913 году Кузнецово, заштатное село в мало кому известном Корчевском уезде который, например, писатель Салтыков-Щедрин считал символом провинциальной скуки и захолустья вошел в сотню крупнейших промышленных центров России. Жизнью и условиями работы фабричных рабочих в селе Кузнецово интересовались специалисты Парижа, Берлина, Лондона. Он не дожил буквально двух лет до настоящего триумфа фабрики, когда численность ее рабочих достигала 2 тысяч, а выпуск фарфоровой, фаянсовой посуды и майолики превысил планку в 7 миллионов изделий. Кто мог знать, что спустя всего четыре года, в 1917 году, все это великолепие, сложнейший бизнес, создававшийся четырьмя поколениями семьи Кузнецовых, рухнет? Первомайский митинг 1917 года в с. Кузнецово После прихода к власти большевиков все частные, коммерческие и акционерные общества были упразднены. Перестало существовать и «Товарищество М.
Его старшего сына, директора фабрики в Дулёво, вызвали в рабочий комитет. Кучер Куприян Архаров запряг лошадей и отвез хозяина на станцию Дрезна, откуда они поездом отбыли в Москву. Больше С. Кузнецова на заводе не видели. В конце 1917 года в Дулево приехал его сын Борис, но его никто за хозяина не признал. Походил он по заводу и убрался восвояси». Кузнецовы потеряли все свои заводы в России и на Украине.
Купеческий род, сколотивший своё состояние на разорении конкурентов вспомним преподавателя Рудакова , сам оказался разорённым. В собственности осталась только рижская фабрика в ставшей независимой Латвии.
Главная ставка на экспорт. Прежде всего она востребована в Китае, который является главным конкурентом на собственном и мировых рынках.
Прежде всего она востребована в Китае, который является главным конкурентом на собственном и мировых рынках. Тем не менее петербургское предприятие, позиционируя себя как производителя эксклюзивной продукции с богатой историей, успешно открывает новые точки продаж в Шанхае и Гуанчжоу и рассчитывает нарастить обороты продаж в КНР минимум в два раза.
Зик Конаковский фарфор. СССР. Всё новое
Красный фарфорист, Грузинская. Клеймо зик на фарфоре что означает. Через десять лет его завод успешно производил фарфоровые товары самого разного назначения, производство перенесли в сельцо Кузнецово. Почта России и Гжельский фарфоровый завод представили четыре новые марки из серии "Декоративно-прикладное искусство России. История «Императорского фарфорового завода». ОАО «Императорский фарфоровый завод» зарегистрировано в 1993 г. Само производство было создано в 1744 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны, первоначально завод назывался «Невской порцелиновой мануфактурой». Гжельский фарфоровый завод стал победителем II Межрегионального конкурса «Туристский сувенир Золотого кольца» 2024. В учебно-производственном комплексе по отрасли «Радиоэлектроника» в Раменском колледже успешно выполнили заказ по монтажу печатных.
Выставка «Фарфоровая история Кузяевского завода»
Рейтинг 4,6 на основе 2222 оценок и 813 отзывов о музее «Музей императорского фарфорового завода», Ломоносовская, Санкт-Петербург, проспект Обуховской Обороны, 151. Посетителям нравятся впечатления, экспозиции и выставка. Главной особенностью, в этот день, было присутствие ветеранов Конаковского фаянсового завода – художников и работников ЗиК. Музейный работники выражают благодарность за эмоциональные выступления Е.Г. Боковой, Л.Г. Лубовой, О.И. Орловой. В разделе представлены коллекционные фарфоровые статуэтки Советской эпохи и антикварный фарфор производства Конаковского фаянсового завода.
Выставка «Фарфоровая история Кузяевского завода»
Через десять лет его завод успешно производил фарфоровые товары самого разного назначения, производство перенесли в сельцо Кузнецово. Ленинградский завод фарфоровых изделий (ЛЗФИ,ЛОЗ). Сейчас Гжельский фарфоровый завод, который располагается в Раменском городском округе Московской области, считается предприятием №1 по реализации традиционного гжельского фарфора с ручной росписью. это Ленинградский фарфоровый завод. Связанные новости. 21.10.2022, 19:26. Региональный центр компетенций помог оптимизировать работу старейшего фарфорового завода России. Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина (бывший Тверской завод Ауэрбаха) – один из наиболее крупных и широко известных керамических предприятий в СССР.
«Императорский фарфоровый завод» планирует вдвое увеличить производство
Увеличение производственных мощностей связано, в том числе, с планами по наращиванию объема продаж в другие страны. Основная доля поставок приходится на Китай. Планы по наращиванию экспорта За 2022 г. У предприятия уже есть представительство в Шанхае. К концу 2023 г. ИФЗ откроет два новых магазина в Гуанчжоу. Как отметила Тылевич, китайцы преимущественно покупают фарфоровую продукцию на электронных площадках, но открытие новых магазинов, в которых потребитель может ознакомиться с товаром, способствует росту продаж в интернете. Новости бизнеса, экономики и политики из Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона Вместе с тем предприятие ищет новых партнеров для экспорта, среди приоритетных рынков — Индия, Бразилия и ОАЭ.
В Дубае в начале мая 2023 г. Выход на рынок ОАЭ связан, в частности, с высокой покупательской способностью.
Годы спустя сидевшее в долгах предприятие выкупил знаменитый промышленник Матвей Кузнецов, прозванный «королем русского фарфора». В итоге старинный завод вошел в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.
Кузнецова», объединявшее чуть ли не десяток предприятий, разбросанных по европейской части Российской империи. Его продукцию высоко оценили на международных выставках незадолго до Первой Мировой войны. Однако на этом золотая эпоха подошла к концу. Февральская революция, Октябрьский переворот и кровавая Гражданская война очень тяжело отразились на коммерческих делах.
Жесточайший финансовый кризис сделал невозможными выплаты работникам, денег не хватало даже на топливо для обжиговых печей. Неразбериха в железнодорожном сообщении приводила к затовариванию складов и дефициту сырья. Трактористка Казалось, век предприятия подошел к концу, однако для него нашлось дело при новой власти, давшей предприятию имя М.
Почти на протяжении полувека он не менялся. И на днях представил новый логотип. Даже два.
От белки с шишкой решили не отказываться, но сильно изменили рисунок. Теперь белочка смотрит в другую сторону на влево, как было раньше, а вправо.
Стали выпускать новую продукцию: писсуары, умывальные доски, ванны, печи и камины, как говорилось тогда, на любой кошелек — от 30 до 3000 рублей за штуку. Когда Россия начала электрифицироваться, фабрики Кузнецова освоили выпуск изоляторов. К 1870-м годам с развитием сети железных дорог в России вдвое подорожали дрова — в то время единственное топливо, на котором работали фарфоровые и фаянсовые предприятия страны, и которое также использовали в паровозах.
Отечественная добыча каменного угля еще находилась в зачаточном состоянии, и столица империи обогревалась главным образом привозным английским углем. А вокруг перспектив применения для топки горнов торфа велись горячие дебаты. Матвей Кузнецов, в отличие от конкурентов, быстро оценил все преимущества использования торфа: дешевизна и возможность добиться постоянного качества, ведь предсказуемость обжига приводила к снижению процента брака. Кузнецовский завод, окруженный торфяниками, одним из первых в России перешел на новое топливо. Следует сказать, что даже сегодня Тверская область является одной из самых богатых по запасам торфа: объемы этого ценного компонента экспертами оцениваются в 2 миллиарда тонн!
Заброшенные торфяники в первом десятилетии XXI века стали источниками опустошительных пожаров, так что тверским властям пришлось разработать специальную программу по их новому освоению. А тогда, 200 лет назад, для крестьян из окрестных деревень открылся новый фронт работ: в вырытых торфяных ямах они часами месили босыми ногами торфяную массу, залитую водой, превращая ее в однородное тесто, которое на следующий день разливали ведрами вручную по формам, чтобы получились кирпичи. Для многих обнищавших крестьян это было единственным заработком, и в июне-июле на торфозаготовки к Кузнецову стекалось до 2000 сезонных рабочих. Артель из семи человек за день выделывала до 6000 кирпичей торфа, работая по 14 часов. И в результате Кузнецов добился того, что на его заводах не только в Кузнецове, но и в Дулеве, и в Риге всегда был годовой запас сухого, выдержанного топлива.
В стремлении снизить себестоимость продукции Матвей Кузнецов был неутомим. Многие его заводы стали использовать преимущественно отечественное сырье из имений, принадлежавших фабриканту, или из арендуемых земель. Так, крестьяне села Большая Михайловка Екатеринославской губернии сдавали Кузнецову в аренду 1200 десятин своей земли и добывали на ней за плату минеральные породы для Будянской фабрики это предприятие находилось на территории Харьковской области, в 1990-е годы было закрыто. А в 1890-е годы, когда в окрестностях Скопина была найдена белая глина не хуже глуховской из Малороссии, использовавшейся всеми фарфористами, первыми там появились агенты Кузнецова. Они рассчитали, что рязанская глина будет обходиться в два раза дешевле украинской, и взяли её добычу под свой контроль.
Не менее передовые технологии Кузнецов использовал и в социальной сфере — в частности, в организации быта своих работников. При нём служащих и рабочих перевели на новые тарифы, питейные заведения были удалены от заводов, для рабочих строили новые дома, больницы, школы и библиотеки, а также храмы — оказалось, что религиозность рабочих укрепляла производственную дисциплину. Рассказывают, что для укрепления религиозных чувств у рабочих Матвей Кузнецов прибегал к разного рода приёмам. Например, только что нанятым рабочим дарили Библию. Тогда Кузнецов незаметно вложил в книгу 25-рублевую купюру, а через некоторое время снова наведался к тому же рабочему и показал пролетарию не найденные им деньги.
С тех пор, получив в подарок от хозяина Библию, рабочие если и не читали её, то хотя бы скрупулезно пролистывали. Конечно, для управления персоналом использовались и экономические рычаги. На рижской фабрике лучшим сотрудникам от имени хозяина дарили посуду. Однако, чтобы не возникало желания ее продать, на подарочных чашках и тарелках не ставили заводского клейма. А для нерадивых существовали штрафы: за испорченный инструмент, за опоздания, за пререкания со смотрителем или управляющим.
Каждый год перед Пасхой всех рабочих поголовно рассчитывали, а после праздников начинался новый прием на работу. Так что неугодные без обременительных объяснений оставались за воротами завода. Глубокая религиозность Матвея Кузнецова, возглавившего московскую старообрядческую общину, не мешала ему прибегать и к другим, греховным способам обогащения. Для обновления производственных зданий и оборудования ловко использовались ресурсы страховых компаний об истории страхового дела в России см. Старые деревянные цеха и склады набивались битым, бракованным фарфором и поджигались.
Полученная страховка позволяла выстроить новые кирпичные корпуса. Сторож созвал людей, пожар погасили. Утром приехал из Москвы Кузнецов. Хозяин отправил Ивана к управляющему за наградой. Потратившись на постройку павильона, где демонстрировалась его продукция, он еще и безвозмездно оказал услуги по украшению главного Императорского павильона.
Фабрикант воспользовался случаем, чтобы поднести императрице Марии Федоровне очень понравившийся ей фарфоровый чайный сервиз. За оказанные услуги ему были объявлены две высочайшие благодарности, а в 1883 году за полезную деятельность на поприще фарфоровой промышленности Матвей Кузнецов был награжден орденом Святого Станислава III степени. Не меньшую пользу принесло и строительство на рижской фабрике часовни, названной в память 25-летия царствования императора Александра II. Для этого в течение нескольких лет он вёл обширную разъяснительную работу в государственных ведомствах, описывая чиновникам опасность положения, при котором на персидских и азиатских рынках конкурируют русский и английский фарфор, причем английский прибывает туда так называемым «закавказским транзитом». В итоге были введены высокие заградительные таможенные пошлины на ввоз английского фарфора и фаянса.
За десять лет после создания первого в России фарфоро-фаянсового холдинга, «Товарищества М. Кузнецова», пошлины выросли вдвое, а Кузнецов стал фактически монополистом. По два розничных магазина работали в Петербурге и в Москве. Постепенно фаянс и фарфор из России стали одной из важных статей экспорта, а также неотъемлемой частью национального искусства. Вот только некоторые выставки, на которых кузнецовская фирма удостаивалась наград.
На Московской политехнической выставке в 1872 году и Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве 1882 года заводы Кузнецова получили право употреблять на своих изделиях и вывесках государственный герб. На Всемирной выставке в Париже 1889 года — Большая золотая медаль. На Всемирной выставке в Чикаго 1893 года — бронзовая медаль, но именно на этой выставке такая награда считалась высшей степенью признания. В 1900 году на очень помпезной Всемирной выставке в Париже Товарищество получает высшую награду, а сам Кузнецов — орден Почетного легиона от французского правительства. В итоге в новый век Кузнецов вступил в качестве самого маститого производителя фарфоро-фаянсовых изделий в России и в 1902 году получил звание поставщика императорского двора.
Отныне все самые выгодные контракты и заказы предлагались прежде всех ему. И именно кузнецовские кружки с императорскими гербами должны были раздавать народу на Ходынском поле во время коронационных торжеств 1896 года. Годовой оборот фирмы — семь миллионов рублей, две трети всего российского рынка посудных изделий. Полной чашей был и дом Кузнецова, где выросли семь сыновей и две дочери. Один за другим умерли два сына, а вслед за ними, не перенеся этого горя, и жена.
В Конаково до недавнего времени одной из местных достопримечательностей была так называемая «дача Готье» — изящный деревянный дом в классическом стиле, который архитектор Готье выстроил для одной из дочерей Матвея Кузнецова, которая болела туберкулезом. Дача Готье. Фотография 60-х гг XX века. Следуя семейной традиции, Кузнецов скрупулезно подготовил переход бизнеса в руки наследников. Он разделил заводы между сыновьями и дочерьми так, чтобы после его кончины между детьми не возникло конфликтов, способных разрушить построенный им бизнес.
Империя «королей русского фарфора» строилась прежде всего на семейных отношениях. Только благодаря этому она и просуществовала так долго. Рабочие на рижской фабрике попытались бастовать, но зачинщики тут же были арестованы. Дело из-за отсутствия опытных мастеров могло понести серьезный урон. И тогда жена Кузнецова-младшего, управлявшего фабрикой, отправилась к местному губернатору и добилась освобождения мастеров.
После этого, как истинный член кузнецовской семьи, она собрала матерей и жен освобожденных рабочих и предупредила, что в следующий раз выручать их кормильцев из тюрьмы не будет. Впредь никаких революционных выступлений на фабрике не происходило. Кстати, именно тогда произошло единственное историческое пересечение между кланом Кузнецовых и одним из рабочих рижской фаянсовой фабрики, имя которого впоследствии стал носить и завод, и город. Порфирий Петрович Конаков родился в селе Кузнецово и начал трудовую деятельность на фаянсовой фабрике. За вольнодумство его принудили уволиться помните принцип, работавший на кузнецовских фабриках?
Перед Пасхой всех рассчитывали и смутьянов не брали назад. Конаков переехал в Ригу и устроился на фаянсовую фабрику. Именно там он приобщился к революционному движению и стал профессиональным революционером. Считается, что он был и среди тех мастеров, за которых хлопотала невестка Матвея Кузнецова. Спустя еще год, в 1906 году, Порфирий Конаков оказался одним из руководителей восстания моряков в Кронштадте.
Здесь уже никакого заступничества не случилось, Конакова судил военно-полевой трибунал и приговорил к смертной казни. Его расстреляли 7 августа 1906 года. А спустя еще четверть века, уже в советское время, Конакова снова вспомнили земляки. И было это так. В 1929 году объявили конкурс на новое название для села Кузнецово.
[зик] в категории ссср 1917-1991 гг.
По теме: Фарфор антик Мейсен Фарфор династии Цзинь Старинная посуда и кухонные предметы фарфор Красивая необычная посуда Фаянсовый завод зик Дулево 1952-1964 Изделия керамические, фаянсовые Чайные сервизы 19 века завод Дунашовых Статуэтка. Фарфор. СССР. Завод по маркой ЗИК Конаково. Фарфор. СССР. Завод по маркой ЗИК Конаково.