день космонавтики: 60 лет полету гагарина, космос, юрий гагарин. Максимальная высота полета Гагарина составила 327 км, в то время как граница космоса начинается на отметке 118 км. С подъемной силой переборщили. – Жива память о подвиге Юрия Гагарина, поскольку первый полет в космос был настолько настоящим, великим подвигом, жива память о чудесной гагаринской улыбке и его легендарном «Поехали!». Полет Гагарина в 1961 году прошел успешно, хотя и не совсем по плану.
«Я горю, прощайте, товарищи!»: 61 год назад был совершен первый полет человека в космос
Первые впечатления Алексея Пивоварова от нового Kia Sorento / amoCRM | Помогаем увеличивать продажи: Подписыва. Всего 108 минут продолжался первый полет (сравните с длительностью современных полетов, продолжающихся месяцами), но этим минутам суждено было стать звездными в биографии Гагарина. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос.
Гагарин Юрий Алексеевич
В этот день советский космонавт н облетел планету Земля на орбитальном космическом корабле «Восток». За два дня до полёта в космос Юрий Гагарин написал прощальное письмо супруге на случай, если произойдёт катастрофа. Руководство СССР ожидало полета американцев в космос в 20-х числах апреля, поэтому решило сработать на опережение. Восьмой факт Факт запуска Гагарина в космос предварительно не освещался в СМИ ввиду обеспечения секретности полета. Вторым по значимости после полета Юрия Гагарина стал выход человека в открытый космос. Из-за этого Гагарин рисковал остаться в космосе больше 20 дней.
12 апреля — День космонавтики. История праздника, интересные факты
Что мешало более ранним миссиям достичь орбиты? Одним словом можно сказать - скорость. До Востока-1 ни одна ракета не была достаточно мощной, чтобы двигаться с такой скоростью. Капсула Востока-1 в форме пушечного ядра помогла ракете и космическому кораблю достичь необходимой скорости. Как тестировали Восток перед миссией Гагарина?
За несколько недель до полета, прототип корабля на котором отправился Гагарин — Восток 3КА-2, завершил полет, на борту которого находился манекен ростом с человека, которого назвали Иван Иванович, и собака Звездочка. Ивана продали на аукционе Сотбис в 1993 году, а капсулу продали в прошлом году на том же аукционе за 2,88 миллиона долларов.
По его версии, виноватым в гибели Гагарина был не какой-нибудь американский диверсант и не пришелец, а вполне себе реальный лётчик, который грубо нарушил полётный план. Леонов утверждал, что в том же районе, где проходил тренировочный полёт Гагарина и Серёгина, шли испытания истребителя-перехватчика Су-15. И вот пилот этого самолёта нарушил режим и опустился слишком низко. А затем прошёл в паре десятков метров от крылатой машины Гагарина. Его самолёт вошёл в спираль из которой выбраться не получилось. Казалось бы, всё.
На этом точка. Но нет. Против версии Леонова выступил другой очень авторитетный человек — Арсений Дмитриевич Миронов, член государственной комиссии по расследованию аварии. Арсений Дмитриевич вспоминал, что изначально среди комиссий по расследованию было негласное противостояние. Одни участники пытались выгородить пилотов, другие — технику. Но на само расследование это не повлияло. Наоборот, было найдено много зацепок, которые позволили хотя бы приблизительно восстановить картину аварии. Похороны Гагарина и Серёгина.
Множество мелких факторов, которые сами по себе не могли привести к аварии, соединились, и это стало фатальным. Причиной крушения самолёта стала банальная халатность. Члены комиссии обнаружили девять нарушений инструкции по безопасности полётов. Тут и отсутствие разведчика погоды предполагались одни условия, по факту были другие , и неисправность радиолокатора с бортовым самописцем, и отсутствие наддува. Не всё гладко и с Серёгиным. По одним данным, у него перед полётом были серьёзные проблемы со здоровьем. Но главное — у него не был отточен навык вывода самолёта из штопора.
В октябре 1960 года в Барселоне представители Международной авиационной организации от 22-х стран, в том числе и от СССР, утвердили правила регистрации мировых космических достижений, которые назывались спортивным кодексом ФАИ. В нём установили считать рекордным только тот полёт, который был выполнен с благополучным спуском на планету космического аппарата с экипажем на борту после достижения заявленных рекордных отметок. Для официального подтверждения рекордов после завершения полёта спортивные комиссары должны были собрать и передать в ФАИ дело о полёте с достижениями, которые включали в себя акты о взлёте и посадке, акт по процедуре взвешивания космического аппарата с пилотом в космическом скафандре, акт фиксации продолжительности полёта, его высоты и дальности, максимальному весу, поднятому на высоту более 100 километров, параметры ракеты-носителя и много другой дополнительной информации. Для официальной фиксации космических рекордов после завершения полёта спортивные комиссары должны были собрать и передать в ФАИ дело о полёте с достижениями. В начале апреля 1961 года они прилетели на Байконур, взвесили космический корабль «Восток-1», собрали необходимые сведения, которые требовались до и после завершения полёта. После этого Борисенко уехал на место предполагаемого приземления космонавта, а Плаксин остался на космодроме для регистрации старта. Космический корабль «Восток-1» с космонавтом на борту стартовал в 9 часов 07 минут по московскому времени с космодрома Байконур, а в 10 часов 55 минут, через 108 минут после старта, приземлился в двадцати шести километрах от города Энгельс в Саратовской области. Спуск космического аппарата так описал Юрий Гагарин в книге «Дорога в космос»: «… Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Высота полёта всё время уменьшалась. Десять тысяч метров, девять тысяч… восемь… семь.
На этот раз идея нового наименования принадлежала Генассамблее ООН. Как бы ни называли этот праздник в мире, для соотечественников Юрия Гагарина он остается таким, каким его предложил Герман Титов — День космонавтики. Сегодня трудно представить, что первый полет на околоземную орбиту готовился с некоторой поспешностью, обусловленной гонкой за лидерство в освоении космоса с американцами. В руководстве страны стало известно, что наши соперники готовятся запустить пилотируемый корабль в конце апреля. Поэтому решено было ускорить старт советского космического аппарата «Восток». О том, что риск был велик, свидетельствует факт, который долгое время оставался под грифом «совершенно секретно». Перед полетом Юрия Гагарина были заранее подготовлены три правительственных сообщения. В первом «успешном» говорилось о победе советской науки и подвиге первого космонавта планеты. Во втором содержалась просьба о помощи в поиске корабля, если он приземлится не в заданном районе, а где-то в другой стране или в океане. И, наконец, третье «трагическое» — о гибели космонавта. Предусмотрительность руководства страны оказалась, к счастью, излишней: выполнив один оборот вокруг Земли, в 10 часов 55 минут и 34 секунды по московскому времени на 108 минуте полета корабль, пилотируемый Юрием Гагариным, успешно приземлился. Правда, не в запланированном районе — в 110 км от Волгограда, а в Саратовской области, неподалеку от деревни Смеловки. Подвела система торможения спускаемого аппарата. Они были первыми Первыми живыми существами в космосе были четвероногие друзья человека — собаки Белка и Стрелка, которые в августе 1960 года на борту корабля «Восток» совершили суточный облет Земли. Эпоху пилотируемых космических летательных аппаратов открыл Юрий Гагарин. Второй космонавт планеты Герман Титов стал первым человеком, который провел на орбите более суток, — 25 часов 18 минут.
Сегодня отмечается Международный день полета человека в космос
Особого внимания заслуживает корабль-спутник из серии «Восток», на котором и был совершен первый полет Гагарина в космос. Биография Гагарина до дня полёта. 12 апреля Международный день полёта человека в космос 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вторым по значимости после полета Юрия Гагарина стал выход человека в открытый космос.
12 апреля 2024 года - 63-я годовщина первого полета человека в космос
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин первым в мире совершил полет в космос. Юрий Гагарин стал первым человеком, полетевшим в космос. В этот день советский космонавт н облетел планету Земля на орбитальном космическом корабле «Восток». За первый полёт в космос Юрию Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза и воинское звание майора досрочно (Гагарин взлетал в звании старшего лейтенанта). на корабле "Восток" полетел в космос Юрий Гагарин. Днем космонавтики.
«Я горю, прощайте, товарищи!»: 61 год назад был совершен первый полет человека в космос
Юрины родители были зажиточными крестьянами. Семья Гагариных была многодетной. У Юры было два брата — старший Валентин и младший Борис, а также старшая сестра Зоя. Отец Юрия, Алексей Иванович, любил мастерить из дерева различные поделки и научил этому мастерству своих детей. В шестилетнем возрасте Юра пошел в школу. Мальчик проучился всего год, когда грянула Великая отечественная война.
Фашисты захватили многие советские города и деревни, в том числе, и Клушино. Поэтому о дальнейшей учебе в школе маленькому Юре пришлось забыть. Когда Гагарин вырос и стал знаменитым, он предпочитал не вспоминать о тяжелом времени оккупации. Когда фашисты отступали, они угнали Зою и Валентину Гагариных в Германию. К счастью, им удалось вернуться оттуда живыми.
Юрий Гагарин в детстве Деревню, где жили Гагарины, освободили в 1943 году. Когда война закончилась, Гагарины перебрались в Гжатск. Там мальчик продолжил свою учебу. Мальчик был очень любознательным и способным. У него было очень много увлечений, например, фотография, музыка и пр.
После окончания шестого класса школы Юра решил переехать в столицу, где было намного больше возможностей для его дальнейшего развития. Родители юноши были не слишком довольны таким решением и пытались его отговорить, однако Юрий своего решения не изменил и в пятнадцатилетнем возрасте переехал в Москву. Подросток поселился у столичных родственников и поступил на учебу в ремесленное училище. Параллельно он учился в московской школе рабочей молодежи, уже в седьмом классе. В это время он начал играть в баскетбол, в скором времени став капитаном команды.
Через несколько лет Гагарин переехал в Саратов, поступив на учебу в местный индустриальный техникум. В Саратове Юрий впервые оказался в клубе авиалюбителей. В клубе читались доклады людей, ставших основателями космонавтики. Впервые познакомившись с выкладками Циолковского , молодой человек влюбился в небо и решил связать свою жизнь с авиацией. Юрий Гагарин в юности Выпустившись из техникума, Юрий уже имел на своем счету несколько полетов на небольшом учебно-тренировочном самолете.
Через пару месяцев после окончания техникума Гагарин был призван в Чкаловское военное авиаучилище для прохождения службы в армии. Во время учебы у Юрия возник конфликт с однокурсниками, который едва не закончился трагически. Гагарин был помощником командира взвода. Он очень строго относился к дисциплине, а некоторых сокурсников такое положение дел не устраивало. Они решили проучить юношу и жестоко избили его ночью.
В результате этого Юрий попал в больницу, где ему пришлось провести целый месяц. Вернувшись на службу, он остался таким же строгим и требовательным, как и до избиения. Сломить боевой дух будущего космонавта хулиганам не удалось. Во время учебы Гагарину удавалось успешно справляться со всеми заданиями, за исключением посадки самолета. Управляемое курсантом воздушное судно все время «клевало носом».
В училище к обучающимся предъявлялись чрезвычайно строгие требования, поэтому Гагарина решили отчислить. Юрий был невероятно огорчен этим решением, так как без неба уже не представлял своей дальнейшей жизни.
Фактические обстоятельства посадки СССР официально признал только в 1964 году. Одна из самых бурно обсуждаемых тем, связанных с полётом Гагарина, — это надпись «СССР» на шлеме космонавта.
Возникла она в связи с тем, что в последние годы на гагаринских изображениях надпись очень часто куда-то пропадает. В связи с этим возник вопрос — а как она вообще появилась на шлеме первого космонавта? Как ни странно, но и в этом вопросе нет окончательной ясности. Герой Советского Союза, лётчик-испытатель Марк Галлай, занимавшийся тренировками первых космонавтов и присутствовавший при гагаринском старте, в книге «С человеком на борту» рассказывал, что надпись появилась в самый последний момент.
Якобы за 20 минут до выезда Гагарина на старт вспомнили про случившийся перед этим шпионский полёт американца Пауэрса и решили нанести на шлем буквы «СССР», чтобы космонавта не спутали с диверсантом. Буквы рисовали впопыхах, не снимая шлем с головы Гагарина. В то же время ветераны предприятия «Звезда», которое производит скафандры для космонавтов, утверждают, что надпись была нанесена ещё во время подготовки скафандра к полёту, заблаговременно, и даже указывают фамилию рабочего, выполнившего эту задачу — Давидянц. Одной из самых запомнившихся подробностей о первом полёте человека в космос стали… шнурки.
Во время прохождения Юрием Гагариным по ковровой дорожке перед докладом Никите Хрущёву об успешном осуществлении полёта в кадр попали развязавшиеся шнурки на ботинке первого космонавта. Эта бытовая деталь только добавила народной любви к Гагарину. Между тем Сергей Хрущёв, сын Никиты Хрущёва, присутствовавший на той церемонии, уверяет, что шнурки у Гагарина были в порядке.
Москва… Сердце Советского Союза. Красивая… Гагарин с детства любил нашу столицу, постоянно собирал фотографии и открытки с достопримечательностями. Мечтал посетить и увидеть вживую экспонаты Третьяковской галереи. По пути в дом Савелия Ивановича Гагарин восхищался широкими улицами, проспектами города, обилием колоритных людей, машин… Как только Гагарин расположился в своей комнате, в уютной квартире своего дяди, оставив все вещи и приведя себя в порядок, он двинулся со своими сестрами гулять по городу. Те показали ему Кремль, Мавзолей, Большой театр и сводили, как давно хотел Юра, в Третьяковскую галерею.
Он был восхищен величием и духом этого места. Покидать город он уже не хотел ни за что. У Савелия Ивановича был скромный заработок, поэтому Юра не хотел его обременять. Он решил, что когда поступит, будет жить в общежитии, параллельно с этим подрабатывая на заводе. Свои планы Гагарин наметил давно, еще в Гжатске. Спустя несколько дней после того, как Тоня и Лида показали ему все красоты столицы, они свезли Юру в Люберцы на местный завод сельскохозяйственных машин. Там, как заранее узнал Савелий Иванович, местное техническое училище набирало молодежь на разные профессии, в том числе и на токаря, как хотел Юра. К сожалению, оказалось, что для обучения этому делу требовалось семилетнее образование.
У Гагарина же было окончено всего шесть классов. Однако Юре повезло. Он встретился с начальником училища, и тот, увидя желание работать и энтузиазм в глазах Юрия, принял его, правда на литейщика. Гагарин немного опечалился, но тут же взял в себя в руки и понял, что это единственный в его случае вариант для достижения цели. На следующий день всем поступившим выдали форму завода: фуражку, фартук, бархатную гимнастерку и ремень с ослепительной пряжкой. Еще через несколько дней ребят впервые повели в производственный цех. Там было жарко, всюду кипела работа, было шумно. Юра первое время, по всему видимому, побаивался за себя на производстве, поэтому он всегда старался держаться рядом с мастером, начальником завода — Николаем Петровичем Кировым.
Насчет этого в письме, которое он отправил своей семье после первого дня на заводе, Юра сказал: «Но ты не волнуйся, мама, вели мы себя дисциплинированно, от Николая Петровича не отходили... Спустя пару месяцев учебы своего сына, Анна Тимофеевна отправилась на завод в Люберцы, где обучался Юрий Гагарин. Когда она приехала, её встретил воспитатель — Никифоров Владимир Александрович. Тот, после недолгих разговоров, стал знакомить её с училищем, водил по коридорам общежития. И когда они дошли до комнаты, где жил Гагарин, он с гордостью показал место где живет её сын. Юрий Алексеевич всегда отличался филигранной точностью, аккуратностью, любовью к чистоте и порядку. Я бы сказал, что его собранность, и ответственность приводили, в какой-то мере, даже к излишнему идеализму. Но это было вовсе неплохо.
Когда Гагарин стал в свободное время учиться пилотированию самолетов, он всегда по нескольку раз проверял все системы летательных аппаратов и с швейцарской точностью управлял ими в воздухе. Небо было его стихией. Но это потом, пока Гагарин был самым обычным трудягой-студентом. Отдать должное, на преподавателей Гагарину везло. В школе его сплошь и рядом окружали фанаты своего дела. То, с каким энтузиазмом и огнем в глазах проводил уроки физики Лев Михайлович, передавалось Юрию Алексеевичу. Он стал отличником в точных науках. Еще в школе, как раз таки Лев Михайлович посоветовал юноше, в ходе личных бесед, прочитать труды Константина Эдуардовича Циолковского.
Гагарин снова охвачен одержимостью автора. А после полета Юрий Алексеевич стал удивляться проницательности Циолковского и тому, с какой точностью за столько лет до первого полета в Космос, он смог предсказать такое огромное количество технологий. Это посильнее Жюля Верна, и Герберта Уэллса и других наших фантастов. Все сказанное ученым подтверждалось наукой и его собственными опытами. Циолковский писал, что за эрой самолетов винтовых придет эра самолетов реактивным. И они уже летают в нашем небе…» — Юрий Алексеевич Гагарин в своей книге «Дорога в космос» о влиянии на него трудов Циолковского. Поняв и проникшись умственными способностями Гагарина, воспитатель посоветовал маме побеседовать со своим сыном насчет поступления в вечернюю школу, чтобы у того было полностью законченное среднее образование. Когда Юра вернулся со смены и встретил свою маму, он бросился к ней в объятья.
Минут двадцать они просидели не проронив ни слова. После этого Анна Тимофеевна завела разговор насчет вечерней школы. Юрий недолго раздумывая согласился. Пробыв у сына до вечера, Анна Тимофеевна собралась и поехала домой, попутно навестив родственников живущих в Москве. Юре она оставила домашних солений, которые вместе с отцом они закатывали осенью. Гостинцами Юра поделился со всеми ребятами в комнате. По-началу ребятам учеба в «вечерке» давалась с трудом. Как-никак совмещать занятия в ремесленном было довольно выматывающе.
Однако Юра смог вдохновить ребят, самого себя и в конечном счете постепенно из табелей пропали двойки, потом тройки, а потом были вовсе одни пятерки. Юрий Алексеевич окончил вечернюю школу с отличием, проявив особый успех в математике и физике. После окончания 7-го класса в вечерней школе, Юре было предложено продолжить учебу в Ленинградском физкультурном техникуме. Об этом он написал в письме своим родителям. Вообще, после того, как Юра уехал от своих родителей, он всегда продолжал поддерживать с ними связь. Ежедневно отправляя им письма. Гагарина это только еще больше сблизило с родителями. Он стал ценить каждую минуту, каждую секунду, проведенную с ними.
Новость о том, что сын думает стать физкультурником, родители приняли «в штыки». Отец говорил: "… Что же это за работа — бегать? Ты ему напиши, Нюра, что мужчине такое не к лицу". Но новость о том, что ученики могут быть направлены в Саратовский техникум по специальности, обрадовала родителей. К счастью, Юрия Алексеевича литейное отделение имелось и там. Недолго думая, ребята пришли к своему директору. И тот дал им все нужные документы, оформил бесплатные билеты на поезд и отправил их вместе с воспитателем Никифоровым Владимиром Александровичем в Саратов. Студенты были хоть отнюдь не маленькими Гагарину и его сверстникам на тот момент было 17 лет , но директор завода все равно боялся за них — как-никак новый город.
В письмах родным Юрий Алексеевич восторгался величием и могуществом реки Волги. Жил он тогда в общежитии при Саратовском индустриальном техникуме, которое находилось по адресу: г. Саратов, ул. Мичурина, д. Сегодня этот техникум гордо несет имя Юрия Алексеевича Гагарина. И вот трое друзей из Люберец стали учиться в одном из самых лучших техникумов Союза. За время учебы там Юра все также продолжал писать письма родителям. Он рассказывал о своих увлечениях, друзьях, планах, даже присылал свои фотографии, например где он играл в составе местной баскетбольной команде техникума.
В Саратове Гагарин познакомился с театром. Часть денег со стипендии он всегда откладывал на билеты интересных ему премьер. Учился также слаженно, поражал преподавателей своими способностями и познаниями в математике и физике, помогал сокурсникам в сложных для них предметах, да так, что те выходили вперед и становились отличниками. С Гагарина стали брать пример. Начал он еще много читать книг, особенно историй из Великой Отечественной войны. Рассказ о герое-летчике задел его тонкие нити души. Гагарин в письмах и со своими сокурсниками стал обсуждать идею о полетах на самолете. Жила уже тогда в нем искорка героизма и тяги к подвигам.
Перейдя в 1954-м году на четвертый курс обучения, с гордостью своей маме в письме он заявил о наборе четверокурсников в местный аэроклуб. В аэроклуб объявили прием четверокурсников техникумов. Аэроклуб—это то, о чем только можно мечтать! Начинался самый напряженный год, оставалось всего ничего до защиты диплома, но Гагарин не отчаивался и старался совмещать занятия в техникуме с курсами в аэроклубе. Своим родителям он стал писать намного меньше, потому что стало не хватать того лишнего часа времени в сутках. Но понимал он, что матери и отцу без его весточек будет тяжело, поэтому ни за что не смел забывать о них и своих учебных делах. И вот наконец, диплом получен. За тот нелегкий последний год Гагарину приходилось много чертить.
Благодарил он за это своего учителя, которые преподавал черчение еще в Люберецком ремесленном училище. За свой дипломный проект Юрий Алексеевич Гагарин получил твердую «пятерку», а также характеристику дисциплинированного, ответственного и добросовестного ученика. В самом дипломе была лишь только одна «четверка» — по психологии.
Когда Гагарин стал в свободное время учиться пилотированию самолетов, он всегда по нескольку раз проверял все системы летательных аппаратов и с швейцарской точностью управлял ими в воздухе. Небо было его стихией. Но это потом, пока Гагарин был самым обычным трудягой-студентом. Отдать должное, на преподавателей Гагарину везло. В школе его сплошь и рядом окружали фанаты своего дела.
То, с каким энтузиазмом и огнем в глазах проводил уроки физики Лев Михайлович, передавалось Юрию Алексеевичу. Он стал отличником в точных науках. Еще в школе, как раз таки Лев Михайлович посоветовал юноше, в ходе личных бесед, прочитать труды Константина Эдуардовича Циолковского. Гагарин снова охвачен одержимостью автора. А после полета Юрий Алексеевич стал удивляться проницательности Циолковского и тому, с какой точностью за столько лет до первого полета в Космос, он смог предсказать такое огромное количество технологий. Это посильнее Жюля Верна, и Герберта Уэллса и других наших фантастов. Все сказанное ученым подтверждалось наукой и его собственными опытами. Циолковский писал, что за эрой самолетов винтовых придет эра самолетов реактивным.
И они уже летают в нашем небе…» — Юрий Алексеевич Гагарин в своей книге «Дорога в космос» о влиянии на него трудов Циолковского. Поняв и проникшись умственными способностями Гагарина, воспитатель посоветовал маме побеседовать со своим сыном насчет поступления в вечернюю школу, чтобы у того было полностью законченное среднее образование. Когда Юра вернулся со смены и встретил свою маму, он бросился к ней в объятья. Минут двадцать они просидели не проронив ни слова. После этого Анна Тимофеевна завела разговор насчет вечерней школы. Юрий недолго раздумывая согласился. Пробыв у сына до вечера, Анна Тимофеевна собралась и поехала домой, попутно навестив родственников живущих в Москве. Юре она оставила домашних солений, которые вместе с отцом они закатывали осенью.
Гостинцами Юра поделился со всеми ребятами в комнате. По-началу ребятам учеба в «вечерке» давалась с трудом. Как-никак совмещать занятия в ремесленном было довольно выматывающе. Однако Юра смог вдохновить ребят, самого себя и в конечном счете постепенно из табелей пропали двойки, потом тройки, а потом были вовсе одни пятерки. Юрий Алексеевич окончил вечернюю школу с отличием, проявив особый успех в математике и физике. После окончания 7-го класса в вечерней школе, Юре было предложено продолжить учебу в Ленинградском физкультурном техникуме. Об этом он написал в письме своим родителям. Вообще, после того, как Юра уехал от своих родителей, он всегда продолжал поддерживать с ними связь.
Ежедневно отправляя им письма. Гагарина это только еще больше сблизило с родителями. Он стал ценить каждую минуту, каждую секунду, проведенную с ними. Новость о том, что сын думает стать физкультурником, родители приняли «в штыки». Отец говорил: "… Что же это за работа — бегать? Ты ему напиши, Нюра, что мужчине такое не к лицу". Но новость о том, что ученики могут быть направлены в Саратовский техникум по специальности, обрадовала родителей. К счастью, Юрия Алексеевича литейное отделение имелось и там.
Недолго думая, ребята пришли к своему директору. И тот дал им все нужные документы, оформил бесплатные билеты на поезд и отправил их вместе с воспитателем Никифоровым Владимиром Александровичем в Саратов. Студенты были хоть отнюдь не маленькими Гагарину и его сверстникам на тот момент было 17 лет , но директор завода все равно боялся за них — как-никак новый город. В письмах родным Юрий Алексеевич восторгался величием и могуществом реки Волги. Жил он тогда в общежитии при Саратовском индустриальном техникуме, которое находилось по адресу: г. Саратов, ул. Мичурина, д. Сегодня этот техникум гордо несет имя Юрия Алексеевича Гагарина.
И вот трое друзей из Люберец стали учиться в одном из самых лучших техникумов Союза. За время учебы там Юра все также продолжал писать письма родителям. Он рассказывал о своих увлечениях, друзьях, планах, даже присылал свои фотографии, например где он играл в составе местной баскетбольной команде техникума. В Саратове Гагарин познакомился с театром. Часть денег со стипендии он всегда откладывал на билеты интересных ему премьер. Учился также слаженно, поражал преподавателей своими способностями и познаниями в математике и физике, помогал сокурсникам в сложных для них предметах, да так, что те выходили вперед и становились отличниками. С Гагарина стали брать пример. Начал он еще много читать книг, особенно историй из Великой Отечественной войны.
Рассказ о герое-летчике задел его тонкие нити души. Гагарин в письмах и со своими сокурсниками стал обсуждать идею о полетах на самолете. Жила уже тогда в нем искорка героизма и тяги к подвигам. Перейдя в 1954-м году на четвертый курс обучения, с гордостью своей маме в письме он заявил о наборе четверокурсников в местный аэроклуб. В аэроклуб объявили прием четверокурсников техникумов. Аэроклуб—это то, о чем только можно мечтать! Начинался самый напряженный год, оставалось всего ничего до защиты диплома, но Гагарин не отчаивался и старался совмещать занятия в техникуме с курсами в аэроклубе. Своим родителям он стал писать намного меньше, потому что стало не хватать того лишнего часа времени в сутках.
Но понимал он, что матери и отцу без его весточек будет тяжело, поэтому ни за что не смел забывать о них и своих учебных делах. И вот наконец, диплом получен. За тот нелегкий последний год Гагарину приходилось много чертить. Благодарил он за это своего учителя, которые преподавал черчение еще в Люберецком ремесленном училище. За свой дипломный проект Юрий Алексеевич Гагарин получил твердую «пятерку», а также характеристику дисциплинированного, ответственного и добросовестного ученика. В самом дипломе была лишь только одна «четверка» — по психологии. Как только Гагарин окончил ремесленное училище, он сразу перешел в летное. В аэроклубе у него был невероятно умный и опытный летчик-инструктор Дмитрий Павлович Мартьянов, с него Гагарин стал брать пример.
Возможно, если бы не он, то не стал бы Юрий Алексеевич заниматься пилотированием самолетов. Мартьянов был влюблен в авиацию, авиация была частью его жизни. Это отношение он смог передать и Юре. Уже после смерти Гагарина Саратовский аэроклуб писал письма благодарности его матери: «Анна Тимофеевна! Мы, работники Саратовского аэроклуба, гордимся Вашим сыном, а нашим учеником. Аэроклуб сыграл решающую роль в становлении Юрия Алексеевича как летчика. Очень важно, как начинается путь. Юрий Гагарин с первых летных шагов показал и доказал свою любовь и преданность авиации.
Из того набора, где был Юра, ему первому был доверен самостоятельный полет»... Юра гордился своим делом. Успехами он всегда делился со своими родителями. Однажды Гагарин во время своего первого самостоятельного полета на самолете смог стать героем материала в местной газете. Один выпуск он запечатал в конверт и вместе со своим письмом отправил почтой домой к родителям. Распечатав его, мама увидела овальную фотографию своего сына, в которой видно, как он сидит в кабине пилота — серьезный, повзрослевший. Идеей стать летчиком Гагарин заболел давно, еще во время учебы в вечерней школе в Люберцах. На вручении диплома об окончании семи классов директор спросил Юрия о том, кем он хочет быть.
И тот недолго думая, резко и четко, в своей манере ответил, что летчиком. За своей мечтой он поехал в Оренбург тогда — Чкалов поступать в авиационное училище. Прошел он туда без сдачи экзаменов, так как у него был диплом свидетельствующий об отличном окончании техникума. Да и похвалы из аэроклуба были не лишними. Зачем земля, когда есть небо? В начале материала я как-то сказал, что полет за пределы нашей планеты разделил жизнь Гагарина на две части. Однако до этого события периодом, принесшим в его жизнь много нового, стало поступление в Авиационное училище. За годы обучения в нем Гагарин нашел дело своей жизни, верность которому он пронес до конца своих дней.
Точно также, как и жена Гагарина Валентина смогла сохранить верность мужу, даже после его гибели… В письмах родителям Юрий Алексеевич всегда хорошо отзывался о командирах училища, всегда в подробностях расписывал занятия, не стеснялся и делиться своими успехами. Но, как и у всех, не всегда у Гагарина все шло так, как хотелось бы. Во время учебы в авиационном училище был момент, что Гагарина чуть не отчислили.