Новости что написал достоевский

«Истории о Достоевском» в Некрополе мастеров искусств. «Достоевский на каждый день» – мультимедийный проект Библиотеки им. Достоевского, студии RECsquare® и проекта «», посвящённый 150-летию романа «Прес. Достоевский сегодня сверхактуален, и то, что он написал в 1876 году, сейчас повторяется почти буквально. Многое из предсказанного Достоевским в книгах сбылось в действительности, а герои его романов продолжают ходить между нами. Сегодня на нашем канале документальный фильм к 200-летию со дня рождения Федора Достоевского.

Книги автора:

  • Фёдор Достоевский
  • Третья мировая идея и две страшные силы России: вот о чём писал Фёдор Достоевский в своих дневниках
  • Книги-юбиляры 2023 года (Ф.М.Достоевский)
  • Другие новости

Последние издания книг Фёдора Михайловича Достоевского

Некоторые пишут: «Достоевский был лудоманом всю жизнь». Не верьте! Достоевский пользовался услугами проституток. Федор Михайлович действительно пользовался услугами легкомысленных девушек, но в молодости. Вот что Фёдор пишет в письме своему брату: «Минушки, Кларушки, Марианны и т. На днях Тургенев и Белинский разбранили меня в прах за беспорядочную жизнь. Эти господа уж и не сознают, как любить меня, влюблены в меня все до одного. Мои долги на прежней точке. Если хотите статью о Маркизе де Саде, то обязательно пишите в комментарии.

Я бы над этим поработал. Фёдор Михайлович был приговорен к смертной казни. Достоевского приговорили к смертной казни за участие в кружке петрашевцев. Молодого Фёдора обвиняли в том, что он распространял копии письма Белинского к Гоголю, где критик, как указано в материалах уголовного дела, «разбирая положение России и народа, сперва говорил о православной религии в неприличных и дерзких выражениях, а потом о судопроизводстве, законах и властях». Достоевский также оказался виноват в том, что не донес о собрании, где другой петрашевец, Николай Григорьев, читал свое сочинение «Солдатская беседа» с рекомендациями, как свергнуть царя. Осужденных привезли на площадь, где их должны были расстрелять. По процедуре к столбам их выводили по трое.

Об этом глава Республики Крым Сергей Аксёнов написал у себя в Telegram-канале в связи с 200-летием со дня рождения классика. Писателя интересовали и темы, связанные с Крымской войной и Крымом, хотя сам он на полуострове не бывал», — написал политик. По следам героев Достоевского: из Петербурга в Скотопригоньевск Например, Достоевский пишет, что во время Крымской войны «шелудивые русские либералы» радовались успехам врагов и поражениям России.

Достоевский 1821—1881 Ф. Достоевский 1821—1881 Коллекция приурочена к 200-летию со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского, прозаика, публициста и мыслителя. Творчество Ф. Достоевского явилось одной из вершин русской литературы второй половины XIX века и оказало огромное влияние на мировой литературный процесс. В коллекцию включены цифровые копии книг, архивных документов, изобразительных материалов и видеозаписей. Особую ценность представляют первые журнальные публикации произведений Ф. Достоевского: романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», повестей «Белые ночи» и «Вечный муж», рассказов «Господин Прохарчин», «Роман в девяти письмах», «Чужая жена и муж под кроватью», «Крокодил». Также в коллекции размещены записные книжки писателя и публицистические материалы, печатавшиеся на страницах издаваемых им журналов «Эпоха» совместно с братом М.

По следам героев Достоевского: из Петербурга в Скотопригоньевск Например, Достоевский пишет, что во время Крымской войны «шелудивые русские либералы» радовались успехам врагов и поражениям России. Так и многие современные российские либералы ненавидят Крымскую весну и выбор крымчан, желают поражения народу Донбасса, отметил Аксёнов. И заключил: «С тех пор ничего не изменилось — только кричать стали громче благодаря развитию СМИ и Интернета.

Достоевский: семья и ранние годы

  • Войти на сайт
  • Федор Михайлович Достоевский книги, краткая биография | Лабиринт
  • Азбука Федора Михайловича Достоевского
  • Достоевский стал самым издаваемым автором в России за первое полугодие
  • Достоевский, Федор Михайлович - Персона ТАСС

Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь

В Сибири Достоевский написал повести Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели". Главная» Новости» 200 лет со дня рождения достоевского новости. Повесть была написана Достоевским в сентябре-ноябре 1848 года.

Библиография Фёдора Михайловича Достоевского

В мае 1872 Достоевские уехали на лето из Петербурга в Старую Русу, где они впоследствии купили скромную дачу и жили здесь с двумя детьми даже зимой. С 1873 писатель стал ответственным редактором журнала «Гражданин», на страницах которого начал печатать «Дневник писателя», являющимся в то время учителем жизни для тысяч русских людей. В конце мая 1880 Достоевский приехал в Москву на открытие памятника А. Пушкину 6 июня, в день рождения великого поэта , где собралась вся Москва. Здесь были Тургенев , Майков, Григорович и другие русские писатели. Речь Достоевского была названа Аксаковым «гениальной, историческим событием». Здоровье писателя ухудшалось, и 28 января 9 февраля н.

Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Фантастическое в творчестве В творчестве Ф. Достоевского достаточно часто встречаются фантастические мотивы, прежде всего, мистическая составляющая в произведениях. Достоевский дважды давал подзаголовок «фантастический рассказ» своим произведениям. В «Кроткой» фантастический прием состоит в том, что повествование представляет собой поток сознания главного героя. В наше время фантастичность этого приема уже не ощущается, но в свое время именно на примере «Кроткой» Достоевский обсуждал особенности своего метода как «реализма в высшем смысле», «реализма, доходящего до фантастического».

Другой «фантастический рассказ», «Сон смешного человека», описывает хрупкую инопланетную утопию и ее разрушение под растлевающим влиянием попавшего туда землянина. На основе фантастического допущения — внезапного появления у главного героя его полного двойника, который постепенно занимает его место в жизни — построена повесть «Двойник». В «Хозяйке» для мотивировки сюжета использованы модные тогда идеи месмеризма и животного магнетизма. Фантастическим по своей природе также является рассказ «Бобок», посвященный переговорам покойников на кладбище.

Лишь после смерти императора Николая I писатель, как и другие петрашевцы, был помилован Александром II, но вернуться в Петербург смог только в 1859 году. В том же году в печати появились его произведения — повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». Негласный полицейский надзор продолжался вплоть до 1875 года. Арест и годы, проведённые в ссылке, перевернули сознание Достоевского. Из Сибири Фёдор Михайлович вернулся глубоко верующим человеком, для которого до конца жизни будет важен поиск идеалов христианства и приближение к заветам Иисуса Христа. Расцвет творчества С 1861 года Фёдор Михайлович вместе со старшим братом Михаилом издавал литературные журналы: сначала «Время», затем «Эпоха».

На их страницах, разумеется, появлялись и произведения писателя: «Униженные и оскорблённые», «Скверный анекдот», «Записки из подполья» и др. Опубликованные в 1861—1862 гг. Тема положения каторжан стала для русских читателей откровением. В 1862 и 1863 гг. После очередного разорительного проигрыша он, наконец, избавился от игромании. Впечатления этого периода, как и многие другие факты биографии Достоевского, нашли отражение в его творчестве — в сюжете романа «Игрок». Фёдор Михайлович посетил Германию, Францию, Англию, Швейцарию, Италию и Австрию, однако, в отличие от многих своих соотечественников, не влюбился в Европу и не принял распространённых на западе либерально-буржуазных ценностей и идей. В 1860-е гг. В 1864 году скончался старший брат писателя и его издатель Михаил Михайлович, и на плечи Фёдора Михайловича легли все долги журнала. Спустя год «Эпоху» пришлось закрыть, а писатель, остро нуждавшийся в деньгах, согласился на кабальные условия издателей и был вынужден писать много и быстро.

В условиях жесточайшей нехватки времени, под страхом нищеты он создал романы «Преступление и наказание» и «Игрок» — последний писатель надиктовал за рекордные 26 дней. Достоевский не справился бы с такой задачей в одиночку: ему помогала одна из лучших стенографисток столицы Анна Григорьевна Сниткина, ставшая впоследствии супругой писателя. В 1867 году Достоевский бежал от кредиторов за границу и некоторое время жил в Швейцарии, Италии и Германии. Там он работал над такими романами, как «Идиот» и «Бесы». Вернуться на родину писатель смог только в 1871 году. Не оставлял Достоевский и публицистическую деятельность. В 1870-х гг. В 1880 году Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине, приуроченную к открытию памятника в Москве. Речь эта, в которой Достоевский обратился не только к фигуре великого поэта, но и к общественно-политическим дискуссиям, вызвала восхищение современников, подействовала примиряюще на идеологических противников — западников и славянофилов. С произнесением, а позднее публикацией этой речи слава Достоевского достигла апогея.

Дурова Достоевский несколько раз читал запрещённое «Письмо Белинского Гоголю». Вскоре после публикации «Белых ночей» ранним утром 23 апреля 1849 года писатель в числе многих петрашевцев был арестован и провёл 8 месяцев в заключении в Петропавловской крепости. Следствие по делу петрашевцев осталось в неведении о существовании семёрки Спешнева. Об этом стало известно спустя много лет из воспоминаний поэта А. На допросах Достоевский предоставлял следствию минимум компрометирующей информации. Хотя Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников»: "Военный суд находит подсудимого Достоевского виновным в том, что он, получив в марте сего года из Москвы от дворянина Плещеева копию с преступного письма литератора Белинского - читал это письмо в собраниях: сначала у подсудимого Дурова, потом у подсудимого Петрашевского.

А потому военный суд приговорил его за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского… лишить на основании Свода военных постановлений… чинов и всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием". Молодой Достоевский скорее страдал от избытка замыслов и сюжетов, чем от недостатка материала. Сочинения первого периода творчества Достоевского принадлежали различным жанрам: юмористического рассказа «Роман в девяти письмах», 1845 , физиологического очерка фельетоны «Петербургской летописи», 1847 , рассказа «Господин Прохарчин» 1846 , «Ползунков» 1847 , «Честный вор» 1848 , святочного рассказа «Ёлка и свадьба», 1848 , повести «Хозяйка» 1847 , «Слабое сердце» 1848 , «Белые ночи» 1848 , романа - эпистолярный роман «Бедные люди» 1845 и незаконченный роман воспитания «Неточка Незванова» 1848-1849. В Алексеевском равелине Достоевский написал рассказ «Маленький герой» 1849. Многие творческие начинания и замыслы молодого писателя нашли своё более широкое воплощение в его последующем творчестве. Суд и суровый приговор к смертной казни 22 декабря 1849 года на Семёновском плацу был обставлен как инсценировка казни.

В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. Один из приговорённых к казни, Николай Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот». Вероятнее всего политические взгляды писателя стали меняться ещё в Петропавловской крепости. Так петрашевцу Ф. Львову запомнились слова Достоевского, сказанные перед показательной казнью на Семёновском плацу Спешневу: «Nous serons avec le Christ» Мы будем с Христом , на что тот ответил: «Un peu poussiere» Горстью праха.

Во время короткого пребывания в Тобольске 10 января-20 января 1850 года на пути к месту каторги жёны сосланных декабристов Ж. Муравьёва, П. Анненкова и Н. Фонвизина устроили встречу писателя с другими этапируемыми петрашевцами и одарили каждого Евангелием с незаметно вклеенными в переплёт деньгами. Свой экземпляр Евангелия Достоевский хранил всю жизнь как реликвию. Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске.

Кроме Достоевского ни один из русских писателей XIX века не прошёл через суровую школу каторги. Арестанты были лишёны права переписки, но, находясь в лазарете, писателю удавалось тайно вести записи в так называемой «Сибирской тетради» «моя тетрадка каторжная». Впечатления от пребывания в остроге нашли потом отражение в повести «Записки из Мёртвого дома». Достоевскому потребовалось несколько лет для того, чтобы сломить враждебное отчуждение к себе как к дворянину, после чего арестанты стали принимать его за своего. Первый биограф писателя О. Миллер считал, что каторга стала «уроком народной правды для Достоевского».

Ко времени пребывания писателя на каторге относится первая медицинская констатация его болезни как падучая Epilepsia , что явствует из приложенного свидетельства лекаря Ермакова к прошению Достоевского 1858 года об отставке на имя Александра II. В 1850 году в польском журнале «Варшавская библиотека» Biblioteka Warszawska были опубликованы отрывки из романа «Бедные люди» и положительный отзыв о нём. Сохранились воспоминания очевидцев каторжной жизни писателя - участника Польского восстания Симона Токаржевского и писателя П. Мартьянова 1827-1899. После освобождения из острога Достоевский около месяца провёл в Омске, где познакомился и подружился с Чоканом Валихановым, будущим известным казахским путешественником и этнографом. В конце февраля 1854 года Достоевский был отправлен рядовым в 7-й Сибирский линейный батальон в Семипалатинск.

Там же весной того же года у него начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой, которая была замужем за местным чиновником Александром Ивановичем Исаевым, горьким пьяницей. Через некоторое время Исаева перевели на место смотрителя трактиров в Кузнецк. Исаевой скончался после долгой болезни. Достоевский написал верноподданническое стихотворение, посвящённое его вдове, императрице Александре Фёдоровне, и в результате стал унтер-офицером. Данное мнение не совсем соответствует действительности. Для писателя более важным было не получение чина, а высочайшее дозволение печататься.

Произведение в унтер-офицеры было основано на пункте приказа военного министра в связи с манифестом 27 марта 1855 года в ознаменование начала царствования Александра II и дарованием льгот и милостей ряду осуждённых преступников. О производстве Достоевского в унтер-офицеры ходотайствовал командующий отдельным Сибирским корпусом генерал от инфантерии Г. Все три «верноподданнические» стихотворения Достоевского «На европейские события в 1854 году», «На первое июля 1855 года», «На коронацию и заключение мира» не были напечатаны при жизни писателя. Надеясь на помилование нового императора Александра II, Федор Михайлович пишет письмо своему давнему знакомому, герою Севастопольской обороны генерал-адъютанту Эдуарду Ивановичу Тотлебену с просьбой походатайствовать о нём перед императором. Это письмо доставил в Петербург друг писателя барон А. Тотлебен на личной аудиенции у императора добился определённого помилования.

Однако Александр II приказал установить за писателем тайный надзор до полного убеждения в его благонадёжности. Спустя неделю после венчания молодожёны отправились в Семипалатинск и на четыре дня остановились в Барнауле у П. Семёнова, где у Достоевского произошёл эпилептический припадок. Помилование Достоевскому т. Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Иисус Христос. В 1859 году были опубликованы повести Достоевского «Дядюшкин сон» в журнале «Русское слово» и «Село Степанчиково и его обитатели» в журнале «Отечественные записки».

В конце декабря 1859 года Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург, но негласное наблюдение за писателем не прекращалось до середины 1870-х годов. В 1860 году вышло двухтомное собрание сочинений Достоевского. Тем не менее, поскольку современники не смогли дать достойную оценку повестям «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», Достоевскому потребовался повторный громкий литературный дебют, которым стала публикация «Записок из Мёртвого дома». Данное новаторское сочинение, точное определение жанра которого до сих пор не удаётся литературоведам, ошеломило читателей России. Для современников «Записки» оказались откровением. До Достоевского никто не касался темы изображения жизни каторжных.

Одного этого произведения было достаточно для того, чтобы писатель занял достойное место, как в русской, так и в мировой литературе. В «Записках из Мёртвого дома» Достоевский предстал русским Данте, который спускался в ад. Герцен пытался перевести это произведение на английский язык, но из-за сложности перевода издание не было осуществлено. С начала 1861 года Фёдор Михайлович помогал брату Михаилу издавать собственный литературно-политический журнал «Время», после закрытия которого в 1863 году братья начали выпускать журнал «Эпоха». На страницах этих журналов появились такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорблённые», «Записки из мёртвого дома», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья». Сотрудничество в журналах «Время» и «Эпоха» положило начало публицистической деятельности Достоевского, а совместная работа с Н.

Страховым и А. Григорьевым способствовала становлению братьев Достоевских на позициях почвенничества. Достоевский предпринял поездку за границу с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой, в Баден-Бадене увлёкся разорительной игрой в рулетку, испытывал постоянную нужду в деньгах и в это же время 1864 год потерял жену и брата. В данный период происходит разрушение социалистических иллюзий юности основой которых являлись европейские социалистические теории , формируется критическое восприятие писателем буржуазно-либеральных ценностей. Мысли Достоевского на этот счёт впоследствии найдут своё отражение в «Дневнике писателя». К наиболее значительным произведениям писателя литературоведы относят так называемое «великое пятикнижие», в которое входят зрелые романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы».

Несмотря на то что в «Дневнике писателя» публиковались литературные произведения, он относится к публицистике и критике. Через полгода после смерти брата издание «Эпохи» прекратилось февраль 1865 года. Взяв на себя ответственность за долговые обязательства «Эпохи» и испытывая финансовые затруднения, Достоевский вынужден был согласиться на кабальные условия договора по публикации собрания сочинений с издателем Ф. Стелловским и начал работать над романом «Преступление и наказание».

Каллиграфия и графика Рукописи Достоевского — отдельная вселенная. В них интересно все: эволюция почерка, исправления, заметки на полях, развитие сюжетных линий и персонажей. А еще исследователи выделяют в них целый ряд графических элементов: лица, дубовые листочки или крестоцвет, каллиграфию и графические вариации на темы арок, башенок и стрельчатых окон готических зданий. Достоевский рисовал в рукописях готические соборы», — заметил исследователь творчества Достоевского Игорь Волгин в книге «Родиться в России». Как тут не вспомнить, что Федор Михайлович окончил Главное инженерное училище — лучшее в России заведение военно-архитектурного профиля, и пристрастие к архитектуре осталось с ним навсегда. Каллиграфия — еще один выразительный элемент рабочих тетрадей Достоевского. Чаще всего каллиграфические записи встречаются в подготовительных материалах к «Преступлению и наказанию», и особенно к романам «Идиот» и «Бесы». Литературовед и историк литературы К. Баршт писал: «В арсенале писателя не просто много различных почерков, часто соседствующих на одной странице, но можно даже сказать, что Достоевский имел свой специальный почерк для каждой выражаемой им мысли, каждого написанного слова». И действительно, почерк Достоевского варьируется от неразборчивой скорописи до почти совершенных в исполнении, тонко выписанных фраз. Иногда каллиграфические записи связаны с текстом, а иногда они существуют сами по себе, будто оставленные на полях вдогонку какой-то мысли. Достоевский в своих рабочих тетрадях оставил немало портретов. Первые наброски появились на полях «Записок из Мертвого дома», а рукопись «Преступления и наказания» содержит наброски портретов Родиона Раскольникова, Аркадия Свидригайлова, Сони Мармеладовой, Порфирия Петровича и других героев романа. Много рисунков и в других рукописях: романах «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы».

Гений и злодеи: что в творчестве Фёдора Достоевского сегодня наиболее актуально

В 1875 г. Достоевским был написан роман «Подросток», изданный в «Отечественных записках» Н. А. Некрасова. Произведения Достоевского. О Достоевском (Статьи, критика и пр.) Достоевский в интернете. Родился Федор Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве, в семье Михаила Достоевского и Марии Нечаевой. Юношеские литературные опыты, о которых Фёдор Достоевский писал своему брату, не сохранились, однако ясно, что первые произведения Достоевский начал писать ещё во время учёбы в Инженерном училище. Афиша Plus - 30 декабря 2023 - Новости Санкт-Петербурга -

Третья мировая идея и две страшные силы России: вот о чём писал Фёдор Достоевский в своих дневниках

Достоевский написал стихотворение, посвященное коронации Александра II и заключению мира после окончания Крымской войны. Говоря про отношение Достоевского к Петербургу, его правнук отметил, что писателю город мог действительно не нравиться: "Ну не строили русские города на болотах!". русский писатель, мыслитель, философ и публицист. самые актуальные и последние новости сегодня. Позже Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Все произведения Федора Достоевского, возможность купить книги по привлекательной цене, краткая биография.

Достоевский, Федор Михайлович

Отец, Михаил Андреевич, дворянин; мать, Мария Федоровна, из старомосковского купеческого рода. Получил прекрасное образование в частном пансионе Л. Чермака — одном из лучших в Москве. В семье любили читать, выписывали журнал «Библиотека для чтения», который давал возможность знакомиться с новейшей иностранной литературой. Из русских авторов любили Карамзина, Жуковского, Пушкина. Мать, натура религиозная, с малого возраста познакомила детей с Евангелием, возила на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. Тяжело пережив смерть матери 1837 , Достоевский по решению отца поступил в Петербургское военно-инженерное училище — одно из лучших учебных заведений того времени. Новая жизнь давалась ему с великим напряжением сил, нервов, честолюбия. Но была и другая жизнь — внутренняя, сокровенная, неизвестная окружающим.

В 1839 неожиданно умирает отец. Это известие потрясло Достоевского и спровоцировало тяжелый нервный припадок — предвестие будущей эпилепсии, к которой у него была наследственная предрасположенность. Окончил училище в 1843 и был зачислен на службу в чертежную инженерного департамента. Через год вышел в отставку, убежденный, что его призвание — литература. Первый роман Достоевского «Бедные люди» был написан в 1845, опубликован Некрасовым в «Петербургском сборнике» 1846. Белинский провозгласил «появление... Повести «Двойник» 1846 и «Хозяйка» 1847 Белинский оценил ниже, отметив растянутость повествования, но Достоевский продолжал писать по-своему, не согласившись с оценкой критика. Позднее вышли «Белые ночи» 1848 и «Неточка Незванова» 1849 , в которых обнаруживались черты реализма Достоевского, выделявшие его из среды писателей «натуральной школы»: углубленный психологизм, исключительность характеров и ситуаций.

Будущий писатель окончил Главное инженерное училище в Петербурге. Его зачислили полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но вскоре он подал в отставку, решив полностью посвятить себя литературе. Первый роман Достоевского «Бедные люди», вышедший в 1846 году, был с восторгом принят критиками и литературным сообществом. Во второй половине 1840-годов писатель стал вхож в кружок Михаила Петрашевского, который выступал за демократизацию политического строя в России, освобождение крестьян, судебную реформу и свободу книгопечатания. В 1849 году 20 петрашевцев, в том числе Достоевский, были арестованы. Часть членов кружка обвинили в «замысле на ниспровержение государственного устройства», Достоевского — в распространении запрещенного письма Белинского к Гоголю.

Это противоречие объясняют по разному. Кто-то считает, что «Дневник писателя» создавался как вещь популярная, предназначенная для широких масс, а значит его текст неизбежно искажает всю глубину мысли Достоевского и брать «Дневник» в счет не стоит. Кто-то полагает, что Достоевский сам до конца не сознавал весь своей художественный гений, и когда он писал «Братьев Карамазовых», то на самом деле писал не он, а само Искусство, или демон, на манер сократовского, или, наконец, Святой Дух, потому Достоевский, собственно, и пророк. А вот когда автор брался за «Дневник писателя», то там уже выплывал настоящий, земной Достоевский, которого мы, конечно, не должны принимать. Короче говоря, автора «Дневника писателя» не стоит мешать с автором «Братьев Карамазовых», это разные «аватары». При всем при этом нужно отдать должное: американская школа славистики и в частности достоевсковедения — едва ли не лучшая в своём деле. Мы очень многим обязаны американским авторам в познании того, как «сделана» проза Достоевского. Однако это упорное и открытое желание выбросить «Дневник писателя» за борт современности не может не беспокоить. Ведь оно свидетельствует о прямо противоположном — о научной недобросовестности. Авторский дух — это прежде всего целостность, а значит все письменные документы автора надлежит интерпретировать в их связи между собой. Это ведет к очень простому выводу: «Дневник писателя» и «Братья Карамазовы» написал один и тот же человек. И у этого одного и того же человека прекрасно укладывались в голове и «шовинизм», и «гуманизм». Более того, Достоевский — писатель великой саморефлексии, это понятно каждому, кто хотя бы немного знаком с его рабочими тетрадями. И едва ли писатель мог позволить себе впасть в столь серьёзное и очевидное противоречие. Куда вероятней предположить, что против истины грешит не он, а грешим мы, подбирая неадекватные концепции и термины для описания его наследия. И что нет у него ни шовинизма, ни гуманизма, а есть что-то другое.

Родился в Москве. Сын штаб-лекаря Мариинской больницы Михаила Андреевича Достоевского, убитого крепостными крестьянами, и дочери купца Марии Федоровны, урожденной Нечаевой, умершей от туберкулеза. С детства страдал эпилепсией. Образование С 1834 г. Закончив курс в 1843 г. Но через год оставил службу и целиком посвятил себя литературной деятельности. Его первое произведение «Бедные люди» произвело огромное впечатление на Н. Некрасова и В. Белинского, который ввел его в свой кружок. Деятельность В 1849 г.

«Стеклянные "Бѣсы": роман Ф. М. Достоевского в амбротипиях Павла Титовича»

Он был одним из тех, кто оставил неизгладимый след», — говорил американский романист. Ломоносова И. Волгин создал Фонд Достоевского для изучения жизни и творчества классика. Книга занимает 29-е место в списке.

Ведь она же видит, кто он такой... Мы все читали «Идиота», «Преступление и наказание» и «Братьев Карамазовых». Но эти книги помогут взглянуть на Достоевского с другой стороны.

В «Дневник» входили статьи на политическую тему, судебные очерки, исторические размышления, судебные заметки, литературную критику и автобиографическую прозу. Литературовед и достоевист Игорь Волгин назвал этот сборник энциклопедией русской жизни. И, несмотря на то что запискам более ста лет, мысли автора не потеряли своей актуальности.

В сатирической повести прослеживаются мотивы гоголевских «Петербургских повестей», а сложная тема двойничества завораживает и пугает одновременно. Повесть неоднократно экранизировали, одним из самых необычных прочтений стал британский трагикомедийный триллер «Двойник» режиссера Ричарда Айоади с Джесси Айзенбергом в главной роли. В основе сюжета — похождения незадачливого Ивана Андреевича, который пытается выследить любовника своей красавицы-жены, вышедшей за него замуж по расчету.

Типичная комедия положений написана легко, задорно, ярко и с доброй иронией — хорошее настроение обеспечено. Литературоведческие комментарии к стихам рассказывают, как и при каких условиях они были написаны. Его герой, одинокий и нелепый чудак, решает застрелиться и, глядя на револьвер, засыпает.

Суд, смертный приговор, инсценировка казни, каторга — все эти эпизоды биографии существенно повлияли на писателя. Поэтому они ярко вплелись в последующие труды Достоевского, который погружается в религию, пишет повести « Дядюшкин сон «, « Село Степанчиково и его обитатели «, роман « Униженные и оскорбленные «. Глубокие изменения философии писателя отразили опубликованные в 1864 г. Наконец, роман « Преступление и наказание » 1866 принес известность и получил должную оценку среди критиков и читателей. Несмотря на это, из-за больших долгов, Достоевский покидает Россию и уже в Европе пишет роман « Идиот ».

Позже он переработал повесть. Убрал некоторые второстепенные эпизоды и описания, сократил размышления героев и длинные диалоги — все, что отвлекало читателя от основной проблемы «Двойника». В 1847 году Достоевский увлекся идеями социализма. Он посещал кружок Петрашевского, здесь обсуждали свободу книгопечатания, реформу судов, освобождение крестьян. На собрании кружка Федор Достоевский прочитал публике запрещенное письмо Белинского к Гоголю. В конце апреля 1849 года писателя арестовали, 8 месяцев он провел в Петропавловской крепости. Суд признал его «одним из важнейших преступников за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского» и приговорил к расстрелу. Однако незадолго до казни петрашевцам смягчили приговор. Федора Достоевского отправили на четырехлетнюю каторгу в Омск, а после — на службу рядовым в Семипалатинск.

В жизни любого народа есть события, лица, книги, которые с годами приобретают статус чего-то бесспорно авторитетного, не подлежащего сомнению. Ученые в таких случаях предпочитают говорить о «национальной мифологии», возможно, это более точно, но широкому читателю, не знакомому с трудами А. Лосева, К. Юнга или К. Хюбнера, пришлось бы слишком долго объяснять, что современная гуманитарная наука не вкладывает в понятие «миф» негативного смысла, а, напротив обозначает им особую форму знания, равноправную научной, но отличающуюся от последней выходом за пределы рационализма. Иными словами, в основе мифа — вера, а не рассудок, но ведь не одним рассудком жив человек! А там, где вера, там и святыни, они существуют даже у нигилистов. Так что проще и правильнее , по-моему, вести речь не о «мифологическом», а о священном в широком нецерковном смысле слова покойный академик А. Панченко в этой связи интересно писал о феномене светской святости в отечественной культуре последних двух столетий.

Отзывы читателей

  • Новости по теме: Федор Достоевский
  • Другие новости
  • Достоевский Федор Михайлович — краткая биография, жизнь и творчество | Узнай Москву
  • Статьи тега Достоевский - Год Литературы
  • Достоевский, Федор Михайлович - Персона ТАСС
  • Что есть Россия? Дневники писателя: краткое содержание, описание и аннотация

Достоевский стал самым издаваемым автором в России за первое полугодие

По данным Юнеско Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Говоря про отношение Достоевского к Петербургу, его правнук отметил, что писателю город мог действительно не нравиться: "Ну не строили русские города на болотах!". Особняком стоит сборник фольклорного материала «Моя тетрадка каторжная», известный также под названием «Сибирской тетради», писавшийся Достоевским во время его каторги. Кстати, Достоевский написал "Преступление и наказание" в страшной спешке, всего за год, попутно написав еще "Игрока", и все из-за копившихся долгов; иногда кажется, что он всю свою жизнь прожил в такой же безумной, страшной спешке.

Федор Достоевский: Что есть Россия? Дневники писателя

Нет пророка в своем отечестве Однако и мы, русские, тоже повинны в подобной «контекстуализации» Достоевского. Если западным коллегам писатель нужен только как гуманист, то нам — как националист и великодержавец. Это тоже было понятно довольно давно, если, например, послушать, как трактуют Достоевского отечественные авторы государственнического толка. Вот ровно так же, как его трактует и североамериканское общество, лишь переставляя местами акценты: панславист — хорошо, гуманист — ну ладно, потерпим. Лишнее подтверждение тому -- злополучный случай с «отменой» Достоевского в Миланском университете. Вы наверняка читали эту новость в телеграм-каналах, но едва ли вам попадалось её продолжение: после критики со стороны итальянской общественности курс восстановили, причем в тот же день. Один из корпусов Миланского университета Бикокка. Я пытался восстановить попранную справедливость, публиковал у себя на страницах опровержение. Но это все равно что капля в море. Её используют в качестве аргумента в пользу нашей изоляции, не только политической и экономической, но и культурной. Когда я писал нескольким людям, что информация эта недостоверна, что так и рождаются фейки, что курс по Достоевскому быстро восстановили, что Италия очень любит Достоевского и даже Папа Франциск советует читать его каждому священнику, ответ был всегда примерно один: «но ведь сначала отменили же».

Мол, вот он, прецедент ненависти ко всему русскому! Иногда добавляли: сейчас идёт борьба не на жизнь, а на смерть, лгут все, и копаться в деталях — сродни малодушию. Не важен Достоевский сам по себе. В обратном случае мои собеседники бы радовались, что Италия возмутилась и поспешила восстановить поруганную честь нашего гения. Но нужен не гений, а только аргумент в «их борьбе».

Со своей будущей второй женой Федор Михайлович познакомился как раз во время написания романа "Игрок". Анне Сниткиной было 20 лет, а Достоевскому — 45. Роман появился на свет за экстра-короткий срок. Быть в долгах и скрываться от кредиторовПисатель жил гонорарами, которые были не маленькие. До середины 1870-х годов Достоевский получал за печатный лист 150 рублей. Правда, другому мэтру литературы, графу Льву Толстому, тогда платили 500 рублей. И, тем не менее, Достоевский зарабатывал писательством немалые дивиденды. Годовой доход в 9-10 тысяч рублей позволял ему вести жизнь вполне обеспеченного и респектабельного человека. Но писатель, увы, был транжирой. Один из его товарищей вспоминал, как еще в годы учебы Достоевский получил из дома тысячу рублей, на которые иной студент мог жить целый год, однако Федор уже на следующий день был вынужден занимать деньги. Быть в долгах и скрываться от кредиторов — для Достоевского нормальное состояние. До конца дней он пребывал в нужде, которая сильно повлияла на его характер и даже, возможно, на его здоровье. Только в 1870-е годы вторая супруга Федора Михайловича Анна сумела разобраться с долговой ямой мужа, взяв на себя все его финансовые дела. Шестой в списке смертниковВ судьбе Достоевского был один шоковый эпизод — писатель пережил собственную смертную казнь. Дело в том, что его приговорили к смертной казни за участие в кружке «петрашевцев». Главу этого объединения Михаила Буташевича-Петрашевского обвинили в «замысле на ниспровержение государственного устройства». Достоевский участвовал в собраниях «петрашевцев» и распространял листовки с письмом Белинского к Гоголю, в котором тот критиковал церковь, царя и законы. Всем членам кружка вынесли смертный приговор. Осужденных привезли на площадь, где их должны были расстрелять.

Современные, самые влиятельные деятели искусства и науки публично признают своё обожание творчества Фёдора Михайловича. Достоевский, по собственному признанию, всю жизнь занимался «тайной человека» — исследовал душевную жизнь. Писатель родился в Мариинской больнице для бедных. В «Книге для записи рождений…» церкви Петра и Павла при больнице осталась запись: «Родился младенец, в доме больницы бедных, у штаб-лекаря Михаила Андреича Достоевского». Азартный человек. Игры на деньги сопровождали писателя почти в течении всей жизни. Фёдор постоянно находил утешения всем невзгодам в азартных играх, а именно в рулетке. Однажды на отдыхе в Баден-Бадене Достоевский проиграл так много, что забрал у своей подруги все наличные, за что ему было очень стыдно. Ради выплаты долгов Достоевский подписал договор с издательством на написание книги «Игрок» за 26 дней. Однажды, когда у Достоевского не шло с написанием романа, его жена отдала ему почти последние деньги 120 талеров. Она знала, что он проиграет, но это прибавит ему энергии для написания нового произведения. Достоевский проиграл 180, но написал жене: «Надо мной великое дело совершилось, исчезла гнусная фантазия, мучившая меня почти 10 лет. Десять лет или, лучше, с смерти брата, когда я был вдруг подавлен долгами я все мечтал выиграть. Мечтал серьезно, страстно. Теперь же все кончено! Во время поисков информации я наткнулся на различные ресурсы, которые полны лжи!

В нашем обществе эти факты не получили ни правовой оценки, ни моральной. Мне кажется, если такая тенденция у нас возобладает, рука сегодняшнего правосудия дотянется и до Достоевского. Ему припомнят, например, что в «Братьях Карамазовых», величайшем романе мировой литературы, показаны и разное христианство, и разная церковность. Есть церковность «ферапонтовская», темная, о которой позже напишет Сергей Иосифович Фудель и назовет Ферапонта «темным двойником Церкви». И есть христианство светлое, идеальное, о котором тосковал Достоевский. Это была его мечта об идеальном христианине — о старце Зосиме. Что делает Ферапонт? Ругается, неистовствует, требует расправы, призывает гнать всех неверных и нечистых. Старец Зосима — хочет миловать, жалеть, желает мира между силами, которые не в состоянии примириться. Он говорит: «Не ненавидьте атеистов, злоучителей и материалистов». Что мы слышим сегодня? И в этом тоже актуальность Достоевского. У нас сегодня почему-то востребована агрессия, жажда расправы, жажда репрессий. Я очень много читаю публицистических текстов на православную тему, и чувствую, как в них растет это зло, растет агрессия. Почему-то в них — жажда столкнуться с несогласными, с теми, кто думает не так, как они, чувствуют, не так, как они. Это очень грустно… Кровавый клейстер О Достоевском я пишу уже много лет, каждая моя новая книга о нем, каждый новый поворот развития нашего общества вызывает вопрос: а чем сегодня актуален Достоевский? В связи с романом «Бесы», помню, что мы говорили в девяностых годах о бесах революции, бесах бунта, бесах мятежа. О том, что мы, наконец, от этого избавились, преодолели, наконец, эту бациллу. Мы поняли, что «Бесы» — это история о политическом клейстере, которым хотят помазать революционеров, чтобы они были скреплены одной кровью. Чтобы они составили партийную ячейку, которая затем и вырастет в партию на крови. На крови вырастут все радикальные партии. Но мне никогда не пришло бы в голову, что придет такое время, когда актуальность Достоевского будет обретаться сферах богохуления. Появилась довольно смешная информация о том, будто затевается суд над сказкой о Буратино. Я сразу почувствовала, что это какая-то подстава, как потом и оказалось. Но — какова тенденция! Какой-то иронический сайт запустил информацию о том, что в Таганроге идет судебный процесс над сказкой «Приключения Буратино», который не тонет в воде, а стало быть, похож на Христа и является на Него пародией. То есть запускается некая информация, как сейчас говорят — фейк. Но люди на него покупаются. Это значит, что такова тенденция: судить и репрессировать литературу. И вот я думаю, богохульство… Скажем, ранний Достоевский был бунтарь и пошел против правительства, в вольнолюбивый кружок, в «разговорное общество». Но вспомните роман «Подросток». Это уже 1876 год. Один из главных героев — Андрей Петрович Версилов, впадает в бунт и разбивает старинную икону об угол стола. И что с ним делают? На него доносят? Нет, его жалеют, как сумасшедшего, как несчастного, как жалкого. Его хотят привести в ум и в чувство. То есть предлагается совершенно другое отношение к нарушителю, преступившему правила. Очень не хотелось бы, чтобы в нашей стране богословие любви, которое олицетворяет у Достоевского старец Зосима, мной обожаемый персонаж, я его многие проповеди знаю наизусть, уступило место богословию ненависти, которое воплощает старец Ферапонт. Мне очень жаль, если это два направления русского православия никогда не смогут найти общий язык. Именем Достоевского Сегодня многие публицисты, и церковные, и не церковные, на каждом шагу клянутся именем Достоевского. Достоевский — словно скрижаль. Вот скажешь: «Достоевский — наше все», и, кажется, что ты себя уже заявил как человек, всецело преданный православной культуре, ее правильному направлению. Но мы забываем о том, что «Братья Карамазовы» — вершинный роман мировой и русской литературы — не был с восторгом принят тогдашним духовенством. Старца Зосиму нашли каким-то «не таким», оптинские старцы над ним посмеивались, а замечательный русский философ, умнейший человек Константин Леонтьев, позиционировавший себя тогда, как бы сейчас сказали, православным активистом, осудил Достоевского. Он нашел в нем «розовое» православие, неправильное, неверное. Гениальную «Пушкинскую речь» Леонтьев назвал «космополитической выходкой», ересью. Давайте к этому вернемся, сегодняшние Ферапонты, давайте возбудим судебный процесс? Если так относиться к территории искусства, к территории литературы, мы лишимся половины, если не больше, наших великих классиков. У нас полностью уйдет М. Горький, уйдет Александр Блок, разумеется, вся атеистическая советская литература, и многое, многое другое. Уже вытесняют «Сказку о попе и его работнике Балде» Пушкина версией Жуковского о купце-остолопе. Надо остановиться, надо понять, где территория веры, и где территория культуры. Не оскорбляйте чувств! Сейчас много говорят об оскорблении чувств верующих. Мое чувство, человека православного, и в то же время литературоцентричного, глубоко оскорбляет подход с топором к искусству, с секирой и с кулаком. И меня, как православного человека, оскорбляет пьяный поп на «Мерседесе», который отказывается от теста на выявление алкоголя в крови.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий