Новости александрийский патриархат

До недавнего времени Московский патриархат признавал статус Александрийского в Африке, а между русскими и александрийским патриархами царило согласие. На церемонии открытия комиссии по диалогу патриарх Александрийский Феодор II заявил, что Александрийская церковь двигается в сторону объединения с Ватиканом. Свое решение архиереи Александрийской церкви объяснили тем, что «Московский патриархат незаконно вторгся на Африканский континент». Также синод Александрийского патриархата лишил сана патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида, который активно развивает РПЦ в Африке, организует.

Александрийский Патриарх мог признать «ПЦУ» из-за финансового давления

В докладе, в частности, шла речь о многочисленных обращениях клириков Александрийской Православной Церкви с просьбами о переходе их в Московский Патриархат. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Синод Александрийской православной церкви пошёл на конфликт с Русской православной церковью Московского патриархата, сообщает сегодня, 12 января, Orthodox Times. После того как в ноябре 2019 года Александрийский патриарх Феодор признал неканоническую церковь Украины (ПЦУ), созданную Константинопольским патриархатом, многие. Патриарх Феодор, глава Александрийского патриархата, который ранее вместе с Патриархом Варфоломеем намеревался изолировать РПЦ, не только сам оказался.

Александрийский патриархат недоволен решением РПЦ образовать Патриарший экзархат Африки

Поводом для межцерковного конфликта стало признание в декабре 2019 года Александрийским патриархом Православной церкви Украины, которую РПЦ считает неканонической. Позже в адрес московского Синода стали поступать многочисленные обращения с просьбой о переходе в РПЦ от священников из Африки, которая до недавних пор считалась канонической территорией Александрийского патриархата. В итоге в конце 2021 года Синод Русской церкви постановил образовать в Африке патриарший экзархат, что вызвало резкое недовольство епископов Александрийского патриархата.

Все священники ЮАР мне сослужили на этих службах — в разном составе. После службы в Кейптауне мы провели собрание духовенства ЮАР, обсудили текущие вопросы. Там мы имеем четыре храма и пять священников, поэтому вопросы были в основном о пастырской практике: как действовать священнику в той или иной трудной ситуации, как взаимодействовать между собой. В ЮАР есть возможности для развития нашей церковной жизни: там есть русские общины, которые не охвачены постоянно пастырским вниманием.

Конечно, всех интересует и ситуация в России, все те сложные вопросы, которые стоят у нас на повестке дня. Растут ли они, и появляются ли новые, есть ли интерес к Православию у буров? Это молодой священник, но чувствуется, что это настоящий, хороший пастырь. Среди верующих там и наши русские, и местные. Что касается развития, то перспективы очень хорошие. В Робертсоне приятное впечатление производит приход храма преподобной Марии Египетской.

Конечно, масштабная проповедь, чтобы приходили сотни и тысячи — это дело, наверное, будущего. Сейчас главное — налаживание нормальной, спокойной, повседневной церковной жизни. Не только в Южной Африке, но и во всех странах, где присутствует экзархат. Ведь Православная Церковь построена на ежедневном богослужении, постоянной проповеди, таинствах, пастырском окормлении, молитве за людей, делании добрых дел. Это повседневное, в хорошем значении этого слова рутинное дело. Оно в Африке есть, и нам нужно этим заниматься, налаживать и помогать.

Одно направление, главное — это множество перешедших к нам священников: их больше двухсот, и все они на месте. Более того, буквально на днях я проводил собеседование еще с рядом священников из Африки, которые желают перейти в Русскую Православную Церковь. Пятерых мы готовы принять. Поэтому в этом плане динамика весьма позитивная. Вторая сторона — окормление наших русскоязычных братьев и сестер, которые живут в разных странах Африки. В первую очередь это требует контакта с посольствами, местными русскими общинами и устроения «выездного» окормления.

В тех случаях, где это возможно, — строительства постоянных храмов или аренда помещений. И в этом контексте направление священников русских возможно, но это будет решаться в каждом конкретном случае. Сейчас мы вникаем в ситуацию. Предстоит мой объезд всех этих стран, совершение богослужений на местах. А дальше надо смотреть реалистично на вещи: где-то просто нужно срочно приобрести тент, где-то возникают земельные вопросы, где-то идет речь о помещении, а может быть, даже и о храме. Конечно, одна из ближайших задач экзархата — оценка этой ситуации, понимание, что можно сделать, и поиск средств и людей.

Мы не хотим ничего сочинять: рассматривается каждая конкретная община, каждый конкретный случай. Есть общая наша позиция: она мирная, добрая, церковная. Трагедия, которая произошла, уже произошла, и она колоссальна: Константинопольский Патриарх, а вслед за ним греческий церковный мир, признали раскол на Украине. Это боль и трагедия, но не нужно усиливать эту ситуацию еще и руганью. Да, мы приняли этих священников, они стали священниками Русской Православной Церкви. Теперь мы налаживаем мирную церковную жизнь.

Как сейчас воспринимают местные жители его присутствие? Наоборот, мы видим положительную ситуацию и большие возможности для христианской проповеди и добрых дел. Признает ли их правомерность и силу Русская Церковь? Есть ли сведения о том, что в Александрийской Церкви могут предпринять аналогичные меры и в Вашем отношении?

Ранее это сделали Константинопольская православная церковь в январе нынешнего года и Греческая православная церковь в октябре.

Не исключено, что теперь пойдет череда признаний и со стороны других «греческих» патриархатов. Однако, ничего хорошего ни Украине, ни мировому православию это не принесет. Сегодня в Киеве сторонники Киевского патриархата провели акцию протеста под зданием Офиса Президента. Активисты считают, что Томос, который был получен от Константинопольского патриарха Варфоломея, это Томос о Митрополии условно говоря «автономии» , а не о Патриархии.

Ранее глава Втдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион Алфеев заявил, что РПЦ не ждет никаких решений от Синода, так как «все решения, которые были приняты Константинопольским Патриархатом, начиная с конца 2018 года…, были ошибочными». Александрийский Патриархат выразил «глубочайшую скорбь» этим решением РПЦ, заявив, что оно будет обсуждаться на предстоящем заседании Синода. Евангелики стали сильны в Бразилии как никогда раньше В конце 2018 года по инициативе украинских властей и Константинопольского Патриархата путем слияния двух других раскольнических структур была создана Православная Церковь Украины ПЦУ.

«Остаётся только молиться о прекращении безумия»

25.05.2023 Александрийский иерарх предложил план по решению украинской церковной проблемы - Древо Также синод Александрийского патриархата лишил сана патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида, который активно развивает РПЦ в Африке, организует.
Александрийская церковь сообщила в Константинополь о недовольстве экзархатом РПЦ в Африке Реагируя на многочисленные обращения клириков Александрийского Патриархата, не желавших быть соучастниками антиканонических деяний своего Предстоятеля и просивших о.
Александрийский иерарх предложил план по решению украинской церковной проблемы Александрийский патриархат. Автор. Все авторы Лариса ФЕДОТОВА (1).
Александрийский патриархат не исключаем, что кто-то из епископов Александрийского патриархата заявит о желании перейти в лоно Русской православной церкви», – цитирует РИА «Новости» митрополита.
Экзарх Африки прокомментировал решения Александрийской Православной Церкви - Азбука новостей Когда Александрийский патриархат в лице своих греческих архиереев признал ПЦУ, РПЦ разорвала общение с Александрией.

Александрийский патриархат

Александри́йская правосла́вная це́рковь, или Александри́йский патриарха́т, официально: патриарха́т Александри́и и всей А́фрики (греч. Πατριαρχεῖον Ἀλεξανδρείας καὶ πάσης Ἀφρικῆς). «Таким образом и Константинопольский патриархат, и Александрийский патриархат оказываются сами в ситуации неканонической. Сообщается, что Александрийский патриархат, раздосадованный переходом приходов в РПЦ, и прежде оказывал давление на священников и общины, выбравшие Московский патриархат.

В РПЦ перешли священники Александрийской церкви с приходами

Патриарх Феодор, глава Александрийского патриархата, который ранее вместе с Патриархом Варфоломеем намеревался изолировать РПЦ, не только сам оказался. В 1990 году возведен в сан епископа и назначен представителем Александрийского Патриархата в Афинах. По его мнению, Александрийский патриарх должен не искать виновных среди священников, которые исполняют свой пастырский долг по благословению священноначалия. Через это ведомство проходит финансирование греческим государством Александрийского Патриархата. Священный Синод Русской Православной Церкви обратился с заявлением к Александрийскому Патриархату в ответ на его коммюнике. Африканскую политику Александрийского патриархата активно поддерживал и кипрский архиепископ Макарий III, бывший по совместительству президентом Кипра.

Александрийский патриархат о создании Экзархата РПЦ: Это неожиданная месть

После того, как Патриарх Феодор признал украинский раскол, в адрес РПЦ начали поступать многочисленные обращения африканских клириков, не согласных с позицией своего Патриарха и желающих перейти в Русскую Церковь. Именно эти священники первыми вошли в образованный в декабре 2021 года африканский экзархат. АПЦ так и не удалось добиться отзыва русских миссионеров с континента, поэтому Синод в Каире решил по-своему наказать патриаршего экзарха. В интервью порталу «Интерфакс-Религия» митрополит Леонид поделился своими мыслями по поводу происходящего. Эти розовые греческие мечты идут в последнее время в одном тренде с заявлениями ведущих западных политиков мирового уровня, когда гинеколог "строит" и возглавляет Совет Европы, домохозяйка командует армией и прочее. Лишить меня сана может только та Церковь, в которой я несу своё служение», - сказал владыка. После того, как греческая церковь уклонилась в раскол вслед за стамбульским патриархом Варфоломеем, африканская паства попросила канонического убежища в лоне Русской Православной Церкви, и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял под свой омофор тех, кто следует путям Христовым и не желает запятнать себя общением с раскольниками и предателями. Чтобы более предметно объяснить нашим читателям произошедшее, приведем пример, что это всё равно, как если бы президент России своим указом уволил министра обороны Великобритании.

Хотя я был бы рад таким полномочиям Владимира Владимировича. Остаётся только молиться о прекращении безумия, учиняемого александрийскими иерархами», - продолжил он.

Колуфа , претендовавшего на самостоятельное поставление иереев. Но и после этого в городе продолжались столкновения православных с арианами, в ходе к-рых было ниспровергнуто неск. Константин, видя, что ситуация осложняется, созвал в Никее Собор, ставший в истории I Вселенским. Собор осудил учение Ария, а Патриарх Александр вернулся в Александрию с посланием отцов Собора православным Египта; особое послание александрийцам направил и император, призывая принять решения Собора. Но хотя арианство и было осуждено в Никее, оно не прекратило существования и продолжало распространяться. Патриаршество свт. Афанасия Великого 328-373 С правлением свт. Афанасия в истории А.

Он происходил, вероятно, из Александрии, с юности был близок к свт. Александру, к-рого сопровождал в Никею 325 ; в 328 г. I 8-33; Созомен. Это, однако, не прекратило выступлений ариан в Александрии, и император был вынужден выслать из города наиболее активных из них Феодорит. Патриарху Афанасию приходилось противостоять не только арианам, но и мелитианам, во главе к-рых встал еп. Мемфисский Иоанн Аркафа. Выдвигавшиеся против Патриарха обвинения среди к-рых были столь нелепые, как убийство еп. Арсения Гипселийского и занятия магией вызвали беспокойство при дворе: в 331 г. В 334 г. Патриарх отказался от участия в Соборе, подготовленном евсевианами в Кесарии; на следующий год он вместе с 50 егип.

Собор, представлявший лишь арианскую сторону, направил в Александрию комиссию, чьи беззаконные действия хотя и вызвали возмущение горожан, принесли противникам Афанасия желаемый результат: Патриарх был низложен Собором. Император, поверив клевете об угрозе Афанасия прекратить поставки егип. После Тирского и Иерусалимского Соборов Арий вновь появился в Александрии, но, несмотря на поддержку своих сторонников, не смог преодолеть враждебность большинства верующих. В 336 г. Александрийцы публично выступали за возвращение сосланного Патриарха Афанасия. Антоний неоднократно писал об этом императору, но безуспешно. Впрочем, осознав, что одной из причин волнений в Александрии является появление там Иоанна Аркафы, император приказал выслать противника Патриарха из города. После смерти Константина Великого 22 мая 337 его сын Константин II , упомянув в послании александрийцам о намерении своего отца вернуть Афанасия в Александрию, отпустил жившего у него в Трире в почетном изгнании Патриарха. Афанасий торжественно вступил в Александрию. Положение вернувшегося Патриарха было непрочным, поскольку формально решение Тирского Собора не было отменено; кроме того, правивший Востоком и Египтом имп.

Констанций II был воспитан евсевианами, врагами Афанасия. Ариане Александрии, не желая признавать Афанасия законным епископом, избрали своим предстоятелем свящ. Писта , к-рый был поставлен Секундом Птолемаидским. Они продолжали клеветать на Патриарха трем императорам, сыновьям св. Константина, утверждая, что именно он является причиной беспорядков в Александрии: он проявил себя жестоким иерархом, продал зерно, выделенное ему Константином II для вдов Ливии и Египта, и вернул себе Патриарший престол без согласия на то Церкви. Юлия I , убедив его признать избрание Писта. Впрочем, на Александрийском Соборе 338 г. Афанасия на престол ап. После смерти Писта противники Афанасия, осудившие его возвращение на Антиохийском Соборе кон. Эмесскому , но тот, опасаясь вражды александрийцев, не желавших др.

Афанасия, отказался. Кафедру принял Григорий Каппадокийский, к-рый, получив хиротонию в Антиохии, 23 марта 339 г. II 9, 10-11; Созомен. III 6. Его приезд, пришедшийся на Великий Пяток, сопровождался побоищем, устроенным воинами в александрийском храме св. Кирина память пострадавших во время этих событий отмечена в Римском мартирологе под 21 марта. Патриарх Афанасий незадолго до этого скрылся из города и вскоре отправился на Запад под защиту имп. Правление Григория было отмечено жестокими преследованиями православных, избегавших церковного общения с новым иерархом. Эти преследования, вызвавшие отток правосл. Через 6 лет правления он был убит своими же сторонниками.

После кончины Григория между 344 и 346 не осталось препятствий для возвращения свт. Посетив своего покровителя имп. Константа и папу Юлия I, он отправился на Восток, получив от папы послание к жителям Александрии с подтверждением своих прав на престол. В Антиохии ему оказал великодушный прием имп. Констанций II, безуспешно пытавшийся уговорить Патриарха позволить александрийским арианам иметь особую Церковь. С возвращением свт. Афанасия в Александрию 23 окт. Ариане были вынуждены устраивать свои собрания тайно; многие просили Патриарха простить им их заблуждения. В общении со свт. Афанасием находилось более 400 епископов христ.

Для подтверждения решений, принятых в Сердике, Афанасий созвал в Александрии Собор 346. В янв. Александрийские ариане воспользовались одним из выступлений Афанасия, оплакивавшего своего покровителя, чтобы скомпрометировать Патриарха в глазах Констанция II. Было даже сфальсифицировано сочувственное послание Патриарха узурпатору Магненцию. Испортить отношения императора с Афанасием в тот раз не удалось, однако постепенно Констанций вернулся к своим прежним предубеждениям против Патриарха, чему способствовали дворцовые интриги и эпизод с освящением Патриархом большой базилики в Кесарионе без предварительного одобрения императора. Ариан вдохновляло заступничество новой императрицы Евсевии и решения, принятые против свт. Афанасия Арелатским окт. Осий Кордубский и папа Либерий , отказались анафематствовать Афанасия и были сосланы. Император приказал префекту Александрии лишить Патриарха привилегии распределять зерно в Египте, передав это право арианам. В нач.

Феоны во время службы ворвались разъяренные воины дукса Египта Сириана и устроили побоище Римский мартиролог поминает пострадавших в этот день под 28 янв. На послание александрийцев императору с сообщением о кровавом происшествии пришел ответ с одобрением действий Сириана. Вскоре посланный в Александрию комит Ираклий осуществил передачу храмов арианам. После этих событий Афанасий удалился в пустыню Фиваиды, где 6 лет скрывался в разных мон-рях. Епископом Александрийским ариане избрали каппадокийца Георгия , к-рый смог занять кафедру лишь при поддержке военного отряда Севастиана февр. Констанций II направил александрийцам послание с поздравлениями по поводу изгнания Афанасия и приезда нового архиерея. Вступление Георгия на престол не могло принести церковного мира. Вскоре начались притеснения православных: их дома отдавались на разграбление, епископы и пресвитеры ссылались, диак. Евтихий был осужден на работы в рудниках, но умер по дороге. На Пятидесятницу Севастиан, сам бывший манихеем, жестоко разогнал собравшихся на кладбище православных, не желавших вступать в церковное общение с еретиками; многие претерпели мучения или были изгнаны из города ActaSS.

Напряженность положения в Александрии усиливалась и из-за распространения при поддержке еп. Георгия ереси Аэтия , выходца из Сирии, некогда обучавшегося в Александрии. Аэтий и его ученик Евномий выступали одновременно и против правосл. Ересь Аэтия была отвергнута К-польским Собором 360 г. В конце концов Георгий возбудил против себя негодование всего населения Александрии. В окт. Дионисия, после чего Георгий был вынужден бежать к имп. Оправдывая свои действия, александрийцы отправили Ариминскому Собору 359 г. IV 17, ср. III 2.

Попытки свт. Афанасия тайно вернуться в город не увенчались успехом: следившие за ним представители власти вынудили Патриарха вновь покинуть Александрию, и неск. Через 3 года вернулся еп. Георгий 26 нояб. Юлиана , что послужило толчком к новым волнениям. Георгий, вздумавший разрушить святилище Митры, был схвачен возмущенной толпой, брошен в тюрьму и после долгих пыток растерзан 24 дек. Юлиан в своем послании александрийцам простил им убийство епископа, вместо к-рого ариане попытались поставить некоего Лукия Сократ. III 3-4. Юлиана о возвращении всех ссыльных епископов, и 21-го числа того же месяца в город торжественно вернулся свт. Афанасий Hist.

В авг. Иоанна Предтечи из Палестины в Александрию Руфин. Но Юлиан Отступник не желал усиления влияния свт. Афанасия и издал проскрипционный эдикт против него: 24 окт. Афанасий вынужден был покинуть Александрию. Прошение александрийских христиан о возвращении их епископа лишь усилило ненависть Юлиана к Афанасию, о чем свидетельствует ответное послание императора. По наущению того же Питиадора толпа язычников ворвалась в один из христ. Юлиана Hist. По вступлении на престол имп. Иовиана , приверженца Православия, стало возможным возвращение Афанасия.

Сначала он отправился в Антиохию ко двору нового императора, к-рому направил догматическое послание с изложением Никейского Символа веры как единственно истинного. Александрийские ариане со своей стороны послали к императору своего ставленника Лукия, пытаясь интриговать против Афанасия Hist. Их усилия остались безрезультатными: под покровительством императора свт. Афанасий вернулся в Египет. Но в нач. Римской империи стал Валент 364-378 , убежденный сторонник арианства. Это повлекло за собой народные волнения, на к-рые городские власти ответили вооруженным захватом храма св. Дионисия, где обычно служил Патриарх. Афанасию удалось скрыться. Народное возмущение было настолько сильным, что Валент отозвал свой эдикт, и 1 февр.

Афанасий вернулся в Александрию, не опасаясь более гражданских властей Hist. Язычники, предавшие огню один из александрийских храмов 11 июля 366 , были наказаны. Попытка Лукия организовать беспорядки в городе в сент. К тому времени установились близкие отношения 2 великих святителей - Афанасия и Василия , незадолго до этого избранного епископом Кесарийским. В 371 г. Афанасий принял посольство Маркелла Анкирского , представившего на его суд Исповедание веры с осуждением савеллиан и ариан. В 372 г. Патриарх вел борьбу с аполлинариевой ересью. Афанасий мирно отошел ко Господу. Афанасий назначил себе преемником Петра, его выбор был одобрен всем епископатом, клиром и народом.

Начало правления Петра II пришлось на возобновление имп. Валентом и префектом Татианом гонений на православных Руфин. Позднее префект Египта язычник Палладий во время Патриаршей службы ворвался с толпой язычников и евреев в храм св. Феоны и учинил погром. Ариане, воспользовавшись отсутствием Петра, при помощи Палладия возвели на кафедру Лукия, к-рого поддерживали Магн и Евзоий , известные противники Православия. Вступление Лукия на престол 375 сопровождалось преследованиями православных, описанными в одном из посланий Петра II: священников и монахов бросали в темницы, а затем ссылали на рудники, 11 епископов и 126 клириков были высланы в Палестину, многих православных осудили на смертную казнь Феодорит. IV 22; Сократ. IV 20-22; Созомен. VI 19-20. Василий Великий направил с мон.

Евгением послание правосл. Арианам в период своего временного господства пришлось столкнуться с упорным сопротивлением православных. Моисея , к-рый по приезде в Александрию отказался принять поставление от Лукия, обвинив его в жестокости, и был рукоположен в горах правосл. Патриарх Петр II вернулся в Александрию после того, как Лукий был изгнан александрийцами, а покровитель ариан имп. Валент погиб в битве под Адрианополем 378. Вступивший в 379 г. Феодосий I Великий был ревностным приверженцем Православия. В это время Александрийский Патриархат не миновали внутренние раздоры. Некто Максим Киник, сблизившись с Петром II Александрийским, стал при поддержке Патриарха претендовать на К-польский престол, на к-рый недавно был избран свт. Григорий Назианзин.

Феодосий прогнал Максима из столицы, и тот, вернувшись в Александрию, стал угрожать Петру, но сам был изгнан из города как смутьян. В 380 г. Петра II на Александрийской кафедре сменил Тимофей. Он построил в Александрии множество храмов и обратил в Православие немало ариан. Тимофей принимал участие в работе Всел. Собора запрещало епископам вмешиваться в дела чужих епархий; за Александрийским Патриархом закреплялся только диоцез Египет, включавший долину Нила, Ливию и Пентаполь. Это, очевидно, было вызвано имевшей место попыткой Максима Киника утвердиться при помощи Петра Александрийского на К-польской кафедре в 4-м прав. Максим упомянут как никогда не бывший епископом и не являвшийся им на момент созыва Собора. Выдвижение на второе место после Рима быстро растущей новой столицы - К-поля прав. Это правило долгое время вызывало возражения Римских понтификов, обосновывавших значение церковных престолов не политической ролью городов, но древностью апостольских миссий.

В послании отцов Аквилейского Собора 381 императорам содержались жалобы епископов на притеснения со стороны Павлина Антиохийского и Тимофея Александрийского и требование созвать большой Собор в Александрии, чтобы положить этому конец Mansi. Однако обстоятельства воспрепятствовали осуществлению этого плана, и в следующем году состоялись 2 отдельных Собора: вост. Патриаршество Феофила 384-412 В нач. На всем протяжении этого столетия язычники оставались многочисленной и влиятельной силой и в Александрии. Юлиан Отступник попытался было вернуть престиж вере предков, издав в столице Египта эдикт 4 февр. В такой обстановке выступления александрийских христиан против язычества могли стоить им жизни Сократ. III 2-3; Созомен. Сохранились сведения о христ. Феодосий Великий, не принимая суровых мер против виновных, все же приказал разрушить все языческие святилища - очаги беспорядков. В 389 г.

Александрийский Патриарх Феофил с изволения императора превратил в христ. После кровавого столкновения христиан и язычников по указанию императора 391 были закрыты александрийский храм Сараписа и святилище того же бога в предместье Александрии Канопе , где Патриарх основал мон-рь Покаяния. Патриаршество Феофила было отмечено не только борьбой с язычеством, но и противостоянием оригенизму. В 394 г. Иеронима Стридонского и св. Вскоре, однако, Патриарх изменил свое мнение, созвав в Александрии Собор против приверженцев идей Оригена, к-рых было немало среди противостоявших Патриарху нитрийских монахов 399. Правление Феофила было омрачено его раздором со свт. Иоанном Златоустом , Патриархом К-польским 398-404. Среди близких Феофилу людей был свящ. Исидор, к-рого он прочил в К-польские Патриархи по смерти Нектария 397.

Однако позже Исидор, осуждавший сребролюбие Феофила и его страсть к строительству, впал в немилость. Изгнанный из Александрии, он нашел прибежище у Иоанна Златоуста в К-поле. Вместе с Исидором там же укрылись преследуемые со стороны Феофила четверо «долгих братьев». Вызванный в К-поль для объяснений, Феофил объединился с противниками Златоуста во главе с императрицей Евдоксией. Результатом был печально знаменитый Собор «У дуба» 404. Но в целом деятельность Патриарха Феофила заслужила признание: отцы Эфесского Cобора 431 называли его вместе с Афанасием Великим в ряду знаменитых учителей Церкви, а св. Кирилла 412-444 По смерти Феофила в Александрии начались споры о преемнике: одни склонялись в пользу его племянника Кирилла , др. Избранный Кирилл, участвовавший в низложении свт. Иоанна Златоуста, долгое время отказывался вносить его имя в диптихи и решился на это лишь в 419 г. Исидора Пелусиота.

Свое правление Патриарх Кирилл начал борьбой с расколом последователей Новациана : он закрыл их церкви в Александрии, конфисковал сокровищницы и лишил имущества их еп. При свт. Кирилле в Менуф близ Канопа были перенесены мощи святых Кира и Иоанна из александрийского храма св. Однако в этой считавшейся священной местности, куда язычники, евреи, а иногда и сами христиане приходили за прорицаниями и исцелением, язычники продолжали собираться еще в кон. Патриархи Александрийские слева направо : свт. Кирилл, свт. Афанасий Великий, свт. Иоанн Милостивый. XVI в. В правление свт.

Кирилла при попустительстве городских властей имело место нападение иудеев на христиан 414. Патриарху пришлось улаживать конфликт, что вызвало жалобу на его самоуправство префекта Александрии Ореста; впрочем, послание свт. Кирилла к императору решило дело в его пользу. На помощь христианам Александрии пришло 500 монахов из Нитрии; один из них, Аммоний, был схвачен властями и умер в заключении под пытками. Противостояние церковных и светских властей накаляло обстановку в городе. Жертвой одной из вспышек насилия стала Ипатия, математик и философ-неоплатоник, подозревавшаяся в том, что, будучи язычницей, настраивала Ореста против Кирилла 415. Ее убийство группой фанатиков причинило немало скорби Патриарху и всей Церкви Сократ. VII 13-15. По свидетельству Пасхального послания свт. Кирилла ок.

Важным делом свт. Кирилла была борьба с ересиархом, Патриархом К-польским Несторием 428-431. Когда в Египте стали известны его высказывания, в к-рых просматривалась новая ересь, они вызвали волнения прежде всего в среде монашества. Патриарх Кирилл обратился к епископам и монахам с посланием, убеждавшим их в правомерности именования Пресв. Девы Богородицей, и одновременно потребовал от Нестория объяснений. Поскольку тот не внял предупреждениям, Кирилл подготовился к борьбе. Наставив находившихся в К-поле александрийских клириков, он направил сообщение о сложившемся положении папе Целестину I, сопроводив его подборкой документов, в результате Несторий был осужден на Соборе в Риме авг. Кирилл, на к-рого папа возложил миссию по исполнению решения Римского Собора в случае упорства Нестория в ереси, созвал в Александрии Собор и по его решению направил Несторию послание с 12 «анафематизмами» 430. Вскоре в Эфесе был созван Всел. III Собор 431 , где под председательством свт.

Кирилла, представлявшего также по поручению папы Римский престол, несторианство было осуждено, а Несторий низложен. Впрочем, мир в Церкви не был окончательно водворен, поскольку произошел конфликт между свт. Кириллом и Патриархом Антиохийским Иоанном , к-рый, опоздав к открытию Собора, вместе с сир. Переговоры о воссоединении Церквей длились 2 года при участии имп. Феодосия II. В результате их Патриарх Кирилл подписал объединительный Символ веры и 23 апр. Низложенный Несторий окончил свои дни в ссылке. Кирилл, проведя в мире последние годы жизни, преставился в 444 г. Собора 451 назвали его «безупречным защитником веры». Вскоре по его кончине АПЦ была ввергнута в ожесточенную борьбу партий, придерживавшихся различных воззрений на природу Христа, повлекшую губительные расколы - монофизитский, а затем монофелитский; начался период быстрого и глубокого упадка АПЦ.

Патриарх Диоскор и зарождение монофизитства По вступлении на престол Диоскор послал в Рим апокрисиария Посейдония с известием о своем избрании. Ответ папы, свт. Льва Великого , содержал рекомендации Александрийской кафедре придерживаться рим. Налицо было сближение 2 крупнейших кафедр, Рима и Александрии, недавно совместными усилиями победивших ересиарха, занимавшего К-польский престол. Но вскоре ситуация изменилась. В 448 г. Осужденный К-польским Патриархом Флавианом Евтихий, ссылавшийся на авторитет свт. Кирилла, воспользовался сочувствием Диоскора и покровительством имп. В 449 г. К-польский Патриарх Флавиан был осужден, а его противник Евтихий оправдан.

Скандальность Собора, решения к-рого принимались под давлением грубой силы, принесла ему дурную славу: он вошел в историю под данным ему папой Львом именем «разбойничьего». Папа, к к-рому обратились осужденные, направил 13 июня 449 г. Римский Собор осудил решения Эфесского 29 сент. Вскоре, при следующем имп. Маркиане , состоялся Всел. На первом заседании папский легат возражал против самого присутствия Диоскора на Соборе; на третьем - александрийские представители диаконы Феодор, Исхирий, пресв. Афанасий, мирянин Софроний свидетельствовали против своего Патриарха. Обвинения касались не только догматических ошибок Диоскора, ему вменялись в вину многие нестроения АПЦ. В итоге Диоскор был лишен кафедры, архиерейского достоинства и права священнодействовать, о чем было сообщено александрийским клирикам, прибывшим на Собор. Управление Александрийским престолом до поставления нового Патриарха было поручено эконому Хармосину и архидиак.

II 18. Отцы Халкид. Собора, отказав Диоскору в праве голоса и осудив ересь Евтихия, приняли также ряд важных решений, касающихся церковного устройства.

В школах они разжигают в детях патриотизм историями, описывая свой народ лучшим из всех народов и всегда правым; во взрослых разжигают это же чувство зрелищами, торжествами, памятниками, патриотической лживой прессой; главное же, разжигают патриотизм тем, что, совершая всякого рода несправедливости и жестокости против других народов, возбуждают в них вражду к своему народу, и потом этой-то враждой пользуются для возбуждения вражды и в своем народе.

В 731 году при халифе Хишаме , достаточно благосклонно относившемся к немусульманам, православным Египта было позволено восстановить их кафедру Александрийского патриарха. Папа Косма , хотя и был в прошлом малограмотным ремесленником, сумел добиться у халифа возвращения многих церквей, перешедшим к коптам после ухода византийцев [2]. При халифе аль-Мутаваккиле 847—861 христианам пришлось пережить тяжёлое гонение. Были разрушены многие церкви, запрещалось совершать Богослужения и Таинства [2] [6]. К X веку произошла арабизация православной общины Египта, у неё сложилась собственная арабоязычная литература, самыми яркими представителями которой были Патриарх Евтихий II и историк X—XI веков Яхья Антиохийский , первую половину жизни проведший в Египте. Этническое самосознание египетских мелькитов халкидонитов было весьма размыто, однако заметно, что они не отождествляли себя ни с ромеями-византийцами , ни тем более с арабами. Распространёнными самоназваниями этой общины были термины «христиане мелькитские», «мелькиты александрийские» и т. Большинство Александрийских Патриархов VIII — начала XI века происходили из земель, находившихся во владении халифата, и были слабо связаны с греко-византийской культурой [2]. Патриархи, видимо греческого происхождения, часто посещали Константинополь , писали свои трактаты и проповеди на греческом языке как Кирилл II на рубеже XI—XII веков [2]. Во время крестовых походов установились связи Александрийского папства с Римским. По просьбе Александрийского папы Николая I ок. Вскоре связи Александрийской церкви с Римом были прерваны, о чём свидетельствует возведение крестоносцами в 1219 году на Александрийский папский престол первого латинского патриарха Афанасия Клермонского. Впрочем, ни он, ни его преемники так и не смогли обосноваться на Александрийском папском престоле и стали носителями номинального почётного титула. Тяжёлый упадок, который переживала Александрийская Церковь под мусульманским владычеством, обусловил крайнюю ограниченность исторических источников, позволяющих судить о её внутренней жизни, общественном устройстве и т. Известно, что численность православных в Египте была крайне незначительной и постоянно сокращалась. С 300 тыс. В 1439 году представитель Александрийского папы Филофея подписал Флорентийскую унию Ферраро-Флорентийский собор [a] [2]. В период турецкого господства[ править править код ] В 1517 году Египет стал одной из провинций Османской империи. Резиденция патриарха Александрийского была перенесена в Константинополь, что способствовало окончательному закреплению в богослужебной практике Александрийской церкви византийской литургии. Александрийские патриархи в этот период жили зачастую также в Константинополе, принимая активное участие в местных делах, и бывая у себя на кафедре наездами. Александрийская патриархия фактически потеряла свою самостоятельность, попав в зависимость от патриарха Константинопольского, который совместно со своим Синодом и назначал Александрийских патриархов. Немногочисленной паствой управлял фактически сам патриарх. Поскольку большую часть православных в Египте составляли греки, то и духовенство Александрийской церкви было исключительно греческим [8]. В Оттоманской империи греческая Александрийская церковь во многом сохранила своё значение благодаря тому, что султаны наделяли всех подвластных им патриархов правами этнархов лидеров нации [9]. Посетивший в 1657 году Египет русский монах Арсений Суханов сообщал, что в Каире «постоянно живут 600 православных арабов и греков». Александрийская церковь почти не имела собственных доходов в Египте и потому постоянно находилась в тяжёлом финансовом положении и жила только благодаря поддержке других Восточных патриархов и помощи православных государств, прежде всего, России [2]. Первым из Александрийских пап побывал в России патриарх Паисий , принимавший участие в Соборе 1666—1667 годов, низложившем патриарха Никона [9]. Во время восстания против наполеоновских оккупационных войск, занявших Египет в 1798 году, толпы мусульман громили христианские кварталы, убивая их жителей [2]. Александрийская церковь в XIX веке[ править править код ] Положение христиан улучшилось лишь в период правления паши Египта Мухаммеда Али 1805—1848. Он взял курс на самостоятельность Египта, восстановил порядок в стране и, будучи человеком прагматичным, веротерпимым, заботясь о доходах казны и развитии промышленности, покровительствовал христианским общинам. Так, после начала греческой революции 1821 года, когда по всей Османской империи шли христианские погромы, Египет был единственным регионом, где власти сумели этого не допустить.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий