Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального.
Портал правительства Москвы
Пенсии чернобыльцам в России в 2024 году: новости, правила выплат и размеры. Если вы имеете право на получение чернобыльской пенсии, не откладывайте процесс оформления. Положено ли индексировать пенсии работающим пенсионерам в чернобыльской зоне. В этой статье мы расскажем о необходимых шагах для получения чернобыльской пенсии. Пенсии чернобыльцам в России в 2024 году: новости, правила выплат и размеры. Если вы имеете право на получение чернобыльской пенсии, не откладывайте процесс оформления.
Портал правительства Москвы
Для получения пенсии в 2024 году Чернобыльцам необходимо иметь статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Смотрите видео онлайн «Пенсия 2023 | Индексация, перерасчет, чернобыльские, инвалиды и по потере кормильца» на канале «Как Сделать Полезное» в хорошем качестве и бесплатно. Пример расчета чернобыльской пенсии Андрей Петрович в 1986 году являлся сотрудником ЧАЭС и в результате негативного воздействия радиации получил инвалидность первой группы.
На что могут рассчитывать «чернобыльцы» по новому пенсионному закону
Повышение социальных пенсий: поддержка ликвидаторов ЧАЭС Ликвидаторы аварии на Чернобыльской атомной электростанции совершили подвиг, рискуя своей жизнью, чтобы. Новости и аналитика Новости С 1 января 2023 года будет упрощен порядок предоставления мер социальной поддержки инвалидам-чернобыльцам. Последние новости о выплатах чернобыльцам в 2023 году Чернобыльским сертификатом, дающим право на улучшение условий проживания. чернобыльской катастрофы одного из родителей, а также детей второго и последующих поколений указанных граждан, если родители (один из родителей) таких детей страдают. Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, государственная или страховая пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа с уменьшением. -для участников ликвидации последствий аварии ЧАЭС 1988-1990гг. предусмотрен выход на пенсию по достижении возраста 55 лет мужчинами и 50 лет женщинами.
Подписан закон, уточняющий возможность назначения выплат внукам чернобыльцев
Последние новости о выплатах чернобыльцам в 2023 году Чернобыльским сертификатом, дающим право на улучшение условий проживания. Расчет размера «чернобыльской» льготной пенсии в 2015 году осуществляется в зависимости от статуса кормильца. Минимальные пенсии "чернобыльцев" зависят от средней стирки в Украине.
3,5 тысячи рублей в месяц и пенсия на 10 лет раньше: какие выплаты с льготы положены «чернобыльцам»
Напомним, в правительстве РФ не поддерживают законопроект о ежегодных выплатах пособий к школе семьям с детьми. Фото: Свойкировский.
По этой причине граждане, проживающие в зонах радиоактивного загрязнения, получают от государства компенсационные выплаты. Разнообразную помощь оказывают участникам ликвидации последствий аварии, жителям зараженных территорий, детям пострадавших.
Чернобыльские выплаты в 2023 году — кому положены Выплаты в связи с катастрофой полагаются нескольким категориям граждан: участвовавшим в ликвидации последствий аварии, в том числе получившим инвалидность; членам семьи чернобыльцев; эвакуировавшимся из зараженных зон; ныне проживающим на территориях радиоактивного загрязнения; детям первого поколения граждан, пострадавших от взрыва на Чернобыльской АЭС, если один из родителей получил облучение радиацией. А также — детям второго и последующих поколений, если у кого-то из их родителей вследствие катастрофы развились тяжелые лучевые или генетические недуги; донорам, отдавшим часть костного мозга в помощь пострадавшим после катастрофы. Причем в случае с зараженными территориями речь идет не только о непосредственно зоне чернобыльской аварии, но и о так называемых зонах отселения — местностей, где также наблюдается избыточный радиационный фон.
Кроме того, право на соцпомощь распространяется даже на не родившихся к моменту эвакуации детей. То есть если женщина была беременна при выезде с зараженных территорий, помощь будет получать и ее ребенок. Какие территории входят в Чернобыльскую зону Зараженную местность принято разделять на несколько зон.
Ежемесячная компенсация на питание детей в детском саду — 606,79 рублей, в школах и колледжах — 235,95 рублей. Образовательные учреждения должны находиться в загрязнённой зоне. Ежемесячная денежная выплата на питание с молочной кухни для детей до года 775,30 рублей, от двух о трёх лет — 674,16 рублей. Обязательными условиями для назначения данных выплат являются факт проживания заявителя четыре года на загрязнённой территории на момент подачи заявления и факт совместного проживания ребёнка и заявителя. Выплата положена на каждого ребёнка до трёх лет. Обязательны те же условия. На каждого ребёнка до 1,5 лет — 4 430,39 рублей, от 1,5 до трёх лет — 8 860,78 рублей. Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, государственная или страховая пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа с уменьшением пенсионного возраста: участникам ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986-1987 годах — на 10 лет мужчинам с 50 лет, женщинам с 45 лет , участникам ликвидации аварии в 1988-990 годах — на пять лет мужчинам с 55 лет, женщинам с 50 лет. Такое право имеют граждане, получившие инвалидность вследствие военной травмы при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — военнослужащие срочной службы, а также лица, призванные на военные сборы.
Право на две пенсии В отдельных случаях «чернобыльцы» могут получать и государственную, и страховую пенсии одновременно. Это касается граждан, получивших инвалидность при исполнении обязанностей военной службы во время ликвидации аварии на ЧАЭС. Также право на получение двух пенсий имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца — участника ликвидации, инвалида вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также лица, получившего или перенёсшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием на ЧАЭС или работами по ликвидации последствий катастрофы.
Им может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и пенсия по старости инвалидности.
Пенсии чернобыльцам: размер и условия получения
Напомним, максимально упростить процесс получения гражданами положенной им помощи призван проект "Социальное казначейство". Согласно Общенациональному плану действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике , его основная цель заключается в создании условий для предоставления мер социальной поддержки за счет бюджетных средств при наступлении у граждан определенных жизненных обстоятельств без истребования документов.
Для получения статуса чернобыльца необходимо представить документы, которые подтверждают факт проживания в настоящее время или в прошлом на территории, подвергшейся заражению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Какие категории учитываются при начислении пенсии чернобыльцам? Чернобыльцы, относящиеся к 1-й и 2-й категории Существует два варианта пенсионных надбавок чернобыльцам в 2017 году — та, которая выдается людям, получившим инвалидность вследствие взрыва, и выплата для людей, достигших пенсионного возраста.
Близкие родственники пострадавших, но уже умерших чернобыльцев также обладают правом на специальное пособие по потере главного кормильца семьи. Бывает и так, что выплачиваются одновременно 2 пенсии чернобыльцам, так как человек-инвалид по здоровью достигает пенсионного возраста. Члены семьи чернобыльца вправе получать страховое и государственное пособие. Выплаты страховых пособий пострадавшим вследствие аварии производятся в случае, если у них накопилось необходимое количество пенсионных баллов или при утрате работоспособности.
Необходимо помнить о том, что человек в статусе инвалида должен был иметь официальную работу до этого момента, иначе право на государственную поддержку аннулируется. Пенсия чернобыльцам первой категории на 2017 год насчитывает 9200 рублей, а вторая категория - 4600 рублей. Досрочный выход на пенсию Пострадавшим в аварии и ликвидировавшим ее последствия лицам, помимо материальной поддержки, предоставляется возможность преждевременного выхода на пенсию. Осуществить эту процедуру возможно, если соблюсти несколько правил: Стаж пострадавшего в катастрофе человека не должен быть меньше пяти лет.
Женщины могут уйти на пенсию в 45 лет, а мужчины - в 50 в том случае, если они принимали участие в устранении последствий после аварии на ЧАЭС либо пострадали от взрыва на ней. Сумма пенсионных баллов должна быть более 30. Нюансом является выход на досрочную пенсию для тех, кто вынужденно проживает и работает в зоне, причисленной к потенциально опасным для жизни. Они могут пойти на заслуженный отдых на семь лет раньше, а жители территории с льготным статусом еще меньше, на три года раньше.
Если все условия соблюдены, человек имеет законное право на получение льготной пенсии, предусмотренной для чернобыльцев государством. С этой целью необходимо пойти в ближайшее отделение Пенсионного фонда, составить заявление, предъявив трудовую книжку и паспорт. Пострадавшему необязательно приходить в Пенсионный фонд самостоятельно, он может сделать все необходимые манипуляции через доверенное лицо. Как подтвердить статус?
Выплаты пенсии происходят только на основании подтвержденного статуса чернобыльца. В пакет документов, который необходимо представить для доказательства своего льготного статуса, входят: Удостоверение, подтверждающее участие в устранении последствий взрыва на ЧАЭС. Документальное подтверждение работы или проживания в зонах отчуждения или отселения, перечисленных выше. Медицинские справки, в которых содержится информация о заболеваниях, полученных вследствие радиационного облучения.
Документ, способный подтвердить статус инвалидности, который был присвоен по причине лучевой болезни. Какая положена пенсия инвалиду-чернобыльцу?
К ним относятся, например, военнослужащие срочной службы и лица, призванные на военные сборы и получившие инвалидность вследствие травмы, или же граждане — нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца — участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Так, в последнем случае устанавливается пенсия по старости инвалидности и по потере кормильца.
Детям-подросткам до 14 лет, родители которых пострадали от последствий аварии на ЧАЭС, также устанавливается ежемесячная денежная выплата, а кроме того — ежемесячная частичная компенсация расходов на питание. Предоставляется и ряд нематериальных преференций — так называемый «набор социальных услуг». В него входят: скидка в 50 процентов на оплату ЖКХ; скидка в 50 процентов на взносы за капитальный ремонт; скидка в 50 процентов на приобретение твердого топлива в том случае, если дом, где проживает льготник, не подключен к системе центрального отопления; предоставление без очереди места в детском саду для детей и внуков льготника.
Теперь чернобыльцы, призванные на военные сборы, получили право исправить формулировку инвалидности и оформить вторую пенсию со ссылкой на упомянутое определение КС. Самое главное, что конкретная формулировка из перечня, установленного правительством, указана в акте Конституционного Суда, что вносит определенность в правовое регулирование данного вопроса. Жаль только, что ликвидаторов-чернобыльцев с каждым днем становится все меньше по данным специального проекта ТАСС «Чернобыль, мифы и факты», со всего бывшего СССР в ликвидации аварии приняли участие 600 тыс.
В заключение добавлю: несмотря на то что КС не принял жалобу к рассмотрению, нам удалось добиться главного — Суд в последнем разделе определения прямо прописал формулировку основания установления инвалидности, которая дает право чернобыльцам на получение второй пенсии замечу, что это не та формулировка, которую требовал первоначально ПФР и которую за ним поддержали суды общей юрисдикции. Теперь и другие ветераны Чернобыля могут требовать изменения формулировки на указанную в определении КС и принятия ее Пенсионным фондом как основания для получения второй пенсии. Кроме того, ПФР и судья ВС указывали, что на вторую пенсию можно претендовать только с 65 лет, а КС определил, что на вторую пенсию ликвидаторы могут рассчитывать при достижении 55-летнего возраста, а это очень важно!
Выплаты лицам, подвергшимся воздействию радиации
Пособие выплатят в течение 3 дней. Единовременная выплата по потере кормильца Семьи, потерявшие кормильца, подвергшегося радиации, получают единовременную выплату. Единовременная выплата положена: Нетрудоспособным членам семьи пенсионерам или инвалидам ликвидаторов аварии или получивших лучевую болезнь. Детям указанных лиц независимо от факта нахождения на иждивении Сумма: семьям, потерявшим кормильца — 44 203,62 р. Индексация: Ежегодно с 1 февраля. Обратиться с заявлением и документами в Социальный фонд РФ. Заявление на компенсацию, паспорт; удостоверение кормильца, дающего ему право на меры поддержки, свидетельство о смерти, заключение межведомственного совета. Сроки: Средства выплатят в течение 5 дней после подачи документов. Ежегодная компенсация детям, потерявшим кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Ежегодная компенсация детям, потерявших кормильца — ликвидатора ЧАЭС. Компенсацию выплачивают детям, которые потеряли кормильца из числа: граждан, получивших лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие радиации; участников ликвидации катастрофы на ЧАЭС. Размер компенсации 442,05 р.
Ежегодно 1 февраля. Какие документы нужны: паспорт, свидетельство о рождении ребенка и о смерти кормильца; удостоверение погибшего, подтверждающего его право на меры соцподдержки; сведения о получении пенсии по потере кормильца; справка об обучении на очной форме. Компенсацию перечислят в течение 5 рабочих дней после принятия решения. Ежемесячная компенсация семьям за потерю кормильца, который участвовал в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС Правовое основание: ст. Компенсация полагается нетрудоспособным членам семьи, которые находились на иждивении участника ликвидации катастрофы на ЧАЭС, а также получивших лучевую болезнь.
При этом, они, как инвалиды или как ветераны, могут подать заявление об отказе в предоставлении НСУ в натуральном виде и получать НСУ в денежном выражении. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации, также положен ряд иных выплат по линии ПФР, которые были переданы в 2022 году из органов социальной защиты населения. Подробно об указанных выплатах читайте на сайте ПФР pfr. Метрика», IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве тип, производитель, модель ; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.
Как сообщает пресс-служба суда, дело рассматривалось по жалобе Алексея Подвязникова на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пунктом 2 части первой статьи 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Указанными статьями инвалидам-чернобыльцам предоставляются страховые пенсии по старости и пенсии по инвалидности. Подвязников, будучи призванным на военные сборы, принимал участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. В 2018 году заявителю была установлена инвалидность II группы по заболеванию, связанному с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору. Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное. Статья 4. Понятие социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами. Меры социальной поддержки, предусмотренные абзацем четвертым пункта 4 , пунктами 6 , 8 - 10 и 13 части первой статьи 18 , пунктами 5 - 7 части второй статьи 19 , абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20 настоящего Закона, предоставляются при условии постоянного проживания работы граждан за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители один из родителей непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали работали в зонах отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах непосредственно перед предоставлением указанных мер: 1 в зоне отселения - не менее 1 года; 2 в зоне проживания с правом на отселение - не менее 3 лет; 3 в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом - не менее 4 лет. Предоставление ежемесячной денежной выплаты в соответствии со статьей 27. Ежемесячная выплата, указанная в пункте 7 части первой статьи 18 настоящего Закона, осуществляется при условии постоянного проживания работы граждан непосредственно перед датой рождения ребенка, на которого назначается выплата: 1 в зоне отселения - не менее 1 года; 2 в зоне проживания с правом на отселение - не менее 3 лет; 3 в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом - не менее 4 лет. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При необходимости в целях единообразного применения настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся реализации прав граждан на меры социальной поддержки, могут издаваться соответствующие разъяснения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности. Статья 5. Финансирование Закона Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. Часть вторая утратила силу с 1 января 2022 года. Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. Компенсации и другие выплаты, предусмотренные частью первой настоящей статьи, назначенные гражданину органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2022 года, предоставляются и выплачиваются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений, переданных указанными органами субъектов Российской Федерации в установленном порядке. Гражданину, у которого право на компенсации и другие выплаты, предусмотренные частью первой настоящей статьи, впервые возникло после 1 января 2022 года, предоставление компенсаций и других выплат осуществляется на основании заявления, поданного этим гражданином в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в том числе в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг". Средства на осуществление полномочий по предоставлению компенсаций и других выплат, предусмотренных частью первой настоящей статьи, предоставляются из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Общий объем средств, указанных в федеральном бюджете в виде межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на осуществление полномочий по предоставлению компенсаций и других выплат, предусмотренных частью первой настоящей статьи, определяется исходя из численности лиц, имеющих на них право, размеров компенсаций и других выплат, исчисленных в соответствии с настоящим Законом, а также величины расходов на оплату услуг по их доставке. Статья 6. Основные положения концепции проживания населения в районах, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях: 1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв 0. Защитные мероприятия контрмеры проводятся при дополнительном превышении над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв 0. Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв 0,5 бэр в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв 0,1 бэр в год. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 - 1995 годы и на период до 2000 года. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. Раздел II. Зоны радиоактивного загрязнения Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв 0. Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. Статья 8. Зона отчуждения Зона отчуждения именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 9. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения. В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации. Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 10. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв 0. Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими кроме цезия-137 долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации. В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации. Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 11. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв 0. Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими кроме цезия-137 долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации. В данной зоне помимо осуществления комплекса контрмер, включающего медицинские мероприятия по радиационной и радиоэкологической защите, создается хозяйственно-экологическая структура, обеспечивающая улучшение качества жизни населения выше среднего уровня, компенсирующая отрицательное воздействие психоэмоциональной нагрузки, связанной с чернобыльской катастрофой и применением контрмер. Статья 12. Экологическое оздоровление территории Российской Федерации, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы На территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, осуществляется комплекс экономических, правовых и других мер, направленных на оздоровление природной среды: научные исследования, государственный экологический надзор и государственный экологический мониторинг государственный мониторинг окружающей среды , государственная экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности, снижение и компенсация ущерба, наносимого природе, в том числе прекращение воздействия на нее экологически опасных факторов, приведение радиационно загрязненных участков территории в экологически безопасное состояние, пригодное для хозяйственного использования и жизнедеятельности населения, возврат радиационно загрязненных территорий по мере их экологического оздоровления в хозяйственный оборот. Организация и обеспечение государственного экологического надзора и государственного экологического мониторинга государственного мониторинга окружающей среды на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, планирование и осуществление мер по ее экологическому оздоровлению осуществляются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации. Раздел III. Если радиационный ущерб причинен и или риск его причинения увеличился вследствие умысла потерпевшего, то в возмещении вреда и мерах социальной поддержки потерпевшему должно быть отказано либо размер их должен быть уменьшен по решению суда. Статья 14. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: 1 утратил силу с 1 января 2010 года. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, о стоимости жилищно-коммунальных услуг в конкретном субъекте Российской Федерации в расчете на 1 квадратный метр площади жилья за отчетный год, федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, утвержденного Правительством Российской Федерации и применяемого для расчета межбюджетных трансфертов, а также исходя из установленного конкретным субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Абзац утратил силу. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Правовое регулирование
- Правила комментирования
- Что является доказательством проживания в чернобыльской зоне?
- Размер ЕДВ чернобыльцам в 2024 году
- Как изменятся правила социальных выплат инвалидам-чернобыльцам?
Пенсии чернобыльцам в России в 2024 году
Особые льготы Граждане, получающие пенсии пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, могут иметь право на дополнительные льготы, такие как: Бесплатное лечение и медицинское обслуживание; Предоставление жилья; Льготное проездное и проезд в общественном транспорте; Другие виды социальной поддержки, предусмотренные законодательством. Пенсия для пострадавших от радиационных и техногенных катастроф является важной формой социальной защиты и компенсации для граждан, пострадавших от опасных факторов. Государство обеспечивает достойные условия жизни и дополнительные льготы для данных категорий граждан. Размер ЕДВ чернобыльцам в 2024 году Продолжительность работы на объекте Чернобыля; Степень инвалидности лица; Уровень радиационного воздействия. Чем больше лет проведено на этом объекте, тем выше размер вознаграждения. Размер вознаграждения будет зависеть от уровня инвалидности — первой, второй или третьей группы. Таким образом, чем выше степень инвалидности, тем больше денежное вознаграждение. Уровень радиационного воздействия Также размер ЕДВ будет зависеть от уровня радиационного воздействия на организм чернобыльца.
Чем выше уровень радиации, тем больше будет выплачиваться денежное вознаграждение. Точные суммы ЕДВ для чернобыльцев в 2024 году будут определены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Важно отметить, что эти выплаты являются однократными и могут быть предоставлены только один раз. Право на две ежемесячные выплаты Выплаты предоставляются пострадавшим в случае когда у них возникли сверхсрочные понижения трудоспособности, а также в случаях смерти пострадавших. Каждая из двух выплат осуществляется однократно и не зависит от степени понижения трудоспособности или типа трудового повреждения. Правила получения двух ежемесячных выплат Пострадавший обязан обратиться в социальную службу и предоставить все необходимые документы.
Каждый день она ездила на работу из дома, а вечером — обратно домой. Фактически она проживала в Новомосковске, квартиру в Туле не снимала. ПФР отказал ей в назначении льготной досрочной пенсии в 52 года, так как справки о регистрации по месту жительства его не убедили, потому что место работы Екатерины было в Туле. Мы подали жалобу на отказ ПФР в назначении льготной досрочной чернобыльской пенсии.
Мы доказали, что Екатерина на самом деле всегда проживала именно в Новомосковске, а не в Туле. В итоге пенсия была ей назначена с 52 лет, все недополученные выплаты были произведены Екатерине в полном объеме. Практика по таким делам показывает - важно подтвердить всеми возможными доказательствами, что человек действительно проживал в чернобыльской зоне, а на работу в чистый от радиции населенный пункт просто постоянно ездил. Помните, сама по себе прописка в чернобыльской зоне ничего не значит, если ваш работодатель находится в чистой зоне. В данном случае придется доказывать факт проживания по месту прописки. Также надо будет доказывать, как вы добирались до работы. Если не докажете, то и льготную пенсию вам не назначат. Пример: Анжела была прописана в чернобыльской зоне город Узловая Тульской области , а фактически жила и работала на Дальнем Востоке. Ей было отказано в назначении досрочной пенсии, потому что она не была проживающей в чернобыльской зоне. Она не доказала, что жила в Узловой, и это понятно.
В данном случае ПФР прав. Пенсия проживающим в чернобыльской зоне — почему ПФР отказывает ПФР отказывает в назначении досрочной пенсии, если считает, что человек на самом деле не проживал по месту регистрации. И такой вывод он делает просто потому, что человек работал в другом чистом городе.
В указанных районах уполномоченные федеральные органы исполнительной власти согласно их компетенции осуществляют федеральный государственный экологический надзор и государственный экологический мониторинг государственный мониторинг окружающей среды , государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности, а также контроль и учет доз внутреннего и внешнего облучения населения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Национальный радиационно-эпидемиологический регистр Информация о состоянии здоровья и об изменениях состояния здоровья граждан, указанных в пункте 1 , абзацах втором - четвертом пункта 2 , пунктах 3 - 7 , 9 - 12 части первой статьи 13 настоящего Закона, а также потомков в первом, во втором и в третьем поколении граждан, указанных в пункте 1 , абзацах втором - четвертом пункта 2 , пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, подлежит включению в Национальный радиационно-эпидемиологический регистр.
Национальный радиационно-эпидемиологический регистр представляет собой государственную информационную систему персональных данных граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, ядерных испытаний и иных радиационных катастроф и инцидентов, которая создается в целях обеспечения учета изменений состояния здоровья таких граждан в течение их жизни. Формирование и ведение Национального радиационно-эпидемиологического регистра осуществляются в целях использования результатов обязательного специального медицинского наблюдения диспансеризации за состоянием здоровья зарегистрированных в нем граждан для оказания им адресной медицинской помощи, а также прогнозирования медицинских радиологических последствий, в том числе отдаленных последствий. Формирование и ведение Национального радиационно-эпидемиологического регистра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Финансовое обеспечение формирования и ведения Национального радиационно-эпидемиологического регистра является расходным обязательством Российской Федерации. Статья 25.
Детям и подросткам, страдающим болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 14 настоящего Закона. Эти же меры социальной поддержки распространяются и на последующие поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей. Статья 26. О дополнительных мерах социальной поддержки, не предусмотренных настоящим Законом Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, профсоюзные органы могут принимать в пределах своих полномочий дополнительные меры по обеспечению чистыми продуктами питания, улучшению материально-бытовых условий, медицинского, торгового и транспортного обслуживания граждан, на которых распространяется действие настоящего Закона. Статья 27.
О возобновлении жизнедеятельности населения в зонах отчуждения и отселения Возобновление постоянного проживания населения в населенных пунктах и районах зон отчуждения и отселения, в том числе реэвакуация населения, возможно только на добровольной основе после снижения в этих населенных пунктах и районах радиоактивного воздействия на людей до уровней, не требующих каких-либо ограничений их жизнедеятельности, и создания в этих населенных пунктах и районах необходимых условий для проживания и трудовой деятельности населения. Решение о возобновлении постоянного проживания населения в указанных зонах, в том числе о реэвакуации населения, принимается Правительством Российской Федерации. Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, указанным в части первой настоящей статьи, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему наиболее высокий размер. Часть четвертая утратила силу с 1 января 2018 года. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. Статья 28. Утратила силу. Примечание к разделу III. Гражданам, переезжающим на постоянное место жительства из зоны с более высокой плотностью радиоактивного загрязнения в зону с меньшей плотностью радиоактивного загрязнения, выплаты дополнительных денежных компенсаций, пенсий, пособий, стипендий и оплата дополнительного оплачиваемого отпуска производятся с учетом общего времени проживания на загрязненной территории.
Гражданам, постоянно проживавшим в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение в период после 26 апреля 1986 года до 1 января 1991 года, выехавшим из них, а затем вернувшимся в указанные зоны для постоянного проживания, меры социальной поддержки предоставляются исходя из времени проживания или работы в соответствующей зоне, исчисленного с начала проживания в этой зоне до выезда из нее, при условии, что указанные граждане не получали жилое помещение в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 17 или со статьей 22 настоящего Закона, а также в случае возврата органам исполнительной власти жилья, построенного за счет средств, направленных на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Порядок установления времени проживания или работы в указанных зонах определяется Правительством Российской Федерации. Документы, подтверждающие неполучение гражданами на новом месте жительства указанного жилья или ссуды, выдаются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Раздел IV. Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет. Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй настоящей статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 , 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом.
При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" за исключением лиц, указанных в части 1. Если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года. По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию. Статья 29.
Пенсионное обеспечение граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а также членов семей граждан, умерших погибших вследствие чернобыльской катастрофы Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: 1 назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О страховых пенсиях". В таком же порядке назначаются пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, погибших умерших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; 2 назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы служебные обязанности , ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. Часть вторая утратила силу. Пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов. Часть четвертая исключена.
Очередное медицинское переосвидетельствование лиц, указанных в настоящей статье, полностью или частично утративших трудоспособность, производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы через пять лет, при этом лицам, достигшим возраста выхода на пенсию по старости, инвалидность устанавливается бессрочно. Статья 30. Пенсионное обеспечение участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения Гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы : 1 пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28. Гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 настоящего Закона принимавшим в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы : 1 пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28. Статья 31.
Пенсионное обеспечение граждан, занятых на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения Гражданам в том числе временно направленным или командированным , указанным в пункте 5 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсионное обеспечение устанавливается на равных основаниях с гражданами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Работа служба указанных граждан приравнивается к работе, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Статья 32. Пенсионное обеспечение граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных переселяемых из зоны отселения Гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона: 1 эвакуированным из зоны отчуждения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28. Переселенным в обязательном порядке пенсионерам сохраняются в течение года все виды денежных выплат и пособий, получаемых до переселения.
Статья 33. Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение Гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28. Статья 34. Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28. Статья 35.
Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы Гражданам, указанным в пункте 9 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28. Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих работающих или проживавших работавших на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения выезда с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Статья 36. Пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отселения не проживающих в этой зоне Гражданам, указанным в пункте 10 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается исходя из норм, установленных статьей 35 настоящего Закона, пропорционально фактически отработанному времени в зоне отселения. Статья 37.
Пенсионное обеспечение граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение Гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается в соответствии со статьей 33 настоящего Закона. Статья 38. Раздел V. Компенсация за вред здоровью гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидам и членам семей граждан, погибших умерших вследствие чернобыльской катастрофы Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выплачивается ежегодно компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в размере: инвалидам I и II групп - 500 рублей; инвалидам III группы и лицам в том числе детям и подросткам , перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы, - 400 рублей. Гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в пункте 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выплачивается единовременная компенсация за вред здоровью в размере: инвалидам I группы - 10 000 рублей; инвалидам II группы - 7 000 рублей; инвалидам III группы - 5 000 рублей.
В случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.
Для чернобыльцев необходимо проходить освидетельствование один раз в пять лет. Пенсия вдовам чернобыльцев Эта категория граждан может оформить две пенсии: По потере кормильца. Такую пенсию можно получать с 50 лет, для этого необходимо предоставить следующие документы: свидетельство о смерти; заключение экспертизы. Пенсия будет начислена только после подачи документов. Величина пенсии зависит от причины смерти мужа. Если смерть была установлена в связи с заболеванием после ликвидации аварии, то будет назначена пенсия в размере 8647,48р.